Экзамен ПФСС

Вопрос №6. Место спорта в обществе, в системе ФВ.

Спорт – исторически сложившаяся человеческая деятельность, основу которой составляют соревнования, а продуктом этой деятельности является победитель, спортивные рез-ты и достижения. Спорт входит в структуру современного общества, он имеет всеобъемлющий хар-р (спорт. объединения, международные объед-ия по вопросам спорта, международные федерации по видам спорта и т.д.).

Общественная роль спорта обуславливает многочисленные его функции: -воспитательная ф-ция; -ф-ция повышения физической активности; -познавательная ф-ция; -ф-ция укрепления мира; -зрелищная ф-ция; — экономич. Ф-ция; _ф-ция поднятия престижа.

Вопрос №7. Типы спорта, их отличительные признаки.

Тип спорта опред-ся характером соревнований, содержанием подготовки спортсменов, функциями, деят-ю по его организации, управлению, развитию и пр.

В мире сложились след. типы спорта:

-спорт высших достижений (профессионально – супердостиженческий, некоммерческий, профессионально – комерческий).

Некоммерческий: целевая установка – победить, установить рекорд, занять призовое место, получить спорт. звание. Ведущие функции – соревновательная, престижная, зрелищная, воспитательная. Этот тип стержневой. По этому критерию оцен-ся деятельность спортсменов, тренеров, обслуживающего персонала, спорт. клуба в зависимости от специфики спорта спортсмен имеет в год от 50 до 100 стартов. Процесс подготовки спортсмена круглогодичный и многолетний, приобретает характер профессиональной деят-ти. Коммерческий: целевая установка – победить и получить вознаграждение. Ф-ции – соревновательная, зрелищная, экономическая, престижная. Деят-ть для спортсмена – профессия (имеют свои профсоюзы, опред-ны трудовые права и гарантии – договора, контракты, пенсионные обеспечения).

— массовый спорт – соревнования стимул для повышения двигательной активности человека. Ф-ции –воспитательная, повышающая физич. активность, оздоровительная, рекреационно – культурная и производственная. Отличит. черта – доступность широким массам населения. Нет спец. отбора, занятия по месту работы, учебы, жительства, отдыха. Главное – регулярные занятия по подготовке к соревнованиям, в соревнованиях – участие, стремление победить соперников, победить себя – улучшить свой рекорд. Критерии оценки эффективности массового спорта – широта охвата населения занятиями спорта.

— детско – юношеский спорт. Соревнования – средство определения эффективности системы подготовки спорт. резервов и физического совершенствования подрастающего поколения. Ф-ции – соревновательная, воспитательная, повышающая физич. активность, познавательная, оздоровительная и рекреационно – культурная. Связан со спортом высших достижений (обеспеч-ет его спорт. резервами) и с массовым (является эффективным средством решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач).

10 стр., 4746 слов

Современная психопедагогика и спорт

Содержание: Введение 1. Психопедагогика в физической культуре 1.1 Психология двигательных потребностей на примере спортивно-боевых единоборств 1.2 Психическое напряжение спортсмена 2. Психологическое обеспечение спортивной деятельности 2.1 Спортивная психология как отдельная наука 2.2 Роль психологического обеспечения в современном спорте 2.3 Методы психологического обеспечения 2.4 Роль ...

Основные критерии эффективности – массового охвата.

Вопрос №8. Процесс подготовки спортсменов как системы. Его основные части.

Спортивная подготовка – процесс многолетний и сложный. Выделяют взаимосвязанные сост. части: подготовку спортсменов высших разрядов, спорт. резервов и массовые формы физкультурно – спортивной и оздоровительной работы. Подготовка высококвалифицированных спортсменов являет собой высший уровень подготовки по всем параметрам конкретного вида спорта, оказывает определяющее влияние на подготовку резервов и массовый спорт в плане модельной характеристики комплекса контрольных нормативов, эффективных средств и методов, объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок, популяризации спорт. игр, вовлечения в занятия широких масс населения. Подготовка спорт. резервов, с одной стороны полностью ориентирована на спорт высших достижений – призвана готовить юных спортсменов по всем показателям, отвечающим модельным хар-кам спортсменов команд высших разрядов. С др. стороны, процесс подготовки спорт. резервов тесно связан с общеобразовательными школами, СУЗами и др. организациями, осущ-ми занятия в массовых формах физкультурно – оздоровительной и спорт. работы. Массовые спортивные занятия с охватом широкой категорией населения осущ-ся в процессе обязательных учебных занятий в образовательных учреждениях; при прохождении службы ВС, в формах самостоятельной физкультурно – оздоровительной и спортивно – массовой работы; на платных условиях

Определение цели служит исходной позицией построения системы (цель – конечный результат, на достижение которой направлена деятельность).

После определения цели, важнейшим этапом построения системы является прогнозирование (деятельность по разработке прогноза – вероятное суждение в состоянии какого либо объекта или процесса в определенный момент в будущем, о тенденциях его развития).

Прогнозирование тесно связано с моделированием (выражение конечного состояния спортсменов).

6 стр., 2600 слов

Раздел «Физиология сенсорных систем»

16 Раздел «Физиология сенсорных систем» Сенсорная система (анализатор), ее принципиальное строение. Рецептивная поверхность органа чувств. Принципы классификации рецепторов. Сс-комплекс нервных структур, обеспечивают восприятие и анализ сенс инф из внеш и внутр среды организма. Строение сс – 3 отдела: периферический(рецептор, орган чувств), проводниковый (афф волокна, ганглии и нц-проведение и ...

На основании модельных характеристик устанавливаются нормативные требования по осн. компонентам спорт. мастерства, результаты выполнения которых характеризуют состояние подготовки на определенном промежутке времени и степень готовности на определенном промежутке соревнований (в их содержание входит след.: технико – тактическая подготовленность, теоретическая, физическая, морально – волевая, интегральная подготовленность, морфологические признаки, функциональные возможности, возрастающая градация спортсменов).

Спортивный отбор входит в систему многолетней подготовки спортсменов всех уровней мастерства. (материально – техническое обеспечение системы).

Вопрос №9. Взаимодействие подсистемы в достижении цели системы.

Подсистема реализации целей подготовки вкл.: тренировку, соревнования, профилактически – воспитательные средства, формирование личности спортсмена.

Достижение целей системы подготовки непосредственно связано с формированием личности спортсменов. Успех в формировании личности спортсменов зависят от профессионализма тренера и профессионального отношения к тренировочной и соревновательной деятельности самого спортсмена многое зависит от построения тренерского процесса, выбора средств и методов, сочетания тренировочной и соревновательной деятельности, совместной работы тренера и спортсмена.

Вопрос №10. Характеристика профессиональных умений педагога по ФК.

Тренер – главная фигура в подготовке спортсмена. Тренер должен обладать соответствующими знаниями, умениями, навыками и творческой активностью. Осн. предпосылкой педагогического мастерства тренера является наличие педагогических способностей: —перцептивные способности (педагогическая наблюдательность, позволяющая проникать во внутренний мир воспитанника, понимать его переживания и состояния и т.д.); —конструктивные способности (тренер способен предвидеть рез-ты своей деят-ти,, предугадывать поведение воспитанника, эти способности помогают анализировать педагогическую ситуацию и выбирать верное средство воздействия на личность и коллектив); —дидактические способности (позволяют наиболее доходчиво передавать излагаемый материал, эти способности помогают тренеру проводить занятия творчески); —экспрессивные способности проявляются в наиболее эффективном выражении своих мыслей, знаний и убеждений, чувств с помощью речи, мимики, культура речи, дикция, четкое построение фраз, юмор, шутки; —коммуникативные способности (помогают установить с воспитанниками наиболее благоприятные взаимоотношения; педагогический такт, умение избегать конфликты, способность эмоционально отзываться на переживания др. людей); —организаторские способности (организация жизни и быта спортсменов, их учебы, труда, отдыха); -академические способности (способности к научным исследованиям, необходимые для постоянного совершенствования в области психологии и педагогики, внедрение в свою деятельность научно – исследовательских методов работы)

10 стр., 4622 слов

Методика воспитания скоростных способностей у юных спортсменов-ориентировщиков

... спортом составляет примерно 40 мл, у спортсменов высшей квалификации - 80-90 мл. МПК служит показателем аэробной производительности организма. Аэробная производительность - способность ... деятельностью (запоминание, восприятие, анализ, выбор тактики прохождения, иногда счет расстояния - и ... нашем случае допустимые для каждой возрастной группы объемы тренировочных и соревновательных нагрузок ...

Вопрос №11. Спортивная техника. Ее характеристики и критерии эффективности.

Техника спортивных упражнений – это наиболее рациональный и эффективный способ выполнения упражнения, способствующий достижению высокого спортивного результата на основе учета индивидуальных особенностей спортсмена и условий выполнения упражнения. Техническая подготовленность – это степень освоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующий особенностям данного вида спорта и направленной на достижение высоких спорт. результатов. Техническая подготовленность тесно связана с физическими, психическими, тактическими возможностями спортсмена. В структуре технической подготовленности важно выделять базовые (составляющие основу технической оснащенности вида спорта без которых невозможно осуществление соревновательной борьбы с соблюдением соответствующих правил) и дополнительные (второстепенные движения и действия, элементы отдельных движений, характерные для отдельных спортсменов и связаны с их индивидуальными способностями) движения и действия.

Результативность техники обуславливается ее эффективностью, стабильностью, вариативностью, экономичностью, минимальной тактической информативностью для соперника.

Эффективность определяется ее соответствием решаемым задачам и высоким конечным результатам. Стабильность связана с ее помехоустойчивостью, независимостью от условий, функционального состояния спортсмена. Вариативность определяется способностью спортсмена к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы. Экономичность хар-ся рациональным использованием энергии при выполнении приемов и действий, целесообразным использованием времени и пространства.

17 стр., 8434 слов

Психологическая подготовка пловцов к соревнованиям

Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко Факультет физической культуры и спорта "Психологическая подготовка пловцов к соревнованиям" КУРСОВАЯ РАБОТА Выполнила: студентка группы 52А з/о Квитко Татьяна Николаевна Научный руководитель: Коростиленко Елена Петровна Тирасполь - 2009 Содержание Введение Глава I. Психологические исследования пловцов 1.1 Содержание психологических ...

Вопрос №12. Спортивная стратегия и тактика. Их характеристики и критерии эффективности.

Спортивная тактика – искусство ведения спортивной борьбы. Любой вид спорта – это единство техники и тактики. Руководствуясь такими признаками, как хар-р взаимодействия партнеров и противников и содержание решаемых тактических задач, все виды спорта можно разделить на 8 групп: —1ая группа – циклические виды спорта, требующие преимущ-но проявления выносливости (бег, плавание на длинные дистанции).

Тактические соображения сводятся к составлению графика прохождения дистанции с равномерным или переменным распределением сил. —2ая группа – циклические спринтерские виды спорта (на короткие дистанции).

Тактика сводится к определению поведения на старте, к распределению усилий в предварительных и финальных соревнованиях. -3яя группа – ациклические виды спорта скоростно – силовой направленности и стрелковые дисциплины (метания и прыжки, прыжки с трамплина на лыжах, тяж. атлетика, стрелковые дисциплины).

Тактика – стремление технически совершенно воспроизвести упражнение, четко выполнить определенную часть или фазу движения. —4ая группа – сложнокоординационные виды спорта, результат определяется на основании визуального впечатления (худож-ая и спорт-ая гимнастика, акробатика, фигурное катание, синхронное плавание, прыжки в воду).

Тактика – предварительное изменение технич. приемов, элементов спорт. упражнения и их соед-ний, нахождение средств большей сложности и выразительность движений. —5ая группа – спорт. единоборства (бокс, борьба, фехтование) и индивидуальные спорт. игры (теннис, бадминтон, настольн. теннис).

Хорошо продуманная и неожиданная для соперника тактика может принести победу. —6ая группа – командные спорт. игры. Тактика – система игры, под которой имеется в виду определенное размещение и перемещение игроков, их действия в нападении и защите. —7ая группа – виды спорта, в которых человек управляет одной машиной или животным (парусный, конный спорт, автоспорт).

28 стр., 13959 слов

Исследование эмоционального компонента психической готовности спортсменов к соревнованиям

... состояний — одно из перспективнейших направлений психологической подготовки в спорте. Многие спортсмены экстракласса придают психологическому настрою во время соревнований решающее значение. 2.3 Повторная диагностика Третий ... такое предельно мобилизированное состояние столько времени, сколько этого потребует ход соревновательной борьбы. Именно это состояние А.В. Алексеев назвал оптимальным боевым ...

8ая группа – многоборья. Тактика может изменяться в процессе соревнований, в зависимости от результатов, состояния погоды и других факторов.

На тактику оказывает влияние ряд обстоятельств: особенности вида спорта, правила соревнований, задачи поставленные перед спортсменом или командой в опред-ых соревновательных условиях, внешние условия (место сор-ий, освещение, метеорологические условия и др.)

На выбор тактики спортсмена влияют особенности противника: показатели роста и массы тела, спорт. квалификация, развитие двигательных, моральных, волевых и психологических качеств, манера ведения спорт. борьбы и др. Также на спорт. тактику влияет состояние самого спортсмена, его физические данные, уровень технической, физической, тактической, и психической подготовленности, степень осознания собственных возможностей, разумного риска, знания вариантов поведения в различных условиях сор-ий, умение правильно разминаться. Утомление отрицательно сказывается на тактике.

Вопрос №13. Физические способности. Кондиционная и координационная подготовка.

Физические способности – индивидуальные качества, определяющие уровень двигательных возможностей человека, которые связаны с успешностью осуществления той или иной двигательной деятельностью.

Силовые способности – возможности человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. (собственно силовые, скоростно – силовые, и силовая выносливость)

Скоростные способности – возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. (быстрота реакции, скорость одиночного движения, частота движений).

К скоростным способностям относят быстроту выполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстрее набрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее.

Выносливость – возможности человека, обеспечивающие ему длительное выполнение какой – либо двигательной деятельности без снижения ее эффективности. Способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. (скоростная, силовая, статическая, динамическая, сердечно – сосудистая, мышечная, общая, специальная и т.д.)

3 стр., 1500 слов

Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям.

Психологическое обеспечение спортивной деятельности.   Спорт связан с большими физическими и психологическими нагрузками, которые могут стать причинами травм, заболеваний, нарушений деятельности и поведения спортсменов. Поэтому психологическое обеспечение спортивной деятельности должно реализовываться в процессе тренировок и соревнований. Психологическое обеспечение спортивной деятельности – ...

Гибкость – морфофункциональные свойства опорно – двигательного аппарата, которые обуславливают степень подвижности его звеньев относительно друг друга. Гибкость – суммарная подвижность в суставах всего тела; в отдельных суставах – подвижность.

Координационные способности – возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. (специальные, специфические и общие)

Вопрос №14. Взаимосвязь техники, тактики, физических способностей в процессе соревновательной и тренировочной деятельности.

Соревновательная деят-ть в спорте сложна и многообразна, в ней целостно взаимосвязаны физические и психические, волевые качества, техника, тактика, функциональные возможности, специальные знания, т.е. все, что обеспечивает достижение высокого спортивного результата и победы в соревновательном противоборстве.

В процессе наблюдения за соревновательной деятельностью спортсменов и последующего тщательного анализа выявляются факторы, обуславливающие эффективность соревновательных действий спортсменов. На основании этих данных, во – первых, разрабатываются средства и методы, повышения успешности самих соревновательных действий непосредственно в ходе соревнований, а, во – вторых, определяются пути усовершенствования тренировочного процесса. Необходимость наиболее полного отражения в тренировке содержания и структуры соревновательной деятельности в каждом конкретном виде спорта привело к выделению интегральной подготовки наряду с технической, тактической и др.

Вопрос №15. Соревнования как неотъемлемая часть спорта.

Соревнования составляют важнейшую отличительную особенность спорта. Без соревнований не может быть и спорта. Содержание соревнований и факторы, обуславливающие высокий спортивный результат, служат основным ориентиром при планировании подготовки спортсменов. Сущность соревнования заключается в установлении сильнейших спортсменов и коллективов и распределения их по ступеням иерархической лестницы – от первого места до последнего. Для этого соревнующиеся вступают между собой в противоборство, стремясь победить соперников, показать самый высокий результат. Соревнование ведется в пределах утвержденного кодекса правил под контролем спец. лиц (членов жюри, спортивных судей).

Результаты участников и занятия ими места составляют продукт соревнования.

Вопрос №16. Классификация соревнований.

Важное значение имеет классификация соревнований, которая осуществляется на основе правил, положений и календарей соревнований по признакам цели, состава и характера соревновательных действий соперников, контингента соперников, способа ведения соревновательного противоборства, условий проведения, типа судейства.

По цели соревнования могут быть основными, подводящими, отборочными, контрольными, зрелищными, массовыми и коммерческими.

По составу соревновательных действий соперников сущ-ет большое разнообразие соревнований: по бегу, волейболу, плаванию и т.д.есть соревнования по одному виду, есть многоборья, вкл. несколько видов, есть комплексные, объед-щие ряд видов (спартакиады).

По контингенту соперников сор-ния подразделяются по возрасту, полу, квалификации, территориальной или ведомственной принадлежности, на индивидуальные или командные, открытые или закрытые.

По способу ведения соревновательного противоборства сор –ия бывают с непосредственным контактом соперников (борьба) и опосредованным контактом (фехтование), с выполнением соперниками соревновательных действий без помех со стороны друг друга (л/а, гимнастика) и с преодолением сопротивления (спорт. игры, борьба).

Сор-ния бывают очные (участники в одном месте, в одно время), и заочные (в одно время в разных местах)

По условиям проведения сор-ний выд-ся признак периодичности (ежегодно, один раз в 2 года, 1 в 4 года, единичные, традиционные), и признак места проведения (в закрытых помещениях, на открытом воздухе, на равнине, в среднегорье, в высокогорье).

По типу судейства (способу определения победителя): соревнования с субъективными оценками действий участников (гимнастика, спорт. игры) и с объективными оценками (бег, метания), соревнования с выбыванием проигравшего, сор-ия с различным числом стартов. Все виды сор-ний можно поделить на собственно спортивные и субспортивные, или подготовительные и основные.

Вопрос №17. Характеристика соревновательной деятельности спортсменов на примере избранного вида спорта.

Соревновательная деятельность – управляемая сознанием психическая и физическая активность, направленная посредством соревновательных действий на достижение победы над соперником в условиях специфического противоборства и при соблюдении установленных правил на соревнованиях. Соревновательная деят-ть – совместная деятельность спортсменов, тренеров и специалистов.

Спортивная тренировка должна носить узкоспециализированный хар-р и строго сочетаться с соревновательной деят-ю спортсменов. Отмечается необходимость глубокой индивидуальности как подготовки спортсменов, так и учет результативности соревновательной деят-ти в целом и каждого компонента ее в отдельности.

Особенности формирования состояния эмоциональной напряженности в гимнастике связано с рядом факторов: 1) большие межсоревновательные интервалы (поднимают значимость соревнований и затрудняют адаптацию спортсменов к условиям выступлений); 2) многостартовость соревнований (8-16 стартов у женщин за 205 дней), прямо влекущая многосторонность стартовых состояний; 3) в связи с координационной сложностью упражнений и с продолжительным, меняющимся по интенсивности психическим напряжениям, при выступлении в непривычном зале двигательный самоконтроль в условиях соревнований становится нестабильным; 4) удачи и неудачи носят иной характер, чем в большинстве видов спорта, т.к. зависят они не от соперников или партнеров, а только от самого спортсмена, многостартовость и простое суммирование результатов позволяют поправить положение дел в любой момент; 5) специфика спорт. борьбы в гимнастике заключается в отсутствии непосредственной прямой борьбы с противником, опосредованности этой борьбы оценкой. Большое психологическое давление оказывает единственность попытки, повышающая вес результата. Особенности психологической настройки – следствие специфики двигательной деятельности гимнастов и тактика борьбы.

Вопрос №18. Соревновательная подготовка спортсменов.

Для успешного выступления на соревнованиях необходима специальная соревновательная подготовка, которая должна осуществляться на этапах, предшествующих основным соревнованиям, в годичном цикле, а также в многолетнем аспекте. Регулярное участие в соревнованиях с различными по стилю игры и уровню подготовленности командами – обязательное условие для развития и совершенствования у спортсменов необходимых соревновательных качеств. По отношению к основным соревнованиям все предшествующие – подводящие и контрольные – служат целям соревновательной подготовки к эффективному выступлению в основных. В свою очередь основные соревнования каждого цикла являются подводящими к основным в многолетнем цикле. Соревновательная подготовка, таким образом, входит составной частью в систему спорт. подготовки. Цель соревновательной подготовки – чтобы спортсмен научился в условиях основных соревнований максимально реализовать все то, что они усвоили в процессе подготовки.

Сор-ния должны организовываться таким образом, чтобы по направленности и степени трудности они строго соответствовали задачам и особенностям подготовки опред-ых контингентов спортсменов. Привлекать к участию в сор-ях спортсменов лишь при условии их достаточной подготовленности. Состав учасников и программа соревнований должны обеспечить необходимую конкуренцию и условия для максимальной реализации функциональных возможностей спортсменов. На каждом этапе подготовки и в годичных циклах должно быть достаточное число спорт. сор-ний, чтобы задачи многолетней подготовки могли решаться успешно.

Вопрос №19. Система соревнований в различных видах спорта.

Соревновательная деятельность – управляемая сознанием психическая и физическая активность, направленная посредством соревновательных действий на достижение победы над соперником в условиях специфического противоборства и при соблюдении установленных правил на соревнованиях. Соревновательная деят-ть – совместная деятельность спортсменов, тренеров и специалистов.

Содержание соревновательной деятельности составляют соревновательные действия, специфические и отвечающие правилам в каждом виде спорта. В спорт. играх это арсенал приемов игры; в л/а это бег на различные дистанции, прыжки в высоту и в длину, метания копья, диска и т.д.; в плавании – различные способы передвижения и дистанции. Отдельное соревновательное действие состоит из движений, объед-ных в целостное двигательное действие. Соревновательные действия в свою очередь могут объед-ся в более крупные структуры (связки, комбинации).

Освоение спортсменом соревновательных действий и умений эффективно их применять в соревнованиях формируют у него поведенческую структуру соревновательной деят-ти.

Вопрос №20. Структура соревновательной деятельности на примере избранного вида спорта.

Специфика соревновательной деят-ти во многом определяет направление и содержание многолетней подготовки спортсменов. Структура соревновательной дят-ти служит основой для построения процесса подготовки спортсменов и эффективного управления этим процессом. Основные параметры соревновательной деят-ти в каждом виде спорта выделяются и фиксируются посредством спец. наблюдений за действиями спортсменов мира в условиях крупнейших соревнований. Победа в сор-ях – конечная цель сор-ной деят-ти. Содержание действий, операций и условия, в которых выполняет их спортсмен в процессе соревнований, и определяет структуру соревновательной игровой деят-ти. Структуру соревновательной деят-ти составляют соревновательные действия, определяемые физич. способностями, функциональными возможностями, психич. свойствами спортсменов.

Вопрос №21. Факторы, обуславливающие эффективность соревновательной деят-ти.

Факторы, от которых зависит эффективность соревновательной деят-ти и уровень спорт. достижений: уровень владения техникой соревновательного действия и умения тактически эффективно его выполнить в соревнованиях; уровень развития специфичных для данного вида спорта физических и психических качеств и способностей спортсменов; уровни функциональных возможностей и морфологических показателей применительно к специфике вида спорта. Существенными факторами выступают возраст и спорт. стаж, эффективное функционирование системы подготовки спортсменов в каждом виде спорта, подготовка и участие в конкретном соревновании. Важное значение имеет подготовка к соревнованиям и управление действиями спортсменов в процессе соревновательной деят-ти. Ведущая роль здесь у тренера. Так же важно учет условий, в которых протекает соревновательная деят-ть спортсменов (климато – графические условия региона, состав соперников, хар-ка зрителей, особенности судейства и т.д. После окончания соревнований проводится общий анализ проделанной работы по подготовке команды к соревнованиям и по результатам соревноват-ой деят-ти. Регулярное участие в соревнованиях необходимо для приобретения и совершенствования у спортсменов необходимых качеств, способствующих эффективному выступлению в ответственных соревнованиях. К участию в соревнованиях следует допускать только достаточно подготовленных спортсменов. Должно быть оптимальное число спорт. соревнований.

Вопрос №22. Связь тренировки с соревновательной деятельностью.

В системе подготовки спортсменов тренировка наряду с соревнованиями является важнейшим звеном, функционирующим постоянно, тренировочные занятия, спортсменов высших достижений – ежедневные, круглогодичные, многолетние. Содержание тренировочного процесса определяется прежде всего содержанием соревновательной деятельности в каждом виде спорта. В структуру тренировочного процесса входит теоретическая и психологическая подготовка: освоение спец. знаний и развитие личностных качеств. Здесь отражена взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов тренировочной и соревновательной деят-ти.

Вопрос №23. Цели и задачи спорт. тренировки.

Цель спорт. тренировки как педагогич. процесса –обучить спорт. технике и тактике, обеспечить технико – тактическое мастерство, развитие физических, психических, моральных и волевых качеств, создать условия для высоких спортивных достижений на соревнованиях.

Задачи: воспитание моральных и волевых качеств; укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию; развитие основных двигательных качеств; совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений; развитие спец. способностей и качеств; лежащих в основе успешного овладения техникой и тактикой вида спорта; совершенное овладение спорт. техникой; совершенствование овладения спорт. тактикой; достижение высокого уровня командной подготовленности; приобретение теоретических знаний и практических умений (планирование, учет, ведение дневника, судейство и т.д.); достижение интеграции всех качеств, навыков и знаний, умения реализовать в соревнованиях все приобретенное на тренировочных занятиях; предупреждение спорт. травм, перенапряжений, проведение реабилитационно – профилактических и восстановительных мероприятий. Достижение цели и решение задач осущ-ся при помощи многообразных средств и методов, объед-ных в компоненты тренировки. Задачи тренировки, направленность компонентов дифференцируются в зависимости от уровня квалификации спортсменов. Задачи и содержание тренировок для школьных спортивных секций и спортивных школ имеют существенные различия.

Экзамен ПФСС — Стр 2

Вопрос №24. Построение тренировочного процесса, структурные элементы тренировки.

Исходя из теории спорт. тренировки важное значение имеют: 1) программирование многолетнего процесса тренировки по ее осн. компонентам (техническая, тактическая, физическая, теоретическая, психическая подготовка: — определение содержания на весь многолетний период, по этапам и годичным циклам; — установление послед-ти обучения технике и тактике; — выделение структурных компонентов построения тренировки (годичные циклы, микроциклы, тренировочные занятия); — распределение программного материала по этапам многолетней подготовки, по годичным циклам внутри многолетних этапов, по средним и микроциклам внутри годичного цикла; — распределение времени на виды программного материала в возрастном аспекте, по уровню спорт. мастерства, тренировочных занятиях. 2) определение эффективных адекватных возрасту и подготовленности спортсменов средств и методов развития физич. качеств, обуч-ие рациональной технике и тактике, совершенствование технико – тактического масерства на принципах универсальности и с учетом индивидуальных особенностей и специализации, средств и методов воспитания нравственных и волевых качеств, повышение надежности спорт. навыков в соревновательной деят-ти. 3) определение параметров тренировочных нагрузок в ходе многолетней тренировки, в пределах годичного цикла. 4) определение эффективных средств и методов комплексного контроля с целью получения непрерывного потока информации для оценки качества тренировочного процесса.

Вопрос 28. Задачи, средства, методы технической подготовки спортсменов.

Обучение технике физических упражнений рассматривается как процесс чувственно – рационального познания и практического овладения ими до уровня заученных действий, т.е. навыков. В структуре процесса обучения выделяют три этапа, отражающие фазы образования двигательного навыка: 1) этап начального разучивания – создание общ. представления о двигательном действии и формирование установки на овладение им, изучение новых фаз и элементов, предупреждение и устранение грубых ошибок; 2) этап углубленного разучивания — углубление понимания закономерностей двиг-го действия, совершенствование координационной структуры действия; 3) этап закрепления и дальнейшего совершенствования – закрепление навыка, обеспечение его индивидуальности и необходимой вариативности. На содержание и формы технической подготовки спортсмена влияют уровень его физического развития, индивидуальные особенности психики, технической и физической подготовленности, стр-ра технической подготовленности конкретной спорт. дисциплины, период, этап макроцикла и др. при совершенствование в спорт. технике нежелательны длительные перерывы в занятиях, необходимо превратить его в навык. Этого можно добиться при многократном повторении усвоенного технич. приема на нескольких занятиях подряд. Значит-ая роль в совершенствовании спорт. техники отводится соревновательному методу.

Вопрос №29. Задачи, средства, методы тактической подготовки спортсменов.

Результатом обучения тактике явл-ся обеспечение определенного уровня тактич. подготовленности спортсмена или спорт. команды. Два вида тактики: общая и специальная. Общая направлена на овладение знаниями и тактическими навыками, необходимыми для успеха в спорт. сор-ях в избранном виде спорта; специальная направлена на овладение знаниями и тактическими действиями, необходимыми для успешного выступленияв конкретных сор-ях и против конкретного соперника. В скоростно – силовых видах спорта вопрос о тактике возникает, когда ведется непосредственная подготовка к участию в соревнованиях. В единоборствах и спорт. играх обучение технике и тактике ведется одновременно и непрерывно. В командных видах спорта тактическая подготовка ведется с каждым спортсменом, группой спортсменов и с командой в целом.

Вопрос №30. Задачи, средства, методы физической подготовки спортсменов.

Физич. подготовленность хар –ся возможностями функциональных систем организма спортсмена, обеспеч-щих эффективную соревновательную деят-ть, уровнем развития физич. качеств. Подразд-ся на общую (разностороннее развитие физич. качеств, функц-ных возможностей органов и систем организма, сложенность их проявления в процессе мышечной деят-ти); вспомогательную ( функциональные возможности спортсмена, проявляемые в двигательных действиях, родственных избранному виду спорта, способность орг-ма к перенесению высоких специфич. нагрузок) и специальную (хар-ся уровнем развития физич. качеств, возможностей органов и функциональных систем, определяющих достижения в избранном виде спорта).

Вопрос №32. Задачи, средства, методы теоретической подготовки спортсменов.

Теоретическая подготовка ведется на протяжении всего многолетнего обучения спортсменов. Теоретическая подготовка – целенаправленный педагогический процесс, направленный на приобретение спортсменами определенных знаний . Цель – повышение у спортсменов интеллектуально – теоретического уровня и содействие повышению спорт. мастерства. Важно не просто вооружить спортсмена знаниями на лекциях, семинарах, беседах, а научить использовать эти знания в тренир-ных занятиях и соревнованиях. Основная роль в решении задач теоретической подготовки принадлежит тренеру.

Вопрос №33. Задачи, средства, методы интегральной подготовки спортсменов.

Интегральная подготовка призвана реализовать в тренировке, в процессе технико – тактического обучения о совершенствования признак целостности соревноват-ой деят-ти, с тем чтобы тренировочные эффекты эффективно проявлялись в соревновательных условиях. Интеграция – процесс формирования связей между компонентами тренировки с целью объединения их в единую целостную соревновательную деятельность. Высшей формой интегральной подготовки является соревновательные действия, выполняемые в такой же форме, как на реальных соревнованиях. Задачи: осуществление связи между видами подготовки; достижение стабильности навыков в сложных условиях соревнований; реализация физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовленности в единстве в соревновательной деятельности. Средствами интегральной подготовки служат упражнения для решения задач двух видов подготовки совмещено; упражнения в чередовании различных по хар-ру упражнений (подготовительные, подводящие, по технике, тактике); контрольные прикидки; контрольные встречи. Методические приемы и организация проведения упражнений: чередование упр-ний для развития физических качеств; чередование упр-ий для развития качеств с упр-ями по технике, тактике; соединение упр-ий по развитию качеств и способностей с соревновательным упр-ем.

Вопрос №35. Утомление и восстановление при занятиях спортом.

Процесс утомления – совокупность изменений, происходящих в различных органах, системах и организме в целом в период выполнения физической работы и приводящих в конце концов к невозможности ее продолжения. Сост-ие утомления хар-ся вызванным нагрузкой временным снижением работоспособности, кот-ое проявляется в субъективном ощущении усталости. При выполнении разных упр-ний причины утомления неодинаковые. Причины утомления связаны с двумя осн. понятиями: 1) локализация утомления (выделение той ведущей системы функциональные изменения в которой определяют наступление сост-ия утомления); 2) механизмы утомления (конкретные изменения в деят-ти ведущих функциональных систем, которые обуславливают утомление. Утомление нервных центров, утомление центральной нервной системы, утомление рабочих мышц. Мышечное утомление явл-ся результатом изменений, возникающих в самом сократительном аппарате мышечных волокон. Мышечное утомление проявляется в снижении сократительной способности мышц. После прекращения упражнения происходят обратные изменения в деятельности функциональных систем, которые обеспечивали выполнение данного упра-ния – восстановление. На протяжении восстановительного периода удаляются продукты рабочего метаболизма и пополняются запасы энергии, пластических веществ и ферментов, израсходованных за время деятельности. Восстановление – это не только процесс возвращения организма к рабочему состоянию, также происходят изменения, которые обеспечивают повышение функциональных возможностей организма, дают продолжительный тренировочный эффект.

4 периода восстановления: быстрого, замедленного, суперкомпенсации, длителтного восстановления.

Вопрос №36. Тренировочные и соревновательные нагрузки и восстановление в избранном виде спорта.

Влияние тренировочных нагрузок на организм спортсмена специфично и многообразно, и чем выше уровень их, тем актуальнее становится необходимость применять различные восстановительные средства, способствующие эффективному восприятию организмом острых тренировочных воздействий. Нормальная реакция организма на посильную нагрузку явл-ся утомление, в случаях, когда тренировочное задание чрезмерно или нерационально по структуре, его влияние может быть отрицательным и привести к перенапряжению, переутомлению, перетренированности. Восстановительные процессы можно подразделять на: текущее восстановление (в ходе вып-ия упражнения); срочное восстановление Я(сразу после окончания работы); отставленное восстановление ( на протяжении длительного времени после выполнения тренировочной нагрузки); стресс – восстановление (после хронических перенапряжений).

Восстановление работоспособности после напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок осущ-ся естественным путем, но его можно значительно ускорить, использую для этого различные средства. Однако все эти восстановительные мероприятия в свою очередь могут являтся для организма дополнительными раздражителями, поэтому исп-ие различных факторов, ускоряющих восстановительные процессы, должны быть планомерным и всесторонне обоснованным. Восстановительные мероприятия проводятся в 2ух ситуациях: 1) в условиях соревнований, когда необходимо обеспечить быстрое и по возможности полное восстановление спец. физической и психической готовности к след-му этапу; 2) в повседневном учебно – тренировочном процессе в ходе соверш-ния общей и спец. работоспособности.

Вопрос №37. Характеристика педагогических средств восстановления.

Сеченов установил, что последствия утомления ликвидируются быстрее в том случае, если человек после работы отдыхает не пассивно, а вовлекает в деятельное сост-ие мышцы, не принимающие активного участия в основной работе. Восстановление в условиях активного отдыха обуславливается действием нервных и сосудистых механизмов. К педагогич. средствам относятся также исп-ние различных форм активного отдыха , проведение занятий на местности, различные виды переключения с одного вида работы на другой. Педагогические средства восстановления явл-ся основными, т.к. определяют режим и правильное сочетание нагрузок и отдыха на всех этих этапах многолетней подготовки спортсменов. Они вкл. в себя:● рациональное планир –ие тренировочного процесса в соответствии с функц-ми возможностями организма спортсмена, правильное соч-ие общих и спец. средств, четкую орг-цию работы и отдыха; ● правильного построения отдельного тренировочного занятия с исп-ем средств для снятия утомления ( разминка, подбор снарядов и мест для занятий, упражнения для активного отдыха и расслаблений); ●варьир-ние интервалов отдыха между отдельными упражнениями и трен-ми занятиями; ● разработку системы планир-ния с исп-ем различных восстановительных средств в циклах подготовки; ● разработку спец. физических упражнений с целью ускорения восстановления работоспособности спортсменов, соверш-ние двигательных навыков и обучение тактич. действиям. Педагогическим средством, способствующим восстановлению, является полноценная разминка. До разминки часто проводят предстартовый массаж.

Вопрос №38. Характеристика психологических средств восстановления.

Психологический настрой исключительно важен в спорте. Спортсмены имеющие «моральную стойкость» выступают более успешно. Спортсменам и тренерам большую помощь оказывают спорт. психологи – помогают справиться со стрессом во время соревнований, вызвать сост-ие готовности, устранить неурядицы во время поездок и т.д. психологическая трен-ка должна быть неотъемлемой частью целостного тренировочного процесса. Психологические средства восстановления исп-ся для ускорения реабилитации после нервного и психического утомления. При выполнении близких к предельным и предельных тренировочных нагрузках главными факторами нервно – мышечного напряжения являются накапливающаяся физическая и психическая усталость и необходимость ее преодолевать, монотонность занятий, в условиях учебно – тренировочных сборов – однообразие окружающей обстановки, ограниченный круг общения, оторванность от семьи, друзей, товарищей по учебе – все это приводит к снижению эффективности подготовки. К психологическим средствам восстановления относят: психорегулирующую тренировку, упражнения для мышечного расслабления, сон –отдых. Большое значение имеет создание благоприятного психологического климата команды, также большое значение имеют такт и культура спортсменов и окружающих их лиц.

Вопрос №39. Характеристика медико – биологических средств восстановления.

Особое место среди средств восстановления, способствующих повышению физической работоспособности, препятствующих возникновению различных отрицательных последствий от физич. нагрузок, занимают медико – биологические средства, к числу которых относится: рациональное питание (главный фактор восстановления работоспособности, ускорения восстановительных процессов и борьбы с утомлением, наряду с питьевым режимом), фармакологические препараты и витамины, белковые препараты, спортивные напитки, кислородный коктейль, физио- и гидротерапия, массаж, бальнеотерапия, бани, игловоздействие, электростимуляция, электросон, музыка.

Вопрос №40. Характеристика фармакологических средств восстановления.

Для поддержания работоспособности спортсменов, ускорения процессов восстановления после больших нагрузок, при остром и хроническом утомлении, переутомлении, болезненном состоянии в современном спорте применяют различные фармакологические средства. Особое вниман е уделяется фармакологическим препаратам растительного происхождения. Среди фармакологич. средств восстановления спорт. работоспособности и проф-ки переутомления особое место занимают витамины. Недостаток их в организме приводит к сниж-ию работоспособности, утомлению и болезненным сост-ям. В наст-щее время в спорте применяются комплексные витаминные препараты ( ундевит, аэровит, комплевит).

Противогипоксические средства: — должны повышать резистентность организма к острой гипоксии; — не изменять сущ-но деят-ть ЦНС, СС и др. систем; — не снижать физическую и умственную работоспособность организма при обычном обеспечении его кислородом и в условиях гипоксии. (фолиевая, глутаминовая, аскорбиновая кислоты, гутимин).

Препараты влияющие на энергетические и метаболические процессы ( цернилтон, аспаркам, ноотропил, янтарная кислота, рибоксин).

Препараты, пременяемые при болевом печеночном синдроме. Печеночный синдром частое явление при занятиях разными видами спорта, особенно циклического хар-ра, причина – нарушение внутрипеченочного кровообращения или кислородной недостаточности (чай желчегонный, холосас, кукурузные рыльца).

Фармакологические средства, повышающие устойчивость орг-зма к нагрузкам: препараты энергетического действия (панангин, глутаминовая к-та, лецитин).

Тонизирующие препараты (экстракт элеутерококка, женьшень).