«Бесплатный человек» или обесценивание себя

Обесценивание в психоанализе

Обесценивание как термин впервые был применен в психоанализе. Его синонимом считается примитивная идеализация. Согласно Ференци, примитивная идеализация приходит на смену идее всемогущего контроля в младшем детском возрасте, когда ребенок понимает, что не управляет окружающим миром. Это вызвано чувством тревоги за собственную жизнь и безопасность, и ребенок начинает приписывать всемогущество взрослым, ответственным за его благополучие.

Как проявляется обесценивание?

Во взрослом возрасте этот механизм проявляется во многих вариациях:

  • идеализация людей, от которых человек эмоционально зависит; мнение этих людей о личности становится более важным, чем собственные убеждения, человек позволяет управлять и контролировать себя;
  • заниженная самооценка,
  • неприятие своих чувств и желаний; человек не может решить, что ему нравиться/не нравиться, ему сложно высказывать свое мнение.

Как видно  из механизма формирования, часто эти реакции обусловлены боязнью взять ответственность за свою жизнь, принять себя, свои особенности и столкнуться с реалиями окружающего мира.

Вот наиболее частые фразы/мысли, которые характеризуют этот способ защиты:

  • — у меня никогда ничего не получится,
  • — то, чем я занимаюсь, не достойно уважения,
  • — то, что чувствую или переживаю, не стоит внимания,
  • — я хочу оправдывать ожидания других людей,
  • — я не имею права,
  • — я ничего не стою,
  • — у меня нет опыта/образования,
  • — меня засмеют, если я сделаю,
  • — это все ерунда,
  • — я не умею,
  • — я не творческий человек,
  • — мир опасен, человек-человеку враг/конкурент,
  • — мне уже слишком поздно/ еще рано

и т.п.

Часто человек обесценивает не только себя, но и окружающих его людей. Это универсальный механизм, действующий по отношению ко всем объектам реальности индивида.

Механизм формирования заниженной самооценки с точки зрения «Я-концепции» Роджерса

Согласно К. Роджерсу, в процессе формирования личности, часть «Я-концепции» формируется на основе организмических переживаний, а часть —  в результате восприятия чуждых личности оценочных суждений (родители, близкие, общество).

23 стр., 11027 слов

Психические механизмы формирования религиозного мировоззрения ...

... Объект исследования: религия как продукт человеческой психики. Предмет исследования: основные механизмы формирования религиозного мировоззрения и способы Эго-защиты, встречающиеся в религиозных ... принципы религиозных доктрин можно лучше понять механизмы психического функционирования человека находящегося в той или иной фазе формирования психического аппарата и объектных отношений. Теоретико ...

Организмические переживания – это истинный ответ организма на стимулы внешней среды, передаваемый в ощущениях тела, эмоциях.

Таким образом, образуется конфликт между тенденцией к самоактуализации личности, которая по Роджерсу основана на организмических переживаниях, и теми установками, которые личность приобрела в результате общения со значимыми людьми или общественными институтами. В результате, человек искажает как внешний, так и внутренний опыт, отдаляется от своих реальных желаний и чувств. Это также может привести к обесцениванию личностью своих способностей, планов, поступков и эмоций.

Часто человек думает: «Достижение цели очень важно, и я окажусь неполноценной личностью, если не достигну поставленной цели», «Зарабатывать очень важно, и если у меня не получается, значит, я — неудачник», «сексуальные фантазии и сексуальное поведение по большей части дурны, и мне следует недолюбливать себя, если я их у себя замечаю». Это приводит к тому, что человек оценивает не только свое поведение, но и запрещает себе испытывать свои реальные чувства и эмоции. Таким образом, происходит потеря самоуважения, снижение самооценки.

Самопознание как терапия обесценивания

Наиболее эффективным способом является путь принятия себя, переход с точки зрения «я не такой, как…» к позиции «Я – особенный».

Принятие себя часто связано с процессом самопознания, когда, постигая себя и особенности своего внутреннего мира, человек испытывает радость от осознания своей уникальности и неповторимости.

Часто могут помочь методы, связанные с освоением телесных практик, соединяющих ум и тело, и медитативные, позволяющие почувствовать себя в здесь и сейчас, воспринять свою идентичность и силу созидания.

_____________________