Рег. №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины
Общая психология
Код дисциплины
Направление подготовки050100.62–Педагогическое образование
Квалификация (степень) _Бакалавр
Санкт-Петербург
Рабочая программа дисциплины составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по направлению 030300.62 – Психология (квалификация «бакалавр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки от «21» декабря 2010г. №759 и в соответствии с рабочим учебным планом направления 030300.62 – Психология (квалификация «бакалавр»), утвержденным ректором АОУ ВПО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» 29.06.2011г.
СОСТАВИТЕЛЬ
Ассистент Е.А.Трошина
НАУЧНЫЙ РЕДАКТОР
_________________________________
ОБСУЖДЕНО
на заседании кафедры общей и прикладной психологии
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель изучения курса «Общая психология» заключается в повышении общей психологической подготовки обучающихся к будущей профессии; научить их учиться, развить познавательное отношение к учебной деятельности.
Основные задачидисциплины направлены на формирование следующих компетенций уровня бакалавриата:
а) общекультурные (ОК):
способность и готовность к:
— пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук (ОК-2);
— владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);
— использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);
— владению методами анализа и контроля своей деятельности (ОК-6);
— проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9);
б) профессиональные (ПК):
Рабочая программа дисциплины Психология управления
... операционной (производственной) деятельностью организаций ПК-18 Цели освоения дисциплины психология управления: Данный курс знакомит учащихся с психологическими основами менеджмента, ... программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту, имеет общий объем 108 часов, из которых 54 часа отводится на аудиторную работу и 54 часа на самостоятельную работу. Дисциплина ...
способность и готовность к:
— выявлению специфики психического функционированию человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группами (ПК-5);
— применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);
— пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10);
— самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);
Место дисциплины в учебном процессе
Учебная дисциплина является базовой составляющей цикла общепрофессиональных дисциплин, определяющей будущую профессиональную деятельность психологов. Общая психология предназначена для овладения обучающимися системой теоретических знаний об условиях и процессах жизнедеятельности человека и развития профессионального мышления. Знания по психологии будут способствовать развитию научного мировоззрения, мотивации, совершенствованию учебной деятельности.
Изучение данной дисциплины приходится на первый и второй год обучения студентов в ВУЗе. Основные виды занятий по дисциплине «Общая психология»: лекции, семинары, самостоятельная работа.
ОБЪЕМ ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Общая трудоемкость по дисциплине составляет зачетных единиц, часов.
Распределение часов учебной работы студента по дисциплине «Общая психология» по видам занятий и распределение компетенций представлено в таблице 1
Таблица 1
Объем часов и зачетных единиц по дисциплине «Общая психология»
Наименование раздела Наименование темы Дисциплины | Всего часов | Формируемые компетенции | Аудиторные занятия по формам обучения | в том числе (интерактивная форма) | Самостоятельная работа по формам обучения | |||||
лекции | Практические Занятия | |||||||||
Очная | Заочная | Очная | заочная | Очная | Заочная | очная | Заочная | |||
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ | ||||||||||
Предмет психологии ее задачи и методы | ОК-2,3,9 | |||||||||
Психология в структуре современных наук | ОК-2,3,9,10. ПК-5,9,15,20 | |||||||||
Понятие о психике и ее эволюции | ОК-2,3,9. ПК-5,9,15,20 | |||||||||
Происхождение и развитие сознания человека | ОК-2,3,9. ПК-5,9,15,20 | |||||||||
Психологическая теория деятельности | ОК-2,3,9 .ПК-5,9,15,20 | |||||||||
Неосознаваемые психические процессы | ОК-2,3,9. ПК-5,9,15,20 | |||||||||
РАЗДЕЛ 2. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ | ||||||||||
Ощущение. | ОК-2,3,4,5,9,10,11,12. ПК-4,6,10,11,15,16 | |||||||||
Восприятие. | ОК-2,3,4,5,9,10,12 |
Продолжение табл. 1
Объем часов и зачетных единиц по дисциплине «Общая психология»
Наименование раздела Наименование темы Дисциплины | Всего часов | Формируемые компетенции | Аудиторные занятия по формам обучения | в том числе (интерактивная форма) | Самостоятельная работа по формам обучения | |||||
лекции | Практические Занятия | |||||||||
Очная | Заочная | Очная | заочная | Очная | Заочная | очная | Заочная | |||
Представление. | ОК-2,3,4,5,9,10,11,12 ПК-4,6,10,11,15,16 | |||||||||
Память. | ОК-2,3,4,5,9,10,11,12 ПК-4,6,10,11,15,16 | |||||||||
Воображение. | ОК-2,3,4,5,9,10,11,12 ПК-4,6,10,11,15,16 | |||||||||
Мышление. Речь. | ОК-2,3,4,5,9,10,11,12 ПК-4,6,10,11,15,16 | |||||||||
Внимание. | ОК-2,3,4,5,9,10,11,12 ПК-4,6,10,11,15,16 | |||||||||
Воля. Эмоции. | ОК-2,3,4,5,9,10,11,12 ПК-4,6,10,11,15,16 |
Продолжение табл. 1
Объем часов и зачетных единиц по дисциплине «Общая психология»
Наименование раздела Наименование темы Дисциплины | Всего часов | Формируемые компетенции | Аудиторные занятия по формам обучения | в том числе (интерактивная форма) | Самостоятельная работа по формам обучения | |||||
лекции | Практические Занятия | |||||||||
Очная | Заочная | Очная | заочная | Очная | Заочная | очная | Заочная | |||
Психические процессы, как структурные элементы управления психической деятельностью | ОК-2,3,4,5,9,10,11,12 ПК-4,6,10,11,15,16 | |||||||||
РАЗДЕЛ 3. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ И ИХ РЕГУЛЯЦИЯ | ||||||||||
Адаптация человека и функциональное состояние организма. | ОК-3,6,9,11,12. ПК-5,7,8,9,10,15,16,19 | |||||||||
Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний | ОК-3,6,9,11,12. ПК-5,7,8,9,10,15,16,19 | |||||||||
РАЗДЕЛ 4. ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ | ||||||||||
Личность. | ОК-3,6,9,11,12. ПК-5,7,10,15,16,19 | |||||||||
Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию личности | ОК-3,6,9,11,12. ПК-5,7,8,9,16,19 | |||||||||
Направленность мотивы деятельности человека | ОК-3,6,9,12. ПК-5,7,8,9,10,15,16,19 |
Окончание табл. 1
Объем часов и зачетных единиц по дисциплине «Общая психология»
Наименование раздела (модуля) Наименование темы дисциплины | Всего часов | Формируемые компетенции | Аудиторные занятия по формам обучения | в том числе (интерактивная форма) | Самостоятельная работа по формам обучения | |||||
лекции | Практические Занятия | |||||||||
Очная | Заочная | Очная | заочная | Очная | Заочная | очная | Заочная | |||
Способности. | ОК-3,6,12. ПК-5,7,8,9,10,15,16,19 | |||||||||
Темперамент. Характер. | ОК-3,6,9,11,12. ПК-5,7,8,9,19 | |||||||||
Всего часов | ||||||||||
Зачетных единиц | ||||||||||
(зачет, экзамен) |
Содержание РАЗДЕЛОВ И ТЕМ дисциплины
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ.
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ.
Методологические основы изучения человека. Общие принципы и способы познания мира. Подход Б.Г. Ананьева к изучению человека, как биосоциального существа. Основные структурные элементы иерархии человека. Понятия “индивид”, “субъект деятельности”, “личность”. Первичные и вторичные свойства человека как индивида: возрастные, половой диморфизм, индивидуально-типические характеристики, психофизиологические функции и органические потребности. Индивид как субъект социальных отношений. Общие характеристики личности. Отличительные черты человека как субъекта деятельности. Понятия сознания и деятельности.
Науки о человеке и человечестве. Исследования человека как самостоятельного биологического вида, труды К. Линнея. Общее представление об антропологии, морфологии человека, антропогенезе и рассоведении. Психологические аспекты исследования человека как биологического вида: сравнительная психология, зоопсихология, общая психология. Общие проблемы исследования перехода человека из животного в социальный мир. Общественные науки изучающие социогенез человека и технический прогресс. Науки, изучающие взаимодействие человека с природой. Биогеохимическое учение В.И. Вернадского. Общие проблемы исследования человека как индивида и его онтогенеза.
Понятие психологии как науки.Общее представление о точных и гуманитарных науках. Психология, как гуманитарная наука. Общее понятие термина “психология”. Житейские и научные психологические знания Основные характеристики житейской психологии. Конкретность, интуитивность житейской психологии и обобщенность, рациональность, осознанность психологии как науки. Различия между житейской и научной психологии в способах получения и передачи знаний. Психология, как наука о психике и психических явлениях. Предмет психологии. Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Психические процессы: познавательные, эмоциональные, волевые. Психические состояния как общая характеристика состояния психики. Основные характеристики психических состояний: длительность, направленность, устойчивость, интенсивность. Психические свойства личности: направленность, темперамент, способности, характер, мастерство.
Основные методы психологических исследований. Общее представление о методах научного исследования. Основные группы психологических методов: объективные и субъективные. Основные субъективные методы психологии: наблюдение, включенное наблюдение, самонаблюдение, опрос (письменный устный, свободный).
Субъективные методы количественной оценки психических явлений. Работы А. Кетле. Основные типы психологических тестов. История создания тестов, работы А. Бине, Г. Мюнстерберга, Э. Трондайка, Р. Йеркса, А.Ф. Лазурского, Г.И. Россолимо, В.М. Бехтерева, П.Ф. Лесгафта, С.П. Муна. Проективные тесты и эксперимент (лабораторный, естественный).
Общее представление о методах моделирования.
ТЕМА 2. ПСИХОЛОГИЯ В СТРУКТУРЕ
СОВРЕМЕННЫХ НАУК
Представление античных и средневековых философов о душе и сознании. Житейская психология как основа донаучных психологических знаний. Идеалистические и материалистические воззрения древних философов. Полемика о первичности материального и нематериального. Механистический материализм Демокрита (466 — 370 гг. до н.э.).Ощущения, как результат “взаимодействия атомов души и атомов окружающих вещей”. Учение о душе Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.).
Понятие об “энтелехии”. Морально-этические аспекты учения о душе Сократа и Платона (427 – 347 гг. до н.э.).
Картезианская философия и дуализм Р. Декарта (1569 – 1650 гг.).
Метод интроспекции и проблема самонаблюдения.Два источника знания в учении Дж. Локка (1632-1704 гг.) о рефлексии. Интроспективная психология. Суть интроспективного наблюдения. Первая экспериментальная психологическая лаборатория Вундта (1879 г).
Современное представление о роли и месте методов самонаблюдения и наблюдения в психологии.
Психология как наука о поведении. Теоретические основы учения Дж. Уотсона о психологии поведения. Представление о поведении человека как о системе реакций в воззрениях бихевиористов. Теоретические обоснования и экспериментальные исследования бихевиоризма. “Промежуточные переменные” в бихевиористической теории Э. Толмена. Явления инструментальных или оперантных условных реакций в учениях Э. Трондайка (1898) и Б. Скиннера (1938).
Роль и значения бихевиоризма для развития современной психологии.
Становление отечественной психологии. Развитие отечественной психологии в XIX в. Работа И.М. Сеченова “Рефлексы головного мозга” и ее значение для становления российской психологии. Роль трудов И.П. Павлова для развития психологической мысли в России. Вклад А.Ф. Лазурского, Н.Н. Ланге, Г.И. Челпанов в развитие отечественной психологии на рубеже XIX — ХХ вв. Становление советской психологии. Психологические школы С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Р. Лурии. Труды советских психологов в 30 – 60-е годы. Современные психологические Российские школы.
Взаимосвязь психологии с современными науками. Взаимосвязь психологии и философии. Участие психологов и философов в разработке учения о познании человеком окружающего мира – эпистемологии. Современные психолого-философские теории. Взаимопроникновение психологии и социологии. Теория социализация в психологии и психологии. Взаимосвязь и противоречие педагогики и психологии. Общее представление о педологии. Постановление ЦК ВКП(б) “О педологических извращениях в системе Наркомпроса” (1936 г.), причины его появления и последствия для развития психологической науки. Взаимосвязь психологии и истории. Исторический метод. Роль и место психологии в развитии технических наук. Взаимосвязь психологии с медицинскими и биологическими науками.
Основные отрасли психологии. Фундаментальные и прикладные отрасли психологии. Общая психология, ее предмет и задачи. Становление и формирование основных отраслей психологии: педагогическая психология, возрастная психология, дифференциальная психология, социальная психология. Работы С.Л. Рубинштейна, Ф. Гальтона, В. Штерна, У. Макдуггла и Э. Росса. Задачи и структура медицинской психологии, как синтетической науки. Клиническая психология, нейропсихология, патопсихология, соматопсихология, общая медицинская психология, психопрофилактика и психогигиена. Инженерная психология и психология труда. Авиационная психология и др. прикладные отрасли психологии.
ТЕМА 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Общая психологическая характеристика деятельности. Понятие деятельности. Побудительные причины деятельности. Цель деятельности. Воля и внимание в деятельности. Специфика человеческой деятельности и ее атрибуты. Виды человеческой деятельности. Труд как деятельность. Учебная деятельность. Общение как деятельность. Игра как деятельность. Деятельность и развитие человека.
Основные понятия психологической теории деятельности. Операционно-технические аспекты. Разработка и развитие теории деятельности в трудах Российских ученых. Структура деятельности. Действие как центральный компонент деятельности. Основные характеристики действия. Основные принципы психологической теории деятельности. Условия деятельности. Понятие об операциях. Автоматические действия и навыки. Психофизиологические функции деятельности.
Теория деятельности и предмет психологии.Потребность как исходная форма активности живых организмов. Основные этапы в формировании и развитии потребности. Мотив деятельности. Ведущий мотив и мотивы-стимулы. Неосознаваемые мотивы: эмоции и личностный смысл. Механизмы образования мотивов. Понятие о внутренней деятельности.
Физиология движение и физиология активности. Общее понятие о психомоторике. И.М. Сеченов о физиологии движений. Содержание термина “психомоторика”. Рефлекторная концепция движения. Типы сенсомоторных процессов: простая сенсомоторная реакция, сложная сенсомоторная реакция, сенсомоторная реакция. Сенсорноречевые реакции и идеомоторные процессы. Ограниченность трактовки учения о психомоторике. Механизмы организации движений. Н.А. Бернштейн и его теория физиологии движений. Принцип сенсорных коррекций. Факторы, влияющие на ход выполнения движений: реактивные силы, инерционные силы, внешние силы, состояние мышц. Сигналы обратной связи. Рефлекторное кольцо. Основные компоненты рефлекторного кольца. Уровни построения движений по Бернштейну. Порядок организации движений. Процесс формирования двигательного навыка и принцип активности. Основные периоды и фазы построения движений: уяснение двигательного состава, прояснения внутренней картины движения, перешифровка афферентных сигналов и аффективные сигналы др. Автоматизация движений. Принцип активности и принцип реактивности. Произвольные акты.
ТЕМА 6. НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Неосознаваемые механизмы и действия.Общая характеристика проблемы неосознаваемых психических процессов. Классификация неосознаваемых процессов: неосознаваемые механизмы сознательных действий, неосознаваемые побудители сознательных действий, надсознательные процессы. Подклассы неосознаваемых механизмов: неосознаваемые механизмы сознательных действий, неосознаваемые автоматизмы, неосознаваемые установки, неосознаваемые сопровождения сознательных действий. Концепция неосознаваемой установки Д.Н. Узнадзе. Значимость вегетативных компонентов для психологических исследований.
Неосознаваемые побудители сознательных действий. Исследования неосознаваемых процессов и причин З. Фрейдом. Теория бессознательного. Механизмы вытеснения и сопротивления. Роль теории З. Фрейда для лечения невротических симптомов.
Надсознательные процессы. Соотношение сознательных и надсознательных процессов. Иллюзии восприятия, ошибки установки, фрейдовские феномены.
РАЗДЕЛ 2. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.
ТЕМА 7. ОЩУЩЕНИЕ.
Общее понятие об ощущениях. Общее место и роль психических познавательных процессов в жизни человека. Ощущение как чувственное отображение отдельных свойств предметов. Физиологические механизмы ощущений. Понятие об анализаторе и его отделах: периферического, афферентные нервы, корковые отделы. Рефлекторный характер анализатора. Учения об ощущениях. Закон о “специфической” энергии И. Мюллера. Концепция “знаков” Г. Гемгольца. Теория солипсизма. Ощущение как продукт исторического развития человека.
Виды ощущений. Общее представление о классификациях ощущений. Систематическая классификация ощущений А.Р. Лурия: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные ощущения. Контактные и дистантные ощущения. Генетическая классификация ощущений: протопатические и эпикритические ощущения. Классификация ощущений Б.М. Теплова. Понятие о модальности ощущений. Классификация ощущений по модальности. Свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация. Абсолютная чувствительность и чувствительность к различию. Абсолютный и относительный порог ощущений. “Субсенсорная область” Г.В. Гершуни. Закон Бугера-Вегера. Суть константы Вебера. Основной психофизический закон Вебера-Фехнера. Закон Стивенса. Обобщенный психофизический закон Ю.М. Забродина.
Явления адаптации и взаимодействия ощущений.Понятие о сенсорной адаптации. Взаимодействия ощущений: взаимодействие между ощущениями одного вида, взаимодействие между ощущениями различных видов. Понятие о сенсибилизации. Явление синестезии.
Развитие ощущений.Ощущения новорожденного. Особенности процесса развития зрения и слуха. Развитие речевого слуха. Развитие абсолютной чувствительности. Соотношение генетической предрасположенности и возможность развития ощущений.
Характеристика основных видов ощущений. Кожные ощущения.Понятие о кожных ощущениях и их структура: тактильные ощущения, термические ощущения, ощущения боли. Рецепторы кожных ощущений. Пространственный порог тактильных ощущений. Экстезиометры. Вкусовые и обонятельные ощущения. Вкусовые луковицы и их расположение. Обонятельные клетки и их расположение. Взаимодействие вкусовых и обонятельных ощущений. Эксперименты академика Лазарева. Индивидуальные различия. Слуховые ощущения. Понятие о звуке. Амплитуда и форма колебания звуковой волны. Классификация звуков: музыкальные, шумы. Характеристики звуков: высота, громкость, тембр. Резонансная теория слуха Гемгольца. Зрительные ощущения. Световые волны. Ахроматические и хроматические цвета. Коэффициент отражения. Свойства хроматических цветов: светлота, цветовой тон, насыщенность. Чувствительность человеческого глаза и острота зрения. Работы Ньютона и Гемгольца. Теория трехцветного зрения Ломоносова — Гемгольца. Колбочки и палочки. Цветовая и “куриная” слепота. Феномен положительных последовательных образов. Отрицательные последовательные образы. Проприоцептивные ощущения. Ощущения движения и равновесия. Проприоцептивные рецепторы. Понятие об осязании.
ТЕМА 8. ВОСПРИЯТИЕ.
Общая характеристика восприятия. Понятие о восприятии. Взаимосвязь ощущений и восприятия. Восприятие как целостное отражение предметов. Теории распознавания образов. Восприятие как сложный перцептивный процесс.
Физиологические основы восприятия. Физиологические механизмы восприятия. Рефлекторная основа восприятия по И.П. Павлову.
Основные свойства восприятия и их классификация.Основные свойства восприятия: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность, апперцепция, активность. Явление апперцепции. Понятие об иллюзии восприятия. Осмысленность восприятия. Основные типы классификации восприятия. Классификация по модальности. Классификация по форме существования материи: пространство, время, движение.
Индивидуальные различия в восприятии и развитие у детей. Индивидуальные типы восприятия. Синтетический и аналитический типы восприятия. Описательный и объяснительный типы восприятия. Объективные и субъективные типы восприятия. Наблюдательность. Этапы развития восприятия у детей. Работы Б.М. Теплову, А.Н. Запорожца.
Предмет и фон восприятия.Фон и объект восприятия. Соотношение объекта и фона. Условия выделения предмета из фона. Легкость выделения предмета из фона.
Взаимоотношение целого и части в восприятии.Особенности восприятия целого и части. Опознавательные признаки предмета. Индивидуальные различия и этапы восприятия.
Восприятия пространства. Пространственные свойства предметов: величина, форма предметов, положение в пространстве. Факторы, влияющие на особенности восприятия величины предмета. Константность и контрастность предметов. Перенесение свойства целого на его отдельные части. Особенности восприятия формы предмета. Механизмы бинокулярного зрения. Восприятия трехмерного пространства и его физиологические механизмы. Понятие о конвергенции и дивергенции глаз. Механизмы ориентации в пространстве.
Восприятия движения и времени. Механизмы восприятия движения. Опыты Э. Маха. Основные теории восприятия движения. Теория В. Вундта. Фи-феномен М. Вертгеймера. Теория восприятия в гештальтпсихологии. Механизмы восприятия времени. Понятие о временных отрезках. Факторы определяющие особенности восприятия времени.
ТЕМА 9. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.
Определение представлений и их основные характеристики. Представления, как психические образы предметов или процессов, не воспринимаемых в данный момент. Типы представлений: представления памяти, представления воображения. Механизмы возникновения представлений. Основные характеристики представлений: наглядность, фрагментарность, неустойчивость, непостоянство. Представления, как результат обобщения образа. Общие и частные представления.
Виды представлений. Классификация представлений по модальности: зрительные, слуховые, двигательные, осязательные, обонятельные и др. Классификация представлений по Б.М. Теплову: по содержанию, по степени обобщенности. Характеристики отдельных видов представлений. Зрительные представления. Слуховые представления: речевые и музыкальные, фонетические, тембро-интонационные. Двигательные представления: зрительно-двигательные и слухо-двигательные представления. Пространственные представления.
Индивидуальные различия в области представлений и развитие представлений. Индивидуальные различия в представлениях: зрительный тип, слуховой тип, двигательный тип. Этапы формирования представлений у людей. Условия развития представлений.
Первичные образы памяти и персеверирующие образы. Общее понятие о первичных образах памяти. Общее понятие о персеверирующих образах. Сходство и различие между образами памяти и персеверирующими образами.
ТЕМА 10. ПАМЯТЬ.
Определение и общая характеристика памяти. Память, как психический процесс. Основные механизм памяти: запечатление. Сохранение, узнавание и воспроизведение. История исследования процессов памяти. Понятие об ассоциациях. Труды Аристотеля. Ассоциативная психология Юма, Джемса, Спенсера. Проблема ассоциаций в трудах И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Экспериментальные исследования закономерностей проявления ассоциаций Г. Эббингаузен: значимость событий для ассоциаций, “эффект края”, закон забывания. Проблема памяти в гештальтпсихологии. Квазипотребность. Проблемы памяти в исследованиях представителей бихевиоризма и психоанализа. Смысловая теория А. Бине и К. Бюлера. Формирование высших форм памяти в исследованиях П. Жане и Л.С. Выготского. Физиологические основы памяти.
Основные виды памяти. Классификация отдельных видов памяти: по характеру психической активности, по характеру целей деятельности, по продолжительности закрепления и сохранения материала. Двигательная память. Эмоциональная память. Образная память. Словесно-логическая память. Произвольная и непроизвольная память. Кратковременная, долговременная и оперативная память.
Основные процессы и механизмы памяти.Запоминание. Основные виды запоминания: произвольное, непроизвольное. Основные характеристики произвольного запоминания. Основные приемы произвольного запоминания. Заучивание. Постановка специальной задачи в заучивании. Труды П.И. Зинченко, А.А. Смирнова. Запоминание и деятельность. Понятие о мнемической деятельности. Осмысленное и механическое запоминание. Основные приемы осмысленного запоминания. Метод повторения. Целостный, частичный и комбинационный способы запоминания. Воспроизведение и узнавание. Динамическое и статическое сохранение информации. Воспроизведение, как процесс воссоздания образа. Преднамеренное и непреднамеренное воспроизведение. Припоминание. Узнавание и его отличие от воспроизведения. Полное и неопределенное узнавание. Связи процессов узнавания и воспроизведения с мышлением и волей. Ошибки при узнавании. Забывание.Основные формы забывания. “Уровни памяти”. Закон забывания Эббингауза. Способы замедления процессов забывания. Явление реминисценции. Ошибочное узнавание, как форма забывания. Явление ретроактивного торможения в работах А.А. Смирнова. Понятие о ретроградной амнезии.
Индивидуальные различия памяти и развитие памяти.Различия в продуктивности заучивания. Исследования феноменальной памяти А.Л. Лурия. Типы памяти. Зрительная память. Слуховая память. Двигательная память. Смешанные типы памяти. Зависимость типа памяти от особенностей воспитания. Основные периоды развития памяти. Первичные проявления памяти у младенца. Понятие “о скрытом периоде”. Особенности развития памяти в школьные годы.
Основные нарушения памяти. Амнезия. Прогрессирующая амнезия. Закон Рибо.
ТЕМА 11. ВООБРАЖЕНИЕ
Общая характеристика воображения и его значение для психической жизни человека. Воображение, как процесс преобразования представлений. Механизмы процесса воображения. Роль воображения в жизни человека. Физиологические основы воображения. Связь воображения с регуляцией органических процессов и движений.
Виды воображения. Классификация воображения по степени преднамеренности: произвольное и непроизвольное воображение. Воссоздающее воображение. Творческое воображение. Мечта. Пространственное воображение. Активное и пассивное воображение. Галлюцинации.
Механизмы переработки представлений в воображаемые образы. Основные этапы формирования воображаемых образов. Анализ, абстрагирование, синтез. Агглютинация, как механизм формирования образов воображения. Схематизация и акцентировка.
Индивидуальные различия в воображении. Развитие воображения.Основное различие воображения людей: по степени развития, по типу представлений, которыми оперируют чаще всего. Характеристика степени развития воображения. Основные типы воображения. Этапы развития воображения. Индивидуальный характер развития воображения.
Воображение и творчество.Общее представление о творчестве. Значение воображения для творчества. Концепция Г. Рибо. Этапы творчества по Г. Уоллесу. Уровни творческих задач по Г.С. Альтшуллеру.
ТЕМА 12. МЫШЛЕНИЕ.
Природа и основные виды мышления.Основные характеристики мышления: мышление как процесс обобщения, мышление как опосредованное познание мира; мышление как процесс решения мыслительной задачи. Мышление и ассоциативное течение интеллектуальных процессов. Взаимосвязь мышления и речи. Процесс выражения мысли словами по Л.С. Выготскому. Физиологические основы мышления. Классификация мышления: теоретическое, практическое. Особенности основных типов мышления: понятийное, образное, наглядно-образное, наглядно-действенное.
Основные формы мышления.Понятие. Общие и единичные понятия. Процессы усвоения понятий. Факторы, способствующие усвоению понятий. Осознание и понимание. Особенности понимания. Умозаключение как высшая форма мышления.
Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления. Понятие “интеллекта”. Интеллект и поведение человека. Разработка проблемы интеллекта в гештальтпсихологии. Инсайты. Врожденное и приобретенное в проблеме интеллекта. Проблема мышления в работах отечественных ученых А.А. Смирнова, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова и др. Экспериментальные исследований А. Бине и Т. Симона. Тест Стенфорда-Бине. Тест Векслера. Концепция Дж. Гильфорда.
Сравнение. Суть операции сравнения. Непосредственное и опосредованное сравнение. Ошибки сравнения. Умозаключение по аналогии.
Анализ и синтез.Анализ и синтез как основные операции мышления. Взаимосвязь анализа и синтеза с другими умственными операциями.
Абстракция и конкретизация.Абстракция как процесс отвлечения. Особенности усвоения абстрактных понятий. Конкретизация как процесс представления единичного.
Индукция и дедукция.Суть индуктивного умозаключения. Понятие дедукции. Ошибки умозаключения.
Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление. Условия творческого мышления. Предположение. Практическое мышление. Концепция творческого мышления Дж. Гилфорда. Критическое и творческое мышление.
Развитие мышления.Основные этапы формирования мышления. Филогенетический и онтогенетический аспекты развития мышления. Теория развития интеллекта Ж. Пиаже. Теория развития и формирования умственных операций П.Я. Гальперина. Исследования В.С. Выготского, Л.С. Сахорова проблемы формирования понятий. Информационная теория интеллектуально-когнитивного развития Кларка и Уоллесса.
ТЕМА 13. РЕЧЬ.
Общая характеристика речи, ее происхождение и историческое развитие.Речь и язык. Лексический, грамматический и фонетический состав языка. Слово и его значение. Речь как процесс словесного общения. Эмоционально-выразительная сторона речи. Смысловой подтекст. Историческое развитие речи: комплексная кинетическая речь, ручная кинетическая речь, звуковая речь и полисемантизм, письменная речь.
Физиологические основы речи.Физиологические системы речи: периферические и центральные. Центры Вернике, Брока.
Теоретические проблемы. Соотношение врожденных и сформированных структур речи. Теория научения. Теория специфических задатков Н. Хомского. Когнитивная теория Ж. Пиаже. Теория Л.С. Выготского. Проблемы взаимоотношения мышления и речи.
Основные виды речи.Устная и письменная речь. Разговорная и диалоговая речь. Монолог. Пассивная и активная речь. Кинетическая речь. Основные функции речи: выражение, воздействие, сообщение, обозначение.
Развитие речи у ребенка.Основные этапы формирования речи. Роль взрослого в формировании речи ребенка. Развитие речи в процессе изучения языка.
ТЕМА 14. ВНИМАНИЕ
Понятие внимания. Внимание как психический феномен, его суть и понятие. Основные характеристики внимания. Внимание и сознание. Физиологические механизмы внимания и ориентировочный рефлекс. Закон индукции нервных процессов И.П. Павлова и внимание. Принцип доминанты А.А. Ухтомского. Классификация теорий внимания по Н.Н. Ланге. Теория внимания Т. Рибо. Концепция внимания П.Я. Гальперина. Концепция установки Д.Н. Узнадзе и внимание.
Основные виды внимания.Непроизвольное внимание и его причины: характер внешнего раздражения, контраст между раздражителями, соотношение внешних раздражителей и внутреннего состояния, общая направленность личности, чувства, вызываемые воздействующим раздражителем. Особенности произвольного внимания. Социальные причины произвольного внимания. Послепроизвольное внимание
Основные характеристики свойств внимания.Основные свойства внимания: устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем внимания. Психофизические особенности устойчивости внимания и его основные условия. Методы изучения устойчивости внимания: таблицы Бурдона, таблицы Крепелина. Концентрация и распределения внимания. Методы изучения распределения внимания: красно-черные таблицы Шульте. Переключаемость и объем внимания. Методы исследования объема внимания. Отвлекаемость и ее физиологические основы. Мнимая и подлинная рассеянность.
Развитие внимания. Основные этапы развития внимания ребенка. Факторы, определяющие развития внимания по Л.С. Выготскому.
ТЕМА 15. ВОЛЯ
Общая характеристика волевых действий.Воля как процесс сознательного регулирования поведения. Произвольные и непроизвольные движения. Особенности произвольных движений и действий. Характеристики волевых действий. Связь воли и чувств.
Основные психологические теории воли. Проблема воли в работах античных философов. Проблема воли во времена средневековья. Концепции “свободы воли” в эпоху “возрождения”. Экзистенциализм –“философия существования”. Подход И.П. Павлова к рассмотрению проблемы воли. Трактовка воли с позиции бихевиоризма. Концепция воли в работах Н.А. Бернштейна. Психоаналитические концепции воли.
Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий. Физиологические основы воли. Пирамидальный путь. Роль премоторных зон и префронтальных участков коры головного мозга в формировании волевых действий. Аппраксия и абулия. Роль второй сигнальной системы в формировании волевых действий. Основные и побочные мотивы волевых действий. Роль потребностей, эмоций, интересов и мировоззрения в формировании волевых действий.
Структура волевых действий.Компоненты волевых действий. Роль влечений и желаний в формировании мотивов и целей деятельности. Содержание цели и характер волевого действия. Решительность и процесс принятия решения. Типы решительности по Джеймсу. Борьба мотивов и исполнение принятого решения. Волевое усилие. Внутреннее волевое действие.
Волевые качества человека и их развитие.Основные качества воли:сила воли, выдержка и самообладание. Целеустремленность и настойчивость. Инициативность и самостоятельность. Негативизм и импульсивность. Самоконтроль и самооценка. Основные этапы и закономерности формирования волевых действий у ребенка. Роль сознательной дисциплины в формировании воли.
ТЕМА 16. ЭМОЦИИ.
Виды эмоций и их общая характеристика. Чувственный тон ощущения. Соотношение понятий “эмоции” и “чувства”. Основные характеристики эмоций: субъективность, осознание потребности и содействие в их достижении. Основные виды эмоций: аффект, эмоции, чувства, настроение. Классификация эмоций: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение и др. Амбвивалентность эмоций. Высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. Основные характеристики настроений.
Физиологические основы и психологические теории эмоций.Проблема эмоций в XVIII – XIX вв. Концепции И.Ф. Гербарта, В Вундта. Концепция происхождения эмоций Ч. Дравина и его книга “Выражение эмоций у человека и животных” (1872).
