Авторитаризм и тоталитаризм

Глава 1. АВТОРИТАРИЗМ И ТОТАЛИТАРИЗМ.

 

1.

Природа авторитаризма и условия его возникновения.

Авторитаризм

—политический режим власти, не ограниченной правом, опирающейся на прямоенасилие и осуществляемой единоличным правителем или правящей элитой. В историиобщества можно выделить различные его формы: древневосточные деспотии,тиранические режимы античности, абсолютистские монархии позднего средневековьяи Нового времени, западноевропейские империи XIX века,военно-полицейские, фашистские и коммунистические режимы в XX в.Историческое многообразие форм авторитаризма показывает, что этот политическийрежим совместим с различными по природе общественными и политическими системами —рабовладением, феодализмом, капитализмом, социализмом, демократией и монархией.Отсюда — трудности, связанные с попытками определения общейприроды авторитаризма, вычленения его сущностных, устойчиво повторяющихсяхарактеристик.

К числу общих чертавторитарных режимов относят следующие:

—авторитарнаявласть имеет своим источником насильственный захват власти. Она не формируетсянародом и не ограничивается правом

—кодифицированным либо обычным, опирающимся на традицию;

для неехарактерно слияние законодательной, исполнительной и судебной властей, либо ихформальное, показное разделение;

при авторитаризме власть опирается на административный,полицейский и военно-карательный аппарат, держится на неприкрытом насилии иливозможности его непосредственного применения;

авторитаризм предполагает жесткий централизм управления,монополизацию власти в руках правящей элиты или вождя;

в социальном плане авторитаризм пытается стать вышеклассовых различий, выразить общенациональный интерес, что сопровождаетсясоциальной демагогией, популизмом;

во внешней политике для него характерны агрессивныеимперские установки.

Все эти характеристики дают всумме явление авторитаризма только в том случае, если наличествует его духовныйи практический стержень— авторитет. Подавторитетом понимается общепризнанное неформальное влияние отдельной личностиили какой-то организации в различных сферах жизни общества. В более узкомсмысле авторитет— одна из формосуществления власти, стоящей выше права. М. Бебер выделял три типа

авторитета: 1) основанный нарациональном знании, 2) на

традиции, 3) на харизме вождя. В первомслучае носителем

авторитета является учитель-пророк, вовтором — проповедник,

5 стр., 2143 слов

Кафедра «Связи с общественностью, политология, психология и право» 2

... покупки эта возможность превратилась в реальность и он стал обладателем субъективного гражданского права — права собственности на автомобиль. Объем правоспособности у всех граждан одинаков. Каждый из граждан ... е. самостоятельно, могут приобретать не все, а только определенный круг гражданских прав. Другие же права они вправе приобретать только с согласия родителей, усыновителей или попечителей или ...

в третьем — вождь. Без личности такогорода авторитаризм

невозможен. Она является знаком,символизирующим единство

нации, ее суверенитет, ее великоепрошлое, настоящее

и будущее.

Каковы условия возникновения режимаавторитарной власти?

1. Социальный и политический кризисобщества, выража-

ющий переходный характер переживаемоговремени. Для такого

кризиса характерна ломка устоявшихсятрадиций, образа жизни,

исторического уклада, которая связана срезкой модернизацией

основных сфер общественной жизни исовершается в течение

одного-двух поколений.

2. С ломкой исторического уклада жизниобщества связано

размывание наличной социально-классовойструктуры, происхо-

дит маргинализация основной массынаселения. Появление боль-

ших масс людей, <выбитых> изтрадиционных <гнезд> сущест-

вования, лишенных собственности ивидящих в государстве

и олицетворяющей его фигуре вождяединственный шанс на

выживание, в значительной мере радикализируетсоциальное

и политическое поведение маргинальныхпереходных слоев, по-

вышает степень их активности, заряженнойотрицательной энер-

гией разрушительства.

3. В сфере социальной психологии иидеологии нарастают

настроения заброшенности и отчаяния,стремление к <восстанов-

лению> социальной справедливостипутем установления пого-

ловного равенства, потребительскоеотношение к жизни берет

верх над этикой производительного труда.Рождается образ вра-

га народа, персонифицируемого в лицекакого-либо обществен-

ного института, социальной группы илинации. Возникает культ

личности вождя, с которым связываютсяпоследние надежды на

преодоление кризиса.

4. В большой степени возрастает рольисполнительных ор-

ганов государственной власти и основнойвоенной силы — ар-

мии, обращаемой внутрь общества. Особоезначение приобретает

бюрократия, без которой невозможнофункционирование — бо-

лее или менее успешное — исполнительнойвласти в условиях

нарастающего кризиса и котораястановится источником и хра-

нителем власти, стоящей над обществом.

5. Наконец, решающим условиемвозникновения авторитариз-

ма является лидер, обладающийавторитетом, признаваемый

большинством нации, что обеспечиваетвозможность бескров-

ного, мирного захвата властиопределенной политической груп-

пировкой. В ином случае неизбежнагражданская война, реша-

ющая спор между партиями и вождями.

Поскольку режим авторитарной властипоявляется не столько

в результате случайного стеченияобстоятельств, но всегда

в той или иной мере выражает историческуюнеобходимость,

постольку он не может оцениватьсяоднозначно. Наряду с ав-

торитарными режимами консервативного(Сулла в Древнем

Риме) или откровенно реакционного толка(Гитлер, например),

были и такие, которые игралипрогрессивную роль в исто-

рическом развитии своей страны, напримерНаполеон Бонапарт,

Бисмарк, Петр 1.

2.Авторитаризм и социализм: командно-административная система

Иллюстрацией вышеприведенного тезисаможет быть ко-

9 стр., 4269 слов

Современное российское общество и его социальная структура

... вопрос, а именно: о социальной структуре современного российского общества. В социологии под социальной структурой чаще всего понимают устойчивые социальные образования, связи и отношения. Социальная структура общества — это упорядоченная ... кризисом, подобного которому она до сих пор не знала. Капитализм как историческая система далек от того, чтоб быть успешным и победоносным, он находится ...

мандно-административная система,установившаяся в нашей

стране после Октябрьской революции ипобеды большевиков

в гражданской войне. Эта система — результат предшествующе-

го исторического развития России, а незлонамеренной воли

одной партии или группы лиц (Ленина,Троцкого, Свердлова

и др.).

Она не была создана Сталиным,как утверждают многие

ученые и публицисты, но только быладоведена им до образ-

цового состояния. Анализ природыкомандно-административной

системы необходим по двум причинам.Во-первых, отождествле-

ние командно-административной системы исталинизма выводит

из-под критического анализа политическуюпрактику послеок-

тябрьского периода и не дает возможностиобъективно осмыс-

лить характер Октябрьской революции, атакже оценить деятель-

ность Ленина и партии большевиков в 1917году. И во-вторых,

потому, что теоретически и политическинепродуманная, хаоти-

чески суетливая и непоследовательнаядесталинизация нашего

общества таит в себе угрозувозникновения новых авторитарных

режимов как в стране в целом, так и вряде республик, в первую

очередь в тех, где десталинизацияпроводится наиболее ради-

кально (Грузия, Россия).

Либо возможнаконсервация прежнего

типа авторитаризма — коммунистического(Азербайджан, Ка-

захстан, республики Средней Азии).

Каковы основные черты послеоктябрьскойполитической си-

стемы, позволяющие охарактеризовать еекак авторитаризм?

Начиная с 1861 г., Россия переживалапроцесс индустриализа-

ции, сопровождаемый реформированиеммногих сторон жизни

общества, резкой ломкой традиционногоисторического уклада.

Поскольку этот процесс шел зигзагообразно,то муки модер-

низации не находили соответствующегоразрешения, что вело  к накоплениюкризисных явлений, приведших к первой русской революции. Мировая войнаусугубила кризис общества, доведя его до высшей точки, точки антагонистическогопротивостояния самодержавного государства и общества.

В этот период вРоссии происходило становление новой социально-классовой структуры общества, ностановление затянутое. Новые индустриальные классы составляли малую частьнаселения, большая часть которого все более подвергалась пауперизации, включаяи дворянство. Это обеспечивало господство маргинальных слоев в городе идеревне, размытый характер социальных отношений, резко повышало степеньсоциальной и политической активности этих слоев. Последнее, в свою очередь,оказывало разрушительное давление на формирующуюся социально-классовуюструктуру, тормозило ее становление.

Война в высшейстепени усилила роль государства, его вмешательство в жизнь общества и контрольза нею, возросло значение бюрократии для успешного функционированияисполнительной власти, усилилась роль армии во внутренней жизни страны. Странавставала на грань выживания, что способствовало укреплению в массовом сознаниинациональной идеи и поиску сильной личности, способной воплотить эту идею в жизнь,спасти страну от военного, экономического и политического краха.Предоктябрьская Россия искала в авторитаризме выхода из кризиса, и вероятностьдемократической альтернативы была крайне мала. Керенский или Корнилов

23 стр., 11043 слов

Сталинский тоталитарный режим и общество в послевоенный период (1946–1952 гг.)

... социального поведения и главной причиной нарастания конфронтации общества и власти. Но это в последующем. А в 1945 ... почти пять лет имело внеклассовый смысл. «Мы» - вся страна, народ, партия. «Они» - фашисты, враги, поработители. Это ощущение внутренней ... нравственно-психологические, общественно-субъективные основы советского, сталинского, тоталитаризма, историческое знание не могло дать более или ...

— два вождя,за которыми стояли различные варианты авторитарного режима. Составившие третьюсилу большевики были обречены на авторитаризм, ибо иной вариант выхода изкризиса был невозможен в той ситуации. Разразившаяся после революциигражданская война была только спором между различными вариантами авторитаризма.

Таковы историческиепредпосылки, обусловившие авторитарный характер послеоктябрьской политическойсистемы. Ее основные черты:

1) монополиякомпартии на политическую власть (диктатура партии), превратившаяся после Хсъезда партии в монополию на власть правящей верхушки, внутри которой шлаожесточенная борьба за лидерство, обострившаяся после болезни и смерти Ленина; 2) слияниезаконодательной, исполнительной и судебной власти; 3)сверхцентрализация управления экономической, политической и духовной жизньюобщества; 4) роль бюрократии и военно-полицейского аппарата(ВЧК—ОГПУ) становится решающей; 5) прямоеиспользование насилия по отношению к оппозиции и инакомыслящим игосударственный терроризм; 6) агрессивныевнешнеполитические установки, выражавшиеся то в стремлении разжечь пожармировой революции, то в создании образа страны — «осажденнойкрепости»;

7)

идеология особого — советскогои социалистического — национализма, которая внутри страны проявлялась вунификации национально-культурных черт различных народов, в стремлении создатьединый советский народ, а вовне — в попытке навязатьсоветский образ жизни другим странам;

8)

создание харизмы Ленина, под прикрытием которой и отимени которой действовали его преемники, освящая этой харизмой («верностьзаветам Ленина», «верность принципам марксизма-ленинизма») свое правопреемство,объявляя ее источником легитимности собственной власти.

Какова общая оценкасоветского авторитаризма? Он был выражением и продолжением политики,направленной на индустриализацию страны, и в этом отношении отвечалисторической необходимости. Но в то же время он был детищемнепоследовательности этой политики и ее альтернативой. Продолжая политикуцарского правительства на централизацию управления экономикой, советский авторитаризмразрушил слабую еще систему институтов гражданского общества, несомненноспособствовавших индустриализации и цивилизации русского общества, как якобыглавного их противника. Считая, как и Столыпин, патриархальность деревнитормозом экономического развития, большевики пошли в прямо противоположномнаправлении. Тем самым политика авторитарного государства вошла в резкоепротиворечие с потребностями исторического развития, вызвав необходимостьперерастания советского авторитаризма в какую-то новую форму.

3.

Сущность и предпосылки тоталитаризма.

Эту новую формуорганизации политической власти, сложившуюся в нашей стране в 30-е годы, влитературе часто называют тоталитаризмом. Если же мы попытаемся вычленитьсмысловое ядро данного понятия, то обнаружим, что слово «тоталитаризм»используется для обозначения превосходной степени других известных понятий

— диктатура,авторитаризм, насилие, деспотизм. Этимологически оно производно от словтоталитарность, или «целостность». Употребляя его, имеют в виду, чтоавторитарная власть становится всепроникающей, контролирующей жизнь человека иобщества в ее самых частных, мельчайших проявлениях. При этом забывают, чторост количественных изменений в какой-то момент приводит к появлению новогокачества, а новое качество не есть удвоенное или утроенное старое: сохраняя состарым в том или ином отношении сходство, оно, тем не менее, принципиально отнего отличается.

15 стр., 7333 слов

Биография Ленина В.И

... Новую, социалистическую экономическую систему разработал и реализовал в конце 20-х годов Сталин. А Ленин умер, так и не добившись воплощения в жизнь своей мечты, порожденной, ... стилю 24 октября) в письме в ЦК Ленин потребовал немедленно перейти в наступление, арестовать Временное правительство и взять власть. Для непосредственного руководства вооруженным восстанием вечером он ...

Для того чтобыраскрыть содержание понятия «тоталитаризм», нужно перейти от оценочногоупотребления термина к научному, существенно ограничив область его применения.Во-первых, хронологически, отказавшись от истолкования в качестве тоталитарныхтех или иных политических режимов прошлого

— древневосточныхдеспотий, исламских теократий, Русского государства времен Ивана Грозного ит.п. В истории мы можем найти лишь слабые прообразы тоталитаризма, сходные сним формально, структурно, но не по существу. Тоталитаризм — явление,присущее исключительно XX веку. И,во-вторых, что не менее важно, надо сузить область применения термина вструктурном аспекте: многое из того, что совершалось в сталинскую эпоху, несвязано напрямую с тоталитаризмом, а вполне объяснимо с учетом логикиавторитарного режима. Следовательно, и сам тоталитаризм — явление, несводимое к экономическим, социальным или политическим условиям того времени.Его нельзя представить как следствие причины под именем «авторитаризм 20-хгодов».

Тоталитаризмнаходится в ином измерении, нежели экономика и политика, ему присуща инаялогика, нежели логика объективного процесса. Выражаясь с известной долейусловности, можно сказать, что тоталитаризм есть душа, телом которой являетсякомандно-административная система, это явление не экономического, социальногоили политического плана, а культурно-идеологическое по своей сущности. С точкизрения человека, придерживающегося «нормальной» причинности, Сталин выглядитсумасшедшим: сверхиндустриализация затормозила экономическое развитие страны,коллективизация поставила ее на грань голода, репрессии в партии грозили разрушениемполитического костяка общества, разгром офицерского корпуса накануне неизбежнойвойны с Германией существенно понизил обороноспособность страны. Тем не менее,во всем этом была логика, но совсем иная, свидетельствующая о том, что Сталинне был авторитарным вождем, «социалистическим монархом-самодержцем». Кем же онбыл?

Сталин отличался отсвоих предшественников: для Ленина и его соратников власть, сколь угодножесткая и насильственная, была все-таки средством для достижения определеннойцели

— построения социализма в планетарном масштабе. Утопическийхарактер цели обусловил нарастание насилия, но корректировка ее в 1921—22 годахпривела к либерализации политики (нэп, линия на мирное сосуществование скапитализмом и т.д.).

Не то — Сталин. Для негоцелью была именно власть, а социализм, марксизм-ленинизм — толькосредствами ее достижения, поэтому он так легко менял не только тактику, но истратегию, вступая в любые коалиции и разрушая их. Но дело не только в личнойволе и качествах Сталина — за его индивидуальностьюпроступали черты нового исторического типа личности, и это были черты не толькопсихологические, но и исторические.

Ленин в «Письме ксъезду», говоря о личных качествах Сталина, подчеркнул, что это не мелочь,поскольку в наших условиях она может иметь самые серьезные последствия.

11 стр., 5162 слов

ФОРМЫ ВЛАСТИ – смотрите конспект лекции!!!!!!!!!!!!

... политических процессов и институтов, политических интересов, политического поведения социальных групп и индивидов. Борьба за власть – самое бескомпромиссное и жестокое соперничество сословий, групп, партий, нередко приводящее их ... соединением воли граждан в единую волю. Она безгранична, абсолютна, каковы бы ни были ее формы. Власть держит людей в страхе, направляет их действия к общему благу. ...

Вторая часть нашегоопределения: тоталитаризм

— это переживаниевласти как абсолютной ценности и высшего смысла человеческого существования,транслированное по всем этажам социальной иерархии и признанное в таком качествебольшинством индивидов. Для того чтобы возник и существовал тоталитаризм, нуженбыл не только Сталин, но и масса индивидов, отравленных ядом абсолютной власти — власти надисторическими закономерностями, временем, пространством («Мы покоряемпространство и время, мы — молодые хозяеваземли»), над собой и другими людьми. Эта власть зачастую не давала материальныхблаг, напротив, она требовала величайшей самоотдачи, самопожертвования, и еслисначала, как Павка Корчагин, не щадили себя, позже, как Павлик Морозов, нещадили родного отца, то в застенках Ежова — Берии уже не щадили никого.

Появление такого,тоталитарного, индивида

— первая предпосылкаформирования тоталитаризма, без которой он не мог возникнуть даже в том случае,если бы были налицо остальные. Вторая предпосылка — тенденция к идеократии, проявившаяся с самогоначала революционного движения и получившая зрелую форму в условиях советскогоавторитаризма, на базе общественной собственности и централизованногоуправления обществом, планового ведения хозяйства. План здесь выступал какдиректива, как закон: речь шла о вполне гегелевском по духу господстве идеи наддействительностью. Практически идеократия реализовалась через партократию — монополиюкомпартии на власть, не ограниченную, по существу, никаким законом и дажеуставом самой партии. Третья предпосылка тоталитаризма — культ народав революционном сознании до- и послеоктябрьской эпохи. Этот культ освобождалнародные массы от всякой моральной самооценки и самоцензуры, ставил их по тусторону добра и зла. Тем самым в структуре массового революционного действиявысвобождалась энергия разрушения, направляемая этикой революционнойцелесообразности на уничтожение всяких ограничений, препятствующих достижениюабсолютной власти революционного субъекта над действительностью. Все, чтотворилось, оправдывалось благом народа и именовалось борьбой с врагами народа.

4.

Структура тоталитарной власти

Режим тоталитарнойвласти в отличие от авторитаризма оказывается внеполитическим образованием

— в эпохутоталитаризма политические отношения и институты в обществе, по существу,исчезают или становятся формально-декоративными. Организация тоталитарнойвласти имеет иерархический характер: вверху пирамиды находится вождь,обладающий абсолютной, ничем не ограниченной властью; внизу — массы,столь же абсолютно ему подвластные. Такая организация власти формально сходна савторитаризмом. В действительности же тоталитарная власть неделима на уровни:на любом уровне социальной иерархии индивид, обладая властью, обладал тем самымабсолютной властью над вверенным ему «объектом». Различие было именно в объектеприложения власти, но не в ее характере. Например, любой начальник районногомасштаба обладал всеми атрибутами власти — партийной,хозяйственной, судебной, карательной и т.п. Поэтому для функционированиятоталитарной власти не нужно было принуждения, идущего сверху вниз:тоталитарный индивид добровольно подчинялся вышестоящему, получая в обмен напокорность возможность абсолютной власти «на своем месте». Можно сказать, что ограниченияв структуре тоталитарной власти вытекали из пересечения индивидуальных властей,что создавало непрерывное и постоянное напряжение во всех узлах системы и былоисточником энергии, питавшей существование этой системы.

7 стр., 3347 слов

Формы правления тоталитарной власти

... возникает. Актуальны иные проблемы: власть и народ против внешнего окружения, власть и народ против внутренних врагов... Тоталитарное сознание верит в абсолютное единство общества, и оно ... сталинизм и, возможно, ряд других систем являлись разновидностями одной системы — тоталитаризма. Исторически понятие «тоталитарное государство» (итал. stato totalitario) появилось в начале 1920-х для ...

С тоталитарнойвластью неразрывно связана тайна власти. Властный поступок тоталитарногоиндивида всегда непредсказуем, спонтанен, вызывается не столько внешнейнеобходимостью, какими-то реальными обстоятельствами, сколько тайнымидвижениями его души. Теми движениями, которые имеют свою индивидуальную логику,непредсказуемую с точки зрения нормальной логики. В силу этой тайны систематоталитарной власти пронизана страхом. Страх есть необходимое дополнениеабсолютной власти, он столь же абсолютен, и это страх не только перед«другими», но и перед самим собой. Абсолютный страх в душе тоталитарногоиндивида перевоплощается и снимается в виде стремления к абсолютной власти.Карательные органы в этой системе

— материализацияповсеместного страха, своего рода арбитр в споре, столкновении индивидуальныхвластей. Но их существование в большей степени вызвано необходимостьюискоренять инакомыслящих — тех, кто не принялусловия тоталитаризма, правила его игры, и имя им — миллионы.Они и составляли основной контингент ГУЛАГа.

Верхний и нижнийуровни в структуре тоталитарной власти взаимосвязаны и взаимно необходимы другдля друга. На ее вершине находился Сталин, он был символом абсолютной власти,поклонение ему как бы освящало и узаконивало для каждого собственное приобщениек субстанции власти. В этой структуре харизматический образ Ленина тускнел иотодвигался на периферию общественного сознания, ибо системе нужен был живойсимвол, человек

— знак абсолютной власти. Образ Ленина слился с мавзолеем —материальным воплощением «начала» этой власти. И ритуальное действо вокругмавзолея, совершаемое дважды в году, заново подтверждало законность системы.Нижний уровень носителей тоталитарной власти, был также необходим Сталину — иначе нехватило бы никаких усилий карательных органов, чтобы держать в повиновенииогромные массы людей. Причем отношение массы тоталитарных индивидов к Сталинубыло интимно-психологическим и личностным: он был не просто символическимзнаком судьбы, но еще и индивидуальностью. Его индивидуальные качества срослисьс символическими, и в этой системе он занимал место Бога. Славословия в егоадрес заменили молитву и были ритуальным элементом существования иосуществления тоталитарной власти каждым на своем месте. Поэтому смерть Сталинаозначала конец тоталитаризма. Естественно, не мгновенный, а протяженный висторическом времени. Исчезновение личностного символа системы изменилодуховную атмосферу внутри ее. Новые поколения как бы вышли из-под влияния тойидеологической и психологической силы, которая формировала в каждом качестветоталитарного индивида.

Попытки заменитьСталина не удались

— уж очень тесно срослись его личные исимволически-знаковые черты. В поле тоталитарного сознания его преемник Хрущевполучил значение комического героя — шута,напялившего на голову корону.

Маршальские погоны,звезды Героя и орден Победы не превратили Брежнева в того мифологическогогероя, каким воспринимался Сталин. Исчезла тайна личности вождя, а вместе с нейи вождь. Вождь должен быть, по крайней мере, равен системе, а не быть частицей,рожденной этой системой.

6 стр., 2600 слов

Раздел «Физиология сенсорных систем»

... провод и центр отделе кодируется номером канала! Физиологическая роль сенсорных систем, обеспечивающих хеморецепцию: обоняние, вкус, вицероцепция. Обонятельный анализатор. Строение обонятельного ... эпителия. Обонятельные рецепторы. Кодирование информации в обонятельной системе.  роль хеморецепция играет в жизни человека, предоставляя ему жизненно необходимую ...

После смертиСталина тоталитаризм в течение долгих тридцати лет переживал обратноеперерождение в авторитаризм, и именно механика этого обратного перерождениядиктовала необходимость обращения к Ленину, его наследию, но не к тому, где онотказывался от социалистической утопии в пользу реально достижимых целей, а кЛенину «до 21-го года», автору и творцу авторитарного режима. Обращение кЛенину 21-го года ставило человека в положение если и не диссидента, тооппозиционера по отношению к существовавшему режиму. С этого обращения началасьперестройка.

5.

Тоталитаризм и личность

Существует лиугроза восстановления в нашей стране тоталитарного режима? Чтобы ответить наэтот вопрос, надо выяснить условия, необходимые для этого. Объективные условияналицо

—сохраняется, а в ряде республик и обновляетсяавторитарный режим, адаптирующийся к новым, демократическим тенденциям, квосстановлению политической жизни. Но решающими для возникновения тоталитаризмаявляются субъективные условия, а именно тот исторический тип личности, которыйможно назвать тоталитарным индивидом.

Что это такое?Попробуем разобрать, этот вопрос на примере, так сказать, классическогообразца. Предшественником тоталитарного индивида был маргинал

— человек,крутой ломкой истории вырванный из привычного «гнезда» существования изаброшенный в новый мир. Маргинализация охватила во второй половине XIX — начале XX векапрактически все классы русского общества. Маргинал — человекпереходного времени, как бы повисший между двумя историческими эпохами исделавший эту переходность принципом отношения к действительности, принципомсамоопределения. Для маргинала прошлое и настоящее — неподлинное, умирающее бытие, которое несет на себе печать неминуемогоуничтожения, смерти. Будущее же для него под знаком вопроса, это своего родачистая возможность, полностью зависящая от воли человека-творца. В средепрофессиональных революционеров психология маргинальности еще более усиливаласьвследствие особого, «чемоданного» (между тюрьмами и ссылками) образа жизни.Связь с действительностью подменялась прожектерским конструированием утопии нетолько относительно будущего, но и относительно настоящего. Реальнаядействительность пугала маргинала, представлялась ему абсолютно чуждой силой.

В условияхреволюционной катастрофы, когда ход событий бросил революционеров в самуюпучину переворота, некоторые из них, вследствие этого страха перед реальныммиром, застыли в ситуации неопределенности, отказавшись от выбора, выключившисьиз активной борьбы. Таким человеком и был Сталин, по выражению Р. Слассера,человек, проспавший революцию. Да и в годы гражданской войны, как пишет о немД. Волкогонов, он был скорее послушным исполнителем, хотя занимал формальноодно из самых высоких мест в партийной иерархии. Такой индивид полностьюотдается воле событий, тому самому миру, которого он боится. Единственное длянего средство сохранить себя

— это стремление кабсолютной власти, дающей полное господство над чуждой, враждебнойдействительностью. И чем более неопределенным — в силу своейновизны — оказывается мир после революции, когда уже не помогаетпрежняя теория и когда нет рядом берущего на себя всю ответственностьвождя-вожака, тем больше овладевает душой теперь уже тоталитарного индивида этостремление к власти, это переживание власти как высшего смысла бытия.

11 стр., 5149 слов

24.Условия труда

... незначи­тельное. В течение всего трудового периода жизни у человека сохраняется здоровье и высокая работоспособность. В этих условиях реакции организма представляют собой оптимальный вариант ... функционального состояния. Ко второй категории тяжести относятся работы, вы­полняемые в условиях, не превышающих предельно допустимых значений производственных факторов, установленных действую­щими санитарными ...

Позволяет лисовременная обстановка прогнозировать возможность появления новогототалитарного индивида? На наш взгляд, нет. Во-первых, потому, что появлениетоталитарного индивида непредсказуемо, его тайна

— в глубинахиндивидуальной души. Во-вторых, потому, что история не ходит дважды одними итеми же путями. Конечно, согласно Марксу, возможно повторение трагического ввиде комического, но такой герой не может стать кумиром современной массы.Нынешние сталинисты ждут другого героя. Что же касается новых поколений,выросших после Сталина, то последние сорок лет выработали у них прочныйиммунитет против тоталитаризма: у них нет восторженной до самоотречения веры вкоммунистическую или какую-то иную, но столь же мощную в социально-психологическоми идеологическом плане идею. От тоталитаризма нас спасает безверие. Гораздобольшую и реальную опасность представляет собой авторитаризм консервативногоили откровенно реакционного плана, объективные и субъективные условия дляпоявления которого налицо или, как говорил Маркс, находятся в процессестановления.

Глава

2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ТОТАЛИТАРИЗМА И СТАНОВЛЕНИЕ ДЕМОКРАТИИ ВСОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.

За последний болеечем 70-летний период у нас сложилась такая политическая система, которая весьмаэффективно служила целям сохранения обеспечивавшего ее социально-экономическогостроя. Эта эффективность достигалась благодаря абсолютному контролю со стороныполитических структур

— партии игосударства — над всеми сферами общественной жизни. Такая политическаясистема может быть определена кактоталитарная. Понятно, что без разрушения ее общественный прогрессневозможен. Большим шагом вперед в понимании сущности общества, сложившегося внашей стране, явился уже сам факт признания тоталитаризма. Однако одногопризнания мало. Для преодоления тоталитаризма необходимо точное знание егосущности, закономерностей функционирования, элементов, обусловливающих егостабильность.

В современнойзарубежной поли