Сущность и виды чрезвычайных ситуаций

Кафедра управление и интегрированные маркетинговые коммуникации

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры УиИМК

полковник внутренней службы

Н.М. Мамедов

«____» _________2012 года

 

ЛЕКЦИЯ

для проведения занятия по курсу

«МЕНЕДЖМЕНТ»

специальности 280 104.65 «Пожарная безопасность»

030501.65 «Юриспруденция»

 

ТЕМА 6

«МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»

СМК-УМК-Д 4.4.2-41-2012

Утверждена на заседании

кафедры, протокол № __

от «____» ____________

 

Санкт-Петербург

I. Учебные цели

1. Ознакомить курсантов с особенностями управления в чрезвычайных ситуациях.

2. Рассмотреть методы управления предупреждением чрезвычайных ситуаций.

3. Ознакомить курсантов с поведением менеджера в условиях чрезвычайной ситуации: принципы эффективного противодействия ЧС

II. Воспитательные цели

1. Развивать у обучаемых познавательный интерес к дисциплине.

 

III. Расчет учебного времени

Содержание и порядок проведения занятия Время, мин
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы 1. Сущность и виды чрезвычайных ситуаций 2. Поведение менеджера в условиях чрезвычайной ситуации: принципы эффективного противодействия ЧС 3. Организация управления предупреждением чрезвычайных ситуаций ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ      

IV. Литература

1. Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник 3-е изд. перераб. и доп. М.: ЮНИИТИ. 2007. 501 с.

2. О. С. Виханский, А. И. Наумов Менеджмент, 5-е издание Инфра-М, Магистр, 2010 г., 576 стр.

3. В. Д. Дорофеев, А. Н. Шмелева, Н. Ю. Шестопал Менеджмент Серия: Высшее образование Издательство: Инфра-М, 2010 г., 448 стр.

4. В. В. Глухов Менеджмент Серия: Учебник для вузов Издательство: Питер, 2008 г., 608 стр.

5. В. И. Гончаров Менеджмент Издательство: Современная школа, 2010 г., 640 стр.

V. Учебно-материальное обеспечение

1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютерная техника.

 

 

Сущность и виды чрезвычайных ситуаций

 

В Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация определяется как «обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей».

Это определение служит базовым при решении вопросов классификации ЧС природного и техногенного характера, являющейся важной составной частью научно-методических основ обеспечения противодействия чрезвычайным ситуациям.

В каждом конкретном случае ЧС обусловливается оперативной обстановкой. Оперативная обстановка в районе чрезвычайной ситуации — это характеристика зоны ЧС, полученная на определенный момент времени и содержащая сведения о ее состоянии, поступивших для нее требуемых ресурсах, проведенных работах, а также о различного рода внешних факторах, относящихся к данному событию. Целесообразно также оценивать обстановку на той или иной территории, где существует угроза возникновения ЧС.

В понятийном аппарате чрезвычайных ситуаций важное место занимают термины «авария», «катастрофа», «бедствие».

Авария — чрезвычайное событие техногенного характера, происшедшее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам, либо из-за случайных внешних воздействий, и заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений

Производственная или транспортная катастрофа -крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия

Опасное природное явление — стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды.

Стихийное бедствие — катастрофическое природное явление (или процесс), которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Экологическое бедствие (экологическая катастрофа) — чрезвычайное событие особо крупных масштабов, вызванное изменением (под воздействием антропогенных факторов) состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы и отрицательно повлиявшее на здоровье людей, их духовную сферу, среду обитания, экономику или генофонд. Экологические бедствия часто сопровождаются необратимыми изменениями природной среды.

Если брать всю совокупность возможных чрезвычайных ситуаций, то их целесообразно первоначально разделить на конфликтные и бесконфликтные. К конфликтным, прежде всего, могут быть отнесены военные столкновения, экономические кризисы, экстремистская политическая борьба, социальные взрывы, национальные и религиозные конфликты, противостояние разведок, терроризм, разгул уголовной преступности, широкомасштабная коррупция и др.

Мы же рассмотрим бесконфликтные ЧС — техногенного, экологического и природного характера. Они могут быть классифицированы (систематизированы) по значительному числу признаков, описывающих явления с различных сторон их природы и свойств.

В частности, можно построить классификационные структуры по типам и видам чрезвычайных событий, лежащих в основе ЧС, масштабу их распространения, сложности обстановки и тяжести последствий, масштабу и уровням привлекаемых для их ликвидации органов управления, сил и средств.

Чрезвычайные события, лежащие в основе ЧС, в свою очередь можно классифицировать (систематизировать) по сущности и характеру базовых явлений и процессов, важнейшим признакам проявления (типам и видам); характеру поражающих факторов или источников опасности (тепловые, химические, радиационные, биологические и т.д.); месту возникновения или принадлежности; основным причинам возникновения (конструктивные, производственные, эксплуатационные, погодные, геофизические и др.); интенсивности протекания; масштабам воздействия (поражения); характеру воздействия на основные объекты поражения (разрушение, заражение, затопление и др.); содержанию и характеру последствий; долговременности и обратимости последствий и т.д.

