Усманова Диана Ахматжановна
Проверила :
Эйдельман Галина Николаевна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Краткая биография
Школа Рубинштейна
Теоретические представления Рубинштейна
Вклад Рубинштейна в психологию.
Заключение
Основная литература
ВВЕДЕНИЕ
Рубинштейн Сергей Леонидович(1889 — 1960) — выдающийся психолог и философ — открыл принципиально новые и весьма перспективные пути в развитии психологической науки и философии. В XX столетии именно он стал основоположником наиболее глубоко разработанной философско-психологической теории деятельности.
Это субъектно- деятельностная концепция, созданная им (начиная с 1910-20-ых годов) и теперь развиваемая дальше некоторыми из его учеников и последователей Он — автор первой в СССР оригинальной онтологии и философской антропологии, с позиций которых он принципиально по-новому разработал теории человека, свободы, субъекта и объекта, субъективного, идеального и объективного, психического и физиологического.
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ
Сергей Леонидович Рубинштейн родился 18 июня 1889 г. в Одессе, в семье адвоката. В 1908 г. он окончил гимназию с золотой медалью. Высшее образование он получил в Европе. Сначала Рубинштейн поступил во Фрайбургский университет, но через 2 семестра уехал в Марбург, где продолжил обучение.
В 1914 г. вышла его первая статья «К проблеме метода». Начавшаяся первая мировая война вынудила Сергея Рубинштейна вернуться в Одессу. С 1917 г. он работал преподавателем в гимназии. В апреле 1919 г. он избран приват-доцентом на кафедре философии. Это произошло благодаря отзыву, сделанному Н.Н. Ланге. В университете Рубинштейн читает психологию, логику, историю философии, а с декабря 1919 г. курс «Введение в философию». В 1921 г, избран профессором психологии ИНО. Написал статью, посвященную памяти Ланге «Принцип творческой самодеятельности».
В 1922 г. сформулировал принцип единства сознания и деятельности. Этот принцип является основой не только в психологии, но и в педагогике. По мнению Рубинштейна, субъект в своих действиях, в актах своей творческой самодеятельности не только проявляется, но и созидается и определяется. Данный метод подразумевает существенную роль деятельности в формировании человека и его психики.
Влияние темперамента на практическую деятельность человека Введение
... учение и труд. Их следует рассматривать в качестве основных видов деятельности людей. Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание ... различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т. п.). Существуют четыре ...
С 1925 г. занимает должность директора Одесской научной библиотеки, активно участвует в развитии библиотечного дела в России.
середины 1928 г. ученый стал внештатным профессором Института народного образования. Этот период был удачным и для его научной деятельности. В Одессе Рубинштейн выпустил ряд статей, в том числе «Развитие мышления у подростков».
В 1930 г. Рубинштейн переехал в Ленинград, где возглавил кафедру психологии Ленинградского педагогического института. Там же в 1935 г. издал книгу «Педагогика и психология», в которой он изложил свою идею о сотрудничестве учителя и учащегося. На качество обучения, по мнению Рубинштейна, влияют не только интеллектуальные данные учеников и постановка обучения, но и отношения учащихся к предмету и преподавателю. Ученый сделал следующий вывод: педагог должен заботиться об установлении правильных отношений с учащимися, если он ставит перед собой задачу не только передачи знаний, умений и навыков, но еще и формирования личности. Рубинштейн также показал в этой книге исследование творческих процессов мышления. Он определяет мышление как процесс, составляющий непрерывное взаимодействие субъекта с объектами познания. Наиболее ярко этот процесс выступает при решении человеком проблем, выдвигаемых различными сферами жизни — экономикой, юриспруденцией, педагогикой, производством, наукой и т.д. Это происходит, как считал Рубинштейн, потому, что проблемность является неотъемлемой чертой познания.
