Реферат по биоэтике

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

Институт медицинского образования

Реферат по биоэтике

«Специфика психиатрии как медицинской дисциплины под этическим углом зрения».

Работу принял:

Доцент кафедры сестринского дела, заместитель декана

Т.Н. Борисова

__________________

(подпись) __ __________ 2016 г.

Работу выполнил:

студентка группы

­­­­­_______ А.С.Иванова

(подпись) __ ___________ 2016 г.

Великий Новгород

2016

Содержание:

Введение Специфика этических проблем в психиатрии. Задачи психиатрической этики Кодекс профессиональной этики психиатра. Отношение к психически больным. Модели психических заболеваний. Заключение Список литературы и интернет ресурсов

Введение.

Медицинская этика резко выделяется, если ее сравнивать с профессиональной этикой педагогов, юристов, ученых, журналистов и т. д. Во-первых, ни в какой другой профессии, кроме медицинской, нет столь авторитетной и отчетливой исторической традиции. Во-вторых, в последние десятилетия именно в медицине профессиональная этика стала также и теоретической дисциплиной, получившей название «биомедицинская этика», или «биоэтика».

Среди медицинских дисциплин психиатрия — самая социальная по своему предмету, методологии исследований и практических действий. На состояние психического здоровья огромное влияние оказывают социальные факторы, изучение которых необходимо для психиатрии как медицинской науки. Именно социальная ориентированность психиатрии часто превращала ее в арену острой борьбы различных идеологий, общественных мнений, социальных, этических и правовых концепций и возлагала на психиатров большую нравственную ответственность перед обществом.

Специфика этических проблем в психиатрии.

Специфика определяется следующим: 1) предметом психиатрии; Психиатрия изучает болезненные изменения в нервно-психической сфере, их причины, разрабатывает методы лечения, профилактики и реабилитации психически больных. 2) спецификой обследования, диагностикой и лечением психически больных; Для исследования психических заболеваний совместно с основными методиками клинической медицины, такими, как осмотр, пальпация, перкуссия и аускультация, немаловажными и даже первостепенными служат основные приемы для выявления и оценки психического состояния — наблюдение за больным и беседа с ним. 3) особенностями отношения психически больных к своей болезни и лечебному процессу; Реакция личности на болезнь зависит от ряда факторов: 1) характер заболевания, его острота и темп развития; 2) представление об имеющемся заболевании у самого больного; 3) характер лечения и психотерапевтическая обстановка; 4) личность больного; 5) отношение к болезни родственников и сослуживцев, т. е. общественный резонанс, вызывающий развитие этого заболевания.

Выделяется несколько вариантов реакции личности на болезнь: астенодепрессивный, психастенический, ипохондрический, истерический и эйфорически-анозогнозический. Реакция личности на болезнь определяется влиянием характера диагноза, изменением физической полноценности и внешности человека, его положением в семье и обществе, жизненными ограничениями и лишениями, связанными с имеющейся болезнью, а также необходимостью лечения (стационарного и амбулаторного), оперативного вмешательства.

4) социальным положением психически больного человека в обществе (в микро-и макросоциальной среде) и тем морально-психологическим климатом, который создается вокруг него; 5) отношением населения к психически больного человека и к психиатрическому диагнозу; 6) спецификой врачебной тайны.

Во-первых, психиатрия имеет дело с социально функционирующей личностью, в понятие патологии которой входят ее деформированные социальные отношения, а в число патогенных факторов включаются сложные социальные ситуации, которые этой личностью воспринимаются и осознаются.

Во-вторых, диагноз психического расстройства несет на себе такую негативную социально-этическую нагрузку, какой не имеет ни одна другая клиническая медицинская специальность. Это оборачивается для психически больных пациентов снижением общественного доверия, ущемлением достоинства, ограничением прав.

В-третьих, к некоторым категориям больных в психиатрии применяются недобровольные медицинские меры, включающие принуждение и даже насилие. Недобровольное оказание психиатрической помощи заключает в себе глубокое и напряженное противоречие, с одной стороны, между, необходимостью применения медицинских мер к лицам, которые представляют опасность и не осознают грозящего им вреда, и, с другой стороны, их отказом от предлагаемой медицинской помощи.

