Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности (в том числе – педагогической).
В основу методики положена концепция о внутренней и внешней мотивации. О внутреннем типе мотивации можно говорить, если деятельность значима для личности сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, внеположных самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются здесь на внешние положительные и внешние отрицательные.
Инструкция:
«Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале».
В очень значительной мере |
В достаточно незначительной мере |
В небольшой, но и в не малой мере |
В достаточно большой мере |
В очень большой мере |
|
1. Денежный заработок | |||||
2. Стремление к продвижению по работе | |||||
3. Стремление избежать критики со стороны руководителей или коллег | |||||
4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей | |||||
5. Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других | |||||
6. Удовлетворение от самого процесса и результата труда | |||||
7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности |
Обработка:
Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами:
ВМ = оценка п.6 + оценка п.7 ;
2
ВПМ = оценка п.1 + оценка п.2 + оценка п.5 ;
3
ВОМ = оценка п.3 + оценка п. 4 ;
2
Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (возможно, и дробное).
Интерпретация:
На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.
К оптимальным результатам следует отнести следующие два типа сочетаний:
ВМ > ВПМ > ВОМ и ВМ = ВПМ > ВОМ
Наименее оптимальным мотивационным комплексом является тип
ВОМ > ВПМ > ВМ
Между этими комплексами заключены промежуточные, с точки зрения их эффективности, иные мотивационные комплексы.
При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности.
Например, нельзя считать абсолютно одинаковыми два ниже приведенных мотивационных комплекса:
ВМ ВПМ ВОМ
1 1 2 5
2 2 3 4
И первый, и второй комплексы относятся к одному неоптимальному типу:
ВОМ > ВПМ > ВМ.
Однако видно, что в первом случае мотивационный комплекс личности значительно негативнее, чем во втором. Во втором случае по сравнению с первым имеет место снижение показателя отрицательной мотивации и повышение показателей внешней положительной и внутренней мотивации.
См.: Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999. С. 235-237.