Министерство образования и науки Украины
Национальный горный университет
Реферат по дисциплине
«Основы психологии и педагогики»
на тему:
‘Виды и роль эмоций в жизни человека’
Выполнила:
Проверила:
Днепропетровск
2003
Содержание
TOC o«1-3» h z u 1. Общее представление об эмоциях_ PAGEREF _Toc56697275 h — 2-
2. Роль эмоций_ PAGEREF _Toc56697276 h — 3 —
3. Проявление эмоций_ PAGEREF _Toc56697277 h — 5 —
4. Механизмы эмоции_ PAGEREF _Toc56697278 h — 6 —
5. Управление эмоциями_ PAGEREF _Toc56697279 h — 7 —
6. Эмоции и личностьPAGEREF _Toc56697280 h — 8 —
7. Расположение эмоций по выражению лица_ PAGEREF _Toc56697281 h — 11 —
8. Список литературы_ PAGEREF _Toc56697282 h — 13-
1. Общее представление об эмоциях
В процессе эволюции животного мира появилась особая формапроявления отражательной функции мозга — эмоции (от лат. emoveo — возбуждаю, волную).
Они отражают личнуюзначимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, тоесть то, что его волнует, и выражаются в форме переживаний.
В психологии эмоции определяются какпереживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо (к наличнойили будущей ситуации, к другим людям, ксамому себе и т. д.).
Понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда подней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не толькопсихический компонент — переживание, но и специфические физиологическиеизменения в организме, сопутствующие этому переживанию. Эмоции имеются и уживотных, но у человека они приобретают особую глубину, имеют множествооттенков и сочетаний.
Немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические(от греч. stenos — сила), повышающие жизнедеятельностьорганизма и астенические — ослабляющие её.
Эмоции деляттакже на положительные и отрицательные, то есть приятные и неприятные.Филогенетически наиболее древними являются переживания удовольствия инеудовольствия (так называемый эмоциональный тон ощущений), которые направляютповедение человека и животных на сближение с источником удовольствия или наизбегание источника неудовольствия.
Эмоции. Регуляторная функция эмоций
... сдерживания, одна из важных составляющих владения человеком собой и своими эмоциями. Шесть шагов управления эмоциями: Осознавать эмоции. Нельзя управлять тем, чего не замечаешь. ... губы. Главное - сделать это сразу, пока эмоция еще не раскрутилась". Люди управляют своими эмоциями, не замечая, как они делают. Возмущение, пока ... Приспособительная роль - в немедленной реакции на внезапное воздействие ...
Более сложными являются другие положительные (радость,восторг) и отрицательные (гнев, горе, страх) эмоции. П. В. Симонов выделяет смешанныеэмоции, когда в одном и том же переживании сочетаются и положительные, иотрицательные оттенки (например, получение удовольствия от страха в «комнатеужасов»).
В зависимости от личностных (вкусов,интересов, нравственных установок, опыта) и темпераментных особенностей людей, а также от ситуации, в которой онинаходятся, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции.
Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а такжепо степени осознанности причины их появления. В связи с этим выделяют настроения,собственно эмоции и аффекты.
Настроение — это слабо выраженное устойчивое эмоциональное состояние, причинакоторого человеку может быть не ясна. Оно постоянно присутствует у человека вкачестве эмоционального тона, повышая или понижая его активность в общении илиработе.
Собственно эмоции— это более кратковременное, но достаточно сильно выраженное переживаниечеловеком радости, горя, страха и т. п. Они возникают по поводу удовлетворения илинеудовлетворения потребностей и имеют хорошо осознаваемую причину появления.
Аффект — быстро возникающее очень интенсивное и кратковременное эмоциональноесостояние, вызываемое сильным или особо значимым для человека стимулом. Чащевсего аффект является следствием конфликта. Он всегда проявляется бурно исопровождается снижением способности к переключению внимания, сужением полявосприятия (внимание фокусируется в основном на объекте, вызвавшем аффект).
При аффекте мало продумываются последствиясовершаемого, вследствие чего поведение человека становится импульсивным. Протакого человека говорят, что он не помнит себя, находился в беспамятстве. Послеаффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяниев содеянном. Частое проявление аффекта в нормальной обстановке свидетельствуетлибо о невоспитанности человека, либо об имеющемся у него нервно-психическомзаболевании.
2. Роль эмоций
Отражательно-оценочная рольэмоций.Эмоции даютсубъективную окраску происходящему вокруг нас и в нас самих. Это значит, чтона одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать совершенноразлично. Например, у болельщиков проигрыш их любимой команды вызовет разочарование,огорчение, у болельщиков же команды соперника — радость. А определенноепроизведение искусства может вызывать у разных людей прямо противоположныеэмоции. Недаром в народе говорят: «На вкус и цвет товарища нет».
Эмоции помогают оценивать не только прошедшие илипроисходящие сейчас действия и события, но и будущие, включаясь в процессвероятностного прогнозирования (предвкушение удовольствия, когда человек идетв театр, или ожидание неприятных переживаний после экзамена, когда студент неуспел к нему как следует подготовиться).
Управляющая роль эмоций.Помимо отражения окружающей человекадействительности и его отношения к тому или иному объекту или событию эмоцииважны и для управления поведением человека, являясь одним из психофизиологическихмеханизмов этого управления. Ведь возникновение того или иного отношения кобъекту влияет на мотивацию, на процесс принятия решения о действии илипоступке, а сопровождающие эмоции физиологические изменения влияют на качестводеятельности, работоспособность человека. Играя управляющую поведением идеятельностью человека роль, эмоции выполняют разнообразные положительныефункции: защитную, мобилизующую, санкционирующую (переключающую),компенсаторную, сигнальную, подкрепляющую (стабилизирующую), которые частосовмещаются друг с другом.
Анализ причин поведения людей в ситуациях искажения информации 2
... теперь" воспринимается как стрессовая. Чем больше стресс, тем скорее человек войдет в свой сценарий. Ситуация, когда мы подозреваем искажение партнером информации, несомненно, оценивается как ... более значима для нас ситуация, тем больший стресс испытывает человек. 2. Когда есть сходство между ситуацией "здесь и теперь" и стрессовой ситуацией в детстве. Возможно, ребенка ...
Защитная функция эмоцийсвязана с возникновением страха. Он предупреждаетчеловека о реальной или о мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумываниювозникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достиженияуспеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных для негопоследствий, а возможно, и от гибели.
Мобилизующая функция эмоцийпроявляется, например, в том, что страхможет способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровьдополнительного количества адреналина, например при активно-оборонительной егоформе (спасении бегством).
Способствует мобилизации сил организма и воодушевление,радость.
Компенсаторная функцияэмоцийсостоит в возмещенииинформации, недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо.Возникающая при столкновении с незнакомым объектом эмоция придаст этому объектусоответствующую окраску (плохой встретился человек или хороший) в связи с его схожестью с ранеевстречавшимися объектами. Хотя с помощью эмоции человек выносит обобщенную ине всегда обоснованную оценку объекта и ситуации, она все же помогает ему выйтииз тупика, когда он не знает, что ему делать в данной ситуации.
Наличие у эмоций отражательно-оценочной и компенсаторной функций делает возможным проявлениеи санкционирующей функции эмоций(идти на контакт с объектом или нет).
Сигнальная функция эмоцийсвязана с воздействием человека или животногона другой живой объект. Эмоция, как правило, имеет внешнее выражение(экспрессию), с помощью которой человек или животное сообщает другому о своемсостоянии. Это помогает взаимопониманию при общении, предупреждению агрессии состороны другого человека или животного, распознаванию потребностей исостояний, имеющихся в данный момент у другого субъекта. Сигнальная функцияэмоций часто сочетается с ее защитной функцией: устрашающий вид в минутуопасности способствует запугиванию другого человека или животного.
Академик П. К. Анохин подчеркивал, что эмоции важны длязакрепления, стабилизации рационального поведения животных и человека. Положительныеэмоции, возникающие при достижении цели, запоминаются и при соответствующейситуации могут извлекаться из памяти для получения такого же полезногорезультата. Отрицательные эмоции, извлекаемые из памяти, наоборот,предупреждают от повторного совершения ошибок. С точки зрения Анохина,эмоциональные переживания закрепились в эволюции как механизм, который удерживаетжизненные процессы в оптимальных границах и предупреждает разрушительныйхарактер недостатка или избытка жизненно важных факторов.
Дезорганизующаяроль эмоций.Страх можетнарушить поведение человека, связанное с достижением какой-либо цели, вызываяу него пассивно-оборонительную реакцию (ступор при сильном страхе, отказ отвыполнения задания).
Презентация на тему: ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ
... противоречивой информацией об объекте. ПСИХИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ: ТЕОРИЯ КОГНИТИВНОГО ДИССОНАНСА С. Шехтер, раскрыл роль памяти и мотивации человека в эмоциональных процессах. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название ...
Дезорганизующая роль эмоцийвидна и при злости, когда человек стремится достичь цели во что бы то ни стало,тупо повторяя одни и те же действия, не приводящие к успеху.
Положительная роль эмоций не связывается прямо с положительнымиэмоциями, а отрицательная — с отрицательными. Последние могут служить стимуломдля самосовершенствования человека, а первые — явиться поводом длясамоуспокоения, благодушествования. Многое зависит отцелеустремленности человека, от условий его воспитания.
3. Проявлениеэмоций
О переживаниях человека можно судить как по самоотчетучеловека о переживаемом им состоянии, так и по характеру изменения психомоторикии физиологических параметров: мимике, пантомиме (позе), двигательным реакциям,голосу и вегетативным реакциям (частоте сердечных сокращений, артериальномудавлению, частоте дыхания).
Наибольшей способностью выражать различныеэмоциональные оттенки обладает лицо человека.
Г. Н. Ланге, один из крупныхспециалистов по изучению эмоций, привел описание физиологических иповеденческих характеристик радости, печали и гнева. Радость сопровождается возбуждением двигательных центров, из-зачего появляются характерные движения (жестикуляция, подпрыгивания, хлопанье владоши), усилением кровотока в мелких сосудах (капиллярах), вследствие чегокожа тела краснеет и становится теплее, а внутренние ткани и органы начинаютлучше снабжаться кислородом и обмен веществ в них начинает происходить интенсивнее.
При печалипроисходят обратные сдвиги; торможение моторики, сужение кровеносных сосудов.Это вызывает ощущение холода и озноба. Сужение мелких сосудов легких приводит коттоку из них крови, в результате ухудшается поступление кислорода в организм,и человек начинает ощущать недостаток воздуха, стеснение и тяжесть в груди и,стараясь облегчить это состояние, начинает делать продолжительные и глубокиевдохи. Внешний вид тоже выдает печального человека. Его движения медленны, рукии голова опущены, голос слабый, а речь растянутая. Гнев сопровождается резким покраснением или же побледнением лица,напряжением мышц шеи, лица и рук (сжимание пальцев в кулак).
У разных людей проявление эмоций различно, в связи с чемговорят о такой личностной характеристике, как экспрессивность. Чемболее выражает человек свои эмоции через мимику, жесты, голос, двигательныереакции, тем больше у него выражена экспрессивность. Отсутствие внешнегопроявления эмоций не говорит об отсутствии эмоций; человек может скрывать своипереживания, загонять их вглубь, что может стать причиной длительного психическогонапряжения, отрицательно влияющего на состояние здоровья.
Различаются люди и по эмоциональной возбудимости; одни эмоциональнореагируют на самые слабые раздражители, другие — только на очень сильные.
Эмоции обладают свойством заразительности. Это значит, чтоодин человек может невольно передавать свое настроение, переживание другим людям,общающимся с ним. Вследствие этого может возникнуть как всеобщее веселье, таки скука или даже паника. Другим свойством эмоций является их способность долгоевремя храниться в памяти. В связи с этим выделяют особый вид памяти —эмоциональную память.
4. Механизмы эмоции
Имеется несколько теорий, объясняющих, почему возникают эмоции. Американскийпсихолог У. Джемс и датский психолог Г. Н. Лангевыдвинули периферическую теорию эмоций, основанную на том, что эмоциисвязаны с определенными физиологическими реакциями. Они утверждают, что мы непотому смеемся, что нам смешно, а нам потому смешно, что мы смеемся.
Эмоции и чувства 9
... В отличие от эмоций, чувства имеют выраженную объектную привязку: они возникают по ... обряды и социальные акты. Как эмоции, чувства имеют свое развитие и, хотя имеют свои биологически детерменированые основания, являются продуктом жизни человека в обществе, общения и воспитания. ...
Смысл этого парадоксального утверждения заключается в том,что произвольное изменение мимики и позы приводит к непроизвольному появлениюсоответствующей эмоции. Эти ученые говорили: изобразите гнев — и вы саминачнете пережинать это чувство; начните смеяться — и вам станет смешно; попробуйтес утра ходить, еле волоча ноги, с опущенными руками, согнутой спиной и грустнойминой на лице — и у вас действительно испортится настроение.
Хотя отрицать наличие условнорефлекторнойсвязи между переживанием эмоции и ее внешним и внутренним проявлениемнельзя, содержание эмоции не сводится только к физиологическим изменениям ворганизмё, поскольку при исключении в эксперименте всех физиологическихпроявлений субъективное переживание все равно сохранялось. Физиологические жесдвиги происходят при многих эмоциях как вторичное приспособительное явление,например для мобилизации резервных возможностей организма при опасности ипорождаемом ею страхе или как форма разрядки возникшего в центральной нервнойсистеме напряжения.
У. Кеннон одним из первых показал ограниченность теории Джемса- Ланге, отметив два обстоятельства. Во-первых,физиологические сдвиги, возникающие при разных эмоциях, бывают весьма похожидруг на друга и не отражают качественное своеобразие эмоций. Во-вторых, полагалУ. Кеннон, эти физиологические измененияразвертываются медленно, в то время как эмоциональные переживания возникаютбыстро, то есть предшествуют физиологической реакции. Правда, в более позднихисследованиях П. Барда последнее утверждение не подтвердилось: эмоциональныепереживания и физиологические сдвиги, им сопутствующие, возникают почти одновременно.
Интересную гипотезу о причинах появления эмоций выдвинул П.В. Симонов. Он утверждает, что эмоции появляются вследствие недостатка илиизбытка сведений, необходимых для удовлетворения потребности. Степень эмоциональногонапряжения определяется силой потребности и величиной дефицита информации,необходимой для достижения цели.
Эмоции способствуют поиску новой информации за счетповышения чувствительности анализаторов (органов чувств), а это, в своюочередь, приводит к реагированию на расширенный диапазон внешних сигналов и улучшаетизвлечение информации из памяти. Вследствие этого при решении задачи могут бытьиспользованы маловероятные или случайные ассоциации, которые в спокойномсостоянии не рассматривались бы. Тем самым повышаются шансы достижения цели.Хотя реагирование на расширенный круг сигналов, полезность которых ещенеизвестна, избыточно, оно предотвращает пропуск действительно важного сигнала,игнорирование которого может стоить жизни.
5. Управлениеэмоциями
Поскольку эмоции не всегда желательны, так как при своейизбыточности они могут дезорганизовать деятельность или их внешнее проявление можетпоставить человека в неловкое положение, выдав, например, его чувства поотношению к другому, желательно научиться управлять ими и контролировать ихвнешнее проявление. Снятию эмоционального напряжения способствуют:
ü
сосредоточениевнимания на технических деталях задания, тактических приемах, а не назначимости результата;
ü
Эмоции как аппарат оценок поведения интеллектуальных систем
... [Golitsyn and other, 1995], что алгебра эмоций исторически сложилась задолго до алгебры чисел и реализуется она в мозгу человека с помощью нейроподобных/ распределенных вычислительных структур, ... задача которых оперировать оценками (причем, как в области материальных благ, так и благ нематериальных: поступков, мыслей, чувств ...
снижениезначимости предстоящей деятельности, придание событию меньшей ценности иливообще переоценка значимости ситуации по типу «не очень-то и хотелось»;
ü
получениедополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации;
ü
разработказапасной отступной стратегии достижения цели на случай неудачи (например, «еслине поступлю в этот институт, то пойду в другой»);
ü
откладываниена время достижения цели в случае осознания невозможности сделать это приналичных знаниях, средствах и т. п.;
ü
физическаяразрядка (как говорил И. П. Павлов, нужно «страсть вогнать в мышцы»); дляэтого нужно совершить длительную прогулку, заняться какой-нибудь полезнойфизической работой и т. д. Иногда такая разрядка происходит у человека как бысама собой: при крайнем возбуждении он мечется по комнате, перебирает вещи,рвет что-либо и т. д. Тик (непроизвольное сокращение мышц лица), возникающий умногих в момент волнения, тоже является рефлекторной формой моторной разрядкиэмоционального напряжения;
ü
написаниеписьма, запись в дневнике с изложением ситуации и причины, вызвавшейэмоциональное напряжение; этот способ больше подходит для людей замкнутых искрытных;
ü
слушаниемузыки; музыкальной терапией занимались врачи еще в Древней Греции(Гиппократ);
ü
изображениена лице улыбки в случае негативных переживаний; удерживаемая улыбка улучшаетнастроение (в соответствии с теорией Джемса-Ланге);
ü
активизациячувства юмора, так как смех снижает тревожность;
ü
мышечноерасслабление (релаксация), являющееся элементом аутогенной тренировки ирекомендуемое для снятия тревоги.
Настойчивые попытки воздействовать на очень взволнованногочеловека при помощи уговоров, убеждения, внушения, как правило, не бывают успешнымииз-за того, что из всей информации, которая сообщается волнующемуся, онвыбирает, воспринимает и учитывает только то, что соответствует егоэмоциональному состоянию. Больше того, эмоционально возбужденный человек можетобидеться, посчитав, что его не понимают. Лучше дать такому человеку выговоритьсяи даже поплакать. Действительно, учеными установлено, что вместе со слезами изорганизма удаляется вещество, возбуждающее центральную нервную систему.
6. Эмоции и личность
С.Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявленияхличности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материальногопорядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственнокак органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметныечувства и обобщенные мировоззренческие чувства.
К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, поего мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанныес удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны собладанием определенными предметами и занятиями отдельными видамидеятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные,интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении однимипредметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим.Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру,людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.
Эмоции человека связаны с его потребностями. Они отражаютсостояние, процесс и результат удовлетворения потребности.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... с пользою и извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не более нескольких дней. ... и невидимым Мирами? Она утончается сама, как только затухает активность внешних органов чувств и сопровождающих её мыслей. Земное затихает – выступает Надземное… На границе сна уже ...
Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг отдруга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивостивозникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. Ноболее всего эмоциональная сфера развитых личностей различается по силе иглубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности.
Простейшие виды эмоциональных переживаний вряд ли обладаютдля человека выраженной мотивирующей силой. Они или непосредственно не влияютна поведение, не делают его целенаправленным, или вовсе его дезорганизуют (аффектыи стрессы).
Такие эмоции, как чувства, настроения, страсти, мотивируют поведение,не только активизируя его, но направляя и поддерживая. Эмоция, выраженная вчувстве, желании, влечении или страсти, несомненно содержит в себе побуждение кдеятельности.
Сама система и динамика типичных эмоций характеризуетчеловека как личность. Особое значение для такой характеристики имеет описаниечувств, типичных для человека. Чувства одновременно содержат в себе и выражаютотношение и побуждение человека, причем то и другое в глубоком человеческомчувстве обычно слито. Высшие чувства несут в себе нравственное начало.
Одним из таких чувств является совесть. Она связана с нравственной устойчивостью человека, егопринятием на себя моральных обязательств перед другими людьми и неукоснительнымследованием им. Совестливый человек всегда последователен и устойчив в своемповедении, всегда соотносит свои поступки и решения с духовными целями иценностями, глубоко переживая случаи отклонения от них не только в собственномповедении, но и в действиях других людей.
Эмоции человека проявляются во всех видах человеческойдеятельности и особенно в художественном творчестве. Эмоции входят во многиепсихологически сложные состояния человека, выступая как их органическая часть.
Юмор — это эмоциональное проявление такого отношения к чему-либоили к кому-либо, которое несет в себесочетание смешного и доброго. Это смех над тем, что любишь, способ проявлениясимпатии, привлечения внимания, создания хорошего настроения. Ирония — этосочетание смеха и неуважительного отношения, чаще всего пренебрежительного.Такое отношение еще нельзя назвать недобрым или злым. Сатира представляетсобой обличение, определенно содержащее осуждение объекта. В сатире он представляетсяв неприглядном виде. Недоброе, злое более всего проявляется в сарказме, которыйпредставляет собой прямую издевку, насмешку над объектом.
Трагизм — это эмоциональное состояние, возникающеепри столкновении сил добра и зла и победе зла над добром. Много интересныхнаблюдений, красочно и жизненно правдиво раскрывающих роль эмоций в человеческихличных взаимоотношениях, сделал известный философ Б.Спиноза. С некоторыми изего обобщений можно спорить, отвергая их всеобщность, но то, что они неплохоотражают реальную интимную жизнь людей, сомнения не вызывает. Вот что в своевремя писал Спиноза:
«Природа людей по большей части такова, что к тем, комухудо, они чувствуют сострадание, а кому хорошо, тому завидуют и… относятся стем большей ненавистью, чем больше они любят что-либо, что воображают вовладении другого…».
Чувства и эмоции. От любви до ненависти
... самое общее активно-положительное отношение человека к жизни. Чувство ненависти Ненависть всегда рассматривалась как менее желательная эмоция, чем любовь, как разрушительная и опасная эмоция, если ею не овладеть. ... все же что такое любовь и ненависть, что их объединяет и отталкивает. Чувства и эмоции. Краткая характеристика Чувства - величайший дар человеку, неотъемлемая часть его личности. В ...
«Если кто воображает, что любимый импредмет находится с кем-либо в такой же или еще более тесной связи дружбы, которойон владел им один, то им овладевает ненависть к любимому им предмету и завистьк этому другому…»
«Эта ненависть к любимому предмету будет тем больше, чем большебыло удовольствие, которое ревнивец обыкновенно получал от взаимной любвилюбимого им предмета, а также чем сильнее был тот аффект, который он питал ктому, что по его воображению вступает в связь с любимым предметом…»
«Если кто начал любимый им предмет ненавидеть, так чтолюбовь совершенно уничтожается, то… он будет питать к нему большую ненависть,чем если бы никогда не любил его, и тем большую, чем больше была его прежняя любовь…»
«Если кто воображает, что тот, кого он любит, питает к немуненависть, тот будет в одно и то же время и ненавидеть, и любить его…»
«Если кто воображает, что его кто-то любит, и при этом недумает, что сам подал к этому какой-либо повод… то он со своей стороны будетлюбить его…»
«Ненависть увеличивается вследствие взаимной ненависти и,наоборот, может быть уничтожена любовью…»
«Ненависть, совершенно побежденная любовью, переходит влюбовь, и эта любовь будет вследствие этого сильнее, чем если бы ненависть ейвовсе не предшествовала…»
Последнее особое человеческое чувство, которое характеризуетего как личность, – это любовь. Человек, который любит по-настоящему, меньшевсего задумывается о каких-то психических или физических характеристикахлюбимого. Он задумывается в основном о том, чем данный человек является длянего в своей индивидуальной неповторимости. Этот человек для любящего никем неможет быть замещен, каким бы совершенным сам по себе этот «дубликат» ни был.
Настоящая любовь представляет собой духовную связь одногочеловека с другим подобным ему существом. Она не сводится к физической сексуальностии психологической чувственности. Для того, кто любит по-настоящему, психоорганическиесвязи остаются лишь формой выражения духовного начала, формой выражения именнолюбви с присущим человеку человеческим достоинством.
Развиваются ли эмоции и чувства в течение жизни человека?Есть две разные точки зрения на этот вопрос. Одна утверждает, что эмоции немогут развиваться, поскольку они связаны с функционированием организма и с такимиего особенностями, которые являются врожденными. Другая точка зрения выражаетпротивоположное мнение — о том, что эмоциональная сфера человека, как и многиедругие присущие ему психологические явления, развивается.
На самом деле эти позиции вполнесовместимы друг с другом и неразрешимых противоречий между ними нет. Для тогочтобы убедиться в этом, достаточно связать каждую из представленных точекзрения с разными классами эмоциональных явлений. Элементарные эмоции, выступающиекак субъективные проявления органических состояний, действительно изменяютсямало. Не случайно эмоциональность относят к числу врожденных и жизненноустойчивых личностных характеристик человека.
Но уже вотношении аффектов и тем более чувств такое утверждение неверно. Все связываемые с ними качества говорят о том, что эти эмоцииразвиваются. Человек в состоянии сдерживать естественные проявления аффектов ивполне обучаем и в этом плане.
Отличие эмоций человека от эмоций животного
... кровеносной, пищеварительной системах; в) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций, в частности, которые отражаются на лице. Благодаря эмоциям человек к чему-то стремится и в конечном итоге ... это подкрепляется либо положительными, либо отрицательными эмоциями. Если мы достигли ...
Совершенствование высших эмоций и чувствозначает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти внескольких направлениях. Во-первых, в направлении, связанном с включением всферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий,людей. Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управленияи контроля своих чувств со стороны человека. В-третьих, в направлении постепенноговключения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести,порядочности, долга, ответственности и т.п.
7. Расположение эмоций по выражению лица
Полноценное общение между людьми невозможно без понимания,взаимовлияния, взамооценивания друг друга. При любом взаимодействии людей впервую очередь необходимо правильное понимание реакций другого человека, владениесредствами, позволяющими различать свойства и состояния партнеров.
Любые человеческие отношения основаны на эмоциях, а эмоцииобнаруживаются другими в основном с помощью внешних выражений. Выражение лицазанимает центральное положение в экспрессивном поведении. Лицо как каналневербальной коммуникации является ведущим средством общения, передаваяэмоциональный и содержательный подтекст речевых сообщений, оно служитрегулятором самой процедуры общения партнеров.
Мимика человека рассматривается как продукт нервнойдеятельности, как ответ на сигналы из соответствующих отделов центральнойнервной системы. Связь экспрессии лица с корой головного мозга позволяетчеловеку осознавать и направлять свои мимические реакции, в результате чегомимика человека стала важнейшим инструментом общения.
Важность мимической активности по сравнению спантомимической в эмоциональной коммуникации увеличивается с фило — и онтогенетическим развитием. В филогенезе этиизменения параллельны эволюции мускулатуры лица.
Мимика и жесты как элементы экспрессивногоповедения являются одной из первых систем, усваиваемых в детстве. Появление уребенка без специального обучения понятных жестов и выражений лица указываетна то, что способы выражения эмоций заложены в человеке генетически.
Развитие и совершенствование мимики идетвместе с развитием психики начиная с младенческого возраста, а с ослаблениемнервно-психической возбудимости в старческом возрасте мимика слабеет, сохраняячерты, наиболее часто повторявшиеся в жизни и поэтому глубже врезавшиеся вовнешний облик лица.
Приобретая с раннего детства определенный опыт общения слюдьми, каждый человек может с той или иной степенью достоверностиопределять эмоциональные состояния окружающих по их выразительным движениям и,прежде всего по выражению лица.
Известно, что человек может контролироватьсвои выразительные движения, поэтому проявления эмоций используются людьми впроцессе общения, выступая в качестве невербальных коммуникативных средств.Существуют большие различия между людьми в возможности владения эмоциональнымипроявлениями (от полного невладения (при психических нарушениях) до совершенствау талантливых актеров).
В течение жизни у человека формируется некая системаэталонов, с помощью которой он и оценивает других людей. Последние исследованияв области распознавания эмоций показали, что на возможность человека пониматьдругих влияют целый ряд факторов: половозрастные, личностные, профессиональныеособенности, а также принадлежность человека к той или иной культуре.
Целый ряд профессий предъявляет к человеку требования уменияуправлять своими эмоциями и адекватно определять выразительные движения окружающихего людей. Понимание реакций других людей и правильное реагирование на них вусловиях совместной деятельности – неотъемлемая часть успешности во многихпрофессиях. Неспособность договориться, понять другого человека, войти в егоположение может привести к полной профессиональной некомпетентности. Умение разбиратьсяв многочисленных нюансах эмоциональных проявлений и воспроизводить ихнеобходимо людям, посвятившим себя искусству (актерам, художникам, писателям).Понимание и умение воспроизводить — важнейший этап обучения актеров искусствуинтонаций, мимики, жестов.
Современная практика психологическойподготовки людей к различным видам деятельности, их социальное обучениепозволяет развить навыки компетентности в общении, важнейшей составляющейкоторой является восприятие и понимание людьми друг друга.
8. Список литературы
Æ
НемовР.С.
Психология: Учеб. для студ. высш.пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 1: Общие основыпсихологии. – 688с.
Æ
Психология.Учебник. / Под редакцией А.А. Крылова. – М.: «Проспект»,2000. – 584 с.
Æ
Психология.Учебник