Тема № 52 научные основы медицинской биоритмологии и хроногигиены, их использование при проведении общей и психопрофилактики

1. Учебная цель

  1. Закрепить теоретические знания о биологических ритмах и их ведущих характеристиках, видах, значениях для психогигиены и психопрофилактики.
  2. Усвоить методики определения физиологических, психофизиологических и расчетных коррелят биологических ритмов организма.
  3. Выучить биоритмологические принципы рациональной организации повседневной деятельности человека, использование в психопрофилактике.

2. Исходные знания и умения

2.1. Знать:

2.1.1. Предпосылки и причины возникновения медицинской биоритмологии как науки и ее психогигиеническое значение.

2.1.2. Ведущие характеристики и классификации наиболее распространенных биологических ритмов.

2.1.3. Причины возникновения и основные клинические проявления десинхроноза медицинской и гигиенической категории.

2.2. Уметь:

2.2.1. Проводить определение разных типов дневных кривых биологических ритмов, типа дневной трудоспособности и расчетных биологических ритмов.

2.2.2. Использовать в ходе организации учебного, трудового процесса и в свободное время биоритмологические принципы рациональной организации повседневной деятельности человека.

3. Вопросы для самоподготовки

  1. Биологические ритмы и состояние здоровья человека. Понятие о биологических ритмах. Предпосылки и причины возникновения медицинской биоритмологии как науки.
  2. Ведущие характеристики биологических ритмов (уровень или мезор, период, амплитуда, акрофаза и др.).
  3. Классификации наиболее распространенных биологических ритмов.
  4. Методика определения различных типов дневных кривых биологических ритмов.
  5. Методика определения типа дневной трудоспособности человека.
  6. Методика определения расчетных биологических ритмов человека.
  7. Понятие о десинхронозе как основном виде хронопатологии и как медицинской и гигиенической категории. Виды десинхронозов.
  8. Биоритмологические принципы рациональной организации повседневной деятельности человека. Хроногигиена как основа профилактики десинхронозов.

4. Задание для самоподготовки

4.1. Дайте гигиеническую оценку типам дневных кривых биологических ритмов температуры тела и частоты сердечных сокращений студента медицинского университета, если в 800 температура его тела составляла 36,4°С, частота сердечных сокращений – 72 удара в минуту, в 1200 температура тела составляла 36,8°С, частота сердечных сокращений – 80 ударов в минуту, в 1600 температура тела составляла 36,2°С, частота сердечных сокращений – 72 удара в минуту, в 2000 температура тела составляла 36,6°С, частота сердечных сокращений – 78 ударов в минуту.

11 стр., 5239 слов

Биологические ритмы и их влияние на все живое

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЧАПЛЫГИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №1 г. ЧАПЛЫГИНА III МЕЖРАЙОННАЯ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧЕНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ «ЭКО-БИ» СЕКЦИЯ: БОТАНИКА. МИКОЛОГИЯ. Биологические ритмы и их влияние на все живое Бугрова Анастасия Александрова МБОУ ЛИЦЕЙ №1 г. ...

4.2. Обоснуйте гигиенический вывод относительно типов дневной трудоспособности трех учеников 8 класса в возрасте 14 лет, которые учатся в первую смену в школе-лицее медицинского профиля, если сумма баллов во время выполнения тестовой методики О.Остберга составляет соответственно 78, 62 и 40 баллов и определите, в случае необходимости, соответствующие рекомендации относительно изменений стереотипа учебной деятельности на основании учета особенностей биоритмологического профиля личности.

4.3. Определите (в день проведения исследования) расчетные биологические ритмы человека, который родился 29 февраля 1980 года.

5. Структура занятия

На практическом занятии, которое проводится на протяжении 2 часов в учебной лаборатории кафедры, студенты знакомятся с ведущими характеристиками и классификациями наиболее распространенных биологических ритмов, методиками определения разных типов дневных кривых, типа дневной трудоспособности и расчетных биологических ритмов человека.

Самостоятельная работа состоит в проведении гигиенической оценки биологических ритмов по данным оценки типа дневной кривой-хронограммы, типа дневной трудоспособности и расчетных биологических ритмов организма студентов.

10 стр., 4889 слов

Медицина новейшего времени

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра общественного здоровья и здравоохранения (XX в.). Рекомендации к семинарским занятиям для студентов 1 курса высших медицинских учебных заведений всех факультетов Гомель 2007 Составитель: Петрова, Н.П. Предназначено для проведения семинарских занятий на кафедре ...

Результаты работы заносятся в протокольную тетрадь.

6. Литература

6.1. Основная:

6.1.1. Гончарук Є.Г., Кундієв Ю.І., Бардов В.Г. та ін. Загальна гігієна. Пропедевтика гігієни. / За ред. Є.Г.Гончарука. — К.: Вища школа., 1995 -С. 178-185.

6.1.2. Гончарук Е.И., Кундиев Ю.И., БардовВ.Г. и др. .Общая гигиена. Пропедевтика гигиены.-К.: Вища школа, 2000.-С. 561-577.

6.1.3. Румянцев Г.И., Воронцов М.П., Гончарук Е.И.и др. Общая гигиена. — М.: Медицина, 1990. — С. 255-256.

6.1.4. Гигиена детей и подростков. / Под ред. В.Н.Кардашенко. — М.: Медицина, 1988. — С. 60-79.

6.2. Дополнительная:

6.2.1. Бардов В.Г., Сергета І.В. Загальна гігієна та екологія людини: навчальний посібник для студентів стоматологічних факультетів / Вінниця: НОВА КНИГА, 2002. – С. 185-203.

6.2.2. Бардов В.Г. Гигиена климата. — К., 1990. — 136 с.

6.2.3. Беляев И.И. Очерки психогигиены. — М.: Медицина, 1973. — 232 с.

6.2.4. Биологические ритмы / Под ред. Ю.Ашоффа. — М.: Мир, 1984. — Т.1. -414 с. — Т.2. — 262 с.

6.2.5. Смирнов К.М., Навакатикян А.О., Гамбашидзе Г.М. и др. Биоритмы и труд. — Л.: Наука, 1980. — 143 с.

6.2.6. Гехт К. Психогигиена. – М.: «Прогресс», 1979. – 176 с.

6.2.7. Деряпа Н.Р., Мошкин М.П., Посный В.С. Проблемы медицинской биоритмологии. — М.: Медицина, 1985. — 208 с.

6.2.8. Доскин В.А., Куинджи Н.Н. Биологические ритмы растущего организма. — М.: Медицина, 1989. — 224 с.

6.2.9. Доскин В.А., Лаврентьева Н.А. Актуальные проблемы профилактической хрономедицины. — М.: ВНИИМИ, 1985. — 80 с.

6.2.10. Доскин В.А., Лаврентьева Н.А. Ритмы жизни. — М.: Медицина, 1991. — 176 с.

6.2.11. Куинджи Н.Н. Биоритмологические принципы рациональной организации режима дня. / Школа и психическое здоровье учащихся. — М.: Медицина, 1988. — С. 78-98.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

22 НФО «Мир через Культуру» Для группы первого года обучения, № 016 Человек. Его строение. Тонкий Мир. Семеричное строение человека. Сон – малая смерть… Подготовка к переходу в Тонкий Мир… Сотрудничество с Тонким Миром. Сотрудничество с Дальними Мирами… «Memento mori…»* Что буду делать «там»?.. Психология внетелесных переживаний Роберта Монро, США… Литература. Могут спросить – почему люди не ...

6.2.12. Методические рекомендации по изучению состояния циркадианных ритмов у детей и подростков. — М., 1986. — 11 с.

6.2.13. Сергета І.В, Бардов В.Г. Організація вільного часу та здоров’я школярів. — Вінниця: РВВ ВАТ “Віноблдрукарня”, 1997. — 292 с.

6.2.14. Сердюковская Г.Н., Сухарев А.Г., Белостоцкая Е.М. и др. Гигиена детей и подростков. Под ред. Г.Н.Сердюковской, А.Г.Сухарева. — М., Медицина, 1986. — С. 232-143.

6.2.15. Степанова С.И. Биоритмологические аспекты проблемы адаптации. — М.: Наука, 1986. — 244 с.

6.2.16. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. — М.: Медицина, 1991. — 272 с.

6.2.17. Хронобиология и хрономедицина / Под ред. Ф.И.Комарова. — М.: Медицина, 1989. — 400 с.

7. Оснащение занятия

  1. Термометр медицинский, электротермометр.
  2. Секундомер, пульсотахометр.
  3. Хронограммы околосуточных (ультрадианных), циркадных, инфрадианных и циркасепльных биологических ритмов.
  4. Опросник О.Остберга для определения типа дневной трудоспособности человека со шкалой оценки ее результатов.
  5. Инструкция для определения биологических ритмов человека расчетным методом.
  6. Задание для самостоятельной работы студентов на занятии.

Приложение 1 Характеристика биологических ритмов организма и их классификации

Хорошее самочувствие и высокий уровень трудоспособности человека зависят от синхронизации жизнедеятельности организма, т.е. способности центральной нервной системы к обеспечению взаимодействия разных периодических функций организма и от совпадения во времени ритмики организма с ритмикой окружающей среды.

Так, установлено, что ритм сердечных сокращений и ритм дыхания у здорового человека имеют соотношение 4:1. Причем изменения со стороны этого соотношения свидетельствуют о нарушении определенных связей в организме и позволяют сделать вывод о возможных нарушениях его функций и даже о появлении нарушений в состоянии здоровья.

15 стр., 7027 слов

Курсовая работа по психологии

... вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем ... укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости. ... веществ; – соблюдение режима дня с учетом динамики индивидуальных биологических ритмов, гигиена умственного труда; – личная гигиена; – грамотное ...

Биоритмы (от греч. „bios” и „rytmos” — жизнь и слаженность) – это периодические изменения интенсивности течения физиологических и психических процессов на протяжении определенного времени. Биоритмы присущи всему живому на Земле и являются предпосылкой к обеспечению нормальной жизнедеятельности в унисон с основными ритмами природы, обусловленными вращением Земли вокруг Солнца и Звезд, и связанного с ним изменения времени года, дня и ночи, влияния фаз Луны, морских приливов и отливов и т.п..

Нарушения и изменения биологических ритмов, которые существенным образом влияют на психо-физиологические функции и психоэмоциональную сферу человека, прежде всего обусловлены социальными условиями современной жизни и факторами урбанизации (работа в разные смены на производстве, переезды и перелеты на большие расстояния, связанные со сменой временных поясов и др.).

Эти нарушения могут вызвать существенные психоэмоциональные напряжения, неврозы и даже выраженные нарушения со стороны критериальных показателей психического здоровья.

Существуют несколько классификаций биологических ритмов, в основу которых положены их частотные характеристики, уровень организации биосистем и особенности взаимодействия организма и окружающей среды.

Действительно, периодические процессы наблюдаются на всех уровнях организации живых систем и охватывают широкий диапазон частот. Однако более полную классификацию биологических ритмов соответственно к их частотным характеристикам предложили Моисеева Н.И. и Сысуев В.Н. (1981), которые определили наличие 5 основных классов биоритмов:

1-й класс — ритмы высокой частоты (период от миллисекунд до 30 минут; осцилляции на молекулярном уровне, частота сердечных сокращений, ритмы дыхания, перистальтика кишечника);

2-й класс – ритмы средней частоты (от 30 минут до 28 часов), в том числе ультрадианные (до 20 часов) и циркадные* (от 20 до 28 часов) ритмы;

3-й класс – мезоритмы (от 28 часов до 20 дней), в том числе инфрадианные (от 28 часов до 6 дней) и циркасептидальные (около 7 дней);

4-й класс — макроритмы (от 20 дней до 1 года);

23 стр., 11121 слов

Развитие чувства ритма у младших школьников

Развитие чувства ритма у младших школьников ВВЕДЕНИЕ Актуальность работы. Сложные условия развития системы образования обострили проблему выявления талантов, нераскрытых и нереализованных творческих возможностей детей. Ориентация на среднего ребенка, которая существовала ранее, деформировала педагогическое мышление и привела к тому, что система образования была направлена на воспитание в основном ...

5-й класс – мегаритмы (от 1 года до десятков лет).

Согласно с уровнем организации биосистем, а это еще один важный классификационный критерий, биоритмы делят на клеточные, органные, организменные и популяционные.

И наконец-то, с точки зрения особенностей взаимодействия организма и окружающей среды, выделяют адаптивные биологические ритмы, то есть колебания с периодами, которые близки с основными геофизическими циклами и выполняют роль синхронизаторов внутренних и внешних ритмов, а также физиологические биологические ритмы, которые отображают состояние физиологических систем организма.

Десинхронозы и мероприятия по их профилактике. Хроногигиена

Научными исследованиями убедительно доказано, что целый ряд патологических состояний возникает як следствие нарушения биологических ритмов. Такие состояния получили название десихронозов. Они могут появляться в процессе обучения, трудового процесса, по ходу выполнения других видов деятельности человека, а также в процессе развития значительного количества заболеваний.

Например, при сердечно-сосудистых заболеваниях как проявление десинхроноза необходимо отметить появление аритмичного выпадения пульса, при пневмониях, бронхиальной астме, инфекционных заболеваниях – изменение ритма дыхания, при болезнях желудочно-кишечного тракта – изменение ритма перистальтики кишечника и др.

Сопротивление периферических сосудов при гипертонической болезни более выражено в ночное время, нежели днем. Активность внутриклеточных ферментов у больных ишемической болезнью сердца (ИБС) в ночное время тоже значительно ниже, чем днем. При инфаркте миокарда нарушаются суточные ритмы электролитного обмена: увеличивается концентрация натрия и, соответственно, снижается концентрация калия в эритроцитах в ночные часы, а также нарушаются ритмы липидного обмена, угнетается сократительная функция миокарда, особенно в вечерние часы.

У больных циррозом печени амплитуда суточного ритма экскреции стероидных гормонов существенно ниже, чем у здоровых, регистрируются нарушения ритмов биоэнергетических процессов и т.д.

Существенные десинхронозы наблюдаются при эндокринных заболеваниях: суточные изменения концентрации глюкозы в крови при диабете, экскреция 17-оксикортикостероидов, катехоламинов и электролитов при панкреатитах, существенные нарушения ритмов обмена веществ при заболеваниях гипоталамо-гипофизарной и диэнцефальной систем.

3 стр., 1347 слов

Презентация на тему: Психика и организм

Психика и организм Психология конституциональных различий •Параметры, влияющие на психическую деятельность человека: возраст, пол, строение нервной системы и мозга, тип телосложения, генетические аномалии, уровень гормональной активности. •Хронические заболевания и психологический тонус. •Э. Кречмер (1888-1964)-«Строение тела и характер»: -астенический тип; -атлетический тип; -пикнический тип. ...

У больных с маниакально-депрессивным психозом начало маниакальной фазы сопровождается десинхронизацией биоритмов цикла „покой-активность”. При возникновении стрессовых ситуаций, которые вызваны влиянием экстремальных факторов окружающей среды, нарушаются ритмы гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы.

