Экзамен ПФСС

Вопрос №6. Место спорта в обществе, в системе ФВ.

Спорт – исторически сложившаяся человеческая деятельность, основу которой составляют соревнования, а продуктом этой деятельности является победитель, спортивные рез-ты и достижения. Спорт входит в структуру современного общества, он имеет всеобъемлющий хар-р (спорт. объединения, международные объед-ия по вопросам спорта, международные федерации по видам спорта и т.д.).

Общественная роль спорта обуславливает многочисленные его функции: -воспитательная ф-ция; -ф-ция повышения физической активности; -познавательная ф-ция; -ф-ция укрепления мира; -зрелищная ф-ция; — экономич. Ф-ция; _ф-ция поднятия престижа.

Вопрос №7. Типы спорта, их отличительные признаки.

Тип спорта опред-ся характером соревнований, содержанием подготовки спортсменов, функциями, деят-ю по его организации, управлению, развитию и пр.

В мире сложились след. типы спорта:

-спорт высших достижений (профессионально – супердостиженческий, некоммерческий, профессионально – комерческий).

Некоммерческий: целевая установка – победить, установить рекорд, занять призовое место, получить спорт. звание. Ведущие функции – соревновательная, престижная, зрелищная, воспитательная. Этот тип стержневой. По этому критерию оцен-ся деятельность спортсменов, тренеров, обслуживающего персонала, спорт. клуба в зависимости от специфики спорта спортсмен имеет в год от 50 до 100 стартов. Процесс подготовки спортсмена круглогодичный и многолетний, приобретает характер профессиональной деят-ти. Коммерческий: целевая установка – победить и получить вознаграждение. Ф-ции – соревновательная, зрелищная, экономическая, престижная. Деят-ть для спортсмена – профессия (имеют свои профсоюзы, опред-ны трудовые права и гарантии – договора, контракты, пенсионные обеспечения).

— массовый спорт – соревнования стимул для повышения двигательной активности человека. Ф-ции –воспитательная, повышающая физич. активность, оздоровительная, рекреационно – культурная и производственная. Отличит. черта – доступность широким массам населения. Нет спец. отбора, занятия по месту работы, учебы, жительства, отдыха. Главное – регулярные занятия по подготовке к соревнованиям, в соревнованиях – участие, стремление победить соперников, победить себя – улучшить свой рекорд. Критерии оценки эффективности массового спорта – широта охвата населения занятиями спорта.

— детско – юношеский спорт. Соревнования – средство определения эффективности системы подготовки спорт. резервов и физического совершенствования подрастающего поколения. Ф-ции – соревновательная, воспитательная, повышающая физич. активность, познавательная, оздоровительная и рекреационно – культурная. Связан со спортом высших достижений (обеспеч-ет его спорт. резервами) и с массовым (является эффективным средством решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач).

13 стр., 6238 слов

Спортивная тренировка — структура построения в различных видах спорта

... и нравственное воспитание составляют суть воспитательной работы тренера и всех действующих в большом спорте кадров. Руководством для воспитательного образа действий являются десять заповедей ... Сверх того, разнообразные внетренировочные формы и средства своим образовательным и воспитательным содержанием содействуют формированию социалистической личности и тем самым опосредованно повышению спортивных ...

Основные критерии эффективности – массового охвата.

Вопрос №8. Процесс подготовки спортсменов как системы. Его основные части.

Спортивная подготовка – процесс многолетний и сложный. Выделяют взаимосвязанные сост. части: подготовку спортсменов высших разрядов, спорт. резервов и массовые формы физкультурно – спортивной и оздоровительной работы. Подготовка высококвалифицированных спортсменов являет собой высший уровень подготовки по всем параметрам конкретного вида спорта, оказывает определяющее влияние на подготовку резервов и массовый спорт в плане модельной характеристики комплекса контрольных нормативов, эффективных средств и методов, объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок, популяризации спорт. игр, вовлечения в занятия широких масс населения. Подготовка спорт. резервов, с одной стороны полностью ориентирована на спорт высших достижений – призвана готовить юных спортсменов по всем показателям, отвечающим модельным хар-кам спортсменов команд высших разрядов. С др. стороны, процесс подготовки спорт. резервов тесно связан с общеобразовательными школами, СУЗами и др. организациями, осущ-ми занятия в массовых формах физкультурно – оздоровительной и спорт. работы. Массовые спортивные занятия с охватом широкой категорией населения осущ-ся в процессе обязательных учебных занятий в образовательных учреждениях; при прохождении службы ВС, в формах самостоятельной физкультурно – оздоровительной и спортивно – массовой работы; на платных условиях

Определение цели служит исходной позицией построения системы (цель – конечный результат, на достижение которой направлена деятельность).

После определения цели, важнейшим этапом построения системы является прогнозирование (деятельность по разработке прогноза – вероятное суждение в состоянии какого либо объекта или процесса в определенный момент в будущем, о тенденциях его развития).

Прогнозирование тесно связано с моделированием (выражение конечного состояния спортсменов).

На основании модельных характеристик устанавливаются нормативные требования по осн. компонентам спорт. мастерства, результаты выполнения которых характеризуют состояние подготовки на определенном промежутке времени и степень готовности на определенном промежутке соревнований (в их содержание входит след.: технико – тактическая подготовленность, теоретическая, физическая, морально – волевая, интегральная подготовленность, морфологические признаки, функциональные возможности, возрастающая градация спортсменов).

Спортивный отбор входит в систему многолетней подготовки спортсменов всех уровней мастерства. (материально – техническое обеспечение системы).

Вопрос №9. Взаимодействие подсистемы в достижении цели системы.

Подсистема реализации целей подготовки вкл.: тренировку, соревнования, профилактически – воспитательные средства, формирование личности спортсмена.

6 стр., 2600 слов

Раздел «Физиология сенсорных систем»

... провод и центр отделе кодируется номером канала! Физиологическая роль сенсорных систем, обеспечивающих хеморецепцию: обоняние, вкус, вицероцепция. Обонятельный анализатор. Строение обонятельного ... эпителия. Обонятельные рецепторы. Кодирование информации в обонятельной системе.  роль хеморецепция играет в жизни человека, предоставляя ему жизненно необходимую ...

Достижение целей системы подготовки непосредственно связано с формированием личности спортсменов. Успех в формировании личности спортсменов зависят от профессионализма тренера и профессионального отношения к тренировочной и соревновательной деятельности самого спортсмена многое зависит от построения тренерского процесса, выбора средств и методов, сочетания тренировочной и соревновательной деятельности, совместной работы тренера и спортсмена.

Вопрос №10. Характеристика профессиональных умений педагога по ФК.

Тренер – главная фигура в подготовке спортсмена. Тренер должен обладать соответствующими знаниями, умениями, навыками и творческой активностью. Осн. предпосылкой педагогического мастерства тренера является наличие педагогических способностей: —перцептивные способности (педагогическая наблюдательность, позволяющая проникать во внутренний мир воспитанника, понимать его переживания и состояния и т.д.); —конструктивные способности (тренер способен предвидеть рез-ты своей деят-ти,, предугадывать поведение воспитанника, эти способности помогают анализировать педагогическую ситуацию и выбирать верное средство воздействия на личность и коллектив); —дидактические способности (позволяют наиболее доходчиво передавать излагаемый материал, эти способности помогают тренеру проводить занятия творчески); —экспрессивные способности проявляются в наиболее эффективном выражении своих мыслей, знаний и убеждений, чувств с помощью речи, мимики, культура речи, дикция, четкое построение фраз, юмор, шутки; —коммуникативные способности (помогают установить с воспитанниками наиболее благоприятные взаимоотношения; педагогический такт, умение избегать конфликты, способность эмоционально отзываться на переживания др. людей); —организаторские способности (организация жизни и быта спортсменов, их учебы, труда, отдыха); -академические способности (способности к научным исследованиям, необходимые для постоянного совершенствования в области психологии и педагогики, внедрение в свою деятельность научно – исследовательских методов работы)

Вопрос №11. Спортивная техника. Ее характеристики и критерии эффективности.

Техника спортивных упражнений – это наиболее рациональный и эффективный способ выполнения упражнения, способствующий достижению высокого спортивного результата на основе учета индивидуальных особенностей спортсмена и условий выполнения упражнения. Техническая подготовленность – это степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующий особенностям данного вида спорта и направленной на достижение высоких спорт. результатов. Техническая подготовленность тесно связана с физическими, психическими, тактическими возможностями спортсмена. В структуре технической подготовленности важно выделять базовые (составляющие основу технической оснащенности вида спорта без которых невозможно осуществление соревновательной борьбы с соблюдением соответствующих правил) и дополнительные (второстепенные движения и действия, элементы отдельных движений, характерные для отдельных спортсменов и связаны с их индивидуальными способностями) движения и действия.

10 стр., 4622 слов

Методика воспитания скоростных способностей у юных спортсменов-ориентировщиков

... исследования: методики воспитания скоростных способностей у юных спортсменов-ориентировщиков. Предмет исследования: методы физической подготовки спортсменов-ориентировщиков. Задачи исследования: .раскрыть ориентирование - как один из видов спорта; рассмотреть подготовку юных ...

Результативность техники обуславливается ее эффективностью, стабильностью, вариативностью, экономичностью, минимальной тактической информативностью для соперника.

Эффективность определяется ее соответствием решаемым задачам и высоким конечным результатам. Стабильность связана с ее помехоустойчивостью, независимостью от условий, функционального состояния спортсмена. Вариативность определяется способностью спортсмена к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы. Экономичность хар-ся рациональным использованием энергии при выполнении приемов и действий, целесообразным использованием времени и пространства.

Вопрос №12. Спортивная стратегия и тактика. Их характеристики и критерии эффективности.

Спортивная тактика – искусство ведения спортивной борьбы. Любой вид спорта – это единство техники и тактики. Руководствуясь такими признаками, как хар-р взаимодействия партнеров и противников и содержание решаемых тактических задач, все виды спорта можно разделить на 8 групп: —1ая группа – циклические виды спорта, требующие преимущ-но проявления выносливости (бег, плавание на длинные дистанции).

Тактические соображения сводятся к составлению графика прохождения дистанции с равномерным или переменным распределением сил. —2ая группа – циклические спринтерские виды спорта (на короткие дистанции).

