Социология и психология в бизнесе. Модуль 1. Теории личности Содержание

  1. Учебные цели модуля
  2. Понятие личности
  3. Основные теории личности:
  • Зигмунд Фрейд: психоанализ
  • Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности
  • Альфред Адлер: индивидуальная теория личности
  • Гордон Олпорт: диспозициональная теория личности
  • Реймонд Кеттел: структурная теория черт личности
  • Ганс Айзенк: теория типов личности
  • Беррес Фредерик Скиннер: теория оперантного научения
  • Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности
  • Джулиан Роттер: теория социального научения
  • Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности

  1. Глоссарий
  2. Биографические справки

  1. Учебные цели модуля

  • Получение обобщенного представления об основных теориях психологии, применяемых в сфере бизнеса;
  • Знание основных типологий личности, используемых при работе с человеческими ресурсами;
  • Знание общих закономерностей поведения людей;
  • Понимание сложности объяснения и прогнозирования поведения конкретного человека в конкретной ситуации;
  • Знание основных закономерностей мотивирования и подкрепленя требуемого поведения.

2. Понятие личности

В современном бизнесе все большее внимание уделяется человеку. В центре маркетинговых концепций стоит потребитель, его нужды и желания, процесс принятия им решения о покупке и последующая удовлетворенность или неудовлетворенность покупкой. Появилась даже новая учебная дисциплина — «Поведение потребителей». Эффективный менеджмент, то есть рациональное управление человеческими ресурсами, основанное на понимании человеческой натуры и стремлении к удовлетворению потребностей персонала, становится одним из решающих факторов успешности предприятия в условиях жесткой конкуренции. Личность предпринимателя, способность его к обоснованному риску, к восприятию нового считается одним из важнейших факторов развития его дела.

14 стр., 6602 слов

Теория потребительского поведения 3

... иному товару, и разработать программы, учитывающие эти факторы. Основными теоретическими подходами, объясняющими поведение потребителя, являются теория предельной полезности и анализ кривых безразличия. Любая ... общительность, независимость, защищенность, приспособляемость и агрессивность. Сведения о типах личности помогают анализировать поведение покупателя при выборе товаров и торговых марок. 3.1 ...

Данная ситуация обусловила существенное повышение интереса представителей бизнеса к изучению человека, проявление внимания к его личности.

«Личность» — самое сложное понятие в современных науках о человеке и, в частности, психологии. Каждый ученый определяет личность по-своему, исходя из накопленной базы теоретических и практических исследований, а также под влиянием своего жизненного опыта.

Данный модуль содержит краткое изложение некоторых основных теорий личности, которые нашли практическое применение в сфере бизнеса. В структуру данного модуля включены также краткие биографические справки, способствующие лучшему пониманию излагаемых теорий в свете жизненного пути их авторов.

В качестве основы модуля взято реферативное изложение монографии видных американских ученых Л. Хьелла и Д. Зиглера «Теории личности». — СПб: Издательство «Питер», 1999. — 608 с. Данная монография, а также основные произведения авторов изложенных теорий, перечисленные в биографических справках, рекомендуются для дополнительного чтения.

3. Основные теории личности: Зигмунд Фрейд: психоанализ

З. Фрейд (1856 — 1939) рассматривает организацию психической жизни индивида в виде модели, имеющей своими компонентами три психические инстанции: Ид (лат. «id» — Оно), Эго (лат. «ego» — Я) иСупер-эго (лат. «super», «ego» — Сверх-Я).

Ид — наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна, функционирует целиком в бессознательном и связана с инстинктивными биологическими побуждениями.

Фрейд выделял два инстинкта, движущие поведением: инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не индивида, а всего вида. Этот второй инстинкт был назван либидо. Бессознательное трактовалось как сфера, насыщенная энергией либидо, слепого инстинкта, не знающего ничего, кроме принципа удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергия разряжается.

13 стр., 6354 слов

ГЛАВА I. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ З. ФРЕЙДА И К. ЮНГА

... провести анализ различий между теориями личности З.Фрейда и К.Г.Юнга. В теории Фрейда личность человека включает в себя три ... побуждений, представлений, тенденций, импульсов, движущих сил личности, инстинктов и прочих компонент. Котел, полный бурлящих возбуждений, ... Индивидуальное бессознательное (личное, персональное) отражает личностный опыт отдельного человека и состоит из переживаний, которые когда- ...

В период первой мировой войны Фрейд вносит коррективы в свою схему инстинктов. Наряду с сексуальным в психике человека присутствует инстинкт стремления к смерти (Танатос как антипод Эросу), по Фрейду, этот инстинкт включает в себя и инстинкт самосохранения. Под именем Танатос имелось в виду не только особое тяготение к смерти, но и к уничтожению других, стремление к агрессии, которая возводилась в ранг известного, заложенного в самой природе человека биологического побуждения.

Эго следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. К функциям Эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов.

Супер-эго служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если Ид предопределен генетически, а Эго — продукт индивидуального опыта, то Супер-эго — продукт влияний, исходящих от других людей. Возникает в раннем детстве и остается практически неизменным в последующие годы.

Давление внешних сил, Ид и Супер-эго могут вызывать состояние тревоги, от которой Эго спасается с помощью специальных «защитных механизмов'' - вытеснения, рационализации, проекции, замещения, регрессии, сублимации, отрицания и др.

Учение Фрейда приобрело широкую известность и оказало огромное влияние на развитие не только психологии, но и философии, социологии, антропологии и других наук, связанных с человеком, а также на искусство, литературу, медицину.

Основной его заслугой считается проникновение в тайники бессознательного, или, как говорил сам автор, «преисподнюю» психики.

Однако, не менее важен другой аспект: открытие Фрейдом сложных, конфликтных отношений между сознанием и неосознаваемыми психическими процессами. Сам человек, полагал Фрейд, не имеет перед собой прозрачной, ясной картины сложного устройства собственного внутреннего мира со всеми его течениями, бурями, взрывами. И здесь на помощь призван прийти психоанализ, использующий методы свободных ассоциаций, анализа сновидений, эмоционального переучивания и другие.

5 стр., 2414 слов

Человек в психоанализе

... психоаналитической традиции уделялось феномену социального бессознательного и регулятивной функции бессознательного в общественной и приватной деятельности человека. Социально ориентированные психоаналитические исследования ... и власти. Вместе с тем, в анализе бессознательного как компонента природы человека российские психоаналитики, российские психоаналитические просветители, российские ...

Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности

Карл Густав Юнг (1875 — 1961) считал исследование психики наукой будущего. Для него актуальная проблема человечества заключалась не столько в угрозе перенаселения или атомной катастрофе, сколько в опасности психической эпидемии. «Мир висит на тонкой нити, и эта нить — психика человека».

Личность, согласно теории Юнга, состоит из трех отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного, коллективного бессознательного.

Эго обеспечивает человеку чувство целостности, постоянства, служит основой его самосознания.

Личное бессознательное в концепция Юнга шире, чем бессознательное у Фрейда, поскольку включает дополнительно человеческие комплексы. Сформированные вокруг самых обычных тем, эти комплексы сильно влияют на мироощущение и поведение человека.

«В коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума», — считал Юнг. Коллективное бессознательное состоит из первичных психических образов, названных Юнгом архетипами. Он выделил и описал множество архетипов, в частности, мать, ребенок, герой, мудрец, плут, Бог, смерть, т.д. Архетипические образы и идеи часто встречаются в различных культурах в виде одинаковых символов, поскольку являются общими для всего человечества. Понятие архетипов коллективного бессознательного связывает аналитическую психологию со всей историей эволюции человека во всех ее культурных проявлениях.

Согласно Юнгу, личность развивается в направлении самореализации посредством уравновешивания и интегрирования входящих в нее элементов. Однако, лишь немногие достигают этого высочайшего уровня развития личности.

4 стр., 1835 слов

Психоаналитические концепции массового поведения: 3. Фрейд и К.Г. Юнг.

... и геофизических процессов на интенсивность биотической и социальной активности. Большое количество наблюдений и психологических исследований массового ... &0o1= 1&0s1=1 18. Юнг К. Г. Психологические типы / К.Г. Юнг; пер. с нем. - М., 1996. ... относительно н........ Список использованной литературы 1. Аналитическая психология К. Юнга [Электронный ресурс] - Режим доступа: psiforum/26--/1030----- ...

Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия.

Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию вовне. Данный тип естественно и спонтанно проявляет интерес и уделяет внимание другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству. Экстраверт ощущает себя наилучшим образом, когда имеет дело с внешней средой, взаимодействует с другими людьми. И делается беспокойным, и даже больным, оказываясь в одиночестве или в монотонной однообразной среде.

Интроверт же характеризуется тенденцией устремлять свою энергию внутрь, непременно связывая ее со своим внутренним миром мысли, фантазии или чувства. Наиболее успешно интроверт взаимодействует сам с собой и в то время, когда он освобожден от обязанности приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Интроверт предпочитает свой «тесный мирок» и немедленно замыкается в больших группах.

Любой реальный человек несет в себе обе тенденции, но обычно одна развита несколько больше, нежели другая.

Юнг выделял также четыре функциональных типа, основываясь на двух парах противоположных психологических функций: мышление — чувство, ощущение — интуиция.

Хотя каждый индивид потенциально располагает всеми четырьмя функциями, одна из них обычно оказывается наиболее развитой, нежели остальные. Она называется ведущей. Функция же, которая развита меньше остальных, как правило, пребывает в бессознательном состоянии и оказывается подчиненной.

Зачастую еще одна функция может быть достаточно развита, приближаясь по степени активности к ведущей функции. Очевидно, что она представлена другой парой противоположностей. Эта функция вспомогательная. В соответствии с ведущей функцией мы будем иметь четыре функциональных типа: мыслительный, чувственный, сенсорный, интуитивный.

5 стр., 2237 слов

Оптимизация питания для улучшения умственной и физической активности, иммунитета, продолжительности жизни

... Оптимизация питания для улучшения умственной и физической активности, иммунитета, продолжительности жизни" Выполнила: студентка Группы 29.09 Панова ... мир. Основные понятия: Питание- поддержание жизни и здоровья человека с помощью пищи - процесс поглощения пищи ... действующих факторов, оказывающих большое влияние на здоровье человека. Правильно построенное в соответствии с физиолого-гигиеническими ...

Мыслительный тип в большей степени соответствует мужчинам. Ментальная жизнь данного типа сводится к созданию интеллектуальных формул и последующей подгонке наличного жизненного опыта под эти формулы. В той степени, в какой этот тип идентифицирует себя с мыслительными процессами и не осознаёт в себе наличия других функций, а попросту подавляет их, его мышление носит автократический характер, интеллектуальные же формулы оказываются своего рода прокрустовым ложем, постоянно сковывающим целостное проявление жизни. В данном случае чувство оказывается функцией подчиненной, следовательно, чувственные оценки субъекта неизбежно пребывают в пренебрежительном запустении. Человеческие взаимоотношения сохраняются и поддерживаются лишь до тех пор, пока они служат и следуют управляющим интеллектуальным формулам, во всех иных случаях они легко приносятся в жертву.

Чувственный тип, соответственно, больше распространен у женщин. Утверждение и развитие межличностных взаимодействий и отношений партнерства являются здесь главной целью. Чувствительность и отзывчивость к нуждам других являются показательной чертой, основным качеством данного типа. Самое большое удовлетворение встречает переживание эмоционального контакта с другими людьми. В своем крайнем проявлении этот функциональный тип может вызывать неприязнь своим чрезмерным интересом, нездоровым любопытством по поводу личных дел других. Мышление как таковое принимается лишь в той степени, в какой оно обслуживает интересы чувственных взаимоотношений. Но сами взаимоотношения, как правило, очень неустойчивы, противоречивы, оценки постоянно колеблются, занимают крайние позиции.

Сенсорный (ощущающий) тип характеризуется приспособленностью к сиюминутной реальности. Он охотно довольствуется жизнью в ее простейших незамысловатых проявлениях, бесхитростных формах, без каких-либо тонкостей, сложного размышления или туманного воображения. Ощущающий тип выглядит устойчивым и земным, реальным и настоящим в смысле готовности «жить» в данную минуту, но одновременно он выглядит довольно глупым. Глубинное зрение и воображение, способное приглушать это заземленное состояние, — продукты интуиции, выступающей в данном случае как функция подчиненная.

7 стр., 3008 слов

Тема 4. Психоанализ как учение о глубинной психике и личности человека Образовательные задачи:

... и самоутвердиться среди других, человек актуализирует свои творческие потенции. Адлер назвал этот процесс компенсацией, или сверхкомпенсацией. Теория личности Адлера является хорошо структурированной системой и ... и упрям. Второй результат этой анальной фиксации – анально-выталкивающий. Чертами такого типа является склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность и даже ...

Интуитивный тип мотивируется главным образом постоянным потоком новых ведений и предчувствий, проистекающих от его внутреннего активного восприятия. Все новое и возможное, непонятное и другое, отличное являются приманкой для данного типа. Интуитивный тип чаще ухватывает слабые связи между вещами, которые для других кажутся несвязанными и чуждыми. Его разум работает скачкообразно и быстро, трудно проследить его действие. Если попросить его действовать более медленно, он может раздражаться и посчитать своих собеседников тугодумами. Ощущение как психическое свойство у него подчинено и подавленно. В реальной жизни зачастую такой человек остается непонятым окружающими, и его прозрения, если в результате они оказываются конструктивными, должны терпеливо разрабатываться другими людьми.

Обычно развитие вспомогательной функции смягчает и модифицирует остроту проявления описанных выше характеристик.

Согласно установленному типу каждая из функций может быть ориентирована либо интровертно, либо экстравертно. В результате мы имеем восемь возможных типов, описанных в шестом томе собрания сочинений К.Г.Юнга «Психологические типы».

В идеале индивид должен полноценно владеть всеми четырьмя функциями с тем, чтобы давать соответствующий адекватный ответ на любые жизненные запросы. К сожалению, в действительности это недостижимо, хотя и остается желанной целью, идеалом, определяя, таким образом, одну из главных задач аналитической психотерапии: привести к сознанию данное положение вещей и помочь в развитии подчиненных, угнетаемых, неразвитых функций с тем чтобы достичь психической целостности.

В последнее время наблюдается рост интереса к теории К. Юнга не только в среде психологов, но и представителей других дисциплин. Концепция коллективного бессознательного сейчас очень популярна среди интеллектуальной общественности на Западе. На основе выделенных Юнгом 8 типов личности К. Бригс и И. Майерс составили опросник самооценки, который получил широкое распространение во всех отраслях бизнеса США. В России на кафедре психологии МГУ создается новая наука — соционика, которая также базируется на типологии К.Г.Юнга.

Альфред Адлер: индивидуальная теория личности

Альфред Адлер (1870 — 1937) описывал человека как единое и самосогласующееся целое. Ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь в соотношении с личностью в целом и ее социальным окружением.

Каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, который формирует и направляет все его поведение, определяя его внимание к одним сторонам жизни и игнорирование других. Основы стиля жизни, по мнению Адлера, создаются и прочно закрепляются уже к 4 — 5 годам, а в последующем человек только находит новые формы выражения своего жизненного стиля.

Поскольку каждый жизненный стиль неповторим, типология их возможна лишь при условии достаточно грубого обобщения. Адлер выделил 4 типа на основании того, как решаются три главные жизненные задачи: работа, дружба, любовь. Классификация построена по принципу двухмерной системы, где одно измерение представлено «социальным интересом», а другое — «степенью активности», причем три типа характеризуются слабой выраженностью социального интереса и различаются лишь по степени активности. У четвертого типа присутствует и высокая степень социального интереса и высокая степень активности:

Управляющий тип — самоуверенный и напористый, характеризуется установкой превосходства над внешним миром. Его поведение не предполагает заботы о благополучии других. Сталкиваясь с основными жизненными задачами, он решает их во враждебной, антисоциальной манере.

