Тема. Исследование этического сознания и поведения психолога. Моделирование нравственно-психологической позиции в сферах будущей профессиональной практики

Учебные цели: сформировать умения диагностировать и осмысливать личностную структуру профессиональных качеств и этических отношений психолога в сферах будущей профессиональной практики и моделировать программы нравственного самосовершенствования.

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки к занятию:

Задание 1. Ознакомьтесь с теоретическим материалом, законспектируйте фрагменты предложенных работ (возможно использование дополнительных источников), ответив на поставленные вопросы:

1) Связь морального сознания с нравственным поведением человека.

2) Характеристика методики оценки уровня развития морального сознания.

Список рекомендуемых источников:

1. Анциферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Л. Колберга и его школы).

/ Л.И. Анциферова // Психологический журнал. — 1999. — Т. 20. — № 3. — С. 5-17.

2. Методика оценки уровня развития морального сознания (Дилеммы Л. Колберга) / Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б. Дерманова. – СПб.: Питер, 2008. — С.103-112.

 

Задание 2.Ознакомьтесь с теоретическим материалом, законспектируйте фрагменты предложенных работ (возможно использование дополнительных источников), ответив на поставленные вопросы:

1)Структура и содержание нравственного поведения личности в аспекте её общественных функций

Список рекомендуемых источников:

 1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Борис Герасимович Ананьев. – Гл.7. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. § 2. Общественные функции…- М., 2002. – С. 288-303.

2)Проанализируйте нравственные и безнравственные поступки в профессии психолога, составив цитатный планодного из указанных или дополнительных Вами исследуемых источников.

Список рекомендуемых источников:

1. Асеев В.Г. Мотивационная регуляция нравственно­го поведения личности // Социально-психологиче­ские и нравственные аспекты изучения личности. — М.: ИП АН СССР, 2002. — С. 36-42.

2. Божович Л.И., Конникова Т.Е. О нравственном раз­витии и воспитании детей // Вопросы психологии. — 1995. — №1. — С. 80-89.

8 стр., 3584 слов

Сознание и личность

Важнейшим философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания человека к его бытию, вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляет личности сознание, и о ...

3. Воловикова М.И. Представления русских о нрав­ственном идеале. — 2-е изд. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. – С.65-85.

4.  Горбачева Е.И., Купрейченко А.Б. Отношение личности к деньгам: нравственные противоречия в оценках и ассоциациях // Психологический журнал. — Т. 27. — 2006. — № 4. — С. 26-37.

Задание 3. Допишите формулу порядочного человека в профессии: 1) представления …; 2) способности…; 3) поступки….

Список рекомендуемых источников:

1. Стрижов Е.Ю. Психология нравственной надежности и мошенничества /            Е.Ю. Стрижов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2009.

2. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование / В.Э. Чудновский. — М. Педагогика, 2012.

 

Дополнительная литература

1. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. / Л.М. Архангельский. – М.: МГУ, 2007. – 284 с.

2. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. / Б.С. Братусь. – М.: ИНФО, 2015.

3. Горелов А.А. Этика: учеб. пособие. / А.А. Горелов, Т.А. Горелова; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. — 3-е изд. — М.: Флинта, 2008.

4. Мишаткина Т.В. Профессиональная этика. / Т.В. Мишаткина. – М.: Педагогика, 2012.

5. Нравственность для XXI века: сб. статей / под ред. Ю.М. Антоняна; Ин-т гуманит. образования и информ. технологий. — М.: Аспект Пресс, 2009.

6. Подольская Е.А. Этика: кредитно-модульный курс: учеб. пособие для бакалавров.        / Е.А. Подольская. — М.: Дашков и К, 2012.

7. Прокофьева Т.А. Этика профессиональной деятельности. / Авт.-сост. Т.А. Прокофьева: Учебно-методическое пособие. – Самара, Самарская гуманитарная академия, 2016.

Задание 4. Ознакомиться с научным текстом. Выпишите основные правила педагога

§ В.А. Сухомлинский о профессиональной этике педагога: Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. Разговор с молодым директором школы // Избранные произведения: В 5–ти т. / Редкол. А.Г.Дзеверин (пред.) и др. – К.: Рад. школа, 1980. – Т.4. – С.135-136.       

Задание 5. Групповая дискуссия «Отношение психолога к самому себе. Представления о должном, достойном, справедливом. Свобода в профессии». Письменно выполните задание

Задание 6 . Изучение текстов и схем (теоретические положения, понятия).