В-четвертых, особенность психиатрии состоит в том, что пациенты, с которыми она имеет дело, из-за глубоких расстройств психики не могут не только самостоятельно защитить, но и выразить свои интересы. Также бывают и такие, которые, несмотря на наличие психических расстройств, по степени своей личностной автономии, персональной ответственности, интеллектуального развития, нравственного и правового сознания не уступают врачу-психиатру (а порой и превосходят его).

Из этого следует неоднозначность модели взаимоотношений врача и пациента: в психиатрии являются адекватными как «патерналистская», так и «партнерская» (совещательная) модели.

В-пятых, особенностью психиатрии является ее двуединая функция: защиты интересов больного и интересов общества.

В практике врача-психиатра постоянно встречаются следующие социальные проблемы: 1) поведение больного противоречит его собственным интересам; 2) поведение больного противоречит интересам общества; 3) общество или отдельные его члены наносят (могут нанести) ущерб интересам больного.

Задачи психиатрической этики.

Одна из важных задач психиатрической этики — повышение толерантности (терпимости) общества по отношению к лицам с психическими отклонениями, преодоление предвзятости, отчуждения, а также регулирование санкций в отношении психически больных.

Также, задачей психиатрической этики является ограничение сферы принуждения при оказании психиатрической помощи до пределов, определяемых медицинской необходимостью, что служит гарантией соблюдения прав человека.

Еще одной задачей является установление оптимальных взаимоотношений между врачом и пациентом, способствующих реализации интересов больного с учетом конкретной клинической ситуации. В любых случаях применения врачом-психиатром недобровольных медицинских мер приоритетной для него должна быть забота о психическом здоровье и благополучии своего пациента.

Профессиональная этика требует от психиатра предельной честности, объективности и ответственности при вынесении заключений о состоянии психического здоровья обследуемых лиц. Правдивость предполагает право на объективную и полную информацию о болезни.

Перед врачом стоит еще одна сложная задача — сформировать у больного и его родственников такое представление о болезни, которое способствовало бы успешному проведению всего лечебного реабилитационного процесса. Для этой цели он использует все средства для воздействия на их сознание и самосознание, создает вокруг них соответствующую окружающую обстановку, действуя при этом словом и делом.

Кодекс профессиональной этики психиатра.

Одним из основных международных нормативных актов медицинской этики в области психиатрии является Гавайская декларация, принятая Всемирной психиатрической ассоциацией (ВПА) в 1977 г. и переработанная в 1983 г. Прямое отношение к обсуждаемой теме имеют также «Принципы защиты лиц, страдающих психическим заболеванием, и улучшения здравоохранения в области психиатрии», принятые Генеральной ассамблеей ООН в 1991 г. («Право и психиатрия», 1991).

«Кодекс профессиональной этики психиатра» состоит из 12 статей:

1) цель профессиональной деятельности психиатра; 2) профессиональная компетентность психиатра; 3) принцип непричинения вреда; 4) недопустимость злоупотреблений; 5) уважение личности пациента; 6) «терапевтическое сотрудничество»; 7) информированное согласие; 8) конфиденциальность; Информация, полученная психиатром в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в случае необходимости должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов пациента.

9) научные исследования; 10) профессиональная независимость; 11) взаимоотношения с коллегами; 12) ответственность за нарушение кодекса.

Рассмотрим лишь некоторые узловые моменты этого документа. «Психиатр должен уважать право пациента соглашаться или отказываться от предлагаемой психиатрической помощи после предоставления необходимой информации…» («Кодекс профессиональной этики психиатра», ст. 7).

Учитывать психическое состояние пациента — значит, в частности, определять степень его компетентности. Компетентность пациента — понятие относительное, не имеющее однозначной связи с клиническим состоянием.

Применение недобровольных мер в современной психиатрии осуществляется на основе этической доктрины «наименее ограничительной альтернативы». Отечественный психиатрический этический кодекс предписывает: «Никакое психиатрической вмешательство не может быть произведено против или независимо от воли пациента, за исключением случаев, когда вследствие тяжелого психического расстройства пациент лишается способности решать, что является для него благом, и когда без такого вмешательства с высокой вероятностью может последовать серьезный ущерб самому пациенту или окружающим. Применение психиатром в этих случаях к пациенту недобровольных мер необходимо и морально оправданно, но допустимо лишь в пределах, которые определяются наличием такой необходимости».

Понятие «злоупотреблений психиатрией» подразумевает неподобающее применение ее как знания, как специальных методов и средств, как особой системы социальных учреждений. «Злоупотребление психиатрией есть умышленное причинение морального, физического или иного ущерба лицу путем применения к нему медицинских мер, не являющихся показанными и необходимыми, либо путем неприменения медицинских мер, являющихся показанными и необходимыми, исходя из состояния его психического здоровья».

При психиатрических исследованиях должны соблюдаться основные требования биоэтики: добровольность, право на отказ пациента на любом этапе и по любым мотивам. Должны быть четко и заранее определены границы допустимости риска причинения ущерба пациенту и вероятность достижения положительного эффекта.

Психиатр-исследователь должен руководствоваться приоритетом блага пациента над общей пользой и научными интересами.

Эксперимент должен быть точно зафиксирован и не искажаться при опубликовании. Кроме того, строго должна соблюдаться врачебная тайна в отношении личности пациента.

Эксперименты в области психиатрии очень сложны, их последствия не сразу становятся очевидными. Известна драматическая история психохирургического вмешательства — лоботомии, которая может служить образцом такого отсроченного результата.

Юридические нормы не могут отразить всего многообразия конфиденциальных взаимоотношений врачей и пациентов, а также их родственников и близких, поэтому в основном эта сторона взаимоотношений регулируется моралью и этикой. Тем более что закон устанавливает исключения из правила конфиденциальности в медицинской практике, что создает противоречивые, конфликтные житейские ситуации, выход из которых врачу помогает найти профессиональная этика.

В данной работе мы имеем возможность лишь обозначить многочисленные моменты психиатрической практики, представляющие угрозу конфиденциальности: 1) прекращение контакта с пациентом; 2) разговоры о больных во внеслужебной обстановке; 3) особенности организации работы современных медицинских учреждений; 4) записи в медицинских документах; 5) запросы «третьих лиц»; 6) общение с родственниками (близкими) больного; 7) общение с законными представителями больного; 8) преподавание психиатрии и научные исследования; 9) групповая психотерапия; 10) общение с представителями средств массовой информации.

Действующее российское законодательство предписывает врачу сообщать конфиденциальную медицинскую информацию, даже если на то нет согласия пациента, в следующих конкретных случаях: 1) законным представителям несовершеннолетних или недееспособных пациентов; 2) по запросу органов дознания, следствия, суда, прокуратуры.

Помимо этого существуют четыре типа ситуаций, в которых и закон, и этика допускают возможность нарушения конфиденциальности. Это ситуации, где психиатр убежден в том, что пациент совершит опасные действия. Сюда относятся: 1) самоубийство — и тогда этика не препятствует сообщать членам семьи (близким) пациента о его суицидальных намерениях; 2) убийство или иные насильственные акты — и тогда об этом предупреждается предполагаемая жертва либо правоохранительные органы; 3) распространение инфекционных заболеваний (в том числе венерических, СПИДа), массовые отравления и поражения — и тогда информируются лица, находившиеся в контакте с больным, а также органы здравоохранения, гражданской обороны и др.; 4) жестокое обращение с детьми (включая сексуальные злоупотребления) — и тогда, в зависимости от конкретной ситуации, сведения направляются родителям либо правоохранительным органам, администрации детских учреждений, органам опеки и попечительства.

Отношение к психически больным.

Психически больной высказывает нелепые мысли и неправильно воспринимает окружающий мир, но он хорошо понимает, как к нему относятся окружающие — хорошо или плохо.

Хорошее отношение больному приятно, и за него он часто благодарит персонал по выздоровлении; напротив, плохое отношение волнует его, он обижается и сердится. Ласковое слово всегда облегчает состояние больного, неосторожное слово ухудшает течение его болезни. Медперсонал во время работы в отделении должен быть всегда спокойным, учтивым, приветливым. При входе в палату надо поздороваться с больными, а при уходе — попрощаться. Медперсонал должен сохранять неизменное спокойствие, самообладание, терпение, на лице не должно отражаться ни болезни, ни раздражения. Унылый вид влияет на больных, которые могут находиться в угнетенном состоянии. Разговаривать нужно тихо, но не шептаться, так как больные могут быть подозрительны. Не нужно хлопать дверями, греметь посудой, ключом при отпирании и запирании дверей. Вид каждого работника должен быть аккуратным. Не следует работникам надевать броши, браслеты во избежание срывания их больными в состоянии возбуждения.

Нельзя относиться к больным с жалостью. Это их волнует и, наоборот, способствует появлению новых бредовых идей, ощущения безнадежности собственного состояния. К больному необходимо обращаться на «вы», называть его по имени и отчеству. Это способствует возникновению доверия к персоналу. Нельзя выказывать кому-то предпочтение, это только волнует. Не нужно обижаться на больного психически, так как его поведение зависит от болезненного изменения деятельности его головного мозга. Психически больной не понимает шуток; также нельзя исполнять какие-то поручения больных, бывать у их родственников. Эти просьбы вызваны неправильными мыслями, стремлениями к самоубийству, нелепыми подозрениями больного. Эти вопросы решает врач.

Весь персонал отделения должен добиваться от больных доверия, только тогда можно будет знать все мысли больных, что облегчает уход и помощь. Не рекомендуется спорить и ссориться с больным, так как больной считает себя правым, и переубедить его нельзя. Если больной высказывает неправильные мысли, лучше промолчать или заговорить о чем-то другом. Не следует задавать больному вопросов о семье, материальном и служебном положении, потому что больной увидит умысел — ведется тайное расследование по поводу его мнимых преступлений.

Не следует поддерживать многоречивость возбужденных и болтливых маниакальных больных. Такие больные могут говорить без конца; если же их слушать, то это будет толкать их на новые и новые мысли. В подобных случаях надо уклоняться от длительного выслушивания больных под каким-либо предлогом. Так как маниакальные больные бывают гневливы, нужно сделать это деликатно. Даже молчать надо с умением, так как больной может подумать, что им недовольны, не хотят разговаривать. Поэтому необходимо, чтобы у персонала было всегда приветливое отношение. Конечно, если сестра видит, что больному хочется поговорить, если сам больной вызывает ее на беседу, то никогда не следует уклоняться.

Уход за больным становится очень трудным делом тех случаях, когда он подозрителен и недоверчив.

Иногда больной отказывается соблюдать установленный режим: например, не встает с постели, не хочет идти на прогулку. В таких случаях сестра должна постараться убедить больного выполнять то, что от больного требуется. Следует говорить, что это необходимо для здоровья, что им будут довольны его родственники, что нужно показать пример его соседям по палате, и тогда он скорее выздоровеет и вернется домой. Иногда больной не понимает, что он болен; пререкаться с ним нельзя, больного оставляют в покое и сообщают врачу, который примет меры. Но, как правило, это быстро проходит, так как сказывается сила коллектива остальных больных. Когда больной не подчиняется режиму, но видит, что остальные больные соблюдают его, то и он под их влиянием начинает соблюдать режим.

Персоналу нельзя говорить друг с другом при больных о своих личных делах, больничных событиях, происшествиях внебольничной жизни. У больного с бредовыми идеями это может вызвать вспышку возбуждения, так как он неправильно понимает этот разговор и принимает его на свой счет.

Наблюдать за больными нужно незаметно, во избежание излишней взволнованности больных. Днем и ночью медперсонал должен быть одинаково бдительным. Ночью нельзя спать, иначе это может привести к несчастью. Больной может воспользоваться тем, что персонал спит, и напасть на соседа по койке или причинить вред самому себе.

Наблюдение и уход за больными при различных патологических заболеваниях

Медсестра должна быть внимательной, если больной начинает охать, стонать, если его лихорадит и у него поднялась температура тела, появилась сыпь, отек; о таких случаях нужно немедленно сообщать врачу, чтобы предотвратить возможное начало какого-нибудь инфекционного заболевания или аллергической реакции.

Особенно важно следить за естественными оправлениями больных. У многих психически больных бывают запоры, при которых накапливаются гнилостные каловые массы. При запорах ставят клизмы. Медсестра должна организовать пост в коридоре для санитарки, и она записывает, когда был стул или мочеиспускание у больных, какой кал оставляет после себя больной, нет ли в нем глистов, примесей крови.

У больных могут быть поносы. Кал таких больных исследуют в лаборатории для исключения инфекции; при подтверждении патологии больных переводят в инфекционное отделение, где организуют индивидуальный пост; при невозможности этого больного (если он буйный) изолируют в своем отделении.

Медсестра должна установить строгий контроль за опорожнением кишечника и мочевого пузыря у бессознательных и лежачих больных. Неопрятных больных, испражняющихся и мочащихся под себя, берут под индивидуальный уход.

Иногда у больных может быть задержка мочеиспускания как осложнение при лечении нейролептиками. Если больной не мочится, ему спускают мочу катетером.

В женском отделении медицинская сестра ведет тетрадь о наступлении менструации у больных женщин. О нерегулярности цикла, отсутствии менструаций или о длительных менструациях, сопровождающихся кровотечением, нужно докладывать врачу.

Модели психических заболеваний.

Известно, что психическая болезнь проявляется не только на уровне биологических закономерностей. Она затрагивает личность больного, меняя направление мыслей и образ действий. В этом смысле болезнь является экстремальной ситуацией, как для больного, так и для членов его семьи.

Каждая болезнь воспринимается и оценивается личностью в зависимости от его индивидуальных особенностей, характера заболевания и имеющейся у нее медицинской информации. В настоящее время довольно часто встречаются пациенты, которые еще до прихода к врачу располагает некоторыми сведениями о своей болезни. Эту информацию они получили или доступной им медицинской литературы или из других источников. Иногда аналогичной информацией располагают и родственники больного, но их отношение к ней может существенно отличаться от оценки ее больным. Оценка заболевания больным и его родственниками зачастую не совпадает с оценкой врача.

Таким образом, мы имеем три реально существующие модели болезни. Их полная или частичная несовместимость служит иногда поводом для образования конфликтных этико-психологических ситуаций. Они могут возникать при решении вопроса о госпитализации больного в лечебное учреждение, при выборе форм и методов лечения, при постановке и снятии диагноза, при переводе больного на инвалидность и по другим причинам.

Научная модель психической болезни весьма изменчива и зависит от ряда объективных и субъективных факторов. Она отражает как объективные медико-биологические закономерности патологического процесса, так и связанную с ним систему отношений общества к больному, поэтому каждому этапу развития психиатрии присущи свои представления о болезни, ее клинических, этико-психологических и правовых аспектах. В своей обобщенной форме научная модель болезни обезличенная, но в каждом конкретном случае она находит действенную силу, ставя психически больного человека в соответствующие рамки практической медицины, медицинской этики и права.

Больной и его родственники, осознавая или не осознавая данную ситуацию, объективно сталкиваются с ней, так как она санкционирована обществом и возведена в ранг научных положений, правовых норм и нравственных принципов. И задача врача-психиатра состоит в том, чтобы привести их представления в соответствие с реальной действительностью.

Конечно, нет необходимости вводить больного и его родственников в круг профессиональных знаний о болезни, но дать (с учетом медицинской этики и деонтологии) исчерпывающую информацию о проблемах, стоящих перед ними в связи с болезнью, профессиональный и моральный долг врача -психиатра. Это могут быть вопросы, касающиеся выбора методов лечения болезни, ее прогноза, трудоспособности и дееспособности больного, взаимоотношений его в семье и других формальных и неформальных социальных группах, где формируется определенная общественная мысль о больном и его заболевании.

При решении этих проблем могут возникать нравственные конфликты. В конфликтной ситуации, которая возникает либо в сфере межличностного общения врача и пациента, или в самой личности, человек поставлен перед необходимостью выбора одного поступка и действия из двух возможных, но взаимоисключающих друг друга. Поэтому выход из морального конфликта всегда сопряжен для личности с осознанием содержательной ценности моральных норм применительно к конкретной жизненной ситуации и своего поведения в ней. В таких случаях перед личностью врача и пациента могут возникнуть проблемы двоякого плана: выбор из двух моральных требований одного, выбор морального или внеморальном (правового и др.) поведения.

Заключение.

Общим моральным основанием, из которого исходит любая медицинская, в том числе психиатрическая практика, является позитивная ценность здоровья и жизни человека. Психиатрическая этика стремится к достижению баланса интересов пациента и общества на основе ценности здоровья, жизни, безопасности и благополучия граждан.

Список литературы и интернет ресурсов:

Дмитриева Т.Б., Руководство по социальной психиатрии. Иванюшкин А.Я., 1998. Тихоненко В.А., 1990. Этика практической психиатрии. Руководство для врачей / под ред. В. А. Тихоненко.

Этика практической психиатрии. Руководство для врачей. М., 1996. Мелехов Д.Е. Проблемы реабилитации психически больных // В кн. Актуальные проблемы невропатологии и психиатрии. М.: Медицина, 1994.

Биомедицинская этика — Учебное пособие (Асеева И.А.) uchebnik-online.net/book/ http://psyera.ru/psihiatriya-i-etika_7480.htmhttps://books.google.ru/

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector