Центр социально-трудовой адаптации (ЦСТА)был создан для выполнения нескольких функций: • реализация обучения по престижным профессиям для школ, в учебных планах которых сохранился предмет «Трудовое обучение»; • подготовка по избранной профессии для школ, которые открыли профильные классы; • создание групп учащихся (14-16 лет), отчисленных по разным причинам из школ, создание им условий для начальной профессиональной подготовки, получения работы и заработка при неполном рабочем дне; • воспитательно-профориентационная работа среди учащихся общеобразовательных школ района; • создание рабочих мест для детей и подростков, обучающихся в ЦСТА; • создание летних трудовых объединений по уборке урожая, сбору трав и т.д. как в районе, так и за его пределами; • информирование подростков об услугах, предоставляемых Центром занятости; • осуществление контроля за соблюдением прав подростков в сфере производства (выполнение условий договора между предприятием, организацией, кооперативом и учащимся — заработная плата, продолжительность рабочего дня, условия труда, спецодежда и обувь и пр.); • осуществление юридической защиты трудоустроенного подростка при нарушении условий договора работодателем.
Понятно, что возникла необходимость объединения усилия ЦСТА с Центром занятости населения, который мог квотировать рабочие места в районе для детей и подростков, а также материально поощрять их труд на низкооплачиваемых должностях. Поэтому ЦСТА был учрежден совместно отделом образования и Центром занятости. Для решения поставленных задач в структуре ЦСТА предполагалось создание: УПК с филиалом, службы профориентации, информационно-аналитической службы, детского ателье, академии домашних ремесел и др. За время существования ЦСТА в нем в разное время была организована подготовка по следующим профессиям и специальностям: оператор ЭВМ, машинопись, стенография, делопроизводство, секретарь-референт, бухгалтерский учет, основы юридических знаний, младший медицинский персонал, воспитатель, гувернер, моделирование и конструирование одежды, парикмахер, массажист, косметолог, повар, кулинар, станочник, слесарь-инструментальщик, токарь-фрезеровщик, автодело, фермер. Обучающиеся в ЦСТА проходят практику по месту жительства, оказывая населению различные услуги по низким ценам. Особое внимание уделяется в ЦСТА подросткам 14-16 лет из неблагополучных семей, которые часто не посещают школу. Многие из них не могут овладеть школьной программой.
Профилактика социального сиротства в условиях центра социальных ...
... социального сиротства; 4) изучение существующих форм и методов профилактики социального сиротства в условиях центра социальных служб и проблем профилактики, а также поиск путей из преодоления; ... состояние общества не только не способствует разрешению проблемы дезадаптация детей и подростков, но, наоборот, обостряет ее. За последние годы социально-экономические причины, обусловливающие ...
С целью предоставления таким подросткам возможности получить основное общее и начальное профессиональное образование непосредственно на базе района, где они проживают, и был открыт этот центр. Для предотвращения отсева подростков в образовательных учреждениях созданы также классы с углубленным трудовым обучением, в которых учащиеся получают начальную профессиональную подготовку — как в школе, так и через ЦСТА. Центр неотложной социально-психолого-педагогической помощи (ЦНП)был открыт как приют временного пребывания детей и подростков, но впоследствии в связи с расширением его функций перерос в Центр неотложной социальной и психолого-педагогической помощи детям и подросткам, в структуру которого входят приют временного пребывания, «телефон доверия», кабинет анонимного приема, выездные бригады скорой психолого-педагогической помощи.
Главная задача ЦНП — оказание практической помощи детям и подросткам, нуждающимся в социальной и психолого-педагогической поддержке; пострадавшим жестокого обращения, физического, психологического, сексуального насилия; временно лишенным семейного попечения и средств к существованию, ограждение их от влияния асоциальной среды, обеспечение охраны и защиты их прав. Специалисты центра проводят диагностику причин трудностей детей и подростков, осуществляют меры по их устранению, оказывают краткосрочную и долговременную социальную, медицинскую, педагогическую и психологическую помощь, при необходимости проводят реабилитацию. В ЦНП попадают прежде всего дети, изъятые из неблагополучиях семей, брошенные, бродяжничающие, оставшиеся без жилья и т.д. Дети и подростки могут сами прийти в центр и остаться там, если у них есть для этого причины (родители выгнали из дома, сожители и собутыльники родителей посягают на жизнь и здоровье детей, дети испытывают жестокое обращение в семье, насилие и т.п.).
