Рег. №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины
Педагогическая психология
Код дисциплины
Направление подготовки 030300.62–Психология
Квалификация (степень) _Бакалавр
Санкт-Петербург
Рабочая программа дисциплины составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по направлению 030300.62 – Психология (квалификация «бакалавр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки от «21» декабря 2010г. №759 и в соответствии с рабочим учебным планом направления 030300.62 – Психология (квалификация «бакалавр»), утвержденным ректором АОУ ВПО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» 29.06.2011г.
СОСТАВИТЕЛЬ
ассистент Е.А. Трошина
НАУЧНЫЙ РЕДАКТОР
_________________________________
ОБСУЖДЕНО
на заседании кафедры общей и прикладной психологии
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель:
Целями освоения дисциплины Педагогическая психология являются:
· Изучить психологические феномены и закономерности учебной деятельности, воспитания и развития субъектов образовательного процесса.
· Сформировать умения проводить психолого-педагогический анализ образовательных процессов.
· Овладеть навыками проектирования образовательного процесса и образовательной среды на основе теоретических знаний.
Основные задачидисциплины направлены на формирование следующих компетенций уровня бакалавриата:
а) общекультурные (ОК):
ОК-1 – способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды
ОК-3 – владеет моральными нормами и основами нравственного поведения
б) профессиональные (ПК):
ОПК-4 – готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов
ОПК-5 – готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др.
ОПК-6 – способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды
Тестовые задания по дисциплине «Психология и развитие человека»
... навыков. Какой из нижеперечисленных законов восприятия в психологии не существует? A) закон изменчивости чувствительности ... D) высшая форма(ступень) развития психики, свойственная только человеку; E)высокоорганизованный психический процесс духовного развития человека. 4. ... сознания? A) пассивное приспособление к окружающей среде; B) мысленное представление и воображение действительности; ...
Место дисциплины в учебном процессе
Изучение дисциплины«Педагогическая психология» осуществляется на базе знаний, полученных на предшествующих курсах обучения по дисциплине: «Общая и экспериментальная психология», «Психология развития».
ОБЪЕМ ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Общая трудоемкость по дисциплине составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
Распределение часов учебной работы студента по дисциплине «Педагогическая психология» по видам занятий и распределение компетенций представлено в таблице 1.
Таблица 1
Объем часов и зачетных единиц по дисциплине «Педагогическая психология»
Наименование раздела (модуля) Наименование темы дисциплины | Всего часов | Формируемые компетенции | Аудиторные занятия по формам обучения | в том числе (интерактивная форма) | Самостоятельная работа по формам обучения | |||||
лекции | Практические Занятия | |||||||||
Очная | Заочная | Очная | заочная | Очная | Заочная | очная | Заочная | |||
Предмет, задачи и методы педагогической психологии | ОК-1,3,ОПК-4,5 | |||||||||
Психология обучения | ОК-1,3,ОПК-4,5 | |||||||||
Учебная деятельность и психическое развитие ребенка | ОК-1,3,ОПК-4,5,6 | |||||||||
Психологии воспитания | ОК-1,ОПК-4,5,6 | |||||||||
Психология педагогической деятельности и личности учителя | ОК-1,3,ОПК-4,6 | |||||||||
Педагогическое общение и его возможные трудности | ОК-1,3,ОПК-4,6 | |||||||||
Всего часов | ||||||||||
Зачетных единиц | ||||||||||
зачет |
Содержание РАЗДЕЛОВ И ТЕМ дисциплины
Тема1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии
Предмет педагогической психологии. Задачи педагогической психологии в практике учебно-воспитательной работы и в становлении личности учителя. Структура педагогической психологии.
История возникновения и развития педагогической психологии (П.Ф. Каптерев, Л.С. Выготский, Я.М. Басов, А.Ф. Лазурский и др.).
Общепсихологический контекст формирования педагогической психологии.
Основные проблемы педагогической психологии.
Методы исследования в педагогической психологии. Сущность понятий «методология», «метод», «методика». Основные методологические принципы исследования.
Раздел2. Психология обучения
Понятия «научение», «учение», «обучение». Понятие обучения в различных психологических концепциях (бихевиоризм, деятельностный и гуманистический подходы).
Понятия «образование», «обучение», «развитие». Зоны актуального, ближайшего развития и саморазвития личности. Реализация развивающего обучения в современных обучающих технологиях. Обучаемость и обученность. Структура учебной деятельности: содержание, операциональные и мотивационные компоненты.
Теория планомерного (поэтапного) формирования умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).
Рефлексивное формирование умственных действий (А.И. Раев).
Понятия учебной задачи и учебных действий (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).
Психологические основы организации совместной учебной деятельности.
Раздел 3. Учебная деятельность и психическое развитие ребенка.
Общая характеристика учения как самостоятельной. Соотношение понятий учебной деятельности и учения. Виды научения, их развитие в онтогенезе. Психологические факторы успешности научения. Формирование учебной мотивации. Особенности учебных задач. Психологические требования к учебным задачам. Учебные действия и их виды. Психологические характеристики усвоения.
Раздел 4. Психологии воспитания.
Общая характеристика психологии воспитания. Психолого-педагогические и социально-психологические аспекты воспитания. Психологические механизмы становления устойчивых психологических образований (свойств, качеств личности).
Общие и специфические цели воспитания. Средства и методы воспитания. Институты воспитания.
Раздел5. Психология педагогической деятельности и личности учителя
Психология педагогического воздействия. Проблема управления познавательной активностью детей. Приемы и техника управления учащимися на уроке.
Управление вниманием. Возможности памяти и ее тренировка.
Проблемы активизации и управления мыслительной деятельностью учащихся. Готовность к мышлению. Критерии понимания.
Воля и особенности ее развития в учебной деятельности.
Общая характеристика педагогической деятельности. Мотивы выбора педагогической профессии.
Психологическая компетентность в структуре личности и деятельности педагога, ее содержательные и структурные характеристики.
Мотивы и цели педагогической деятельности. Особенности педагогического мышления. Психологическая культура в процессах педагогического взаимодействия. Индивидуализация педагогической деятельности.
Психологические особенности педагогического коллектива. Взаимодействие учителей в педагогическом процессе школы. Морально-психологический климат педагогического коллектива и его роль в создании атмосферы творчества и ответственности.
Раздел 6. Педагогическое общение и его возможные трудности.
Общая характеристика общения. Общение как форма взаимодействия. Функции и характеристики общения. Педагогическое общение и его направленность. Специфика и единицы педагогического общения. Уровневая структура общения. Значение педагогического общения в развитии личности учащегося.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
Виды самостоятельной работы
Таблица 2
Виды СРС | Формируемые компетенции | Форма контроля | ||||
Изучение литературы по теме | ОК-1 | ОПК-4 | Составление доклада, реферата | |||
Конспектирование | ОК-3 | ОПК-4,5 | Подготовка к ответам на контрольные вопросы | |||
Работа с интернет-ресурсами | ОК-1,3 | ОПК-4,5,6 | Подготовка к ответам на контрольные вопросы | |||
Разработка практических рекомендаций воспитателям, родителям. | ОК-1,3 | ОК-4,5,6 | Представление и защита рекомендаций на практических занятиях | |||
Форма промежуточного контроля по дисциплине
По данной дисциплине предусмотрен зачет. Зачет проходит в форме собеседования.
12.3. Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов.
Оценка «зачтено» предполагает знание основных понятий и закономерностей курса, умение аргументировано отвечать на проблемные вопросы.
12.4. Вопросы к зачёту по дисциплине
1. Предмет, задачи и структура педагогической психологии.
2. Методы исследований в педагогической психологии.
3. Образование в современном мире. Образование и культура.
4. Программированное обучение, алгоритмизированное обучение.
5. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса.
6. Знаково-контекстное обучение. Компетентностный подход в современном образовании.
7. Психолого-педагогические основы этно-культурных феноменов в образовательной среде.
8. Психологические основы «активизирующего» обучения, проблемное обучение.
9. Проблемы дифференцирования и индивидуализации обучения.
10. Развитие и обучение в отечественной образовательной системе. Концепции развивающего обучения.
11. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина
12. Теория учебной деятельности В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.
13. Психологические основы «развивающего» обучения, основные принципы обучения Л.В.Занкова.
14. Понятие, психологические характеристики и структура учебной деятельности.
15. Классификация учебных действий. Психологические основы эффективных педагогических технологий.
16. Характеристика усвоения как основного показателя эффективности педагогической технологии. Умение, навык, компетентность в процессе усвоения.
17. Мотивы учения, их виды. Возрастные особенности мотивов учения.
18. Формирование мотивации учения.
19. Причины неуспеваемости школьников. Пути предупреждения и коррекции неуспеваемости.
20. Педагогическая оценка и отметка. Виды педагогических оценок. Условия эффективности педагогической оценки.
21. Понятие «образовательная среда». Структура и психологические особенности компонентов образовательной среды.
22. Здоровьесберегающие технологии обучения. Типы, критерии оценки.
23. Мотивация исследовательской деятельности обучающихся. Содержание и методы руководства проектно-исследовательской деятельностью школьников.
24. Определение самостоятельной работы как высшей формы учебной деятельности. Организация и самоорганизация в самостоятельной работе.
25. Обучающийся как субъект учебной деятельности: Обучаемость, критерии оценки.
26. Обучающийся как субъект учебной деятельности: возрастные особенности учения.
27. Социально-психологические аспекты образовательного процесса.
28. Критерии оценки образовательных сред. Типология образовательных сред.
29. Психологическая безопасность образовательной среды.
30. Педагогические способности.
31. Специфические особенности педагогической деятельности, ее структура.
32. Мотивация педагогической деятельности.
33. Профессиональное развитие и профессиональные деформации личности учителя.
34. Психологическое здоровье учителя: способы сохранения.
35. Педагогическое общение как взаимодействие, барьеры педагогического общения, конфликты в педагогическом общении.
36. Психология воспитания: концепции и парадигмы воспитания.
37. Психологические механизмы воспитания.
38. Психологический анализ занятия как единство проективно-рефлексивных умений педагога.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Нормативные правовые акты
1. Конвенция ООН о правах ребенка.
2. О введении должности психолога в учреждениях народного образования. Письмо Госкомитета СССР по народному образованию от 27.04.89 №16.
3. Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения. Министерство образования Российской Федерации. Инструктивное письмо 24.12.2001 г. № 29/1886-6
4. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации. Утверждено Приказом Министерства образования РФ от 22.10.99 №636.
5. Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России.
Основная литература: а) основная литература:
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М., 2002.
2. Габай Т. В. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов высш. учебных заведений. М.:Академия, 2006 — 239 с.
3. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. — М., 1995.
4. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов на/Д.: Феникс, 2004. – 250с.
5. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. — М.: Академия, 2006. – 287 с.
б) дополнительная литература:
1. Александрова М. В. Методологические основы карьерного роста педагога. В.Новгород : Новг. региональный центр развития образования , 2007 — 122 с.
2. Амонашвили Ш.А. Воспитательные функции школьных оценок. М., 1986.
3. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. М., 2002.
4. Балл Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. М., 1990.
5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2002.
6. Божович Е.Д. Структура и содержание позиции субъекта учения // Личностный ресурс субъекта труда в условиях развивающейся России: Материалы конференции. Ставрополь – Москва – Кисловодск, 2006. С. 530 – 532.
7. Бурмистрова Е.В. Психологическая безопасность образовательной среды [Электронный ресурс]. — М.: Центр экстренной психологической помощи МГППУ, 2005.-http://tochkapsy.ru/teksts/burmistrova/b4.ppt
8. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для студентов высших педагогических учебных заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. — 4-е изд., стер. Москва : Академия , 2007 — 367 с.
9. Грановская Р. М., Крижанская В.С. Творчество и преодоление стереотипов. — Санкт-Петербург. 1994.
10. Григорян С.Т. Формирование мотивации учения школьников. — М., 1982.
11. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.. Пед., 1986.
12. Ильясов И.И. Структура процесса учения. –М., 1986.
13. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. –М., 1990.
14. Маркова А.К., Матис Т., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. — М., 1990.
15. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. -М., 2003.
16. Мухина В.С. Детская психология, -М., 2000.
17. Новые ценности образования: культурные модели школ \ Ред.серии Н.Б.Крылова, ред.выпуска Р.М.Люснер, Т.В.Анохина, М.М.Князева, М.: ИПИ РАО, 1997.
18. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. – 2003. №4. –С.18-23.
19. Пазухина С. В. Педагогическая успешность: диагностика и развитие профессионального сознания учителя Санкт-Петербург: Речь , 2007 — 220 с.
20. Познавательные процессы и способности в обучении, — М., под. ред. В.Д. Шадрикова, 1990.
21. Роджерс К., Фрейнберг Дж. Свобода учиться. –М., 2002.
22. Ротенберг В.С.. Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. – М., 1989
23. Рубцов В.В Основы социально-генетической психологии. – М.:Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «МОДЭК», 1996.- 384 с.
24. Руководство практического психолога (готовность к школе, развивающие программы)./ под ред. И.В.Дубровиной.- М., 1995.
25. Савенков И.А. Путь в неизведанное: развитие исследовательских способностей школьников. М., 2005.
26. Савенков А.И. Путь к одаренности. Исследовательское поведение дошкольников. – М., 2004.
27. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.— М., 1998.— Гл. XI. Технологии развивающего обучения.
28. Сенников СА., Костоеич Л. Школы укрепления здоровья // Школа здоровья. — 2001, № 1.
29. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. — М., 2002.
30. Сыманюк Э.Э. Психологическая безопасность образовательной среды. — Пермь: Уральский ГУ,2005.
31. Теории учения. Хрестоматия. Часть 1, Отечественные теории учения. – М., 1996.
32. Хитрюк Ю. А. Психология школьных отношений; Творческий клуб «Самоцветы» Челябинск : Полиграф-мастер , 2007 — 301 с.
33. Черноушек М. Психология жизненной среды. М., 1989.
34. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. К обоснованию системно-структурного подхода –М., 2003
35. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М., 2001.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l_det_p.html