Понятие журналистской профессии. Характер и особенности Жур.профессии
Профессия журналиста — одна из самых живых, интересных и творческих. Она сложна, ответственна и опасна. Постоянная смена событий, общение с людьми и активный образ жизни. Сколько требует она мужества, выдержки, самоотверженности, физической и нервной энергии при выполнении профессионального долга. Журналисты несут огромную ответственность перед читателями. Для того чтобы заниматься журналистикой нужны определенные творческие задатки. Часто, журналисты едут в опасные точки планеты, где идет война, случаются катастрофы или другие экстремальные события. (Норд-Ост; Война в Ираке).
Журналист всегда в гуще жизни, на острие самых новых событий. Основа профессии – необходимость оперативно давать аудитории важную, объективную, новую, интересную и полезную информацию. Социально важная и ответственная профессия, призванная удовлетворять широкий круг информационных потребностей и интересов аудитории, способствовать тому, чтобы общество развивалось гармонично, содействовать его информированию, просвещению, коммуникации, нормальному социальному, психологическому, нравственному самочувствию. Журналистика – одно из важнейших социальных явлений современной жизни, вид массово-информационной деятельности, обеспечивающей бесперебойное взаимодействие между личностью, группой людей и обществом в целом, а также между различными общественными сферами и даже между поколениями. Процесс журналистской деятельности состоит из сбора, обработки, хранения и периодического распространения актуальной общественно-значимой информации. Журналист — человек, занимающийся журналистикой в качестве своего основного рода занятий, способствующий информационному наполнению СМИ путём сбора, осмысления и изложения для аудитории информации о значимых фактах, событиях, людях, явлениях. Журналистика — это оперативный информационный аналог своего времени. Она живет один день, она сиюминутна (вчерашняя газета или передача редко кого интересует), хотя из этих сиюминутности складывается вечность. Журналист всегда в гуще жизни, на острие самых новых событий.Журналистская профессия настолько многолика, универсальна, разнолика, что даже профессионалы затрудняются определить ее специфику. Журналистская профессия существует, чтобы информировать о событиях, расширять кругозор, формировать мнение, воспитывать, объединять людей, помогать им ориентироваться, в быстро изменяющемся мире.
Авторский стиль журналиста
... процессе; анализ полученной информации. Глава 1. Профессия журналист 1.1 Литературные способности журналиста Для начала обратимся к теории. Литературная ... начала в работе, умения привлечь внимание потенциальной читательской аудитории, убедить её и получить признание. Ему нужны ... как герой-единомышленник, как судья, как простой свидетель события - в таких диспозициях авторское «я» выполняет разные ...
Роль информации в древности. Древние о значении информации
Еще древние философы говорили о колоссальной креативной, созидающей силе информации. Современные открытия естественных и гуманитарных наук во многом подтверждают идеи классиков философии о сущности информации. Очевидно, мы на пороге великого переворота в науке и философии, который ученые называют научной революцией. Многие исследователи склоняются к мысли, что основой этого переворота будет представление о решающей роли информации во всех процессах зарождения и функционирования человечества, о признании информации мировой константой. Профессия информационного посредника — медиатора действительно является древней, как мир. И тогда, как считают некоторые историки, мифологических вестников богов можно условно признать прародителями современных журналистов.
Роль информации: 1. Якобы передавать вести от Бога (оракулы).
2.Правители, желающие донести до народа свои приказы и распоряжения, прибегали к помощи глашатаев-гонцов или письменно обнародовали свои повеления. 3. Роль информаторов поневоле выполняли и путешественники, странники, воины, побывавшие в других странах. Безымянные составители различных текстов и писцы, которые вырубали каменные летописи. Они фиксировали информацию, пусть и на камнях. 4. Богатые люди имели своего информатора, сообщавшего ему регулярно столичные новости, сенатские постановления, басни, слухи.5. Вести с заседаний сената.
