Тришина Светлана Владимировна, канд. пед. наук, и.о. доцента ФГОУ «Оренбургский региональный институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов АПК»
Психологической основой эвристического обучения являются научные представления о природе творчества обучающихся, в связи с чем потребность понять и управлять природой творческого процесса возникла как следствие необходимости управляемого воздействия и поддержания в актуальном состоянии творческой деятельности, повышения её эффективности.
В современной педагогике и психологии наблюдается активизация исследований в области психологии творчества, так как практическая деятельность педагогов в различных сферах деятельности подтвердила научные изыскания в аспекте: творческие достижения имеют не только личностный характер, но и социальный. В современной науке сложилось отдельное направление, изучающее проблемы творчества и творческой деятельности: психология творчества.
Основная задача психологии творчества состоит в раскрытии психических закономерностей и механизмов творческого процесса и креативности. Ряд российских исследователей рассматривают творчество как основу и механизм развития психики (А.М.Матюшкин, Я.А.Пономарёв, И.Н.Семёнов и др.), при этом научные изыскания в этой сфере связываются с закономерностями мышления (В.С.Библер, О.К.Тихомиров, Э.Г.Юдин).
Исследования психологии творчества проводили следующие зарубежные учёные: Дж. Гилфорд, В. Смит, Е. Торренс, Д.Хэлперн и др., однако, как отмечают авторы Я.А.Пономарёв, Э.Г.Юдин, М.Г.Ярошевский исследования креативности не были достаточно результативными.
Большинство исследователей делают акцент в определении креативности на особенностях или качествах личности. Так, Дж.Гилфорд полагает, что креативность и творческий потенциал могут определяться как совокупность способностей и других черт, которые способствуют успешному творческому мышлению.
В общем виде можно выделить две основные группы подходов к изучению проблемы креативности:
исследования общепсихологической и концептуальной направленности (С.Л.Рубинштейн, 1941; Д.Б.Богоявленская, 1983; Я.А.Пономарёв, 1976; О.К.Тихомиров, 1969), в которых обосновывались основы психологии творчества, его закономерности и механизмы творческой реализации;
Социальная психология как наука, подход к проблеме, место соц. ...
... не значит, что она не играет никакой практической роли в профессиональной деятельности. Методы соц.-психологического исследования. Соц. психология состоит их 2-х частей – теорииипрактики Главная задача ... явлений, объяснении причин и механизмов, построении прогнозов, их развития, а также в научном раскрытии и обосновании существа приемов оказания соц. психологической помощи. Структура соц. ...
экспериментально-эмпирические исследования творчества дифференциально-психологического типа, направленные на выявление, описание, систематизацию личностных характеристик и способностей к творческой деятельности.
Одной из наиболее актуальных проблем современной психолого-педагогической науки является создание общепсихолого-педагогической теории творчества (Б.Ф.Ломов, Я.А.Пономарёв, О.К.Тихомиров).
В современной отечественной и зарубежной психологии творчества в аспекте предметно-процессуального уровня доминирует представление об этапности творческого процесса: возникновение проблемы, стадия инкубации, инсайтное озарение, формализация идеи, верификация. Ключевым элементом считается интуитивный этап (А.В.Брушлинский, Я.А.Пономарёв, Р.Уолесс и др.)
Е.Торренс определяет креативность как возникновение особой чувствительности к проблемам, связанным с недостатком знаний, идентификацией трудностей, процессом возникновения предположений и формированием гипотез ( Е.Торренс, 1996).
Ряд учёных ведут исследования в социальном аспекте творчества: на социально-психологическом и социально-управленческом уровнях – детерминантах творчества (В.П.Карцев, М.Г.Ярошевский).
Ведутся научные изыскания по проблеме организации, а также коллективным творчеством с помощью функционально-ролевой дифференциации коллектива (Ч.М.Гаджиев, в.П.Карцев, М.Г.Ярошевский и др.).
В современных исследованиях активно разрабатывается следующая точка зрения на креативность: создание нового продукта или результат творческого мышления (К.Тейлор, О.К.Тихомиров).
В других – отмечается доминирует творческий процесс создания нового ( А.В.Брушлинский, В.А.Моляко, П.М.Якобсон).
Таким образом, в современной психолого-педагогической науке креативность рассматривается как личностная категория в аспектах:
проявления дивергентного мышления (Дж.Гилфорд, О.К.Тихомиров),
актуализации интеллектуальной активности (Д.Б.Богоявленская, Л.Б.Ермолаева-Томина),
интегрированного качество личности (Я.А.Пономарёва, А.В.Хуторской).
Мы разделяем точку зрения А.В.Хуторского, определяющего креативность как «интегративную способность, вбирающую в себя целые системы взаимосвязанных способностей элементов» (А.В.Хуторской, 2000, С.22).
В частности, к креативным способностям относятся: воображение, ассоциативность, фантазия и др. качества.
Рассматривая проблему психологии творчества, мы полагаем, что необходим системный подход к данному психолого-пе дагогическому явлению. Такой подход требует рассмотрения всего процессуального ком плекса креативности в педагогике: от начального этапа в процессе познания и зарождения новых идей на основе противоречия (внут реннего и внешнего) до получения не только личностно, но и социально значимого результата в зрелом периоде творческой деятельности.
Рассматривая процесс рождения и становления новых направлений в психологии творчества, А.В.Морозов, Д.В.Чернилевский отмечают, что ряд научных направлений выделились в социальную психологию и психофизиологию творчества (см. рис. 1).
Изучение научного творчества в современной психологии
... ХХ века создала условия, открывающие новый этап развития исследований творчества. Актуальность изучения психологии творчества и научного творчества, в частности, возникли в связи с потребностью оптимизации и интенсификации принципов организации научной ...
Вокруг психологии творчества и группы смежных с ней психологических наук сложилось множество прикладных дисциплин, связы вающих психологию с педагогическими… и другими по добными им науками, а через них с практикой» (А.В.Морозов, Д.В.Чернилевский, 2004, С.39).
Таким образом, новые концептуальные подходы к творчеству позволяют говорить о том, что данная категория является многомерной, требующей системного подхода. С нашей точки зрения, креативность является основой инновационного образования.
Список литературы
1. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей /Д.Б.Богоявленская. — М.: Издатель-ский центр Академия, 2002. – 320 с.
2. Брушлинский, А.В. Психология мышления и кибернетика /А.В.Брушлинский. — М.: Изд-во «Мысль», 1970. — 191 с.
3. Брушлинский, А.В. Субъект: Мышление, учение, воображение кибернетика / А.В.Брушлинский. — М.: Институт практической психологи; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. – С.35-201.
4. Пономарёв, Я.А. Психология творчества: перспективы развития/ Я.А.Пономарёв // Психологиче-ский журнал. — 1994 — № 6. – С.38-50.
5. Практический интеллект / под. ред. Р.Дж. Стернберга. — СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
6. Роджерс, К. Творчество как усиление себя / К.Роджерс // Вопросы психологии. – 1990. — № 2. – С.41-47.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://eidos.ru/