Тест семейных отношений
Тест семейных отношений – проективная методика исследования личности, опубликованная Е. Антонии и Е. Бене в 1952 г. и предназначенная для раскрытия отношения ребенка к родственникам и самому себе.
Тест семейных отношений состоит из двух частей. Первая часть представляет собой стандартный комплект из 20 контуров фигур людей, которые при соответствующем, поддерживаемом в ходе обследования, внушении со стороны экспериментатора должны быть приняты ребенком за членов семьи. Среди этих фигур самой важной является та, которая названа «Господин Никто». Вторая часть теста семейных отношений – стандартный набор из 86 карточек, на которых написаны разные высказывания (информация, сообщение, исходящее от определенного человека и обращенное к другому человеку).
Эти высказывания – выражение чувств ребенка к родителям, другим членам семьи, а также тех чувств, которые эти лица испытывают к ребенку (как он это себе представляет).
В наборе имеется 68 карточек с эмоционально положительными и эмоционально отрицательными высказываниями, свидетельствующими об избытке родительской заботы, опеки. Все карточки пронумерованы, их вручают обследуемому в определенной последовательности. Кроме того, карточки подразделяются на две группы: А и В. в первой группе 54 карточки с негативно и позитивно эмоциональными высказываниями-обращениями к членам семьи (18), самому себе (18) и господину Никто (18), т.е. здесь речь идет о чувствах реальных. Например:
· Этого человека из нашей семьи я очень люблю.
· Этот человек из нашей семьи мне приятен.
· На этого человека из нашей семьи я часто злюсь.
Во второй группе содержатся по 16 карточек с отрицательно и положительно эмоциональными высказываниями, однако здесь отражены чувства лиц, окружающих ребенка, т.е. мы имеем дело с чувствами воображаемыми. Например:
· Этот человек из нашей семьи меня крепко любит.
· Этот человек из нашей семьи на меня часто злится.
· Этот человек из нашей семьи на меня часто жалуется.
Процедура обследования состоит в выборе ребенком из набора фигур тех, которые представляют членов его семьи, и добавлении к ним господина Никто. Фигуры прикрепляются к небольшим картонным коробкам. После этого экспериментатор начинает играть с ребенком в «почту». Он зачитывает высказывания, написанные на карточках, и отдает их ребенку. Получив карточку, обследуемый должен опустить ее (выступает в роли почтальона) в «почтовый ящик» той фигуры, которой, по его мнению, адресовано это сообщение. Если «письмо», как считает ребенок, никому не подходит, оно опускается в коробку-ящик господина Никто. Экспериментатор должен стремиться к тому, чтобы процедура была максимально приближена к игровой ситуации.
Влияние образа родительской семьи на специфику семейных отношений в браке
... отношений в семье. Цель исследования: изучение влияния образа родительской семьи на специфику семейных отношений в браке. Объект исследования: образ родительской семьи. Предмет исследования: влияние образа родительской семьи на специфику семейных отношений. ... Я" как систему представлений и отношении человека к себе во времени жизни, включая все, что человек считает своим. Кроме того, рассматривается ...
Тест позволяет раскрыть отношение ребенка к его ближайшим родственникам, самому себе. Все имеющиеся данные свидетельствуют о высокой надежности и валидности теста семейных отношений.
В отечественной психологии методика Е. Антони и Е. Бене известна, как тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье», адаптированный А.Г. Лидерсом и И.В. Анисимовой.*
Методики имеет две формы:
1. Для дошкольников и младших школьников.
2. Для подростков.
Вариант для старших детей направлен на исследование следующих отношений:
1) двух видов положительного отношения: слабого и сильного. Слабые чувства связаны с дружеским одобрением и принятием, сильные – с «сексуализированными» переживаниями, относящимися к интимному психическому контакту и манипуляции;
2) двух видов отрицательного отношения: слабого и сильного. Слабые связаны с недружественностью и неодобрением, сильные выражают ненависть и враждебность;
3) родительского потакания, выражающегося в утверждениях типа «этого члена семьи мама слишком балует»;
4) родительской сверхопеки, представленной в вопросах типа «мама беспокоится, что этот человек может простудиться».
Первые два пункта представляют две направленности чувств: исходят ли чувства от ребенка и направляются другим людям, или ребенок ощущает себя объектом чувств других.