Тактика сводится к определению поведения на старте, к распределению усилий в предварительных и финальных соревнованиях. -3яя группа – ациклические виды спорта скоростно – силовой направленности и стрелковые дисциплины (метания и прыжки, прыжки с трамплина на лыжах, тяж. атлетика, стрелковые дисциплины).

Тактика – стремление технически совершенно воспроизвести упражнение, четко выполнить определенную часть или фазу движения. —4ая группа – сложнокоординационные виды спорта, результат определяется на основании визуального впечатления (худож-ая и спорт-ая гимнастика, акробатика, фигурное катание, синхронное плавание, прыжки в воду).

Тактика – предварительное изменение технич. приемов, элементов спорт. упражнения и их соед-ний, нахождение средств большей сложности и выразительность движений. —5ая группа – спорт. единоборства (бокс, борьба, фехтование) и индивидуальные спорт. игры (теннис, бадминтон, настольн. теннис).

Хорошо продуманная и неожиданная для соперника тактика может принести победу. —6ая группа – командные спорт. игры. Тактика – система игры, под которой имеется в виду определенное размещение и перемещение игроков, их действия в нападении и защите. —7ая группа – виды спорта, в которых человек управляет одной машиной или животным (парусный, конный спорт, автоспорт).

8ая группа – многоборья. Тактика может изменяться в процессе соревнований, в зависимости от результатов, состояния погоды и других факторов.

На тактику оказывает влияние ряд обстоятельств: особенности вида спорта, правила соревнований, задачи поставленные перед спортсменом или командой в опред-ых соревновательных условиях, внешние условия (место сор-ий, освещение, метеорологические условия и др.)

На выбор тактики спортсмена влияют особенности противника: показатели роста и массы тела, спорт. квалификация, развитие двигательных, моральных, волевых и психологических качеств, манера ведения спорт. борьбы и др. Также на спорт. тактику влияет состояние самого спортсмена, его физические данные, уровень технической, физической, тактической, и психической подготовленности, степень осознания собственных возможностей, разумного риска, знания вариантов поведения в различных условиях сор-ий, умение правильно разминаться. Утомление отрицательно сказывается на тактике.

10 стр., 4875 слов

Средства восстановления в спорте

... средства, которые ускоряют процессы восстановления, применяемые в современном спорте. Глава 1. Особенности состояния организма спортсмена в различные периоды спортивной деятельности 1.1 Физиологические особенности ... уменьшении выносливости и мышечной силе, в возрастании количества лишних и ошибочных действий, изменение ЧСС и дыхания, увеличение времени обработки поступающей информации, времени, ...

Вопрос №13. Физические способности. Кондиционная и координационная подготовка.

Физические способности – индивидуальные качества, определяющие уровень двигательных возможностей человека, которые связаны с успешностью осуществления той или иной двигательной деятельностью.

Силовые способности – возможности человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. (собственно силовые, скоростно – силовые, и силовая выносливость)

Скоростные способности – возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. (быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота движений).

К скоростным способностям относят быстроту выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее.

Выносливость – возможности человека, обеспечивающие ему длительное выполнение какой – либо двигательной деятельности без снижения ее эффективности. Способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. (скоростная, силовая, статическая, динамическая, сердечно – сосудистая, мышечная, общая, специальная и т.д.)

Гибкость – морфофункциональные свойства опорно – двигательного аппарата, которые обуславливают степень подвижности его звеньев относительно друг друга. Гибкость – суммарная подвижность в суставах всего тела; в отдельных суставах – подвижность.

Координационные способности – возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. (специальные, специфические и общие)

Вопрос №14. Взаимосвязь техники, тактики, физических способностей в процессе соревновательной и тренировочной деятельности.

Соревновательная деят-ть в спорте сложна и многообразна, в ней целостно взаимосвязаны физические и психические, волевые качества, техника, тактика, функциональные возможности, специальные знания, т.е. все, что обеспечивает достижение высокого спортивного результата и победы в соревновательном противоборстве.

В процессе наблюдения за соревновательной деятельностью спортсменов и последующего тщательного анализа выявляются факторы, обуславливающие эффективность соревновательных действий спортсменов. На основании этих данных, во – первых, разрабатываются средства и методы, повышения успешности самих соревновательных действий непосредственно в ходе соревнований, а, во – вторых, определяются пути усовершенствования тренировочного процесса. Необходимость наиболее полного отражения в тренировке содержания и структуры соревновательной деятельности в каждом конкретном виде спорта привело к выделению интегральной подготовки наряду с технической, тактической и др.

Вопрос №15. Соревнования как неотъемлемая часть спорта.

Соревнования составляют важнейшую отличительную особенность спорта. Без соревнований не может быть и спорта. Содержание соревнований и факторы, обуславливающие высокий спортивный результат, служат основным ориентиром при планировании подготовки спортсменов. Сущность соревнования заключается в установлении сильнейших спортсменов и коллективов и распределения их по ступеням иерархической лестницы – от первого места до последнего. Для этого соревнующиеся вступают между собой в противоборство, стремясь победить соперников, показать самый высокий результат. Соревнование ведется в пределах утвержденного кодекса правил под контролем спец. лиц (членов жюри, спортивных судей).

11 стр., 5154 слов

Психические состояния спортсменов в соревновательной деятельности

... особенности эмоциональных переживаний в спорте. 4) Провести исследование проблемы стресса и стрессоустойчивости в соревновательной деятельности спортсменов . 1. Теоретический анализ психических состояний спортсменов в процессе соревновательной деятельности 1.1.Общие понятия психических ...

Результаты участников и занятия ими места составляют продукт соревнования.

Вопрос №16. Классификация соревнований.

Важное значение имеет классификация соревнований, которая осуществляется на основе правил, положений и календарей соревнований по признакам цели, состава и характера соревновательных действий соперников, контингента соперников, способа ведения соревновательного противоборства, условий проведения, типа судейства.

По цели соревнования могут быть основными, подводящими, отборочными, контрольными, зрелищными, массовыми и коммерческими.

По составу соревновательных действий соперников сущ-ет большое разнообразие соревнований: по бегу, волейболу, плаванию и т.д.есть соревнования по одному виду, есть многоборья, вкл. несколько видов, есть комплексные, объед-щие ряд видов (спартакиады).

По контингенту соперников сор-ния подразделяются по возрасту, полу, квалификации, территориальной или ведомственной принадлежности, на индивидуальные или командные, открытые или закрытые.

По способу ведения соревновательного противоборства сор –ия бывают с непосредственным контактом соперников (борьба) и опосредованным контактом (фехтование), с выполнением соперниками соревновательных действий без помех со стороны друг друга (л/а, гимнастика) и с преодолением сопротивления (спорт. игры, борьба).

Сор-ния бывают очные (участники в одном месте, в одно время), и заочные (в одно время в разных местах)

По условиям проведения сор-ний выд-ся признак периодичности (ежегодно, один раз в 2 года, 1 в 4 года, единичные, традиционные), и признак места проведения (в закрытых помещениях, на открытом воздухе, на равнине, в среднегорье, в высокогорье).

По типу судейства (способу определения победителя): соревнования с субъективными оценками действий участников (гимнастика, спорт. игры) и с объективными оценками (бег, метания), соревнования с выбыванием проигравшего, сор-ия с различным числом стартов. Все виды сор-ний можно поделить на собственно спортивные и субспортивные, или подготовительные и основные.

Вопрос №17. Характеристика соревновательной деятельности спортсменов на примере избранного вида спорта.

Соревновательная деятельность – управляемая сознанием психическая и физическая активность, направленная посредством соревновательных действий на достижение победы над соперником в условиях специфического противоборства и при соблюдении установленных правил на соревнованиях. Соревновательная деят-ть – совместная деятельность спортсменов, тренеров и специалистов.

Спортивная тренировка должна носить узкоспециализированный хар-р и строго сочетаться с соревновательной деят-ю спортсменов. Отмечается необходимость глубокой индивидуальности как подготовки спортсменов, так и учет результативности соревновательной деят-ти в целом и каждого компонента ее в отдельности.

19 стр., 9331 слов

Исследование специфических особенностей соревновательной деятельности ...

... реализации адаптационных возможностей организма спортсмена на основе конструиро­вания рациональных схем соревновательной деятельности [5,8,12,18,32,53]. Управление подготовкой квалифицированного спортсмена требует привле­чения более ... ситуации. На выбор тактики существенно влияют специфика вида спорта, индиви­дуальные особенности спортсмена, а так же ряд психологических моментов, связанных с ...

Особенности формирования состояния эмоциональной напряженности в гимнастике связано с рядом факторов: 1) большие межсоревновательные интервалы (поднимают значимость соревнований и затрудняют адаптацию спортсменов к условиям выступлений); 2) многостартовость соревнований (8-16 стартов у женщин за 205 дней), прямо влекущая многосторонность стартовых состояний; 3) в связи с координационной сложностью упражнений и с продолжительным, меняющимся по интенсивности психическим напряжениям, при выступлении в непривычном зале двигательный самоконтроль в условиях соревнований становится нестабильным; 4) удачи и неудачи носят иной характер, чем в большинстве видов спорта, т.к. зависят они не от соперников или партнеров, а только от самого спортсмена, многостартовость и простое суммирование результатов позволяют поправить положение дел в любой момент; 5) специфика спорт. борьбы в гимнастике заключается в отсутствии непосредственной прямой борьбы с противником, опосредованности этой борьбы оценкой. Большое психологическое давление оказывает единственность попытки, повышающая вес результата. Особенности психологической настройки – следствие специфики двигательной деятельности гимнастов и тактика борьбы.

Вопрос №18. Соревновательная подготовка спортсменов.

Для успешного выступления на соревнованиях необходима специальная соревновательная подготовка, которая должна осуществляться на этапах, предшествующих основным соревнованиям, в годичном цикле, а также в многолетнем аспекте. Регулярное участие в соревнованиях с различными по стилю игры и уровню подготовленности командами – обязательное условие для развития и совершенствования у спортсменов необходимых соревновательных качеств. По отношению к основным соревнованиям все предшествующие – подводящие и контрольные – служат целям соревновательной подготовки к эффективному выступлению в основных. В свою очередь основные соревнования каждого цикла являются подводящими к основным в многолетнем цикле. Соревновательная подготовка, таким образом, входит составной частью в систему спорт. подготовки. Цель соревновательной подготовки – чтобы спортсмен научился в условиях основных соревнований максимально реализовать все то, что они усвоили в процессе подготовки.

Сор-ния должны организовываться таким образом, чтобы по направленности и степени трудности они строго соответствовали задачам и особенностям подготовки опред-ых контингентов спортсменов. Привлекать к участию в сор-ях спортсменов лишь при условии их достаточной подготовленности. Состав учасников и программа соревнований должны обеспечить необходимую конкуренцию и условия для максимальной реализации функциональных возможностей спортсменов. На каждом этапе подготовки и в годичных циклах должно быть достаточное число спорт. сор-ний, чтобы задачи многолетней подготовки могли решаться успешно.

Вопрос №19. Система соревнований в различных видах спорта.

10 стр., 4773 слов

Вопросы и ответы по Социальной Коммуникации

... научной дисциплины, которая изучает данный предмет. Гносеология имеет ряд проблемных вопросов: 1. Взаимодействие коммуникации и социальных стр-р (т. е. ... явление, средство общения людей, связанное с их обществ положением, родом деят-ти и др. (А. Мейе, Дидро, Руссо, Ломоносов). Началось ... неразрывно связанной с соц аспектом общения, комм-ции и речевой деят-ти. Во 2 группе – 2 напр.: а) изучение соц ...

Соревновательная деятельность – управляемая сознанием психическая и физическая активность, направленная посредством соревновательных действий на достижение победы над соперником в условиях специфического противоборства и при соблюдении установленных правил на соревнованиях. Соревновательная деят-ть – совместная деятельность спортсменов, тренеров и специалистов.

Содержание соревновательной деятельности составляют соревновательные действия, специфические и отвечающие правилам в каждом виде спорта. В спорт. играх это арсенал приемов игры; в л/а это бег на различные дистанции, прыжки в высоту и в длину, метания копья, диска и т.д.; в плавании – различные способы передвижения и дистанции. Отдельное соревновательное действие состоит из движений, объед-ных в целостное двигательное действие. Соревновательные действия в свою очередь могут объед-ся в более крупные структуры (связки, комбинации).

Освоение спортсменом соревновательных действий и умений эффективно их применять в соревнованиях формируют у него поведенческую структуру соревновательной деят-ти.

Вопрос №20. Структура соревновательной деятельности на примере избранного вида спорта.

Специфика соревновательной деят-ти во многом определяет направление и содержание многолетней подготовки спортсменов. Структура соревновательной дят-ти служит основой для построения процесса подготовки спортсменов и эффективного управления этим процессом. Основные параметры соревновательной деят-ти в каждом виде спорта выделяются и фиксируются посредством спец. наблюдений за действиями спортсменов мира в условиях крупнейших соревнований. Победа в сор-ях – конечная цель сор-ной деят-ти. Содержание действий, операций и условия, в которых выполняет их спортсмен в процессе соревнований, и определяет структуру соревновательной игровой деят-ти. Структуру соревновательной деят-ти составляют соревновательные действия, определяемые физич. способностями, функциональными возможностями, психич. свойствами спортсменов.

Вопрос №21. Факторы, обуславливающие эффективность соревновательной деят-ти.

Факторы, от которых зависит эффективность соревновательной деят-ти и уровень спорт. достижений: уровень владения техникой соревновательного действия и умения тактически эффективно его выполнить в соревнованиях; уровень развития специфичных для данного вида спорта физических и психических качеств и способностей спортсменов; уровни функциональных возможностей и морфологических показателей применительно к специфике вида спорта. Существенными факторами выступают возраст и спорт. стаж, эффективное функционирование системы подготовки спортсменов в каждом виде спорта, подготовка и участие в конкретном соревновании. Важное значение имеет подготовка к соревнованиям и управление действиями спортсменов в процессе соревновательной деят-ти. Ведущая роль здесь у тренера. Так же важно учет условий, в которых протекает соревновательная деят-ть спортсменов (климато – графические условия региона, состав соперников, хар-ка зрителей, особенности судейства и т.д. После окончания соревнований проводится общий анализ проделанной работы по подготовке команды к соревнованиям и по результатам соревноват-ой деят-ти. Регулярное участие в соревнованиях необходимо для приобретения и совершенствования у спортсменов необходимых качеств, способствующих эффективному выступлению в ответственных соревнованиях. К участию в соревнованиях следует допускать только достаточно подготовленных спортсменов. Должно быть оптимальное число спорт. соревнований.

3 стр., 1218 слов

Коучинг в вопросах и ответах

... также вышедшие из мира спорта, думали о том, как можно работу тренера со спортсменом, т.е. принципы и технологию тренерского ... месте. Он не знает "правильных" ответов на ваши вопросы. Он постарается воздержаться не только от высказывания своих ... www.personalmoney.ru/txt.asp?id=381417&rbr=203 Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.psy.su

Вопрос №22. Связь тренировки с соревновательной деятельностью.

В системе подготовки спортсменов тренировка наряду с соревнованиями является важнейшим звеном, функционирующим постоянно, тренировочные занятия, спортсменов высших достижений – ежедневные, круглогодичные, многолетние. Содержание тренировочного процесса определяется прежде всего содержанием соревновательной деятельности в каждом виде спорта. В структуру тренировочного процесса входит теоретическая и психологическая подготовка: освоение спец. знаний и развитие личностных качеств. Здесь отражена взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов тренировочной и соревновательной деят-ти.

Вопрос №23. Цели и задачи спорт. тренировки.

Цель спорт. тренировки как педагогич. процесса –обучить спорт. технике и тактике, обеспечить технико – тактическое мастерство, развитие физических, психических, моральных и волевых качеств, создать условия для высоких спортивных достижений на соревнованиях.

Задачи: воспитание моральных и волевых качеств; укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию; развитие основных двигательных качеств; совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений; развитие спец. способностей и качеств; лежащих в основе успешного овладения техникой и тактикой вида спорта; совершенное овладение спорт. техникой; совершенствование овладения спорт. тактикой; достижение высокого уровня командной подготовленности; приобретение теоретических знаний и практических умений (планирование, учет, ведение дневника, судейство и т.д.); достижение интеграции всех качеств, навыков и знаний, умения реализовать в соревнованиях все приобретенное на тренировочных занятиях; предупреждение спорт. травм, перенапряжений, проведение реабилитационно – профилактических и восстановительных мероприятий. Достижение цели и решение задач осущ-ся при помощи многообразных средств и методов, объед-ных в компоненты тренировки. Задачи тренировки, направленность компонентов дифференцируются в зависимости от уровня квалификации спортсменов. Задачи и содержание тренировок для школьных спортивных секций и спортивных школ имеют существенные различия.

Экзамен ПФСС — Стр 2

Вопрос №24. Построение тренировочного процесса, структурные элементы тренировки.

Исходя из теории спорт. тренировки важное значение имеют: 1) программирование многолетнего процесса тренировки по ее осн. компонентам (техническая, тактическая, физическая, теоретическая, психическая подготовка: — определение содержания на весь многолетний период, по этапам и годичным циклам; — установление послед-ти обучения технике и тактике; — выделение структурных компонентов построения тренировки (годичные циклы, микроциклы, тренировочные занятия); — распределение программного материала по этапам многолетней подготовки, по годичным циклам внутри многолетних этапов, по средним и микроциклам внутри годичного цикла; — распределение времени на виды программного материала в возрастном аспекте, по уровню спорт. мастерства, тренировочных занятиях. 2) определение эффективных адекватных возрасту и подготовленности спортсменов средств и методов развития физич. качеств, обуч-ие рациональной технике и тактике, совершенствование технико – тактического масерства на принципах универсальности и с учетом индивидуальных особенностей и специализации, средств и методов воспитания нравственных и волевых качеств, повышение надежности спорт. навыков в соревновательной деят-ти. 3) определение параметров тренировочных нагрузок в ходе многолетней тренировки, в пределах годичного цикла. 4) определение эффективных средств и методов комплексного контроля с целью получения непрерывного потока информации для оценки качества тренировочного процесса.

Вопрос 28. Задачи, средства, методы технической подготовки спортсменов.

Обучение технике физических упражнений рассматривается как процесс чувственно – рационального познания и практического овладения ими до уровня заученных действий, т.е. навыков. В структуре процесса обучения выделяют три этапа, отражающие фазы образования двигательного навыка: 1) этап начального разучивания – создание общ. представления о двигательном действии и формирование установки на овладение им, изучение новых фаз и элементов, предупреждение и устранение грубых ошибок; 2) этап углубленного разучивания — углубление понимания закономерностей двиг-го действия, совершенствование координационной структуры действия; 3) этап закрепления и дальнейшего совершенствования – закрепление навыка, обеспечение его индивидуальности и необходимой вариативности. На содержание и формы технической подготовки спортсмена влияют уровень его физического развития, индивидуальные особенности психики, технической и физической подготовленности, стр-ра технической подготовленности конкретной спорт. дисциплины, период, этап макроцикла и др. при совершенствование в спорт. технике нежелательны длительные перерывы в занятиях, необходимо превратить его в навык. Этого можно добиться при многократном повторении усвоенного технич. приема на нескольких занятиях подряд. Значит-ая роль в совершенствовании спорт. техники отводится соревновательному методу.

Вопрос №29. Задачи, средства, методы тактической подготовки спортсменов.

Результатом обучения тактике явл-ся обеспечение определенного уровня тактич. подготовленности спортсмена или спорт. команды. Два вида тактики: общая и специальная. Общая направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, необходимыми для успеха в спорт. сор-ях в избранном виде спорта; специальная направлена на овладение знаниями и тактическими действиями, необходимыми для успешного выступленияв конкретных сор-ях и против конкретного соперника. В скоростно – силовых видах спорта вопрос о тактике возникает, когда ведется непосредственная подготовка к участию в соревнованиях. В единоборствах и спорт. играх обучение технике и тактике ведется одновременно и непрерывно. В командных видах спорта тактическая подготовка ведется с каждым спортсменом, группой спортсменов и с командой в целом.

Вопрос №30. Задачи, средства, методы физической подготовки спортсменов.

Физич. подготовленность хар –ся возможностями функциональных систем организма спортсмена, обеспеч-щих эффективную соревновательную деят-ть, уровнем развития физич. качеств. Подразд-ся на общую (разностороннее развитие физич. качеств, функц-ных возможностей органов и систем организма, сложенность их проявления в процессе мышечной деят-ти); вспомогательную ( функциональные возможности спортсмена, проявляемые в двигательных действиях, родственных избранному виду спорта, способность орг-ма к перенесению высоких специфич. нагрузок) и специальную (хар-ся уровнем развития физич. качеств, возможностей органов и функциональных систем, определяющих достижения в избранном виде спорта).

Вопрос №32. Задачи, средства, методы теоретической подготовки спортсменов.

Теоретическая подготовка ведется на протяжении всего многолетнего обучения спортсменов. Теоретическая подготовка – целенаправленный педагогический процесс, направленный на приобретение спортсменами определенных знаний . Цель – повышение у спортсменов интеллектуально – теоретического уровня и содействие повышению спорт. мастерства. Важно не просто вооружить спортсмена знаниями на лекциях, семинарах, беседах, а научить использовать эти знания в тренир-ных занятиях и соревнованиях. Основная роль в решении задач теоретической подготовки принадлежит тренеру.

Вопрос №33. Задачи, средства, методы интегральной подготовки спортсменов.

Интегральная подготовка призвана реализовать в тренировке, в процессе технико – тактического обучения о совершенствования признак целостности соревноват-ой деят-ти, с тем чтобы тренировочные эффекты эффективно проявлялись в соревновательных условиях. Интеграция – процесс формирования связей между компонентами тренировки с целью объединения их в единую целостную соревновательную деятельность. Высшей формой интегральной подготовки является соревновательные действия, выполняемые в такой же форме, как на реальных соревнованиях. Задачи: осуществление связи между видами подготовки; достижение стабильности навыков в сложных условиях соревнований; реализация физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности в единстве в соревновательной деятельности. Средствами интегральной подготовки служат упражнения для решения задач двух видов подготовки совмещено; упражнения в чередовании различных по хар-ру упражнений (подготовительные, подводящие, по технике, тактике); контрольные прикидки; контрольные встречи. Методические приемы и организация проведения упражнений: чередование упр-ний для развития физических качеств; чередование упр-ий для развития качеств с упр-ями по технике, тактике; соединение упр-ий по развитию качеств и способностей с соревновательным упр-ем.

Вопрос №35. Утомление и восстановление при занятиях спортом.

Процесс утомления – совокупность изменений, происходящих в различных органах, системах и организме в целом в период выполнения физической работы и приводящих в конце концов к невозможности ее продолжения. Сост-ие утомления хар-ся вызванным нагрузкой временным снижением работоспособности, кот-ое проявляется в субъективном ощущении усталости. При выполнении разных упр-ний причины утомления неодинаковые. Причины утомления связаны с двумя осн. понятиями: 1) локализация утомления (выделение той ведущей системы функциональные изменения в которой определяют наступление сост-ия утомления); 2) механизмы утомления (конкретные изменения в деят-ти ведущих функциональных систем, которые обуславливают утомление. Утомление нервных центров, утомление центральной нервной системы, утомление рабочих мышц. Мышечное утомление явл-ся результатом изменений, возникающих в самом сократительном аппарате мышечных волокон. Мышечное утомление проявляется в снижении сократительной способности мышц. После прекращения упражнения происходят обратные изменения в деятельности функциональных систем, которые обеспечивали выполнение данного упра-ния – восстановление. На протяжении восстановительного периода удаляются продукты рабочего метаболизма и пополняются запасы энергии, пластических веществ и ферментов, израсходованных за время деятельности. Восстановление – это не только процесс возвращения организма к рабочему состоянию, также происходят изменения, которые обеспечивают повышение функциональных возможностей организма, дают продолжительный тренировочный эффект.

4 периода восстановления: быстрого, замедленного, суперкомпенсации, длителтного восстановления.

Вопрос №36. Тренировочные и соревновательные нагрузки и восстановление в избранном виде спорта.

Влияние тренировочных нагрузок на организм спортсмена специфично и многообразно, и чем выше уровень их, тем актуальнее становится необходимость применять различные восстановительные средства, способствующие эффективному восприятию организмом острых тренировочных воздействий. Нормальная реакция организма на посильную нагрузку явл-ся утомление, в случаях, когда тренировочное задание чрезмерно или нерационально по структуре, его влияние может быть отрицательным и привести к перенапряжению, переутомлению, перетренированности. Восстановительные процессы можно подразделять на: текущее восстановление (в ходе вып-ия упражнения); срочное восстановление Я(сразу после окончания работы); отставленное восстановление ( на протяжении длительного времени после выполнения тренировочной нагрузки); стресс – восстановление (после хронических перенапряжений).

Восстановление работоспособности после напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок осущ-ся естественным путем, но его можно значительно ускорить, использую для этого различные средства. Однако все эти восстановительные мероприятия в свою очередь могут являтся для организма дополнительными раздражителями, поэтому исп-ие различных факторов, ускоряющих восстановительные процессы, должны быть планомерным и всесторонне обоснованным. Восстановительные мероприятия проводятся в 2ух ситуациях: 1) в условиях соревнований, когда необходимо обеспечить быстрое и по возможности полное восстановление спец. физической и психической готовности к след-му этапу; 2) в повседневном учебно – тренировочном процессе в ходе соверш-ния общей и спец. работоспособности.

Вопрос №37. Характеристика педагогических средств восстановления.

Сеченов установил, что последствия утомления ликвидируются быстрее в том случае, если человек после работы отдыхает не пассивно, а вовлекает в деятельное сост-ие мышцы, не принимающие активного участия в основной работе. Восстановление в условиях активного отдыха обуславливается действием нервных и сосудистых механизмов. К педагогич. средствам относятся также исп-ние различных форм активного отдыха , проведение занятий на местности, различные виды переключения с одного вида работы на другой. Педагогические средства восстановления явл-ся основными, т.к. определяют режим и правильное сочетание нагрузок и отдыха на всех этих этапах многолетней подготовки спортсменов. Они вкл. в себя:● рациональное планир –ие тренировочного процесса в соответствии с функц-ми возможностями организма спортсмена, правильное соч-ие общих и спец. средств, четкую орг-цию работы и отдыха; ● правильного построения отдельного тренировочного занятия с исп-ем средств для снятия утомления ( разминка, подбор снарядов и мест для занятий, упражнения для активного отдыха и расслаблений); ●варьир-ние интервалов отдыха между отдельными упражнениями и трен-ми занятиями; ● разработку системы планир-ния с исп-ем различных восстановительных средств в циклах подготовки; ● разработку спец. физических упражнений с целью ускорения восстановления работоспособности спортсменов, соверш-ние двигательных навыков и обучение тактич. действиям. Педагогическим средством, способствующим восстановлению, является полноценная разминка. До разминки часто проводят предстартовый массаж.

Вопрос №38. Характеристика психологических средств восстановления.

Психологический настрой исключительно важен в спорте. Спортсмены имеющие «моральную стойкость» выступают более успешно. Спортсменам и тренерам большую помощь оказывают спорт. психологи – помогают справиться со стрессом во время соревнований, вызвать сост-ие готовности, устранить неурядицы во время поездок и т.д. психологическая трен-ка должна быть неотъемлемой частью целостного тренировочного процесса. Психологические средства восстановления исп-ся для ускорения реабилитации после нервного и психического утомления. При выполнении близких к предельным и предельных тренировочных нагрузках главными факторами нервно – мышечного напряжения являются накапливающаяся физическая и психическая усталость и необходимость ее преодолевать, монотонность занятий, в условиях учебно – тренировочных сборов – однообразие окружающей обстановки, ограниченный круг общения, оторванность от семьи, друзей, товарищей по учебе – все это приводит к снижению эффективности подготовки. К психологическим средствам восстановления относят: психорегулирующую тренировку, упражнения для мышечного расслабления, сон –отдых. Большое значение имеет создание благоприятного психологического климата команды, также большое значение имеют такт и культура спортсменов и окружающих их лиц.

Вопрос №39. Характеристика медико – биологических средств восстановления.

Особое место среди средств восстановления, способствующих повышению физической работоспособности, препятствующих возникновению различных отрицательных последствий от физич. нагрузок, занимают медико – биологические средства, к числу которых относится: рациональное питание (главный фактор восстановления работоспособности, ускорения восстановительных процессов и борьбы с утомлением, наряду с питьевым режимом), фармакологические препараты и витамины, белковые препараты, спортивные напитки, кислородный коктейль, физио- и гидротерапия, массаж, бальнеотерапия, бани, игловоздействие, электростимуляция, электросон, музыка.

Вопрос №40. Характеристика фармакологических средств восстановления.

Для поддержания работоспособности спортсменов, ускорения процессов восстановления после больших нагрузок, при остром и хроническом утомлении, переутомлении, болезненном состоянии в современном спорте применяют различные фармакологические средства. Особое вниман е уделяется фармакологическим препаратам растительного происхождения. Среди фармакологич. средств восстановления спорт. работоспособности и проф-ки переутомления особое место занимают витамины. Недостаток их в организме приводит к сниж-ию работоспособности, утомлению и болезненным сост-ям. В наст-щее время в спорте применяются комплексные витаминные препараты ( ундевит, аэровит, комплевит).

Противогипоксические средства: — должны повышать резистентность организма к острой гипоксии; — не изменять сущ-но деят-ть ЦНС, СС и др. систем; — не снижать физическую и умственную работоспособность организма при обычном обеспечении его кислородом и в условиях гипоксии. (фолиевая, глутаминовая, аскорбиновая кислоты, гутимин).

Препараты влияющие на энергетические и метаболические процессы ( цернилтон, аспаркам, ноотропил, янтарная кислота, рибоксин).

Препараты, пременяемые при болевом печеночном синдроме. Печеночный синдром частое явление при занятиях разными видами спорта, особенно циклического хар-ра, причина – нарушение внутрипеченочного кровообращения или кислородной недостаточности (чай желчегонный, холосас, кукурузные рыльца).

Фармакологические средства, повышающие устойчивость орг-зма к нагрузкам: препараты энергетического действия (панангин, глутаминовая к-та, лецитин).

Тонизирующие препараты (экстракт элеутерококка, женьшень).