5. Понятие и структура коммуникации

Вопросы к экзамену

1. Информатизация социальной сферы

Информатизация общества — организованный социально — экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Целями информатизации следует считать:

. развитие единого информационного пространства России, формирование и эффективное использование информационных ресурсов для реализации права каждого на доступ к информации

. ликвидация компьютерной неграмотности

. формирование культуры использования новых информационных технологий

. создание информационного общества

. улучшение качества жизни людей за счет повышения производительности и облегчения условий их труда.

Объекты и субъекты информатизации.

Объектами информатизации являются:

. Документированная информация;

. Информационные ресурсы;

. Информационные технологии;

. Комплексы программно-технических средств;

. Информационные системы и сети.

Субъектами могут выступать государства, юридические и физические лица.

Главной социальной задачей информатизации является создание информационного общества.

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний.

В информационном обществе изменяется не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастает значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. В информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания. Материальной и технологической базой информации общества, станут различного рода системы, на базе компьютерной техники и компьютерных сетей.

Основными критериями развитости информационного общества являются следующие:

. Наличие компьютеров;

. Уровень развития компьютерных сетей

. Владение информационной культурой, т.е. знаниями и умениями в области информационных технологий

Важнейшей составной частью информационной культуры современного человека является коммуникативная культура с использованием современных информационных технологий. Развитие сетевых информационных технологий сделало информационные ресурсы глобальной компьютерной сети Интернет потенциально доступными большинству человечества. Умение получать необходимую информацию из сети становится неотъемлемой частью информационной культуры человека. 2. Этические и социальные проблемы информатизации.

8 стр., 3721 слов

«Информационные технологии в социальной работе»

... информатизации. Информационные технологии в социальной сфере 22. Обзор рынка перспективных информационных технологий. 23. Социальные технологии в современном мире. 24. Роль информационных технологий для современного этапа развития общества. 25. Место информационных технологий в процессе интеллектуализации общества. 26. Информационные технологии ...

Вместе с тем современные информационные технологии, все глубже проникая во все сферы общественной жизни, генерируют не только новые возможности в решении различных накопившихся проблем, но и принципиально новые угрозы и проблемы, одними из наиболее актуальных и заметных являются этические. К ним можно отнести:

— наметившийся цифровой разрыв между странами и в рамках отдельного государства,

— соблюдение свободы слова,

— защита интересов этнических меньшинств и подрастающего поколения,

— сохранение национального языка и культурного наследия в новых условиях,

— противостояние культурной экспансии других стран,

— охрана интеллектуальной собственности,

— проблемы семьи,

— вопросы цензуры в глобальных компьютерных сетях.

Проблема адаптации людей с ограниченными физическими возможностями в современной информационной среде. В условиях развертывания информатизации общества необходим точный учет специфики физического начала каждой личности — лишь в этом случае новая информационная среда в принципе может снять проблему отклонения отдельно взятого человека от так называемого «стандарта».

Социально-психологические проблемы информатизации. У людей, как известно, различна психологическая устойчивость к процессам информатизации. Необходимо точное определение предельно допустимых нагрузок на психику у различных социальных групп в условиях стремительно возрастающих в современных условиях потоков информации.

Проблема языковой коммуникации в условиях информатизации. Языковая коммуникация составляет ядро информатизации, поэтому ее электронные средства должны органически встраиваться в сеть естественно сложившейся для каждого человека языковой среды. В условиях России широкое распространение нерусифицированных программных средств, наличие позитивного общественного мнения о нормальности подобной ситуации — тяжелая по перспективным последствиям социальная проблема.

Проблема информационной безопасности личности, общества, государства. 3. Основы теории информации и информационной технологии

Под информационной технологией обычно понимают совокупность технологических элементов (устройств и/или методов) и процессов, используемых людьми для обработки информации.

На становление современных информационных технологий существенное влияние оказали три фактора:

) широчайшее внедрение персональных компьютеров;

) появление и развитие высокоскоростных компьютерных сетей;

) становление мощной программной индустрии.

Информационная технологи охватывает всю вычислительную технику и технику связи и отчасти — бытовую электронику, телевизионное и радиовещание. Она находит применение в промышленности, управлении, торговле, образовании, медицине, науке и военной сфере.

4 стр., 1625 слов

Качество информации и методы её определения

... существует необходимость, но и имеет возможность использования информационной меры качества оценки влияния информации на экономику данной системы.В условиях функционирования ЭИС это положение становится объективным ... определяемый временем поступления исходных данных, а наиболее поздний допустимый срок получения результатов. Рис. 2 График зависимости ценности информации от времени срочности е ...

В последнее время довольно популярным стало понятие новая информационная технология.

Под новыми информационными технологиями понимают совокупность внедряемых («встраиваемых») в системы организационного управления принципиально новых методов, способов и средств обработки данных, представляющих собой целостные технологические системы и обеспечивающих целенаправленное создание обработки, передачу, хранение и отображение информационного продукта (данных, идей, знаний) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той социальной среды, где развивается эта информационная технология.

Так называемую «новизну» информационной технологии придает использование принципиально новых методов и средств преобразования информации. Основными признаками НИТ на современном этапе являются: использование вычислительной техники, микроэлектроники, методов искусственного интеллекта, а также средств локальных и глобальных (территориальных) сетей.

Принципиальное значение современной информационной технологии состоит в замене машинно-бумажного процесса обработки данных на безбумажный, в котором не только не используются промежуточные носители данных, но и снижается объем фиксации данных на обычных документах.

Объективность и субъективность информации. Понятие объективности является относительным, так как методы являются субъективными. Более объективной принято считать ту информацию, в которую методы вносят меньший субъективный элемент.

Полнота информации. Полнота информации во многом характеризует качество информации и определяет достаточность данных для принятия решений или для создания новых данных на основе имеющихся. Чем полнее данные, тем шире диапазон методов, которые можно использовать.

Достоверность информации. Данные возникают в момент регистрации сигналов, но не все сигналы являются «полезными» – всегда присутствует какой-то уровень посторонних сигналов, в результате чего полезные данные сопровождаются определенным уровнем «информационного шума». Если полезный сигнал зарегистрирован более четко, чем посторонние сигналы, достоверность информации может быть более высокой.

Адекватность информации – это степень соответствия реальному объективному состоянию дела. Неадекватная информация может образовываться при создании новой информации на основе неполных или недостоверных данных. Однако и полные, и достоверные данные могут приводить к созданию неадекватной информации в случае применения к ним неадекватных методов.

Доступность информации – мера возможности получить ту или иную информацию. На степень доступности информации влияют одновременно как доступность данных, так и доступность адекватных методов для их интерпретации. Отсутствие доступа к данным или отсутствие адекватных методов обработки данных приводят к одинаковому результату: информация оказывается недоступной.

Актуальность информации – это степень соответствия информации текущему моменту времени. Поскольку информационные процессы растянуты во времени, то достоверная и адекватная, но устаревшая информация может приводить к ошибочным решениям.

15 стр., 7449 слов

Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах

... глазами, поддерживая тесную физическую близость, «нападая» сексуально (в психологическом смысле); извлекая личную информацию о текущем положении вербуемого, о его заботах, проблемах, стрессах. Например, вербовщик может ...

Репрезентативность информации связана с правильностью ее отбора и формирования в целях адекватного отражения свойств объекта. Важное значение здесь имеют:· правильность концепции, на базе которой сформулировано исходное понятие;

· обоснованность отбора существенных признаков и связей отображаемого явления.

«Информатика рассматривает информацию как концептуально связанные между собой сведения, данные, понятия, изменяющие наши представления о явлении или объекте окружающего мира» 4. Понятия “информация” и “информационные ресурсы”

Информационные ресурсы — в широком смысле — совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации.

Информационные ресурсы — по законодательству РФ — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информСпецифика информационных ресурсов:

неисчерпаемость, в отличие от материальных;

по мере потребления объем ИР не уменьшается;

основная функция данного вида ресурсов складывается в обеспечения наиболее рациональных и эффективных способов соединения других видов ресурсов;

эффективное использование ИР возможно только при наличии развитой коммуникационной системы в масштабе всего общества.

Информационные ресурсы могут существовать в двух формах — пассивной и активной, что отображает разную степень их участия во время получений новых знаний. К пассивной формы относятся книги, статьи, патенты, банки данных; зафиксированная в их информация статичная и только косвенно может использоваться для получения новой информации. Напротив, алгоритмы, программы, модели, базы знаний служат активным инструментом расширения знаний и преобразования информации в реально действенную силу. ационных систем.

Коммуникация – процесс передачи (обмена) инфо, эмоций и др. Продуктов психической деятельности от человека к человеку. Примеры: общение между двумя людьми, общение студентов в аудитории в ожидании преподавателя, выступление оратора на митинге, трансляция программы новостей на территории РФ.  Отечественный исследователь А. Б. Зверинцев даёт определение понятия «Коммуникация». 1) Путь сообщения, связь одного места с другим. 2) Общение, передача информации от человека к человеку — специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка. Коммуникации выполняют жизнеобеспечивающую роль в каждой организации. Если вдруг перекрыть потоки сообщений, то она прекратит своё существование, — считает автор Понятие коммуникации включает в себя: 1.Средства связи любых объектов материального или духовного мира; 2.Общение, передачу информации от человека к человеку; 3.Общение и обмен информацией в обществе. Значения: • Универсальное, при котором коммуникация рассматривается как способ связи любых объектов материального и духовного мира; • Техническое, соответствующее представлению о коммуникации как о пути сообщения, связи одного места с другим, средствах передачи информации; • Социальное, используемое для обозначения и характеристики многообразных связей и отношений, возникающих в человеческом обществе. Теория коммуникации обращается именно к последнему значению коммуникации, т.е. к социальной коммуникации – специфической форме взаимодействия людей по передаче информации от человека к человеку при помощи языка и других знаковых систем.  • По субъектам: политическая, корпоративная, некоммерческая, государственно-административная, международная. • По масштабам объектов: массовая, групповая, межличностная. • По характеру объектов: внутренняя, внешняя, деловая. • По вектору движения: горизонтальная, вертикальная • По используемому коду: вербальная, невербальная. • По характеру сообщения: деструктивная, конструктивная, нейтральная.  Можно назвать несколько каналов коммуникации и распространения информации: • личный канал распространения информации; • визуальный канал распространения информации; • распространение информации через предмет; • СМИ: пресса, радио, телевидение, Интернет.

11 стр., 5113 слов

Психолого-педагогическая диагностика на основе средств информационно-коммуникационных ...

... Такую информацию может предоставить психолого-педагогическая диагностика. На сегодняшний день в системе образования активно внедряются достижения информационно коммуникационных технологий. Многие ... теоретически изучить проблему психолого-педагогической диагностики на основе средств информационно коммуникативных технологий. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: ...

http://nebovoblakah.narod.ru/media.html#5 6. История развития и понятие информационных технологий

Под термином информационные технологии понимается совокупность программно-технических средств вычислительной техники, а также приемов, способов и методов их применения для выполнения функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования информации в конкретных предметных областях.

1-й этап (до второй половины XIX в.) – “ручная” информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии – представление информации в нужной форме.

2-й этап (с конца XIX в.) – “механическая” технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии – представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3-й этап (40-60-е гг. ХХ в.) – “электрическая” технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны.

Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

4-й этап (с начала 7-х гг.) – “электронная” технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы. Множество объективных и субъективных факторов не позволили решить стоящие перед новой концепцией информационной технологии поставленные задачи. Однако был приобретен опыт формирования содержательной стороны управленческой информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап развития технологии.

5-й этап (с середины 80-х гг.) – “компьютерная” (“новая”) технология основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. НА этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети.

23 стр., 11290 слов

Устранение заикания у дошкольников с использованием арттерапевтических ...

... процесс выявления структуры заикания у дошкольников и его устранение средствами арттерапевтических технологий в системе комплексного логопедического воздействия. заикание дошкольник логопсихокоррекционный подход Цель исследования ... ритма и плавности экспрессивной речи с преимущественным поражением ее коммуникативной функции. [7] М.Е. Хватцев раскрывает сущность заикания следующим образом: « ...

7. Новые информационные технологии и современные средства их реализации

Информационная технология является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. К настоящему времени она прошла несколько эволюционных этапов, смена которых определялась главным образом развитием научно-технического прогресса, появлением новых технических средств переработки информации. В современном обществе основным техническим средством технологии переработки информации служит Персональный компьютер. Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии и, как следствие, изменение ее названия за счет присоединения одного из синонимов: «новая», «компьютерная» или «современная».

Прилагательное «новая» подчеркивает новаторский, а не Эволюционный характер этой технологии. Ее внедрение является новаторским актом в том смысле, что она существенно изменяет содержание различных видов деятельности в организациях. В понятие новой информационной технологии включены также коммуникационные технологии, которые обеспечивают передачу информации разными средствами, а именно — телефон, телеграф, телекоммуникации, факс и др.

Новая информационная технология — информационная технология с «дружественным» интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства.

Прилагательное «компьютерная» подчеркивает, что основным техническим средством ее реализации является компьютер.

Три основных принципа новой (компьютерной) информационной технологии:

— интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;

— интегрированность с другими программными продуктами;

— гибкость процесса изменения, как данных, так и постановок задач.

Для эффективного взаимодействия конечных пользователей с вычислительной системой новые информационные технологии опираются на принципиально иную организацию интерфейса пользователей с вычислительной системой (так называемого дружественного интерфейса), который выражается прежде всего в следующем:

— в обеспечении права пользователя на ошибку благодаря защите информационно-вычислительных ресурсов системы от непрофессиональных действий на компьютере;

— в наличии широкого набора иерархических меню, системы подсказок и обучения и т.п., облегчающих процесс взаимодействия пользователя с ПК;

— в наличии системы «отката», позволяющей при выполнении регламентированного действия, последствия которого по каким-либо причинам не удовлетворили пользователя, вернуться к предыдущему состоянию системы. 8. Интернет-технологии в управлении социальной сферой

11 стр., 5175 слов

Психолого-педагогическая диагностика на основе средств информационно-коммуникационных ...

... проблему психолого педагогической диагностики на основе средств информационно коммуникативных технологий. Для достижения поставленной цели необходимо ... развития. Психолого-педагогическая диагностика является комплексной системой, представляющей собой с одной стороны оценку ... обоснование педагогического прогноза. На основании этих данных определяется тип образовательного учреждения, программа обучения, ...

9. Развитие архитектуры эвм.

2. Понятие информационной технологии. 

3. Средства сбора информации.

Сбор информации может осуществляться в ручном, механизированном, автоматизированном и автоматическом режимах. Ручные и механизированные картотеки, автоматизированные хранилища документов и, наконец, сбор информации с помощью современных технических средств в настоящее время уживаются, но все большее предпочтение отдается методам автоматизированного и автоматического сбора и передачи информации.

В настоящее время средства сбора информации являются неотъемлемой составляющей жизни современного человека. Средства сбора и передачи информации могут принимать самые разнообразные формы, такие как персональные компьютеры, смартфоны, интернет, локальные сети, приложения для мобильных телефонов и другой цифровой аппаратуры.

На самом деле список постоянно растет, и новые формы способов сбора информации получают всё большее распространение и развитие в повседневной жизни. Эти технологии хорошо знакомы большинству из нас: от столь популярных многопользовательских онлайн-игр до высокотехнологичных средств общения. Способы сбора информации на базовом уровне представляют собой средства накопления, передачи, синтеза и организации информации. Само понятие информация в данном случае трактуется как любые полезные данные, инструкции, или смысловое содержание сообщения – то есть, любые способы формулировки и выражения идеи. 4. Понятие и виды информации. 

Информация – это сведения об окружающем мире, которые повышают уровень осведомленности человека.В бытовом смысле под информацией понимают те сведения, которые человек получает от окружающей природы и общества с помощью органов чувств, которые повышают его уровень осведомленности.

В информатике информация — это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты.

По способу кодирования сигала информацию можно разделить на аналоговую и цифровую.

По сфере возникновения информацию можно классифицировать следующим образом. Информацию, возникшую в неживой природе называют элементарной, в мире животных и растений — биологической, в человеческом обществе – социальной

По способу передачи и восприятия информацию принято классифицировать следующим образом. Информация, передаваемая в виде видимых образов и символов называется визуальной; передаваемая звуками — аудиальной; ощущениями — тактильной; запахами – вкусовой.

о форме представления Текстовая – информация, которая содержится в печатных или письменных документах или отображается техническими устройствами в виде текста. Графическая – картины, рисунки, фотографии, графики, схемы, видеоизображение на экране телевизора или компьютера. Звуковая – устная речь, музыка, шумовые эффекты. Числовая – наборы числовых данных. Управляющая – команды и инструкции, которые передаются определенным исполнителям (людям, животным, роботам, станкам с ЧПУ, компьютерам).

4 стр., 1655 слов

Информация как средство манипуляции

... обсуждаемых автором проблем. Среди них вопросы оперирования информацией, сокрытия манипулятивного воздействия, средства принуждения и другие. Все разнообразие производимых над информацией операций можно сгруппировать по нескольким параметрам. Искажение ... ..11 Вступление В настоящее время средства массовой информации приобрели огромное значение. Но каждый из нас не раз замечал, что, обсуждая ...

Мультимедийная – информация, которая содержит в себе несколько видов информации (кин

5. Измерение информации

6. Основные блоки и устройства ПЭВМ. 

7. Тенденции развития вычислительной техники.

http://xreferat.ru/33/3577-1-etapy-i-tendencii-razvitiya-vychislitel-noiy-tehniki-i-informacionnyh-tehnologiiy.html 8. Тенденции развития программного обеспечения. 

http://bip-ip.com/programmnoe-obespechenie-etapyi-razvi/ 9. Архитектура локальных вычислительных сетей. 

http://otherreferats.allbest.ru/programming/00103421_0.html 13.Технологии сетевого обмена данными. 

http://www.market-pages.ru/infteh/19.html 14.Сервисы Интернет. 

http://forpsy.ru/Сетевые_информационные_технологии

15.Системное программное обеспечение.

Системное ПО

Это программы общего пользования не связаны с конкретным применением ПК и выполняют традиционные функции: планирование и управление задачами, управления вводом-выводом и т.д.

Другими словами, системные программы выполняют различные вспомогательные функции, например, создание копий используемой информации, выдачу справочной информации о компьютере, проверку работоспособности устройств компьютера и т.п.

К системному ПО относятся:

операционные системы (эта программа загружается в ОЗУ при включении компьютера)

программы – оболочки (обеспечивают более удобный и наглядный способ общения с компьютером, чем с помощью командной строки DOS, например, Norton Commander)

операционные оболочки – интерфейсные системы, которые используются для создания графических интерфейсов, мультипрограммирования и.т.

Драйверы (программы, предназначенные для управления портами периферийных устройств, обычно загружаются в оперативную память при запуске компьютера)

утилиты (вспомогательные или служебные программы, которые представляют пользователю ряд дополнительных услуг)

К утилитам относятся:

диспетчеры файлов или файловые менеджеры

средства динамического сжатия данных (позволяют увеличить количество информации на диске за счет ее динамического сжатия)

средства просмотра и воспроизведения

средства диагностики; средства контроля позволяют проверить конфигурацию компьютера и проверить работоспособность устройств компьютера, прежде всего жестких дисков

средства коммуникаций (коммуникационные программы) предназначены для организации обмена информацией между компьютерами

средства обеспечения компьютерной безопасности (резервное копирование, антивирусное ПО).

Необходимо отметить, что часть утилит входит в состав операционной системы, а другая часть функционирует автономно. Большая часть общего (системного) ПО входит в состав ОС. Часть общего ПО входит в состав самого компьютера (часть программ ОС и контролирующих тестов записана в ПЗУ или ППЗУ, установленных на системной плате).

Часть общего ПО относится к автономными программам и поставляется отдельно. 16.Прикладное программное обеспечение. 

Прикладные программы могут использоваться автономно или в составе программных комплексов или пакетов. Прикладное ПО – программы, непосредственно обеспечивающие выполнение необходимых работ на ПК: редактирование текстовых документов, создание рисунков или картинок, создание электронных таблиц и т.д.

3 стр., 1015 слов

Лекция № 6 Средства стимулирующие функцию ЦНС или

... Аритмии пристрастие Противопоказания  выраженная гипертонияатеросклерознарушение сна Лекция № 6 Средства стимулирующие функцию ЦНС или - Стр 2  Coffeinum – (порошок) 0,05 – 0,1 ... не применяется , снят с производства как лекарственное средство Механизм действия - ↑ норадренергическую систему Показания астенические состояния, сопровождающиеся заторможенностью, астенией, ↓ работоспособности, ...

Пакеты прикладных программ – это система программ, которые по сфере применения делятся на проблемно – ориентированные, пакеты общего назначения и интегрированные пакеты. Современные интегрированные пакеты содержат до пяти функциональных компонентов: тестовый и табличный процессор, СУБД, графический редактор, телекоммуникационные средства.

К прикладному ПО, например, относятся:

Комплект офисных приложений MS OFFICE

Бухгалтерские системы

Финансовые аналитические системы

Интегрированные пакеты делопроизводства

CAD – системы (системы автоматизированного проектирования)

Редакторы HTML или Web – редакторы

Браузеры – средства просмотра Web — страниц

Графические редакторы

Экспертные системы

И так далее. 17.Технологические средства подготовки текстовых документов.  18.Инструментальные средства обработки табличных документов. 19. Модели хранения данных в базах данных. 

20. Основные понятия реляционной базы данных. 

http://life-prog.ru/view_shpargalkiCompStroi.php?id=84 21.Этапы проектирования и использования баз данных. 

http://inf.e-alekseev.ru/text/Etapy_bd.html

22.Нормализация баз данных. 

http://www.softtime.ru/bookphp/gl12_6.php 23.Возможности обработки реляционной базы данных. 

24.Понятие sql-запроса

25.Средства аналитической обработки табличных документов. 

26.Встроенные функции табличного процессора. 

Под функцией понимают зависимость одной переменной (у) от одной (х) или нескольких переменных (х1, х2, …, xn).

Причем каждому набору значений переменных х1, х2, …, xn будет соответствовать единственное значение определенного типа зависимой переменной y. Функции вводят в таблицу в составе формул либо отдельно. В электронных таблицах могут быть представлены следующие виды функций:

математические;

статистические;

текстовые;

логические;

финансовые;

функции даты и времени и др.

Математические функции выполняют различные математические операции, например, вычисление логарифмов, тригонометрических функций, преобразование радиан в градусы и т. п.

Статистические функции выполняют операции по вычислению параметров случайных величин или их распределений, представленных множеством чисел, например, стандартного отклонения, среднего значения, медианы и т. п.