Вариант для маленьких детей содержит следующие отношения:
1) положительные чувства. Оба вида исходят от ребенка и переживаются ребенком как исходящие от других;
2) отрицательные чувства. Оба вида исходят от ребенка и переживаются ребенком как исходящие от других.
Тестовый материал
Ситуация теста предполагает инсценировку семейной ситуации. Тестовый материал состоит из 21 фигуры, представляющих людей различных возрастов, форм и размеров, достаточно стереотипных, чтобы воссоздать различных членов семьи ребенка, достаточно двусмысленных, чтобы представить специфическую семью. Все это дает возможность создать из них свой семейный круг. Кроме представителей семьи в тест включены другие важные фигуры, в частности, фигура господина «Никто». Каждая фигура снабжена коробочкой наподобие почтового ящичка со щелью. Тест содержит также ряд вопросов. Каждый вопрос написан на отдельной маленькой карточке. Ребенку говорится, что карточки содержат послания, и что его задача – положить карточку в ящичек той фигуры, которой она соответствует больше всего. Фигура «Никто» используется для тех вопросов, которые нельзя адресовать ни одному члену семьи. Тестовая ситуация становится, таким образом, игровой ситуацией, и тестовый материал должен подготовить ребенка к предстоящему эмоциональному реагированию. Ребенок сидит в удобной позе недалеко от фигур, представляющих его семью. Он выбрал их из всего набора. Он и экспериментатор видят в них семью ребенка. К ним обращаются как к членам семьи, и эта иллюзия сохраняется в течение всей тестовой ситуации.
Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений
... давно появившиеся в России, заключают с государством контракт, на основании которого семья обязуется воспитывать ребенка в течение определенного времени и получает за это деньги. Ослон В.Н., исследуя ... Д.Боулби считает, что наряду с первичной привязанностью к матери или замещающей ее фигуре существуют вторичные привязанности, порождаемые разлукой с матерью. К таковым относятся отношения с ...
Процедура проведения теста
Все фигуры должны быть поставлены перед входящим в комнату ребенком и распределены в следующем порядке по группам: 4 женщины, 4 мужчины, 5 девочек, 5 мальчиков, старик (старушка), грудной ребенок и «Никто».
1. Выяснение состава семьи ребенка
После установления контакта с ребенком экспериментатор задает следующие вопросы, с помощью которых он стремится выяснить концепцию семьи ребенка:
1) расскажи мне о людях, которые живут с тобой в доме;
2) расскажи мне, кто входит в твою семью.
Люди, упомянутые ребенком, вносятся в список на листе бумаги. Чтобы интерпретировать результаты теста, важно знать полная или неполная семья у ребенка, не умерли ли один или оба родителя, не разведены ли они и не живут ли раздельно, не отсутствует ли временно один из родителей, и с кем ребенок живет сейчас. То же самое нужно узнать о братьях и сестрах, если они есть. Может случиться так, что мать ребенка умерла, отец женился снова, и ребенок говорит, что у него две мамы. Для более точного понимания чувств ребенка желательно обеих мам включить в тест. На бланке есть место для описания и других членов семьи: дяди, тети, бабушки, или (и) дедушки, любого родственника, которого ребенок может назвать. Этот размеченный бланк также содержит место для имен и возрастов братьев и сестер. Если ребенок не знает, сколько ему лет, тестирующий может задать следующие вопросы: «Он больше, чем ты?», «Кто старше, Коля или Лена?», «Коля ходит в школу или он ходит на работу?». Ответы на подобные вопросы помогут выявить хронологический порядок и приблизительно определить возраст братьев и сестер. Включение ребенком в список семьи собаки, канарейки или других четвероногих или пернатых любимцев семьи не учитывается и не оценивается.
2. Установление семейного круга ребенка
После того, как экспериментатор установил, кто составляет семью ребенка, и записал членов семьи на бланке, он говорит ребенку: «Мы сейчас с тобой сыграем в такую притворную игру. Ты видишь все фигуры, которые там стоят? Мы притворимся, будто некоторые из них – члены твоей семьи».
