В— это психический познавательный процесс отражения в коре головною мозга совокупности свойств предметов и явлений окружающей действительности. Воспринимая человек не только отражает разные свойства предметов и явлений, но и объединяет их целостный образ, осознаёт то, что воспринимает. В — не пассивное отражение, а сложная перцептивная деятельность, в процессе к-рой чел глубоко познаёт окр. мир, обследует воспринимаемые объекты. Чем больше органов чувств участвует в отражении объектов внешнего мира, тем полнее и глубже их в.
В пространства играет определяющую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, явл необх условием ориентировки в ней. ВП включает в себя восприятие формы, величины, взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления.
В формы обычно осуществляется с помощью:
– зрительного анализатора;
– тактильного анализатора;
– кинестетического анализатора.
Наиболее информативный признак, который нужно выделить при ознакомлении с формой, – это контур— разделитель, грань двух реальностей – фигуры и фона.
В величины. Воспринимаемая величина предметов определяется величиной их изображения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдателя. Приспособление глаз к четкому видению равноудаленных предметов осуществляется с помощью двух механизмов – аккомодации и конвергенции.
Аккомодация – это изменение преломляющей способности хрусталика путем изменения его кривизны.
Конвергенция – сведение зрительных осей на воспринимаемом предмете.
Комбинация двух раздражителей – величины изображения предмета на сетчатке и напряжения глазных мышц в результате аккомодаций и конвергенции – является условно-рефлекторным сигналом о размере воспринимаемого предмета.
Аккомодация и конвергенция действуют на небольших расстояниях (аккомодация – 5–6 м, конвергенция – до 450 м).
Человек способен различать удаленность воспринимаемых предметов на расстоянии до 2500 м.
В глубины и удаленности предметов осуществляется главным образом благодаря бинокулярному зрению.
Развитие сенсорных эталонов предметов окружающей действительности ...
... математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разнообразием, сравнение предметов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух – точное ... представления возникают при воздействии пищи на разные чувствительные образования вкусового анализатора. Вкусовые представления формируются на основе вкусового восприятия, контраста и образца. ...
При восприятии удаленности предметов большое значение имеет взаиморасположение светотеней, которое зависит от расположения предметов. Человек замечает эти особенности и обучается, пользуясь светотенями, правильно определять положение предметов в пространстве.
В времени – отражение длительности и последовательности явлений и событий.
Временные промежутки определяются ритмическими процессами, происходящими в организме человека.
ВВ зависит от содержания деятельности человека. Время, заполненное интересными, значимыми делами, течет быстро. Если же события неинтересны, малосущественны, время тянется медленно.
На оценке времени сказывается также установка личности. Ожидание неприятных событий вызывает восприятие быстротекущего времени. При ожидании приятного события кажется, что время идет очень медленно.
На оценку времени оказывает влияние возраст человека: детям кажется, что время течет медленно, а взрослые поражаются, как быстро оно летит.
Точность в оценке временных интервалов может повышаться с опытом в практической деятельности человека. При некоторых видах профессиональной деятельности вырабатывается умение очень точно оценивать промежутки времени. (Например, высокопрофессиональный учитель точно определяет продолжительность урока.)
В движения – отражение изменения и положения объектов в пространстве. Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестетический анализаторы.
С помощью зрения мы можем получить информацию о движении объекта двумя различными способами: при фиксированном взоре и с помощью прослеживающих движений глаз. например, когда человек ходит по комнате, изображение на сетчатке также перемещается, однако он воспринимает комнату неподвижной, а себя – движущимся.
Второй способ восприятия движения – прослеживание взором за движущимся объектом.Например, если через небольшие промежутки времени показывать ряд изображений, воспроизводящих этапы движения предмета, то складывается впечатление движения этого предмета. Такое явление называется стробоскопическим эффектом.
Виды В:
В зависимости от форм отражения:
-пространства, времени, движения
В зависимости от цели:
-преднамеренные-в их основе лежит сознательно поставленная цель.
-непреднамеренные – при кот предметы окруж действит воспринимаются без спец.поставленной задачи.
В зависимости от степени организации:
-организованное(наблюд)-это целенапр.,плавномерное В предм. или явл.окруж.мира.
-неорганизованное-обычное непреднамер.В
Основными перцептивными действиями являются: обнаружение, различение, идентификация и опознание. Физиологической основой В явл: установление в коре головного мозга межанализаторных связей. Осмысленность восприятия связана с работой вторичных корковых полей анализатора.
К основным свойствам В относятся:
Особенности восприятия и понимания человека человеком
... элементов контура. [1, с.119-120]. Зрительное восприятие человека предполагает активные «ощупывающие» движения глаз, и эти движения - такой же необходимый компонент зрительного восприятия, как и отражение зрительного образа на сетчатке. ...
Предметность — это соотнесение внешних воздействий с конкретным предметом восприятия. Человек воспринимает не просто цвет, форму, величину, а цвет, форму, величину конкретного предмета.
Целостность — это свойство, позволяющее создать целостный образ предмета, даже если в данный момент на человека действует не вся группа раздражителей. Так чел. воспринимает какой — либо предмет, даже по отдельному фрагменту, основываясь на предыдущий перцептивный опыт.
Константность — это относительное постоянство воспринимаемых объектов по
отдельный характеристикам при изменении условий восприятия. Например мы
воспринимаем красный цветок независимо от освещенности помещения.
Структурность Впозволяет выделить отдельные элементы предмета, связи между ними и способствует формированию более адекватного образа предмета.
Осмысленность связано с пониманием сущности воспринимаемого предмета.
Воспринимая «человек, сопоставляет разные предметы между собой, с предыдущим
опытом, с конкретной ситуацией восприятия. Человек обычно знает, что это, если
воспринимает какой — то предмет не в первый раз, имеет опр. перцептивный
опыт.
Избирательность В проявляется в выделении объекта и фона. То, что для человека более значимо является главным объектом восприятия. Это свойство указывает на активный х-р отражения чел. окр. среды. Апперцепция В — это зависимость восприятия от жизненного опыта чел., выраженного в его знаниях, привычках, установках. Апперцепция позволяет понять, почему одни и те же объекты у разных людей вызывают разные образы. Например при описании ДТП свидетели дают разные показания. Данные характеристики восприятия указывают на своеобразие и сложность данного познавательного психического процесса.
6.Память. Виды, свойства, условия и приемы развития памяти
Память — это психический познавательный процесс запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта.
П позволяет сохранять и обогащать личный опыт, возвращать его в сознание, без чего невозможно ни успешное обучение, ни плодотворная деят-ть, обеспеч-ет целостность психической жизни чел.. Утрата П лишает чел. прошлого опыта, делает его беспомощным, затрудняет ориентирование в окружающей действительности.
П-сложный психич. процесс, представленный несколькими мнемическими процессами.
Запоминание—процесс закрепления образов и впечатлений, к-рые возникают в процессе ощущений и восприятия. Это обусловлено образованием и закреплением в коре головного мозга следов возбуждения и соответствующих нервных связей. Запоминание может быть непроизвольным и произвольным, в зависимости от проявления волевых усилий.
К новообразованиям младшего школьного возраста относятся память, ...
... памяти. Идет интенсивное формирование приемов запоминания: от наиболее примитивных (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) до группировки и осмысления связей разных частей материала. Восприятие. ... общества. Его начинают рассматривать как человека, вступившего на первую ступень ... nbsp; Новообразования Произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта К 7 годам ...
По способу запоминания выдел:
механическое, ассоциативное, смысловое запоминание. Специальные приёмы, облегчающие запоминание называются мнемическими приёмами овладения информацией они способствуют повышению продуктивности запоминания
Сохранение — это удерживание в сознании полученной информации, благодаря сохранению следов возбуждения и нервных связей между ними в коре головного мозга
Забывание — процесс, противоположный процессу сохранения.
Воспроизведение—это процесс восстановления прежде воспринятого.Воспроизведение происходит поэтапно: узнавание, припоминание, словесное воспроизведение. Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным, непосредственным и опосредованным. Узнавание –сопровождающее процес П явл психики, кот позвол им эфективно функционировать.
-
Хар-ка памяти:
В истории психологии уже с давних времен предпринимались попытки объяснить связь психических процессов при запоминании и воспроизведении.
Изучение памяти явилось одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. Еще в 80-х г. XIX в. немецкий психолог Г. Эббингауз предложил прием, с помощью которого, как он считал, было возможно изучить законы «чистой» памяти, независимые от деятельности мышления.
Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками.
Основными характеристиками памяти являются:
объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.
Объем памяти – это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации. Точность воспроизведения. Эта характеристика отражает способность человека точно сохранять, а самое главное – точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию.
Длительность – это характеристика памяти, отражающая способность человека удерживать определенное время необходимую информацию.
Например, человек готовится к экзамену. Запоминает одну учебную тему, а когда начинает учить следующую, то вдруг обнаруживает, что не помнит то, что учил перед этим. В данном случае можно говорить о другой характеристике памяти – готовности воспроизвести запечатленную в памяти информацию.
Кратковременная память – это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. Проявлением КП явл тот случай, когда испытуемого просят прочитать слова или предоставляют для их запоминания очень мало времени (около одной минуты), а потом просят сразу воспроизвести то, что он запомнил. Объем кратковременной памяти индивидуален.
Долговременная память-процесс длит сохран часто повтор и многократно запомин информации.
Память как интегративный психический процесс
... из прошлого опыта необходимой информации, хранение ее и воспроизведение для решения актуальных задач и построения поведения в настоящем. Иначе говоря, память придает направленность ходу времени. ... 2 Мозговые системы, обеспечивающие память .3 Виды памяти .4 Процессы памяти .5 Индивидуальные особенности памяти 1.6 Методы исследования памяти 1.7 Развитие памяти в онтогенезе Выводы по главе Глава 2. ...
Понятием «оперативная память» -это сохран материала после его запечатления на время, необх для выполн задачи.
Готовность-свидетельствует о предрасположен чел и его сознания всегда использ всю запечатлен-ую информ.
Образная память – это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть ОП- воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Отклонение представлений от первоначального образа восприятия может идти по двум путям: смешение образов или дифференциация образов. Многие исследователи разделяют образную память на: зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений.
Образная память начинает проявляться у детей примерно в то же время, что и представления, т. е. в полтора-два года.
Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Человек запоминает и воспроизводит мысли, возникшие у него в процессе обдумывания, размышления, помнит содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.
Особенностью явл то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях:
1) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется;
2) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей).
Развитие обоих видов словесно-логической памяти также происходит не параллельно друг другу.
Основные виды памяти
Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П.П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти (двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая) не существуют независимо друг от друга и, более того, находятся в тесном взаимодействии, ему удалось определить различия между отдельными видами памяти.
Двигательная (или моторная) память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. ДП явл основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения человек должен был бы каждый раз учиться осуществлять соответствующие действия.
ДП у ребенка возникает очень рано. Ее первые проявления относятся к первому месяцу жизни.
Эмоциональная память – это память на чувства. Данный вид памяти заключается в способности человека запоминать и воспроизводить чувства.