УЭ-2.Теоретические основы профессиональной ориентации в среднем профессиональном образовании.

Модуль 4. Совершенствование форм и методов профориентационной работы в среднем профессиональном образовании

 

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

4. Совершенствование форм и методов профориентационной работы в среднем профессиональном образовании зачет
4.1. Входной контроль   тест
4.2.   Теоретические основы профессиональной ориентации в среднем профессиональном образовании  
4.3.     Основные организационные принципы профорентационной работы в среднем профессиональном образовании  
4.4.   Инновационных технологий в профорентационной работе  
4.5.     Организационные модели профорентационной помощи для детей с ОВЗ  
4.6. Выходной контроль   тест

Примечание. Работы слушателей предполагают индивидуальную самостоятельную работу каждого слушателя. Одинаково выполненные практические задания при оценке не учитываются.

Выполненные задания пересылаются по адресу: fattahova.damira@ yandex.ru

УЭ-2.Теоретические основы профессиональной ориентации в среднем профессиональном образовании.

Вопросы профориентации и ее научного обоснования в нашей педагогике особенно актуализировались с середины 60-х гг. XX в. Педагогами и психологами к настоящему времени проведены глубокие специальные исследования по вопросам теории и методики профориентации школьников (А.Е. Голоншток, Е.А. Климов, П.П. Костенков, А.Д. Сазонов, В.Ф. Сахаров, С.Н. Чистякова и др.).

Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении. Правильно выбранная профессия соответствует интересам и склонностям человека, находится в полной гармонии с призванием. В таком случае профессия приносит радость и удовлетворение.

Мир профессий очень подвижен, одни профессии уходят в прошлое, другие появляются. Школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора профессии, поддержке и помощи в начале профессионального становления. Именно эту работу и могут организовать педагоги дополнительного образования.

Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации школьников, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенной профессии.

Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом, как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.

Профессиональная ориентация – это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку школьников к выбору профессии с учётом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и трудоустройстве [16, c. 43].

Система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества.

Система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты: профессиональное просвещение (профинформация), профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, профессиональная адаптация.

Профессиональное просвещение – ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей [21, c. 87].

Профессиональное просвещение имеет своей целью сообщение школьникам определенных знаний о социально-экономических особенностях, психофизиологических требованиях тех или иных профессий. С работы по профессиональному просвещению начинается ознакомление детей и подростков с профессиями, с потребностями конкретного района, города в рабочих руках. Учителя, классные руководители, родители могут активно влиять на правильный выбор учащимися профессии, на формирование профессиональных мотивов [5, c. 87].

Профессиональная диагностика осуществляется специалистами по отношению к каждому конкретному человеку с использованием различных методик. В ходе профессиональной диагностики изучаются особенности высшей нервной деятельности человека, состояние его здоровья, интересы и мотивы, ценностные ориентации, установки в выборе профессии.

Профессиональное консультирование– оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.

Профессиональная консультация заключается в оказании помощи, советах специалистов (психологов, врачей, педагогов), в установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми человеком к профессии, и его индивидуально-психологическими особенностями. Различают несколько типов профконсультаций. В ходе справочно-информационной консультации школьника знакомят более глубоко с содержанием профессии, требованиями к ней, возможностями трудоустройства, повышения профессионального мастерства. Диагностическая индивидуальная профконсультация имеет своей целью определение возможных областей деятельности, в которых ученики могут наиболее успешно трудиться. Результатом диагностической индивидуальной профконсультаций должно быть определение не одной какой-либо профессии, а группы родственных профессий. Медицинская профконсультация устанавливает степень соответствия здоровья человека требованиям профессии [11, c. 45].

Профессиональный отбор направлен на предоставление личности свободы выбора в мире профессий. Его осуществляют высшие и средние специальные учебные заведения, предъявляющие определенные требования к поступающим, или учреждения, принимающие человека на работу. При профессиональном выборе рекомендуется учитывать семейные традиции, мнение друзей, мотивы удовлетворенности трудом и др.

Профессиональная адаптация – это процесс вхождения молодого человека в профессиональную деятельность, приспособление к системе производства, трудовому коллективу, условиям труда, особенностям специальности. Успешность адаптации является показателем правильности выбора профессии.

Компоненты профориентации взаимосвязаны, соподчинены. Проведение профориентации в школе во многом зависит от возрастных особенностей школьников. На ступени начальной школы формируется положительное отношение к труду, раскрывается важность и необходимость труда для общества, сила и красота труда, формируется потребность быть полезным людям. На ступени неполной средней школы раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, учащиеся знакомятся с конкретными видами трудовой деятельности, расширяется круг представлений о труде взрослых. Ученикам предоставляется возможность ознакомиться с практическим применением достижений науки в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства. На ступени полной средней школы профессиональные интересы школьников более дифференцированны, осознанны. Учащиеся в процессе профориентации получают более полные сведения об экономике производства, уровне механизации и автоматизации. Старшеклассники принимают решение о выборе профессии, у большинства из них четко определяются мотивы учебной деятельности [19, c. 41].

Психологическая поддержка – методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем.

Цель, задачи и принципы развития системы профессиональной ориентации учащихся .

Основной целью системы профессиональной ориентации является удовлетворение интересов общества, государства и личности в обеспечении для школьников возможности и способности свободного и осознанного выбора профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным интересам, потребностям, особенностям и запросам рынка труда в квалифицированных, конкурентоспособных кадрах.

В связи с этим важными социально-экономическими задачами является создание и последовательное развитие государственной системы профориентации, охватывающей всю территорию России и обеспечивающей школьникам равные возможности получения профориентационных услуг, разработка нормативной правовой базы ее функционирования, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров [6, c. 23].

Система профессиональной ориентации должна стать неотъемлемым элементом всей кадровой политики и частью двух сопряженных систем: непрерывного образования и эффективной занятости.

Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека, важно в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми руководствуются (или должны руководствоваться) школьники, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.

«Принцип сознательностив выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.

Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества – можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.

Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение (по интересующей теме) литературы, работа во время практики и многое другое.

Последним принципом в этой группе является принцип развития. Этот принцип отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п. [12, c. 43]

«В профессиональной ориентации есть группа принципов, тесно связанных (и во многом пересекающимися) с общепедагогическими принципами. Это следующие принципы [13, c. 98]:

· связь профориентации с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями народного хозяйства в квалифицированных кадрах;

· Связь профориентации с трудовой подготовкой школьников – это принцип, предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обучения. В отрыве от трудовой подготовки профориентация приобретает черты абстрактности, призывности, оторванности от практики, от общих задач трудового и профессионального становления личности;

· систематичность и преемственность в профориентации обеспечивает профориентационная работа с 1 по 11 классы при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс;

· взаимосвязь школы, семьи, базового предприятия, средних профессиональных учебных заведений и общественности в профориентации учащихся предусматривает тесный контакт по оказанию помощи молодым людям в выборе профессии. При этом предполагается усиление целенаправленности и координации в совместной деятельности;

· воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности, в единстве трудового, экономического нравственного, эстетического, правового и физического воспитания;

· взаимосвязь диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы – принцип, предполагающий недопустимость противопоставления одного подхода другому. Каждый из них решает свои задачи;

· дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, от уровня успеваемости. Дифференциация учащихся по группам позволяет точнее определять их средства воздействия, которые будучи эффективными в одной группе могут оказаться неэффективными в другой. Дифференциация создает условия для реализации индивидуального подхода;

· оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями, утверждающих необходимость использования разных форм, отхода от традиционно используемых одних только массовых форм, усиление внимания к сбалансированному сочетанию всех форм работы;

· соответствие содержания форм и методов профориентационной работы потребностям профессионального развития личности и одновременно потребностям района (города, региона) в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации».

Таким образом, в теории профориентации школьников существуют и общепедагогические принципы, и специфические принципы, характеризующие профориентационную деятельность как общественное явление.

УЭ-3. Основные организационные принципы профорентационной работы в среднем профессиональном образовании.

Проблема ориентации учащихся на рабочие профессии имеет несколько аспектов: социально-экономический, психологический, медицинский, педагогический [7, c. 98].

Во-первых, профориентация является социально-экономической проблемой по своим целям: способствовать рациональному распределению трудовых ресурсов, повышению эффективности производства, раскрытию потенциальных возможностей личности, ее всестороннему развитию.

Каждая рабочая профессия предъявляет определенные требования к физическим, психофизиологическим качествам работника, его здоровью. Уровень этих требований зависит от содержания, характера и условий труда. При выборе профессии необходимо сопоставлять эти требования с индивидуальными особенностями человека, поэтому ориентация школьников на рабочие профессии является проблемой медицинской и психологической.

Школьник имеет право на свободный выбор профессии, но одного желания работать по определенной профессии и интереса к ней недостаточно. Основанием для сознательного выбора профессии должен быть целый комплекс знаний и умений, который можно назвать готовностью подростка к выбору профессии. Такая готовность может быть результатом длительного педагогически направляемого процесса профессионального самоопределения учащихся. В этом суть педагогического аспекта профессиональной ориентации вообще и ориентации школьников на рабочие профессии, в частности.

Существует два основных направления ориентации подростков на рабочие профессии [16, c. 71]:

– профессиональная пропаганда и профессиональное просвещение;

– развитие интересов, склонностей, способностей школьников, их самооценки через включение в разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности.

Ключевую роль в профориентации выпускников играет информация: о содержании, условиях, организации труда и обучения по конкретной профессии, оплате труда, его требованиях к организму и личности человека, возможностях профессионально-квалификационного и должностного роста (планирование карьеры); информация о текущем и перспективном кадровом спросе.

Выбор профессии, принятие решения о месте учебы, работе происходят в результате сопоставления информации по всем этим позициям и зависят от их объективного содержания и понимания каждым клиентом.

Полноценное профинформирование характеризуется следующими существенными признаками [14, c. 32]:

· достоверность (объективность, точность фактов, цифр, оценок, характеризующих профессиональное обучение и труд, включая адекватное отображение трудностей, опасностей и риска);

· актуальность (соответствие запросам рынка труда, физическим и духовным потребностям клиентов);

· перспективность (показ профессии в развитии, раскрытие возможностей профессионально-квалификационного и должностного роста работника, в том числе путем освоения смежных профессий);

· обновляемость (своевременная замена и уточнение данных об уровне спроса, содержании и условиях, режиме, оплате и организации труда, содержании и сроках профессионального обучения, перспективах трудоустройства);

· доходчивость (ясность, упорядоченность, простота и четкость изложения);

· привлекательность и доступность (рациональный подбор и сочетание текстовых и изобразительных материалов, размещение в удобном месте, благоприятные условия для восприятия).

Профинформация, характеризующаяся указанными признаками, усиливает мотивацию поиска новых, недостающих сведений о реальных объектах профподготовки, трудоустройства, ослабляет синдром неуверенности в своих силах, состояние апатии, тревожности, пассивности. Профинформирование мобилизует силы и активность человека к самопознанию и самоопределению в мире труда и профессий [8, c. 61].

УЭ-4. Инновационных технологий в профорентационной работе.

Обсуждаются возможности использования приемов и методов коучинга как эффективной психологической технологии в профессионально-личностном становлении студентов в рамках современной образовательной парадигмы.

Ключевые слова: коучинг, компетентность, профессиональное становление.

В системе современного образования, в связи с требованиями современного рынка труда, приоритетом выступают самостоятельность и субъ-ектность специалиста, что требует от индивида развития умений мобилизовать свой творческий потенциал для решения различного рода задач и разумного нравственно-целесообразного преобразования действительности [1]. В современном мире стал востребованным специалист, способный проявлять свою индивидуальность, творческую активность, умеющий ориентироваться на будущее, прогнозировать, гибко переходить в новые виды деятельности даже в ситуациях неопределённости, четко просчитывать свои шаги в достижении реальных профессиональных целей и реализовывать эти цели на практике и т.д. «… Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание» [1].

Сформированный таким образом социальный заказ в системе профессионального образования предполагает выход за рамки знаниевой («зунов-ской») парадигмы, расширение содержания образования не в количественном, а в качественном отношении, то есть переход на компетентностную основу через формирование и развитие у будущего специалиста профессионально-личностных компетенций.

Мы поддерживаем ту позицию, что становление профессионала начинается со студенческой скамьи, через развитие личностного потенциала -общих и специальных способностей, базовых знаний, мотивации достижений, направленности на саморазвитие, адекватной самооценки. В связи с этим при подготовке специалистов на первый план выступает личностная компетентность, которая понимается как владение человеком приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям. Личностно-компетентный человек способен планировать свою трудовую деятельность, контролировать и регулировать ее, самостоятельно принимать и находить нестандартные решения, гибко мыслить, уметь видеть проблему. Личностная компетентность ори-

ентирует на овладение способностью самостоятельно приобретать новые знания и умения, развивать как ресурсы успеха мотивацию и самомотиви-рование, уверенность в себе и оптимизм, стремление к высокому качеству своей работы.

Одним из эффективных путей достижения высокого уровня личностной и индивидуальной компетентности будущих специалистов, на наш взгляд, является использование в образовательной практике приемов и методов, наработанных в практике коучинга. Основная установка этой практики — использование междисциплинарного подхода в системе современного образования.

В литературе коучинг рассматривается как средство содействия, помощи другому человеку в поиске его собственных решений или его продвижении в любой сложной ситуации [2]. Это технология партнёрского взаимодействия, перемещающая человека из зоны проблемы в зону эффективного решения. В ХХ в. финансовый аналитик Томас Леонард ввёл слово «коуч» в качестве термина, обозначающего консультирование по достижению целей.

В общепринятом значении термин «коучинг» используется и в спорте как индивидуальное психологическое и тренерское консультирование, и в сфере менеджмента как особый стиль руководства и форма индивидуального и группового консультирования проект-менеджеров и высшего руководства [2]. В европейской практике термин «коучинг» употребляется в качестве синонима «супервизии». Отслеживается взаимосвязь между тьюторством и коучингом (со второй половины XIX в. английские студенты стали называть тьютора coach (man).

В настоящее время коучинг как эффективная психологическая технология повышения личностной результативности наиболее широко используется в сфере управления человеческими ресурсами. Коуч не занимается развитием личности вообще или улучшением эффективности в целом. Коуч не работает с проблемами клиента и его прошлым. Сфера интереса коуча — конкретная профессиональная или личная цель в будущем, шаги по её достижению в настоящем и учёт тех уроков из прошлого, которые помогают эффективно двигаться сейчас.

Работая в коучинге, участники процесса действуют технологично — осознанно, целеустремлённо и последовательно применяя теоретические принципы метода, и занимают партнёрскую (неэкспертную) позицию [2, 3].

Посредством процесса коучинга студент может углубить свои знания, улучшить свой КПД (коэффициент полезной деятельности) и повысить качество жизни. Задача коуча — помочь человеку найти в себе ресурсы, которые нужны ему в данный момент, и применить их на практике.

Обратимся к основным принципам, которые используются в ситуации коучинга.

1. Принцип осознанности и ответственности. Предполагается, что коучинг служит для расширения границ осознания действительности в ходе анализа поставленной задачи. Сбор всей необходимой информации для решения задачи и её анализ производятся человеком самостоятельно при содействии коуча. Осознанность помогает принять ответственность за свои действия. Работая в коучинге, человек берёт на себя ответствен-

Е.Н. Дмитриева, Н.А. Тренькова

ность за всё, что происходит с ним в жизни, и перестаёт быть жертвой обстоятельств. Для этого используются специальные техники, главная из которых — вопросные технологии коучинга. Говоря иными словами, изначально в технологии коучинга заложена ситуация самоопределения, где человеку помогают занять такую позицию по отношении к самому себе и к миру, в которой происходит становление субъекта процесса индивидуализации.

2. Принцип отсутствия оценочной (экспертной) позиции. В ходе коуч-консультирования коуч не занимает оценочную позицию, не даёт советов или готовых решений, не переносит свой опыт. Человек всегда сам принимает решение о следующем шаге, который он сделает на пути к своей цели и сам несёт ответственность за его успех.

3. Принцип взаимосвязи. В рамках этого принципа человек рассматривается как сложная система, функционирующая на разных уровнях. Работа над конкретной целью в ходе проведения коучинга влияет на другие сферы жизнедеятельности. Позитивные результаты в одной сфере деятельности приводят к достижениям в других.

4. Принцип равенства. Коучинг основан на коммуникативном сотрудничестве и направлен на формирование партнёрских отношений между коучем и клиентом.

5. Принцип поэтапного развития. Работая в рамках коучинга, следует следить за тем, чтобы каждый шаг клиента на пути достижения к поставленной цели находился бы в «зоне ближайшего развития».

Резюмируя вышесказанное, подчеркнем основные, с нашей точки зрения, моменты междисциплинарных отношений коучинга с гуманитарными областями знаний. В первую очередь, коучинг является эффективной психологической технологией, повышающей личностную результативность. В педагогической и тьюторской практике его возможно использовать в качестве инструмента, повышающего личностную и профессиональную эффективность студента, как метод, проясняющий профессиональные цели, средства и пути их достижения. В процессе коуч-сессий появляется возможность поддерживать и развивать студенческие инициативы и начинания, связанные с будущей профессиональной деятельностью обучающихся. В процессе работы в коучинге человек проясняет собственные жизненные концепции, мировоззренческие позиции, ищет собственные пути и способы достижения целей.

Итак, с нашей точки зрения, коучинг как эффективную психологическую практику целесообразно включать в систему научно-образовательных проектов в университетском образовании. Методы и приемы коучинга могут вполне гармонично вписаться в практику профессионально-личностного сопровождения студентов как надежный инструмент, позволяющий эффективно достигать целей не только в образовательном пространстве, но и собственно в профессиональном становлении будущих специалистов. Коучинг способствует становлению культуры профессионального саморазвития, организуя образовательный процесс как процесс «самодвижения» человека.

Литература

1. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.

2. Максимов В.Е. Коучинг от А до Я. Возможно все. СПб.: Речь, 2004. 272 с.

3. Дауни М. Эффективный коучинг: Уроки коуча коучей. М.: Добрая книга, 2007. 288 с.

УЭ-5. Организационные модели профорентационной помощи для детей с ОВЗ

Выбор профессии – одна из сложных и ответственных задач встающих перед выпускниками коррекционных школ. Учащимся необходимы знания о мире профессий, о том какие требования предъявляются к специальностям, какие ограничения имеются в той или иной сфере труда.
Профориентационная работа в первую очередь должна решать задачу выявления и прогнозирования развития профессиональных способностей и склонностей детей в связи с тем, что данные учащиеся имеют определенный ряд противопоказаний к специальностям, а так же ограниченно количество учреждений начального профессионального образования, где могут обучаться наши дети. Решение этой задачи ведется на протяжении всего периода обучения школьников. Главная цель нашей школы – социализация через общение и труд.

Основой социализации и интеграции учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общество является трудовое обучение и профессиональная подготовка, поэтому перед специальной (коррекционной) школой VIII вида стоит задача психолого-социальной подготовки выпускников к жизни и труду в новых социально-экономических условиях.

Профессиональная ориентация в специальной (коррекционной) школе VIII вида – система мероприятий, помогающих выпускнику школы в выборе профессии с учетом его способностей и социального заказа. Работа по профориентации делится на 3 этапа: выбор профессионального трудового обучения, допрофессиональная подготовка, углубленное трудовое обучение

1. Выбор профессионального трудового обучения. На этом этапе проводится диагностика учащихся 4-5 классов, ребята знакомятся с различными видами труда и трудовыми мастерскими школы. Так же этот этап включает в себя:

1.1.Совместная работа с педагогом-психологом (анкетирование, беседы)
1.2.Совместная работа с медиками: психиатрия – допуск по состоянию
психического здоровья, педиатр – соматическое здоровье

1.3.Совместная работа с родителями

1.4.Совместная работа социального педагога с учащимися (изучение
возможностей и желаний учащихся)

По итогам работы специалисты школы определяют каждому ребенку индивидуальный маршрут соответствующий профессиограмме выбранной специальности, который в силу определенных обстоятельств может гибко меняться и варьировать исходя из потребностей каждого отдельного ученика.
2. Допрофессиональная подготовка. Этот этап рассчитан на учащихся 6-9 классов. В него входит выбор профиля труда и трудовое обучение учащихся в соответствии с психолого-медико-педагогическими рекомендациями.

На протяжении всего обучения мы стараемся научить учащихся реально представлять свои возможности в своей будущей трудовой деятельности. Н.Л.Коломенский считает, что такая работа должна начинаться еще при комплектовании групп по профессионально-трудовой подготовке.
Учителя трудового обучения, выполняя практические задачи, проводят большую работу по профориентации учащихся. Такая работа в нашей школе включает в себя ряд основных моментов, которыми являются: подготовка учащихся к правильному выбору профессии, формирование положительного отношения к ней, правильного представления о профессии, о значении выбранной профессии. В исследованиях профессора К.К.Платонова убедительно показано, что профессиональная направленность личности немыслима без интереса к данной профессии. Интерес же этот, как и любой другой, опирается на соответствующие знания и включает в себя положительные эмоции.

Количество профессий, по которым могут обучаться наши учащиеся ограниченно. Поэтому перед нами стоит задача из небольшого списка предлагаемых специальностей выбрать ту, которая будет соответствовать учащемуся по интересам, желаниям, а главное возможностям подростка.
3. Углубленное трудовое обучение. Работа на этом этапе проводится с учащимися 10-12 классов и направлена на углубленное трудовое обучение (профессиональная подготовка) по определенному виду труда в соответствии с программой трудового обучения

Учащиеся 9-12 классов посещают ярмарки профессий (городские и районные), экскурсии в профильные ПУ и лицеи, на базе школы проводятся выставки творческих работ. На протяжении всего года данные учащиеся посещают факультативные занятия «Психологическая подготовка к труду». В апреле месяце социальный педагог и психолог проводят «круглый стол» с привлечением специалистов из ПУ и лицеев, с приглашением родителей и выпускников, где обсуждаются пути дальнейшего профессионального обучения выпускников. Демонстрируются презентации ПУ и лицеев, специалисты отвечают на вопросы родителей, возникающие в ходе беседы. Тем самым осуществляется преемственность между школой и городскими учреждениями начального профессионального образования (профильные училища, лицеи).

Важным моментом в профориентационной работе является то, что в течение года проводится патронаж выпускников школы, с целью оказания своевременной социальной помощи и поддержки учащимся и их семьям.

Сложнее складывается ситуация с выпускниками класса для учащихся с умеренной умственной отсталостью. Такие ребята в силу своих ограниченных возможностей здоровья не могут продолжать свое профессиональное обучение. После 10 лет насыщенной школьной жизни учащиеся сидят дома, лишенные возможности не только обучения, но и общения. Не один год нас волновал этот вопрос, а что же дальше? Мы нашли выход. Стали сотрудничать с Региональной Общественной организацией инвалидов «Санкт-Петербургская Лига жизненной помощи людям с проблемами развития». Ребята посещают их мастерские (ткацко-валяльную, керамическую, полиграфическую).

Учащиеся получают не только удовольствие от работы и общения, но и имеют возможность заработать, что ранее казалось неосуществимым. Так же ребята посещают занятия в кружках СПб ГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Приморского района» (отделение социальной помощи семьям, имеющим детей инвалидов), где ребята не только овладевают трудовыми навыками, но и имеют возможность общения.
В силу особенностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья профориентационная подготовка является достаточно сложным процессом, в котором участвуют все службы школы, района, города. Как известно, только в том случае, когда профессия соответствует возможностям и стремлениям человека, труд его становится продуктивным, т.е. человек значительно быстрее и успешнее овладевает трудовыми умениями и навыками, необходимыми знаниями, достигает достаточных показателей в труде при минимальной затрате усилий. Его профессиональная зрелость способствует успешной профессиональной адаптации.

 

 

Список литературы

Рекомендуемая литература.

Основная:

1.Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ: 2013.

2.Пряжникова Е.Ю. Профориентация: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений Е.Ю.Пряжникова, Н.С.Пряжников. – 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.

3.Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2014.

4.Белова Т.В., Волошина И.А., Солнцева В.А. и др. Справочник начинающего профконсультанта. – М., 2013.

5. Бендюков М.А. Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда? Изд. 2-е, доп. и дораб. / М.А. Бендюков, И.Л. Соломин, М.И. Ткачев. СПб.: ЗАО «Литера плюс», 2012.

Дополнительная:

1.Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. – Брест, 2010г.

2.Алешина Ю. Е., Данилин К. Е., Дубовская Е. М. Спецпрактикум по социальной психологии: опрос, семейное и индивидуальное консультирование. — М.: Изд-во МГУ, 2010.

3.Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Наука, 2009г.

4.Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: МГУ, 1990. Абрамова Г. С. Психологическое консультирование: теория и опыт. – М.: Академия, 2009г.

5.Белановский С. А. Методика и техника фокусированного интервью. М., 2010г.

6.Бабочкин П.И. Задорожная И.И. Рогачева М.Г. Социально – профессиональная ориентация учащихся и факторы выбора профессии. М.: 2011.

7.Бодров В.А. Психология профессиональной пригоднос­ти. М.: ПЕР СЭ. 2011.

8.Боровикова С.А. Профессиональное самоопределение // Психологическое обеспечение профессиональной дея­тельности. Под ред. Г.С. Никифорова. Спб.: СпбУ. 2010.