Требования к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности 19.00.13 – Психология развития; акмеология
Вступительный экзамен по специальности состоит из двух частей: подготовительной (написание реферата по специальности) и самого экзамена.
Условием допуска к экзамену по специальности является подготовка реферата, который должен показать готовность поступающего в аспирантуру к научной работе. Тема реферата выбирается самостоятельно. Реферат для вступительного экзамена по специальности должен иметь характер исследования, всесторонне освещать тему (не по вузовским учебникам, а по монографиям, статьям и диссертациям).
Рекомендуется выбирать для реферата не слишком широкий вопрос, но рассмотреть его всесторонне.
Реферат должен содержать критический анализ имеющихся в данной области работ, а в конце желательно осветить новый результат, полученный автором.
Объем реферата составляет 25-30 печатных страниц, шрифт 14, Times New Roman, 1,5 интервал и оформляется в виде рукописи в соответствии с требованиями к научной работе, то есть должен иметь титульный лист, введение, несколько разделов с анализом материала, заключение с выводами, список литературы (не менее 20 источников), примечания.
Не позднее 7 дней до начала вступительных экзаменов реферат по специальности представляется в отдел аспирантуры.
Реферат рецензируется одним из членов предметной комиссии или предполагаемым научным руководителем, и оценка за него учитывается при выведении общей оценки по специальной дисциплине.
Темы рефератов
для допуска к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности 19.00.13 – Психология развития; акмеология
1. А.Маслоу – гуманистическая теория личности.
2. Возрастные оптимумы в развитии личности
3. Труд в развитии личности школьника.
4. Формирование личности в младшем школьном возрасте.
5. Представления «Я» -концепции и ее особенности в подростковом возрасте.
Типология личности преступника 2
... вопросов совершенствования работы правоохранительных органов, глубокое исследование психологического анализа личности и юридической деятельности, опирающегося на изучение основных психологических явлений, ... все индивидуальные свойства отдельных психологических процессов, ставшие именно свойствами личности, придающие ей особенность (индивидуальность проявления памяти, эмоций, ощущений, мышления, ...
6. Особенности подросткового и юношеского возраста.
7. Психологические подходы к изучению личности и межличностных отношений.
8. Мотивация деятельности.
9. Характер как составляющая личности
10. Чувства и личность.
11. Особенности социализации личности в подростковом возрасте.
12. Индивидуальная личность. Индивидуальность.
13. Психология социального конфликта.
14. Стили педагогического общения их виды и психологическая характеристика.
15. Групповые конфликты и способы их разрешения.
16. Отношения с противоположным полом в подростковом и юношеском возрасте.
17. Акмеология – новое направление междисциплинарных исследований.
18. Старость в истории человечества и в современном мире.
19. Психология страха смерти.
20. Акселерация и ретардация психического развития. Психологический подход к проблеме.
21. Акмеологическая концепция развития профессионала
22. Самооценка как фактор развития профессионализма.
23. Акмеологические факторы карьеры.
24. Роль самообразования в развитии людей в период взрослости.
25. Старость и мудрость.
Образец титульного листа реферата
для допуска к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности
19.00.13 – Психология развития, акмеология
Министерство образования и науки Российской ФедерацииНегосударственная автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский институт гуманитарного образования» ( СПбИГО) Реферат для вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19.00.13 – Психология развития, акмеология «Самооценка как фактор развития профессионализма» Выполнил: Выпускник СПбИГО Иванов Иван Иванович Санкт-Петербург, 2011 |
Вопросы
для вступительного экзамена в аспирантуру по специальности
19.00.13 – Психология развития; акмеология
Экзаменационный билет вступительного экзамена по специальности 19.00.13 – Психология развития; акмеология состоит из трех вопросов
Раздел 1. Общие вопросы психологии развития
1. Предмет психологии развития. Развитие и возраст – базовые категории психологии развития и возрастной психологии.
2. Развитие как изменение во времени: филогенез,антропогенез,онтогенез, микрогенез. Общие законы прогрессивного развития.
3. Основные категории психологии развития: рост, созревание, дифференциация, научение, запечатление, социализация. Типы и уровни развития. Формы развития.
4. Понятие психического развития. Понятие личностного развития. Взаимосвязь и взаимовлияние психического и личностного развития.
5. Понятие возраста в теоретической системе возрастной психологии. Представление о возрастах жизни в различные исторические эпохи. Типы возрастов и их характеристика.
6. Детерминация психического развития генетически обусловленным процессом созревания организма. Особенности влияния генотипа на развитие психики человека.
7. Средовые влияния на процесс психического развития ребенка. Соотношение наследственности и среды в психическом развитии. Виды средовых влияний.
8. Роль деятельности в психическом развитии ребенка. Периодизация ведущих видов деятельности. Возрастные особенности психики и пути их выявления.
9. Основные законы психического развития, их характеристика и проявления. Критический и стабильный периоды развития. Роль кризисных периодов в развитии человека.
10. Психическое развитие как последовательная смена возрастов. Критерии выделения возрастов с целью построения периодизаций психического развития человека. Современная периодизация возрастов жизни человека.
11. Понятие акселерации и ретардации психического развития. Акселерация, ее причины и виды. Демографический подход к проблеме. Психологический подход к проблеме.
12. Ретардация психического развития, ее причины. Типология детей с отставанием психического развития. Степени умственной отсталости и их характеристика.
13. Педагогическая запущенность как результат недостатка внимания со стороны взрослых Признаки педагогической запущенности. Типы педагогически запущенных детей.
Раздел 2. Проблема психического развития человека.
1. Основные подходы к решению проблемы психического развития. Биологизаторский подход. Социологизаторский подход.Теории конвергенции.
2. Современные взгляды на проблему психического развития Теория Ж.Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка.
3. Теоретические взгляды Л.Кольберга на зависимость эффективности регуляции поведения нравственными нормами от уровня умственного развития ребенка.
4. Теория Э.Эриксона как попытка целостного подхода к пониманию развития личности Стадийность развития личности.
5. Ортогенетическая концепция Х.Вернера. Основной ортогенетический принцип и его следствия.
6. Объяснение истории человечества через возрастную периодизацию. Пихоистория Л.Демоза.
7. Взгляды Л.С.Выготского на психическое и личностное развитие человека. Актуальный и потенциальный уровни психического развития.
8. Понятие возрастного новообразования, социальной ситуации развития, стабильного периода, критического периода. Общая характеристика классификации возрастов Л.С.Выготским.
9. Проблема периодизации развития личности в отечественной психологии. Понятие ведущего вида деятельности в процессе развития личности (А.Н.Леонтьев)
10. Системы, в которых осуществляется развитие ребенка, согласно взглядам Д.Б.Эльконина. Большие и малые кризисы развития человека. Возрастная периодизация Д.Б.Эльконина.
11. Жизненный путь человека как история развития личности и субъекта деятельности. Влияние жизненного пути человека на его онтогенетическую эволюцию (Б.Г.Ананьев) Психологический возраст.
12. Принцип саморазвития деятельности как методологическая предпосылка изучения движущих сил развития личности в отечественной психологии (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн)
Раздел 3. Основные ступени развития человека.
1. Психическое развитие ребенка в период новорожденности. Врожденные формы психики и поведения. Формирование условных рефлексов. Социальная ситуация развития в младенческом возрасте.
2. Новообразования младенческого возраста. Стадии доречевого развития ребенка.
3. Новообразования раннего детства. Кризис «трехлеток» его симптоматика и преодоление.
4. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте. Основные виды деятельности дошкольника и их роль в развитии дошкольника.
5. Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте. Развитие потребностей и мотивов поведения в дошкольном возрасте.
6. Личностные новообразования дошкольников. Развитие речи в дошкольном возрасте. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
7. Формирование готовности к школьному обучению как результат предшествующего развития ребенка. Компоненты готовности к школьному обучению и их характеристика.
8. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. Кризис 7 лет, его причины и симптоматика.
9. Учение как ведущий вид деятельности младшего школьника. Мотивы учения и их характеристика . Развитие произвольности поведения и протекания психических процессов.
10. Особенности формирования личности в младшем школьном возрасте.
11. Психофизиологическое развитие младших и старших подростков. Социальная ситуация развития младших и старших подростков и их сравнительная характеристика.
12. Личностное развитие в подростковом возрасте. Влияние процессов в обществе на становление личности подростка.
13. Особенности взаимоотношения подростков со взрослыми и сверстниками. Основные проблемы подросткового возраста, их динамика, причины, пути решения.
14. Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка и ее отражение в психологии подростка. Кризис подросткового возраста. Пути преодоления негативных проявлений в поведении подростков.
15. Психологическая готовность к самоопределению – центральное новообразование личности старшеклассника. Компоненты готовности к самоопределению и их характеристика.
16. Формирование полоролевой идентификации личности. Открытие внутреннего мира и становление образа «Я»
17. Жизненные планы и профессиональное самоопределение в ранней юности. Особенности развития мотивационно-потребностной сферы.
18. Когнитивное развитие в ранней юности. Интеллектуальное развитие в старшем школьном возрасте.
19. Характеристика поздней юности. Психическое и личностное развитие молодого человека.
20. Психическое развитие взрослого человека. Изучение психофизиологических функций зрелого человека в школе Б.Г.Ананьева. Роль самообразования в психическом развитии людей зрелого возраста.
21. Личностное развитие зрелого человека. Типологии личности взрослых людей (В.И.Ковалев, Б.Ливенхуд)
22. Основные проблемы взрослых людей, причины, их порождающие и способы разрешения. Кризисы взрослого человека, их причины, симптоматика и способы преодоления.
23. Социальная ситуация развития в старости. Деятельность как способ поддержания активности в старости.
24. Психическое развитие в пожилом и старческом возрасте. Соотношение различных психических функций и причины их сохранности или утраты. Корсаковский синдром.
25. Личностные особенности пожилых и старых людей. Отношение к окружающим, жизни к себе.
Раздел 4. Акмеологическая концепция становления профессионала.
1. Становление акмеологии как науки: основные этапы и методологические основания. Объект и предмет акмеологии как науки.
2. Цели и задачи современной акмеологии. Факторы влияющие на достижение акме человеком.
3. Компетентность и профессионализм – центральные категории в акмеологии их характеристика. Виды компетентности.
4. Жизненный путь личности и различные подходы к его рассмотрению (Ш.Бюлер, Г.Олпорт, К.Роджерс, Л.Анцыферова.)
5. Категория профессионализма. Структура профессионализма.
6. Общие и специфические инварианты профессионализма. Профессионализм и мастерство: сходства и различия.
7. Личностно-профессиональное развитие как основа становление профессионала. Структура личности профессионала.
8. Эталонные модели профессионала. Соотношение понятий «профессионал», «профессионализм личности» и «личностно-профессиональное развитие» как основа разработки акмеологической концепции развития профессионала.
9. Содержание акмеологической концепции. Содержательная и структурно-процессуальная стороны акмеологической концепции развития профессионала
10. Работы Н.В.Кузьминой, А.К.Марковой,А.А.Бодалева как научно-теоретическая основа разработки концепции становления профессионала.
11. Рефлексивная организация и рефлексивная культура как факторы развития профессионализма: их содержание, структура, методы развития.
12. Творческий потенциал личности как факто развития профессионализма: его диагностика, составные элементы, характеристики, пути стимулирования и повышения.
13. Характеристика самооценки как фактора развития профессионализма. Самооценка и образ профессионального «Я».
14. Ценностные ориентации как фактор развития профессионализма. Ценностные ориентации и мотивация достижения.
15. Понятие об индивидуальной ресурсности как факторе развития профессионализма. Саморегуляция психических процессов и индивидуальная ресурсность.
16. Развитие профессионально важных качеств личности как фактор развития профессионализма.
17. Временной ресурс как фактор развития профессионализма. Основные стратегии оптимизации и использование временного ресурса.
18. Моральная нормативность поведения и отношений как фактор развития профессионализма. Понятие моральной нормативности; условия ее формирования.
19. Волевая регуляция и самоконтроль как факторы развития профессионализма. Структура самоконтроля.
20. Сущность феномена «акме» в профессиональном развитии Построение карьеры как достижение профессионального «акме».
21. Акцентуации личности и тип карьеры. Взаимосвязь акмеологического и гуманистического подходов к развитию личности.
22. Акмеологический подход к потенциальному и актуальному развитию личности. Понятие о прогрессивном и гармоничном развитии личности.
23. Функционально-динамическая структура личности К.К.Платонова и системная структура личности В.С.Мерлина как основа акмеологического подхода к достижению вершин в развитии личности.
24. Акмеологическое понятие карьеры, ее варианты и содержательное наполнение, с точки зрения акмеологии. ( А.А.Бодалев)
25. Построение карьеры как этап жизненного пути. Структура жизненного пути. Человек как субъект жизненного пути. Факторы способствующие и препятствующие построению жизненного пути личности.
Список литературы
для подготовки к вступительному экзамену в аспирантуру
по специальности 19.00.13 – Психология развития, акмеология
Основная:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Юрайт. 2010.
2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М: Изд-ва МПСИ, МОДЭК. 2008
3. Веккер Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов. М.: Изд-ва Смысл, Per Se, 2001.
4. Годфруа Ж. Что такое психология? В 2 томах. СПб: Мир. 2005.
5. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб.: Речь. 2007.
6. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. Учебное пособие. СПб: Питер. 2003.
7. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Изд-ва Академический проспект, Фонд «Мир». 2006.
8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия. 2010.
9. Ксенда О.Г., Поликарпов В.А. Психология личности. Курс лекций. Минск: Четыре четверти. 2011.
10. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. М.: Изд-ва Академический проспект: Трикста. 2011.
11. Могилевкин Е.А. Карьерный рост. Диагностика, технологии, тренинг. СПб.: Речь. 2007.
12. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия. 2008.
13. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Юрайт, МГППУ. 2011.
14. Общая психология. Под ред. А.В. Петровского. М.: ПЕР СЭ. 2005.
15. Психология индивидуальных различий. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. СПб.: АСТ, Астрель. 2008.
16. Психология мышления. Хрестоматия. СПб.: АСТ, Астрель. 2008.
17. Психология ощущения и восприятия. Хрестоматия по психологии. М.: ЧеРо. 2002.
18. Психология памяти. Хрестоматия по психологии. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. В.Я. Романова. СПб.: АСТ, Астрель. 2008.
19. Психология эмоций. Под ред. В.Вилюнас. СПб.: Питер. 2008.
20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Директмедиа паблишинг. 2008.
21. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс. 2005.
Дополнительная:
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль.1991.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. М.: Изд-ва Академия, Смысл. 2007.
3. Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. Как становятся великими или выдающимися? Изд-во Института психотерапии. 2003.
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб: Союз. 2006.
5. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. М.: Академия. 2008.
6. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Издательский дом Российской академии образования. 2003.
7. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.: Питер. 2010.
8. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер. 2009.
9. Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия. 2007.
10. Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб.: Питер. 2003.
11. Платонов К.К. Занимательная психология. М.: Молодая гвардия. 2009.
12. Практикум по общей психологии. Под ред. В.В.Богословского и др. М.: Просвещение. 1990.
13. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Под ред. А.А. Крылова. СПб.: Питер. 2004.
14. Прутченков А.С. Школа жизни. Методические разработки социально-психологических тренингов. М.: Педагогическое общество России. 2001.
15. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение. М.: Академия. 2008.
16. Слободчиков В.И.; Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс. 1995.
17. Толстых А.В. Опыт конкретно-исторической психологии личности. СПб.: Алетейя. 2000.
18. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. М.: МПСИ, МОДЭК. 2002.
19. Шадриков В.Д. Профессиональные способности. М.: Университетская книга. 2010.
20. Эриксон Э. Детство и общество. СПб: Летний сад, Речь. 2000.