Работа в малых группах для выработки определенного решения по заданной проблеме с учетом требований профессиональной этики. Подготовка к диагностическому этапу работы по осмыслению моральных дилемм Л. Колберга

Таблица 1(образец)

Стадии развития моральных суждений по Л. Колбергу

Стадия Возраст Основания морального выбора Отношение к идее самоценности человеческого существования

Преконвенциональный уровень

0 0-2 Делаю то, что мне приятно
1 2-3 Ориентация на возможное наказание. Подчиняюсь правилам, чтобы избежать наказания Ценность человеческой жизни смешивается с ценностью предметов, которыми этот человек владеет
2 4-7 Наивный потребительский гедонизм. Делаю то, за что меня хвалят; совершаю добрые поступки по принципу: «ты – мне, я – тебе» Ценность человеческой жизни измеряется удовольствием, которое доставляет ребенку этот человек

Конвенциональный уровень

3 7-10 Мораль «пай-мальчика». Поступаю так, чтобы избежать неодобрения, неприязни ближних, стремлюсь быть (слыть) «хорошим мальчиком», «хорошей девочкой» Ценность человеческой жизни измеряется тем, насколько этот человек симпатизирует ребенку
4 10-12 Ориентация на авторитет. Поступаю так, чтобы избежать неодобрения авторитетов и чувства вины; выполняю свой долг, подчиняюсь правилам Жизнь оценивается как сакральная, неприкосновенная в категориях моральных (правовых) или религиозных Норм и обязанностей

Постконвенциональный уровень

5 После 13 Мораль, основанная на признании прав человека и демократически принятого закона. Поступаю согласно собственным принципам, уважаю принципы других людей, стараюсь избежать самоосуждения Жизнь ценится и с точки зрения ее пользы для человечества, и с точки зрения права каждого человека на жизнь
6 После 18 Индивидуальные принципы, выработанные самостоятельно. Поступаю согласно общечеловеческим универсальным принципам нравственности Жизнь рассматривается как священная с позиции уважения к уникальным возможностям каждого человека

Задание 7 . Оцените уровень развития морального сознания (М етодика оценки уровня развития морального сознания (Дилеммы Л. Колберга)

Цель: данный вербальный тест направлен на оценку уровня развития морального сознания. Инструкция: необходимо прочитать и осмыслить указанные дилеммы Л. Колберга (всего их девять), в оценке которых сталкиваются нормы права и морали, а также ценности разного уровня, что в целом позволит тестировать свойства личности.

Тестовый материал. Дилемма II. Джуди – 12-летняя девочка… Мать обещала ей, что она сможет пойти на специальный рок-концерт в их городе, если скопит деньги на билет, работая приходящей няней и немного экономя на завтраке. Она скопила 15 долларов на билет, да еще дополнительно 5 долларов. Но мать изменила решение и сказала Джуди, что та должна потратить деньги на новую одежду для школы. Джуди была разочарована и решила любым способом пойти на концерт. Она купила билет, а матери сказала, что заработала всего 5 долларов. В среду она пошла на представление, а своей матери сказала, что провела день с другом. Через неделю Джуди рассказала своей старшей сестре, Луизе, что она ходила на спектакль, а матери солгала. Луиза раздумывала, сказать ли матери о поступке Джуди.

  1. Должна ли Луиза рассказать матери, что Джуди солгала о деньгах, или промолчать?
    1. Почему?
  2. Колеблясь, рассказать или нет, Луиза думает о том, что Джуди – ее сестра. Должно ли это влиять на решение Джуди?
    1. Почему да или нет?
  3. (Этот вопрос, относящийся к определению морального типа, необязателен.) Имеет ли такой рассказ связь с позицией хорошей дочери?
    1. Почему?
  4. Важен ли в этой ситуации тот факт, что Джуди сама заработала деньги?
    1. Почему?
  5. Мать обещала Джуди, что она смогла бы пойти на концерт, если сама заработает деньги. Является ли обещание матери самым важным в этой ситуации?
    1. Почему да или нет?
  6. Почему вообще обещание нужно выполнять?
  7. Важно ли сдержать обещание, данное кому-то, кого вы хорошо не знаете и вероятно не увидите снова?
    1. Почему?
  8. Какова самая важная вещь, о которой должна заботиться мать в своих отношениях с дочерью?
    1. Почему это самая важная вещь?
  9. Вообще, каким должен быть авторитет матери для дочери?
    1. Почему?
  10. О какой самой важной вещи, по вашему мнению, должна заботиться дочь по отношению к матери?
    1. Почему эта вещь важна? (Следующий вопрос необязателен.)
  1. Осмысливая снова дилемму, что бы вы сказали, какая самая ответственная вещь, которую нужно сделать в этой ситуации Луизе?
    1. Почему?

Задание 8. Самодиагностика и подготовка «Этического самопортрета». Тесты по этике, профессиональной культуре, культуре межличностного и делового общения (каждому выбрать для работы 3 теста из учебника Т.В. Мишаткиной:

Рекомендуемая литература:

1. Мишаткина Т.В. Профессиональная этика. – М.: Педагогика, 1996. – С.265-300.

Форма отчетности: письменные ответы в тетради для практических работ (вторая половина тетради).