Затем экспериментатор подводит ребенка поближе к фигурам, указывая на четыре женские фигуры и спрашивает: «Как ты думаешь, какая из них была бы самой лучшей «мамой»?». Он дает возможность ребенку сделать выбор и указать на выбранную фигуру, затем просит поставить ее на стол или парту. Потом указывает на мужские фигуры и спрашивает: «А теперь скажи мне, какую из них лучше всего сделать папой?» Выбранная фигура ставится ребенком на тот же стол. Затем экспериментатор указывает на фигуры мальчиков и девочек (в зависимости от пола испытуемого) и спрашивает: «Какой из них тебе хотелось бы быть самому (ой)?», — и фигура переносится на стол. Так продолжается до тех пор, пока ребенок не поставит на стол фигуры для каждого члена семьи. Если ребенок хочет сделать несколько выборов, ему это разрешается. Он также может включить забытых братьев, сестер, бабушку. Когда семейный круг составлен, экспериментатор говорит: «Теперь у нас все члены семьи в сборе, но в нашей игре будет еще одна фигура». Он достает фигуру «Никто», ставит возле членов семьи и говорит: «Имя этого человека «Никто». Он тоже будет играть. Сейчас я расскажу тебе, что он будет делать».
3. Правильное проведение теста
Ребенок усаживается за стол с фигурами на удобном расстоянии. Если он хочет разместить фигуры в определенном порядке, ему разрешается сделать это. Экспериментатор размещает вопросы теста кучкой перед собой и говорит: «Видишь, здесь много маленьких карточек с написанными на них посланиями. Я прочитаю тебе, что на них сказано, и ты положишь каждую карточку к той фигуре, к которой она подходит больше всего. Если послание на карточке никому не подходит, ты отдаешь его «Никому». Понятно, что я имею в виду? Иногда тебе кажется, что послание подходит нескольким людям. Тогда скажи об этом и дай мне эту карточку. А теперь внимание! Я повторяю: если карточка подходит одному человеку больше всего, ты кладешь эту карточку к той фигуре, если карточка не подходит никому, ты даешь ее фигуре «Никто»; если карточка подходит нескольким людям, ты даешь ее мне».
Экспериментатор переходит к тестированию, зачитывая карточки и передавая их одну за другой. Если вопрос теста подходит нескольким членам семьи, экспериментатор записывает на бланке, кто эти люди, и откладывает карточку в сторону. Вопросы зачитываются ребенку в случайном порядке, чтобы предотвратить появление одинакового вида вопросов рядом. Однако порядок зачитывания вопросов все время должен быть под контролем. Начало должно быть осторожным, чтобы дать ребенку возможность привыкнуть к этому заданию, избежать появления тревожности и не вызвать сопротивления. Две первые карточки должны выражать нежные положительные чувства, следующие 8 вопросов — смесь слабых положительных и слабых отрицательных чувств. Остаток вопросов, за исключением двух последних, может быть прочитан как угодно, при условии того, что подряд не будут долго идти вопросы из одной группы, чтобы не создать установку у ребенка. Если выпало три вопроса, выражающих одинаковый вид чувств, то экспериментатор подбирает четвертый вопрос так, чтобы он непременно был из другого вида. Он должен подобрать две последних карточки с вопросами положительного характера, чтобы ребенок не ушел с отголоском агрессии в сердце.
Для того, чтобы решить вопрос о том, какую форму тестирования (форму для меленьких детей или форму для старших детей) выбрать, исследователь должен в ходе предыдущих этапов тестирования установить, насколько ребенок взросл и сообразителен. Линия границы проходит где-то между 6-8 годами.
Если кажется, что ребенок сам бы хотел читать вопросы и к этому нет никаких препятствий, то экспериментатор прекращает чтение после первых четырех вопросов и спрашивает ребенка, не хочет ли он прочитать послания сам. При утвердительном ответе исследователь отдает ему пачку карточек и предлагает читать про себя или вслух, как захочется.
Процедура тестирования не вызывает у ребенка затруднений и занимает не более 25 минут.
4. Обработка и интерпретация результатов теста
Когда ребенок закончит задание, исследователь забирает у фигур карточки и отмечает на бланке, кому оказалась адресована каждая карточка. Бланк состоит из рядов и колонок. Есть колонки для «Никто», себя, папы, мамы, братьев, сестер и других членов семьи; строки же предназначены для номеров вопросов. (См. примерный образец бланка).
Бланк «Распределение чувств»
|
Мама |
Папа |
Брат |
Сестра |
Бабушка |
Никто |
Сам ребенок |
Исходящие позитивные. Сумма. |
|
|
|
|
|
|
|
Исходящие негативные. Сумма. |
|
|
|
|
|
|
|
Получаемые позитивные. Сумма. |
|
|
|
|
|
|
|
Получаемые негативные. Сумма. |
|
|
|
|
|
|
|
Степень вовлеченности |
|
|
|
|
|
|
|
Обработка состоит в записи номеров вопросов в соответствующих клеточках и суммировании количества вопросов, которые были присвоены каждому человеку, в пределах каждой группы вопросов. Это покажет, сколько каждого «вида чувств» направляется ребенком каждому члену семьи.
Интерпретация результатов теста проводится по следующим направлениям:
1. Относительная психологическая значимость члена семьи.
Выстраивается диаграмма относительного (ожидаемого) распределения вопросов.
Важно установить, не смещено ли распределение чувств от родителей к другим членам семьи, не ли преувеличенной реакции – положительной или отрицательной – на одного из родителей.
2. Эгоцентрические ответы.
Они содержат два элемента: любовь к себе и ненависть к себе. Оба они указывают на чрезмерную занятость собой. Высокий уровень любви часто наблюдается у привилегированных детей или детей, чрезмерно идущих на поводу своих желаний, а высокий уровень ненависти к себе – у отвергаемых и ненавидимых детей или детей с чувством неполноценности, вины и стыда.
3. Амбивалентность.
Амбивалентность (двойственность) имеет место, если члену семьи было направлено положительных пунктов не более, чем в два раза больше, чем отрицательных, или если количество отрицательных пунктов, направленных члену семьи, не превышает количество положительных не более, чем в два раза. Те вопросы, которые выражают получаемые ребенком чувства, и те, которые выражают исходящие чувства, рассматриваются независимо друг от друга.
4. Чувства, исходящие от ребенка и получаемые им.
Исходящие – это те чувства, источником которых является ребенок и которые делают его любящим, амбивалентным или ненавидящим. В случае обычного ребенка можно ожидать, что эти чувства будут связаны с его поведением. Сдержанный ребенок, не способный выразить свои чувства в реальной ситуации, возможно сможет это сделать в тестовой ситуации, но он может быть также сдержан в обеих ситуациях. Выраженные ребенком получаемые чувства зависят от его жизненного опыта и от его системы защиты. Данные о полученных чувствах ставят нас перед двумя «реальностями» ребенка – реальность «действительных» эмоций, направленных на ребенка, и его «психической» реальностью воспринятых эмоций в соответствии с тем, каких он хотел и в каких он нуждался. Чувства, которые ребенок направляет другим, тесно соотносятся с чувствами, которые направляются ему.
5. Защиты.
Тестовая ситуация имеет тенденцию создавать систему «защиты» против чувств, вызывающих у ребенка ощущение вины. Здесь могут быть обнаружены следующие защитные механизмы:
а) отказ, т.е. ребенок отдает большинство положительных и отрицательных пунктов «Никому»;
б) идеализация, т.е. ребенок отдает преимущественно положительные вопросы членам семьи, в то время как отрицательные – «Никому»;
в) смещение, т.е. ребенок отдает большинство пунктов периферическим членам семьи;
г) осуществление желаний, регрессия, т.е. ребенок направляет на себя большинство вопросов, выражающих сверхпокровительственные, сверхпотакающие чувства;
д) проекция, т.е. ребенок преувеличенно и нереально приписывает положительные и отрицательные чувства другим и в то же время отрицает их у себя;
е) реакция формирования, т.е. ребенок подменяет свои ответы противоположными с целью скрыть слишком положительные или отрицательные чувства.
6. Отсутствие нормальной защищенности.
Если результаты показывают чрезмерное проявление сильных положительных или отрицательных чувств, мы можем говорить о недостатке защищенности.
* Детский тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» / Под ред. А.Г. Лидерса и И.В. Анисимовой. Обнинск, 1993.
00. Этот член семьи очень хороший. | 07. Этот член семьи – хороший спортсмен. |
01. Этот член семьи очень веселый.
08. С этим членом семьи хорошо играть.
02. Этот член семьи всегда помогает другим.
09. Этот член семьи очень добрый.
03. Этот член семьи имеет великолепные возможности.
10. Мне нравится прижиматься к этому члену семьи.
04. Этот член семьи никогда не подведет тебя.
12. Иногда мне хочется, чтобы я спал в одной кровати с этим членом семьи.
05. Этот член семьи много шутит.
13. Мне хотелось бы, чтобы этот человек был возле меня всегда.
