Данные определения взяты с сайта Психологос (http://www.psychologos.ru/) психолога Николая Козлова с нашими дополнениями, касающимися первопричин некоторых явлений (например, атеизм – неверие Творцу и т.д.) и ссылками на статьи этого сайта (с примерами разных видео-иллюстраций) с которыми мы рекомендуем ознакомиться (хотя и не со всеми положениями статей мы согласны, т.к. в некоторых случаях там описываются только нечеловечные типы строя психики), чтобы сформировать у себя представление об основных неадекватных стереотипах, возникающих в психике человека. Если вам знакомы более подробные источники информации на данные темы, присылайте нам ссылки, обязательно ознакомимся.
Чувство вины – порождённое искажением нравственности, сочетание страха, наказания человеком самого себя и защиты от этой внутренней агрессии. Формируется родителями в детстве (осознанно или неосознанно).
Вместо того, чтобы научить ребёнка самостоятельно с помощью совести (связи с Творцом) отличать зло от добра, родители встраивают ему различные программы, содержащие запрет на то или иное действие, не объясняя причин этого запрета, порождая страх быть наказанным, если человек переступит через программу.
Нередко дети формируют себе чувство вины сами, откупаясь от претензий взрослых. Позже чувство вины человек воссоздает внутри себя сам, но делает это обычно автоматически, непроизвольно и неосознанно, в следствие чего это описывается безлико как: «появилось чувство вины».
Это состояние побитости после того, как человек сам себя отругал. Общее самоощущение при чувстве вины — «Я плохой», сопровождаемое телесными признаками как агрессии на самого себя, так и чувства страха: напряжение мышц в разных участках тела, нарушение дыхания и учащение сердцебиения, «желание спрятаться».
Как самонаказание, чувство вины переживается как внутренние упреки, снижение самооценки, груз, ощущение тяжести и боли от того, что гложет изнутри (псевдо-совесть или псевдо-стыд) — все это налагает на себя сам человек вследствие совершения им поступка, нарушающего его внутренний запрет. С одной стороны себя наказывая, с другой стороны человек пытается защититься, спрятаться от боли, а чувствуя, что это не получается — испытывает страх. Впрочем, в чувстве вины два страха — и от того, что больно, и от того, что «возможно я себя наказываю недостаточно, нужно больнее».
Объекты чувства страха у младших школьников
... данных, оценка значимости результатов по критерию Фишера. Научная новизна работы состоит в следующем: были выявлены общие тенденции, специфические особенности объектов чувства страха у младших школьников разного ... Ильин определяет это понятие как эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании ими реальной или мнимой опасности для их ...
Испытывая вину, человек низко склоняет голову или прячет глаза, опускает плечи, сжимает кулаки, поджимает пальцы ног, часто перекрещивает конечности (как бы защищая себя).
В целом переживанию чувства вины соответствуют длительные мышечные зажимы, складывающиеся порой в характерные мышечные рисунки: понурость, устремленность вниз, согбенность(сгорбленность), различного рода искривления и ассиметрии, вызванные именно мышечной напряженностью. Переживание вины сопровождается гложущим ощущением собственной неправоты по отношению к другому человеку или к самому себе.
Чувство стыда – есть два вида стыда: настоящий — как Со-Весть (весть от Творца), только с запозданием (приходит после того, как ты поступил не так, как подсказала совесть) и ложный псевдо-стыд – навязанный обществом. Ложный стыд формируется обществом (родителями) через страх быть наказанным – человек боится совершить запретное действие, боится наказания, если узнают о его поступке. Настоящий стыд – это когда тебе неприятно от твоих поступков даже если о них никто не узнает (информация пришла от Создателя, что ты поступил в такой-то ситуации не по совести – причинил вред себе, другим или мирозданию).
В статьях психологов в основном говорится о псевдо-стыде, навязанном обществом: http://www.psychologos.ru/articles/view/chuvstvo_styda
Обвинение — обдуманное возложение вины на другого, как правило настаивание на намеренности, а то и преднамеренности совершенного проступка.
Обвинение, как обдуманный поступок, следует отличать от бытовых обвинений, когда упреки и недовольства кидаются по сути необдуманно, в режиме межличностной игры, по привычке или из-за плохого настроения.