На основании изучения десинхронозов и причин их возникновения сформировалась отдельная область медицинской науки — хрономедицина (и соответственно ёё отдельные разделы, а именно: хронотерапия, хронофармакология, хроногигиена), в основу которой положены разработки оптимальных схем распределения во времени лечебных, фармакодинамических, профилактических мероприятий и средств. Так, для лиц, которые работают у разные смены, разработаны наиболее эффективные режимы выполнения профессиональной деятельности, определено время и установлена оптимальная продолжительность периодов отдыха, сна и приемов еды. Для летчиков, которые пересекают несколько временных поясов — продолжительность и режим послеперелетного отдыха. Разработаны программы проведения профессионального отбора лиц, наиболее пригодных для летной разносменной работы и отсеивание лиц, непригодных для такой работы, которые учитывают биоритмологические особенности.

Следует подчеркнуть, что не всем людям свойственны одинаковые суточные режимы трудоспособности. Одни, так называемые „жаворонки”, энергично работают в первой половине дня; другие, „совы”, — вечером. Так, рано утром работали Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, Э.Хемингуэй. „Совы” же, наоборот, засыпают поздно, утром через силу просыпаются, им характерна наибольшая трудоспособность во второй половине дня, а некоторым — поздно вечером или, даже, ночью. В частности, ночью работали О. де Бальзак, Д.И.Менделеев.

Свой индивидуальный ритм трудоспособности необходимо знать каждому человеку. Установив периоды максимального подъема трудоспособности, можно отводить их для выполнения самых сложных и ответственных заданий, а периоды спада трудоспособности использовать для выполнения менее важной работы.

При организации профессиональной деятельности и отдыха следует учитывать индивидуальные свойства биологических ритмов каждого человека. Организация трудового режима на производствах во вторую и третью (ночную) рабочую смены, особенно среди представителей профессий, которые требуют повышенной ответственности или характеризуются высокой степенью монотонности, необходимо согласовывать с индивидуальными особенностями биологических ритмов таким образом, чтобы интенсивные нагрузки приходились на естественные подъемы трудоспособности.

При всех видах посменной деятельности каждому человеку важно выработать индивидуальный ритм внутренней сменной работы, увеличивая темп работы в периоды высокой трудоспособности и устраивая микропаузы при возникновении ощущения утомленности.

Для профилактики десинхронозов и повышения трудоспособности необходимо организовывать дневной сон. Рекомендуется организовать свой дневной отдых так, чтобы он по своим условиям приближался к ночному сну. Тишина, отсутствие посторонних раздражителей, затемнение и т.д. позволяют человеку значительно быстрее восстановить силы и приспособиться к временному изменению жизненного ритма. Таким образом, сон днем в условиях, которые имитируют ночь, позволяет организму относительно быстро адаптироваться к непривычным режимам. Одним из условий обеспечения высокой трудоспособности во время работу в ночную смену является организация обязательного горячего питания, которое не только компенсирует энергетические траты организма, но и играет роль эффективного датчика времени. Отмечено, что продолжительный период работы в ночную смену легче переносится, нежели короткий, при котором человек не успевает адаптироваться к изменению режима работы и отдыха.

Явления десинхроноза наблюдаются и у космонавтов во время пребывания на околоземной орбите. Непривычные условия работы в космическом пространстве требуют от них максимума энергии, внимания и сил в любое время суток. Однако этого тяжело достигнуть, если учесть, что находясь в космическом пространстве, они встречают восход солнца на протяжении 24 часов до 20 раз. Для профилактики десинхронозов предусмотрена целая система мероприятий, направленных на сохранение обычных „земных” 24-часовых ритмов. Для этого используют специальные кинофильмы, радио- и телесеансы связи с Землей и др., что позволяет космонавтам сохранить высокую трудоспособность на протяжении всего полета.

Значительная перестройка биологических ритмов необходима уже при перелетах через 4-5 „часовых” поясов. По данным французских авторов в 78 % лиц, которые относятся к авиаперсоналу, который летает на большие расстояния, наблюдаются нарушения типа десинхроза. В связи с этим Британская авиакомпания «Britain Airways» выработала для своих летчиков своеобразную норму — за 28 суток пилоту разрешается пересечь в любом направлении не более 40 „часовых” поясов.

Существует несколько правил, которые облегчают адаптацию человека к изменению временного пояса. Если изменение „часового” пояса происходит на ограниченное время, целесообразно сохранить близкий к обычному режим работы и отдыха. Если же на новом месте будет выполняться работа, которая требует максимального напряжения сил, необходимо заблаговременно постепенно изменять режим работы и отдыха, приспосабливая его к новому временному поясу.

Таким образом, владея знаниями о биологических ритмах, врач, а по его рекомендациям и сам пациент, могут планировать те или иные лечебные и профилактические мероприятия, внедрение которых обеспечит предупреждение возникновения проявлений десинхроноза.

Приложение 2

Учебная инструкция по методике определения различных типов дневных кривых биологических ритмов

Как отмечено выше, биологические ритмы представляют собой самоподдерживающиеся автономные процессы периодического чередования состояний организма и колебаний интенсивности физиологических реакций индивидуума.

Человек имеет сложную иерархию и суровую временную упорядоченность в установлении биоритмологической структуры личности вследствие действия внутренних и внешних синхронизаторов. Более того, целостный организм может существовать лишь при определенных фазовых соотношениях разных колебательных процессов в клетках, тканях, органах и функциональных системах, с одной стороны, и их четкой синхронизации с условиями окружающей среды — с другой. Таким образом, состояние здоровья — это состояние оптимальной гармоничности между временной структурой внутренней среды организма и влиянием факторов окружающей среды, а биологические ритмы, по своей сути, отражают изменения разнообразных показателей физиологических и психологических процессов волнообразной формы.

Разнообразные ритмические колебания определенных состояний живых систем регистрируются с частотой от 1 раза в миллисекунду до 1 раза в несколько лет. Наибольшее значение для человека имеют ультрадианные (длина периода от 0,5 до 20 часов), циркадианные (от 20 до 28 часов), инфрадианные (от 28 до 60 часов) и циркасептидальные (от 60 до 148 часов) биологические ритмы.

Рис. 1. Графическое изображение типичного биологического ритма

и его ведущих характеристик

(Амп — амплитуда ритма, Акр — акрофаза ритма, Т — период ритма).

Важнейшими характеристиками биологических ритмов принято считать такие показатели, как уровень, период, амплитуда, акрофаза и форма дневной кривой ритма (рис. 52.1).

Уровень ритма, или мезор, представляет собой среднюю величину исследуемой физиологической функции на протяжении одного биологического цикла, графическое изображение которого приближается к синусоиде. Периодом ритма принято считать отрезок времени, после окончания которого, состояние организма повторяется, и частота ритма представляет собой величину, обратную продолжительности периода. Амплитуду ритма рассчитывают как разницу между максимальными и минимальными значениями определенного физиологического процесса на протяжении одного биологического цикла. Под акрофазой ритма понимают время, на которое приходится максимальный уровень функции. Причем, если акрофаза ритма функции изменяется в пределах определенной зоны, это явление называется «зоной блуждания акрофазы».

Впрочем, каждый биологический ритм характеризуется формой дневной кривой, т.е. графическим изображением динамических изменений исследуемой функции на протяжении светового дня. К нормальным физиологическим кривым относят параболоподобные кривые с максимальной акрофазой в утреннее и дневное время и последующим снижением уровня ритма в вечернее и ночное. К измененным физиологическим кривымплатоподобные (незначительное выражение степени колебания функции в течение дня), инертные (максимальное повышение уровня ритма в вечернее время), двухпиковые или бигеминальные (наличие двух подъемов активности функции, как правило, в утреннее и вечернее время) и инвертированные (снижение исходного уровня функции на протяжении дневного периода).

Как критериальные показатели биоритмологического состояния организма детей и подростков, как правило, используют характеристики циркадных (околосуточных) ритмов температуры тела и частоты сердечных сокращений. Регистрация температуры тела проводится в подмышечной области медицинским или электрическим термометром, частота сердечных сокращений определяется традиционным методом на предплечье руки пальпаторно на протяжении 1 минуты. Следует подчеркнуть, что исследования показателей состояния цирка­дных систем организма необходимо проводить в середине недели в течение 2-3 дней с четырехчасовым интервалом соответственно в 8, 12, 16 и 20 часов.

Hа основе анализа физиологических показателей определяют амплитуду, уровень и акрофазу биологических ритмов функций, которые изучаются. Для определения характера влияния факторов окружающей среды на биоритмологческие особенности учеников исследуется форма дневного отрезка хронограммы и на основании полученных данных осуществляется балльная оценка (квантификация) результатов, целью которой является определение типа физиологических кривых: параболоподобных с акрофазой в 12-16 часов, платоподобных, инертных, двухпиковых и инвертированных (рис. 52.2).

Рис. 2. Типы дневных кривых по данным балльной квантификации

(1 — инвертированные кривые; 2 – платоподобные кривые;

3 – параболоподобные кривые с акрофазой в 20 часов; 4- двухпиковые кривые; 5 — параболоподобные кривые с акрофазой в 12 или 16 часов).

Следует лишь отметить, что отличительной чертой платоподобных кривых являются сдвиги амплитуды исследуемых функций, на величину, меньшую критериальной, которая для температуры тела составляет 0,5°С, для частоты сердечных сокращений – 8 ударов в минуту. Инертные кривые характеризуются наибольшей амплитудой колебаний в вечерние часы, двухпиковые, или бигеминальные, — наличием двух подъёмов активности в 12 часов и в вечернее время, инвертированные — уменьшением исходного уровня в дневное время.

В ходе квантификации наивысшую оценку (5 баллов) получают параболоподобные кривые с максимальной акрофазой в 12 или 16 часов, 4 балла — двухпиковые кривые, 3 балла — параболоподобные кривые с максимальной акрофазой в 20 часов, 2 балла — платоподобные кривые, 1 балл — инвертированные кривые. Именно три последние случая и свидетельствуют соответственно о десинхронизирующем влиянии действующих факторов, о ранних признаках повреждения циркадных ритмов в процессе адаптационного процесса и о явном десинхронозе.

Десинхроноз представляет собой вид хронопатологии, который является предвестником и спутником разнообразнейших проявлений неблагополучия организма, в том числе и многих заболеваний. Тем не менее, наиболее распространенными причинами десинхроноза считают изменения временных поясов в результате продолжительных перелетов и переездов; несогласование по фазе с местными датчиками времени ритма «покой-активность»; исключение географических синхронизаторов времени; влияние вредных агентов и стрессовых факторов (патогенные микроорганизмы, болевые и физические раздражители, психическая и мышечная нагрузки, существенные нарушения режима суточной деятельности и т.п.).

К основным биоритмологическим принципам рациональной организации повседневной деятельности человека следует отнести:

•обеспечение соединения времени трудовой деятельности (учебных занятий) со временем оптимума физиологических функций организма;

• использование двигательной активности как синхронизатора биологических ритмов;

• внедрение методов и средств рациональной организации свободного времени как важного фактора реализации амплитудно-фазовой программы биологических ритмов.

Приложение 3 учебная инструкция по методике определения типа дневной работоспособности человека

Наиболее адекватным и точным методом определения типа дневной работоспособности следует признать тестовую методику О. Остберга в модификации С. Степановой. Испытуемому предлагается внимательно прочитать вопрос индивидуального опросника и, не нарушая их последовательности, выбрать из предложенных соображений одно, наиболее характерное для него.

1. В котором часу Вы хотели бы проснуться, если бы были совсем свободны в выборе распорядка дня и руководствовались при этом, исключительно личными желаниями?

зимой летом баллы

а) 500 – 645 400 — 545 5

б) 646 – 815 546 — 715 4

в) 816 – 1045 716 — 945 3

г) 1046 – 1200 946 — 1100 2

д) 1200 – 1300 1101— 1200 1

2. В котором часу Вы хотели бы лечь спать, если бы свободно планировали свое вечернее время и руководствовались при этом исключительно личными желаниями?

зимой летом баллы

а) 2000 – 2045 2100 – 2145 5

б) 2046 – 2130 146 – 2230 4

в) 2131 – 0015 231 – 115 3

г) 0016 – 130 116 – 230 2

д) 131 – 300 231 – 400 1

3. Какая Ваша потребность в будильнике, если утром необходимо обязательно проснуться в определенное время?

а) Совсем нет потребности 4

б) В отдельных случаях есть потребность 3

в) Потребность в будильнике довольно сильная 2

г) Будильник мне крайне необходим 1

4. Если бы Вам пришлось готовиться к сдаче экзамена в условиях жесткого лимита времени и использовать для занятий ночное время (2300 – 200 часа), насколько продуктивной была бы Ваша деятельность в это время?

а) Абсолютно бесполезная, я совсем не смог бы работать 4

б) Была бы некоторая польза 3

в) Деятельность была бы достаточно эффективной 2

г) Деятельность была бы высокоэффективной 1

5. Легко ли Вам просыпаться утром в обычных условиях?

а) Очень тяжело 1

б) Довольно тяжело 2

в) Довольно легко 3

г) Очень легко 4

6. Ощущаете ли Вы, что полностью проснулись в первые полчаса после подъема?

а) Очень большая сонливость 1

б) Небольшая сонливость 2

в) Довольно ясная голова 3

г) Полная ясность мыслей 4

7. Какой у Вас аппетит в первые полчаса, после подъема?

а) Аппетита совсем нет 1

б) Аппетит снижен 2

в) Довольно хороший аппетит 3

г) Прекрасный аппетит 4

8. Если бы Вам нужно было готовиться к экзамену в условиях жесткого лимита времени и использовать для этого утренние часы (400 – 700 часов), насколько продуктивной была бы Ваша деятельность в это время?

а) Абсолютно бесполезная 1

б) Не мог бы работать 2

в) Была бы некоторая польза 3

г) Деятельность была бы эффективной 4

9. Ощущаете ли Вы физическую усталость в первые полчаса после того, как проснулись?

а) Очень большая вялость 1

б) Небольшая вялость 2

в) Незначительная бодрость 3

г) Полная бодрость 4

10. Если Ваш следующий день свободен от работы, когда Вы ляжете спать?

а) Не позже, чем обычно 4

б) Позже на 1 час и меньше 3

в) Hа 1-2 часа позже 2

г) Позже на 2 часа и больше 1

11. Легко ли Вы засыпаете в обычных условиях?

а) Очень тяжело 1

б) Довольно тяжело 2

в) Довольно легко 3

г) Очень легко 4

12. Вы решили заниматься физической культурой. Ваш товарищ предложил заниматься вместе по 1 часу 2 раза в неделю с 700 до 800 часов утра. Этот период времени наилучший для Вас?

а) В это время я был бы в хорошей форме 4

б) Я был бы в довольно хорошем состоянии 3

в) Мне было бы тяжело 2

г) Мне было бы очень тяжело 1

13. Когда Вы вечером ощущаете себя настолько утомленным, что должны лечь спать?

а) 2000 – 2100 5

б) 2101 – 2215 4

в) 2216 – 0045 3

г) 0046 – 200 2

д) 201 – 300 1

14. Какой из предложенных периодов Вы выбрали бы для выполнения двухчасовой работы, нуждающейся в полной мобилизации умственных сил?

а) 800 – 1000 6

б) 1100 – 1300 4

в) 1500 – 1700 2

г) 1900 – 2100 0

15. На сколько велика Ваша усталость в 23 часа вечера?

а) Я очень устаю 5

б) Я ощутимо устаю 3

в) Я частично устаю 2

г) Я совсем не устаю 0

16. При некоторых обстоятельствах Вам пришлось лечь спать на несколько часов позже, чем обычно. Утром нет необходимости просыпаться в определенное время. Какой из четырех предложенных вариантов будет для Вас наиболее благоприятным?

а) Я проснусь как обычно и больше не усну 4

б) Я проснусь в обычное время и буду дремать 3

в) Я проснусь в обычное время и снова усну 2

г) Я проснусь позже, чем обычно 1

17. Вы должны дежурить ночью с 400 до 600 часов. Следующий день у Вас свободен. Какой из предложенных вариантов будет для Вас наиболее подходящим?

а) Спать я буду лишь после дежурства 1

б) Перед дежурством я задремлю, а после него высплюсь 2

в) Перед дежурством я высплюсь, а после задремлю 3

г) Я полностью высплюсь перед дежурством 4

18. Вы должны на протяжении 2 часов выполнять тяжелую физическую работу. Какое время Вы бы выбрали для этого, если бы были совсем свободными в планировании своего распорядка дня?

а) 800 – 1000 4

б) 1100 – 1300 3

в) 1500 – 1700 2

г) 1900 – 2100 1

19. Вы решили серьезно заняться спортом. Ваш товарищ предложил тренироваться вместе по 1 часу 2 раза в неделю с 2200 до 2300 часов. Насколько благоприятным будет это время для Вас?

а) Я был бы в хорошей форме 1

б) Кажется, я был бы в неплохой форме 2

в) Немного поздно, я был бы в плохой форме 3

г) Hет, в это время я совсем не смог бы тренироваться 4

20. В котором часу Вы преимущественно просыпались в детстве во время летних каникул?

а) 500 – 645 5

б) 646 – 745 4

в) 746 – 945 3

г) 946 – 1045 2

д) 1046 – 1200 1

21. Представьте себе, что Вы можете свободно планировать свое рабочее время. В какие из предложенных периодов эффективность Вашей работы была бы максимальной?

а) 0001 – 500 1

б) 501 – 800 5

в) 810 – 1000 4

г) 1001 – 1600 3

д) 1601 – 2100 2

е) 2101 – 2400 1

22. В котором часу Вы, как правило, полностью достигаете «вершины» своей трудовой активности?

а) 0001 – 400 1

б) 401 – 800 5

в) 801 – 900 4

г) 901 – 1400 3

д) 1401 – 1700 2

е) 1701 – 2400 1

23. Иногда можно услышать о людях утреннего и вечернего типов. К какому из этих типов Вы относите себя?

а) четко к утреннему 6

б) скорее к утреннему, нежели к вечернему 4

в) скорее к вечернему, нежели к утреннему 2

г) четко к вечернему 0

Тип дневной трудоспособности определяется по сумме баллов, которая была набрана:

свыше 92 баллов — четко выраженный утренний тип;

77-91 баллов — слабо выраженный утренний тип;

58-76 баллов — аритмичный тип;

42-57 баллов — слабо выраженный вечерний тип;

до 41 баллов  — четко выраженный вечерний тип.

Приложение 4 учебная инструкция по методике определения расчетных биологических ритмов человека

Основоположником идеи относительно необходимости учета и определения расчетных биологических ритмов был швейцарский бизнесмен Дж. Томмен. Именно он предложил гипотезу о наличии так называемых «критических» дней человека, которые повторяются с постоянной периодичностью.

В основе концепции расчетных биологических ритмов находится положение о том, что начиная с момента рождения в организме независимо друг от друга происходят три разных по содержанию цикла изменений функционального состояния организма: физический цикл с периодом в 23 дня, эмоциональный цикл – с периодом в 28 дней и интеллектуальный цикл – с периодом в 33 дня.

Считается, что на протяжении каждого из трех циклов первая его половина более благо­при­ятна, вторая — менее благоприятна. Например, человек в первой половине физиче­ского цикла наиболее предрасположен к занятиям физической культурой и спортом, любым делом, нуждающемся в напряжении физических сил, первая половина эмоционального — характеризуется повышенным настроением и оптимистичностью, первая половина интеллектуального — наличием предпосылок к эффективному выполнению умственного труда. Вместе с тем, во второй поло­вине циклов регистрируются явления противоположного содержания и характера.

Вместе с тем наиболее неблагоприятными, собственно «критическими», считаются дни, когда кривые каждого цикла, представляющие собой также синусоиды, пересекают нулевую отметку, а это соответственно происходит в 11,5, 14 и 16,5 дни. Причем, наиболее критическими являются так называемые «двойные» и «тройные критические» дни, когда нулевую отметку одномоментно пересекают две или три синусоиды. Кстати, такие дни получили название «черные дыры». Итак, получая информацию о так называемых расчетных биоритмах, можно, по мнению приверженцев этой теории, довольно четко и точно прогнозировать наиболее неблагоприятные моменты в жизни каждого человека на будущее. Правда, всестороннего научного обоснования такой подход пока не получил, но, по отдельным наблюдениям, частота возникновения разнообразных аварийных и чрезвычайных ситуаций наиболее весомая именно в так называемые «черные дыры».

С целью оценки расчетных биологических ритмов необходимо сначала определить количество прожитых дней, естественно, учитывая продолжительность как обычных, так и высокосных лет. Затем поделить полученное количество дней на величину периода каждого из расчетных ритмов. Целое число, полученное в ходе процесса деления, характеризует количество полных циклов по определенным расчетным ритмом, которые уже прошли, а остаток — разрешает определить конкретный день каждого из ритмов. Отметив его на соответствующей кривой-синусоиде, можно получить исчерпывающую информацию об основных характеристиках расчетных биологических ритмов.

Задание 1.

Для самостоятельной работы студентов на занятии: «Определение типа дневной работоспособности по тесту о. Остберга в модификации с. Степановой»

Запишите в протокольную тетрадь название этого задания.

Ниже заготовьте табличку такой формы:

№ вопроса

Буква выбранного варианта ответа

Соответствующий балл

Внимательно прочитайте вопрос индивидуального опросника (приложение 3), придерживаясь установленной последовательности. По ходу работы с ним на каждый вопрос выберите вариант ответа, занесите его в таблицу (№ вопроса и вариант ответа (а, б, в, ….)) и определите соответствующее количество баллов.

Подсчитайте сумму всех набранных баллов, и обоснуйте вывод о типе дневной работоспособности, согласно приведенной выше шкале.

Примечание. Вариант ответа по пп. № 1 и 2 выбирайте соответственно сезону, когда проводится это исследование: „летом” (в теплый период года), „зимой” (в холодный период года).

Задание 2.

Для самостоятельной работы студентов на занятии: «Определение биологических ритмов человека расчетным методом»

Определите Ваши собственные расчетные биологические ритмы: физический, эмоциональный, интеллектуальный. На основании расчетов начертите синусоиды этих ритмов и определите свои критические дни, а также так называемые „двойные” и „тройные” критические дни,„черные дыры”

.

Методика расчета

Например, человек родился 24 января 1983 года. Его возраст в днях на 24.01.2004 г. составляет:

І. Расчет количества прожитых дней:

16 не высокосных лет ∙ 365 дней = 5840 дней

5 высокосных лет ∙ 366 дней = 1830 дней

+ количество дней января текущего года = 24 дня

Всего дней = 7694 дней

ІІ. Расчет прожитых циклов:

Количество физических циклов: 7694 дня : 23 дня = 334,52 циклов

Количество эмоциональных циклов: 7694 дня : 28 дней = 274,76 циклов

Количество интеллектуальных циклов: 7694 дня : 33 дня = 293,15 циклов

ІІІ. Расчет дней текущих циклов:

1-и физический цикл:

1 цикл – 23 дня

x = = 11,96 дня

0,52 цикла – x дней

2-и эмоциональный цикл:

1 цикл – 28 дней

y = = 21,28 дня

0,76 цикла – y дней

3-и физический цикл:

1 цикл – 33 дня

z = = 4,95 дня

0,15 цикла – z дней

IV. Нанесение дней текущих циклов на график расчетных биоритмов.

V. Вывод.

Неблагоприятные дни для:

  • эмоционального цикла: 5.01, 17.01, 30.01.
  • ф

    изического цикла: 12.01, 23.01

  • интеллектуального цикла: 20.01

В настоящее время, во время информатизации и компьютеризации, кроме математических методов расчета биологических ритмов существует специальное программное обеспечение, которое позволяет быстро сделать расчет и выдать информацию в графическом виде. С помощью этой программы Вы можете за одну минуту рассчитать биоритмы как для себя, так и для всех своих родных и близких, или для сотрудников и т.д..

Программа Биоритмы, 4.01

Программа не нуждается в инсталляции и работает в любой директории. Вводим свою дату рождения, свое имя и тут же получаем результаты с трех синусоид. Каждый биоритм выделен определенным цветом. Кроме того, при желании можна получить информацию о четвертом биоритме — интуитивном. Построение прогноза влияния биоритмов на человека формируется лишь по его собственному желанию. Положительным является психологически удачная программная оболочка, которую отличает доброжелательность, наглядность и удобность в использовании.

Биоритмы для Windows, 2.31

предлагаемая версия программы для определения биоритмов осуществляет расчеты по трем классическим синусоидам. В отличие от предыдущей, эта программа сразу имеет цветные обозначения интегральных совпадений биоритмов. Зеленый цвет обозначает благоприятные дни, а красный — неблагоприятные. Чем более выраженным является состояние в его значении „плюс” или „минус” в интегральном совпадении, тем интенсивнее влияние на человека основных биоритмов.

Существует большое количество разнообразных программ для осуществления расчетов биоритмов и их трактовки. В учебнике, который предлагается Вашему вниманию, для ознакомления наведены всего две наиболее распространенные на сегодняшний день разработки компьютерных программ. Выбирайте для конкретных целей оптимальную программу и используйте ее в практической деятельности.

*от слов „цирка” – около, „диес” — день

91