Учебные цели: сформировать умения диагностировать и осмысливать личностную структуру профессиональных качеств и этических отношений психолога в сферах будущей профессиональной практики и моделировать программы нравственного самосовершенствования.
Вопросы и задания для самостоятельной подготовки к занятию:
Задание 1. Ознакомьтесь с теоретическим материалом, законспектируйте фрагменты предложенных работ (возможно использование дополнительных источников), ответив на поставленные вопросы:
1) Связь морального сознания с нравственным поведением человека.
2) Характеристика методики оценки уровня развития морального сознания.
Список рекомендуемых источников:
1. Анциферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Л. Колберга и его школы).
/ Л.И. Анциферова // Психологический журнал. — 1999. — Т. 20. — № 3. — С. 5-17.
2. Методика оценки уровня развития морального сознания (Дилеммы Л. Колберга) / Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. И.Б. Дерманова. – СПб.: Питер, 2008. — С.103-112.
Задание 2.Ознакомьтесь с теоретическим материалом, законспектируйте фрагменты предложенных работ (возможно использование дополнительных источников), ответив на поставленные вопросы:
1)Структура и содержание нравственного поведения личности в аспекте её общественных функций
Список рекомендуемых источников:
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Борис Герасимович Ананьев. – Гл.7. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. § 2. Общественные функции…- М., 2002. – С. 288-303.
2)Проанализируйте нравственные и безнравственные поступки в профессии психолога, составив цитатный планодного из указанных или дополнительных Вами исследуемых источников.
Список рекомендуемых источников:
1. Асеев В.Г. Мотивационная регуляция нравственного поведения личности // Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности. — М.: ИП АН СССР, 2002. — С. 36-42.
2. Божович Л.И., Конникова Т.Е. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. — 1995. — №1. — С. 80-89.
Сознание и личность
Важнейшим философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания человека к его бытию, вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляет личности сознание, и о ...
3. Воловикова М.И. Представления русских о нравственном идеале. — 2-е изд. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. – С.65-85.
4. Горбачева Е.И., Купрейченко А.Б. Отношение личности к деньгам: нравственные противоречия в оценках и ассоциациях // Психологический журнал. — Т. 27. — 2006. — № 4. — С. 26-37.
Задание 3. Допишите формулу порядочного человека в профессии: 1) представления …; 2) способности…; 3) поступки….
Список рекомендуемых источников:
1. Стрижов Е.Ю. Психология нравственной надежности и мошенничества / Е.Ю. Стрижов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2009.
2. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование / В.Э. Чудновский. — М. Педагогика, 2012.
Дополнительная литература
1. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. / Л.М. Архангельский. – М.: МГУ, 2007. – 284 с.
2. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. / Б.С. Братусь. – М.: ИНФО, 2015.
3. Горелов А.А. Этика: учеб. пособие. / А.А. Горелов, Т.А. Горелова; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. — 3-е изд. — М.: Флинта, 2008.
4. Мишаткина Т.В. Профессиональная этика. / Т.В. Мишаткина. – М.: Педагогика, 2012.
5. Нравственность для XXI века: сб. статей / под ред. Ю.М. Антоняна; Ин-т гуманит. образования и информ. технологий. — М.: Аспект Пресс, 2009.
6. Подольская Е.А. Этика: кредитно-модульный курс: учеб. пособие для бакалавров. / Е.А. Подольская. — М.: Дашков и К, 2012.
7. Прокофьева Т.А. Этика профессиональной деятельности. / Авт.-сост. Т.А. Прокофьева: Учебно-методическое пособие. – Самара, Самарская гуманитарная академия, 2016.
Задание 4. Ознакомиться с научным текстом. Выпишите основные правила педагога
§ В.А. Сухомлинский о профессиональной этике педагога: Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. Разговор с молодым директором школы // Избранные произведения: В 5–ти т. / Редкол. А.Г.Дзеверин (пред.) и др. – К.: Рад. школа, 1980. – Т.4. – С.135-136.
Задание 5. Групповая дискуссия «Отношение психолога к самому себе. Представления о должном, достойном, справедливом. Свобода в профессии». Письменно выполните задание
Задание 6 . Изучение текстов и схем (теоретические положения, понятия).
Работа в малых группах для выработки определенного решения по заданной проблеме с учетом требований профессиональной этики. Подготовка к диагностическому этапу работы по осмыслению моральных дилемм Л. Колберга
Таблица 1(образец)
Стадии развития моральных суждений по Л. Колбергу
Стадия | Возраст | Основания морального выбора | Отношение к идее самоценности человеческого существования |
Преконвенциональный уровень |
|||
0 | 0-2 | Делаю то, что мне приятно | — |
1 | 2-3 | Ориентация на возможное наказание. Подчиняюсь правилам, чтобы избежать наказания | Ценность человеческой жизни смешивается с ценностью предметов, которыми этот человек владеет |
2 | 4-7 | Наивный потребительский гедонизм. Делаю то, за что меня хвалят; совершаю добрые поступки по принципу: «ты – мне, я – тебе» | Ценность человеческой жизни измеряется удовольствием, которое доставляет ребенку этот человек |
Конвенциональный уровень |
|||
3 | 7-10 | Мораль «пай-мальчика». Поступаю так, чтобы избежать неодобрения, неприязни ближних, стремлюсь быть (слыть) «хорошим мальчиком», «хорошей девочкой» | Ценность человеческой жизни измеряется тем, насколько этот человек симпатизирует ребенку |
4 | 10-12 | Ориентация на авторитет. Поступаю так, чтобы избежать неодобрения авторитетов и чувства вины; выполняю свой долг, подчиняюсь правилам | Жизнь оценивается как сакральная, неприкосновенная в категориях моральных (правовых) или религиозных Норм и обязанностей |
Постконвенциональный уровень |
|||
5 | После 13 | Мораль, основанная на признании прав человека и демократически принятого закона. Поступаю согласно собственным принципам, уважаю принципы других людей, стараюсь избежать самоосуждения | Жизнь ценится и с точки зрения ее пользы для человечества, и с точки зрения права каждого человека на жизнь |
6 | После 18 | Индивидуальные принципы, выработанные самостоятельно. Поступаю согласно общечеловеческим универсальным принципам нравственности | Жизнь рассматривается как священная с позиции уважения к уникальным возможностям каждого человека |
Задание 7 . Оцените уровень развития морального сознания (М етодика оценки уровня развития морального сознания (Дилеммы Л. Колберга)
Цель: данный вербальный тест направлен на оценку уровня развития морального сознания. Инструкция: необходимо прочитать и осмыслить указанные дилеммы Л. Колберга (всего их девять), в оценке которых сталкиваются нормы права и морали, а также ценности разного уровня, что в целом позволит тестировать свойства личности.
Тестовый материал. Дилемма II. Джуди – 12-летняя девочка… Мать обещала ей, что она сможет пойти на специальный рок-концерт в их городе, если скопит деньги на билет, работая приходящей няней и немного экономя на завтраке. Она скопила 15 долларов на билет, да еще дополнительно 5 долларов. Но мать изменила решение и сказала Джуди, что та должна потратить деньги на новую одежду для школы. Джуди была разочарована и решила любым способом пойти на концерт. Она купила билет, а матери сказала, что заработала всего 5 долларов. В среду она пошла на представление, а своей матери сказала, что провела день с другом. Через неделю Джуди рассказала своей старшей сестре, Луизе, что она ходила на спектакль, а матери солгала. Луиза раздумывала, сказать ли матери о поступке Джуди.
- Должна ли Луиза рассказать матери, что Джуди солгала о деньгах, или промолчать?
- Почему?
- Колеблясь, рассказать или нет, Луиза думает о том, что Джуди – ее сестра. Должно ли это влиять на решение Джуди?
- Почему да или нет?
- (Этот вопрос, относящийся к определению морального типа, необязателен.) Имеет ли такой рассказ связь с позицией хорошей дочери?
- Почему?
- Важен ли в этой ситуации тот факт, что Джуди сама заработала деньги?
- Почему?
- Мать обещала Джуди, что она смогла бы пойти на концерт, если сама заработает деньги. Является ли обещание матери самым важным в этой ситуации?
- Почему да или нет?
- Почему вообще обещание нужно выполнять?
- Важно ли сдержать обещание, данное кому-то, кого вы хорошо не знаете и вероятно не увидите снова?
- Почему?
- Какова самая важная вещь, о которой должна заботиться мать в своих отношениях с дочерью?
- Почему это самая важная вещь?
- Вообще, каким должен быть авторитет матери для дочери?
- Почему?
- О какой самой важной вещи, по вашему мнению, должна заботиться дочь по отношению к матери?
- Почему эта вещь важна? (Следующий вопрос необязателен.)
- Осмысливая снова дилемму, что бы вы сказали, какая самая ответственная вещь, которую нужно сделать в этой ситуации Луизе?
- Почему?
Задание 8. Самодиагностика и подготовка «Этического самопортрета». Тесты по этике, профессиональной культуре, культуре межличностного и делового общения (каждому выбрать для работы 3 теста из учебника Т.В. Мишаткиной:
Рекомендуемая литература:
1. Мишаткина Т.В. Профессиональная этика. – М.: Педагогика, 1996. – С.265-300.
Форма отчетности: письменные ответы в тетради для практических работ (вторая половина тетради).