Задания для самостоятельной работы студента по дисциплине
«Психология человека»:
Предполагаются учебные задания трех уровней сложности:
1 – репродуктивные
2 – частично-репродуктивные
3 – продуктивные.
Глубокое усвоение студентами психологических знаний невозможно без самостоятельного изучения литературы и овладения умениями навыками проведения психологических наблюдений и экспериментов.
Тема 1. Психология человека как наука
Задания первого уровня сложности:
1. реферат по теме «Психология человека в системе психологических наук».
2. доклад по теме «Основные задачи и методы психологии человека»
3. конспект к семинарскому занятию.
4. реферат по теме «Основные психологические школы и направления».
5. доклад по теме «Постановка и пути решения фундаментальных и практических психологических проблем на разных этапах развития психологии».
6. составьте список литературы по теме
Задания второго уровня сложности:
1. определите отличительные черты психологии человека настоящего и прошлого
2. определите отличительные черты объекта, предмета, задач и методов психологии человека от других психологических наук.
3. составьте презентацию на тему «психология человека».
4. определите отличительные черты основных психологических школ
5. составьте аннотированный список литературы по теме, определите основную и дополнительную литературу для изучения с обоснованием
6. составьте терминологический словарь по теме
7. представьте в виде таблицы взгляды различных психологических направлений на психику человека
Задания третьего уровня сложности:
1. графически или схематично изобразите место психологии человека в системе наук, отличительные черты ее объекта, предмета, задач и методов исследования.
2. составьте тест из 15-20 заданий альтернативного характера по теме.
3. эссе на тему «Психология человека и ее вклад в развитие общепсихологических знаний»
4. составьте таблицу, отражающую особенности и принципиальные отличия основных психологических школ на предмет психологии и структуру психики.
5. проанализируйте в чем принципиально отличается подход к исследованиям и объяснению психических явлений представителями фрейдизма, бихевиоризма, гештальтпсихологии и других психологических направлений.
Психологические особенности старых людей. Психологические задачи ...
... Изучить особенности самосознания старого человека. 5. Определить психологические задачи развития в поздней взрослости. 1. Взаимосвязь психологического и физического старения 1.1Физиологическое обоснование ухудшения памяти В психологии нет чёткого ...
6. определите наиболее вам импонирующую психологическую школу и дайте развернутый ответ почему позиции данной школы вам кажутся наиболее актуальными.
7. составьте исторический «маршрут» развития психологических знаний
Тема 2. Антропологические и эволюционные подходы к изучению человека.
Задания первого уровня сложности:
1. реферат по теме «Проблема биологического и социального в развитии психики».
2. доклад по теме «Психологические аспекты антропогенеза»
3. доклад на тему «Основные психологические теории личности»
4. определите основные подходы к пониманию и изучению сознания и самосознания.
5. определите критерии, разграничивающие сознание и самосознание.
6. определите критерии, разграничивающие понятия личности, индивида, индивидуальности, субъекта
7. конспект к семинарскому занятию.
Задания второго уровня сложности:
1. определите отличительные черты психики человека и животного
2. составьте аннотированный список литературы по теме, определите основную и дополнительную литературу для изучения с обоснованием
3. графически изобразить соотношение основных понятий по теме
4. определите наиболее значимые моменты в изучении человека и дайте обоснование
5. составить тест из 15-20 вопросов по теме
6. создайте презентацию по теме
7. составьте терминологический словарь по теме
Задания третьего уровня сложности:
1. сравните и проанализируйте подходы к изучению человека как личности, индивида, индивидуальности, субъекта
2. проанализируйте основные теории личности (особенности, сходство)
3. проанализируйте основные теории личности, определите плюсы и минусы каждой теории, оформите основные позиции графически.
4. сравните и проанализируйте понятия мозг и психика. Схематично изобразите соотношение этих понятий.
5. Сравните и представьте в виде таблицы факторы развития психики человека в филогенезе и онтогенезе.
6. приведите примеры нарушения функциональной асимметрии мозга. Каким образом можно помочь человеку с таким нарушением (найдите плюсы)
7. эссе на тему «кто я с точки зрения психологии личности»
Тема 4. Познавательная сфера человека.
Задания первого уровня сложности:
1. конспект семинарского занятия по теме
2. составить терминологический словарь по теме
3. доклад на тему «Роль интегративных психических образований в жизни человека»
4. составить список литературы по теме
5. реферат на тему «Психологическая компетентность и психологическая культура как психическое образование человека»
6. выбрать одно из интегративных психических образований и составить его презентацию
Задания второго уровня сложности:
1. графически изобразить классификацию основных интегративных психических образований.
2. составить тест из 15-20 вопросов по теме
3. составить список аннотированной литературы. Определить основную и дополнительную литературу. Дать обоснование такому разделению
Психика, психические явления, поведение человека
... и понятийное или абстрактное (оперирование абстрактными понятиями). Чувства — психический процесс, отражающий отношение человека к предметам и явлениям, отличающийся относительной устойчивостью. Эмоции — сиюминутное ... раздумье. Сознание Сознание — это высший уровень отражения действительности, проявляющийся способностью личности отдавать себе ясный отчет об окружающем, о настоящем и прошлом ...
4. определить методы изучения основных интегративных психических образований. Определить общие и специфические методы.
5. определите важнейшие особенности основных интегративных психических образований.
6. составить расширенный терминологический словарь по теме, определить основные и уточняющие понятия
7. определите индивидуальные особенности проявления, формирования и развития интегративных психических образований
Задания третьего уровня сложности:
1. проанализировать и развести основные понятия, классификации, общие характеристика, индивидуальные особенности проявления, формирование и развитие основных интегративных психических образований.
2. обзор основных методов исследования интегративных психических образований. Составить обоснованную программу исследования.
3. с помощью существующих методик провести исследование некоторых интегративных психических образований, осуществить анализ и интерпретацию полученных результатов.
4. сопоставьте и графически изобразите различные подходы к изучению интегративных психических образований.
5. ответ на вопрос «какие особенности интегративных психических образований школьника необходимо учитывать в образовательном процессе»
6. определить и графически представить особенности сенсорных, мнемических, интеллектуальных, креативных, речевых, коммуникативных, аффективных, регуляторных, мотивационных, темпераментных, нравственных образований дошкольника, младшего школьника и подростка.
7. составьте «маршрут-экскурсию» по основным интегративным психическим образованиям.
Вопросы к зачету (экзамену) по дисциплине
«Психология человека»
1. Предмет психологии.
2. Функциональная и структурная организация психики.
3. Исторический образ развития психологического знания.
4. Понятие о человеке.
5. Антропологический и эволюционный подход к изучению человека.
6. Развитие психики в филогенезе.
7. Возникновение и развитие человеческой психики и сознание.
8. Структура сознания и его основные психологические характеристики. Сознание и самосознание.
9. Современная психология, ее структура и место в системе наук. Задачи современной психологии.
10. Методы психологического исследования.
11. Общее понятие о личности.
12. Потребности. Мотивация как проявление потребностей личности.
13. Самооценка. Уровень притязаний , цели и перспективы личности. Фрустрация. Установки и стереотипы личности. Самостоятельность и внушаемость. «Когнитивный диссонанс».
14. Личность и индивидуальность. Формирование личности.
15. Понятие о группах. Межличностные взаимоотношения в группах.
16. Общение. Виды общения и его функции.
17. Культура общения.
18. Понятие о деятельности. Цели и структура деятельности.
19. Основание деятельности. Умение, навыки, привычки.
20. Основные виды деятельности и их характеристика.
21. Общая характеристика внимания. Виды внимания. Место внимания в деятельности.
14.Понятие, виды, особенности измерительных шкал
... шкалу наименований в исследованиях. "Объективные" измерительные процедуры при диагностике личности приводят к типологизации: отнесению конкретной личности к тому или иному типу. Примером такой типологии являются ... исследователя провести измерения в возможно более сильной шкале. Однако важно иметь в виду, что выбор шкалы измерения должен ориентироваться на объективные отношения, которым подчинена ...
22. Структура внимания. Характеристика основных свойств внимания.
23. Понятие о речи. Виды речевой деятельности. Развитие речи.
24. Понятие об ощущениях. Виды ощущений. Общие свойства ощущений.
25. Общее понятие о восприятии. Виды восприятий.
26. Общее понятие о памяти. Основные процессы памяти.
27. Индивидуальные особенности памяти. Виды и типы памяти. Воспитание памяти.
28. Общая характеристика мышления. Мышление и речь.
29. Мыслительные операции и формы мышления.
30. Мышление как деятельность личности. Мотивация мыслительной деятельности. Решение мыслительных задач.
31. Виды мышления и его индивидуальные особенности. Культура ума.
32. Общая характеристика воображения. Виды воображения.
33. Индивидуальные качества воображения. Развитие воображения.
34. Общее понятие о чувствах. Формы переживания чувств.
35. Высшее чувства. Роль воспитания чувств в формировании личности.
36. Понятие о воли. Волевой акт, его структура и механизмы.
37. Волевые качества личности. Недостатки воли, их причины и преодоление.
38. Понятие о темпераменте. Типы темперамента.
39. Изменчивость темперамента. Учет особенностей темперамента в учебно- воспитательной работе.
40. Понятие о характере. Характер и направленность личности. Формирование характера.
41. Понятие о способностях. Способности и задатки. Формирование способностей.