Тема 2. Антропологические и эволюционные подходы к изучению человека.

Задания для самостоятельной работы студента по дисциплине

«Психология человека»:

Предполагаются учебные задания трех уровней сложности:

1 – репродуктивные

2 – частично-репродуктивные

3 – продуктивные.

Глубокое усвоение студентами психологических знаний невозможно без самостоятельного изучения литературы и овладения умениями навыками проведения психологических наблюдений и экспериментов.

Тема 1. Психология человека как наука

Задания первого уровня сложности:

1. реферат по теме «Психология человека в системе психологических наук».

2. доклад по теме «Основные задачи и методы психологии человека»

3. конспект к семинарскому занятию.

4. реферат по теме «Основные психологические школы и направления».

5. доклад по теме «Постановка и пути решения фундаментальных и практических психологических проблем на разных этапах развития психологии».

6. составьте список литературы по теме

 

Задания второго уровня сложности:

1. определите отличительные черты психологии человека настоящего и прошлого

2. определите отличительные черты объекта, предмета, задач и методов психологии человека от других психологических наук.

3. составьте презентацию на тему «психология человека».

4. определите отличительные черты основных психологических школ

5. составьте аннотированный список литературы по теме, определите основную и дополнительную литературу для изучения с обоснованием

6. составьте терминологический словарь по теме

7. представьте в виде таблицы взгляды различных психологических направлений на психику человека

 

Задания третьего уровня сложности:

1. графически или схематично изобразите место психологии человека в системе наук, отличительные черты ее объекта, предмета, задач и методов исследования.

2. составьте тест из 15-20 заданий альтернативного характера по теме.

3. эссе на тему «Психология человека и ее вклад в развитие общепсихологических знаний»

4. составьте таблицу, отражающую особенности и принципиальные отличия основных психологических школ на предмет психологии и структуру психики.

5. проанализируйте в чем принципиально отличается подход к исследованиям и объяснению психических явлений представителями фрейдизма, бихевиоризма, гештальтпсихологии и других психологических направлений.

8 стр., 3617 слов

Психологические особенности старых людей. Психологические задачи ...

... Изучить особенности самосознания старого человека. 5. Определить психологические задачи развития в поздней взрослости. 1. Взаимосвязь психологического и физического старения 1.1Физиологическое обоснование ухудшения памяти В психологии нет чёткого ...

6. определите наиболее вам импонирующую психологическую школу и дайте развернутый ответ почему позиции данной школы вам кажутся наиболее актуальными.

7. составьте исторический «маршрут» развития психологических знаний

 

 

Тема 2. Антропологические и эволюционные подходы к изучению человека.

Задания первого уровня сложности:

1. реферат по теме «Проблема биологического и социального в развитии психики».

2. доклад по теме «Психологические аспекты антропогенеза»

3. доклад на тему «Основные психологические теории личности»

4. определите основные подходы к пониманию и изучению сознания и самосознания.

5. определите критерии, разграничивающие сознание и самосознание.

6. определите критерии, разграничивающие понятия личности, индивида, индивидуальности, субъекта

7. конспект к семинарскому занятию.

 

Задания второго уровня сложности:

1. определите отличительные черты психики человека и животного

2. составьте аннотированный список литературы по теме, определите основную и дополнительную литературу для изучения с обоснованием

3. графически изобразить соотношение основных понятий по теме

4. определите наиболее значимые моменты в изучении человека и дайте обоснование

5. составить тест из 15-20 вопросов по теме

6. создайте презентацию по теме

7. составьте терминологический словарь по теме

 

Задания третьего уровня сложности:

1. сравните и проанализируйте подходы к изучению человека как личности, индивида, индивидуальности, субъекта

2. проанализируйте основные теории личности (особенности, сходство)

3. проанализируйте основные теории личности, определите плюсы и минусы каждой теории, оформите основные позиции графически.

4. сравните и проанализируйте понятия мозг и психика. Схематично изобразите соотношение этих понятий.

5. Сравните и представьте в виде таблицы факторы развития психики человека в филогенезе и онтогенезе.

6. приведите примеры нарушения функциональной асимметрии мозга. Каким образом можно помочь человеку с таким нарушением (найдите плюсы)

7. эссе на тему «кто я с точки зрения психологии личности»

 

 

Тема 4. Познавательная сфера человека.

Задания первого уровня сложности:

1. конспект семинарского занятия по теме

2. составить терминологический словарь по теме

3. доклад на тему «Роль интегративных психических образований в жизни человека»

4. составить список литературы по теме

5. реферат на тему «Психологическая компетентность и психологическая культура как психическое образование человека»

6. выбрать одно из интегративных психических образований и составить его презентацию

 

Задания второго уровня сложности:

1. графически изобразить классификацию основных интегративных психических образований.

