Тема 1. Представления о душе в древности

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КУРСУ

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

 

МОДУЛЬ 1. ПСИХОЛОГИЯ В НЕДРАХ ФИЛОСОФИИ: ОТ АНТИЧНОСТИ ДО ХIХ В.

 

Тема 1. Представления о душе в древности

 

Задание 1. Заполните таблицу 1, раскрыв зачатки психологических представлений в философских учениях античности. Обозначьте общее и различия.

Таблица 1

Представители античной философии Учение о душе Учение о познании Учение о чувствах Учение о воли, характере, темпераменте
Демокрит        
Стоики (Лукреций, Эпикур)        
Платон        
Аристотель        
Античные врачи        

Задание 2. Представители натурфилософии VII-V вв. до н. э. (Фалес, Анаксимен, Гераклит), преодолев анимизм, создали принципиально новое учение — гилозоизм: душа есть у всей материи (т. е. душа уже представлялась не независимым двойником материи, а ее неотъемлемой частью — «одушевленная материя»).

Сравните анимизм и гилозоизм. Заполните таблицу, указав и раскрыв основные критерии отличия.

 

Таблица 2

Различия между анимизмом и гилозоизмом

Критерий различия Анимизм Гилозоизм
     

Задание 3. Ответьте на вопросы

Что нового внес Аристотель в объяснение соотношения души и тела? Можно ли сказать, что Аристотель преодолел дуализм Платона?

Тема 2. Развитие психологии в средневековье

 

Задание 4. Обозначьте сходство и различия в философских концепциях средневековья в Европе и арабских странах

Задание 5. Идеалистическая трактовка сознания (Плотин, Августин, III-V вв. н. э.) и ее связь с рождением интроспекции как метода психологии. Имеются ли в современной психологии проявления интроспективного метода в изучении психических явлений? (Если наблюдаются, то приведите пример, а если нет, то как и чем подтвердите его полное отсутствие как метода необъективного?)

Задание 6. Обозначьте новые психологические проблемы, которые поднимались в средневековье.

 

 

Тема 3. Развитие психологических воззрений в ХУ11 в.

Задание 7. Открытие Р. Декартом (1596-1650) рефлекторной природы психики. В чем заключается революционный характер этого открытия? А в чем Декарт остался на прежних позициях, не сумев распространить на всю психику свою рефлекторную схему?

Задание 8. Заслуги Гоббса и Спинозы в провозглашении и защите принципа детерминизма в психологии. Как можно оценить распространение ими законов механики на объяснение душевных явлений: как прогресс или как тормоз в развитии научных взглядов на психику? (Обоснуйте свой ответ.)

 

Тема 4. Развитие психологических идей в философских школах ХУ111-Х1Х вв.

 

Задание 9. Почему Джона Локка (1632-1704) принято считать родоначальником эмпирической психологии? Что такое эмпирическая психология и каковы основные идеи Локка, положившие начало ее развитию? В чем проявлялся дуализм у Локка?

Задание 10. Дайте характеристику основных этапов развития ассоциативной философии. заполнив таблицу 3.

Таблица 3

Этапы развития ассоциативной философии

Этап Временные рамки Исследователи Проблематика, ее значение для психологии
       

 

Задание 11. Признание закона ассоциации главным законом психологии и появление ассоцианизма как господствующего психологического направления. Материалистическое (Гартли и др.) и идеалистическое (Беркли и др.) толкования закона ассоциации. Современная психология о роли закона ассоциации в развитии психической жизни.

Задание 12. Дайте определения следующим понятиям: анимизм, гилозоизм, панпсихизм, теория влечений, детерминизм, атараксия, катарсис, нус, пневма, схоластика, волюнтаризм, номинализм; дуализм, параллелизм, монизм, рефлекс, рефелксия, картезианство, врожденные идеи, апперцепция, ассоцианизм, сенсуализм, рацонализм, навык

 

Задание 13. Покажите, что конкретно внес нового И. М. Сеченов в психологию (ответы запишите в конспект):

а) в понятие рефлекса;

б) в понимание соотношения между психикой и сознанием;

в) в понятие психики как функции мозга;

г) в понимание роли психических процессов как регуляторов действия по обеспечению приспособительного эффекта;

д) в понимание мозга как звена рефлекса, в соответствующих отделах которого (мозга) хранится и перерабатывается информация о внешнем мире.

 

Задание 14. И. П. Павлов (1849-1936) при опоре на теоретические выводы Сеченова открыл закономерности регулирования мозгом взаимодействия животного (и человека) с внешней средой, названные учением о двух сигнальных системах.

· Что такое условный рефлекс?

· Что такое 1-я и 2-я сигнальные системы?

· Как эти понятия соотносятся с прежними взглядами на психику, на рефлекс?

 

Задание 15. Основные направления исследований отечественных психологов и их вклад в развитие психологической науки. Проанализируйте современное состояние психологии в РФ и укажите, какие направления развивались названными ниже учеными: Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, А. А. Смирнов, Б. Г. Ананьев, Д. Н. Узнадзе, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, В. В. Давыдов, Н. Ф. Талызина, А. В. Петровский, А. М. Матюшкин.

 

Задание 16. Назовите основные отрасли современной психологии, развиваемые в России в наше время. Укажите, что нового внесено ими в развитие научной психологии.

 

Задание 17.

  1. Можете ли вы назвать, кому (каким научным школам или конкретным ученым) принадлежит заслуга в разработке проблем:

· рефлекторной деятельности нервной системы как физиологической основы деятельности психической;

· культурно-исторической концепции психического развития человека;

· теории деятельности?

 

Задание 18. На основе прочитанной литературы покажите свое понимание трансформации теоретических взглядов в процессе исторического развития психологической науки на примере анализа постепенного изменения научного содержания какого-либо (по выбору студента) из перечисленных ниже основных понятий (категорий): образ, мотив, рефлекс, личность, действие (деятельность), психика, сознание. Выполнение задания в письменной форме (текст размером не более 1-2 страниц).

 

 

Примечание

Если студент отвечал на всех семинарских занятиях, то

— из темы каждой 1, 2, 3 можно выбрать одно задание (всего должно быть сделано три задания)

— из темы 4 выбрать 5 заданий (15-е задание является обязательным для всех)

 

Если студент отвечал на нескольких семинарских занятиях, то

— из каждой темы 1, 2, 3 можно выбрать два задания (всего должно быть сделано шесть заданий)

— из темы 4 выбрать 7 заданий (15-е задание является обязательным для всех)

 

Если студент не работал активно на семинарских занятиях, то из самостоятельной работы выполняются все задания.

 

Семинарское занятие 1

Тема. Развитие психологических идей в философских школах ХУ111-Х1Х вв.

Вопросы для подготовки:

1. Д.Локк и утверждение эмпирической и ассоциативной тенденции в английской психологии.

2. Классический ассоцианизм Д.Толанда, Д.Гартли и Дж.Пристли. Субъективный ассоцианизм Д.Юма.

3. Естественно-научная линия в ассоциативной психологии (А.Бэн и Г.Спенсер).

4. Развитие сенсуализма Д.Локка в системе Э.Кондильяка. Психологические взгляды Ж.Ламетри («Человек-машина»).

5. Психологические идеи К.Гельвеция. Позитивизм, классификация наук и социология О.Конта.

6. Эмпирическая и рациональная психология Х.Вольфа. Общая характеристика философских и психологических взглядов И.Канта.

7. Основные направления критики психологии И.Кантом.

8. Психологические идеи Г.Гегеля.

9. Психологические идеи И.Гербарта о порогах сознания и апперцепции. Обоснование И.Гербартом возможности и необходимости применения математики в психологии.

 

Тема. Психология как самостоятельная наука (Х1Х в.)

Семинарское занятие 2

Вопросы для подготовки:

1. В. Вундт и его школа. Ф.Брентано и европейский функционализм (К.Штумпф).

И.М.Сеченов и российская школа.

2. Основные направления первых экспериментальных исследований: изучение ощущений, восприятия и внимания; начало экспериментального изучения эмоций; изучение ассоциаций и памяти; Вюрцбургская школа исследования мышления; французская школа экспериментальной психологии.

3. Ф.Гальтон и тестология. У.Джемс и американский функционализм.

4. Культурно-историческая психология (М.Лацарус, К.Кавелин, А.Потебня, Г.Спенсер, Г.Тард, Дж.Болдуин, Э.Дюркгейм, Г.Лебон).

5. Описательная психология В.Дильтея и Э.Шпрангера.

6. Психотехника (Г.Мюнстерберг) и другие прикладные отрасли психологии, сложившиеся к началу ХХ в. Начало ХХ в.: психология – многоотраслевая наука.

 

 

ЗАРУБЕЖНАЯ ПСИХОЛОГИЯ В ПЕРИОД ОТКРЫТОГО КРИЗИСА. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ХХ столетии

Семинарское занятие 3

Развитие отечественной психологии в ХХ веке.

Вопросы для обсуждения:

  1. Очерк жизни и творчества И.П.Павлова. Проблема поведения целостного организма. Дианамика образования и изменения условных рефлексов. Учение о типах и свойствах высшей нервной деятельности.
  2. Л.С.Выготский и его школа. Очерк жизни и творчества. Л.С.Выготский как теоретик психологии: «Культурно-историческая теория развития психики. Представление о знаке. История развития высших психических функций как предмет психологии. Проблемы возрастной и педагогической психологии в трудах Л.С.Выготского».
  3. А.Р.Лурия, очерк жизни и творчества. Исследование познавательных процессов на метериале различных культур. Исследование словесной регуляции поведения. Нейропсихологические исследования.
  4. А.Н.Леонтьев, очерк жизни и творчества. Теория деятельности и ее роль в дальнейшем развитии психологии. Подход к личности.
  5. Д.Б.Эльконин, очерк жизни и творчества. Проблемы возрастной периодизации психического развития. Исследование игры. Раз­работка экспериментальной системы обучения.
  6. П.Я.Гальперин, очерк жизни и творчества. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий, ее значение для развития психологии.
  7. Разработка и развитие идей Л.С. Выготского учениками и последователями: А.В.Запорожец, Л.И.Божович, Л.В.Занков, Л.А.Венгер, В.В.Давыдов.
  8. Л.С.Рубинштейн, очерк жизни и творчества. Философско-психологическая концепция Л.С. Рубинштейна. Идея субъектности. Представление о субъект-субъектном взаимодействии. Исследование мышления.
  9. Д.Н.Узнадзе, очерк жизни и творчества. Исследование установки у человека и животных.

 

Основная литература:

1. Батыршина, А.Р. История психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Р. Батыршина. М.: Флинта: Наука, 2011. – 224 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=23472&cat=1082&page=1

2. Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней: учебник / А.Н. Ждан. — М.: Академический Проект: Трикста, 2008. – 576 с.

3. Марцинковская Т.Д. История психологии: учебник / Т.Д. Марцинковская. — М Академический проект 2011 — 521 с..

4. Мехтиханова, Н.Н. История отечественной психологии конца XIX — началаXX в [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н.Н. Мехтиханова. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 192 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=22791&cat=1668&page=1

 

Дополнительная литература:

1. Российская психология. Антология /Авт.-сост. А.Н.Ждан.- М.:Академический проект, 2009, — 1279 с.

2. Аристотель О душе. Сочинения в четырех томах. Т.1
Трактат о душе. М.: Мысль, 1976. — 275 с.

3. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. — М.: Смысл, 2005. – 1136 с.

4. Дарвин, Ч. О выражении эмоций у человека и животных [Электронный ресурс] / Ч. Дарвин. – СПб.: Питер, 2010. – 384 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21948&cat=1044&page=1

5. Декарт Р. Страсти души. //Соч.: В 2.т. Т.1. М.: Мысль, 1989, — с.481-573.

6. Джемс У. Психология / У. Джемс. — М.: Педагогика,1991, — 368 с.

7. История психологии. XX век. Тексты. / Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. — М., Академический проект, 2005.

8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие / А.Н. Леонтьев. — М.: Смысл: Академия, 2005. – 352 с.

9. Платон. Избранные диалоги. — М.: ЭКСМО 2007.— 768 с.

10. Психологическая наука в России ХХ столетия / под ред. А.В.Брушлинского. — М.: Психологический институт РАН, 1997. – 576 с.

11. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2010. – 720 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21947&cat=1044&page=2

12. Сеченов, И.М. Элементы мысли [Электронный ресурс] / И.М.Сеченов. – СПб.: Питер, 2010. – 416 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21949&cat=1044&page=3

13. Соколова Е.Е.Тринадцать диалогов о психологии / Е.Е. Соколова. — М.: Смысл, 2005. – 688 c.

14. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы / А. Фрейд. — М. Педегогика-Пресс, 1993. — 43 с.

15. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции / З.Фрейд. — СПб. : Питер, 2008. — 384 с.

16. Фромм Э. Душа человека / Э. Фромм. — М.: АСТ., 2004, — 576 с.

17. Челпанов Г.И. Психология. Философия. Образование /
Г.И. Челпанов. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1999. – 528 с.

18. Шульц Д.П. История современной психологии / Д.П. Шульц,
С.Э Шульц. — СПб.: Евразия, 1998. – 528 c.

19. Юнг К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. — М.: Ренессанс, 1991. – 304 с.

20. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины XX века / М.Г. Ярошевский. — М.: Академия, 1996. — 416 с.