06. Этот член семьи заслуживает хорошего подарка.
14. Мне бы хотелось, чтобы этот человек заботился обо мне больше, чем о ком-либо другом.
15. Я хотел (а) бы, чтобы мой будущий супруг (а) напоминал этого члена семьи.
16. Мне нравится, когда этот член семьи щекочет меня.
17. Мне нравится обнимать этого члена семьи.
20. Этот член семьи иногда слишком суетится.
21. Этот член семьи иногда придирается.
22. Этот человек иногда портит чужие забавы.
23. Этот член семьи иногда вспыльчив.
24. Этот член семьи бывает в плохом настроении.
25. Этот член семьи временами слишком много жалуете
26. Этот член семьи иногда досаждает мне без всякого повода
27. Этот член семьи никогда не удовлетворен.
28. Этот человек очень терпелив.
29. Этот член семьи иногда слишком зол.
30. Иногда мне хочется убить этого члена семьи.
31. Иногда у меня возникает желание, чтобы этот человек убирался прочь.
32. Иногда я ненавижу этого члена семьи.
33. Иногда я представляю себя бьющим этого члена семь
34. Иногда я думаю, что был бы счастливей, если бы эта человека не было в семье.
35. Иногда я чувствую, что «сыт этим человеком по горло
36. Временами я хочу сделать что-то только для того, чтобы досадить этому человеку.
37. Этот член семьи может сильно разозлить меня.
40. Этот член семьи добр ко мне.
41. Этот член семьи очень тактичен со мной.
42. Этот член семьи очень меня любит.
43. Этот член семьи очень внимателен ко мне.
44. Этот член семьи готов помочь мне.
45. Этот член семьи любит забавляться со мной.
46. Этот член семьи действительно понимает меня.
47. Этот член семьи всегда выслушает меня.
50. Этот член семьи любит баловать меня,
51. Этот член семьи любит крепко обнимать меня.
52. Этот член семьи любит прижимать меня к себе.
53. Этот член семьи любит помогать мне мыться.
54. Этот член семьи любит пощекотать меня.
55. Этот член семьи любит быть со мной в постели.
56. Этот член семьи хочет всегда быть со мной.
57. Этот член семьи заботится больше обо мне, чем о ком-либо другом.
60. Этот член семьи иногда смотрит на меня неодобрительно.
61. Этот член семьи любит подразнить меня.
62. Этот член семьи иногда ругает меня.
63. Этот член семьи не соглашается со мной, когда мне хотелось бы того.
64. Этот член семьи не всегда соглашается помочь мне, когда у меня трудности.
65. Этот член семьи иногда ворчит на меня.
66. Этот член семьи иногда зол со мной.
67. Этот член семьи слишком занят, чтобы у него оставалось на меня время.
70. Этот член семьи часто бьет меня.
71. Этот член семьи слишком часто наказывает меня.
72. Этот член семьи дает мне почувствовать себя глупым.
73. Этот член семьи заставляет меня бояться.
74. Этот член семьи неодобрителен ко мне.
75. Этот член семьи заставляет меня чувствовать себя несчастным (ой).
76. Этот член семьи всегда недоволен мной.
77. Этот член семьи недостаточно любит меня.
80. Мама беспокоится, что этот член семьи может простудиться.
81. Мама беспокоится, что этот член семьи может заболеть.
82. Мама беспокоится, чтобы этот член семьи не попал бы под машину.
83.Мама беспокоится, что этот член семьи может удариться и что-то себе повредить.
84. Мама беспокоится, что с этим человеком может что-нибудь случиться.
85. Мама боится разрешить этому члену семьи слишком много резвиться.
86. Мама боится разрешить играть этому члену семьи с озорными детьми.
87. Мама беспокоится, что этот член семьи очень мало ест.
90. Об этом члене семьи папа зачастую попусту волнуется.
91. Этому члену семьи папа уделяет слишком много внимания.
92. Этого члена семьи папа слишком балует.
93. С этим членом семьи папа проводит слишком мной времени.
94. Этого члена семьи папа любит больше всех.
95. Об этом члене семьи мама зачастую много волнуется
96. Этому члену семьи мама уделяет слишком мной внимания.
97. Этого члена семьи мама слишком балует.
98. С этим членом семьи мама проводит слишком много времени.
99. Этого члена семьи мама любит больше всех.
11. Я люблю, когда меня целует этот член семьи.