Принципы в физическом воспитании делятся на 2 группы:
1. Общие принципы, – которые присущи и любой другой дисциплине;
2. Специфические принципы, – которые присущи только физическому воспитанию.
Общие принципы:
1. Принцип сознательности – предусматривает формирование цели, задач, системы знаний;
2. Принцип активности – формирование интересов, формирование мотивов;
3. Принцип научности – использование научного обоснования знаний, средств, систематического положения новых знаний, учитывающих использование правильной терминологии;
4. Принцип доступности – подбор доступных упражнений, исходя из уровня подготовленности занимающихся;
5. Принцип последовательности – основан на преемственности задач, средств, методов ФВ и выполнения правил от простого к сложному;
6. Принцип повторности – через многократное повторение упражнений с оптимальными паузами отдыха для восстановления;
7. Принцип постепенности – через увеличение требований к паузам, исходя из возможностей занимающихся;
8. Принцип научности – основан на соблюдении всех принципов, и характеризуется формированием прочных двигательных умений.
Специфические принципы:
1. Принцип непрерывности – основан на систематических занятиях ФК и спортом.
2. Принцип системного чередования нагрузок и отдыха –
3. Принцип постепенного наращивания развивающее-тренирующих возможностей.
4. Принцип адекватно-сбалансированнонй динамики нагрузок.
5. Принцип цикличности.
6. Принцип возрастной адекватности направлений многолетнего процесса ФВ.
7. Принцип всестороннего и гармоничного развития личности – всестороннее развитие личности отражает биологическую закономерность, потребность в гармоническом развитии систем и органов человека, и духовного развития человека. Решает задачи нравственного, эстетического, умственного и трудового воспитания.
8. Принцип связи физического воспитания с практикой жизни – выражает основную социальную закономерность физического воспитания, его главную служебную функцию – готовить людей к деятельности, к жизни. Физическое воспитание призвано готовить людей, способных высокопроизводительно трудиться и защищать Родину. Навык формируемый в процессе занятий тем или иным видом физического упражнения прикладен, т.е. может быть перенесен в трудовую или боевую обстановку. Цель заключается в том, чтобы, придя на производство или в армию, человек в кратчайший срок мог овладеть техникой любого дела.
1.Иерархия принципов в системе физического воспитания
... общих принципах системы физического воспитания (принцип всестороннего развития личности, принцип оздоровительной направленности, принцип прикладности). В системе образования и воспитания имеют место общепедагогические принципы, отражающие основные закономерности обучения (принципы дидактики). Они преломляются в физическом воспитании в ...
9. Принцип оздоровительной направленности физического воспитания – при правильном применении основного средства ФК физического упражнения (ФУ), можно добиться оздоровительного эффекта. А также широко использовать оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.
Вопрос 18
Организм человека развивается в постоянном движении. Сама природа распорядилась так, что человеку необходимо развивать свои Д.способности.
Для нормального функционирования всех систем организма нужен определенный минимум Д.активности.
Самостоятельные занятия способствуют повышенному интересу к ФКиС, а также формированию умений и навыков в выборе и подборе Ф.упр-ний.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ занятия — это занятия, которые проводятся во вне-учебное время.
ФОРМЫ самостоятельных занятий:
— УГГ;
— оздоровительно-рекреативные (поддержание вида деятельности: труда или учебы);
— упр-ния в течение дня;
— спортивные;
— спортивно-прикладные;
— лечебные упр-ния.
Самостоятельные занятия можно проводить индивидуально или в группе
из 2-5человек и более.
Заниматься рекомендуется 3-4раза в неделю по 1-1,5часа. Менее двух раз в неделю занятия нецелесообразны, т.к. это не способствует повышению уровня тренированности организма.
Самостоятельные занятия могут проводиться в любых условиях и в разное время.
Занятия должны носить комплексный характер, т.е. способствовать развитию всех Ф.качеств, а также укреплению здоровья и повышению общей работоспособности организма.
Подбор упр-ний, объема и интенсивности нагрузки осуществляется в соответствии с силами и возможностями человека. Нагрузку на организм нужно повышать постепенно.