Обвинение другого — серьезный поступок… Это уже не укол, а удар. Дети готовы, не задумываясь, кидать друг другу бытовые обвинения, но останавливаются перед вопросом: «Ты действительно хочешь сказать, что твой брат сломал твою игрушку нарочно? Если ты так скажешь, он будет серьезно наказан. Он будет стоять в углу полчаса, и вы не будете играть». Как правило, после такого серьезного запроса обвинение не подтверждается.
Одно из правил мудрых руководителей: «Мы любим сотрудника до тех пор, пока его не уволим». То есть — пока сотрудник у нас работает, мы его любим и не обвиняем. Когда же (предварительно аккуратно разобравшись) готовы обвинить, мы вместо этого его мирно увольняем – без конфликтов и гнилых разборок.
http://www.psychologos.ru/articles/view/chuvstvo_viny
http://www.psychologos.ru/articles/view/vina
http://www.psychologos.ru/articles/view/obvinenie
http://www.psychologos.ru/articles/view/upreki_i_obvineniya_-_zaprescheny_vos_zn_
Самооправдание – защита человека от пересмотра своей нравственности, нежелание признавать ошибки, включение внутреннего адвоката.
Пример самооправдания – возрастной кризис: http://www.psychologos.ru/articles/view/vozrastnoy_krizis_kak_udobnoe_samoopravdanie
Если внутри стоит запрет на самоанализ и самокритику, включается внутренний самогрыз и алгоритм жертвы через алгоритм вины.
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ
... в волшебную страну, где вам предстоит проявить свою силу, мужество, чтобы победить страшных и мерзких героев, которые нам встретятся на пути. Ведь мы решительные, смелые ... большей эмоциональной интенсивностью и напряженностью; длительным течением или постоянством и т.д. Причины страха могут быть следующие: неблагополучие внутрисемейных отношений; ситуативные испуги, психические травмы; наличие ...
Оправдания — попытки уменьшить свою вину перед собеседником через объяснения причин своих действий или рассказ о трудных обстоятельствах.
Мама ставит на стол вкусный борщ, оправдывается: «Боюсь, он уже совсем остыл, будет не достаточно вкусный. И не такой красный, как нужно — знаете, сейчас на рынке постоянно обманывают!»
Выступающий перед аудиторией начинает свою речь со слов: «Вы знаете, я не вполне успел подготовиться…»
Оправдание — это объяснение без запроса. Уважающие себя люди — не оправдываются. Люди, уважающие окружающих, также не занимают их время своими оправданиями.
Как правило, причины оправданий, это — низкая самооценка, страхи, привычка к позиции Жертвы, обвинения, отсутствие конструктива и ошибочная попытка объяснить.
http://www.psychologos.ru/articles/view/opravdaniya
http://www.psychologos.ru/articles/view/oshibochnoe_povedenie
Страх: 1) Испуг, 2) Фобия
Испуг — быстрое создание устойчивого якоря (условного рефлекса) к чему-то реально опасному.
Фобия – немотивированный страх к несуществующей мнимой или преувеличенной угрозе, который разрастается со временем.
Немотивированный страх — страх, вызванный не внешними осознанными опасностями, а тем или иным психологическим дисбалансом в сознании человека. Например, беспокойство по поводу темноты, по поводу возможного безденежья и т.п. Немотивированный страх — источник неоправданного стресса, который изматывает человека и наносит существенный ущерб его здоровью. Человек, одержимый страхом очень часто страдает и депрессивными расстройствами.
Страшное — всегда относительно, страшное — это оценка того или иного события с точки зрения наших возможностей и наших потребностей. С этой точки зрения всё «страшное» — только субъективно и в этом смысле — надумано. Страшное — это картинка мира, оцениваемая как страшная, как то, чего надо бояться.
Однако то, что является правдой для головы, не всегда является правдой для тела и чувств. При всей относительности «страшного», понимаемой умом, в чувственной жизни для конкретного человека вдруг налетевшее Страшное — оказывается страшной реальностью.
На страшное можно реагировать разумно, деятельно, без страха. В то же время можно бояться того, что вовсе не страшно. Можно трусить, не испытывая сильного чувства страха, и можно действовать смело на фоне сильнейшего внутреннего страха. Есть объективная ситуация, есть наши чувства — и есть наше поведение, которое у взрослого человека определяется не только чувствами.
Маленькие дети с чувством страха практически не знакомы. У младенцев есть элементарные рефлексы (испуг) — это реакция инстинкта самосохранения на громкие звуки, протест против боли и предрасположенность к реакциям страха на некоторые возможно опасные в жизни вещи (высота, пауки).
Основной же массив страхов, который мы наблюдаем у детей — результат научения. Чем более тревожны родители, тем чаще они видят Страшное и учат детей: «Это страшно!» Страшно оставаться одному, страшно вечером выходить на улицу, страшно доверять людям…
Вина, жалость и сочувствие
... ребёнка, а желание, чтобы тебя пожалели - проявление беспомощности. Любопытной разновидностью жалости является жалость к себе. Жалость к себе - очень энергоёмкое переживание. Когда люди себя жалеют, ... другого и непреодолимое, до боли, желание помочь тому, кому плохо (частая разновидность жалости - сентиментальность, склонность без включения ума переживать по поводу слабых и обездоленных). Именно ...
Тревожность — склонность бояться, ожидать Страшное, видеть возможные опасности и неудачи.
Как вылечить фобию? Образ можно «разбить», если лишить его большей части логичных связей. Например, мы легко узнаем знакомую мелодию, даже если человек будет фальшивить и извращать слова, менять тональности. Но если прокрутить ее — даже в оригинале — задом наперед, узнают мелодию единицы: образ разбит, разрушены важные связи.
Как это можно использовать? Если окажется, что тот страх, который испытывает сейчас человек, связан, например, с картинкой, образом, злого отца (из детства), который топает, кричит и буянит — ее можно разбить, просто предложив ее рассматривать детально. «А красные ли были глаза? А нос раздувался? А брызги летели? А руками махал? Вот так? Покажи — как. » — таким образом лишая связей образ, разбивая его на кусочки, которые можно потом сложить по-другому. Поразительно, но накал страха спадает на глазах. Образ страшный рушится, и все — чудо, — он его не боится, начинает смеяться. Удивляется — чего вообще он так пугался?
http://www.psychologos.ru/articles/view/strahzpt_strashnoe
http://www.psychologos.ru/articles/view/chuvstvo_straha
http://www.psychologos.ru/articles/view/nemotivirovannyy_strah
http://www.psychologos.ru/articles/view/fobiya
http://www.psychologos.ru/articles/view/prichiny_fobiy
http://www.psychologos.ru/articles/view/bystroe_lechenie_fobiy
http://www.psychologos.ru/articles/view/analiz_i_svyazi_ponyatiya_strahi
http://www.psychologos.ru/articles/view/trevozhnost
Обида — это событие, которое оценивается как несправедливое нарушение прав, нанесение ущерба для чести или статуса, факт оскорбительного отношение. Чувство обиды — переживание этого события, а именно чередование протеста, обвинений, агрессии и переживаний страдания, используемое для привлечения внимания и давления на партнёра. Еще раз: обида — это вовсе не чувство, это житейская ситуация, такая же как «зарплата» или «опоздал». А чувство обиды — да, это чувство, эмоция, состояние и переживание, которое легко узнать и изнутри, по характеру переживания, и снаружи по рисунку лица, характеру интонаций и особенностям поведения.
Обиды — не врожденные эмоции, а социальный инструмент, результат социального научения. Чувство обиды возникает не стихийно, не природно, обидам учит общество так же, как владению языком или умению готовить. Дети быстрее учатся обижаться там, где их окружение (в первую очередь родители и бабушки) обиды от них ждут, их уже заранее видят и интерпретируют самые разные их эмоции и их поведение, как обиду. Если родители ищут поводы ребёнку посочувствовать и ребёнка пожалеть, они эти поводы найдут, ребёнка обижаться научат и скоро будут утешать постоянно обижающегося ребёнка. Для детей, обида — естественное средство давления на близких людей — родителей, друзей, братьев и сестёр. Взрослея, люди начинают понимать, что обида — не цивилизованный способ решения разногласий, и учатся жить без обид. Как правило, среди взрослых людей обижаться глупо и неэффективно. Однако взрослеют не все, и многие вроде бы взрослые люди продолжают жить обидами, разрешают себе обиды. Это — продолжающееся детство,
Методика «Самооценка Эмоциональных состояний» (сокращённый ...
... 10. Сильный подъем, восторженное веселье. 9. Очень возбужден и в очень приподнятом состоянии. Восторженность. 8. Возбужден, в хорошем расположении духа. 7. Чувствую себя очень хорошо. ...
Основа жизни без обид — реалистичные ожидания, склонность к мирному и разумному решению вопросов и контакты не с абы какими, а такими же разумными и воспитанными людьми.
http://www.psychologos.ru/articles/view/ya_obidelsya._obida_i_chuvstvo_obidy
http://www.psychologos.ru/articles/view/zhizn_bez_obid
Страдание — болезненное состояние организма в результате холода, голода, травм и других неприятностей. Страдание часто отождествляется с чувством страдания, но это неточно.
Страдание как чувство — (душевная боль) может быть и при отсутствии реальных страданий, также как и при наличии реальных неприятностей у человека может быть оптимистичный и позитивный настрой, без переживания страданий. Характерны для людей с негативным мышлением. Типичные проявления страдания — обида, плач, причитания, печаль, расстройство, горе. Страдание может быть способом требовать с другого человека: ты видишь, как мне плохо, поэтому ты, сволочь, обязан… Своеобразный способ привязывать и тянуть с другого человека.
http://www.psychologos.ru/articles/view/stradanie#stradanie_kak_chuvstvo
Жалость — сострадание к милым, малым и больным (несчастным).
Жалость — боль при виде несчастья другого и непреодолимое, до боли, желание помочь тому, кому плохо.
Именно болью, душевной болью, жалость отличается от готовности помочь. Спокойная, деловая помощь — деловая и без боли. А за жалостью всегда стоит боль. Собственно, человек потому так и рвётся помочь, что у него самого в душе больно от того, что он видит, и ему трудно эту боль терпеть. И чтобы избавиться во многом от собственной боли, он хочет помочь.
Готовность помочь — отношение взрослый-взрослый. Жалость — отношение ребёнок-ребёнок. Просить жалобно — просить помощи и сострадания, из позиции ребёнка, а желание, чтобы тебя пожалели – проявление беспомощности. Любопытной разновидностью жалости является жалость к себе. Жалость к себе — очень энергоёмкое переживание. Когда люди себя жалеют, на это обычно уходит сил и энергии больше, чем требуется для того, что просто поправить ситуацию: поставить цель и предпринять шаги к ее осуществлению.
Вместо жалости можно уделить внимание и переживание проблемы превратить в работу над ошибкой. Вместо жалости можно просто спокойно, по-деловому помочь.
Если человек живёт в естественной и умной любви и заботе о жизни, себе и окружающих, жалость ему не нужна, и он не унижает ею окружающих. «Плакаться в жилетку» — да, это позиция Жертвы. Если пару минут и с юмором — когда-то это можно, а чтобы часто и всерьёз — нет, взрослые и сильные люди этого не позволяют. И суть не в том, чтобы запретить выражать свои чувства и не доверить свои страдания, а в том, чтобы не опускаться до негативных чувств и тяжелых страданий. Всегда держать внутреннее Хорошо — это норма жизни.
http://www.psychologos.ru/articles/view/zhalost_i_gotovnost_pozhalet_-_eto_horosho_vop_zn_
http://www.psychologos.ru/articles/view/sostradanie
http://www.psychologos.ru/articles/view/vnutrennee_horosho
http://www.psychologos.ru/articles/view/pravda_li_bespomoschen_bespomoschnyy_chelovek_vop_zn_
http://www.psychologos.ru/articles/view/mir_vrazhdebenzpt_vrazhdebnyy_i_temnyy_mir
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
Жертва
Две главные характеристики роли и состояния Жертвы — страдание и беспомощность. Из страдания и беспомощности вытекают все разнообразные следствия: чувство страха, игра на жалость, а когда-то злость, обида и готовность обвинить всех, кто виноват в её страданиях и кто несчастной жертве не помогает. Состояние Жертвы — это всегда негатив, деструктив и безответственность, настоящий детский сад человека в разобранных чувствах.
«В моих действиях всегда виноваты другие». Действительно, «А что я могу поделать, если они…?»
Агрессия чередуется с аутоагрессией, в отношениях разыгрываются разнообразные манипулятивные игры, где пассивная и активная форма чередуются и дополняют друг друга:
Состояние Жертвы — это состояние беспомощного Ребёнка, оказавшегося во враждебном мире и действующего из последних сил. Отсюда его действия и три основные проблемные роли (иногда — жизненные сценарии): Жертва преследований, Преследователь нечестивых и Спасатель — см. Треугольник Карпмана.
Эти проблемные сценарии воплощаются (разыгрываются) самыми разными ситуативными ролями: Беспомощная Жертва, Несчастная Жертва (тут свои варианты: Страдалец, Мученик, Инвалид, Травматик), а также близкими к состоянию Жертвами ролями Дурик иХулиган. Мужчины чаще разыгрывают Собаку сверху, женщины — Собака снизу.
Состояние Жертвы переживается и транслируется комплексом разнообразных эмоций, среди которых обычно страдание, страх, обида, возмущение, демонстрация своей беспомощности. Типичные признаки поведения жертвы:
· Состояние — беспомощность (смотрю растерянным взглядом), временное отупение (уход в другие темы, трудности с ответами на простые вопросы, а вернее отключение головы), зацикленность на прошлом.
· В делах — отказ от части своих прав, в целом бездеятельность (сложил ручки, скучаю).
· В отношениях — игра в молчанку (замыкание в себе, отмалчивание), демонстрация обиды (отводить взгляд, надуть губки, хмуриться, громко вздыхать, состроить мордочку в стиле «Не подходите ко мне — я обиделся» и т.д.).
· В общении — оправдания себя («А что я мог поделать?») и обвинения, наезды на другого. («А вот ты…», «А когда ты…»), в целом – Словарь жертвы.
У Жертвы свой, специфический, узнаваемый словарь: «Меня это ужасно расстраивает». «Мне все это надоело». «Ты не представляешь, как я страдала». (Негатив). «Я не могу». «Я не знаю». «Почему это всё время случается именно со мной? « (отсутствие конструктива). «Меня заставили». «Я ничего не могу с собой поделать». «Вы действуете мне на нервы». (Безответственность), Смотри Словарь Жертвы
http://www.psychologos.ru/articles/view/zhertva_dvoe_zn__sostoyaniezpt_rolizpt_manipulyativnye_igry
http://www.psychologos.ru/articles/view/zhiznennyy_scenariy
http://www.psychologos.ru/articles/view/treugolnik_karpmana
Руперт.Жертва палач насильник
... (c)Prof. Dr. Franz Ruppert Следствия Расщепленияя Палач-жертва (1) Искупление с целью воссоздания невинностиинности Праведная месть Метания между поведением палача и жертвыжертвы Чувство собственной ... 11 Роль палача как стратегияия виживания (2) Обвинение жертвы Предъявление собственного праваправа быть жертвой Насмешки над жертвой Прикрываться идеологией о томтом,, что собственное поведение былобыло ...
http://www.psychologos.ru/articles/view/slovar_zhertvy
http://www.psychologos.ru/articles/view/agressorzpt_presledovatelzpt_hischnikzpt_sobaka_sverhu
http://www.psychologos.ru/articles/view/aktivnaya_i_passivnaya_forma_sostoyaniya_zhertvy
http://www.psychologos.ru/articles/view/parazitzpt_zhertva_i_drugie_mucheniki
http://www.psychologos.ru/articles/view/muchenik
http://www.psychologos.ru/articles/view/invalid_dvoe_zn__osobennost_tela_ili_sostoyanie_dushi_vop_zn_
http://www.psychologos.ru/articles/view/travmatik
Смотри так же наши статьи на тему жертвы:
и
Самооценка — то, как высоко или низко человек сам оценивает свои личные качества и возможности.
За низкой самооценкой могут стоять самые разные вещи. За низкой самооценкой может стоять адекватная оценка своих малых возможностей, может — страх и неуверенность в себе. Однако чаще за низкой самооценкой стоит совсем другое, «якобы низкая самооценка». Чаще это игра, декларирование, демонстрация, показуха, имеющее целью снять с себя ответственность, ничего не делать, не прилагать никаких усилий. Иногда это осознанная игра, иногда — неосознанная психологическая защита, иногда — философия жизни.
http://www.psychologos.ru/articles/view/samoocenka
http://www.psychologos.ru/articles/view/vidy_i_uroven_samoocenki
http://www.psychologos.ru/articles/view/adekvatnaya_samoocenka
Злость — состояние, когда хочется всех убить, все испортить, разрушить, уничтожить, отомстить. Более вежливо такое состояние называют гневом.
Злость лучше всего выбрасывать, выбрасывая реальное физическое напряжение и агрессию. Что касается желания адресного выброса злости, то это лучше делать не реально, а метафорически. Например, у клиента злость на отца. Психотерапевт просит представить отца, этому образу высказывается все, что не было высказано тогда (и часто это не только высказывается, но и выражается всеми подходящими способами).
Часто за злостью, как его причина, стоит стыд или любое другое недовольство собой.
Гнев — адресная агрессия через открытое прямое давление на партнера. Мир враждебный. Гнев обычно выражается энергичным мощным криком.
Гнев вызывается широким кругом ситуаций — те, что человек оценивает как возмутительное, безобразное, ужасное, неподобающее. Гнев делается, чтобы вызвать страх, стыд и подчинение. Гнев, как правило, создает негативную мотивацию у того, на кого он направлен. Одновременно гнев ухудшает отношения.
http://www.psychologos.ru/articles/view/gnev
http://www.psychologos.ru/articles/view/kak_pobedit_pristupy_gneva
Месть — намеренное причинение зла, неприятностей с целью отплатить за оскорбление, обиду или страдания. Отомстить — это желание ударить так же или сильнее того, кто нас задел — в отличие от «ответить», задача которого скорее остановить наезд в нашу сторону.
Бытовая месть — месть необдуманная и импульсивная, самый распространенный вариант мести. Масштабы такой мести сильно различны: от «наговорить гадости про тебя за то, что ты сболтнул про меня» до «проколоть шины» или «набить морду».
Как чувство, месть настояна на обиде, ненависти, злости. Мстят, чтобы не чувствовать себя проигравшим, слабым или обделенным. «Я отомстил, другому хуже, значит я победил».
Антропология в системе знаний о человеке
... находятся темы, связанные с «рациональным» и «нерациональным» в человеке, внутренними устоями человека и его предназначением в общей целости бытия, культуры и ... Антропогенез - направление, имеющее областью своего изучения процесс эволюции предшественников современного человека, палеонтологию человека Антропогенез.РУ [Электронный ресурс]: -- Электрон. Дан. - © Antropogenez.ru, 2010-2015 - ...
Когда мы подавляем детей, используя свое превосходство над ними, они впадают в отчаяние и проявляют склонность призывать на помощь месть. Ощутив свою никчемность, неприязнь и обиду, дети испытывают желание выместить все это на ком-нибудь. Иногда месть может иметь более изощренный характер, чем в этом примере. Ребенок, впавший в отчаяние, способен в открытой форме навредить как себе, так и другим.
Месть неэффективна. Как только люди начинают друг другу мстить — отношения заходят в тупик. Начались мстюльки — все, правых и виноватых не разберешь, все оказывается в одной страшной куче.
Тот, кто начинает заниматься делом, перестает заниматься местью. «Сильные — прощают, слабые — мстят».
http://www.psychologos.ru/articles/view/mest_i_zhelanie_otomstit_dvoe_zn__chem_strashneezpt_tem_zhelannee
Гордыня — уверенность человека в том, что он сам является единственной причиной его успехов.
Гордыня — проявление неблагодарности. Наши успехи создавались родителями, которые нас воспитали, обществом и культурой, в которых мы росли. А что касается шурупа, то мне помогла не только отвертка. Мне помогло то, что мое сердце продолжало биться, глаза продолжали видеть, то что не случилось наводнения и землетрясения, — многие обстоятельства были на моей стороне. Спасибо им!
Поэтому гордыня — проявление глупости и бестолковости. Умные люди имеют голову, чтобы помнить об обстоятельствах и людях, участвующих в их успехах.
http://www.psychologos.ru/articles/view/gordynya
С точки зрения Концепции общественной безопасности, гордыня – является следствием атеизма (недоверия Богу) и проявляется через Я-центризм, главным нравственным постулатом которого является утверждение:
Всякое мнение, не совпадающее со мнением, а равно с личным опытом индивида «Я-центриста», в большей или меньшей мере ошибочно или ложно; наиболее близким к объективной истине является собственное мнение индивида, а также и его личный (в том числе и не формализованный) опыт.
Подробнее смотри в записке «Свет мой зеркальце»
Эгоизм — (от «я») — отношение, когда человек думает только (или преимущественно) о своих личных интересах и своей выгоде, а об интересах других не думает (или думает в последнюю очередь).
Когда все, связанное с ним, ему представляется более важным или интересным. Нередко именование эгоист используется просто как негативный ярлык, демонстрирующий отрицательное отношение к человеку без серьезных на то оснований.
Эгоцентризм — неспособность или нежелание человека посмотреть на происходящее с точки зрения других людей, поставить себя на место другого человека. Эгоцентрист когда не может, а когда-то и не хочет понять, что люди — другие, не как он, что другие люди на многие вещи смотрят по своему, а не как он, что у них свои и взгляды и потребности.
Альтруист — человек с нравственными принципами, предписывающими бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека (других людей).
Альтруистом человек является тогда, когда в его заботе о людях ни на сознательном, ни на безсознательных уровнях нет мыслей о собственных интересах и выгоде. Если альтруисту важна нравственная чистота его намерений, полная свобода от корысти, он стремится оказать помощь не близкому, а совершенно постороннему человеку.
Презентация на тему: Психика и организм
... деятельности) эктоморфный церебротоники (преобладание мозговой деятельности) Влияние пола человека на психику И.Кон: -девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях; -мальчики отличаются большей агрессивностью и ... задачу оба полушария «решают» с разных точек зрения, а при выходе из строя одного из них нарушается функция, за которую оно отвечает. Чувственные формы освоения ...
http://www.psychologos.ru/articles/view/egoizm
http://www.psychologos.ru/articles/view/egocentrizm
http://www.psychologos.ru/articles/view/tvorec
http://www.psychologos.ru/articles/view/razumnyy_egoizm
http://www.psychologos.ru/articles/view/altruizm_-_antipod_egoizma._stoit_li_svyazyvatsya_s_altruistami_vop_zn_
Если рассматривать разумный эгоизм с позиций типов строя психики, то это демонический тип строя психики, альтруизм похож по описанию на человечный, только вот о причинах такого поведения альтруиста у психологов ничего не сказано… О типах строя психики смотрите здесь:
Воля
Волевое поведение противопоставляют полевому поведению. Полевое поведение — поведение, в котором человек ведется случайными эмоциями и стимулами внешнего окружения, а не собственными потребностями, внутренними правилами или поставленными перед собой целями. О волевом поведении говорится, когда у человека есть внутренний стержень, если человек помнит свои планы и у него хватает сил сохранять направленность своей деятельности, несмотря на трудности, помехи, отвлечения.
http://www.psychologos.ru/articles/view/volya
В данной статье под волей понимается несколько разных явлений – в частности программы поведения, заложенные кем-то другим и неосознанные самим индивидом или животным – это тип строя психики зомби и животный. Однако, если мы рассматриваем волю как способность осознанно самому ставить цели, делать выбор и прилагать усилия для достижения этих целей, то тогда волей обладают только демонический и человечный тип строя психики. Разумеется, это свойство периодически проявляется у всех людей, а типы строя психики и мотивация поведения могут меняться как в течении всей жизни, так и по несколько раз в день, что делает разделение по этой классификации условным (по преимуществу преобладания в психике той или иной составляющей).
http://www.psychologos.ru/articles/view/vidy_volizpt_proyavlenie_voli
http://www.psychologos.ru/articles/view/volya_-_nauchnaya_teoriya
http://www.psychologos.ru/articles/view/volya_i_len