Для практических нужд общую классификацию ЧС лучше всего построить по типам и видам лежащих в их основе чрезвычайных событий. Она будет наиболее обобщающей, так как раскрывает сущность явлений, происходящих при чрезвычайных событиях и в значительной мере определяющих складывающиеся ЧС.

Важной является также классификация, построенная по масштабу распространения чрезвычайных событий. При этом следует иметь в виду, что учитываются не только размеры территории, подвергнувшейся воздействию ЧС, но и возможные ее косвенные последствия. Это, скажем, тяжелые нарушения организационных, экономических, социальных и других существенных связей, действующих на значительных расстояниях. Кроме того, принимается во внимание тяжесть последствий, которая и при небольшой. площади ЧС порой может быть огромной и трагичной.

Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих Факторов чрезвычайных, ситуаций.

 

По масштабу распространения и тяжести последствий ЧС подразделяются на локальные, объектовые, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

К локальной (частной) относится ЧС, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия. жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб. составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит территориально и организационно за пределы рабочего места или участка, малого отрезка дороги, усадьбы, квартиры. Объектовые ограничиваются пределами производственного или иного объекта и могут быть ликвидированы его силами и ресурсами (в том числе силами специализированных формирований).

К местной — относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района, области, края, республики и устраняются их силами, средствами и другими ресурсами.

К территориальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., по не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуаций и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта РФ.

К региональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0.5 млн.. но не более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона ЧС распространяется на несколько областей (краев, республик) или экономических районов. Для ликвидации их последствий нужны объединенные усилия этих территорий, а также участие федеральных сил, средств и ресурсов.

К федеральной (национальной) относится чрезвычайная ситуация в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации охватывает обширную территорию страны, но не выходит за ее границы. Здесь задействуются силы, средства и ресурсы всего государства. Часто прибегают и к иностранной помощи.

К трансграничной (глобальной) относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации. Их последствия устраняются силами и средствами как пострадавших государств, так и международного сообщества.

2. Поведение менеджера в условиях чрезвычайной ситуации: принципы эффективного противодействия ЧС

В современном информационном обществе, где ситуация меняется с большой скоростью, изменяя условия бизнеса, управление предприятием стало чрезвычайно сложным. Огромное количество факторов влияет на его деятельность. События могут развиваться быстро и непредсказуемо, они способны оказывать разрушительное воздействие.

Любые ситуации, грозящие серьезным материальным или моральным ущербом для предприятия, могут быть названы чрезвычайными (ЧС).

Сможет ли предприятие противостоять экстремальным внешним воздействиям, зависит от того, насколько глубоко и серьезно предприятие смогло подготовиться к работе с ЧС. Для эффективной работы с ЧС необходимо принять следующие меры:

—разработать теоретические представления;

—разработать методологию работы с ЧС;

—определить угрозы;

—выделить и организовать ресурсы;

—разработать методики работы с различными ЧС;

—регламентировать деятельность подразделений и отдельных сотрудников;

—назначить конкретных исполнителей.

 

Представление о ЧС

ЧС можно разделить на ЧС внутреннего плана формирования, куда входят конфликтные ситуации и техногенные аварии и сбои, и на ЧС внешнего плана, который составляют общественные, правовые, экономические кризисные ситуации, стихийные бедствия, преступные действия и диверсии.

Среди прочего к общественным ЧСможно отнести: беспорядки, забастовки, революции, перевороты, террористические акты, межнациональные конфликты, войны. К конфликтам — межличностные, иерархические и управленческие конфликты. К преступным действиям — угрозы со стороны организованной преступности, коррупция, неорганизованная преступность (одиночки).

К экономическим ЧС — банкротство, блокирование счетов, скупка контрольного пакета акций, сверхсильная («убийственная») конкуренция и т. п. К правовым — принятие, отмена или изменение законов, обеспечивающих деятельность предприятия и СЗИ, законные, неправомерные и незаконные действия правоохранительных органов. К природным ЧС можно отнести: землетрясения, наводнения, оползни, ураганы, аномальные температуры, засухи, вирусные заболевания и т. п. К техногенным — пожары, взрывы газа, разрушение зданий, компьютерные вирусы, аварии на электростанциях и телефонных станциях, прорывы газо- и водопроводов. Диверсии могут маскироваться под техногенные аварии, при этом будут отличаться умышленностью и направленностью воздействия.

Особое влияние ЧС способны оказать на такую важную сферу деятельности предприятия, как защита информации (ЗИ). Многие ЧС способны нанести как серьезный материальный ущерб, так и ущерб существующей системе защиты информации (СЗИ). Это проявляется в утечке, разглашении, утрате и других видах проявления уязвимости конфиденциальной информации, что, естественно, также грозит существенными экономическими потерями.

Любая ЧС характеризуется определенным набором деструктивных факторов, которые воздействуют на СЗИ. Факторами ЧС можно назвать внешние или внутренние комплексные процессы, протекающие в определенной сфере, оказывающие экстремальное воздействие на систему. Факторы ЧС непосредственно влияют на защищенность информации, воздействуя на технические средства ЗИ, сейфы и хранилища, программное обеспечение и непосредственно на носители информации. Также факторы ЧС воздействуют на технические средства охраны, инженерные сооружения, сотрудников СЗИ, снижают управляемость системы. Влияя на поведение сотрудников СЗИ, ЧС создают условия для неэффективной работы всей системы защиты информации.

Воздействие любой ЧС на СЗИ носит комплексный (системный) характер и осуществляется одновременно по нескольким направлениям. Каждая ЧС содержит целый набор из нескольких поражающих факторов. Так, например, обязательными спутниками любой ЧС являются психологический и экономические факторы.

Опасность любой ЧС во многом заключается в том, что некоторые ЧС, не оказывая прямого влияния на безопасность информации, создают условия для реализации информационной угрозы. Таковы, например, экономические ЧС и внутренние конфликты.

Это необходимо учитывать при анализе информационных угроз. Поэтому нужно проанализировать, какие ЧС являются наиболее опасными с этой позиции. Для осуществления надежной ЗИ в любой ситуации необходимо представлять себе тот комплекс информационных угроз, который исходит от конкретной чрезвычайной ситуации.

Естественно, для каждого предприятия существуют собственные закономерности, проистекающие из региона и района, в котором оно расположено, от его экономического положения и многих других факторов. При этом необходимо учитывать общую экономическую и общественно-политическую обстановку в стране на данный момент и степень ее влияния на деятельность предприятия. Все табличные значения должны определяться с помощью экспертной оценки.

Исходя из данного анализа, наиболее опасными для ЗИявляются ситуации, связанные с умышленным нанесением ущерба информационной безопасности предприятия — диверсии и преступные проявления. Диверсионные действия опасны тем, что для достижения поставленных целей могут использовать любые средства. Поэтому конфиденциальная информация в случае реализации данной угрозы максимально уязвима. Следовательно, подобные ЧС являются наиболее опасными для СЗИ.

Опасность конфликтов для СЗИ заключается в том, что в них могут быть вовлечены те сотрудники, которым доверена конфиденциальная информация, или те, которые отвечают за ее безопасность. Конфликты вызывают чувство недовольства, неудовлетворенности. Возникает межличностная напряженность. Особенно опасны конфликты между руководителями и подчиненными: находясь ниже по иерархии, подчиненные, по понятным причинам, часто не могут открыто конфликтовать и адекватно ответить своим обидчикам, поэтому такой конфликт быстро переходит в латентную стадию, где становится неконтролируемым. Желание отомстить (восстановить справедливость), вызванное несправедливым отношением со стороны руководителя, может побудить подчиненного каким-либо образом нанести ущерб фирме, желая тем самым наказать руководителя-обидчика. Наиболее простой, но эффективный способ — нанести ущерб безопасности информации. Выбор конкретного варианта будет зависеть от личностных особенностей сотрудника.

Наиболее распространенной информационной угрозой является «блокирование доступа». И если учесть, что также существует серьезная опасность уничтожения защищаемой информации, то можно сделать вывод о необходимости организации резервного массива особо ценной информации. Этот массив должен быть легко доступен при необходимости, но в то же время хорошо защищен от максимального количества ЧС.

Каждая ЧС оказывает свое деструктивное влияние на систему в определенном направлении, нарушая определенные процессы, воздействуя на функционирование отдельных элементов или подсистем. Поэтому для эффективного противодействия ЧС необходимо изучить специфические направления воздействия ЧС на СЗИ. Эти направления суть совокупность разнородных негативных воздействий, распространяющихся в одной внутренней сфере деятельности предприятия. Условно эту совокупность воздействий можно назвать поражающими факторами ЧС.

Однако, чтобы эффективно противостоять различным ЧС, необходимо использовать соответствующие каждой ситуации методы и средства противодействия.

Разработка мер противодействия должна включать следующие операции:

—анализ ситуации и прогноз ее развития;

—анализ имеющихся ресурсов и возможностей их использования (существующие планы);

—разработка плана мероприятий по противодействию ЧС;

—выделение необходимых ресурсов;

—реализация спланированных мероприятий;

—контроль реализации;

—корректировка мероприятий по промежуточным результатам.

Ясно, что для эффективного противодействия ЧС необходима тщательная предварительная подготовка к возможным чрезвычайным ситуациям. От глубины и системности подготовки будет зависеть эффективность противодействия системы.