«Телефон доверия» в ЦНП работает круглосуточно и обеспечивает контакт с детьми и подростками по всем интересующим их вопросам. Профессионал-психолог может оказать психологическую поддержку, дать совет и проконсультировать. При этом ведется магнитофонная запись вопросов и ответов, что помогает затем более тщательно проанализировать проблемы обратившихся за помощью детей и подростков, разработать на основе этого анализа рекомендации педагогам и родителям или лицам, их заменяющим. В кабинете анонимного приема детям предоставляется возможность бесплатно получить консультацию юридического, медицинского, психологического порядка. К работе в кабинете на договорной основе привлекаются специалисты различных служб, они же анализируют сложившуюся ситуацию, вносят конкретные предложения по улучшению работы тех или иных структур, обслуживающих детей. В случае необходимости принимаются и другие меры: направление на лечение, оставление (по согласию ребенка и родителей) в приюте временного пребывания и т.п. В ЦНП применяется и такая форма оказания помощи, как выездные бригады в составе психологов, социологов, педагог, юристов, психотерапевтов, врачей. Такие бригады создаются для оказания помощи в разрешении конфликтов между детьми, подростками и взрослыми, в случае попытки суицида и т.д.
Педагогическая работа с детьми и подростками
... межличностных отношений детей, педагогов, родителей и детей, проблемы профессионального, социального и личностного ... в социальной работе с детьми и подростками В настоящее время социальная педагогика ... помощи детям с разветвленной инфраструктурой их кадрового обеспечения. Конвенция о правах ребенка, ... новые центры, ведутся разговоры о необходимости реорганизации системы социальной защиты детей, органов ...
При ЦНП была также открыта социальная гостиница для подростков. Это социально-педагогическое учреждение было создано, в первую очередь, для оказания помощи и поддержи воспитанникам, возвращающимся из школ-интернатов, детских домов, окончившим профессионально-технические училища, у которых потеряно или вовремя им не предоставлено жилье. Необходимость в таком учреждении обусловлена тем, что многие выпускники детских домов, приютов нуждаются в социальном патронаже, так как не умеют жить самостоятельно, слабо подготовлены к умению выживать в обществе, не обладают необходимыми навыками ведения домашнего хозяйства, бытового самообслуживания, не могут пользоваться социальными инфраструктурами. При невозможности устроиться на работу воспитанники социальной гостиницы могут получать продукты, одежду, обувь до тех пор, пока они не смогут получать заработную плату. Кроме того, в социальной гостинице могут находиться дети, у которых есть юридически закрепленное за ними жилье, но в силу каких-либо обстоятельств жить там подростку невозможно или небезопасно. Например, родители, которые были лишены родительских прав, не пускают в дом детей, так как они им чужие. При этом в некоторых случаях, даже если ребенка пускают в квартиру, его пребывание там опасно или нежелательно, поскольку в доме сохраняется тяжелая обстановка, которая может заставить ребенка идти по тому же асоциальному пути, по которому пошли его родители. В социальной гостинице могут находиться также несовершеннолетние матери, у которых нет средств к существованию, отсутствует жилье. В социальной гостинице в большинстве случаев живут подростки, которые работают, получают заработную плату, но у них не решены жилищные проблемы.
Центр семейного воспитания (ЦСВ).
ЦСВ открыл на базе своих филиалов центры дневного пребывания детей и подростков, в которых оказывается помощь детям из неблагополучных семей, организуется их досуг, предоставляется возможность найти себе занятие по интересам. Основная задача ЦСВ — работа с неблагополучными семьями, направленная на смягчение социальных, психологических, экономических факторов, негативно влияющих на развитие семьи и воспитание детей в ней, укрепление связей семьи с образовательными и другими учреждениями воспитания и развития детей, повышение педагогических, психологических, юридических знаний родителей, подготовку подрастающего поколения к браку, помощь семьям, попавшим в кризисную ситуацию, сохранение семьи, ее реабилитацию и изменение в положительную сторону отношений родителей к детям. Спецификой деятельности специалистов ЦСВ является работа с самыми тяжелыми семьями, имеющими детей, пока еще не вся семья деградировала окончательно и ребенок еще маленький, так что проживание в атмосфере неблагополучия не оказало значительного отрицательного влияния на его психическое развитие. Специалисты ЦСВ проводят консультации для родителей и детей по проблемам семейного воспитания, организуют родительский всеобуч, выявляют неблагополучные семьи и осуществляют защиту прав детей в этих семьях.
Социально-психологическая помощь ВИЧ-инфицированным
... принимать звонки, фиксировать анонимную обезличенную информацию, оказывать информационную, психологическую помощь и поддержку. На втором этапе необходимо открыть кабинет(ы) очного психологического ... поддержки. Кроме того, эти кабинеты призваны внести большой вклад в профилактику эпидемии ВИЧ и СПИДа - осуществлять обмен шприцев. На третьем этапе система оказания социально-психологической помощи ...
Опыт показывает, что очень важно раннее выявление семейного неблагополучия. Социальные педагоги ЦСВ работают в тесном контакте с детскими поликлиниками и педиатрами, чтобы как можно раньше выявить детей, живущих в неблагополучных семьях и поместить их в специальные социальные группы дошкольного образовательного учреждения. Это позволяет сделать все необходимое для того, чтобы изменить, обновить семью. Дети находятся в таких группах в дошкольном образовательном учреждении на полном государственном обеспечении, они получают пищу, одежду, кров, с ними занимаются т.д. В случае, если в семье не наступает улучшение, родителей лишают через суд родительских прав, а детей помещают в детский дом и т.д. Кризисный центр (КЦ) был создан как социально-педагогическое учреждение для оказания помощи детям и подросткам, находящимся в тяжелых, кризисных жизненных условиях, когда становится невозможным или опасным проживание ребенка дома, родители не занимаются воспитанием своих детей или не справляются с этой задачей, но в то же время они не лишены родительских прав. Такие дети не считаются оставшимися без попечения родителей, но фактически проживать в своих семьях не могут. Поэтому это учреждение было открыто как приют временного пребывания детей и подростков. Однако здесь сразу же оказались и дети, родители которых были лишены родительских прав. Долго жить в приюте эти дети не могли, так как при этом нарушались установленные сроки пребывания там детей. В результате в настоящее время в структуру Кризисного центра входят и приют временного пребывания, и городской детский дом. Главная задача данного учреждения — оказание помощи и поддержки детям, обеспечение нормальных условий для их проживания, обучения и получения профессии; проведение медицинской, педагогической, социальной и психологической реабилитации; подготовка к самостоятельной жизни.
Открытие городского детского дома во многом облегчило положение детей, так как они не уезжают из города. Как показывает опыт работы областных детских домов, дети очень тяжело переживают отдаление от места рождения, родительского дома, родственников, знакомых и т.д. Они часто убегают из детского дома только потому, что хотят увидеть своих родителей, родственников, старых друзей. Специалисты, работающие в детском доме, не могут им позволить самостоятельно поехать домой или отвезти их на свидание к родителям, родственникам. Сами родители и родственники очень редко навещают детей в областных детских домах, поскольку они обычно расположен территориально очень далеко, а у родственников часто нет денег на дорогу. Такая ситуация психологически очень тяжело переживается детьми, затрудняет процесс адаптации к учреждению. Проживание ребенка недалеко от родительского дома позволяет специалистам детского дома в случае необходимости сводить ребенка домой, чтобы он посмотрел на родителей, побывал у родственников, да и родственники чаще навещают детей в детском доме. Это облегчает процесс реабилитации. В структуре Кризисного центра также необходимо иметь психолого-медико-педагогическую службу, которая выявляла бы детей с отклонениями в развитии, «телефон доверия», кабинет анонимного приема, бригаду неотложной помощи. Должна быть у КЦ и своя базовая школа, что обеспечило бы более последовательную преемственность в работе с воспитанниками центра. Для оказания помощи детям и подросткам, родителям, а также лицам, их заменяющим, была создана психолого-медико-педагогическая служба (ПМПС).
