Психоаналитический подход в работах Анны Фрейд

Перечень примерных вопросов к экзамену

1. Проблема стереотипов обыденного сознания по отношению к подросткам

2. Психоаналитический подход в работах Анны Фрейд

3.Социопсихоаналитическая теория Э. Эриксона (самоидентичность; семь конфликтов; психосоциальный мораторий; компоненты идентичности).

4. Подростковый возраст в описании Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина.

5. Формирование идентичности по Эриксону.

6. Типичные реакции при переходе от детства к взрослости.

7. Возрастные задачи развития подростка.

8. Проявления амбивалентности подростка.

9.Особенности эмоциональной сферы в пубертатный период.

10.Особенности структуры самосознания в пубертатный период.

11.Формирование Я-концепции (образа «Я») и ее составляющие: социальное «Я»; физическое «Я»; психологическое"Я".

12.Особенности общения в пубертатный период.

13. Проявления подросткового кризиса идентичности.

14. Половое созревание и физическое развитие подростка.

15. Психологическое сопровождение становления полового самосознания и поведения подростков.

16. Напряженность в отношениях между подростками и родителями

17.Особенности подростковой субкультуры

18. Отношение подростка к своей телесности.

19. Проблемы отношения подростка с собственным характером.

20.Психологическое сопровождение становление полового самосознания и поведения подростков.

21.Проблемы целеполагания и построения жизненной перспективы у подростков.

(Вопросы с 18 по 21 освящены в тренинговых программах для подростков- это есть у вас в эл. Версии)

Психоаналитический подход в работах Анны Фрейд

Каждая фаза развития ребенка, по мнению А. Фрейд, есть результат разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями внешнего социального окружения. А. Фрейд считает, что, учитывая фазы, можно построить линии развития для бесконечного количества сфер детской жизни. Особое внимание в психоанализе уделяется линии развития от инфантильной зависимости к взрослой половой жизни.

21 стр., 10013 слов

Развитие и формирование самосознания в младшем подростковом возрасте

... , обеспечивающих оптимальные возможности для выявления особенностей самосознания в начале подросткового возраста, для развития у младших подростков способности к самопознанию и самоанализу. ... требования общества. В концепции Фрейда “Я”, сознание, самосознание - явления однозначные. В качестве определяющих факторов развития самосознания З.Фрейд выделял врожденные биологические инстинкты, ...

Ступени от незрелости к зрелости, а не хронологический возраст, рассматриваются ею как показатели развития. Если рост происходит путем прогрессивного продвижения к более высокому уровню, то нормальное детское развитие, согласно взглядам А. Фрейд, идет скачками, не постепенно шаг за шагом, а вперед и снова назад с прогрессивными и регрессивными процессами в их постоянном чередовании. Дети в ходе своего развития делают как бы два шага вперед и один назад.

В отличие от классического психоанализа, изучающего прежде всего скрытые от сознания психические явления, А. Фрейд одна из первых в детской психоаналитической традиции распространяет основные положения З. Фрейда на сферу сознания, изучая инстанцию «Я» личности. А. Фрейд рассматривает детское развитие как процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности.

Становление принципа реальности, с одной стороны, и мыслительных процессов, с другой, открывает путь для новых механизмов социализации — таких, как подражание, идентификация, интроекция, способствующих образованию инстанции «Сверх-Я». Формирование эффективного «Сверх-Я» означает для ребенка решающий прогресс в социализации. Ребенок теперь способен не только подчиняться моральным требованиям своего социального окружения, но и «сам принимает в них участие и может чувствовать себя их представителем». Однако, эта внутренняя инстанция еще очень слаба и долгие годы нуждается в поддержке и опоре со стороны авторитетного лица (родители, учитель) и может легко разрушиться из-за сильных переживаний и разочарования в нем.

Подражание, идентификация, интроекция — необходимые предварительные условия для последующего вступления в социальное сообщество взрослых. Далее должны быть сделаны новые шаги «наружу»: из семьи в школу, из школы в общественную жизнь. И каждый из этих шагов сопровождается отказом от личных преимуществ, от «индивидуально-внимательного» отношения к себе. Так, внутри школьного класса существует одинаковый порядок для всех учеников, хотя они как личности отличаются друг от друга. В общественной жизни все люди равны перед законом. «Законы жестки и безличны, и их нарушение приводит к легальным санкциям, независимо от того, какие жертвы для индивида означает их применение, облегчает или осложняет эту жертву его характер и интеллектуальный уровень», — подчеркивает А. Фрейд.

8 стр., 3666 слов

Формирование и развитие морали

... подростковом возрасте продолжается процесс формирования и развития самосознания ребенка. В отличие от предыдущих возрастных этапов ... Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших людей, подросток часто некритически ... что в ранней юности по сравнению с отрочеством значительно снижается острота межличностных конфликтов и в ...

Особенности структуры самосознания в пубертатный период

Развивающееся самосознание именно в отрочестве делает человека особенно тревожным и не уверенным в себе.

Подросток стремится осмыслить свои притязания на признание; оценить себя как будущего юношу или девушку; определить для себя свое прошлое, значение личного настоящего, заглянуть в личное будущее; определиться в социальном пространстве — осмыслить свои права и обязанности. Подросток заинтересованно оценивает себя и других, соотнося присущие себе особенности с тем, как ведут себя сверстники и взрослые.

«Мы — группа сверстников», т. к. общение со сверстниками выступает как потребность и значимая деятельность.

Завышенные максималистские притязания и возможности их реализации часто вступают в противоречие, что приводит к так называемому кризису идентичности. Подросток испытывает неуверенность в себе, которая борется с чувством собственной уникальности.

Притязание на признание в отрочестве направлено на приобретение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых; развитие духовности и интеллектуального потенциала, столь необходимых для гражданской зрелости; выбор и подготовку к профессии; подготовку к браку и семейной жизни.

Самосознание подростка, пусть и в незрелой форме, уже включает в себя все компоненты самосознания взрослой личности. Развивающееся самосознание в отрочестве определяет духовную работу в отношении определения внутренней позиции, в основе которой лежит стремление быть ответственным за себя, за свои личностные качества, за свое мировоззрение и за способность самостоятельно отстаивать свои убеждения. Подросток сенситивен к своему духовному миру, поэтому он начинает интенсивно продвигаться в развитии всех звеньев самосознания.

15 стр., 7406 слов

Тема 7. Влияние семейных взаимоотношений на формирование самосознания личности

... жизни.   3.Интеллектуальное развитие детей в условиях семейного взаимодействия Помимо характерологических особенностей личности, формирования самосознания, ... и более общими целями, к которым стоит стремиться, идеалами и эталонами, на которые стоит ... отношение одноклассников наиболее полно влияют на самооценку подростка. Результаты многочисленных исследований подросткового возраста показывают ...

Внешний облик — предмет исследования, заботы, подражания и поиска индивидуальности. Кроме проблемы привлекательности внешности, многих подростков волнует проблема наличия духовности в выражении лица.

Игнорируя ценностное отношение к именам других, подростки «круто» отстаивают свое право на приемлемое обращение к себе — с должным уважением и в соответствии с культурными нормами социального окружения. Соответствующее обращение по имени — показатель социального признания, регулировать которое проще, чем другие его формы.

Особенности самосознания и самооценки в отрочестве непосредственно отражаются на поведении. При заниженной самооценке подросток недооценивает свои возможности, стремится к выполнению только самых простых задач, что мешает его развитию. При завышенной самооценке он переоценивает свои возможности, стремится выполнить то, с чем не в состоянии справиться, что также негативно сказывается на развитии его

Важнейшим новообразованием пубертатного периода можно назвать половую идентичность — представление о себе с точки зрения своего сексуального поведения. Осложнить формирование половой идентичности могут следующие особенности подростковой сексуальности: чрезвычайно высокая интенсивность полового влечения, так называемая юношеская гиперсексуальность, и стремление подростков активно экспериментировать с новой для них функцией — сексуальной. Следствием этого могут стать различного рода экстремальные формы поведения (Каган, 1991).

Кроме того, следует иметь в виду, что достаточно часто подросток рассматривает начало половой жизни как своеобразное посвящение во взрослость и стремится к нему, следуя не сексуальным импульсам, а стремлению быть «как все» или же «круче всех».

25 стр., 12018 слов

Особенности Я-концепции подростков с игровой компьютерной зависимостью

... становления подростка как личности. Я-концепция подростка отличается своими ярко выраженными, важными изменениями. Именно поэтому существует мнение, что Я-концепция, или самосознание впервые появляется у подростка. ... взрослости становится центральным новообразованием подросткового возраста [18]. Развитие социальной взрослости есть становление готовности ребенка к жизни в обществе взрослых как ...

Кроме того, в подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция».

Формирование Я- концепции

Чувство взрослости — новообразование подросткового возраста. Когда говорят, что ребенок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причем как равноправного участника этой жизни.

Сравнивая себя со взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами. Центральное новообразование этого возраста — возникновение представления о себе как о «не-ребенке».

Таким образом, чувство взрослости становится центральным новообразованием пубертатного периода, а к его концу, примерно в 15 лет, подросток делает еще один шаг в развитии своего самосознания. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» (образ собственного «Я») — система внутренне согласованных представлений о самом себе, образов «Я». При этом она может и не совпадать с реальным «Я». Я-концепция с момента своего зарождения становится важным фактором в формировании личности, способствует достижению ее внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию жизненного опыта и является источником представлений о том, что должно произойти.

По выражению А.Н. Леонтьева, «личность рождается дважды»: первый раз — внутри социального индивида (восприятие «Я» как части коллективного «мы»), второй — как самостоятельный субъект. Для него характерна не только самостоятельность решений, но и ответственность за совершенный выбор — при «втором рождении личности» происходит выход за рамки социального индивида. Обычно это «рождение» проходит в конце подросткового возраста. Тогда же происходит и формирование Я-концепции (образа «Я»).

5 стр., 2224 слов

Личность в концепции трансакционального анализа Э Берна

Личность в концепции трансакционального анализа Э. Берна Реферат по психологии План 1.     Структура личности по Э. Берну 2.   ... родителей. Соответствующие гипотезы таковы: 1)реликты детства сохраняются в последующей жизни как полные состояния Эго (археопсихические реликты); 2)восприятие и испытание ...

Образ «Я» — это представление человека о себе самом, относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений

индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими.

Я-концепция включает в себя набор неких устойчивых характеристик, с помощью которых человек описывает себя самого и дает себе эмоциональную оценку. Эти характеристики очень разнообразны, но любая из них относится к одному из трех видов «Я»:

1. Социальное «Я»возникает благодаря включенности личности в жизнь общества в целом, а также в игру «социальных ролей», в рамках которой поведение человека начинает подчиняться определенным правилам. «Человек», «школьник», «сын (дочь)», «друг», «спортсмен», «отличник», «юноша (девушка)» — это лишь краткий перечень ролей, которые могут исполняться в подростковом возрасте.

2. Физическое «Я».Внутренний мир человека во многом определяется свойствами его тела: биологическим полом, физическим здоровьем, особенностями устройства нервной и гормональной систем. Внешний облик — предмет исследования, заботы, подражания и поиска индивидуальности. Подростку в процессе развития его самосознания предстоит приспособиться к своему телесному, физическому облику. Идентификация с телом происходит в соответствии с традиционным отношением к нему в культуре, к которой принадлежит подросток.

3. Психологическое «Я»представляет собой набор характеристик, с помощью которых каждый из нас описывает себя как индивидуальность, как существо, обладающее определенными психологическими свойствами: характером, личностными особенностями, способностями, привычками, странностями и склонностями. Здесь можно выделить:

11 стр., 5396 слов

Психология личности соотношение понятий человек индивид личность индивидуальность. Соотношен

... личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов. Биологическая основа личности ... к созданию собственной субкультуры с определенными личностными ... современных концепций жизненной среды человека. Относительно ... жизни. Подобные биологические факты закладывают основу социальной жизни людей. Кроме того, человек не имеет инстинкта моногамной сексуальной жизни ...

• «Я — реальное» — восприятие человеком его реальных, объективно существующих свойств, то есть того, каков он на самом деле.

• «Я — идеальное» — представление о том, каким следует стать, чтобы соответствовать внутреннему критерию успешности,

• «Я — глазами других» — то, как, по нашему мнению, нас видят другие.

Я-концепция возникает на основе взаимодействия человека с окружающей средой и развивается в процессе самоактуализации личности на протяжении всей жизни. Она обеспечивает внутреннюю согласованность и самореализацию личности, ее удовлетворенность жизнью, регулирует эмоциональное состояние, интерпретирует опыт, выступает как системообразующий субъективный мир личности. Я-концепция участвует в сохранении стабильных систем социальной стратификации, раскрывает содержание микросоциальных процессов и внутриличностных механизмов адаптации и дезадаптации.

Для становления Я-концепции современных подростков характерны:

• ярко выраженное стремление к индивидуальному достижению определенной цели;

• скачкообразный характер возрастной динамики процесса становления Я-концепции и уровней личностно-ролевой рефлексии;

• неустойчивость, подвижность самооценки;

• скачкообразное увеличение с возрастом коэффициента социально-психологической адаптированности, открытости реальной практике деятельности и отношений;

• растущее вместе с развитием личности значение категорий личностных особенностей, отношения к себе, родственных уз и семейных отношений, отношения к противоположному полу, увлечений и интересов, социальных контактов;

• низкая значимость потребностей в поисках смысла жизни, самоутверждении, положительной оценке, творчестве, самовоспитании, самореализации.

В конце пубертатного периода, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную Я-концепцию.

Особенности подростковой субкультуры

Пожалуй, самое известное и часто исследуемое в подростковой психологии — «субкультура».: «Молодёжная субкультура — система ценностей, и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет.

Подростки, по сути своего возраста — «оппозиционеры». Смысл этого возрастного этапа — переход от детства к взрослости. Наибольшие трудности здесь составляют отказ от «детской позиции» в отношениях с родителями самим ребенком и способность родителей откликнуться на эти изменения. На самом деле, как ребенок, так и родители с трудом находят общий язык в этот период, а развитие личности требует «расставлять точки над i». Поэтому противопоставление подростка родителям (а вместе с ними — всей культуре) — логичный для такой задачи исход. Субкультура — остров подростковой идентичности, место, в котором — как чувствуют подростки — можно найти и сохранить себя.

Предлагаю осуществить небольшой обзор наиболее известных молодёжных субкультур в современном обществе. Остановлюсь лишь на отличительных особенностях некоторых молодёжных субкультур.

Металли́сты Их внешней вид вызывающий, агрессивный: черная одежда с большим количеством металла, изображением черепов, крови, Хотя одежда чистая, опрятная. Классические металлисты носят узкие черные джинсы, заправленные в высокие ботинки

Рокеры-. Одежда рокеров имела нетипичный вид (для того времени): кожаная куртка со всевозможными значками и надписями, торба (рюкзак из грубой ткани, затягивающийся, как мешок, веревкой сверху), поношенные тертые джинсы. Субкультуры металлистов и рокеров тесно связаны с субкультурой байкеров, в связи с симпатией последних к тяжелой музыке, симпатии первых к мотоциклам (как к символу свободы), а так же общей для обоих субкультур симпатией к пиву.

Ба́йкеры (от английского"мотоцикл") — любители и поклонники мотоциклов. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни. Характерным также является объединение с единомышленниками на основе этого образа жизни.

Панки, Панк-рокеры (от англ. — отбросы) —Некоторые молодые панки любят шокировать общественность антиконсервативным внешним видом, однако, следует заметить, что для остальных панк-рокеров внешний вид является второстепенной деталью. Это течение антисоциальное, анархическое, с элементами отрицания культуры старших поколений и цивилизаций. Панки всегда были против власти, режима, порядка, а потому никогда сами не пропагандировали какие-либо идеи кроме анархии.

Эмо — основанный на сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной или полностью отсутствующей музыкальной составляющей. Отличительные особенности этого стиля — манера вокала, включающая в себя зачастую визг, крик, плач, стоны, шёпот.

Готы (от англ. goths — готы, варвары) — квазирелигиозная молодежная субкультура и связанное с ней молодежное движение, характеризующиеся мистически мрачным, депрессивным восприятием и выражением отношения к своей жизни. Идеология движения «готов» основана на идее романтизации смерти (dark romantic), боли, мучений, на исповедании эстетики смерти, тления. Отсюда соответствующие стиль некромантического деканданса в атрибутике и аксессуарах, а также преимущественно черные цвета одежды. Культивируется все, что каким-либо образом относится к «темной стороне бытия», что как-то связано со смертью, с фатализмом.

Скинхеды от английского слова — бритая голова. Это неофашистские молодежные группировки закрытого типа. Проповедуют культ сильной личности, расизм, шовинизм, культ черной магии, систематически занимаются физической подготовкой. Не скрывают своих взглядов. Приветствием является вытянутая вперед рука. Часто во главе такой молодежной группировки стоит взрослый человек с профашистскими взглядами. На собрания чужие не допускаются. Организация военного образца. Идеология — подчинение сильной личности, все слабые и немощные не имеют права на жизнь. В основе идеологии — идеи национал-социализма и антисемитизма.

Го́пник -. Близки к хулиганам. Они же антинеформалы. Молодые люди, которые не входят в состав ни одной субкультуры, таким образом образуя свою. Гопников отличает применение воровского жаргона, очень низкий уровень интеллектуального, культурного и духовного развития, склонность к насилию, пренебрежительное отношение к правопорядку в целом, а также к милиции («ментам») и законопослушным гражданам («лохам») в частности. Агрессивны.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector