ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ
НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основная образовательная программа подготовки бакалавра
по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование»
Нижний Тагил
Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры возрастной педагогики и психологии «__» _______ 2011 г., протокол № __
Заведующий кафедрой ВПиП Л.Н. Овчинникова
Программа рассмотрена и утверждена на заседании ученого совета Института психолого-педагогического образования НТГСПА «__» ______ 2011 г., протокол № __.
Директор ИППО М.В. Ломаева
Составители:
Колупаева Н.И., к.п.н., доцент кафедры ВПиП
Соколова А.В., к.п.н., доцент кафедры ВПиП
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель и задачи изучения учебной дисциплины
1.1. Место курса «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования»
Дисциплина «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования» входит в вариативную часть профессионального цикла основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению «Психолого-педагогическое образование», модуль «Дисциплины предметной подготовки», профиль «Психология и педагогика начального образования».
Курс «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования» изучается во втором семестре (на дневной и заочной форме обучения) после освоения студентами дисциплины «Общая и экспериментальная психология (с практикумом)», составляющей психологическую основу общепедагогической подготовки.
Изучение курса «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования» осуществляется одновременно с изучением дисциплин «Теории обучения и воспитания», «Истории педагогики и образования» и завершается экзаменом.
1.2. Целью освоения курса «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования» является развитие научного педагогического мышления студентов на основе анализа, обобщения и систематизации знаний о закономерностях воспитания и развития детей младшего школьного возраста, о содержании, формах и методах организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе.
1.3. Функции и задачи курса:
1) Образовательная функция: вооружение студентов системой теоретических знаний:
Технология педагогического взаимодействия
... педагогической стратегии и технологии педагогического взаимодействия с психолого-педагогической точки зрения. Теоретико-методологическую основу исследования составили психолого-педагогические научные труды Леонтьева А.А. «Педагогическое ... в начальной ... педагогического взаимодействия 1.1 Педагогическое общение как форма взаимодействия педагогов и учащихся В современной психологии центром теории ...
— о сущности и специфике профессиональной педагогической деятельности учителя начальных классов;
— о современных теориях и технологиях начального образования;
— о содержании и специфике процессов обучения и воспитания детей младшего школьного возраста.
2) Развивающая функция: формирование у студентов опыта учебно-познавательной деятельности, необходимого для освоения комплекса педагогических наук:
— развитие культуры педагогического мышления, обеспечивающей осознанное овладение совокупностью знаний для ответственного и качественного выполнения профессиональных задач учителя начальной школы;
— формирование целевой и мотивационной основы профессионального психолого-педагогического образования и самообразования;
— вооружение студентов способами и технологиями познавательной, исследовательской и проективной деятельности и взаимодействия, навыками анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования в работе с учебно-научной информацией.
3) Воспитательная функция: формирование у студентов ценностных ориентаций, определяющих:
— общую направленность познавательных интересов и профессиональных устремлений личности;
— меру готовности и решимости к реализации собственного «проекта» жизни;
— осознание социальной и личностной значимости и творческого потенциала будущей профессии;
— иерархию индивидуальных социально-нравственных предпочтений и образцов общественного поведения.
1.4. Показатели готовности студентов к освоению курса «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования»:
Студент должен иметь необходимые для изучения курса «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования» представления:
— о половозрастных особенностях и условиях развития (формирования, социализации, образования) личности;
— о деятельности, общении, коллективе (группе).
1.5. Ожидаемые результаты:
Студент, выполнивший учебную программу курса «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования», должен:
иметь представление:
— об особенностях развития детей младшего школьного возраста;
— об особенностях организации педагогического процесса в начальной школе;
— о требованиях, предъявляемых к учителю начальной школы.
знать:
— сущность и особенности процессов обучения и воспитания детей младшего школьного возраста, закономерности и принципы их осуществления;
— методы и формы организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе;
— современные системы образования и технологии воспитательной работы с младшими школьниками;
— методы диагностики образовательной и воспитательной деятельности в начальной школе.
уметь:
— применять психолого-педагогические знания в процессе изучения особенностей детей младшего школьного возраста (понимать их интересы и потребности, формировать их индивидуальность, творческие способности в атмосфере заботы, доброты, бодрости оптимизма);
Современные технологии начального математического образования в начальной школе
... математическое образование в начальной школе. Цель: описать особенности современных технологии начального математического образования младших школьников. ... концептуальное, нормативное, объективированное, инвариантное описание деятельности учителя и ученика, направленное на достижение ... и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности. · ...
— рационально выбирать формы, методы и средства обучения и воспитания детей младшего школьного возраста;
— реализовать на практике свои представления о современных концепциях и теориях обучения и воспитания учащихся начальной школы.
владеть:
— методами осуществления психолого-педагогической диагностики образовательно-воспитательной деятельности учителя начальной школы;
— технологиями образования младших школьников.
1.6. Вклад дисциплины «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования» в формирование общекультурных и профессиональных компетенций:
1.6.1.Процесс изучения дисциплины «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования» направлен на формирование и развитие следующей общекультурной компетенции (ОК):
— способность использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);
1.6.2.Студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
компетенциями общими для всех видов профессиональной деятельности (ОПК):
— способность учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1);
— готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК- 4);
— готовность организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др. (ОПК-5);
— способность организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6).
компетенциямив педагогической деятельности на начальной ступени общего образования (ПКНО):
— готовность во взаимодействии с психологом проводить комплекс мероприятий по профилактике трудностей адаптации детей к освоению образовательных программ основного общего образования (ПКНО-6);
— готовность осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками (ПКНО-7);
— способность эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития учеников (ПКНО-8).
1.7. Основные принципы отбора содержания учебного материала:
— Принцип целостного отражения в содержании педагогического образования задач профессиональной подготовки студента и формирования его общей и педагогической культуры.
— Принцип соответствия содержания общепедагогической подготовки насущным требованиям профессионального педагогического образования, актуальным ожиданиям общества, системы образования, школы, личности.
— Принцип соответствия содержания учебного предмета современным достижениям и реальным перспективам развития науки (педагогики, психологии, философии, социологии, кибернетики и др.) и образовательной практики.
— Принцип структурного единства содержания педагогического образования на разных уровнях его формирования, предполагающий методологическую, теоретическую, содержательную согласованность входящих в его состав учебных курсов, а также таких его составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность обучающегося.
— Принцип единства содержательной и процессуальной сторон обучения при отборе содержания педагогического образования, требующий учитывать принципы и технологии его передачи и усвоения.
— Принцип соответствия объема содержания учебного предмета времени, отведенному на его изучение.
— Принцип соответствия содержания образования имеющейся учебно-методической и материальной базе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ
НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ДНЕВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Профиль:
«Психология и педагогика начального образования»
Срок изучения – 2 семестр
Трудоемкость – 4 з.е. – 144 часа
Аудиторные занятия – 32 часа
Число часов в неделю (17 недель) – 2 часа
Самостоятельная работа – 112 часов
Лекции – 12 часов
Практические занятия – 20 часов
Форма отчетности – экзамен (36 часов или 1,0 зачетная единица).
Наименование раздела, темы | Распределение часов | |||||
Тру-доем-кость | Аудит. занятия | Виды занятий | Самост. работа | |||
Лекции | Практ. занятия | |||||
1 КУРС, 2-й СЕМЕСТР | ||||||
Проблемы модернизации начального образования | – | |||||
Психологические основы профессиональной готовности учителя начальных классов. Педагогическое мастерство учителя начальных классов | – | |||||
Младший школьник в процессе овладения социальным опытом. Психологические новообразования младшего школьника. | – | |||||
Психологические условия обеспечения здоровьесберегающей среды в начальной школе | – | |||||
Младший школьник как объект и субъект образовательного процесса. Модели взаимодействия в образовательном процессе начальной школы | – | |||||
Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте | – | |||||
Педагогический контроль как психологическая проблема. Психологический анализ современных средств оценки достижения учащихся | ||||||
Психологическое обоснование специфики содержания, методов обучения и воспитания в образовательном процессе начальной школы | ||||||
Формы организации обучения и воспитания младших школьников | – | |||||
Современные технологии обучения в начальной школе | ||||||
Современные технологии воспитательной работы с младшими школьниками в классном коллективе, добровольных общественных объединениях, в режиме продленного дня | – | |||||
Особенности работы с детьми, оказавшимися в экстремальных условиях | – | |||||
Диагностическая и коррекционная работа с младшими школьниками | – | |||||
Экзамен | ||||||
Всего в часах: | ||||||
Всего в зачетных единицах: |
ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Профиль:
«Психология и педагогика начального образования»
Срок изучения – 3 семестр
Трудоемкость – 4 з.е. – 144 часа
Аудиторные занятия – 10 часов
Самостоятельная работа – 134 часов
Лекции – 6 часов
Практические занятия – 4 часа
Форма отчетности – экзамен (36 часов или 1,0 зачетная единица).
Наименование раздела, темы | Распределение часов | |||||
Тру-доем-кость | Аудит. занятия | Виды занятий | Самост. работа | |||
Лекции | Практ. занятия | |||||
2 КУРС, 3-й СЕМЕСТР | ||||||
Проблемы модернизации начального образования | – | |||||
Психологические основы профессиональной готовности учителя начальных классов. Педагогическое мастерство учителя начальных классов | – | – | – | |||
Младший школьник в процессе овладения социальным опытом. Психологические новообразования младшего школьника. | – | – | – | |||
Психологические условия обеспечения здоровьесберегающей среды в начальной школе | – | |||||
Младший школьник как объект и субъект образовательного процесса. Модели взаимодействия в образовательном процессе начальной школы | – | |||||
Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте | – | |||||
Педагогический контроль как психологическая проблема. Психологический анализ современных средств оценки достижения учащихся | – | |||||
Психологическое обоснование специфики содержания, методов обучения и воспитания в образовательном процессе начальной школы | – | |||||
Формы организации обучения и воспитания младших школьников | – | – | – | |||
Современные технологии обучения в начальной школе | – | |||||
Современные технологии воспитательной работы с младшими школьниками в классном коллективе, добровольных общественных объединениях, в режиме продленного дня | – | |||||
Особенности работы с детьми, оказавшимися в экстремальных условиях | – | |||||
Диагностическая и коррекционная работа с младшими школьниками | – | |||||
2 КУРС, 4-й СЕМЕСТР | ||||||
Экзамен | ||||||
Всего в часах: | ||||||
Всего в зачетных единицах: |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Тема 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Практическое занятие (2 часа)
Роль профессии учителя начальных классов в современном обществе, ее особенности. Психологические основы профессиональной готовности учителя начальных классов. Функции учителя начальной школы. Профессиональные знания и умения учителя начальных классов. Педагогические особенности учителя начальных классов, личностные качества. Особенности подготовки учителя начальных классов. Педагогическая культура учителя начальных классов. Влияние личностных качеств учителя начальных классов на результативность педагогического процесса.
Профессиональное самообразование, самовоспитание и саморазвитие как компоненты становления педагогического мастерства учителя начальных классов, повышения его профессиональной квалификации. Аттестация учителей начальной школы. Виды аттестации: первичная и вторичная аттестация. Модель аттестации учителей. Основные критерии педагогической квалификации, квалификационный индекс.
Задания к практическому занятию по теме 2:
1.Подготовить сообщения для выступления на практическом занятии. Темы сообщений:
1.1.Роль профессии учителя начальных классов в современном обществе, ее особенности.
1.2.Функции учителя начальной школы.
1.3.Профессиональные и личностные качества учителя начальных классов.
2.Изучить литературу по теме и составить конспект «Аттестация учителей начальной школы» (виды аттестации: первичная и вторичная аттестация, модель аттестации учителей, основные критерии педагогической квалификации, квалификационный индекс).
План проведения практического занятия:
Тест-контроль по вопросам, рассмотренным на предыдущем занятии[1].
Вопросы для обсуждения
1.Роль профессии учителя начальных классов в современном обществе, ее особенности.
2.Функции учителя начальной школы.
3.Профессиональные и личностные качества учителя начальных классов.
Задание для работы в парах (работа по карточкам):
Вставить пропущенные слова в конспект лекции «Учитель начальной школы».
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ___________ – человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью. Разрабатывая проблему педагогической деятельности, ____________ определила структуру педагогической деятельности учителя и обозначила следующие компоненты: _______________ – это сфера знаний педагогом не только своего предмета, но и знание педагогической коммуникации, психологических особенностей учащихся, а также технологии самопознания; _______________ – компонент включает в себя представления о перспективных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах достижения; _______________ компонент – это особенности конструирования собственной педагогической деятельности и активности учащихся с учетом ближних целей обучения и воспитания (урок, занятие, цикл занятий); коммуникативный компонент – это особенности ___________________________ учителя. Особенность его в специфике ______________________, но главная цель – достижение эффективности в воспитательной и образовательной работе; организационный компонент – это система умений педагога организовать собственную деятельность и активность учащихся. Это основные компоненты профессиональной деятельности, которыми должны владеть все учителя, но для учителя начальной школы важны еще следующие профессиональные и личностные качества:
Говоря о творчестве в деятельности учителя, _______________ было отмечено, что творческие решения базируются на комбинированных умениях. Творческий учитель часто действует на уровне _______________, но опираясь при этом на усвоенные технологии воспитания, таким путем он создает качественно новые взаимоотношения с учащимися, исходя из личностно-нравственной культуры. Процесс педагогического творчества доступен ни каждому педагогу, а лишь тем, кто стоит на позициях ________________________ . Итак, из вышесказанного видно, как много нужно работать над собой, чтобы стать учителем-профессионалом. «Потерявшиеся» слова (даны в алфавитном порядке и в именительном падеже): взаимодействие с учащимися; гностический; гуманистическая педагогика; доброжелательность; душевная чуткость; знание возрастных особенностей детей; интуиция; коммуникативная деятельность; конструктивный; Л.С. Выготский; любовь к детям; мастерство; Н.В.Кузьмина; ответственность; педагогический такт; проектировочный; терпение; учитель. |
Задание для работы в микрогруппах:
Работа с документацией и составление пакета документов, необходимых к аттестации педагога.
Тема 8. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ СОДЕРЖАНИЯ, МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Лекция (4 часа)
Тест-контроль по вопросам, рассмотренным на предыдущем занятии[7].
Характеристика содержания начального образования: особенности, элементы содержания образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начальной школы. Виды общеобразовательных программ в начальных классах. Вариативность учебного плана, учебников и технологий образовательного процесса в начальной школе.
Методы обучения в начальной школе. Классификация методов обучения детей младшего школьного возраста, ее основание: соотношение в структуре метода чувственного образа и понятие; знаний, умений и навыков; биологического и социального, осознанного и внушаемого.
Организация воспитания младших школьников. Методы воспитания младших школьников. Классификация методов воспитания: методы формирования сознания, методы организации деятельности, методы стимулирования. Регулятивная направленность методов воспитания.
Задания к практическому занятию по теме 8:
1.Подготовить сообщения для выступления на практическом занятии. Темы сообщений:
1.1.Нормативные документы, регламентирующие организацию образовательного процесса в начальной школе (государственный образовательный стандарт, учебный план, учебные программы).
1.2.Учебно-методические комплекты для начальной школы: система развивающего обучения Л.В. Занкова; система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова; традиционная система обучения: «Школа 2000–2100 (под ред. А.А. Леонтьева, Л.Г. Петерсон), «Школа России» (под ред. А.А. Плешакова), «Гармония» (под ред. Н.Б. Истоминой), «Начальная школа 21 века» (под ред. Н.Ф. Виноградовой).
2.Составить опорный конспект (схему) «Основные классификации методов обучения и воспитания». Каким методам Вы отдаете предпочтение? Обоснуйте свой ответ.
3.Проанализировать учебные программы в начальной школе (традиционная система, альтернативные программы) и заполнить сравнительную таблицу. Для составления обзора образовательных программ предлагаются следующие учебно-методические комплекты:
— система развивающего обучения Л.В. Занкова;
— система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова;
— традиционная система обучения: «Школа 2000–2100 (под ред. А.А. Леонтьева, Л.Г. Петерсон), «Школа России» (под ред. А.А. Плешакова), «Гармония» (под ред. Н.Б. Истоминой), «Начальная школа 21 века» (под ред. Н.Ф. Виноградовой).
Обзор программ для начальной школы
Год создания, особенности реализации | Цель | Задачи | Принципы организации обучения | Особенности содержания | Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе |
4.Подобрать педагогические ситуации с целью выбора оптимальных методов воспитания. Решение ситуаций проводится по подгруппам на семинарском занятии.
План проведения практического занятия:
Работа на занятии организуется по подгруппам. Занятие условно делится на две части.
Первая часть посвящена обсуждению вопросов, связанных с организацией обучения младших школьников.
1.Студентам предлагается заполнить таблицу и выделить методы, которые на их взгляд являются более эффективными в учебном процессе.
Содержание деятельности учителя и учащихся
№ п/п | Название метода | Содержание метода, задачи, решаемые использования | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Информационно-рецептивный | ||||
Репродуктивный | ||||
Проблемный | ||||
Частично-поисковый | ||||
Исследовательский |
В качестве дополнения можно предложить проанализировать фрагмент урока с целью определения целесообразности используемых методов обучения.
2.Работа с нормативными документами (государственный образовательный стандарт, учебный план, учебные программы).
Вопросы:
— Назовите требования к уровню ЗУНов учащихся начальной школы, определенные в ФГОС.
— Дайте характеристику базисному учебному плану, назовите его составляющие.
— Выявите преимущества и недостатки линейного, концентрического и спирального способов конструирования образовательных программ. Заполните таблицу:
Способ конструирования образовательных программ | Преимущества | Недостатки |
Линейный | ||
Концентрический | ||
Спиральный |
3.Проанализируйте учебные программы в начальной школе (традиционная система, альтернативные программы) и заполните сравнительную таблицу. В течение 30 мин. студенты анализируют образовательные программы по предметным областям, а затем проводится обсуждение и анализ.
Во второй части занятия рассматриваются вопросы, связанные с организацией воспитания младших школьников.
Вопросы для обсуждения:
1.Особенности воспитательного процесса в начальной школе. Закономерности воспитания.
2.Основные направления содержания воспитания в начальной школе.
3.Методы воспитания младших школьников:
— методы формирования сознания;
— методы организации деятельности;
— методы стимулирования.
В заключительной части занятия организуется решение педагогических ситуаций с целью выбора оптимальных методов воспитания.
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Самостоятельная работа включает:
— работу с рекомендованной и самостоятельно подобранной литературой по темам и разделам курса;
— конспектирование источников;
— выполнение творческих заданий;
— составление обзора публикаций и Интернет-ресурсов по темам;
— составление глоссария;
— подготовку устных сообщений, докладов;
— саморефлексию студента и составление самоотчета об освоении им программы дисциплины.
Задания для самостоятельной работы по курсу «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования» ориентированы на развитие умений:
— работать с педагогической литературой теоретического характера и нормативными документами;
— анализировать и интерпретировать результаты педагогических исследований;
— планировать и реализовывать мини-исследования.
Виды самостоятельной работы студентов:
— разработка и составление словаря (глоссария);
— изучение нормативных документов и литературы по теме;
— составление конспектов, опорных таблиц по теме;
— подготовка устного сообщения для выступления на практическом занятии
— составление аннотированного списка и обзора публикаций и Интернет-ресурсов по теме;
— подбор диагностических методик;
— подготовка к участию в педагогических дебатах
— анализ учебных программ в начальной школе;
— разработка конспектов фрагментов урока / внеклассного мероприятия с обоснованием;
— разработка творческих заданий с использованием информационных технологий (создание мультимедийной презентации, разработка электронного теста, создание баз данных и т.д.)
Планирование самостоятельной работы по дисциплине
«Психолого-педагогические теории и технологии начального образования»
Дневное / заочное отделение
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ СТУДЕНТОВ
Итоговая аттестация предполагает экзамен в третьем семестре на дневном и заочном отделениях.При выставлении итоговой отметки (по 5-балльной шкале) учитываются:
— суммарные баллы, полученные по результатам экспресс-опросов (тест-контроля);
— суммарные баллы, полученные по результатам оценки учебно-познавательной активности студентов;
— баллы, полученные студентом за выполнение творческой работы[13];
— баллы, полученные за ответы на основные и дополнительные вопросы и решение практических задач.
Экзамен может быть проведен в устной форме (по билетам) или в письменной форме (выполнение итогового теста).
При проведении экзамена в устной форме (по вопросам), ответ студента оценивается в соответствие с требованиями, согласно которым:
отметка «отлично» выставляется в случае, если:
— содержание ответа свидетельствует об углубленных знаниях студента;
— изложение материала логично, последовательно, с опорой на разнообразные источники;
— определена позиция в раскрытии подходов к рассматриваемой проблеме;
— ответ подкреплен примерами из педагогической практики.
отметка «хорошо» выставляется в случае, если:
— содержание ответа свидетельствует о достаточных знаниях студента;
— раскрыты различные подходы к рассматриваемой проблеме;
— ответ дан с опорой на обязательную литературу и подкреплен примерами из педагогической практики;
отметка «удовлетворительно» выставляется в случае, если:
— содержание ответа свидетельствует о недостаточных знаниях студента;
— отсутствует собственная критическая оценка рассматриваемой проблемы или вопроса;
— ответ дан с опорой на обязательную литературу и не подкреплен примерами из педагогической практики;
отметка «неудовлетворительно» выставляется в случае, если:
— содержание ответа свидетельствует о слабых знаниях студента;
— отсутствует собственная критическая оценка рассматриваемой проблемы или вопроса;
— ответ дан без опоры на обязательную литературу и не подкреплен примерами из педагогической практики.
Фонд тестовых заданий по дисциплине содержит 170 вопросов по основным дидактическим единицам.
Отбор содержания тестовых заданий обусловлен следующими принципами:
— принципом значимости, который указывает на необходимость включения в тестовое задание только основных дидактических единиц;
— принципом научной достоверности, согласно которому студент должен дать ответ заранее известный преподавателю;
— принципом соответствия содержания заданий уровню современного содержания педагогической науки;
— принципом репрезентативности, позволяющим при правильном ответе студента сделать заключение о знании данного материала;
— принципом определенности, согласно которому тестовые задания понятны студенту и не вызывают вопросов.
Вопросы и задания имеют следующие формы:
1. закрытая форма: задания с выбором одного или нескольких правильных ответов;
2. открытая форма: задания не содержат готовых ответов и в них необходимо дополнить недостающие элементы, свидетельствующие о знании;
3. задания на установление соответствия;
4. задания на установление последовательности.
При проведении теста студенту предъявляется: 40 тестовых заданий, которые он должен выполнить за 80 минут, max время выполнения одного задания 2 минуты.
Шкала оценок:
— «отлично» – 91 % – 100% правильных ответов;
— «хорошо» – 71% – 90% правильных ответов;
— «удовлетворительно» – 50 % – 70% правильных ответов;
— «неудовлетворительно» – менее 50% правильных ответов.
Пароль на электронное тестирование: начальное образование
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
1.Проблемы и перспективы модернизации начального образования.
2.Психологические основы профессиональной готовности учителя начальных классов. Педагогическое мастерство учителя начальных классов
3.Повышение квалификации учителей начальной школы. Аттестация учителей начальной школы, ее виды, модель аттестации учителей.
4.Психолого-педагогическая характеристика младших школьников, особенности их образования, воспитания и развития (возрастная периодизация, закономерности развития младшего школьника, психологические новообразования, индивидуальные особенности).
5.Младший школьник в процессе овладения социальным опытом: сущность социализации, особенности овладения социальным опытом.
6.Младший школьник как объект и субъект образовательного процесса.
7.Модели взаимодействия в образовательном процессе начальной школы, стили педагогического общения.
8.Влияние процесса обучения и его интенсификации на здоровье учащихся.
9.Условия формирования здоровьесберегающей среды в начальной школе. Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения.
10.Здоровый образ жизни: принципы, структурные компоненты. Технологии и модели обучения основам здорового образа жизни детей младшего школьного возраста
11.Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Мотивы учения младших школьников, классификация и приемы стимулирования учения.
12.Контроль знаний учащихся: сущность, функции, виды
13.Традиционные и нетрадиционные формы контроля знаний
14.Оценивание как компонент учебной деятельности. Характеристика отметочной и безотметочной систем оценивания.
15.Характеристика содержания начального образования: особенности содержания начального образования, элементы содержания образования, учебные планы и программы для начальной школы, учебники и учебные пособия.
16.Обзор и сравнительная характеристика программ и УМК для начальной школы (система развивающего обучения Л.В. Занкова; система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова; традиционная система обучения: «Школа 2000–2100 (под ред. А.А. Леонтьева, Л.Г. Петерсон), «Школа России» (под ред. А.А. Плешакова), «Гармония» (под ред. Н.Б. Истоминой), «Начальная школа 21 века» (под ред. Н.Ф. Виноградовой), «Планета знаний» (под ред. И.А. Петровой) (три на выбор студента).
17.Методы обучения младших школьников: понятие и классификации. Выбор методов обучения.
18.Формы организации обучения младших школьников: понятие и классификации.
19.Урок как основная форма организации обучения: многообразие типов и структур урока; требования к уроку; этапы планирования урока; домашняя самостоятельная работа.
20.Характеристика средств обучения в начальной школе.
21.Образование как система. Исторический характер развития дидактических систем
22.Признаки современной дидактической системы в начальной школе.
23.Классификация и сущность педагогических технологий
24.Технология развивающего обучения (дидактические системы Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)
25.Технологии дифференцированного обучения в начальной школе.
26.Технологии проблемного обучения в начальной школе.
27.Применение метода проектов в образовательном процессе начальной школы.
28.Модульная педагогическая технология.
29.Содержание и методика применения информационных технологий в образовательном процессе начальной школы.
30.Воспитание младших школьников: его особенности, задачи, содержание. Сущность внеклассной воспитательной работы.
31.Формы организации воспитания младших школьников: понятие и классификация.
32.Методы воспитания младших школьников: понятие и классификации. Выбор методов воспитания.
33.Отечественные воспитательные системы и технологии ХХ в. (В.А. Караковский, Л.И. Токарская и др.)
34.Оптимальная воспитательная технология в начальной школе (личностно ориентированный подход).
35.Современные технологии воспитательной работы в режиме продленного дня, в добровольных общественных объединениях.
36.Формы педагогического руководства семейным воспитанием.
37.Характеристика категорий детей, оказавшихся в экстремальных условиях и трудных жизненных ситуациях.
38.Особенности работы с детьми младшего школьного возраста, оказавшимися в экстремальных условиях и трудных жизненных ситуациях. Психологическая поддержка и помощь
39.Диагностика и коррекция общего отставания младших школьников в учении.
40.Диагностика воспитанности младших школьников, методы диагностики.
41.Характеристика коррекционно-педагогической работы. Методы коррекции отклоняющегося поведения.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА
Модернизация начального образования, функции учителя начальной школы, психолого-педагогические доминанты развития младшего школьника, социализация, здоровьесберегающая среда в начальной школе, образовательный процесс,педагогическое общение, педагогическое взаимодействие, модели взаимодействия в начальной школе, формы педагогического руководства семейным воспитанием, учебная деятельность, мотивы учения, формирование мотивов учения младшего школьника, контроль и оценка учебных достижений учащихся, безотметочная система обучения, содержание начального образования, методы обучения и воспитания детей в начальной школе, формы организации обучения и воспитания младших школьников, современные технологии обучения в начальной школе, современные технологии воспитания в начальной школе, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, диагностика, методы диагностики, коррекция, коррекционно-педагогическая работа, методы коррекции отклоняющегося поведения, критерий воспитанности
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ
НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Основная литература
1. Колупаева Н.И. Психолого-педагогические теории и технологии начального образования: Электронный учебно-методический комплекс [Электронный ресурс] – Нижний Тагил: НТГСПА, 2010
2. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования / Под общ. ред. В.С. Кукушкина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 592 с.
3. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 400с.
4. Сергеева В.П. Психолого-педагогические теории и технологии начального образования. – М.: Граф-Пресс, 2002. – 144 с.
Дополнительная литература
1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика (учебник для вузов).
– СПб.: Питер, 2000.
3. Воспитание младшего школьника. Сост. А.В. Ковинько. – М.: «Академия», 1998 г.
4. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Электронный ресурс] / А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина. — 2-е изд., перераб. — М.: Академия, 2002. – 272 с. Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0269
5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.
6. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.; Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.
7. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. – 448 с.
8. Педагогика. /Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 1998.
9. Педагогические технологии / Под общ. Ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 336 с.
10. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. Пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.1: Общие основы.Процесс обучения. – 576 с.
11. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. Пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – Кн.2: Процесс воспитания. – 256 с.
12. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов [Электронный ресурс] / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. – 365 с. Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0221/index.shtml
13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
14. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Электронный ресурс] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с. Режим доступа:
http://www.pedlib.ru/Books/1/0075/index.shtml
15. Смирнов С.А. Педагогические теории, системы, технологии. – М., 2003. – 508 с.
16. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
Периодика
Педагогика. Вопросы психологии. Учительская газета. Воспитание школьников. Народное образование. Первое сентября. Педагогический поиск. Семья и школа. Начальная школа. Начальная школа плюс до и после
10.4. Интернет-ресурсы:
1. www.edu.ru – Российский федеральный портал
2. www.catalog.alledu.ru – каталоги ресурсов по образованию на каталоге «все образование в Интернет»
3. Журнал «Начальная школа» http://n-shkola.ru/
4. Менеджер образования / Портал информационной поддержки руководителей образовательных учреждений/Учебно-методическая работа в школе и детском саду http://www.menobr.ru/material/default.aspx?catalogid=27
5. Начальная школа — детям, родителям, учителям Nachalka.com – сайт для людей от 6-и лет и старше, имеющих отношение к начальной школе. http://www.nachalka.com/
6. Начальная школа – приложение к газете «Первое сентября». – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/index.php
7. Педагогическая библиотека / Педагогика / каталог
http://www.pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=1&page=1
8. Справочник классного руководителя Профессиональное издание по вопросам контроля учебной и воспитательной работы в школе. Журнал предлагает лучшее из практики воспитательной работы, помогает осуществлять деятельность классного руководителя с максимальной эффективностью, соответствовать всем требованиям проверяющих органов и опираться на рекомендации ведущих экспертов в области педагогики, психологии, права. Классный руководитель найдет в журнале актуальные материалы по организации работы с классом, контролю учебного процесса, организации внеурочной деятельности, взаимодействию с родителями, защите прав и интересов учащихся и педагогов и многое другое.
9. Управление начальной школой Всероссийский отраслевой журнал для заместителей директора по учебно-воспитательной работе в начальных классах. Апробированные методы и технологии работы с младшими школьниками, методики современного урока в начальной школе с учетом здоровьесберегающей педагогики, методы организации внеучебной, внешкольной работы, досуговых и каникулярных мероприятий. Практический подход к подаче материала, своевременное и систематизированное изложение требований проверяющих органов к работе учителей, рекомендации специалистов по их выполнению.
10. Электронная библиотека. Книги на сайте представлены в основном в одном из 3 самых распространённых форматов — PDF, DJVU или CHM / http://www.koob.ru/cat/
[1] Варианты заданий см. в приложении «Фонд тестовых заданий для контроля знаний и умений студентов по дисциплине «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования»
[2] Варианты заданий см. в приложении «Фонд тестовых заданий для контроля знаний и умений студентов по дисциплине «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования»
[3] Варианты заданий см. в приложении «Фонд тестовых заданий для контроля знаний и умений студентов по дисциплине «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования»
[4] Варианты заданий см. в приложении «Фонд тестовых заданий для контроля знаний и умений студентов по дисциплине «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования»
[5] Варианты заданий см. в приложении «Фонд тестовых заданий для контроля знаний и умений студентов по дисциплине «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования»
[6] Варианты заданий см. в приложении «Фонд тестовых заданий для контроля знаний и умений студентов по дисциплине «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования»
[7] Варианты заданий см. в приложении «Фонд тестовых заданий для контроля знаний и умений студентов по дисциплине «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования»
[8] Варианты заданий см. в приложении «Фонд тестовых заданий для контроля знаний и умений студентов по дисциплине «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования»
[9] Варианты заданий см. в приложении «Фонд тестовых заданий для контроля знаний и умений студентов по дисциплине «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования»
[10] Варианты заданий см. в приложении «Фонд тестовых заданий для контроля знаний и умений студентов по дисциплине «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования»
[11] Варианты заданий см. в приложении «Фонд тестовых заданий для контроля знаний и умений студентов по дисциплине «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования»
[12] Варианты заданий см. в приложении «Фонд тестовых заданий для контроля знаний и умений студентов по дисциплине «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования»
[13] За выполнение творческой работы студенту может быть выставлена отметка до 15 баллов.