 

Подготовка организации к противодействию ЧС и работе в экстремальных условиях

Смысл подготовки заключается в том, что при наступлении ожидаемой (прогнозируемой) ситуации организация (руководство) не ищет лихорадочно способы и средства противодействия, а реализует уже имеющиеся планы и использует заранее приготовленные ресурсы. Для этого нужно четко представлять себе, что и когда может произойти, каковы могут быть последствия, какие средства и методы наиболее эффективны, какие ресурсы должны использоваться.

При возникновении реальной угрозы организация (система) должна быстро сменить тактику действий в соответствии с внешними условиями и внутренними требованиями безопасности, надежности. Это позволит снизить ущерб за счет оптимизации реагирования за счет его своевременности и направленности. Подготовленная к ЧС организация способна быстро перестроить свою работу и начать противодействие тогда, когда ситуация еще не вышла из-под контроля, когда существует еще много возможностей для альтернативного развития событий. Тогда появляется возможность, если не управлять, то по крайней мере контролировать ситуацию. Ущерб возникает в результате внешних или внутренних воздействий, на которые система не способна вовремя эффективно отреагировать или которые не способна компенсировать.

Подготовка организации к противодействию ЧС должна начинаться с постановки задач СЗИ. Среди задач СЗИ для ЧС можно выделить актуальные и перспективные задачи.

 

Перспективные задачи

1. Подготовка системы к работе в условиях ЧС включает подготовку технических средств и подготовку сотрудников (должны существовать чрезвычайные планы для работы в условиях ЧС, разработана методика реагирования системы на ЧС, ликвидации последствий).

2. Создание резервов (резервных систем, материальных и интеллектуальных ресурсов):

• стратегические резервы (универсальные, медленно расходуемые и др.;

• тактические резервы (специальные, быстро исчерпаемые ресурсы).

3. Моделирование процессов, происходящих в системе в условиях ЧС:

• физические процессы (процессы, происходящие в технических средствах ЗИ и охраны, каналах связи и инженерных сооружений);

• организационные (управленческие воздействия, передача и обработка информации);

• психологические (исполнение должностных обязанностей, распоряжений).

4. Прогнозирование возникновения и развития ЧС.

Прогнозирование должно производиться исходя из особенностей исследуемой ситуации и возможностей системы справиться с ситуацией (наличие ресурсов, их качество, наличие удовлетворительных планов работы в сложных условиях).

 

Актуальные задачи:

1. Сохранение функциональности и надежности основных элементов системы.

2. Сохранение системы управления.

3. Ориентированность системы на ликвидацию ЧС и ее последствий.

 

Решение актуальных задач осуществляется за счет использования эффективных методов и рационального распределения имеющихся средств. Методы противодействия должны использовать все возможные ресурсы организации. Среди методов, которые могут быть использованы для противодействия ЧС, можно выделить основные четыре: административные, организационные, социально-психологические и технические. Имеющиеся средства противодействия должны использоваться системно, иначе их эффективность может быть существенно снижена. Поэтому для каждой ЧС необходимо разработать собственное методическое обеспечение, которое упорядочивало бы процесс их использования.

Эффективное противодействие ЧС требует от организации рационально использовать имеющиеся методы и средства. Для этого работа с ЧС должна проходить в четырех основных направлениях:

1. Организационное реагирование.

2. Работа с информацией.

3. Работа с персоналом.

4. Работа с техническими средствами.

 

Организационное реагирование на ЧС

Далеко не любая ЧС требует серьезных изменений в деятельности организации. Иногда достаточно простого реагирования одного из структурных подразделений согласно разработанной методике. Ситуация стандартна, система — управляема. ЧС, угрожающая жизненным интересам организации, требует соответствующего реагирования — изменения организационной структуры и мобилизации ресурсов.

Основная проблема работы в условиях ЧС — неорганизованность и несогласованность работы структурных подразделений, вовлеченных в ЧС, и отдельных сотрудников. Поэтому в особо сложной ситуации при длительном воздействии деструктивных факторов для эффективной работы с ЧС необходимо создание специальной организационной структуры с широкими полномочиями. Идеально, если бы это была постоянная организационная структура, которая занималась бы сбором и анализом информации о ЧС, прогнозированием, планированием и организацией работы в условиях ЧС. Если такая структура отсутствует, то в период ЧС необходимо создать штаб по работе с ЧС, куда входили бы представители (или руководители) всех вовлеченных в ЧС структурных подразделений. Может быть создана группа экспертов для анализа информации и выработки рекомендаций по управлению в условиях ЧС для вовлеченных подразделений.

Необходима кризисная организация взаимодействия подразделений — руководство их действиями из одного центра. Все усилия должны быть направлены на достижение одной цели — локализация и ликвидация ЧС.

В крупных организациях для работы с ЧС рекомендуется создать специальное подразделение, которое занималось бы анализом, прогнозом и реагированием на ЧС, а также координировало бы работу остальных служб в условиях ЧС.

Кроме основного кризисного центра, необходимо предусмотреть создание вспомогательных подразделений, которые выполняли бы важные служебные функции. Этим достигалась бы оптимальная концентрация людских ресурсов на важнейших направлениях.

В рамках этого подразделения необходимо создать группу экспертов, группу быстрого реагирования, техническую группу, информационную группу. Группа быстрого реагирования кроме силовых акций должна быть способна заниматься также спасательными операциями и быть способной поддерживать порядок в организации в экстремальных ситуациях (выполнять охранные функции).

Техническая группа должна заниматься экстренным восстановлением разрушенных инженерных сооружений, линий связи, технических средств защиты информации и охраны, электронных средств обработки и хранения информации.

Информационная группа должна заниматься сбором и первичной обработкой полученных сведений, их группировкой, накоплением и хранением.

Экспертная группа должна заниматься анализом полученных сведений и разработкой методического обеспечения.

Однако наиболее эффективным (действительно необходимым) будет не оперативное реагирование на возникшую ситуацию, а превентивная работа с проблемой. Для этого необходимо иметь четкие представления об окружающей обстановке. Нужно наладить работу по своевременному получению сведений для идентификации ЧС. Полученная информация должна позволить своевременно сконцентрировать имеющиеся силы и средства на опасном направлении. Например, во время вооруженного нападения, террористического акта или перед стихийным бедствием.

Для предотвращения возникновения ЧС и снижения ущерба от проявившихся деструктивных факторов, необходимо:

1. Предвидеть появление ЧС (прогнозирование).

2. Иметь специальные организационные структуры.

3. Владеть специальными методиками по прогнозированию, предотвращению, локализации и ликвидации различных ЧС.

4. Построить систему специальной подготовки персонала и управленческих кадров.

5. Иметь в наличии резервы для работы с ЧС.

6. Создать специальную систему для получения и анализа информации о ЧС.

 

Работа с информацией

Ни одна ЧС не возникает из ничего, но каждая имеет свои источники зарождения, условия возникновения и закономерности развития. Для того чтобы сконцентрировать необходимые силы и средства в нужный срок в нужном месте, часто просто не хватает времени или в данный момент необходимых средств нет в наличии, не выработаны методы работы в данной ситуации. Поэтому задачей СЗИ должен стать сбор достоверной информации о состоянии внутренней и внешней для организации среды, разработка методик и планов деятельности на случай ЧС. Для эффективного реагирования необходимо иметь четкие представления о зарождении и развитии ЧС. Только получая информацию о предпосылках к возникновению ЧС, можно рассчитывать на минимизацию ущерба от наступившей ЧС за счет своевременных превентивных мер.

Для оперативного управления СЗИ в условиях ЧС, локализации и ликвидации последствий ЧС необходимо получать информацию о том, как развивается ЧС и как она воздействует на систему.

Таким образом, информационная работа с учетом ЧС может состоять из трех больших блоков:

1. Докризисная информационная работа.

2. Информационная работа в период ЧС.

3. Информационная работа в посткризисный период.

 

Для данной работы в рамках СЗИ необходимо создать специальное информационное подразделение, которое занималось бы сбором, обработкой, анализом, прогнозом, хранением, выдачей и распределением информации о ЧС.

Однако никакая, даже очень эффективная информационная работа не поможет СЗИ, если сотрудники не будут подготовлены к работе в экстремальных условиях. Для этого необходима специальная работа с персоналом.

 

Для уменьшения влияния ЧС на ЗИ необходима целенаправленная работа с этой ситуацией внутри организации. Работа с ЧС должна состоять из следующих направлений.

1. Работа с персоналом:

• работа с отдельными исполнителями,

• работа с рабочими группами.

2. Работа с руководящими работниками.

3. Работа с техническими средствами:

• учет воздействия ЧС на технические средства (предотвращение фатального воздействия, анализ возможности оперативной замены или ремонта),

• подготовка сотрудников к работе с техническими средствами в условиях ЧС.

4. Методическая работа и работа по установлению связей и взаимодействия внутри организации.

5. Работа с внешними силами (разведка, лоббирование).

Работа с исполнителями складывается из морально-психологической и профессиональной подготовки сотрудников к работе в условиях ЧС. Цель такой работы — приобретение сотрудником специальных навыков оптимального реагирования на дестабилизирующие факторы, вызванные развитием ЧС и психологической устойчивости к стрессогенным воздействиям.

Работа с руководителями заключается в подготовке руководителей к быстрому и самостоятельному принятию решений в условиях ЧС, выработке способности к взаимодействию с другими структурными подразделениями и навыка руководства коллективом в сложных ситуациях.

Работа с группами состоит из выработки среди персонала организации способности к рациональному взаимодействию друг с другом в условиях ЧС и создания процедуры формального взаимодействия между отделами.

Работа с техническими средствами: подбор, расстановка, выбор режимов функционирования, создание резервов с учетом возможности возникновения разного рода ЧС.

Методика: создание алгоритма, последовательности действий для надежного функционирования системы и отдельных ее элементов в условиях ЧС. А также разработка мероприятий по выявлению условий и предпосылок возникновения ЧС, идентификации признаков, локализации и ликвидации дестабилизирующих факторов и последствий. Разработка методики должна проходить в трех направлениях: функционирование и взаимодействие структурных подразделений, работа с исполнителями, работа с техническими средствами. Результатом этой работы должны стать четкие указания исполнителям на определенные действия при возникновении ЧС. Задачи и последовательность действий для вовлеченных подразделений, режим функционирования технических средств ЗИ.

Работа с «внешними силами»: воздействие на факторы, способствующие возникновению ЧС для СЗИ с целью предотвращения или смягчения негативного развития событий. Перспективный анализ негативных изменений внешней среды.

Данные направления можно выделить в качестве базовых для организации на предприятии работы в условиях ЧС и действий, направленных на предотвращение, локализацию и ликвидацию ЧС.

Так как наиболее важным, по нашему мнению, среди этих направлений является работа с персоналом, рассмотрим ее более подробно.

 

Работа с персоналом в СЗИ

В любой ситуации, названной чрезвычайной, наибольшее влияние на сотрудника могут оказать следующие факторы: быстрота развития событий, сверхсильное воздействие факторов окружающей среды и возникающая в связи с этим опасность жизни, здоровью и другим личностным ценностям сотрудника, неопределенность. Также негативное воздействие способна оказать угроза разрушения систем, за которые сотрудник в силу своих служебных обязанностей несет ответственность.

Это влияние может распространяться по четырем основным направлениям:

—негативное изменение поведения сотрудника (хаотичное поведение), выражающееся в неспособности сотрудника выполнять свои должностные обязанности и правила поведения в определенных обстоятельствах;

—неисполнение распоряжений руководства, направленных на ликвидацию ЧС;

—неумение работать в сложной (экстремальной ситуации);

—неспособность принять адекватное решение в условиях ЧС, когда от сотрудника или руководителя в силу сложившейся обстановки или его должностных обязанностей требуется принять важное решение.

Такое поведение объясняется не только индивидуальными особенностями сотрудника и недостатками в профессиональной подготовке, но и универсальным воздействием ЧС на психику человека.

Факторы ЧС, воздействующие на сотрудников, могут трансформироваться в следующие психологические эффекты: страх за свою жизнь и здоровье, опасения за свое материальное благополучие, свою самоидентичность (личностную целостность).

Именно в экстремальной ситуации часто проявляется глубинная мотивация личности, актуализируется чувство самосохранения. Тогда поведение человека становится не рациональным (направленным на достижение поставленной организацией цели), а ценностно-эмоциональным (направленным, прежде всего, на спасение себя, своего «лица»).

Сотрудник перестает выполнять свои системные функции, поддаваясь эмоциональному порыву, часто ведя себя нерационально.

Поэтому в работе с персоналом необходимо сделать упор на психологическую подготовку и обучение сотрудника.

Работа с персоналом должна состоять в следующем:

—информирование;

—обучение (профессиональная подготовка);

—тренировки (учения);

—психологическая подготовка (индивидуальная и групповая);

—моральная и идеологическая подготовка (мировоззренческая);

—оповещение.

Таким образом, прежде всего, сотрудник должен понимать опасность ЧС, знать что и как он должен делать, быть своевременно осведомленным о ней. Немаловажно для надежной и эффективной работы персонала в условиях ЧС также существование полного доверия и взаимопонимания между руководителями и подчиненными. Только когда люди полностью доверяют друг другу, они способны эффективно взаимодействовать в экстремальных условиях.

Очень важным при работе с персоналом является психологическая подготовка к ЧС. Это, прежде всего, выработка способности сохранять спокойствие и самообладание в экстремальной ситуации, принимать разумные, профессионально выверенные, взвешенные решения в сложной, опасной и быстроменяющейся ситуации. Сотрудник должен уметь добиваться поставленных целей, несмотря на неблагоприятные воздействия внешней среды. Сохранять лояльность при любых обстоятельствах. Последнее будет возможно лишь в том случае, если предприятие для сотрудника будет не просто местом работы, а чем-то гораздо большим.

 

Многие ЧС, особенно те, которые связаны с физическим воздействием, способны существенно затруднить выполнение сотрудниками своих служебных обязанностей. Поэтому необходима профессиональная подготовка сотрудников, с учетом экстремальных ситуаций. Сотрудник должен принимать меры по защите информации в условиях ЧС.

Кроме своих профессиональных действий, в целях эффективной борьбы с ЧС сотрудник должен уметь принимать меры для борьбы с ЧС. Нужно научить сотрудника принимать адекватные меры для ликвидации последствий ЧС.

Кроме того, необходимо создать планы эвакуации сотрудников в случае опасности из зоны поражения. Продумать запасные пути эвакуации и индивидуальные средства спасения.

Примером психологической работы с сотрудником с учетом ЧС может служить экономическая ЧС (ЭЧС).

Проблема ЭЧС состоит в том, что у предприятия может не хватать средств на многие важные программы, в том числе на достойную оплату сотрудников, что не может не вызвать неудовлетворенность и недовольство. Для современных организаций в данном случае считается нормальным сокращать зарплату, отправлять сотрудников в неоплачиваемые отпуска, сокращать штат. Понятно, что эти методы никак не способствуют повышению лояльности сотрудников.

Для уменьшения воздействия деструктивных факторов ЭЧС можно предпринять следующие меры:

—создание резервного денежного фонда, из которого выплачивалась бы зарплата в случае финансовых трудностей у предприятия;

—разработка системы нематериального стимулирования сотрудников;

—создание атмосферы доверия и взаимовыручки в коллективе;

—разъяснение временности экономических трудностей в сочетании с идеологической работой;

—разработка «безболезненной» системы увольнения сотрудников.

Очень важный аспект работы с персоналом — работа с коллективом. В экстремальных ситуациях очень большое значение имеет именно слаженная, взаимосвязанная, командная работа сотрудников организации. Причем чем сложнее и опаснее ЧС, тем большую роль играют совместные (коллективные) действия персонала. Тот же пожар скорее может быть потушен совместными усилиями. Но часто сотрудник, эффективно работающий самостоятельно, не может найти взаимопонимание с коллегами, коллективная работа не ладится. Так может происходить по многим причинам, но основная — неумение работать в коллективе. Обучению согласованной работе с коллегами могут способствовать совместные тренировки сотрудников по деятельности в условиях ЧС. В процессе тренировок и после них необходимо внимательно наблюдать за каждым сотрудником, помогая справляться с трудностями, решать возникающие проблемы.

 

В любой централизованной организации (системе), каковой является практически каждая отечественная фирма, почти все зависит от руководителя, его знаний, опыта, умения принимать своевременные и рациональные (правильные) решения, способности убеждать и мотивировать подчиненных. Однако если в обычной ситуации способности руководителей, как правило, бесспорны, то в экстремальной, когда на человека воздействует масса запороговых (сверхсильных) факторов, человек не всегда может применить свои умения в изменившейся ситуации. Или он не всегда знает, что именно нужно делать в данной ситуации. Эмоциональное воздействие ЧС влияет, прежде всего, на интеллектуальные способности и волевую сферу человека. Страх может полностью парализовать человека или помешать адекватно оценить возникшую ситуацию. Ограниченное время также усложняет принятие решения. Ситуация управления осложняется еще и тем, что поведение людей в экстремальных ситуациях может существенно отличаться от поведения в обычных. Поэтому воздействие на подчиненных должно также быть иным.

В этой связи работа с руководителями должна включать:

—обучение информационной работе (получение, обработка, хранение, передача, ввод и т. д.) с учетом ЧС;

—обучение принятию решений в экстремальных ситуациях;

—психологическая подготовка к работе в экстремальной ситуации;

—обучение работе с персоналом в особых условиях.

—Работа с техническими средствами

Проблема обеспечения работы технических средств ЗИ в условиях ЧС заключается либо в поддержании их функционирования, либо в выполнении их функций другими средствами (элементами системы).

Например, при серьезном разрушении инженерных сооружений при землетрясении или выходе из строя средств охраны при пожаре ценности и документы приходится размещать в необорудованном помещении. В этом случае необходимо либо срочно организовывать круглосуточную охрану, либо немедленно ставить (монтировать, задействовать) технические средства ЗИ. Можно рассмотреть вопрос о создании резервных помещений или аренде специальных хранилищ на случай подобных ситуаций.

 

В целом работа с техническими средствами может состоять в следующем:

—профилактика;

—контроль;

—поддержание в рабочем состоянии (жизнеспособности);

—оперативный ремонт;

—оперативная замена на аналогичные или функционально близкие.

Управление предупреждением чрезвычайных ситуаций

Предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Это понятие характеризуется также как совокупность мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их масштабов в случае возникновения (ГОСТ Р22.0.02-94).

Деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций имеет приоритет по сравнению с другими видами работ по противодействию этим ситуациям. Это обусловлено тем, что социально-экономические результаты превентивных действий предотвращающих чрезвычайные ситуации и урон от них в большинстве случаев гораздо более важны и эффективны для граждан, общества и государства, чем их ликвидация.

Организация работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций в масштабах страны осуществляется в рамках Федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года» (постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. № 1098).

Комплекс мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера включает меры организационного, организационно-экономического, инженерно-технического и специального характера.

 

Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям:

—мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

—рациональное размещение производительных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;

—предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала;

—предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;

—разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;

—подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;

—декларирование промышленной безопасности;

—лицензирование деятельности опасных производственных объектов;

—страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

—проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

—государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности;

—информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;

—подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Заключение

 

Для наиболее эффективного противодействия ЧС необходимо максимально полно представлять себе все особенности данного вида разворачивания событий. Они должны стать исходными положениями для построения адекватной и эффективной системы противодействия. При этом нужно учитывать временные, энергетические и информационно-психологические особенности ЧС, среди которых основными являются:

—внезапность (часто);

—экстремальный характер воздействия на элементы СЗИ;

—психологические феномены экстремального воздействия (поведение сотрудников и руководителей — дезорганизация на всех уровнях управления);

—системность ЧС как процесса (содержит одновременно несколько деструктивных факторов);

—системность воздействия ЧС на СЗИ.

 

Последнее заключается в воздействии на различные функциональные структуры СЗИ:

—информационную структуру (получение, обмен, обработка и распространение информации);

—организационную структуру (система управления);

—техническую структуру (распределение и использование материальных ресурсов);

—коммуникативную структуру (взаимодействие сотрудников, руководства);

—психику сотрудников.

Например, стихийное бедствие: создает ситуацию неопределенности, разрушает линии связи, технические средства охраны и ЗИ, дезорганизует управление, влияет на поведение сотрудников.

Любая ЧС так или иначе одновременно осуществляет воздействие на несколько структур, это воздействие существует независимо от наших знаний о нем, постоянно и неизбежно сопутствуя всем ЧС.

 

Все эти представления о ЧС позволяют сформулировать ряд важных положений для организации работы с ЧС (противодействия СЗИ ЧС):

—только комплексные меры по подготовке и противодействию способны эффективно противостоять экстремальным воздействиям;

—подготовка сотрудников — основной элемент системы противодействия ЧС;

—наибольший эффект (наименьший ущерб) даст не реагирование на уже случившееся событие, а предотвращение или пресечение ЧС.

 

Комплексные меры противодействия предполагают создание системы работы с ЧС, которая состояла бы формально из четырех блоков:

—теоретические выкладки: представление обо всех негативных факторах ЧС, пути и возможности эффективного противодействия;

—методическая поддержка: разработка методов и средств противодействия ЧС для СЗИ;

—структура системы и ее функционирование: элементы, их роль и взаимодействие;

—нормативное обеспечение: положения, должностные и ситуационные инструкции, штатные расписания, плакаты, памятки и т. п.

—Универсальный алгоритм работы с ЧС

—Разработка теоретических представлений о ЧС

—Формулировка концепции работы с ЧС

—Создание организационной структуры

—Прогнозирование и оценка угроз

—Планирование работы

—Разработка оперативных мероприятий на случай реализации угроз

—Сбор и анализ информации

—Распознавание ЧС

—Разработка оперативных мероприятий по реагированию на ЧС

—Подготовка и принятие необходимых решений

—Реализация действий по предотвращению, пресечению, локализации и ликвидации ЧС

—Вторичный анализ действий и угроз

При этом необходимо помнить, что система будет способна обеспечить необходимый уровень противодействия только при определенных условиях, выполнение которых позволит СЗИ эффективно противостоять экстремальным воздействиям. Условиями эффективного противодействия можно назвать подготовленность, превентивность, системность, полноту, обоснованность, оптимальность, плановость, своевременность, оперативность, точность и адекватность.

Способность эффективного противодействия ЧС предполагает своевременное разрешение ряда основополагающих задач:

—выявление основных угроз для СЗИ;

—разработка концепции (подход, основные принципы) безопасности СЗИ;

—разработка стратегии действий СЗИ по обеспечению безопасности;

—проектирование системы противодействия ЧС;

—создание структуры и механизма согласования действий всех подразделений и должностных лиц, занимающихся обеспечением безопасности;

—определение плана конкретных мероприятий по реализации этой стратегии;

—проведение обследования СЗИ на предмет уязвимости для ЧС (надежность системы противодействия);

—проведение постоянного мониторинга состояния СЗИ и контроль проводимых мероприятий.

 

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть значение человеческого фактора для противодействия ЧС. Большинство ЧС так или иначе воздействуют на эмоциональное состояние и поведение человека. Последствия такого воздействия могут заключаться в его неспособности адекватно воспринимать и правильно реагировать на ситуацию, и даже при наличии в системе ресурсов для противодействия ЧС сотрудники в силу стрессовой ситуации не всегда способны правильно отреагировать на деструктивные процессы (воздействие).

Поэтому персонал можно считать наиболее уязвимым местом любой организации. Кроме того, персонал является наиболее важным звеном в системе противодействия ЧС, потому что человеческий ресурс — это универсальный ресурс, способный заменить или компенсировать недостаток любого другого.

 

Задание на самоподготовку: изучить принципы и варианты оценки экономического ущерба от различных чрезвычайных ситуаций.

 

 

Составитель: