5
Заключение по данным экспериментально-психологического исследования С., 1983г.р. от 2005г.
При проведении психологического обследования испытуемая охотно идет на сотрудничество с экспериментатором. Контакт неформального характера. При этом испытуемая не высказывает заинтересованности результатами проводимого исследования.
При расспросе испытуемая предъявляет многочисленные жалобы, среди которых затрудняется выделить ведущие. Тем не менее, при просьбе экспериментатора проранжировать жалобы по степени выраженности, основными называет головные боли, раздражительность с возможностью агрессивных реакций по отношению к родителям, нарушения сна (плохо засыпает).
Фон настроения необоснованно повышен, что сопровождается общим двигательным беспокойством, обилием лишних движений, неусидчивостью. Больная суетлива, характерна некоторая дурашливость, недостаточная целенаправленность и импульсивность поступков с повышенной аффективной возбудимостью. Реакции на успех и неудачу в ходе исследования не всегда адекватные. К допускаемым ошибкам критична не в полной мере, ошибочные суждения в эксперименте часто не корригируются. Замечание экспериментатора о неправильности решения не влияет на дальнейшую деятельность испытуемой (настроение не снижается, тревожность не увеличивается, продуктивность работы не изменяется).
Целью настоящего обследования явилось получение экспериментально-психологических сведений относительно уровня и характера протекания основных психических процессов, исследование эмоционально-поведенческой сферы.
Память. Обнаружены высокие показатели течения мнестической деятельности. В методиках на непосредственное произвольное запоминание верно воспроизвела 100% предъявляемых стимулов с 3-го предъявления (в норме за 4-5 предъявлений).
Продуктивность долговременного запоминания составляет 90%. При исследовании процессов опосредованного запоминания (методом пиктограмм) испытуемая давала незначительное количество ошибочных ответов (верно воспроизвела 60% предъявленных стимулов).
По данным экспериментально-психологического исследования
... специальное Цель исследования: анализ личностных особенностей Дата исследования: 10-11.11.05 Краткие результаты исследования: Испытуемый охотно ... больнице и первый раз проходит психологическое обследование). Фон настроения постоянно повышен, мимика ... запоминание снижено – 8,5 из-за большого количества неадекватных образов. Личностный профиль MMPI недостоверен из-за стремления испытуемого ...
Отмечается своеобразная легкость, с которой подбираются образы для опосредования, особенно к словам абстрактного содержания, что характерно для шизофренического патопсихологического симптомокомплекса. Рисунки, как правило, конкретного, но иногда знаково-символического характера, эмоционально насыщенны. Отмечается незначительное снижение числа адекватных образов. Т.о. диагностируется некоторое снижение процессов опосредованного звена произвольного запоминания.
Внимание. Время выполнения проб на внимание не превышает среднестатистические нормы. Темп исполнения заданий высокий (корректурную пробу выполняет за 4мин. 22сек., норма –6-8 мин.), при незначительной утомляемости (количество ошибок в корректурной пробе 11, при норме 15 ошибок).
Выявлены способность к высокой концентрации и устойчивости внимания на объектах, достаточно высокий уровень распределения и переключаемости, большой объем внимания (7 при норме 5+-2).
Мышление. Обнаружено нарушение операциональной стороны мышления по типу искажения процесса обобщения и отвлечения: словесно-логические связи недостаточно опираются на конкретные свойства и признаки предметов, существенные отношения между предметами мало принимаются во внимание. Испытуемая часто производит обобщение по несущественным, формальным признакам; часто выбор ответа связан с эмоционально-обусловленными предпочтениями, нередко операции анализа и синтеза проводятся по грамматическому принципу. Отдельные задания больная способна выполнить на обобщенном уровне, при этом нет определенной связи между степенью трудности задания и появлением ошибочных суждений. Более того, выполнение сложных заданий происходит лучше, чем более простых, что свидетельствует о сохранности интеллектуального уровня испытуемой, нарушена целенаправленность мышления, приводящая к непродуктивности мыслительной деятельности. Ошибочные суждения не всегда корригируются экспериментатором: при разъяснении правильного решения.
Обнаруживаются также явления разноплановости мышления, выступающие как нарушение личностного компонента мыслительной деятельности. Одно и то же задание испытуемая выполняет в нескольких вариантах (часто один из них правильный).
При этом предпочтение какому-либо решению не отдается. Так, проводя исключение лишнего из слов лист, кора дерево, почка, сук, испытуемая отвечает: «все относится к дереву, если только лист бумаги, почка тоже может быть человеческая, пусть будет лист, потому что здесь все похоже». Как положительный признак можно расценивать отсутствие такого вида патологии мышления как резонерство, испытуемая не обнаруживает тенденции к непродуктивным многоречивым рассуждениям.
Т. о. обнаружено выраженное нарушение как операциональной стороны (по типу искажения процессов обобщения), так и личностного компонента мыслительной деятельности (разноплановость мышления).
Такие нарушения мышления характерны для больных шизофренией.
Уровень интеллектуального развития (определяемый по методике Векслера): общий IQ – 100, что соответствует средней норме (встречается у 50% населения).
Особенности развития мышления у дошкольников с нарушениями речи
... с нарушением речи мышление отличается от мышления дошкольников без нарушения речи. База эмпирического исследования: МДОУ "Детский сад Аленушка" города Таганрога. Количество испытуемых 30 ... скапливаются, и дается поведенческий объединенный ответ; группа сложных интеллектуальных процессов, определяемых традиционно как ассоциирование, память, ощущение, восприятие, воображение, рассуждение, ...
При этом Невербальная оценка ниже Вербальной, хотя обе укладываются в диапазон средней нормы (Невербальный IQ – 98 – ближе к нижней границе средней нормы и Вербальный IQ – 102).
На фоне среднего уровня протекания интеллектуальных процессов наблюдается значительное несоответствие между его отдельными структурными компонентами. Отмечается выраженное понижение группы показателей способностей, которые относятся к социальному или эмоциональному интеллекту. Это особенно проявлялось в субтесте «понятливость», где требовалось понимание определенных социальных явлений. Неспособность испытуемой дать ответ на этот круг вопросов свидетельствует о социальной замкнутости, недостаточном понимании причинно-следственных связей в межличностных ситуациях, нарушении ориентировки в практических ситуациях. При выполнении субтеста «понятливость» выявлялось нарушение этических и социальных норм поведения. В субтесте «осведомленность» не может ответить на вопросы, связанные с экономической, политической и социальной жизнью. Среди невербальных заданий наиболее низкими оказались оценки по субтесту «складывание фигур», направленного на исследование конструктивного мышления. Испытуемая допускала нелепые решения, складывала первые попавшиеся части фигуры, затем прикладывала остальные детали. Отсутствовала целенаправленность действий, больная затруднялась выделить существенные признаки фигуры. Гораздо более успешно испытуемая справлялась с субтестом «кубики Коса», также определяющего степень развития конструктивного мышления. Возможно, это связанно с тем, что выполнение задания «Складывание объекта» требует как конструктивного, так и эвристического мышления (требует догадки и интуиции).
Многими авторами отмечается, что больные шизофренией часто выполняют «Конструирование из кубиков» значительно лучше, чем «Складывание объекта» (в данном случае 11 и 6 баллов соответственно).
Помимо значительного межтестового разброса наблюдается еще и интертестовый (внутритестовый разброс), т.е. несоответствие уровня решения отдельных заданий в пределах одного субтеста объективной степени трудности этих заданий, что также наблюдается в основном у больных шизофренией.
Наиболее высокие значения имеют показатели, характеризующие память и внимание (концентрацию, переключаемость и объем), что подтверждает описанные выше данные о высоком уровне протекания этих процессов.
Т.о. по методике Векслера и методикам на исследование когнитивных процессов у испытуемой диагностируется средний уровень интеллекта, определяются выраженные признаки шизофренического патопсихолгического симптомокомплекса при относительной сохранности функций памяти, внимания (нарушение протекания этих процессов не характерно для больных шизофренией).
Исследование по методике SCL90 свидетельствует о высокой степени выраженности симптоматики на момент исследования (общий индекс выраженности симптоматики, индекс проявлений симптоматики, индекс выраженности дистресса существенно выше нормативных значений, полученных на клинических группах).
Анализ структуры жалоб дает дополнительную информацию, не полученную при непосредственном опросе. Так, помимо жалоб на «трудности сосредоточения», «То, что Вы легко теряете мысль», «сильное беспокойство, что нельзя усидеть на месте» (жалоб, которые больная и ее родственники предъявляют в первую очередь, и что можно наблюдать в поведении), максимально выражены и такие симптомы, как: «То, что Вы не чувствуете близости ни к кому», «Ощущение, что другие не понимают Вас и не сочувствуют Вам», «Чувство одиночества». В данном случае это может выступать как признак эмоционального обеднения, эмоциональной холодности испытуемой, проявляющейся в общении с другими людьми, особенно близкими и родными (такое предположение подтверждается и при проведении других методик).
Исследование структуры нарушений мышления при шизофрении с позиций ...
... эмоциональным, личностным и другим производным либо побочным вариантам нарушений мышления. Для каждой из 59 характеристик были разработаны операциональные ... быть обеспечена возможность оценивать не только одно, наиболее выраженное из них, но каждое в отдельности. Ниже приводятся ... с вежливостью. Это противоречие создает парадокс, который испытуемый преподносит как забавную шутку). Болезнь - нарисую кровать ...
Нарушения аффективно-волевой сферы, помимо указанных выше симптомов, выражается и в наличии у больной субдеперессивных проявлений (которые не наблюдаются в поведении и испытуемая не акцентирует на них внимания при расспросе).
Это: «Упадок сил или заторможенность», «Подавленное настроение, «хандра», «Отсутствие интереса к чему бы то ни было» и другие утверждения, относящиеся к шкале «Депрессия», проявления которых испытуемая отмечает как сильно или очень сильно выраженные. Таким образом, определяются выраженные аффективные нарушения в виде циклических колебаний настроения: выраженные депрессивные проявления сменяются гипоманиакальными (немотивированное повышение настроения с двигательным возбуждением) в течении коротких промежутков времени.
Очень высокими оказались показатели по шкале «Враждебность», в несколько раз превышающие даже нормы для больных с психическими заболеваниями. Испытуемая отмечает у себя «вспышки гнева, которые не может сдержать», «импульсы ломать или крушить что-нибудь» и другие агрессивные побуждения. Стоит отметить, что больная неоднократно указывает на неконтролируемый характер своих агрессивных реакций, она часто не помнит о своих поступках и узнает о них только со слов родственников и друзей. При этом такая выраженная степень враждебности сочетается с неадекватно повышенной чувствительностью в отношении действий или высказываний окружающих агрессивного толка. Так, даже незначительное повышение тона голоса вызывает у испытуемой приступ головной боли, слезы; более того, больная указывает, что когда при ней ругаются, выясняют отношения другие люди (например, кондуктор в транспорте с другим пассажиром, или охранник в кинотеатре со своей девушкой), она склонна воспринимать агрессию на свой счет и это вызывает резкие головные боли, слезливость, она уходит, убегает из этого места. Этим обстоятельством обусловлен ее страх поездки в метро и других видах общественного транспорта, вообще неприятные ощущения в местах массового скопления людей. В целом, у испытуемой существует убеждение, что окружающие наблюдают, говорят, смеются над ней (например, во время проведения обследования она говорит экспериментатору о том, что замечает осуждение со стороны пациентов отделения, что другие врачи прислушиваются к тому, что она говорит).
.
Исследование личности. MMPI код профиля личности (8,1,6,4/ 5) отражает затруднения социализации, связанные с недостаточной способностью воспринять обычаи, правила и нормы, которыми руководствуются в своем поведении большинство окружающих людей. Выраженные затруднения в межличностной сфере, обусловленные отсутствием способности к интуитивному пониманию окружающих и, как результат, нарушение социальной адаптации. Социальные коммуникации значительно затруднены также в силу своеобразия мышления, неспособности контролировать понятность и принятость своих суждений испытуемой. Чувство недостаточной связи с окружением, неудовлетворенной потребности в контактах не сопровождается нарастанием тревоги. Амбивалентное отношение к окружающим порождает при этом наряду со стремлением к контактам угрюмую недоверчивость. Личности с таким типом профиля характеризуются неконформным поведением и агрессивными поступками, совершенными в результате недоразумений, неприспособленности к тем или иным условиям, неспособности четко осознать социальную норму. Постоянное ощущение угрозы может толкать их на превентивное нападение, в данном случае, в виде открытой вербальной агрессии.
МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ
... технического моделирования мышления; 6) проблема творческого мышления. 2. Мышление как форма познавательной деятельности. Развитие мышления в онтогенезе Мышление – одно из высших проявлений психического, процесс деятельности познавательной ... и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за ...
Определяется ипохондрическая сосредоточенность, вероятно формирование аффективно насыщенных и трудно корригируемых концепций, связанных с состоянием физического здоровья. Это подтверждают и высокие показатели по шкале «Соматизация» опросника SCL 90 и исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейн. По шкале здоровья испытуемая определила свое место близко к нижнему полюсу, что мотивируется болезненными представлениями о своем здоровье, признанием себя соматически больной.
Показательным оказалось проведение метода ТАТ: в рассказах наиболее отчетливо выступают явления разноплановости мышления, выраженные нарушения целенаправленности мыслительной деятельности. Испытуемой дается несколько вариантов сюжета по одной картинке, все они не разработаны, переход с одного на другой сюжет происходит необдуманно, хаотично, так, что иногда теряется всякая логика рассказа. Рассказы по рисункам лаконичны, но они не ограничиваются только перечислением элементов рисунка, больная стремиться интерпретировать содержание рисунка, явно выделяется эмоциональный подтекст. Однако, несмотря на то, что описание эмоционального состояния героев дается достаточно подробно, эмоции и чувства по выраженности, по «накалу», как правило, не адекватны вызвавшей их причине. Вот например, характерный рассказ, где больная прямо идентифицирует себя с героиней (по 3МВ): «В прошлом у нее была какая-то неприятная ситуация, то ли с родителями…не знаю, предположим с молодым человеком, то ли с подружкой. Сейчас она очень сильно переживает, ей тоскливо. Ей очень обидно, что произошла такая ситуация и она плачет, и даже испытывает, наверное, какое-то чувство вины, хотя даже она не виновата. Вот и будущем, естественно, придет как-нибудь…Ножницы, я вижу ножницы, соответственно она переживает просто, что дело не идет. Она чувствует себя незащищенной, разочарованной, одинокой и в отчаянии. ……..В будущем, естественно, она успокоится, соберется, вообще дела у нее пойдут как надо. Приклеит ноготь. Значит, и вечерком прогуляется». Такое содержательное описание эмоционального состояния героев рассказа (что наблюдается в 86%) свидетельствует об относительной сохранности эмоциональной сферы у больной, о меньшей выраженности личностного ущерба. Тем не менее, нельзя не отметить, что эмоциональные проявления нелогичны, не адекватны ситуации, затруднено понимание тонких причинно-следственных связей возникновения и протекания эмоциональных процессов.
Нарушение двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста ...
... коррекция и развитие познавательной деятельности детей с патологией опорно-двигательного аппарата .2 Занятия художественного конструирования для всестороннего развития дошкольников с нарушением двигательной сферы Заключение Список литературы Введение ...
Стоит отметить, что во всех рассказах отражено настоящее, и, как правило, отсутствуют или просто упоминаются категории прошлого и будущего, что в данном случае может свидетельствовать о нарушении механизма планирования собственной деятельности (по причине нарушения целенаправленности, и как следствие – снижение продуктивности деятельности).
Но наиболее характерным, встречающимся только при шизофреническом процессе, являются нарушения восприятия, проявляющиеся в своеобразных особенностях опознания зрительных образов в условиях неполноценной информации. Так, вместо скрипки испытуемая видит подкову, вместо пистолета — ножницы. Специально проведенное исследование перцептивной сферы также выявляет выраженные нарушения опознания зрительных образов.
Т.о. по итогам всего обследования можно выделить следующее:
Определяются искажение процессов обобщения и отвлечения (как нарушение операциональной стороны мышления) в виде уравновешивания актуализации существенных и малосущественных, второстепенных «латентных» признаков. При этом нарушается продуктивность, категориальный строй мышления. Ошибочные суждения не редки и не имеют связи с объективной трудностью задания. Выявлены нарушения личностного компонента мыслительной деятельности – явления разноплановости.
Особенно отчетливо разноплановость мышления проступает в рассказах ТАТ, где иногда теряется смысл рассказа, так как у испытуемой снижена способность к целенаправленной и последовательной деятельности. По рассказам на картины ТАТ, можно судить о степени сохранности эмоциональной сферы. И здесь положительным признаком выступает выделение эмоционального подтекста, субъективное отношение испытуемой к содержанию рисунка. Однако, эмоциональные проявления часто не адекватны ситуации. Определяется наличие нарушения процессов перцепции.
Все это вместе позволяет предположить наличие у испытуемой шизофренического патопсихологического симптомокомплекса, при большей степени сохранности эмоционально-волевой сферы.
Клинический психолог