Любое самостоятельное занятие состоит из трех частей проведения, как и учебно-тренировочное занятие; подготовительной, основной и заключительной части.
В практике, наибольшее распространение самостоятельных занятий приобрели такие виды: как спорт.игры, различные виды фитнесса, оздоровительный бег, лыжные прогулки, плавание и многие др. виды.
Обоснование индивидуального выбора вида спорта или системы Ф.упр-ний.
1. Охарактеризовать свой выбранный вид спорта по технической и эстетической характеристике.
2. Рассказать масштаб проведения соревнований по данному виду спорта. Если это комплекс Ф.упр-ний, то обосновать, с какой целью применяете его.
3. Раскрыть взаимосвязь выбранного вида спорта или Ф.упр-ний с физическими и психофизиологическими возможностями вашего организма (унаследованность от родителей, желание заниматься, техническая оснащенность данного вида спорта и т.д.).
Приобщение студенческой молодежи у физической культуре – важное слагаемое в формировании здорового образа жизни. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Здоровье и учеба студентов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье студента, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность. Чтобы студенты успешно адаптировались к условиям обучения в вузе, сохранили и укрепили здоровье за время обучения, необходимы здоровый образ жизни и регулярная оптимальная двигательная активность.
Физическое обучение и воспитание
... организма переходить в состояние повышенной работоспособности после реабилитации мышечного утомления – периода сверхвосстановления, что связано с повышением физических нагрузок, чередованием соответствующих отрезков отдыха и работы. Принципы обучения ... сохраняются примерно одинаковые уровни средней интенсивности и продолжительности занятий, а в следующем цикле они увеличиваются. Принцип доступности ...
Современные сложные условия жизни диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье, позволяет в рамках короткого рабочего дня выполнить намеченные дела.
Мышцы составляют 40-45% массы тела человека. За время эволюционного развития функция мышечного движения подчинила себе строение, функцию и всю жизнедеятельность других органов, систем организма, поэтому он очень чутко реагирует как на снижение двигательной активности, так и на тяжелые, непосильные физические нагрузки.
Систематическое, соответствующее полу, возрасту и состоянию здоровья, использование физических нагрузок – один из обязательных факторов здорового режима жизни. Физические нагрузки представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, а также, организованных или самостоятельных занятий физической культурой и спортом, объединенных термином, «двигательная активность»
У большинства людей, занимающихся умственной деятельностью, наблюдается ограничение двигательной активности.
Специалист, завершивший обучение по дисциплине «физическая культура», должен обнаружить мотивационно-ценностное отношение к физической культуре, сформированную потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом в физическом самосовершенствовании.
Приобщение студенческой молодежи у физической культуре – важное слагаемое в формировании здорового образа жизни. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Здоровье и учеба студентов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье студента, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность. Чтобы студенты успешно адаптировались к условиям обучения в вузе, сохранили и укрепили здоровье за время обучения, необходимы здоровый образ жизни и регулярная оптимальная двигательная активность.
Современные сложные условия жизни диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье, позволяет в рамках короткого рабочего дня выполнить намеченные дела.
Мышцы составляют 40-45% массы тела человека. За время эволюционного развития функция мышечного движения подчинила себе строение, функцию и всю жизнедеятельность других органов, систем организма, поэтому он очень чутко реагирует как на снижение двигательной активности, так и на тяжелые, непосильные физические нагрузки.
«Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов (ППФП). ...
... организма человека к неблагоприятным воздействиям условий труда (вибрация, шум и т.п.); ? содействие формированию физической культуры личности, укрепление ее психики. Решение задач ППФП ... геологи и многие другие).Многие виды спорта вырабатывают соответствующие качества. К примеру занятия ... на укрепление здоровья и повышение производительности труда. Основоположником теоретических основ ППФП в нашей ...