Текстовые функции выполняют операции над текстовыми строками или последовательностью символов, вычисляя длину строки, преобразовывая заглавные буквы в строчные и т.п.

Логические функции используются для построения логических выражений, результат которых зависит от истинности проверяемого условия.

Финансовые функции используются в сложных финансовых расчетах, например определение нормы дисконта, размера ежемесячных выплат для погашения кредита, определение амортизационных отчислений и др.

Все функции имеют одинаковый формат записи и включают имя функции и находящийся в круглых скобках перечень аргументов, разделенных запятыми. Приведем примеры наиболее часто встречающихся функций. 27.Средства презентационной графики. 

28. Понятие одноранговой сети. 

http://www.forpsy.ru/referat-287483.html 29.Понятие иерархической сети. 

30.Идентификация и аутентификация.

http://citforum.ru/security/articles/galatenko/

31.Электронная цифровая подпись. 

http://www.eos.ru/eos_products/eos_karma/ETSP/

32.Классификация компьютерных вирусов. 

http://programmistan.narod.ru/useful/4.html

33.Средства защиты от компьютерных вирусов. 

http://www.lessons-tva.info/edu/e-inf1/e-inf1-4-1-3.html 34.Угрозы безопасности информации. 

http://data-sec.ru/public/information-threats/ 35.Случайные угрозы информации.  36.Преднамеренные угрозы информации. 

http://infoacademy.ru/архив/учебник/раздел-1/глава-3.html 37.Методы и средства защиты от случайных угроз информации. 

Дублирование информации является одним из самых эффективных способов обеспечения целостности информации. Оно обеспечивает защиту информации, как от случайных угроз, так и от преднамеренных воздействий. Для дублирования информации могут применяться не только несъемные носители информации или специально разработанные для этого устройства, но и обычные устройства со съемными машинными носителями. Распространенными методами дублирования данных в КС являются использование выделенных областей памяти на рабочем диске и зеркальных дисков (жесткий диск с информацией, идентичной как на рабочем диске).

Под надежностью понимается свойство системы выполнять возложенные на нее функции в определенных условиях обслуживания и эксплуатации [7; 77]. Надежность КС достигается на этапах разработки, производства, эксплуатации. Важным направлением в обеспечении надежности КС является своевременное обнаружение и локализация возможных неисправностей в работе ее технических средств. Значительно сократить возможности внесения субъективных ошибок разработчиков позволяют современные технологии программирования.

Отказоустойчивость — это свойство КС сохранять работоспособность при отказах отдельных устройств, блоков, схем. Известны три основных подхода к созданию отказоустойчивых систем: простое резервирование (использование устройств, блоков, узлов, схем, только в качестве резервных); помехоустойчивое кодирование информации (рабочая информация дополняется специальной контрольной информацией-кодом, которая позволяет определять ошибки и исправлять их); создание адаптивных систем, предполагающих сохранение работоспособного состояния КС при некотором снижении эффективности функционирования в случаях отказов элементов.

Блокировка ошибочных операций. Ошибочные операции в работе КС могут быть вызваны не только случайными отказами технических и программных средств, но и ошибками пользователей и обслуживающего персонала. Для блокировки ошибочных действий используются технические и аппаратно-программные средства, такие как блокировочные тумблеры, предохранители, средства блокировки записи на магнитные диски и другие.

Оптимизация. Одним из основных направлений защиты информации является сокращение числа ошибок пользователей и персонала, а также минимизация последствий этих ошибок. Для достижения этих целей необходимы: научная организация труда, воспитание и обучение пользователей и персонала, анализ и совершенствование процессов взаимодействия человека и КС [6; 91].

Минимизация ущерба. Предотвратить стихийные бедствия человек пока не в силах, но уменьшить последствия таких явлений во многих случаях удается. Минимизация последствий аварий и стихийных бедствий для объектов КС может быть достигнута путем: правильного выбора места расположения объекта (вдали от мест, где возможны стихийные бедствия); учета возможных аварий и стихийных бедствий при разработке и эксплуатации КС; организации своевременного оповещения о возможных авариях; обучение персонала борьбе со стихийными бедствиями и авариями, методам ликвидации их последствий. 38.Методы и средства защиты от преднамеренных угроз информации. 

Методы и средства обеспечения безопасности информации:

Препятствие — метод физического преграждения пути злоумышленнику к защищаемой информации (к аппаратуре, носителям информации и т.д.).

Управление доступом — методы защиты информации регулированием использования всех ресурсов ИС и ИТ. Эти методы должны противостоять всем возможным путям несанкционированного доступа к информации.