Теория эмоций Джемса – Ланге. Теория эмоций Кеннона. Активационная теория Линдсея – Хебба. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Информационная концепция эмоций П.В. Симонова. Физиологические основы эмоций. Роль второй сигнальной системы в формировании эмоций.
Развитие эмоций и их значения в жизни человека.Органические потребности как первичные побудители эмоциональных проявлений у детей. Факторы, обусловливающие формирование положительных и отрицательных эмоций. Особенности проявления эмоций в раннем детском возрасте. Фрустрация как механизм формирования эмоций. Роль взрослых в формировании эмоций и эмоциональных состояний у детей. Закономерности формирования высших чувств. Роль эмоций в регуляции поведением. Основные функции эмоций: отражательная, побудительная, подкрепляющая, переключательная, приспособительная, коммуникативная. Различия в эмоциональных проявлениях людей.
ТЕМА 22. НАПРАВЛЕННОСТЬ И МОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Понятие о направленности личности и мотивации деятельности. Основные формы направленности: влечение, желание, стремление, интересы, идеалы, убеждения. Понятия мотива. Проблема мотивации деятельности человека. Понятие потребности. Цель деятельности. Основные характеристики мотивационной сферы человека: широта, гибкость, иерархизированность.
Психологические теории мотивации. Проблема мотивации в работах древних философов. Иррационализм. Теория автомата. Роль эволюционной теории Ч. Дарвина для развития проблемы мотивации поведения человека. Теории инстинктов З. Фрейда и У Макдауголла. Теория биологических потребностей человека. Поведенческая теория мотивации и теория высшей нервной деятельности. Классификация иерархии человеческих потребностей А. Маслоу. Мотивационные концепции второй половины ХХ века. Теория деятельностного происхождения А.Н. Леонтьева.
Основные закономерности развития мотивационной сферы индивида.Механизмы развития мотивов по А.Н. Леонтьеву. Основные этапы формирования мотивационной сферы у детей. Особенности первых интересов детей. Особенности формирования мотивационной сферы в дошкольном и школьном возрасте. Роль игры в формировании мотивационной сферы.
Мотивационное поведение как характеристика личности.Мотивация достижения и избегания. Уровень притязаний и самооценка. Особенности проявления мотивов аффелиации и власти. Мотив отвергания. Просоциальное поведение. Агрессия и мотив агрессивности. Типы агрессивных действий по А. Бандура. Тенденции к агрессии и тенденции к подавлению агрессии.
ТЕМА 23. СПОСОБНОСТИ.
Общая характеристика способностей человека. Понятие способности. Определение способностей по Б.М. Теплову. Соотношение способностей и успешности обучения. Способности и развитие человека. Классификация способностей: природные и специфически человеческие способности. Общие и специальные способности. Характеристика общих способностей. Теоретические и практические способности. Учебные и творческие способности.
Уровни развития способностей и индивидуальные различия людей.Основная классификация уровней развития способностей: задатки, способности, одаренность, талант, гениальность. Врожденные задатки и генотип. Развитие задатков как социально обусловленный процесс. Потенциальные и актуальные способности. Соотношение общих и специальных способностей. Одаренность. Компенсация способностей. Мастерство и талант. Гениальность.
Природа человеческих способностей.Первые теории способностей. Френология. Концепции способностей Ф. Галлея. И Ф. Гальтона. Близнецовый метод в исследовании способностей. Роль особенностей воспитания для развития способностей. Концепция способностей К.А. Гельвеция. Биосоциальная природа способностей человека.
Развитие способностей. Основные этапы развития способностей. Роль игры в формировании способностей. Особенности семейного воспитания и развитие способностей. Условия макросреды и развитие способностей. Проблема профориентации. Классификация профессиональной пригодности и классификация профессий по Е.А. Климову.
ТЕМА 24. ТЕМПЕРАМЕНТ
Понятие о темпераменте. Темперамент как свойство личности. Определение темперамента по Б.М. Теплову. Основные типы темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический, флегматический. Соотношение темперамента и способностей.
Краткий обзор учений о темпераменте. Учение о темпераменте Гиппократа: четыре “сока организма”. Типология Э. Кречмера: лептосоматик, пикник, атлетик, диспластик. Концепция типов телосложения и темперамента по У. Шелдону: эндоморфный (висцеротония), мезоморфный (соматотония), эктоморфный (церебротония).
Исследования проблемы темперамента в трудах И.П. Павлова. Исследования темперамента Б.М. Тепловым. Основные свойства темперамента и их проявления по Б.М. Теплову: эмоциональная возбудимость, возбудимость внимания, сила эмоций, тревожность, реактивность непроизвольных движений, активность волевой целенаправленной деятельности, пластичность – ригидность, резистентность, субъективация. Концепция темперамента В.М. Русалова.
Физиологические основы темперамента. Свойства нервной системы как основа темперамента. Учение И.П. Павлова, Сила возбуждения и торможения, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Типы нервной системы по И.П. Павлову. Исследования свойств нервной системы Б.М. Тепловым и В.Д. Небылициным.
Психологические характеристики темперамента и особенности деятельности личности. Принципы составления психологических характеристик типов темперамента. Психологические характеристики типов темперамента по Я. Стреляу. Особенности соотношения темперамента и успешности деятельности человека.
ТЕМА 25. ХАРАКТЕР.
Понятие о характере. Определения характера. Особенности характера как психического феномена. Характер как прижизненное образование. Закономерности формирования характера. Понятие о чертах характера. Классификация черт характера. Проявление характера через деятельность, отношение к другим людям, через интересы, эмоциональность и волю. Мотивационные и инструментальные черты личности.
Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера. Типология характера, как центральная проблема экспериментальных исследований и теоретических поисков. Первые попытки прогнозирования поведения человека на основе учета его основных черт (гороскопы).
Физиогномика. Физиогномистическое учение И.К. Лафатера. Концепция “глаз” Дж. Глайва и Э. Клери. Концепция взаимосвязи положения тела и характера. Хиромантия и дерматоглифика. Концепция акцентуаций характера по А.Е. Личко. Концепция акцентуаций характера по К. Леонгарду. Классификация характера по Э. Фромму. Взаимосвязь характера и темперамента. Характер и типология К. Юнга. Графология.
Формирование характера.Особенности формирования характера в детском возрасте. Сензитивный характер. Роль взаимодействия ребенка и взрослого в формировании характера. Особенности формирования характера в дошкольном и школьном возрасте. Трансформация характера в течение жизни. Самовоспитание. Роль труда в формировании характера.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
Виды самостоятельной работы
Таблица 2
Виды СРС | Формируемые компетенции | Форма контроля | |||||
Изучение литературы по теме | ОК-2 | ОК-5 | ОК-6 | ОК-9 | ПК-2 | ПК-9 | Составление доклада, реферата. |
Конспектирование | ОК-2 | ОК-5 | ОК-11 | Проверка подготовки ответов на контрольные вопросы | |||
Доклад | ОК-2 | ОК-6 | ОК-11 | ПК-7 | ПК-9 | ПК-9 | Представление доклада на занятии |
Подготовка мультимедийный презентаций по теме | ОК-3 | ОК-5 | ОК-12 | ПК-9 | ПК-13 | ПК-19 | Презентация |
Работа с интернет-ресурсами | ОК-2 ПК-7 | ОК-5 ПК-9 | ОК-9 ПК-11 | ПК-3 ПК-12 | ПК-2 ПК-13 | ПК-4 ПК-19 | Проверка подготовки ответов на контрольные вопросы |
Проведение обследования одного испытуемого с помощью проективной методики, обработка и интерпретация данных. | ОК-2 ПК-3 | ОК-5 ПК-11 | ОК-6 ПК-10 | ОК-9 ПК-13 | ПК-2 ПК-19 | ПК-4 | Представление и защита результатов на практических занятиях |
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Таблица 3
Перечень тем практических занятий
Раздел и тема Дисциплины | Наименование или содержание практических занятий |
Раздел 2. Психические процессы | |
Тема 1. Ощущение | Исследование психического процесса, фиксация результатов |
Раздел 3. Психические состояния и их регуляция | |
Тема 2. Эмоциональный стресс и регуляция эмоциональных состояний | . Дать характеристику эмоциональному стрессу, подготовить рекомендации по регуляции эмоциональных состояний. |
Раздел 4. Психические свойства личности | |
Тема 3. Темперамент. Характер | Составление кроссвордов по теме занятия, дискуссия, решение конкретных ситуаций |
Раздел 5. Методология и методы эмпирического исследования | |
Тема 4. Планирование, цель, задачи и организация проведения эксперимента. | Составление плана проведения психологического эксперимента. |
Раздел 6. Эмпирическая обработка экспериментальных данных | |
Тема 5. Математико-статистическая обработка экспериментальных данных. | Обработка результатов исследования на компъютере. |
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинарские занятия по дисциплине «Общая психология» не предусмотрены планом.
Перечень тем ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Лабораторные работы по дисциплине «Общая и экспериментальная психология» не предусмотрены планом.
Требования к выполнению курсовой работы (ПРОЕКТА)
Курсовая работа по дисциплине «Общая психология» не предусмотрена планом.
Образовательные технологии
Использование информационных технологий
В рамках данной дисциплины используются следующие информационные технологии: лекции-визуализации, мультимедийные презентации, работа с интернет-ресурсами.
Применение активных методов обучения
В рамках изучения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций: технология проблемного обучения, технологии интерактивного обучения, и групповые технологии.
Так же представлены методы самостоятельной работы студентов – чтение учебно-методической литературы, работа с Интернет-ресурсами.
В процессе освоения дисциплины используются проблемная лекция, лекция-визуализация.
В рамках практических занятий используются групповая работа с иллюстративным материалом, дискуссии, метод проектов, проблемное обучение, разбор конкретных ситуаций, презентации, кейс-метод.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В рамках изучения дисциплины используется следующее оборудование: аудитория, оборудованная мобильной мебелью для учащихся и педагога, доска, ПК, ноутбук, мультимедийный проектор, доска для показа слайдов.
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Формы текущего контроля
Текущий контроль освоения дисциплины осуществляется в виде проверки подготовленных самостоятельных работ.
Форма промежуточного контроля по дисциплине. По данной дисциплине предусмотрен зачет в конце 2 семестра
По данной дисциплине предусмотрен зачет в конце 2 семестра. Зачет проходит в форме собеседования. В конце 3 предусмотрен экзамен. Экзамен проходит в устной форме.
12.3. Балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов.
Оценка «отлично»ставится за полный объем работы. Ответ студента характеризуется как полный и правильный. Студент способен обобщить материал, сделать собственные выводы, выразить свое мнение, привести иллюстрирующие примеры. Логичность изложения материала. Отличное владение понятийно-терминологическим аппаратом по предмету. Полный ответ на дополнительные вопросы.
Оценка «хорошо» ставится за выполнение 75% работы. Ответ студента правильный, но неполный. Не приведены иллюстрирующие примеры, обобщающее мнение студента недостаточно четко выражено.Знание и владение понятийно-терминологическим аппаратом. Правильный, но неполный ответ на дополнительные вопросы.
Для получения оценок «отлично» или «хорошо» необходим полный ответ на дополнительные вопросы по курсу и понимание основных проблем курса.
Оценка «удовлетворительно» ставится за выполнение 50% работы. Ответ правилен в основных моментах, нет иллюстрирующих примеров, нет собственного мнения студента, есть ошибки в деталях и/или они просто отсутствуют. Знание понятийно-терминологического аппарата. Незнание ответов на дополнительные вопросы.
Оценка «неудовлетворительно» ставится за выполнение менее 50% работы. В ответе существенные ошибки в основных аспектах темы. Незнание понятийно-терминологического аппарата.
Вопросы к экзамену по дисциплине
1. Психология как наука.
2. Основные методы психологических исследований.
3. Основные структурные элементы подхода Б.Г. Ананьева к изучению
4. человека.
5. Представление античных и средневековых философов о душе и сознании.
6. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения.
7. Бихевиоризм как наука о поведении.
8. Становление отечественной психологии.
9. Взаимосвязь психологии и современных наук.
10. Основные отрасли психологии.
11. Понятие о психике.
12. «Я-концепция» и ее роль в регуляции поведения человека.
13. Основные функции психики. Основные функции психики.
14. Понятие о сознании.
15. Культурно-историческая концепция развития психики человека.
16. Развитие психики человека.
17. Общая психологическая характеристика деятельности.
18. Основные понятия психологической теории деятельности. Операционно-технические аспекты деятельности.
19. Физиология движения и физиология активности.
20. Общая характеристика проблемы неосознаваемых психических процессов.
21. Классификация неосознаваемых психических процессов.
22. Общее понятие об ощущении.
23. Виды ощущений.
24. Основные свойства и характеристики ощущений.
25. Развитие ощущений.
26. Характеристика основных видов ощущений.
27. Общая характеристика восприятия.
28. Основные свойства и виды восприятия.
29. Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей.
30. Восприятие пространства, движения и времени.
31. Определение представления и его основные характеристики.
32. Определение представления. Классификации представлений.
33. Виды представлений.
34. Индивидуальные особенности представления.
35. Развитие представления.
36. Определение и общая характеристика памяти. Основные виды памяти.
37. Основные процессы и механизмы памяти.
38. Индивидуальные особенности памяти и ее развитие.
39. Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности.
40. Индивидуальные особенности воображения и его развитие.
41. Воображение и творчество.
42. Природа и основные виды мышления. Основные формы мышления.
43. Теоретические и экспериментальные подходы к изучению мышления.
44. Развитие мышления.
45. Общая характеристика речи. Основные виды речи.
46. Развитие речи у ребенка.
47. Понятие внимания. Основные виды внимания.
48. Основные характеристики свойств внимания. Развитие внимания.
49. Общая характеристика волевых действий.
50. Волевые качества человека и их развитие.
51. Виды эмоций и их общая характеристика.
52. Развитие эмоций. Значение эмоций в жизни человека.
53. Психические процессы с точки зрения кибернетической науки.
54. Общее понятие об адаптации человека и функциональном состоянии организма.
55. Общая характеристика состояний организма и психики.
56. Основные типы стресса. Общие черты психического стресса.
57. Понятие об эмоциональном стрессе.
58. Регуляция эмоциональных состояний.
59. Общее понятие о личности. Взаимосвязь социального и биологического в личности.
60. Формирование и развитие личности.
61. Теории личности зарубежных психологов.
62. Теории личности российских психологов.
63. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности.
64. Основные формы направленности.
65. Общая характеристика способностей человека. Основные классификации способностей.
66. Уровни развития способностей и индивидуальные различия.
67. Понятие о темпераменте.
68. Психологические характеристики темперамента и особенности деятельности личности.
69. Понятие о характере.
70. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера.
71. Формирование характера.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Нормативные правовые акты
Нормативные правовые акты
1. Конвенция ООН о правах ребенка.
2. О введении должности психолога в учреждениях народного образования. Письмо Госкомитета СССР по народному образованию от 27.04.89 №16.
3. Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения. Министерство образования Российской Федерации. Инструктивное письмо 24.12.2001 г. № 29/1886-6
4. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации. Утверждено Приказом Министерства образования РФ от 22.10.99 №636.
5. Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России.
Основная литература:
1. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб. Питер. 2011.
Дополнительная литература:
2. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 1998.- 320 с. —
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. – М., “Педагогика”, — Т.1.,- 1980.
4. Бассин Ф.Б. Проблемы бессознательного. М.1968.
5. Братусь Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности. — М. 1977.
6. Бодалев А.А. Психология о личности. –М., 1988
7. Вернадский В.И. Биосфера. –М., -1965.
8. ВеккерЛ. М. Психические процессы: В 3 т. — Т. I. — Л., 1974.
9. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. — М., 1973.
10. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. Дошкольный возраст. — М., 1969.
11. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка.// Психология личности. Тексты. М., 1982.
12. Выготский Л.С. Собр. Соч. в 6 т. -,., 1982 – 1984
13. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М., 1988 г
14. Джеймс В. Многообразие религиозного опыта. М. 1910.
15. Дельгадо Х. Мозг и сознание. – М.,1971.
16. Забродин Ю. М., Лебедев А. Н. Психофизиология и психофизика. — М., 1977.
17. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. — Т. I. — М., 1986
18. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. — М., 1998.
19. Кравков С.В. Самонаблюдение. М. 1922.
20. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. – М., 1968.
21. Кузмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. –Л., 1985.
22. Леонгард К. Акцентуированные личности. –Киев, 1989.
23. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. –Л., 1983.
24. Логвиненко А.Д. Психология восприятия: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии государственных университетов. — М., 1987.
25. Логвиненко А.Д. Зрительное восприятие пространства. — М., 1981.
26. Логвиненко А.Д. Чувственные основы восприятия пространства. — М., 1985.
27. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. –М., 1964.
28. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. –М., 1975.
29. Льюис Д. Социализм и личность –М.,1963.
30. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека.// Избранные психологические труды. –М.: Педагогика, 1990.
31. Немов Р.С. Психология. М., “Просвещение”, — 1995 г. Т.1.
32. Психология. Под ред. К.Н. Корнилова, А.А. Смирнова, Б.М. Теплова. –УЧПЕДГИЗ. – 1948. г.
33. Психология. Словарь. /Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. –М., “Политиздат”, — 1990.
34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т.1. – М., 1989.
35. Русалов В.М. Биологические свойства индивидуально-психологических различий. –М., 1979.
Литература для самостоятельной работы:
36. Симонов П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная и естественнонаучные
37. основы общей психологии. – М.,1987.
38. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. –М., 1981.
39. Смирнов А.А. Избранные психологические труды. В 2 Т. –М., 1987.
40. Соколов Е.Н. Нейронные механизмы памяти и обучения. – М,.1981.
41. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. –М., 1982.
42. Теплов Б.М. Избранные труды в 2 Т. –М., 1985.
43. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. –М.,1976.
44. Шошар П. Биологические факторы прогресса. Человеческий мозг – орган прогресса. — В сб. Какое будущее ожидает человечество. /Под ред. А.М. Румянцева. –Прага, 1964.
45. Ярошевский М. Г. История психологии. – 3-е изд., дораб. – М.: Мысль, 1985. – 575 с.
46. Климов Е.А. Основы психологии: Практикум. — М.: Издательское объединение
Рекомендации по использованию Интернет – ресурсов и других электронных информационных источников:
47. www.follow.ru\catalog\1- на сайте выложены материалы по курсу «Общая психология» по теме «Личность».
48. psychology.ru- на сайте размещена информация о жизни и деятельности учёных-психологов; материалы, посвящённые истории развития психологи
49. www.krotov.info/lib_sec/shso/77_rub.1.html- на сайте выложена книга С.Л.Рубинштейна «Основы общей психологии» (СПб, Питер, 2002).
50. psyznaika.net – на сайте выложены материалы по основным разделам общей психологии, раскрыты аспекты из истории психологии.
51. www.i-u.ru/biblio/archive/nemov%5Fobchie/00.aspx — на сайте выложен учебник Р.С.Немова «Основы общей психологии»(2003).
52. www.azps.ru/articles/cmmn/- на сайте выложены материалы курса общая психология по темам «Личность», «Деятельность», «Сознание», «Характер и темперамент».
53. http://www.psy.msu.ru/links/index.html#catalog- сайт факультета психологии московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. На сайте выложен раздел «Психология в интернете», содержащий материал по курсу «Общая психология», биографии психологов, ссылки на психологические журналы.
54. http://liblife.ru/index.php?type=1- бесплатная электронная библиотека по психологии; студенты могут найти большую подборку книг по курсу общая и экспериментальная психология.
55. psyjournals.ru/exp/-Экспериментальная психология – научный
56. журнал,публикующий результаты экспериментальных психологических исследований, работы по теории и методологии психологического эксперимента, информацию о программном и аппаратном обеспечении эксперимента, о значимых событиях в мире экспериментальной психологии.