Систематическое, соответствующее полу, возрасту и состоянию здоровья, использование физических нагрузок – один из обязательных факторов здорового режима жизни. Физические нагрузки представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, а также, организованных или самостоятельных занятий физической культурой и спортом, объединенных термином, «двигательная активность»
У большинства людей, занимающихся умственной деятельностью, наблюдается ограничение двигательной активности.
Специалист, завершивший обучение по дисциплине «физическая культура», должен обнаружить мотивационно-ценностное отношение к физической культуре, сформированную потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом в физическом самосовершенствовании.
Вопрос 20
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) — разновидность СФП, нацеленная на психофизическую подготовленность человека к профессиональному труду.
ЦЕЛЬ — психологическая готовность к успешной профессиональной деятельности.
ЗАДАЧИ.
1. Формировать необходимые прикладные знания — связь с будущей профессией.
Их можно получить в процессе ФВ: на лекциях, беседах, а так же самостоятельное изучение специальной литературы.
2. Осваивать прикладные умения и навыки — обеспечивают безопасность в быту и на работе.
Их можно получить, занимаясь плаванием, ездой на велосипеде или управлением автомобилем.
3. Воспитывать прикладные психофизические качества: быстроту, силу и выносливость.
4. Воспитывать прикладные специальные качества — способность организма противостоять специфическим воздействиям внешней среды: холоду и жаре или укачиванию.
ППФП осуществляется в тесной связи с ОФП (сдача контрольных нормативов на занятиях по ФК.).
Основные формы труда — физическая и умственная деятельность. Рациональный режим труда и отдыха на любом предприятии считается такой режим, который оптимально сочетает эффективность труда, производительность, работоспособность и здоровье людей.
ППФП студентов на учебных занятиях проводятся в форме теоретических и практических занятий.
Одна из форм ППФП — массовые оздоровительные и спортивные мероприятия (внутри вузовские соревнования).
Специальное направление физ. воспитания, которое наилучшим образом реализует формирование и совершенствование свойств и качеств личности, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности ППФП.
Цель и задачи обусловлены в первую очередь требованиями, предъявляемыми профессией. Спец. задачи ППФП: развитие физ. способностей, отвечающих требованиям избранной проф. деятельности; формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, которые необходимы требуемой профессией; повышение резистентности(сопротивляемости) организма к неблагоприятным воздействиям специфических условий проф. деятельности; воспитание средствами физической подготовки необходимых морально-волевых качеств, требуемых избранной профессией.
Средства ППФП:
- Прикладные физ. упр.;2) Прикл. виды спорта; 3) Оздоровит. влияние природной среды; 4) Гигиенический фактор ППФП авиац. профиля(во время учебной деятельности; во время работы).
С позиции социально-экономической значимости внедрение ППФП в практику физ. воспитания студентов технических ВУЗов, рабочих и инженеров промышленных предприятий создает предпосылки для сокращения сроков профессиональной адаптации, повышения проф. мастерства, достижения высокой работоспособности и производительности труда. ППФП эффективно содействует укреплению здоровья, повышению устойчивости к заболеваниям, снижению производственного травматизма. Труд людей, занимающихся ППФП, более квалифицирован, производителен, экономичен. Применение ППФП в ВУЗах позволяет поднять действенность физ. воспитания, повысить качество подготовки высококвалифицированных программистов.
Особенности социальной работы с пожилыми инвалидами
... относительного количества пожилых граждан. Состояние здоровья и качество жизни является одной ... в случаях, требующих применения социальных методов обследования; - формирует и корректирует индивидуальные программы ... пожилых – это стойкое нарушение функций организма у пожилого человека в результате заболевания, ... по реабилитации, специалист по социальной работе и психолог. Кроме того, штатным расписанием ...
Вопрос 22
Диагностика – это процесс распознавания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье или заболевании.
Регулярные занятия ФК и спортом оказывают значительное влияние на органы и системы организма человека. При физических нагрузках происходят изменения в органах и системах организма человека. Чтобы занятия ФУ и спортом не вредили здоровью, необходимо проводить регулярный контроль состояния организма. Это задача не только тренеров – преподавателей, врачей, но и самих физкультурников.
Различают следующие основные виды диагностики: врачебный контроль, диспансеризация, врачебно – педагогический контроль и самоконтроль.
Цель диагностики – способствовать укреплению здоровья человека и его гармоничному развитию.
Врачебный контроль – это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся ФК и спортом. Он направлен на изучение состояния здоровья и влияния на организм регулярных физических нагрузок. Основная форма врачебного контроля – врачебное обследование.
Периодичность врачебного контроля зависит от квалификации, а также от видов спорта. Студенты проходят врачебный осмотр в начале учебного года, спортсмены – 2 раза в год. Врачебное обследование подразделяется на первичное, повторное и дополнительное.
Первичное обследование – проводится, чтобы решить вопрос о допуске к регулярным занятиям ФУ и спортом.
Повторное врачебное обследование – проводится, чтобы убедиться, насколько соответствуют объемы и интенсивность нагрузки состоянию здоровья, а также для того, чтобы корректировать учебно-тренировочный процесс.
Дополнительные врачебные обследования – поводятся, для того, чтобы, решить вопрос о возможности приступить к тренировкам после перенесенных заболеваний или травм.
Основное предназначение врачебного контроля заключается в том, чтобы определить состояние здоровья студентов, и распределить их по группам: основной, подготовительной, специальной. Кроме того, часть студентов направляется на лечебную физическую культуру (ЛФК), а некоторые студенты совсем освобождаются от практических занятий, на какое – то время.
Распределение по группам проводится после комплексного осмотра специалистами. Затем терапевт определяет медицинскую группу для занятий ФК.
Утомление и восстановление организма, роль физических упражнений ...
... арсенал средств восстановления. Восстановление - процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному состоянию. Время, в ... что они направлены на укрепление здоровья и продление жизни спортсменов, на создание условий обеспечивающих наиболее успешное восстановление их работоспособности. 1. Врачебный ...
Обычно, такое обследование проводится визуальными методами и путем опроса, а также с помощью анкетирования. Если специалисты затрудняются определить состояние здоровья студента, то его направляют на более детальное обследование к другим специалистам.
Углубленной формой врачебного наблюдения является диспансеризация – система мероприятий по укреплению здоровья и длительному сохранению высокой спортивной работоспособности, направленная на предупреждение и выявление признаков нарушения здоровья и функционального состояния.
Углубленные диспансерные обследования проводятся 1 – 2 раза в год и включают обследование физического состояния по показателям роста, массы, осанке, формы спины, ног, окружности грудной клетки, цвету кожи
Вопрос 23
ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ процессы осуществляются постоянно (перед работой, во время работы и после нее).
Различают ПЕРИОДЫ восст-ия.
1. НЕРАВНОМЕРНОСТЬ.
Скорость потребления кислорода на первых
2-3мин снижается очень быстро с урежением частоты дыхания и сердечных сокращений. Через 30-60мин. происходит ликвидация кислородного долга.
2. ГЕТЕРОХРОННОСТЬ (разновременность).
Восстановление вегетативных функций зависит от хар-ра мышечной работы и роли самих функций в обеспечении двигат-ной активности.
3. ВОЛНООБРАЗНОСТЬ (фазность восст-ния).
По уровню работосп-сти орг-зма в восстановит-ом периоде различают фазы пониженной и повышенной (суперкомпенсация) работосп-сти. Далее повышенная работосп-сть вновь снижается.
СРЕДСТВА восст-ия делятся на группы.
1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ – рациональное исп-ние Ф.нагрузки.
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ – восст-ние нервно-эмоцинального состояния (разнообразный досуг, создающий положит-ный эмоц-ный фон).
3. МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ – питание, режим отдыха, медицинские препараты.
Использование этих средств зависит от конкретных признаков утомления.
Восстановление – процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических и биохимических функций к исходному уровню. Восстановление с превышением исходного состояния называются суперкомпенсацией и является залогом повышения тренированности организма, обеспечивающий повышение работоспособности. Различают раннюю и позднюю фазы восстановления. Ранняя фаза заканчивается через несколько минут после легкой работы; после тяжелой – часы. Длительности фаз зависит от степени тренированности организма и от работы.
