Тема: Особенности формирования количественных представлений у детей с нарушениями речи в разных возрастных группах ДОУ

Семинарское занятие №1

Тема: «Клинико-психологическая характеристика акалькулии и дискалькулии детского возраста»

Цель:систематизировать знания студентов о акалькулии и дискалькулии детского возраста.

Основные понятия:акалькулия и дискалькулия.

Формы работы: обсуждение вопросов плана, составление опорных схем, заполнение таблицы, анализ литературы, конспектирование литературы.

Вопросы для обсуждения:

1. Первичная акалькулия как симптом, приводящий к нарушениям математических операций.

2. Вторичная акалькулия, различные синдромы её проявления в зависимости от топики поражения лобных отделов головного мозга.

3. Оптическая акалькулия и её проявление в математической деятельности.

4. Дискалькулия как минимальная мозговая дисфункция. Симптомы дискалькулии.

5. Виды дискалькулии.

6. Причины возникновения дискалькулии и коррекционная работа.

 

Задание для самостоятельной работы:

1. Выскажете предположение относительно возможного нарушения математических операций у школьника (определите возможную форму акалькулии):

  Задание Результат выполнения школьником
Найди значение выражения 21+43 21+43=(2+1)+(4+3)=37
Запиши числа тридцать один, девятьсот шесть, одна тысяча сорок два 30 1, 900 6, 1000 40 2
Сравни числа 199 и 711, 412 и 388 199>711, 412<388
Найди значение выражения 42-6 42-6=32 (Рассуждения: из 40 вычту 6, получится 34, да ещё два …, получится 32)
Вставь в «окошки» знаки арифметических действий так, чтобы равенство было верным 22[]3[]5=20 22+3+5=20
Запиши числа шестьдесят девять, тридцать три, пятьдесят шесть, тридцать девять 96, ƐƐ, 59, Ɛ6
Найди разность чисел, используя вычисление в столбик 874-295 _874 295
Реши задачу: «На ветке сидели птицы. Когда 5 птиц улетело, на ветке осталось 7 птиц. Сколько птиц сидело на ветке сначала?» Решение: 7-5=2 (пт.) Ответ: на ветке было 2 птицы. Ответ не исправляется, даже после просьбы учителя соотнести полученный ответ с условием задачи.
Отсчитай от числа 103 по 7 два раза 103-7=93, 93-7=83 (инертность мышления, персеверация последней цифры уменьшаемого)
Отсчитай от числа 103 по 7 два раза 103-7 = 104, 104-7=103 Рассуждения: 7 – это 3 да 4, вычту сначала из 103 число 3, получится 100, да ещё четыре…, получится 104; вычту из 104 число 7, сначала вычту число 4, получится 100, да ещё три … получится 103.
Отсчитай от числа 103 по 7 два раза 103-7=…. Рассуждения: 103 – это 100 да ещё 3, 7 – это 3 да ещё 4 …(не знает, что дальше делать с этими числами)

2. Опираясь на работы Е.А.Афанасьевой, подготовьте рекомендации по профилактике дискалькулии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (задание выполняется в письменной форме).

Литература:

1. Афанасьева Е.А. К вопросу о профилактике дискалькулии // Логопедические технологии в коррекционно-развивающем образовании: Межвуз. сб. научн. трудов — СПб., 2008.— С. 76-79

2. Афанасьева Е.А. Логопедическая работа по профилактике дискалькулии у детей с тяжелыми нарушениями речи // Логопедия сегодня. — 2009, № 2 (24).

3. Афанасьева Е.А. Некоторые МF приемы логопедической работы по профилактике дискалькулии у младших школьников с ТНР // «Любить меня таким, какой я есть…» Актуальные вопросы воспитания, развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: Сб. научн.-практ. материалов конф. — СПб., 2008.— С. 136-137

4. Афанасьева Е.А. Проблема профилактики дискалькулии у детей с тяжелыми нарушениями речи // «Я в мир удивительный этот пришел…»: Сб. научн.-практ.материаловконф. — СПб., 2006. — С. 62-68

5. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология. – М., МГУ 1989.

6. Лурия А.Р. Нейропсихологический анализ решения задач / А.Р.Лурия, Л.С.Цветкова. – М.: Педагогика, 1996.

7. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Р.Лурия. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 384 с.

8. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение: Учеб пособие / Л.С.Цветкова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 184 с.

9. Цветкова Л.С. Нарушение и восстановление счёта при локальных поражениях мозга. – М.: Изд-во МГУ, 2003.

10. Цветкова Л.С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л.С. Цветкова. – М.: Юрист, 1997.

11. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. – М., 1990.

 

Семинарское занятие №2

Тема: «Принципы обучения математике учащихся с речевыми нарушениями»

Цель:обобщение знаний принципов обучения математике детей с тяжелыми нарушениями речи

Основные понятия: принципы обучения

Формы работы: обсуждение вопросов плана, составление опорных схем, заполнение таблиц, оппонирование рефератов, обсуждение аннотаций учебника.

Вопросы для обсуждения

1. Основные общедидактические принципы и их реализация в обучении математике учащихся с речевыми нарушениями.

2. Патогенетическое и психологическое обоснование принципов коррекционного обучения.

3. Принцип комплексного подхода в специальной педагогике и его роль в обучении математике учащихся с речевыми нарушениями.

4. Личностно-деятельностный принцип в обучении математике

5. Принципы учёта структуры нарушений психической деятельности детей с различными видами речевых расстройств. Особенности воздействия на «ведущую недостаточность», опора на сохранные звенья.

6. Понятие дифференцированного и индивидуального подхода в обучении математике.

Литература:

1. Алышева Т.В. Изучение арифметических действий с обыкновенными дробями учащимися вспомогательной школы// Дефектология. 1994. №4.

2. Каличенко А.В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи: метод. пособие / А.В.Каличенко. – М., 2005. – 224 с.

3. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. – М., 1997.

4. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб.длястуд.дефект.фак.педвузов. – 4-е изд., перераб. – М., 2001. – 408 с.

5. Шеина И.М. Трудности выполнения умственно отсталыми школьниками вычислительных операций с числами// Дефектология. 1994. №4.

6. Эк В.В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. – М., 1990.

Семинарское занятие №3

Тема: Особенности формирования количественных представлений у детей с нарушениями речи в разных возрастных группах ДОУ

Цель –рассмотреть особенности развития количественных представлений у детей разного возраста.

Вопросы:

1. Развитие представлений о множестве у детей разного возраста.

2. Задачи по разделу «Количество» в каждой возрастной группе.

3. Способы сравнения множеств детьми разного возраста.

4. Роль анализаторов в развитии представлений о множестве.

5. Формирование понятия о числе у детей разного возраста.

6. Этапы знакомства дошкольников с арифметическими действиями.

7. Обучение дошкольников простейшим приёмам вычислительной деятельности.