В 1940 г. Рубинштейн издал книгу «Основы общей психологии». В ней он отразил свою теорию личности. Личность понимается им как совокупность отношений с окружающим миром, реализующихся посредством деятельности, познания и общения. Рубинштейн настаивал на необходимости индивидуального подхода в обучении и воспитании.
Сергей Леонидович обратился к проблеме сознания, считая его важнейшей составляющей, а также способом выражения отношения личности к миру — переживание. Предметом особо пристального внимания Рубинштейна стала коммуникативная функция сознания, связанная с речью. Он рассматривал два онтогенетических этапа развития речи в контексте психологических коммуникативных задач, возникающих на разных этапах жизни ребенка. На первом этапе такой задачей является стремление ребенка понять взрослых, на втором — стремление быть ими понятым.
До 19 марта 1942 г. Рубинштейн оставался в Ленинграде, где руководил подготовкой научных работников, приехавших в ЛГПИ из других городов, во время Великой Отечественной войны он участвовал в обороне города. В марте ЛГПИ был эвакуирован в разные города, и Сергей Леонидович вместе с кафедрой психологии переехал в Кисловодск, но пробыл там не долго. Осенью 1942 г. он отправился в Москву, где начал работать в Институте психологии при МГУ.
В 1945 г. Рубинштейн создал сектор психологии в Институте философии АН СССР и возглавил его. На базе этого сектора была организована первая психологическая лаборатория в Академии наук СССР.
В 1946 г. Рубинштейн опубликовал второе доработанное и расширенное издание «Основ общей психологии», которое сыграло роковую роль в его жизни. Психолог был обвинен в космополитизме, недопустимом для советского ученого, в «преклонении перед иностранщиной» и недооценке отечественной науки. В 1948 -1949 гг. его сняли со всех постов, и последующие за этими событиями 5 лет стали годами осуждения всех его трудов.
Мышление, сознание определяются реальным бытием, жизнью людей ...
... "[1]. мышление, сознание определяются реальным бытием, жизнью людей и существуют только как их сознание, как продукт развития указанной системы объективных отношений. Анализ деятельности и составляет ... объектов в форме их субъективных образов в голове человека, в форме сознания. . 3. Психология познавательных процессов. . Марксизм рассматривает восприятие, т. е. непосредственно чувственное ...
Давление критики было огромно. Рубинштейна не печатали, и он посвятил это время работе над углублением теории деятельностного подхода, написал фундаментальную работу «Бытие и сознание», опубликованную только в 1957 г. Последние несколько лет своей жизни ученый посвятил разработке концепции человека в работе «Человек и мир», изданной после его смерти, в 1973 г. Он умер в 1960 г.
ШКОЛА РУБИНШТЕЙНА
Наряду с экспериментальной психологией в России в конце 19-начале 20 века развиваются и другие научные психологические направления. В этот период возникает несколько научных школ и направлений. Так в Грузии сформировалась известная психологическая школа Д.Н. Узнадзе, представители которой взяли на вооружение понятие установки и широко использовали его для анализа психологических явлений .Другое научное направление связано с именем Л.С. Выготского ,создателя культурно – исторической теории развития психики человека. Третья школа ,которая была создана в этот период –школа Сергея Леонидовича Рубинштейна , руководившего в то время научными исследованиями на кафедре психологии МГУ в Институте общей и педагогической психологии. В плане общей психологии проблема мышления разрабатывается в цикле экспериментальных исследований ,проводившихся Рубинштейном и сотрудниками его коллектива . Теоретические установки и экспериментальные результаты их исследований ,направленных на создание общей теории психологии мышления опубликованы в книге Рубинштейна “О мышлении и путях его исследования ”,а также в коллективном труде под его руководством “Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения ” Проведенные эксперименты ставили перед собой цель выявить сам процесс мышления , его ход и динамику , главным образом творческий аспект мышления – способность идти к новым обобщениям ,- и те закономерности ,которые регулируют творческий процесс.