2. составить тест из 15-20 вопросов по теме

3. составить список аннотированной литературы. Определить основную и дополнительную литературу. Дать обоснование такому разделению

4 стр., 1723 слов

Психика, психические явления, поведение человека

... и понятийное или абстрактное (оперирование абстрактными понятиями). Чувства — психический процесс, отражающий отношение человека к предметам и явлениям, отличающийся относительной устойчивостью. Эмоции — сиюминутное ... раздумье. Сознание Сознание — это высший уровень отражения действительности, проявляющийся способностью личности отдавать себе ясный отчет об окружающем, о настоящем и прошлом ...

4. определить методы изучения основных интегративных психических образований. Определить общие и специфические методы.

5. определите важнейшие особенности основных интегративных психических образований.

6. составить расширенный терминологический словарь по теме, определить основные и уточняющие понятия

7. определите индивидуальные особенности проявления, формирования и развития интегративных психических образований

 

Задания третьего уровня сложности:

1. проанализировать и развести основные понятия, классификации, общие характеристика, индивидуальные особенности проявления, формирование и развитие основных интегративных психических образований.

2. обзор основных методов исследования интегративных психических образований. Составить обоснованную программу исследования.

3. с помощью существующих методик провести исследование некоторых интегративных психических образований, осуществить анализ и интерпретацию полученных результатов.

4. сопоставьте и графически изобразите различные подходы к изучению интегративных психических образований.

5. ответ на вопрос «какие особенности интегративных психических образований школьника необходимо учитывать в образовательном процессе»

6. определить и графически представить особенности сенсорных, мнемических, интеллектуальных, креативных, речевых, коммуникативных, аффективных, регуляторных, мотивационных, темпераментных, нравственных образований дошкольника, младшего школьника и подростка.

7. составьте «маршрут-экскурсию» по основным интегративным психическим образованиям.

 

Вопросы к зачету (экзамену) по дисциплине

«Психология человека»

1. Предмет психологии.

2. Функциональная и структурная организация психики.

3. Исторический образ развития психологического знания.

4. Понятие о человеке.

5. Антропологический и эволюционный подход к изучению человека.

6. Развитие психики в филогенезе.

7. Возникновение и развитие человеческой психики и сознание.

8. Структура сознания и его основные психологические характеристики. Сознание и самосознание.

9. Современная психология, ее структура и место в системе наук. Задачи современной психологии.

10. Методы психологического исследования.

11. Общее понятие о личности.

12. Потребности. Мотивация как проявление потребностей личности.

13. Самооценка. Уровень притязаний , цели и перспективы личности. Фрустрация. Установки и стереотипы личности. Самостоятельность и внушаемость. «Когнитивный диссонанс».

14. Личность и индивидуальность. Формирование личности.

15. Понятие о группах. Межличностные взаимоотношения в группах.

16. Общение. Виды общения и его функции.

17. Культура общения.

18. Понятие о деятельности. Цели и структура деятельности.

19. Основание деятельности. Умение, навыки, привычки.

20. Основные виды деятельности и их характеристика.

21. Общая характеристика внимания. Виды внимания. Место внимания в деятельности.

4 стр., 1590 слов

14.Понятие, виды, особенности измерительных шкал

... шкалу наименований в исследованиях. "Объективные" измерительные процедуры при диагностике личности приводят к типологизации: отнесению конкретной личности к тому или иному типу. Примером такой типологии являются ... исследователя провести измерения в возможно более сильной шкале. Однако важно иметь в виду, что выбор шкалы измерения должен ориентироваться на объективные отношения, которым подчинена ...

22. Структура внимания. Характеристика основных свойств внимания.

23. Понятие о речи. Виды речевой деятельности. Развитие речи.

24. Понятие об ощущениях. Виды ощущений. Общие свойства ощущений.

25. Общее понятие о восприятии. Виды восприятий.

26. Общее понятие о памяти. Основные процессы памяти.

27. Индивидуальные особенности памяти. Виды и типы памяти. Воспитание памяти.

28. Общая характеристика мышления. Мышление и речь.

29. Мыслительные операции и формы мышления.

30. Мышление как деятельность личности. Мотивация мыслительной деятельности. Решение мыслительных задач.

31. Виды мышления и его индивидуальные особенности. Культура ума.

32. Общая характеристика воображения. Виды воображения.

33. Индивидуальные качества воображения. Развитие воображения.

34. Общее понятие о чувствах. Формы переживания чувств.

35. Высшее чувства. Роль воспитания чувств в формировании личности.

36. Понятие о воли. Волевой акт, его структура и механизмы.

37. Волевые качества личности. Недостатки воли, их причины и преодоление.

38. Понятие о темпераменте. Типы темперамента.

39. Изменчивость темперамента. Учет особенностей темперамента в учебно- воспитательной работе.

40. Понятие о характере. Характер и направленность личности. Формирование характера.

41. Понятие о способностях. Способности и задатки. Формирование способностей.