Педагогическая поддержка и ее характеристики
... возможность ее действительного реформирования. Именно в этом и была суть понимания педагогической поддержки ребенка в образовании. Педагогическая поддержка не может быть спущена сверху, она рождается только в стенах конкретной ...
В структуру ПМПС входят психологический отдел, дефектологический отдел, а также постоянно действующая психолого-медико-педагогическая консультация. Все дети проходят здесь обследование при помещении в специализированные дошкольные учреждения или группы. Для детей и подростков, посещающих образовательные учреждения, в ПМПС проводится консультирование. Родители и педагоги получили рекомендации по работе с детьми данных категорий. Специалисты ПМПС также оказывают методическую помощь психологам, социальным педагогам, логопедам, дефектологам, педагогам школ и дошкольных учреждений. Психологический отдел службы обучает психологов, педагогов на разного вида семинарах, которые проводят специалисты ПМПС и даже зарубежные специалисты. Психологическим отделом службы разработаны и апробированы психокоррекционные и реабилитационные программы работы с детьми разного возраста. Эти программы апробированы в учреждениях социально-педагогической поддержки детства, где дети больше всего нуждаются в них. С помощью психологов службы разработан пакет документов по организации деятельности воспитателей, психологов, социальных педагогов в учреждениях социально-педагогической поддержки детства, отработаны методики работы с такими детьми подростками.
Центр постинтернатной адаптации был создан для выпускников учреждений социально-педагогической поддержки, учреждений для детей-сирот, профессионально-технических училищ, а также выпускников социально-педагогических учреждений, вышедших из мест заключения и утративших возможность вернуться в семью, в свое жилье, не имеющих возможности трудоустроиться. Центр должен решать следующие задачи: • создание необходимых материальных и психолого-педагогических условий для развития личности воспитанников социально-педагогических учреждений; • создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих развитию личности и ее адаптации в обществе; • оказание психолого-медико-педагогической и социальной помощи выпускникам учреждений социально-педагогической поддержки детства; • защита прав и интересов воспитанников на всех уровнях социального обеспечения; • выполнение законов, обеспечивающих государственную помощь и защиту выпускников социально-педагогических учреждений и передачу их для сопровождения в социальные сферы.
В Центре здоровья и образования занимаются дети и подростки. Преимущество при записи в центр имеют дети из неблагополучных семей, которые направляются туда в первую очередь. Центр имеет тесные связи с оздоровительными лагерями, во время летних и зимних каникул организует лагеря, также преимущественно для детей из неблагополучных семей. Основные направления работы с детьми и подростками в центре — это занятия спортом, укрепление здоровья, рекреация. Центр решает проблему занятия свободного времени неблагополучных подростков, а также оказывает позитивное влияние на их личностное развитие. В центре дети не только укрепляют свое здоровье, занимаются разными видами спорта, но и получают знания по конкретным видам спорта и в дальнейшем могут получить профессиональную подготовку по специальности «инструктор физкультуры». В ходе работы обозначилась необходимость создания еще одной важной самостоятельной структуры в муниципальной системе социально-педагогической поддержки детства, обеспечивающей межведомственное взаимодействие в области проблем детства, — Совета по защите прав детей, который создается с целью вовлечения в работу с детьми всех городских органов и структур, так как очень часто их помощь мала и несистематичная.
Формирование этнической толерантности молодежи в условиях социально-культурного ...
... Центра культуры по формированию этнической толерантности, а также в других социально-культурных учреждениях. Структура дипломной работы: Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. ...
Совет наделен определенными полномочиями, необходимыми для оказания помощи и поддержки детям. В его составе работают юристы, психологи, социальные педагоги, врачи и другие специалисты. Каждый ребенок, семья, образовательное учреждение могут обратиться в совет и немедленно получить социальную и психолого-педагогическую помощь. Совет по защите прав детства создается не взамен уже действующих структур, органов, советов, комиссий, а наряду с ними и стремится объединить усилия всех на благо несовершеннолетних. Такие советы существуют во многих странах мира и подчиняются они только Министерству внутренних дел. Основная цель совета — недопущение дискриминации в реализации и защите прав и законных интересов детей, дееспособность которых ограничена в силу их несовершеннолетия или проблем здоровья, обучения, воспитания, а также содействие их интеллектуальному, психическому, духовному развитию и самореализации личности. Совет обязан реализовывать государственную политику в сфере защиты прав и законных интересов детей. С этой целью совет разрабатывает и проводит в жизнь программы защиты и поддержки детства. Программы реализуются всеми заинтересованными органами, учреждениями, организациями, предприятиями, общественными организациями, населением района.
Совет оказывает быструю адресную помощь нуждающимся в защите детям и подросткам, совместно с органами опеки и попечительства определяет дальнейшее место пребывания ребенка, способствует получению образования, лечения, защищает личные и имущественные, жилищные и прочие интересы детей. Совет оказывает помощь и содействие в социально-трудовой адаптации, правовой защите несовершеннолетних, освобожденных из спецучреждений, не обучающихся, не работающих. Совет защищает также права несовершеннолетних при исполнении наказания, вынесенного судом. Самой практикой функционирования созданной системы социально-педагогической поддержки детства была поставлена проблема организации ювенального суда, или специализированного состава судей по делам несовершеннолетних. Решение многих проблем детей из неблагополучных семей, беспризорных, с девиантным и делинквентным поведением, совершивших правонарушения, определяется органами юстиции (судом, прокуратурой и т.д.).
До окончания вынесения решения суда несовершеннолетние, подозреваемые в совершении противоправных действий, обычно находятся в камерах предварительного заключения вместе со взрослыми преступниками, что негативно сказывается на их дальнейшем поведении. При проведении следствия также очень часто нарушаются права детей, несовершеннолетних, так как их допрашивают без присутствия адвоката, педагога и т.д.
Устранить эти негативные факторы и призван специализированный состав судей, который был бы полномочен принимать решение о наказании несовершеннолетних, используя мировой опыт, предусматривающий для этой категории лиц различные альтернативные формы наказания, а не только тюрьмы, исправительные колонии, спецшколы и т.д. Ювенальный суд предусматривает специально подготовленный состав судей, которые имеют судейскую практику, стажировку в ведении дел и заседаний судов по делам несовершеннолетних, а также ориентированы на защиту их прав и интересов. Граждане нашей страны имеют возможность направлять своих детей на содержание и воспитание бесплатно или с частичной оплатой расходов в школы-интернаты и интернаты, при школах в сельской местности. Основанием возникновения этих правоотношений служит юридический состав, включающий такие факты, как наличие у детей дефектов физического и психического развития, волеизъявление родителей и решение органов, в ведении которых эти учреждения находятся. Юридический состав включает решение администрации предприятия, правления колхоза, профсоюзного комитета. Дети с дефектами физического и психического развития по желанию родителей могут содержаться за государственный счет в домах ребенка, детских домах и других специализированных детских учреждениях.
Социальная активность ребенка детского сада как средство нравственного ...
... в возрастном аспекте, так как основы нравственного облика человека закладываются в детском, подростковом и юношеском возрастах, а нравственное развитие протекает в течение всей ... в обществе, морального состояния, ощущения, чувства. Нравственное сознание активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является ...
Детский дом-интернат для умственно отсталых детей в соответствии с положением о нем является учебно-воспитательным и медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания детей, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также социально-трудовой адаптации. Пребывание детей в детском доме-интернате предусматривает всестороннюю подготовку их к возможности интеграции в общество на основе обучения и коррекционно-воспитательной работы. В детском доме-интернате могут быть организованы отделения, классы, группы с различным режимом содержания детей: постоянным, временным, дневным, пяти — шестидневным пребыванием. В детском доме-интернате для осуществления трудового обучения воспитанников создаются лечебно-производственные (трудовые) мастерские, а в детском доме-интернате, расположенном в сельской местности, кроме того, подсобное сельское хозяйство. Лечебно-производственные (трудовые) мастерские и подсобные хозяйства создаются при детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, способных к обучению по специальным программам и методикам. Мастерские и подсобные сельские хозяйства осуществляют свою деятельность в соответствии с положением о них, утвержденным Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.
В целях укрепления материальной базы мастерских в детском доме-интернате могут создаваться цеха и участки в качестве структурных подразделений предприятий. Основными задачами детского дома-интерната являются: • материально-бытовое обеспечение воспитанников, создание для них благоприятных условий жизни, организация ухода (надзора) и оказание им медицинской помощи; • осуществление мероприятий, направленных на коррекционно-воспитательскую и социально-трудовую адаптацию воспитанников. В соответствии с основными задачами детский дом-интернат осуществляет: • прием детей и активное содействие их адаптации в новой обстановке и жизни коллектива; • бытовое обслуживание воспитанников, предоставление им, согласно утвержденным нормам, благоустроенного жилья с мебелью и инвентарем, постельных принадлежностей, одежды и обуви; • организацию рационального питания с учетом возраста и состояния здоровья; • диспансеризацию, лечение, организацию консультационной помощи специалистов, а также госпитализацию больных с участием лечебно-профилактических учреждений; • обучение элементарной грамоте, привитие культурно-бытовых навыков, формирование социального опыта, трудовое обучение, формирование элементарных профессионально-трудовых навыков.
Социально-педагогические условия поддержки инициативности у подростков ...
... для развития инициативности в условиях детского дома необходимы места для ее проявления (3): 1. Предоставление разнообразной деятельности, поддерживающей интерес ребенка. 2. Обеспечение личного пространства. ... таких специфических учреждений как детские дома и школы-интернаты. Статистика свидетельствует: по числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным ...
В детский дом-интернат принимаются дети в возрасте от 4 до 16 лет с аномалиями умственного развития и могут там находиться до 18 лет. Основанием для помещения ребенка в детский дом-интернат для умственно отсталых детей до 16 лет является заявление родителей или решение органов опеки и попечительства, принятое на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Заключения должны содержать сведения о наличии у ребенка психического расстройства, лишающего его возможности находиться в учреждении общего типа. Подростки после 16 лет принимаются непосредственно в психоневрологический интернат. Дети инвалидов, дети из семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, дети одиноких и многодетных матерей, дети из семей лиц, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, принимаются в детский дом-интернат в первоочередном порядке (при наличии соответствующего медицинского заключения).
Подростки старше 16 лет, завершившие школьное обучение до специальной программе, освоившие элементарные трудовые навыки, в исключительных случаях могут приниматься на работы, не связанные с обслуживанием больных, если работа им не противопоказана по состоянию здоровья, с неполным рабочим днем и оплатой пропорционально отработанному времени. Воспитанники, достигшие 18-летнего возраста, овладевшие трудовыми навыками и могущие по заключению МРЭК работать на предприятиях, в сельском хозяйстве, при наличии родителей выписываются к ним. Районным, городским отделом социальной защиты им оказывается помощь в трудоустройстве. Воспитанники, не имеющие родителей, трудоустраиваются областными отделами, управлениями социальной защиты. Воспитанники детского дома-интерната распределяются по группам, классам с наполняемостью 6-10 человек: • дошкольная группа от 4 до 8 лет — 6 человек; • подготовительная группа, класс к трудовому обучению от 8 до 12 лет — 8 человек; • группы трудового обучения от 13 до 16 лет (в том числе подростковая) и от 16 до 18 лет — 10 человек; • диагностическая группа от 4 до 18 лет — 10 человек. Диагностическая группа создается с целью выяснения степени умственной отсталости, возможности трудового обучения и уточнения методов коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками. Большинство учреждений данной системы характеризуются многообразием направлений и форм работы, что позволяет качественно оказывать помощь детям, подросткам, семьям риска.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ НА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЯХ Функционирование детских социальных приютов.
Условия приема, содержания, выпуска несовершеннолетних. Этапы реабилитации детей в приюте. Формы и методы работы социального педагога с неблагополучной семьей. Патронат после возвращения ребенка в семью.
Специфика деятельности социального педагога с детьми-сиротами, ...
... а также была разработана программа работы социального педагога по коррекции личностных особенностей детей-сирот в условиях детского дома-интерната. Практическая значимость исследования заключается в ... несовершеннолетних (и некоторых других категорий людей). Опека – это «форма охраны личных и имущественных прав недееспособных лиц (детей, лишившихся родителей, душевнобольных)»[13,с.445]. Под ...