Берущий тип — относится к внешнему миру паразитически и удовлетворяет свои потребности за счет других. Однако, маловероятно, что он причинит другим страдания, поскольку обладает низкой степенью активности.

Избегающий тип — нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения своих собственных проблем. Он больше опасается неудачи, чем стремится к успеху. Его жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач.

Социально-полезный тип — проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними. Он воспринимает три основные жизненные задачи — работу, дружбу, любовь — как социальные проблемы, требующие сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей. Этот тип человека — воплощение зрелости в системе взглядов Адлера.

Хотя Адлер и признавал влияние наследственности и социального окружения (даже такого фактора как порядок рождения ребенка в семье) на формирование жизненного стиля, основную роль он отводил творческому «Я» индивида. Он утверждал, что в конечном счете, люди сами ответственны за то, кем они становятся и как они себя ведут.

Направление жизни человека и ее назначение определяются, по мнению Адлера, фиктивными, т. е. воображаемыми, целями, которые человек перед собой ставит. Причем, люди руководствуются этими целями так, как будто они объективны, хотя на самом деле их соотнесение с реальностью невозможно ни проверить, ни подтвердить.

Одной из таких фиктивных целей индивидуума является стремление к превосходству. Оно дано человеку с рождения в виде теоретической возможности и развивается благодаря его творческой силе. Превосходство как цель может принимать как деструктивное так и конструктивное направление. Адлер считал, что деструктивное направление обнаруживается у людей со слабой способностью к адаптации, которые борются за свое превосходство посредством эгоистичного поведения. Хорошо приспосабливающиеся люди проявляют свое стремление к превосходству так, чтобы оно соотносилось с благополучием других.

Источником стремления к превосходству Адлер считал чувство неполноценности, которое появляется у человека в раннем детстве, когда он еще беспомощен и зависит от окружения. Однако, у некоторых людей по ряду причин это ощущение преувеличено, в результате чего появляется комплекс неполноценности — преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности. В ответ на него у индивида может появиться гиперкомпенсация и, таким образом, развивается то, что Адлер назвал комплексом превосходства.

Идеи Адлера оказывают мощное влияние на современные психологические исследования. Его убежденность в творческой природе и свободе человека побуждает многих психологов считать Адлера предвестником современной гуманистической психологии. А важное место социальных детерминант поведения в его концепции обеспечило ему репутацию первого социального психолога в современной теории психологии.

Гордон Олпорт: диспозициональная теория личности

«Некоторые теории развития основаны, главным образом, на поведении психически нездоровых и тревожных людей или же на выходках доведенных до крайности лабораторных крыс. Очень немногие теории сформировались на основе изучения здоровых человеческих существ, таких, которые не столько стараются сохранить свою жизнь, сколько стремятся сделать ее осмысленной» (Олпорт, 1955).

Он полагал, что неосознанные мотивы, переживания детства могут являться объяснением поведения лишь незрелой или невротической личности, психологически зрелая личность мотивируется осознанными процессами.

Зрелая личность, согласно Олпорту, обладает следующими характеристиками:

  • Способность посмотреть на себя со стороны;
  • Способность к теплым межличностным отношениям;
  • Положительное представление о себе;
  • Реалистические восприятие и уровень притязаний;
  • Способность к самопознанию и чувство юмора;
  • Цельная жизненная философия.

Личность, согласно Олпорту, — это динамичная организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление.

Олпорт считал, что для понимания поведения индивида и прогнозирования его в разное время в различных ситуациях необходимо анализировать черты личности. Он выделил общие черты, в той или иной степени присущие представителям определенной культуры, и индивидуальные (морфологические) черты, проявляющиеся уникально у каждого конкретного человека, сравнение по которым бессмысленно. Последние Олпорт назвал индивидуальными диспозициями. Он разделил их на три типа:

Кардинальная диспозиция- центральная, очень сильно выраженная черта, обуславливающая все поведение, присуща лишь немногим личностям (человека можно охарактеризовать словом «Дон Жуан» или «Скрудж» или т.п.)

Центральные диспозиции — несколько (по данным исследований Олпорта, 5 — 10) основных характеристик, из которых складывается индивидуальность человека, и которые легко обнаруживаются окружающими (ответственность, внимательность, активность, т.п.)

Вторичные диспозиции — менее заметные и менее влияющие на поведение черты личности (предпочтения в одежде или пище, особые установки, т.п.)

Диспозиции взаимосвязаны между собой и в сочетании с мотивами, установками, оценками, ощущениями и иными составляющими личности образуют некий единый конструкт, который Олпорт назвал проприум. Развитие проприума происходит с рождения до состояния зрелости личности и включает ряд стадий, таких как ощущение своего тела, ощущение самоидентичности, развитие чувства самоуважения, формирование образа себя, рационального управления собой, проприативного стремления. Центральный аспект развития проприума — самопознание и самоосознание.

Гордон Олпорт явился основателем диспозиционального направления в психологии, сторонники которого (в частности, Р. Кэттел и Г. Айзенк) считают, что человек обладает некоторыми устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися в течение времени и в различных ситуациях, причем каждый человек уникален своими характерологическими признаками.

Олпорт впервые применил идеографический подход к изучению черт личности путем экспертного контент-анализа «писем Дженни».

Олпорт в соавторстве с П.Е.Верноном разработал «Тест изучения ценностей», который широко используется в настоящее время. Согласно Олпорту, у разных людей наблюдаются различные комбинации следующих ценностей, которые также можно представить как черты более глубокого уровня:

  • Теоретическая — человек заинтересован, прежде всего, в раскрытии истины.
  • Экономическая — человек выше всего ценит то, что полезно и выгодно.
  • Эстетическая — человек больше всего ценит форму и гармонию.
  • Социальная — наивысшей ценностью является любовь людей.
  • Политическая — выше всего ценит власть и влияние.
  • Религиозная — видит высший смысл в понимании мира как единого целого.

Олпорт внес также значительный вклад в теорию мотивации. Он считал, что личность нельзя рассматривать в отрыве от мотивов, которые уникальны у каждого человека и несводимы к единой схеме. В качестве основы теории мотивации предложил концепциюфункциональной автономии.

Реймонд Кеттел: структурная теория черт личности

В отличие от многих других теоретиков Кеттел начал не с клинических наблюде­ний или интуитивных представлений о природе человека. Наоборот, его подход прочно основан на использовании точных эмпирических методов исследования. Приверженность Кеттела конструированию научной модели поведения определя­лась одной ведущей целью: раскрыть с помощью метода факторного анализа основные черты личности. Он полагает, так же как и Олпорт, что личностные черты составляют ядро структуры личности, и в конечном счете они ответственны за то, что будет делать человек в данной ситуации. Как и Олпорт, Кеттел различает общие иуникальныечерты.

Согласно Кеттелу, личность — это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Будучи сторонником математического анализа личности, он придерживался мнения, что предсказание поведения может быть осуществлено посредством уравнения спецификации:

R=f (S, P),

т.е., природа специфической ответной реакции человека ®, означающей, что он делает, или думает, или выражает словами, есть некая неопреде­ленная функция (f) от стимулирующей ситуации (S) в конкретный момент вре­мени и от структуры личности (Р).

Уравнение спецификации показывает, что характерная реакция на какую-либо ситуацию представляет собой функцию от комбинации всех черт, значимых для данной ситуации; причем каждая черта взаи­модействует с ситуационными факторами, которые могут оказать на нее влияние.

Кеттел признает, как трудно предсказать поведение какого-либо человека в данной ситуации. Чтобы повысить точность предсказания, необходимо рас­сматривать не только те черты, которыми обладает личность, но также и не относя­щиеся к чертам переменные, такие как настроение человека в данный момент и конкретные социальные роли, требуемые ситуацией. Более того, необходимо взве­шивать каждую черту с точки зрения ее значимости в рассматриваемой ситуации. Например, если бы человек оказался в эмоционально возбуждающей ситуации, тогда в предсказании его ответной реакции наибольший вес следовало бы припи­сать такой черте, как тревожность. Поэтому уравнение R = f (S, Р) представляет упрощенный экстракт теории Кеттела о чертах личности. Однако эта формула подтверждает убеж­денность Кеттела в том, что поведение человека можно определить и предсказать.

Несмотря на утверждение Кеттела о том, что поведение определяется взаимодей­ствием черт и ситуационных переменных, его главная организующая концепция личности заключается в описаниях различных типов выявленных им черт. Со­гласно Кеттелу, черты личности представляют собой относительно постоянные тен­денции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время.

В результате проведения многократных процедур факторного анализа данных, собранных в ходе исследования тысяч субъектов, он приходит к выводу, что черты личности можно классифицировать или разбить на категории.

Кеттел различает поверхностные черты, которые не являются значимыми для объяснения поведения, и исходные черты, которые существуют на «более глубоком» уровне личности и определяют различные формы поведения на протяжении длительного периода времени.

Проведя обширную исследовательскую работу с использованием факторного анализа, Кеттел пришел к выводу о том, что основополагающая структура личности образована примерно шестнадцатью исходными чертами:

Отзывчивость — отчужденность

Интеллект

Эмоциональная неустойчивость — устойчивость

Подчиненность — доминантность

Рассудительность — беспечность

Сознательность — безответственность

Робость — смелость

Жесткость — мягкость

Доверчивость — подозрительность

Практичность — мечтательность

Прямолинейность — дипломатичность

Склонность к опасениям — спокойствие

Консерватизм — радикализм

Конформизм — самодостаточность

Недисциплинируемость — контролируемость

Расслабленность — напряженность

Эти факторы черт личности более известны в связи со шка­лой, которая теперь используется для их измерения: опросник Кеттела «Шестна­дцать личностных факторов» (Sixteen Personality Factor Questionnaire, 16 PF).

Данная шкала самооценки и несколько других, также разработанных Кеттелом, оказались чрезвычайно полезными и популярными как в прикладных, так и в теоретических исследованиях.

Ганс Айзенк: теория типов личности

Айзенк соглашается с Кеттелом в том, что целью психологии является предсказа­ние поведения. Он также разделяет приверженность Кеттела факторному анали­зу как способу охватить целостную картину личности. В отличие от Кеттела, Айзенк убежден, что для объяснения большей части поведен­ческих проявлений человека необходимо не более трех суперчерт.

По результатам исследований Айзенк выявил две основные черты, которые он назвал интроверсия — экстраверсия и нейротизм—стабиль­ность.

Соответственно, людей можно разделить на четыре группы по степени выраженности одной и другой черты. Каждый из типов обладает некоторыми устойчивыми характеристиками:

Стабильный

Невротичный

Интроверт

Спокойный,

уравновешенный,

надежный,

контролируемый,

миролюбивый,

внимательный,

заботливый,

пассивный

Легко поддающий­ся переменам на­строения, тревожный, рассудительный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий

Экстраверт

Лидер,

беззаботный,

веселый,

покладистый,

отзывчивый,

разговорчивый,

дружелюбный,

общительный

Ранимый,

беспокойный,

агрессивный,

возбудимый,

непостоянный,

импульсивный,

оптимистичный,

активный

В более поздних работах Айзенк ввел в свою теорию третью суперчерту: психотизм — сила суперэго.

Как подчеркивал Айзенк, в каждом из типов есть свои позитивные и негативные моменты. Он убежден в том, что черти личности и типы определяются прежде всего наследственностью. Он попытался даже установить нейрофизиологическую основу для каждой из трех выделенных им черт.

В исследованиях, проведенных в подтверждение теории Айзенка, представлено огромное количество фактов. Например, экстраверты гораздо более терпимо относятся к боли, чем интроверты; они делают больше пауз во время работы, чтобы поболтать и попить кофе, чем интроверты; возбуждение повышает эффективность их поступ­ков и действий, в то время как интровертам оно лишь мешает. Интроверты предпочитают теоретические и научные виды деятельности, в то время как экстраверты склонны отдавать предпочтение работе, связанной с людьми. Интроверты чувствуют себя более бодрыми по утрам, тогда как экстравер­ты — по вечерам. Более того, интроверты лучше работают утром, а экстра­верты — во второй половине дня.

Беррес Фредерик Скиннер: теория оперантного научения

Скиннерутверждал, что поведение детерминировано, предсказуемо и контроли­руется окружением. Он категорически отвергал идею о внутренних «автоном­ных» факторах в качестве причины действий человека и пренебрегал физиолого-генетическим объяснением поведения.

Скиннер признавал два основных типа поведения: респондентное поведение как ответ на знакомый стимул, и оперантное поведение, определяемое и контроли­руемое результатом, следующим за ним. Работа Скиннера сосредоточена почти полностью на оперантном поведении.

Оперантная реакция, за которой следует позитивный результат, стремится повториться, в то время как оперантная реакция, за которой следует негативный результат, стремится не повторяться. По Скиннеру, поведение наилучшим образом можно понять в терминах реакций на окружение.

Подкрепление — ключевая концепция системы Скиннера. Были описаны четыре различных режима подкрепления, которые имеют своим результатом различ­ные формы реагирования: с постоянным соотношением, с постоянным интервалом, с вариативным соотношением и с вариативным интервалом. Было также проведе­но различие между первичными, или безусловными, и вторичными, или условными подкрепляющими стимулами. По Скиннеру, вторичные подкрепляющие стимулы (деньги, внимание, одобрение) оказывают сильное влияние на поведение человека.

Он также подчеркивал, что поведение может контролироваться аверсивными (неприятными или болевыми) стимулами, такими как наказание и негативное подкрепление.

Подкрепление

Позитивное

Негативное

Предъявление положи­тельного стимула

Удаление аверсивного сти мула

Наказание

Предъявление аверсивного стимула

Удаление положительно­го стимула

Как показано в таблице, позитивное наказание имеет место, когда за реакцией следует неприятный стимул, а негативное наказание состоит в том, что за реакцией следует устранение приятного стимула. Напротив, негативное подкрепление встречается, когда организму удается ограничить или избежать предъявления аверсивного стимула. Скиннер боролся с использовани­ем аверсивных методов (особенно наказания) в контроле поведения и придавал особое значение контролю посредством позитивного подкрепления.

Концепции оперантного научения многократно подвергались эксперименталь­ной проверке.

Современное применение принципов оперантного научения широко. Одна из ос­новных областей такого применения — обучение навыкам общения. Предполагается, что тренировка уверенности в себе, основан­ная на методиках репетиции поведения и самоконтроля, очень полезна для того, чтобы люди вели себя более успешно в различных социальных ситуациях.

Альберт Бандура: социально-когнитивная теория личности

В соответствии с теорией Бандуры, люди не зависят целиком от контроля внешних сил и не являются свободными существа­ми, которые могут делать все, что им захочется. Напротив, большое значение придается обоюдному взаимодействию поведенческих реакций и факторов, отно­сящихся к окружению, — динамическому процессу, где когнитивные компоненты играют центральную роль в организации и регулировании деятельности чело­века.

Влияние окружения

(поощрения, наказания)

Поведение

Личностые факторы

(вера, ожидание, самовосприятие)

Схематическое представление модели взаимного детерминизма Бандуры.

Функционирование человека рассматривается как продукт взаимодей­ствия

поведения, личностных факторов и влияния окружения.

Основная теоретическая концепция Бандуры — научение через наблюдение. Бандура подчеркивает роль косвенного подкрепления, то есть наблюдения за тем, как другие получают подкрепление, и самоподкрепления, когда люди подкреп­ляют свое собственное поведение. Самоподкрепление очевидно имеет место всякий раз, когда люди устанавлива­ют для себя планку достижений и поощряют или наказывают себя за ее достиже­ние, превышение или неудачу. Они поздравляют себя со своими мыслями и поступ­ками; они хвалят себя или разочаровываются в своих достоинствах; и они сами выбирают моральные и материальные поощрения и наказания из множества дос­тупных им. Акцент Бандуры на самоподкреплении значительно повышает воз­можности объяснения поведения человека на основе принципов подкрепления.

Бандура ввел также термин самоэффективности для объяснения личностного функ­ционирования и изменения. С точки зрения Бандуры, самоэффективность, или осознанная способность справиться со специфическими ситуациями, влияет на формы поведения, мотивацию, вы­страивание поведения и возникновение эмоций.

По мнению Бандуры, люди, осознающие самоэффективность, прилагают больше усилий для выполнения сложных дел, чем люди, испытывающие серьез­ные сомнения в своих возможностях. В свою очередь, высокая самоэффектив­ность, связанная с ожиданиями успеха, обычно ведет к хорошему результату и таким образом способствует самоуважению. Напротив, низкая самоэффектив­ность, связанная с ожиданием провала, обычно приводит к неудаче и таким образом снижает самоуважение. С этой точки зрения, люди, считающие себя неспособными справиться со сложными или опасными ситуациями, вероятно, бу­дут уделять чрезмерное внимание своим личным недостаткам и постоянно изну­рять себя самокритикой по поводу собственной некомпетентности.

Джулиан Роттер: теория социального научения

Роттер считал, что поведение человека целенаправлено и определяется ожиданием того, что данное действие приведет к будущим поощрениям. При этом на поведение оказывают существенное влияние следующие факторы:

  • субъективная ценность подкрепления (разные люди предпочитают разные подкрепления);
  • психологическая ситуация (т.е. ситуация как ее воспринимает индивид, поведение которого мы хотим предсказать);
  • ожидание индивида (т.е. субъективная вероятность того, что определенное подкрепление будет иметь место в результате данного поведения);
  • потенциал поведения (вероятность данного поведения в данной ситуации).

Поскольку Роттер рассматривает людей как целенаправленных индивиду­умов, он полагает, что цели опре­деляют направление поведения человека в поисках удовлетворения основных потребностей. Роттер рассмат­ривает следующие шесть категорий потребностей, применимых к прогнозу поведе­ния человека:

  • Статус признания (потребность чувствовать себя компетентным в определенном спектре областей деятельности).
  • Защита-зависимость (потребность, чтобы кто-то защитил от неприятностей и помог достичь значимых целей).
  • Доминирование (потребность влиять на жизнь дру­гих людей).
  • Независимость (потребность принимать само­стоятельные решения и достигать цели без помощи других).
  • Любовь и привязанность (потребность быть принятым и любимым другими людьми).
  • Физический комфорт (удовлетво­рение, связанное с физической безопасностью, хорошим здоровьем и свободой от боли).

Большая часть исследований, которые были проведены в соответствии с теорией Роттера, сосредоточивалась на личностной переменной, называемой локус конт­роля. Являясь центральным конструктом теории социального научения, локус контроля представляет собой обобщенное ожидание того, в какой степени люди контролируют подкрепления в своей жизни. Люди с экстернальным (внешним) локусом контроля полагают, что их успехи и неудачи регулируются внешни­ми факторами, такими как судьба, удача, счастливый случай, влиятельные люди и непредсказуемые силы окружения. «Экстерналы» верят в то, что они заложники судьбы. Напротив, люди с интернальным (внутренним) локусом контроля верят в то, что удачи и неудачи определяются их собственными действиями и способностями (внутрен­ние, или личностные факторы).

«Интерналы» поэтому чувствуют, что они в боль­шей степени влияют на подкрепления, чем люди с экстернальной ориентацией локуса контроля.

Для измерения локуса контроля исследователи чаще всего используют «Шкалу Э — И», созданную Роттером, хотя на данный момент существуют и иные методики.

Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности

Гуманистическая психология возникла как альтернатива двум ведущим психологическим течениям — психоанализу и бихевиоризму — которые пытаются объяснить поведение человека наследственными факторами или влиянием окружающей среды, практически не оставляя человеку права ответственности за его собственную жизнь. Гуманистическая же психология базируется на философских взглядах экзистенциализма, которые берут начало из осознания уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. Экзистенциалисты подчерки­вают идею о том, что в конце концов каждый из нас ответствен за то, кто мы и чем становимся. Вопрос заключается в том, может или нет человек жить подлинной (честной и искренней) жизнью в осознанной последовательнос­ти ее случайностей и неопределенностей.

Маслоу назвал свой подход «психологией третьей силы». Он подчеркивал необходимость изучения психики человека не на животных или больных людях, а на психически здоровых и наиболее счастливых представителях человечества, которые достигли вершин самоактуализации. Согласно Маслоу, менее 1% населения достигают данного состояния, большинство же людей просто не видят своего потенциала, у них доминирующими являются потребности более низкого уровня: 1) физиологические; 2) потребность в безопасности; 3) потребность в принадлежности и любви; 4) потребность в самоуважении.

Иерархия потребностей Маслоу включается на данный момент в любой учебник по бизнесу, рекламе, поведению потребителей и организационному поведению, в материалы бизнес-школ и колледжей. Она достаточно проста для понимания и весьма полезна в практическом применении, хотя не является строго подтвержденной, и сам Маслоу допускал возможность исключений из данного иерархического расположения мотивов.

Идеалом для Маслоу было общество самоактуализирующихся людей. Он считал, что строгая дисциплина и постоянная угроза наказания во всех институтах современного общества препятствуют раскрытию творческого потенциала его членов. Он описал утопическое общество здоровых людей, свобода которых не ограничивалась бы, и назвал его Эупсихея.

Глоссарий

Архетип (Archetyre) — универсальные образы или символы, содержащиеся в коллективном бессознательном, которые предрасполагают индивидуума испытывать определенные чувства или мыслить определенным образом относительно данного объекта или ситуации (согласно Юнгу).

Бессознательное (Unconscious) — согласно Фрейду, самая глубокая и значимая область человеческой психики, хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены из него в область бессознательного. Проявляется в снах, оговорках. Оказывает существенное влияние на повседневную жизнь индивида.

Вторичная диспозиция (Secondary disposition) — по Олпорту, черта, очень мало или совсем не влияющая на поведение, например, склонность к специфической пище.

Вытеснение (Repression) — защитный механизм, заключающийся в том, что нежелательные мысли или импульсы не допускаются на уровень сознания.

Гиперкомпенсация (Overcompensation) — форма компенсации, с помощью которой достигается нечто большее, чем просто избавление от чувства недостаточности: гиперкомпенсация ведет к превосходству или выдающемуся достижению. При гиперкомпенсации человек действует так, будто он чувствует свое превосходство над другими (что указывает на наличие комплекса превосходства).

Глубинная психология — общее название для обозначения психологических явлений, выдвигающих среди прочего идею о независимости психики от сознания и стремления обосновать фактическое существование этой независимой от сознания психики и выявить ее содержание. Условно глубинную психологию разделяют на классическую и современную.

Классическая глубинная психология представлена концепцией Зигмунда Фрейда, а так же концепциями Альфреда Адлера и Карла Юнга — соответственно психоанализом, индивидуальной психологией и аналитической психологией.

Диспозициональное направление в психологии (Dispositional perspective) — подход к индивидууму, особо выделяющий устойчивые качества (черты личности), присущие человеку и обеспечивающие постоянство поведения человека с течением времени и с изменением ситуаций.

Замещение (Displacement) — защитный механизм, суть которого состоит в переадресовании чувств или импульсов непричастному объекту по причине возможного возмездия со стороны истинного объекта.

Защитные механизмы (Defense mechanism) — Неосознанные реакции, защищающие индивида от неприятных эмоций, таких как тревога, чувство вины.

Ид (Id) — Аспект структуры личности, все содержание которого является врожденным. Ид чувственно, иррационально и свободно от каких-либо ограничений.

Индивидуальные диспозиции (Individual dispositions) — согласно Олпорту, единственная в своем роде черта, присущая индивиду.

Интроверсия (Introversion) — базисная эго-ориентация, предложенная Юнгом для объяснения стиля связи человека с миром. Интроверсия характеризуется созерцательным подходом к жизни и отстраненностью от людей.

Исходные черты (Source traits) — Согласно Кеттелу, основополагающие структуры, составляющие ядро или основные блоки здания личности.

Кардинальная диспозиция (Cardinal disposition) — Согласно Олпорту, характеристика, выраженная настолько сильно, что фактически все поступки человека могут быть объяснены ее влиянием.

Коллективное бессознательное (Collective unconcious) — самый глубокий уровень личности, содержащий воспоминания и образы, передаваемые по наследству от наших человеческих и человекообразных предков (согласно Юнгу)

Комплекс (Сomplex) — скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого опыта, личного или наследственного (согласно Юнгу), например, комплекс власти, комплекс неполноценности, т.п.

Комплекс неполноценности (Inferiority complex) — глубокое всепроникающее чувство собственной неполноценности по сравнению с другими людьми. Часто сопровождается дефектными, ошибочными установками и поведением.

Комплекс превосходства (Superiority complex) — в теории Адлера — тенденция преувеличивать собственную значимость, чтобы преодолевать постоянное ощущение неполноценности.

Либидо (Libido) — Согласно Фрейду, часть психической энергии, ищущая удовлетворения исключительно в половом поведении (сексуальная энергия).

Личное бессознательное (Personal unconscious) — элемент структуры личности в теории Юнга. Состоит из подавленных воспоминаний и забытых переживаний или материала, который не оказался в свое время достаточно ярким, чтобы быть пережитым в сознании.

Локус контроля (Locus of control) — термин Роттера, относящийся к тому, верят ли люди, что подкрепления зависят от их собственного поведения или контролируются силами извне.

Мотивация (Motivation) — побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

Научение через наблюдение (Observational learning) — процесс, посредством которого поведение одного человека (наблюдателя) меняется в зависимости от того, что представляет поведение другого человека (модели).

Также называется имитационным научением.

Нейротизм (Neuroticism) — В теории Айзенка, один из эктремумов диапазона «нейротизм — стабильность», характеризующийся тенденцией к тревоге, частой смене настроения и депрессии.

Общая черта (Common trait) — Согласно Олпорту, любая генерализованная предрасположенность, относительно которой можно обоснованно оценить большинство людей в пределах данной культуры.

Оперантное поведение (Operant behavior) — Реакции, свободно изъявляемые организмом, на частоту которых сильно влияет применение различных режимов подкрепления.

Отрицание (Denial) — защитный механизм, проявляющийся в избавлении индивида от угрожающих переживаний путем непризнания их существования.

Поверхностные черты (Surface traits) — Согласно Кеттелу, наблюдаемые формы поведения, которые тесно связаны и управляются основополагающей исходной чертой

Подкрепление (Reinforcement) — В классическом обусловливании — ассоциация, образую­щаяся посредством неоднократного объединения условного стимула с безусловным сти­мулом; в оперантном научении — ассоциация, образующаяся, когда за оперантной реак­цией следует подкрепляющий стимул.

Психоанализ (Psychoanalysis) — 1) теория личности, созданная З. Фрейдом; 2) направление в психологии и других науках о человеке (также фрейдизм); 3) метод терапии нервных и психических заболеваний, предложенный З. Фрейдом и применяемый с некоторыми дополнениями современными психоаналитиками.

Проекция (Projection) — защитный механизм, состоящий в том, что индивид приписывает другим свои неприемлемые желания.

Проприум (Proprium) — Согласно Олпорту, все аспекты человека, делающие его уникальной личностью.

Рационализация (Rationalization) — защитный механизм, позволяющий индивиду находить правдоподобные объяснения своих действий.

Регрессия (Regression) — защитный механизм, заключающийся в отступлении на более примитивный уровень поведения или мышления, более раннюю стадию развития.

Режим подкрепления (Schedule of reinforcement) — Правило, устанавливающее вероят­ность, с которой будет происходить подкрепление.

Режим подкрепления с вариативным интервалом (Variable-interval schedule) — Режим подкрепления, в котором подкрепление дается после того, как прошло случайное коли­чество времени.

Режим подкрепления с вариативным соотношением (Variable-ratio schedule) — Режим подкрепления, в котором подкрепление осуществляется после некоторого количества реакций, но на непредсказуемой основе.

Режим подкрепления с постоянным интервалом (Fixed-interval schedule) — Режим подкрепления, в котором подкрепляется первая реакция, происходящая после истече­ния определенного количества времени.

Режим подкрепления с постоянным соотношением (Fixed-ratio schedule) — Режим под­крепления, в котором подкрепляется первая реакция, следующая после определенного числа реакций.

Респондентное поведение (Respondent behavior) — Специфическая реакция, которая за­пускается известным стимулом, который всегда предшествует ей во времени.

Самоактуализация (Self-actualization) — процесс, постулированный Маслоу, включает в себя здоровое развитие способностей людей, чтобы они могли стать тем, кем могут стать, а значит — жить осмысленно и совершенно.

Самоподкрепление (Self-reinforcement) — процесс, в котором люди улучшают и сохраняют свое собственное поведение, поощряя себя и имея контроль над этими поощрениями.

Самоэффективность (Self-efficacy) — в социально-когнитивной теории суждения людей относительно их способности вести себя релевантно специфической задаче или ситуации.

Свободные ассоциации (Free associations) — психоаналитическая процедура изучения бессознательного, в процессе которой индивид свободно говорит обо всем, что приходит в голову, невзирая на то, насколько тривиальным, абсурдным или непристойным это может показаться.

Социальный интерес (Social interest) — чувство эмпатии по отношению к человечеству, проявляющееся в виде сотрудничества и взаимодействия с другими скорее во имя общественного блага, чем ради личных целей. Согласно Адлеру, социальный интерес является показателем психического здоровья.

Стабиль­ность (Stability) — В теории Айзенка один из экстремумов диапазона «нейротизм — стабильность», характеризующийся тенденцией к спокойствию, контролируемости и неэмоциональности.

Стиль жизни (Style of life) — уникальная конфигурация личностных черт, мотивов, когнитивных стилей и способов совладания с реальностью, характерная для поведения индивидуума и обеспечивающая постоянство этого поведения.

Стремление к превосходству (Striving for superiority) — стремление к преодолению собственных недостатков и наиболее полному раскрытию своего потенциала. Адлер рассматривал его как мощную движущую силу, лежащую в основе поведения человека.

Сублимации (Sublimation) — защитный механизм, при котором импульсы Ид направляются на социально приемлемую форму деятельности, например, творчество.

Суперчерта (Supertrait) — В теории Айзенка диапазоны основных черт, таких как интроверсия — экстраверсия, оказывающих мощное воздействие на поведение человека.

Супер-эго (Super-ego) — В теории психоанализа — этическое или моральное образование в структуре личности; представляет собой интернализованную индивидом систему социальных норм и стандартов поведения, полученную от родителей посредством поощрений и наказаний.

Функциональная автономия (Functional autonomy) — согласно Олпорту, процесс, посредством которого некая данная форма поведения становится итогом или целью как таковой, несмотря на то, что первоначально она могла быть принята человеком по иной причине. То, что первоначально было средством достижения цели, становится самой целью.

Центральная диспозиция (Central disposition) — Согласно Олпорту, характеристика, влияющая на поведение человека в разнообразных ситуациях

Чувство неполноценности (Inferiority feelings) — ощущение собственной неполноценности, неуместности и неспособности, которое возникает в детстве и в дальнейшем служит основой для борьбы за превосходство.

Эго (Ego) — В теории психоанализа — аспект структуры личности, включающий восприятие, мышление, научение и все другие виды психической активности, необходимые для эффективного взаимодействия с социальным миром.

Экстраверсия (Extraversion) — базисная эго-ориентация, предложенная Юнгом для объяснения стиля связи человека с миром. Экстраверсия характеризуется вовлеченностью и интересом к миру людей и вещей — внешнему по отношению к «Я».

  1. Биографические справки

Зигмунд Фрейд (Sigmund Freud) родился 6 мая 1856 г. в маленьком австрийском городке Фрайберге, Моравия (территория современной Чехии).

Закончил медицинский факультет Венского Университета. Начав свои исследования как физиолог и врач-невропатолог, пришел к выводу, что источниками многих заболеваний являются неосознаваемые больными комплексы, которые, будучи вытесненными из сознания, вызывают патологические симптомы (расстройства движений, восприятий, памяти, эмоциональной сферы и т. д.) В работах «Исследования истерии» (1895, совместно с доктором И. Брейером) и «Толкование сновидений» (1900) выдвинул основные положения психоанализа как концепции личности и техники лечения. За утверждения, что в основе истерии и других психических расстройств лежат проблемы, связанные с сексуальностью, в 1896 г. Фрейд был исключен из Венского медицинского общества. После публикации «Толкования сновидений» вошел в число всемирно известных врачей. В 1902 г. им было основано общество «Психологические среды» (с 1908 г. — Венское психоаналитическое общество), которое посещал избранный круг последователей Фрейда, среди которых были А. Адлер и К.Юнг. Основные произведения: «Лекции по введению в психоанализ», «По ту сторону принципа удовольствия», «Я и Оно», «Цивилизация и недовольные ею», «Основы психоанализа» и др. В 1930 г. получил литературную Премию Гете. В 1938 г. из-за вторжения нацистов вынужден был эмигрировать в Лондон, где умер 23 сентября 1939 г.

Карл Густав Юнг (Carl Gustav Jung) родился в 1875 году в Кессвиле, Швейцария. В детстве был глубоким интровертом, очень много читал. В 1900 г. Юнг получил медицинскую степень по специальности психиатрия в Базельском университете и начал работать в Цюрихском госпитале для душевнобольных. Интерес к их сложной психической жизни привел Юнга к работам З.Фрейда. Вскоре у них завязались тесные профессиональные и личные отношения. В 1910 г. Юнг был избран первым президентом Международной психоаналитической ассоциации. Однако, в 1914 г. он сложил с себя полномочия из-за разрыва отношений с З.Фрейдом. Юнг считал, что Фрейд придавал слишком большое значение сексуальности и агрессии, считая их средоточием человеческой жизни. На протяжении следующих четырех лет Юнг переживал тяжелый душевный кризис и был буквально одержим исследованием своего внутреннего мира. Его автобиография «Воспоминания, сновидения, размышления» начинается со слов: «Моя жизнь — это история самореализации бессознательного». Юнг читал лекции по всему миру. Изучение разных культур в Америке, Африке, Азии существенно расширило его понимание человеческой природы. Юнг скончался в 1961 году в возрасте 86 лет в Куснахте, Швейцария.

Альфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене в 1870 году. В детстве его постоянно окружали болезни и смерть. Когда ему было 3 года, на его глазах умер его младший брат. В возрасте 5 лет он сам чуть не умер от пневмонии. Дважды он чуть не погиб в уличных происшествиях. В младших классах Адлер учился весьма посредственно, не успевал по математике, остался на второй год. Однако, благодаря упорству стал лучшим учеником в классе по математике. В 1895 г. Адлер получил медицинскую степень в Венском университете, вскоре стал психиатром, был активным участником кружка З. Фрейда, затем председателем Венского психоаналитического общества. Однако, в 1911 г. сложил с себя полномочия и вышел из Венского психоаналитического общества, поскольку его взгляды становились все более несовместимыми со взглядами Фрейда. В 1912 г. обосновал Общество индивидуальной психологии. С приходом к власти Гитлера Адлер эмигрировал в Америку. Он написал за свою жизнь около 300 книг и статей, был неутомимым лектором и пользовался большой популярностью. Адлер скончался внезапно в 1937 г. во время лекционного турне в шотландском городе Абердине.

Гордон Уиллард Олпорт (Gordon Willard Allport) родился в 1897 г. в Монтесуме, штат Индиана, США. Обучаясь в Гарварде, специализировался на экономике и философии, однако, дипломную работу защитил по психологии. Докторская диссертация (1922 г.) была посвящена чертам личности. В течение 2-х лет Олпорт занимался исследовательской работой в различных университетах Европы. Затем преподавал в Гарварде первый в США курс по психологии личности «Личность: ее психологические и социальные аспекты». Оказал огромное влияние на несколько поколений студентов. В 1942 г. ему присвоено звание профессора психологии. Умер в 1967 г.

Основные труды: «Личность: психологическая интерпретация», «Человек и его религия», «Становление: основные положения психологии личности», «Личность и социальные конфликы», «Стиль и развитие личности», «Письма Дженни». Является соавтором широко используемого личностного теста «Изучение ценностей».

Рэймонд Бернард Кеттел (Raymond Bernard Cattell) родился в 1905 году в Стаффордшире, Англия. Его детские годы были счастливыми и наполненными такими занятиями, как хождение под парусами, исследование пещер и плавание. Однако, вид раненых солдат в военном госпитале, находящемся по соседству с их домом, в период первой мировой войны произвел неизгладимое впечатление на девятилетнего Кеттела.

В 16 лет Кеттел поступил в Королевский колледж Лондонского университета, где обучался главным образом физике и химии. За несколько месяцев до оконча­ния и получения диплома с отличием он решает посвятить свой диплом, да и карьеру, психологии. Будучи студентом-дипломником, он ра­ботал в качестве научного ассистента у Чарльза Спирмена, знаменитого британ­ского психолога, разработавшего метод факторного анализа.

После получения докторской степени в области психологии в течение пяти лет (1932—1937) Кеттел работал директором психологической клиники в Англии, после чего уехал в Нью-Йорк. В 1938 году он поступает работать на факультет Университета Кларка, а затем в 1941 году занимает долж­ность лектора психологии в Гарварде. В 1945 году Кеттел перешел в Универси­тет Иллинойса, где и оставался в течение почти 30 лет в должности директора лаборатории личности и группового анализа. В 1973 году Кеттел переехал в Боулдер, штат Колорадо, где основал Институт по исследованию основ морали и самореализации. С 1977 го­да он становится консультирующим профессором при Гавайском университете, а также почетным профессором в Иллинойсе.

Кеттел опубликовал за свою карьеру около 35 книг и 400 исследовательских статей. Основные труды: «Описание и изме­рение личности» (1946); «Личность: системное теоретическое и фактическое ис­следование» (1950); «Научный анализ личности» (1965); «Наследование лично­сти и способностей» (1982) и др.

Ганс Юрген Айзенк (Hans Jurgen Eysenk) родился в Берлине в 1916 году. Его отец был признанным актером и певцом, а мать — звездой немого кино. Будущее своего сына они видели в шоу-бизнесе, и в возрасте восьми лет Айзенк уже играл незначительную роль в одном из фильмов. Когда ему было два года, родители разошлись, и его воспитывала бабушка по материнской линии. После окончания средней школы Айзенк решил продолжить свое образо­вание за границей, отчасти потому, что опасался нацистского преследования.

Айзенк изучал психологию в Лондонском университете. В 1940 году ему присвоена степень доктора наук. Во время второй мировой войны Айзенк работал психологом в психиатрическом госпитале, пациентами которого были страдающие от стресса военные. С 1946 года он читал лекции по психологии в Лондонском университете и одновременно являлся директором Института пси­хиатрии при госпитале Модсли в Лондоне. Он работал также в должности кон­сультирующего профессора в различных университетах Соединенных Штатов. В 1983 году Айзенк ушел в отставку.

Айзенк опубликовал около 45 книг и 600 научных статей, в частности, «Измерение лично­сти» (1947); «Научное исследование личности» (1952); «Структура человечес­кой личности» (1970); «Личность и индивидуальные различия» (в соавторстве с сыном, Майклом Айзенком, 1985).

Беррес Фредерик Скиннер (Burrhus Frederic Skinner) родился в 1904 году в Саскуэханне, штат Пенсильвания. Атмосфера в его семье была теплой и не­принужденной, учение уважалось, дисциплина была строгой, а награды давались, когда их заслуживали. Ему также нравились занятия в школе, он вспоминал нескольких прекрасных учителей, которые дали ему хорошие знания.

Скиннер получил степень бакалавра гуманитарных наук по английской ли­тературе в 1926 году в Гамильтоновском колледже в штате Нью-Йорк. Он вспоминал, что никогда по-настоящему не приспособился к студенческой жизни. Он был разочарован отсутствием интел­лектуальных запросов у однокашников-студентов и к тому же совершенно раздосадован некоторыми требованиями курса обучения (например, ежедневным бого­служением).

После колледжа Скиннер вернул­ся в родительский дом и попытался стать писателем. Однако, вскоре отказался от карьеры писателя и поступил в Гарвардский университет для изучения психологии. Отлично понимая, что в но­вой области он далеко позади всех, он установил для себя жесткое учебное распи­сание и придерживался его почти два года. Он был удостоен степени доктора наук в 1931 году.

Скиннер работал в Гарварде, затем в Миннесотском университете. Осенью 1945 года он стал руководителем кафедры психологии в Университете штата Индиана — пост, который он занимал до 1947 года, после чего вновь стал работать в Гарварде в качестве лектора. Он оставался там до ухода на пенсию в 1974 году. Скиннер умер в 1990 году после года борьбы с лейкемией.

Научная деятельность Скиннера была отмечена многими наградами. Он по­лучил Президентскую медаль за науку и в 1971 году был награжден золотой медалью Американской психологической ассоциации со следующей надписью: «Б. Ф. Скиннеру — пионеру психологических исследований, лидеру теории, ма­стеру технологии, который произвел революцию в изучении поведения в наши дни». В 1990 году Скиннер также получил благодарность президента Американской психологической ассоциации — за при­жизненный вклад в психологию.

Скиннер был автором многих трудов. Среди его книг: «Поведение организ­мов» (1938); «Уолден-2» (1948); «Наука и поведение человека» (1953); «Вер­бальное поведение» (1957); «Режимы подкрепления» (1957, в соавторстве с С. В. Ferster); «Суммирование наблюдений» (1961); «Технология обучения» (1968); «Случайное подкрепление» (1969); «За пределами свободы и достоив-ства» (1971); «О бихевиоризме» (1974); «Подробности моей жизни» (1976), «Размышления: бихевиоризм и общество» (1978); «Портрет бихевиориста» (1979); «Значение последствий» (1983); «Радости зрелого возраста» (1983, в соавторстве с М. Е. Vaughan); «К дальнейшим размышлениям» (1987).

Альберт Бандура (Albert Bandura) родился в маленьком городе в провинции Альберта, Канада, в 1925 году. Сын фермера, поляка по происхождению, он посе­щал объединенную начальную и среднюю школу, в которой было только 20 уче­ников и два учителя. Вынужденный заниматься самообразованием, как и его од­ноклассники, Бандура вспоминает, что фактически каждый выпускник сделал ус­пешную профессиональную карьеру.

Бандура получил степень бакалавра гуманитарных наук в 1949 году в Университете в Ванкувере. После этого он продолжал обучение в Университете Айовы, где полу­чил в 1951 году степень магистра гуманитарных наук и в 1952 году — степень доктора философии. Затем он прошел годовую клиническую интернатуру в Кон­сультативном центре Уичиты, штат Канзас, и занял пост на факультете психоло­гии в Стэнфордском университете.

Заслуги Бандуры в области развития психологии были высоко оценены. Он был избран президентом Американской психологической ассоциации в 1973 году. В 1980 году он получил награду Американской психологической ассоциации за выдающиеся научные достижения и за «новаторские эксперименты во многих на­правлениях, включая нравственное развитие, научение через наблюдение, овладение страхом, лечебные стратегии, самоконтроль, процессы самоотношения и когнитивную регуляцию поведения…»

Бандура опубликовал несколько книг и бесчисленное множество научных статей, сделав огромный вклад в развитие гуманитарных наук.

Его ранние книги «Подростковая агрессия» (1959) и «Социальное научение и развитие личности» (19бЗ) были написаны в соавторстве с Ричардом Уолтерсом, его первым студентом после получения степени доктора философии. Затем он опуб­ликовал «Принципы модификации поведения» (1969), «Агрессия: анализ с позиции социального научения» (1973), «Теория социального на­учения» (1971), «Социальная теория науче­ния» (1977), «Социальные основы мышления и поведения» (1986).

Джулиан Бернард Роттер (Julian Bernard Rotter) родился в Бруклине, Нью-Йорк, в 1916 году. Он был третьим сыном у родителей, еврейских иммигрантов. Помня обязательство отдать должное «учителю, который больше всех повлиял на мой интеллект», Роттер выразил признательность библиотеке на авеню Джейв, в Бруклине, где он провел много времени, будучи школьником и студентом. Именно там зародился его интерес к психологии.

В первые годы обучения в Бруклинском колледже Роттер начал посещать лекции Адлера, и в конце концов тот пригласил Роттера присут­ствовать на ежемесячных встречах Общества индивидуальной психологии, кото­рые Адлер проводил у себя дома.

Роттер получил степень магист­ра гуманитарных наук в Айове в 1938 году и докторскую степень по клиничес­кой психологии в Университете штата Индиана в 1941 году. Во время второй мировой войны Роттер работал психологом в армии США. В 1946 году он стал работать в Государственном университете Огайо, а в 1963 году занял должность профессора в Коннектикутском универ­ситете. Роттер ушел на пенсию в 1987 году.

Роттер напи­сал много статей, глав, книг и руководств по тестам. Самые известные его работы: «Социальное научение и клиническая психология» (1954), «Развитие и приложения теории социального научения» (1982).

Абрахам Харольд Маслоу (Abraham Harold Maslow) родился в Бруклине, Нью-Йорк, в 1908 году. Он был сыном необразованных родителей-евреев, эмигриро­вавших из России. Родители очень хотели, чтобы он, старший из семи детей, получил образование, и содействовали этому, хотя, по его собственному призна­нию, он был одинок и несчастен почти все годы своего детства.

Маслоу закончил Университет Висконсина, получив степень бакалавра пси­хологии в 1930 году, магистра гуманитарных наук в 1931 году и доктора в 1934 году. Во время учебы в Висконсине он работал с Гарри Харлоу (Harry Harlow), известным психологом, который в то время органи­зовывал лабораторию приматов для изучения поведения макак резусов. Доктор­ская диссертация Маслоу была посвящена исследованию сексуального и доми­нантного поведения в колонии обезьян.

После получения докторской степени Маслоу возвратился в Нью-Йорк для работы с известным теоретиком в области научения Э. Л. Торндайком в Колумбийском университете. Затем он перешел в Бруклинский колледж, где оста­вался в течение следующих 14 лет. Маслоу описывал Нью-Йорк этого периода (конец 1930-х — начало 1940-х годов) как центр психологической вселенной. Именно здесь он познакомился с элитой европейских интеллектуалов, которые были вынуждены спасаться от Гитлера. Эрих Фромм, Альфред Адлер, Карен Хорни, Рут Бенедикт и Макс Вертгеймер — вот только некоторые из тех, к кому Маслоу обращался в своем стремлении постигнуть поведение человека. В 1951 году Маслоу был назначен заведующим кафедры психологии в Уни­верситете Брандеис, он оставался на этом посту до 1961 года, а затем был там профессором психологии. Маслоу умер в 1970 году в возрасте 62 лет.

Маслоу был членом ряда профессиональных и почетных обществ. Он также был редактором-основателем «Журнала гуманистической психологии» (Journal of Humanistic Psychology) и «Журнала трансперсональной психологии» (Journal of Transpersonal Psychology) и являлся консультирующим редактором многочислен­ных научных периодических изданий. Большинство книг Маслоу были написаны в течение последних 10 лет его жизни: «По направлению к психологии бытия» (1968); «Религии, ценности и вершинные переживания» (1964); «Эупсихея: дневник» (1965); «Психология науки: рекогносцировка» (1966); «Мотивация и личность» (1987) и «Новые измерения человеческой природы» (1971).

Том, составленный при участии его жены и названный «Памяти Абрахама Маслоу» (Abraham Н. Maslow: A Memorial Volume), был опубликован посмертно в 1972 году.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector