Тема 1.1. Антропология как наука и как учебная дисциплина

Моя программа по антропологии

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Антропология» является курсом по выбору. Он предполагает 54 аудиторных часа (26 часов лекционных и 28 часов семинарских).

Кроме того, студентам выделяется 54 часа на самостоятельную работу.

Подготовка бакалавра невозможна без определенного уровня развития личности. Именно общекультурное развитие определяет мотивацию личности и направленность ее педагогического воздействия. Актуальность курса обусловлена необходимостью хорошей общегуманитарной подготовки учителя.
Изучение антропологии должно обеспечить компетентность студентов в области антропологической проблематики: содействовать развитию у студентов способности к самостоятельной творческой работе в сфере профессиональной деятельности; формировать широкую эрудицию, способствовать пониманию процессов, протекающих в социокультурном пространстве России и мире, современных социокультурных проблем;

Цель курса – способствовать формированию у студентов следующих компетенций:

Компетенция (ФГОС) Знания, умения, навыки, обеспечивающие формирование компетенции (ФГОС) Конкретизированные цели освоения дисциплины, обеспечивающие формирование компетенции
· Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей ее достижения (ОК-1).

· Способен анализировать мировоззренческие, социально и лично значимые философские проблемы (ОК-2) · Способен понимать значение культуры как формы общественного существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3)

Не предусмотрены ФГОС Знать: · содержание основных категорий и понятий антропологии; · фундаментальные концепции антропологического знания; Уметь: · выделять теоретические, прикладные, ценностные аспекты антропологического знания · применять их для обоснования практических решений, касающихся как профессиональной деятельности, так и повседневной жизни; · работать с гуманитарными текстами; · формировать и обосновывать личную позицию по отношению к проблемам антропологии Владеть: · способностью быстро адаптироваться в иной культурной среде (ситуации) и осуществлять в ней профессиональную деятельность. · методами и понятийным аппаратом антропологии при обосновании и доказательстве собственных выводов. · навыками самостоятельного восприятия и осмысления культурных ситуаций; · навыками поиска информации о антропологии.

УЧЕБНО — МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

Дополнительная литература

 

Словари и энциклопедии

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Курс включает в себя следующие виды деятельности:

· лекции с мультимедийным сопровождением;

· практические занятия в форме семинаров;

· самостоятельное изучение учебной и научной литературы с написанием соответствующего отчета, конспекта;

· просмотр художественных фильмов;

· самостоятельное написание словаря терминов;

· подготовку электронной презентации по темам раздела «Самостоятельная работа»;

· сдачу зачета.

 

1. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для обеспечения изучения курса «Культурология» необходимы учебные аудитории с мультимедийным оборудованием. У студентов есть возможность посещения библиотек, музеев, театров и кинотеатров.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Модуль I. Антропологические парадигмы в основных типах культуры

Тема 1.1. Антропология как наука и как учебная дисциплина

Учение о человеке в системе философского мировоззрения. Онтология, теория познания, аксиология, эпистемология, социальная философия в их соотношении с философской антропологией. Специфика философско-антропологической проблематики.

Основные философско-антропологические проблемы. Проблема целостности человека: материальное, физиологическое и нематериальное, духовное в нем.

Основные подходы к исследованию феномена человека: человек космический, человек духовный, человек природный, человек социальный и т.д.

Методы философской антропологии: исторический, трансцендентальный, феноменологический, герменевтический, социологический, критико-идеологический, междисциплинарный. Научная рефлексия и человеческая повседневность. Антропология как история учений и как теоретическая дисциплина.

Тема 1.2. Человек в индо – буддийской культуре

Йога как практическая основа философских воззрений Индии. Индо-буддийские представления о сущности и строении человека, его посмертной судьбе и законе воздаяния.

Буддизм: возникновение, судьба и мировое значение. Его основные ценности и методы достижения спасения. Хинаяана. Махаяна. Индуизм.

Буддизм в Китае. Чань – буддизм как «философия жизни»: нон – конформизм, утверждение естественного равенства людей, протест против обыденного здравого смысла. Постулаты чань — буддизма и литература, живопись, музыка Запада.

 

Человек в конфуцианско-даосистскойкультуре

Даосизм. Учение о дао, инь, ян, дэн. Пять элементов. Учение о бессмертии и путях его достижения. Даосская алхимия. Учение о совершенномудром человеке.

Конфуцианство. Учение о совершенном человеке и идеальном обществе. «Пять красот» достойного мужа: доброта, но не расточительность, трудолюбие, отсутствие гордыни, наличие силы, но не свирепости и т.д. Принцип гуманности и уважения к старшим. Этикет.

Человек в христианской культуре

Картина мира в христианской культуре. Человек как результат творения, как образ Божий. Творение, грехопадение, спасение человека. Двухчастный и трехчастный состав человека. Тело и плоть. Душа, дух человека. Бессмертие души, душа после смерти тела. Греховность души. Проблема источника греха и ответственности человека. Дух Божий и дух человека. Действие Духа и духа: преображение, благодать. Богопознание и богообщение. Воскресение человека. Обожение.

Нравственные ориентиры христианства.

Католицизм и православие как две разновидности христианства. Соборность как общественно-психологический идеал русского православия.

Протестантизм и новоевропейская культура. Протестантизм и система буржуазных ценностей.

 

Человек в мусульманскойкультуре

Социокультурные предпосылки становления ислама.

Учение ислама о мире, Боге и человеке. Личность Мухаммеда как идеал человека в исламе.

Коран. Сунна. Шариат. Культовые установления и бытовые предписания ислама.

Система мусульманских нравственных ценностей.

История философских антропологических учений

 

Тема 3. Учение о человеке в античности

От мифа к логосу. Микрокосм и макрокосм. Проблема вторичной «мифологической парадигмы». Антропологические идеи досократиков. Философские учения как ответ на вопросы человеческого существования.

Аристотель. Чееловек как общественное существо. Теоpетическое и практическое сознание. Разум и чувство. Рассудительность. Счастье. Государство и гражданин. Виды добродетелей.

Человек в поздней античной философии. Человек и природа у Лукреция. Забота о себе в наставлениях Сенеки. Искусство любви и искусство жизни у Овидия.

Человека в средневековой антропологии

Антропология в контексте теоцентризма. «Мистерия Голгофы». Плоть и душа. Грех и покаяние. Жертвоприношение и искупление. Идея Завета. Свобода воли. Вера и знание. Бог и любовь. Смиpение. Пpоблема смерти. Работа над телом: аскетизм, сопереживание страданиям Христа.

Человек в трудах отцов христианской церкви. Философско-антропологические идеи Блаженного Августина: жизнь, смерть и бессмертие, время и вечность, пошлое и будущее как настоящее. «Верую, чтобы понимать». Человек в трудах Пьера Абеляра, Ансельма Кентерберийского, Фомы Аквинского. «Понимаю, чтобы верить». Теория «двойственной истины» и ее антропологический смысл.

Тема 5. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения и Реформации

Природа и достоинство человека. Гуманизм Эразма Роттердамского. Бог и мир в учениях гуманистов. Аскетизм и культ чувственности. Социально-этические учения эпохи Возpождения.

Мартин Лютер. Полемика с Эразмом Роттердамским. Протестантский человек и «дух капитализма».

Тема 6. Человек в учениях Нового времени

Становление буржуазного общества. Появление идеи «автономных индивидов. Этос буржуазии.

Рождение механико-математической картины мира. Машинизация мира. Учение о разуме. Контроль над душевными аффектами. Человек и автомат. Учение о человеческой природе. «Анатомический театр»: поиски души. Человек-машина.