Управление доступом включает следующие функции защиты:

* идентификацию пользователей, персонала и ресурсов системы (присвоение каждому объекту персонального идентификатора);

* опознание (установление подлинности) объекта или субъекта по предъявленному им идентификатору;

* проверку полномочий (проверка соответствия дня недели, времени суток; запрашиваемых ресурсов и процедур установленному регламенту);

* разрешени и создание условий работы в пределах установленного регламента;

* регистрацию (протоколирование) обращений к защищаемым ресурсам;

* реагирование (сигнализация, отключение, задержка работ, отказ в запросе и т.п.) при попытках несанкционированных действий.

Механизмы шифрования — криптографическое закрытие информации. Эти методы защиты все шире применяются как при обработке, так и при хранении информации на магнитных носителях. При передаче информации по каналам связи большой протяженности этот метод является единственно надежным

Противодействие атакам вредоносных программ предполагает комплекс разнообразных мер организационного характера и использование антивирусных программ. Цели принимаемых мер — это уменьшение вероятности инфицирования АИС, выявление фактов заражения системы; уменьшение последствий информационных инфекций, локализация или уничтожение вирусов; восстановление информации в ИС.

Регламентация — создание таких условий автоматизированной обработки, хранения и передачи защищаемой информации, при которых нормы и стандарты по защите выполняются в наибольшей степени.

Принуждение — метод защиты, при котором пользователи и персонал ИС вынуждены соблюдать правила обработки, передачи и использования защищаемой информации под угрозой материальной, административной или уголовной ответственности.

Побуждение — метод защиты, побуждающий пользователей и персонал ИС не нарушать установленные порядки за счет соблюдения сложившихся моральных и этических норм.

Вся совокупность технических средств подразделяется на аппаратные и физические.

Аппаратные средства — устройства, встраиваемые непосредственно в вычислительную технику, или устройства, которые сопрягаются с ней по стандартному интерфейсу.

Физические средства включают различные инженерные устройства и сооружения, препятствующие физическому проникновению злоумышленников на объекты защиты и осуществляющие защиту персонала (личные средства безопасности), материальных средств и финансов, информации от противоправных действий. Примеры физических средств: замки на дверях, решетки на окнах, средства электронной охранной сигнализации и т.п.

Программные средства — это специальные программы и программные комплексы, предназначенные для защиты информации в ИС. Как отмечалось, многие из них слиты с ПО самой ИС. 39.Языки программирования и их классификация. 

http://bourabai.kz/alg/classification.htm

http://www.maksakov-sa.ru/ProgrProd/YazProgr/index.html

40.Понятие информационной системы и ее архитектуры

http://school.xvatit.com/index.php?title=Понятие_информационной_системы,_классификация_информационных_систем._Полные_уроки 41.Понятие тайны в законодательстве Российской Федерации. 

http://forpsy.ru/Правовое_понятие_тайны 42.Вероятностный подход к измерению информации. 

43.Понятие информационного обеспечения и его структура. 

http://life-prog.ru/1_4776_ponyatie-informatsionnogo-obespecheniya-ego-struktura.html http://studopedia.ru/2_16826_ponyatie-informatsionnogo-obespecheniya-ego-struktura.html 44.Системы кодирования информации. 

http://www.uhlib.ru/kompyutery_i_internet/informatika_konspekt_lekcii/p2.php#metkadoc4 45.Технологии сетевой обработки информации. 

46.Понятие хранилища данных.

http://mei07.narod.ru/index/0-22 47.Понятие о технологиях обработки хранилищ данных. 

Обработка информации – переработка определённого типа информации (текстовой, звуковой, графической и др.) и преобразование её в информацию другого типа. Например, различают обработку текстовой информации, обработку изображений (графика, фото, видео и мультипликация), обработку звуковой информации (речь, музыка, другие звуковые сигналы).

Технологией обработки информации называют взаимосвязанные действия, выполняемые в строго определённой последовательности с момента возникновения информации до получения заданных результатов.

Информационная технология обработки предназначена для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные, известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки. Эта технология применяется в целях автоматизации рутинных постоянно повторяющихся операций, что позволяет повышать производительность труда, освобождая исполнителей от рутинных операций, а порой и сокращая численность работников.

При этом решаются задачи: обработки данных; создания периодических отчётов о состоянии дел; связанные с получением ответов на различные текущие запросы и оформлением их в виде документов или отчётов. Отчёты могут создаваться по запросу или периодически в конце каждого месяца, квартала или года. При обработке применяют такие информационные технологии, как: сбор и регистрация данных непосредственно в процессе производства в форме документа с использованием центральной ЭВМ или персональных компьютеров; обработка данных в режиме диалога; агрегирование (объединение) данных; использование электронных носителей информации (например, дисков).

Вариантом технологии автоматического сбора информации является RFID (Radio Frequency Identification).

RFID – встраиваемый в какой-либо объект специальный микрочип размером в несколько сантиметров, который с помощью имеющейся в нём антенны обеспечивает обмен информацией с внешними устройствами (компьютером и др.).

Он позволяет проводить диагностику оборудования, выявлять нуждающиеся в замене комплектующие и т.д. Внедрение этой технологии обеспечит высокоэффективные методы учёта и сервисного обслуживании различных изделий и объектов.

Технологический процесс обработки информации с использованием ЭВМ включает следующие операции:

приём и комплектование первичных документов (проверка полноты и качества их заполнения, комплектности и т.д.);

подготовка электронного носителя и контроль его состояния;

ввод данных в ЭВМ;

контроль, результаты которого выдаются на внешние устройства (принтер, монитор и т.д.).

48.Технологии клиент-сервер и файл-сервер. 

Файл-сервер

В данном случае сервер, на котором лежит база данных, является исключительно хранилищем и не обладает каким-либо функционалом, позволяющим производить математические и/или логические вычисления. Поэтому в файл-серверной архитектуре формирование отчета выглядит так: вся таблица с продажами за весь период, какой бы большой он ни был, по сети копируется на компьютер, запросивший формирование отчета. Когда передача этого файла закончена, непосредственно компьютер пользователя приступает к первичной фильтрации таблицы и последующему суммированию нужной колонки.

Логично предположить, что файл-серверная технология применима исключительно при работе с небольшими объемами данных, поскольку если объем данных будет велик, то это грозит существенными задержками работы сети и непосредственно пользовательских компьютеров, которые, как известно, изначально не предполагают больших нагрузок, и имеют довольно таки невысокую производительность. В результате компьютеры пользователей будут банально виснуть, общая производительность труда упадет.

Технологию файл-сервер используют все программы 1С версии 7.7 и ранее, а так же некоторые версии 8.х

Клиент-сервер

При использовании клиент-серверной технологии, на самом сервере, содержащим базу данных, функционирует некоторое программное обеспечение, которое называется «Сервером баз данных» или «Сервером БД». Благодаря технологии клиент-сервер, формирование отчета выглядит более «умно»: сервер БД получает запрос на формирование отчета, сам фильтрует таблицу, сам суммирует колонку и пользователю по сети отдается уже готовый результат!

Таким образом, архитектура клиент-сервер адаптирована для работы с большими объемами данных — сеть нагружается меньше, требования к пользовательским компьютерам, с точки зрения производительности, минимизируется. Однако возрастают требования к серверу, содержащему базу данных, поскольку теперь он один тянет нагрузку всех пользователей. 49.Направления применения нейросетевых технологий в социологии. 

50.Основные механизмы интеллектуальной добычи знаний. 

Получить информацию не всегда означает получить знания. Специалисты выделяют три стратегии получения знаний:

— приобретение знаний (способ автоматизированного наполнения базы знаний);

— извлечение знаний (процедура взаимодействия с источником знаний);

— обнаружение знаний в базах данных, (knowledge discovery in databases — KDD) — процесс получения из «сырых» данных потенциально полезной информации.

Благодаря быстрому развитию хранилищ данных, в которых данные предметно ориентированы, интегрированы и хранятся в хронологической последовательности, обнаружение знаний в базах данных вышло на первый план. KDD предполагает накопление «сырых» данных, их отбор, подготовку, преобразование, поиск закономерностей и их обобщение, тем самым превращая информацию (данные) в знания.

Аналитические инструменты, обеспечивающие добычу знаний, относят к области технологий Data Mining (раскопки данных).

В их основу положена концепция шаблонов и зависимостей, отражающих многоаспектные связи в данных. Нетривиальность разыскиваемых шаблонов позволяет отражать неочевидные закономерности в данных, составляющие так называемые скрытые знания. 51.Система оперативной аналитической обработки хранилищ данных. 

http://citforum.ru/seminars/cis99/sch_03.shtml 52.Отчеты системы оперативной аналитической обработки хранилищ данных. 

http://www.market-pages.ru/infteh/30.html 53.Информационные риски. 

Информационные риски — это опасность возникновения убытков или ущерба в результате применения компанией информационных технологий. Иными словами, IT-риски связаны с созданием, передачей, хранением и использованием информации с помощью электронных носителей и иных средств связи.

IT-риски можно разделить на две категории:

риски, вызванные утечкой информации и использованием ее конкурентами или сотрудниками в целях, которые могут повредить бизнесу;

риски технических сбоев работы каналов передачи информации, которые могут привести к убыткам.

54.Правовые основы использования сетевых информационных ресурсов и возможностей сети Интернет.