Теоретические представления Рубинштейна
Принцип единства сознания и деятельности
В 30е годы формируются основные принципы психологической науки: детерминизма (важным этапом в реализации этого принципа было создание Л.С. Выготским культурно — исторической концепции), принцип единства сознания и деятельности С.Л. Рубинштейна и его принцип развития.
Понятия сознания и деятельности — узловые категории психологической науки. Систематическая разработка этого принципа в советской психологии началась в 30е годы С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, Б.Г. Ананьевым, Б.М. Тепловым.
Оценивая кризисную ситуацию в мировой психологии, Рубинштейн подчеркивал, что именно методологический кризис связан с приверженностью большинства психологов той конце
опции сознания, которую он назвал декарто-локковской, поскольку сознание неизменно трактовалось как область, открытая только для переживаний субъекта, способного к рефлексии.
Анализ деятельности и индивидуального сознания
... Рубинштейном в 30-е гг. был сформулирован принципиальный для советской психологии принцип единства сознания и деятельности. "Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности и проявляется. Деятельность и сознание ... памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и ...
В противовес этому С.Л. Рубинштейн впервые выдвинул положение о единстве сознания и деятельности. Он писал, что «деятельность и сознание — это не два в разные стороны обращенных аспекта, они образуют органическое целое — не тождество, но единство».
Хотя в то время этот принцип ещё не соотносился с принципом развития, тем не менее он сразу приобрел важное методологическое значение. В нем утверждалось, что не может быть деятельности без сознания и сознания без деятельности. Тем самым защищалось положение о возможности через деятельность изучать сознание и открывалась дорога для объективного исследования психики и сознания: от деятельности, её продуктов — к выявляющимся в ней психическим процессам. Таким образом, принцип единства сознания и деятельности становится основой всех объективных методов психологии.
Введение этого принципа ставило теоретические и методологические задачи раскрытия состава и структуры деятельности. Необходимо было преодолеть идущую от психологии сознания точку зрения, что психика — это внутреннее, а деятельность — это внешнее.
В действительности психика, сознание не является чем -то внутренним. Точно также как деятельность никоим образом не сводится только к внешнему: она имеет внешнюю сторону, но эта сторона не характеризует деятельность однозначно.
Единство сознания и деятельности выражается в том, что сознание и все психические свойства индивида в деятельности не только проявляются, но и формируются: психические свойства личности — и предпосылка и результат её поведения.
По определению С.Л. Рубинштейна, сама деятельность является единством внешнего и внутреннего. Сознание и психика в таком случае оказываются внутренней характеристикой деятельности, а свойство деятельности — протекать в форме извне наблюдаемого поведения — может рассматриваться как характеристика самой психики.
Следовательно, говоря о психике, психолог имеет в виду не отдельное самостоятельное явление, но сторону или неотъемлемую часть деятельности. Говоря же о психике, он должен подразумевать некоторую целостную систему, характеризуемую и с внутренней и с внешней стороны. Деятельность, напротив, оказывается той системой, внутри которой функционирует психика.
В «Основах психологии» Рубинштейн продолжил анализ и окончательно сформулировал принцип единства сознания и деятельности.
Принцип единства сознания и деятельности позволяет ученым, изучая поведение, деятельность, выяснять те внутренние психологические механизмы, которые обеспечивают успешность достижения целей деятельности, т.е. открывать объективные закономерности психики.
Применение принципа единства сознания и деятельности к изучению психических процессов, свойств и состояний позволило объяснить многие явления, прежде казавшиеся непонятными, выявить некоторые важные закономерности психического развития человека.
В свете этого принципа разрабатываются понятийный аппарат психологии и методы конкретно — научных исследований.
Таким образом мы можем сделать несколько выводов. Во — первых, психика и деятельность человека неразрывно связаны между собой, поэтому изучение психики и исследование закономерностей её развития целесообразно строить на принципах деятельного подхода. Во — вторых, деятельность, которой занимается человек, в значительной степени определяет развитие его мотивов и жизненных ценностей, определяющих общую направленность субъекта. Следовательно, особенные виды деятельности влияют на закономерности психического развития человека.
Раздел IV. Психология познания: мышление и речь
... психология. 2001. №1. С. 1-17. Мышление как действие//Прикладная психология. 2001. №3. С.1-17. 8. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления ... с вербальными обозначениеями, выходящими за пределы наглядности. Мышление и практика. Мышление как познавательная теоретическая деятельность тесным образом связана с действием. Человек познает ...
Включив деятельность в сферу психологического изучения, Рубинштейн в то же время указывал, это не значит, что поведение, деятельность человека в целом является предметом психологии. Деятельность человека — это сложное явление и различные её стороны изучаются разными науками. С.Л. Рубинштейн отличал деятельность от поведения, причем для Рубинштейна поведение — это особая форма деятельности. Деятельность становится поведением тогда, когда мотивация человеческих действий из предметного плана переходит в план личностно — общественных отношений. С.Л. Рубинштейн описывал деятельность через цели, мотивы, действия, операции.
Принцип детерминизма С.Л. Рубинштейна
Положения диалектико-материалистического принципа детерминизма были развиты С. Л, Рубинштейном в связи с анализом философских проблем психологии (изучением природы психических явлений).
Здесь происходит двухсторонний процесс: развитие психологической теории на философской основе диалектического материализма и развитие самих философских проблем на материале конкретной науки — психологии.
С.Л. Рубинштейну принадлежит заслуга распространения диалектико-материалистического принципа детерминизма на анализ психических явлений вообще и явлений мышления в частности.
Философский анализ, проделанный ученым, показал, что принцип детерминизма является узловым, объединяющим марксистско-ленинскую теорию отражения и рефлекторную теорию психического — основные философские положения, без
которых невозможно понимание природы психического вообще и мышления в особенности.
Теория отражения дает понимание мышления как активного процесса мысленного восстановления объекта, действительности во всей её конкретности, как процесса взаимодействия субъекта и объекта. Теоретический анализ дал возможность превратить принцип детерминизма в принцип экспериментального психологического исследования мышления.
Анализ проблем, перед которыми остановилась мысль зарубежных ученых, не вооруженных соответствующей методологией, дал С. Л, Рубинштейну возможность выдвинуть новую постановку этих проблем, а также наметить новые, которые могли возникнуть только в результате применения этой методологии к решению проблем мышления.
Задача научного мышления заключается в раскрытии сущности многообразных и сложных явлений мышления, в выявлении мышления во всех его существенных связях или в решении центральной проблемы детерминации мышления. Анализ этих проблем теории мышления содержится в книге Рубинштейна «Бытие и сознание».
На основе решения этих вопросов происходит выявление специфического предмета психологии мышления, теоретическому и экспериментальному анализу которого посвящена книга С.Л. Рубинштейна » О мышлении и путях его исследования».
Применительно к явлениям мышления принцип детерминизма был использован не только теоретического анализа, но и для построения экспериментальных исследований.
Психология деятельности спортсмена
... -психологических явлений в спортивном коллективе. ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА Психология деятельности спортсмена Деятельность спортсменов носит соревновательный характер и по своей сути направлена ...
Вклад Рубинштейна в психологию
Разработал деятельностный подход в философии, психологии и педагогике: человек и его психика формируются и проявляются в изначально практической деятельности и потому должны изучаться через их проявления в основных видах деятельности (в труде, познании, учении, игре и т. д.) (“Основы общей психологии”, 1946).
Основными особенностями деятельности Рубинштейн считал: социальность — деятельность осуществляется только субъектом (человечеством, группой людей, личностью); деятельность как взаимодействие субъекта с объектом является содержательной, предметной, а не чисто символической и фиктивной; деятельность всегда творческая и самостоятельная. Деятельность определяется своим объектом, не прямо, а лишь опосредствованно через ее внутренние, специфические закономерности (через цели, мотивы и т. д.).
Это частное проявление разработанного Рубинштейном всеобщего принципа детерминизма: внешние причины действуют только через внутренние условия того, на кого или на что эти внешние воздействия оказываются (“Бытие и сознание”, 1957).
С этих позиций Рубинштейн и его учениками создана теория мышления как деятельности и как процесса. При объяснении любых психических явлений личность выступает как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (педагогические и т. д.).
В личности есть компоненты разной меры общности и устойчивости: например, существуют общие для всех людей свойства зрения, обусловленные распространением солнечных лучей на Земле, и, напротив, есть психические свойства людей, которые могут изменяться в зависимости от этапов социально-экономического развития общества (мотивация и др.).
С учетом этого Рубинштейн разработал оригинальное понимание предмета общей, социальной и исторической психологии, раскрывающее взаимосвязь общечеловеческого и классового в психике людей.
Заключение
Интерес исследователей к научному наследию С.Л. Рубинштейна с годами не ослабевает. Об этом свидетельствует многое: это и теоретико-методологический анализ основных работ, и переиздание его трудов, а также науковедческий анализ его творческой биографии. Ученые выявляют связь наследия С.Л. Рубинштейна с актуальными проблемами современной психологической науки и практики, открывая новые грани его творчества. Но его научное наследие настолько обширно и многогранно, что, думается, в нем до сих пор остаются малоизученные и не оцененные по достоинству идеи.
Проблемы, затрагиваемые в творческом наследии С.Л. Рубинштейна, его оригинальные мысли, научные трактовки идей, его аналитические способности, его умение находить и систематизировать нужное и важное было очень востребовано в процессе становления психологической науки в советское время, и в настоящем его труды изучаются ведущими психологами, цитируются, берутся за основу различных научных концепция.
Этот человек прожил непростую полную событий творческую жизнь и сделал огромный неоценимый вклад в развитие отечественной психологической науки в частности и мировой психологии вообще.
Основная Литература
1. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна. М., 1989.
2. Абульханова-Славская К – А., Брушлинский А.В. Послесловие. Исторический контекст и современное звучание фундаментального труда С.Л. Рубинштейна // Рубинштейн С.Л. Основ общей психологии. Т. II. М., 1989. С. 250–283.
1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...
... психологического исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- целенаправленное, ... психика человека. Основная задача изучение законов психической деятельности человека. Общая психология – это наука, изучающая особенности возникновения и формирования познавательных процессов, ...
3. Арсеньев А.С. Десять лет спустя. О творческой судьбе С.Л. Рубинштейна // Вопр. философ. 1998. №11. С. 43 – 68.
4. Воловикова М.И. Моральное развитие и отношение: взрослые – дети // Применение концеции С.Л. Рубинштейна в разработке вопросов общей психологии. М., 1989. С. 131 –141.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1989.
7. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопр. философии. 1989. №4. С. 89–95.
8.Сергей Леонидович Рубинштейн. Очерки. Воспоминания. Материалы. М.: Наука, 1989.
[1] Арсеньев А. С. Десять лет спустя. О творческой судьбе С. Л. Рубинштейна // Вопр. философ. 1998. № 11. С. 43..
[2] Арсеньев А. С. Десять лет спустя. О творческой судьбе С. Л. Рубинштейна // Вопр. философ. 1998. № 11. С. 44.
[3] Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопр. философии. 1989. № 4. С. 91..
[4] Арсеньев А. С. Десять лет спустя. О творческой судьбе С. Л. Рубинштейна // Вопр. философ. 1998. № 11. С. 49.
[5] Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна. М., 1989.
[6] Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Послесловие. Исторический контекст и современное звучание фундаментального труда С. Л. Рубинштейна // Рубинштейн С. Л. Основ общей психологии. Т. II. М., 1989. С. 250—283.