Человек как субъект научного познания. Разум. рассудок, чувственность. Проблема чувственности в сенсуализме Дж. Локка. Идея «чистой доски». Борьба с аффектами у Б. Спинозы. Равенство и свобода. Учение о государстве Т. Гоббса: естественное равенство и война всех против всех. Противоречия человеческой природы и естественная сущность человека.

Принцип «когито» у Р.Декарта.

Тема 7. Человек эпохи Просвещения

Проблема человека в трудах французских просветителей. Естественная теория души. Человек как машина у Ламетри. Человек и общество, государство и личность в работах Дидро, Монтескье, Вольтера. Природа и воспитание у Ж.-Ж. Руссо. Сущность человеческого счастья по Гельвецию. Куль-турная антропология эпохи Просвещения. Миф о «естественном дикаре»: Воль-тер, «Простодушный». Ж.-Ж. Руссо как «отец антропологии» (согласно Леви-Стросу).

Робинзонада в литературе Просвещения

Тема 8. Философия человека ХIХ столетия

Антропологизм Л. Фейербаха. «Антропологический принцип» в философии. Эмансипация чувственности. Биологическая природа человека. Проблема социализации человека.

Дарвинизм и антидарвинизм. Человек и животное. Эволюция видов живого. Естественный отбор. Биологизм О. Конта, Г. Спенсера, Дарвинизм и антидарвинизм. Марксистская антропология. Критика созерцательности и активность субъекта. Революция и практика. Человек как «ансамбль» общественных отношений. Отчуждение.

Воля и разум у А. Шопенгауэра. Созерцание и рассуждение. Проблема зла. Этика сострадания.

Воля к власти в учении Ф. Ницше. Разум и жизнь. Тело и дух. «Сверхчеловек» и «смерть Бога».

З. Фрейд. Аpхипелаг бессознательного. «Эдипов комплекс» и сексуальность Метафизика аффекта. Бессознательное и культура. Идея человека в психологии индивидуальности А. Адлера. Аналитическая психология К.Г. Юнга: от бессознательного к коллективному бессознательному. Архетип и символ.

Тема 9. Проблема человека в русской философии

Феномен русской философии. Характерные черты русской религиозности. «Иpанский» и «кушитский» типы человека у А.С. Хомякова.

Индивидуальное и универсальное. Сокpовенное в жизни и в человеке у Н.И. Новикова. Двойственная природа человека у А.Н. Радищева. Единство социального и духовного в учении П.Я. Чаадаева.

«Антpопологический принцип» Н.Г. Чернышевского. Учение о личности в русском позитивизме.

Религиозно-антpопологические взгляды Л.Н. Толстого. Идеология крови и почвы. Религиозный мир Ф.М. Достоевского. Антpопология и историософия. Антpопологический пессимизм К.Н. Леонтьева.

Антpопология В.С. Соловьева. Тайна человека. Мистический опыт. Божественное начало и душа мира. Андpогинизм. Одухотвоpение человека. Учение об эросе. Человек и человечество. Богочеловечество. Пpоблема жизни и смерти в русском космизме (Н.Ф. Федоров).

В.В. Розанов. Духовное и телесное. Пpоблема пола. Тема смерти. Космоцентpическая антропология. «Духовная эротика». Телесное письмо.

Антpопология Н.А. Бердяева. Свобода и «творчество национального духа». «Экзистенциальная диалектика». Личность и индивид. Познание и любовь.

Экзистенциальный проект человека Л.И. Шестова. Опыт страдания.

Тема 10. Постклассические образы человека в XX веке

Проблема «антропологического поворота» в философии. Антропология после Освенцима и Гулага. «Конец истории» и «смерть человека».

Теория архетипов К. Юнга.

Проблема ценностей. Дильтей, Риккерт, Виндельбанд. Философия жизни Г. Зиммеля.

Место человека в космосе. М. Шелер. Сущность и формы симпатии. Любовь и ненависть. Феноменология духовного опыта. Бытие и ценности. Образование, труд, святость. Человек и Бог. Социология эмоционального познания.

А. Камю, Ж.-П. Сартр и традиция европейского гуманизма. Критика идей человека. Трансцендентальная аналитика жизненного мира. Бытие к смерти. Разум и экзистенция.

Биоантропология. Г. Плеснер. Диалектика внешнего и внутреннего в развитии природы. Ступени органического и человек. Единство биологического и гуманитарного. Тело и дух. Открытость миру человека. Дуальная природа человека у А. Гелена. Человек как «недостаточное существо». Теология и зоология. Биокультурная этика. Инстинкты и социальные институты. К. Лоренц об агрессивности.

Человек в постмодернистской антропологии. Критика «проекта Просвещения». Теория коммуникативного действия у Ю. Хабермаса. Индивид и общество. Рациональность и демократия. Проблема эмансипации и современный феминизм. Деконструкция как преодоление жестких оппозиций классической антропологии. Трансформация пространства символического. Рассеяние смысла, различение гетерогенного, следы Другого. Современные психоаналитические практики. Виды и формы психотерапии. Критика абсолютизации сексуального. Психоанализ и семиотика. Производство желаний. Гетерогенность человеческого. Шизоанализ Ж. Делеза и Ф. Гваттари. Знание и власть у М. Фуко. Власть как управление жизнью. Разум и безумие. Трансгрессия. Контроль за сексуальностью. Производство тела в культуре. Тело и язык. Телесное письмо.

1. Франкл В. Человек в поисках смысла М. 1990.

2. Маслоу А. Психология бытия М. 1997.

3.
Маслоу А. Мотивация и личность Сп-б 1999.

4. Франк С.Л. Смысл жизни // Франк С.Л. Духовные основы общества М. 1992.
Фромм Э. Человек для самого себя // Фромм Э. Психоанализ и этика М. 1993.

5.
Фромм Э. Иметь или быть? М. 1986.

6. Бердяев Н.А. Самопознание. Л., 1991.

7. Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии. М.,1988.

8. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1993.

9. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

10. Кант И. Антропология // Кант И. Соч.: В 6 т. Т.6. М, 1966 (отдельное издание — СПб., 1998).

11. Кант И. Критика практического разума. СПб., 1996

12. Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. М.,1988.

13. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993

14. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983.

15. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3.

16. Плеснер Х. Ступени органического и человек. // Проблема человека в западной философии. М., 1988.

17. Психоанализ и культура: Избр. труды К. Хорни и Э. Фромма. М., 1995.

18. Розанов В.В. Люди лунного света. // Розанов В.В. Соч.: В 2 т. Т.2. М.,1990.

19. Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития. М.,1990.

20. Руссо Ж.-Ж. Исповедь. М., 1997

21. Соловьев В.С. Оправдание добра. Соч. Т.1. М.,1989.

22. Соловьев В.С. Смысл любви. // Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. Т.1. М., 1988.

23. Спиноза Б.. Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье. // Спиноза Б. Избранные произведения. М., 1957.

24. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.,1993.

25. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // Психология бессознательного. М.,1989.

26. Фрейд З. Я и Оно. М., 1993.

27. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.

28. Фромм Э. Душа человека . М.,1992.

29. Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности М., 1996.

30. Фуко М. Герменевтика субъекта. // Социологос. М.,1990.

31. Фуко М. Забота о себе. М., 1998

32. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997.

33. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.

34. Бахтин М.М. Формы времени и хронотропа в романе. // Вопросы литературы и эстетики. М.,1965.

35. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

36. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.1996.

  • Зеньковский В.В. Принципы православной антропологии. // Русское Зарубежье в Казначеев В.П. Феномен человека. Новосибирск, 1991.

37. Оссовская Ю. Рыцарь и буржуа. М., 1987.

 

Некрасова Е.Н. Живая истина. Метафизика человеческого бытия в русской философии ХХ века. М., 1997

Шелер М. Положение человека в космосе // Проблема человека в западной философии М.1988., а также в книге «Макс Шелер. Избранные произведения.» М. 1994.