Средства восстановления
Основные (педагогические, психологические) и дополнительные (медико-биологические: рациональное питание, естественные и сформированные физические факторы: электро-, свето-, тепло-, гидро-, балансо- воздействия; массаж; некоторые естественные растительные и фармакологические препараты).
Психологические средства направлены на быстрейшее восстановление нервно-эмоционального статуса студента как фона для восстановления двигательной и вегетативной сферы и работоспособности. Это психолого-педагогические средства (индивидуальный подход, моральный климат), приемы регуляции психических состояний (регуляции сна, управление тонусом, музыкальное воздействие).
Исследование базисных элементарных функций средствами дифференциального ...
... -вторых, методика изучения исследования базисных элементарных функций средствами дифференциального исчисления, прелагаемая в данной курсовой работе, увязывается с эвристическим методом изучения материала. ... по исследованию базисных элементарных функций средствами дифференциального исчисления В настоящей курсовой работе полагается, что при изучении элементарных функций можно применить один из ...
Питание – восстановительный процесс. Продукты делятся на 7 групп:
1. Молоко, молочные продукты
2. Мясо, рыба, птица, яйца и их производные
3. Хлеб, мука, крупа, кондитерские изделия, мед, картофель
4. Все виды пищевого жира
5. Овощи и плоды
6. Фрукты и ягоды
7. Вкусовые пищевые вещества (специи и овощи)
1-я – 30 минеральных элементов, легкоусвояемый кальций (функции крови и нервной проводимости).
Кальций в молоке – ощелачивающий эффект, выравнивание ацидотических сдвигов после нагрузок.
Биомикроэлементы (Fe, Cu, Co, Ni, Zn) – восстанавливают функции крови, повышение иммунитета (мясо, яйца, фрукты, овощи, овсяная крупа).
Фосфор – в 1 и 2, хлеб, говяжья печень, творог.
Мед – восстанавливает мышцу сердца и поперечно-полосатой мускулатуры; успокаивающее.
Белки – 1 и 2, — все аминокислоты, важный пластический материал. Суточный рацион животного белка 60 – 70 %.
Легкоусвояемые углеводы – поддерживают и восстанавливают энергетические ресурсы, экономия белка, уменьшают ацидотические сдвиги, водяной дефицит, дефицит липопластических функций печени. Глюкоза захватывается печенью через 30 мин, что сопровождается гипогликемией. Уровень сахара восстанавливается через 1,5 – 2 часа, т.е. прием за 10 – 15 мин или 1,5 – 2 часа до нагрузки.
Минеральные соли – необходимая составная часть водно-солевого обмена; в человеке приблизительно 90 элементов. При больших нагрузках расход минеральных солей увеличивается. При потоотделении – потери хлоридов, восстановление – 4 грамма NaCl, минеральная вода. Недостаток калия – ухудшение сердечной деятельности – прием сухих фруктов. Недостаток натрия – надо увеличить количество соли на 5 – 7 грамм в сутки.
1. Белки – обеспечивают поддержку клеточной структуры, образуют структуры клетки, производят гормоны (тироксин, адреналин); поддержание мышечной системы; вырабатывают желчную кислоту и дыхательные ферменты.
Получение: 1) вырабатываются организмом; 2) из мяса и овощей.
2. Углеводы – из H, O, C
Моносахариды: глюкоза, фруктоза (содержатся во фруктах), галактоза – в молоке.
Дисахариды: сахароза, лактоза (в молоке), мальтоза (из солода – !пиво!).
Полисахариды: гликоген (в печени), крахмал.
3. Жиры
• энергия в запасе
• основа для формирования мембран и клеток
• в составе нервной системы
• в производстве гормонов, солей желчи
• содержат витамины А, Д, Е.
1) насыщенные жирные кислоты – в мясе, молоке
2) мононасыщенные, полинасыщенные – подсолнечное и оливковое масло
3) ненасыщенные жиры – в рыбе, утке и т.д.