Особенности журналистики в дореволюционной и Советской России в 20е годы 20 века
В то время, положение журналистов было весьма плачевным. Особенно тяжело было работать в провинции: «Журналист работал по 15-ть часов в сутки. Нужных людей набирали к сезону подписки, а когда тираж был набран, могли снова уволить. Крайне бесправными и неуважаемыми были репортеры. Нельзя, конечно, представлять дело, таким образом, будто репортерские отделы были сплошь заполнены сомнительными личностями. Дореволюционная журналистика знала замечательных репортеров-профессионалов (взять того же Гиляровского), мастеров своего дела, умеющих быть «мобильными, находчивыми, остроумными и подчас смелыми людьми… Они умели анализировать психологические (но не социальные) мотивы поведения отдельных людей, они особенно гордились достоверностью своих материалов». Влас Дорошевич говорил о необходимости поднять престиж профессии репортера, чтобы каждый из них мог громко, открыто, с гордостью и достоинством сказать: «Я репортер». Трудились журналисты в первые годы после революции в очень тяжелых условиях. Рабочий день их длился 10 и более часов. Зачастую уездную газету выпускал один человек, который был и за редактора, и за корреспондента, и за корректора, и за выпускающего, а иногда и за почтальона.
Не хватало оборудования, транспорта, денег.Существенно изменилась профессия после Октябрьской революции. Поменялся строй, изменилась журналистика, другими стали требования к журналисту, который должен был стать идеологическим проводником и пропагандистом решений партии. Естественно, старые журналисты ушли из газет, их не взяли в штат, да многие из них и сами не захотели служить новой власти. Иные эмигрировали, кто-то нашел другую работу. Многие стали просто литправщиками, поскольку новые пролетарские кадры были малообразованными. Газеты испытывали нехватку кадров. Кризис газетчиков был налицо. И тогда VIII съезд партии, собравшийся в 1919 г., особое внимание уделил комплектованию редакций кадрами.Начался активный учет бывших журналистов, перешедших на другую работу, и перевод их в редакции.Наряду с комплектованием штатов редакций, проводилось социологическое изучение состояния журналистских кадров, особенно руководящих. Власти были озабочены выяснением стажа работы, партийности, образования и социального происхождения журналистов. Одновременно развернулась работа по созданию школ и институтов. К середине 20-х годов, когда руководящие кадры газет были в основном укомплектованы, занялись улучшением репортерского состава редакций. В 1926-1927 гг. активно проводились социологические исследования репортеров, велись дискуссии о том, как укрепить и поднять авторитет профессии. По исследованиям конца 20-х годовтолько каждый десятый имел высшее образование, в столице — каждый четвертый. Не обходилось и без курьезов (некоторые журналисты утверждали, что «Медного всадника» написали Луначарский, Лермонтов, Чехов и даже Борис Годунов, а Александр Македонский, оказывается, был воеводой на Руси).
2.3. Психология политической журналистики
... также сквозь призму журналистики. Взаимовлияние журналистики и политического менталитета общественности, людских масс очевидно и журналисту, и психологу. К ... на массовое сознание. Роль регистратора этого влияния играет информация. Психологические исследования сознания приводят к выводу о ... вышел за пределы узкого поля либерального сознания, и многие отнеслись к его идее с неодобрительной усмешкой: ...
О специальном журналистском образовании и говорить было нечего. Даже в 1930 г., когда уже действовала сеть журналистских школ и институтов, только 7% опрошенных в более чем 300 редакциях имели специальное образование. Опыт журналистской работы у них тоже был невелик, и многие совмещали партийную работу с журналистской.Трудились журналисты в первые годы после революции в очень тяжелых условиях. Рабочий день их длился 10 и более часов. Зачастую уездную газету выпускал один человек, который был и за редактора, и за корреспондента, и за корректора, и за выпускающего, а иногда и за почтальона. Не хватало оборудования, транспорта, денег.Эмиль Финн вспоминает о работе в петроградской «Красной газете» в 1918 г.: «Трамваи тогда не ходили. Часто не было света. Помещения не отапливались, приходилось работать в пальто… Отмечу, что ни гонорара, ни зарплаты никто не получал, хотя они и начислялись. Деньги так быстро таяли в цене, что их даже молочницы отказывались брать. Все — квартиры, транспорт, включая железнодорожный, телефон и прочее было бесплатным. Питались мы, подобно всем петроградцам, плохо. Нам выдавали карточки группы «Б», как и всем служащим. В месяц (в лучшем случае) давали по фунту (400 г) мяса (конины!), по фунту сахара и масла, два фунта муки или пшена, кусок душистого мыла, пачку нюхательного табаку. Были месяцы, когда муку заменяли овсом. В связи с этим в газете появилась рубрика «Как пользоваться овсом?»».
Журналист в ряду других профессий. Сходство и различия (9 профессий)
Журналист-писатель
одинаковый инструмент — слово, та же массовая и анонимная аудитория. Но писатель творит в тиши кабинета и объект его произведений — жизнь, зафиксированная в образе, типе, обобщении. У журналиста объект — текущая действительность, сегодняшние злободневные конкретные ситуации, актуальные явления. Его творчество документально, сиюминутно, фрагментарно, мозаично. Однако вполне уместно сфокусировать внимание на основном сходстве двух профессий: их инструмент — слово.
Психологическая культура журналиста
... журналиста Журналистика, при всей ее самобытности и индивидуальности, предъявляет высокие требования к журналистам - они не могут уподобляться специалистам в узкой области знаний, так как в отличие от других профессий, журналистика ...
Журналист и деятель искусства
Журналистику с искусством роднят множество функций и главная — создание модели мира. Но в искусстве — в образной, часто воображаемой форме, а в журналистике — реальной, конкретной, объективной. И если средство достижения этой цели у художника — художественный образ, то у журналиста — документальный факт настоящей жизни, но и он нередко пользуется образом. Функции искусства в основном познавательные и эстетические, у журналистики — информационные, социально ориентирующие и регулирующие, но есть и художественные.
Журналист и ученый
науку характеризуют как мышление в понятиях. Журналистика — фактологическое понятийно-образное эмпирическое познание. Наука ориентирована на критерии разума (в противоположность религии, которая основана на вере).
Журналистика включает и то, и другое, хотя, конечно, больше опирается на разум. Наука, как и искусство, по характеру своему комулятивна, т.е. накапливает и суммирует знания. Журналистика — сиюминутна, ее работа исчезает во времени, оставаясь только в архивах Наука стремится к целостному и многостороннему охвату изучаемых объектов. Журналистика фрагментарна.Наука опирается на теорию, журналистика на опыт. Продукт работы ученого сугубо научный, для узких кругов. Продукт работы журналиста – для широкой аудитории.
Журналист и историк
Профессия историка очень близка к журналистской, потому что и тот, и другой основываются на документальных фактах и пишут историю в ее динамическом развитии. Но историк изучает прошлое, последовательно и системно излагает основные исторические события. Журналист отражает современность фрагментарно. Журналист — «историк» быстро текущей современности.
Журналист и политик
Основная сфера государственной власти — регулирование политических, экономических и социальных процессов в обществе. И здесь она близка журналистике, ибо во многом ее функцией является управление и регулирование. Но это воздействие опосредованное, при помощи информации и влияния на общественное мнение, а не прямое, как у государственного служащего, особенно руководителя.
Журналист и юрист
Новые грани в профессии журналиста открывает и родство его с профессиями правоохранительной сферы. Главной функцией таких профессий является воспитание правосознания граждан и охрана общественного правопорядка. Результаты работы тоже коренным образом отличаются. У журналиста — это общественная информационная защита или осуждение, публично демонстрируемые перед массовой аудиторией и не влекущие часто к реальному наказанию. Служители же Фемиды, имеют реальное право наказывать преступивших закон вплоть до лишения свободы.
Журналист и оратор
Часто сравнивают профессии журналиста и оратора, тем более что генетически они вышли из одного гнезда. Основное различие оратора и журналиста в том, что у них разный объем аудитории, и в том, что у журналиста более широкие функции. И оратор, и журналист воздействуют на общественное мнение, формируют взгляды и убеждения аудитории. Но оратор, пропагандист имеет локальную аудиторию и основная его цель — политическая.
Фунциональные и предметные особенности психологии журналистики
... манипулятивного внушения проблема субъективности в журналистике приобретает первостепенное значение. Доверие, получаемое журналистом от аудитории, ко многому обязывает, ... вторые - в погоне за сенсацией игнорируют это правило. Не лишено смысла мнение на этот счёт французского ... Этот вид «демагогической риторики» достаточно подробно рассмотрен в работах Т. М. Николаевой и М. Ю. Федосюка, а способы ...
Журналист и педагог
Педагогические функции в советской журналистике были очень сильны, в постсоветском обществе, в странах Запада они скрыты за доктриной информационной объективности и менее явны, хотя, безусловно, присутствуют. Педагог дает знания и воспитывает своих подопечных в непосредственном контакте. Журналист в основном общается со своей аудиторией опосредованно. Учитель дает систематические знания, журналист — мозаичные, подчас случайные, пригодные моменту. Педагог дает первичные знания, учит и воспитывает подрастающее поколение, впервые осваивающее азы науки. Журналист учит широко, учит жизни, ориентирует, воспитывает, просвещает, как правило, уже сложившихся людей.
Журналист и священник
предмет проповеди священника — вечные божественные истины, предмет же журналиста — земная конкретная людская жизнь во всех ее противоречиях, конфликтах и сложностях. Аудитория у священника довольно узкая — его прихожане. У священника цель — спасти и просветлить человеческую душу, привлечь к вере в Бога, дать религиозные знания. У журналиста — удовлетворить потребности личности в конкретной документальной оперативной, актуальной жизненной информации, хотя нередко он воздействует не только на сознание и поведение. Итак, основным признаком, позволяющим отличить журналистику от других профессий, является ее универсальность, широта, многофункциональность, всеядность, способность выполнять любые функции, диктуемые моментом, и обязательно ситуативная информационность, образ движущейся, динамичной, сиюминутной, ускользающей, не остановленной реальности.
Вопрос. Особенности деятельности журналиста. Условия рынка труда
Социологические исследования свидетельствуют, что, говоря о сложностях и трудностях профессии, журналисты обычно называют ненормированность рабочего времени, большой объем дел, высокий темп и ритм труда, постоянную спешку, высокую степень социальной ответственности, большие морально-психологические перегрузки, нервное напряжение, невозможность глубоко вникнуть в проблемы из-за нехватки времени. Теперь к этим чисто; профессиональным трудностям добавляются опасности, связанные с нынешней переломной ситуацией в стране, преследования, запугивания, судебные процессы, угрозы жизни и здоровью.
32 . Журналистское образование в России и за рубежом в конце 19 – нач 20 в
Журналистские школы стали появляться на рубеже XIX—XX вв. в США, Германии, Англии, Швейцарии, Японии, Италии, Китае в связи с увеличением числа газет и журналов.Одной из первых считается высшая школа журналистов в Берлине.В штатах Вирджиния и Пенсильвания в США еще в конце XIX в. появились первые учебные заведения для журналистов. В 1902 г. Высшая школа журналистики открылась в Колумбийском университете США по инициативе газетного магната Джозефа Пулитцера, пожертвовавшего на это 2 млн долл.Появились журналистские школы также на юридических факультетах университетов в Вашингтоне и Филадельфии. В Европе родоначальницей журналистского образования считается Высшая школа социальных наук в Париже со специальным факультетом журналистики.Первые попытки организовать обучение журналистике в России были предприняты также в начале XX в. После отмены крепостного права , когда в несколько раз увеличилось число изданий по сравнению с дореформенным временем, встал вопрос о профессиональных кадрах.Проект создания высшей школы журналистики обсуждался в Петербурге в 1902 г. Предусматривалось, что возглавить ее должен известный в ту пору писатель Петр Дмитриевич Боборыкин, весьма образованный человек, имеющий юридическое образование. Но этому проекту не суждено было сбыться. Вместо высшей школы открылись в Москве научные и практические курсы для журналистов под руководством профессора Леонида Евстафьевича Владимирова. Больше в России до революции учебных заведений для журналистов не существовало.
Психосоциальная работа в структуре деятельности практического психолога
... доверия и принятия. 1. Общая характеристика психосоциальной работы. Значение доверия и принятия психологом клиента 1.1 Психосоциальная работа в структуре деятельности практического психолога Профессия психолог относится к профессиям ...
Профессиональная подготовка журналистов в советской России в 20е,30е годы 20 века
В Петрограде школу журнализма, по утверждению А. Ф. Береаного, очевидно, организовало Общество журналистов. По воскресеньям читали лекции для работников печати. Толчком для развития журналистского образования в стране был VIII съезд партии (март 1919 г.), который предлагал в серьез озаботиться комплектованием редакций профессиональными журналистами. В результате в том же году была открыта школа журналистов приРОСТА (Российском телеграфном агентстве).
Ее задача — подготовить группу склонных к журналистике людей из богачей и крестьянской среды. На учебу в школу направляли. Составленная Керженцевым программа предполагала изучение организационно-экономических основ деятельности газетной редакции, и ее экспедиции, книжного издательства, информационного агентства и пресс-бюро. Учащиеся должны были приобретав навыки написания репортажа, подготовки и обработки телеграфных сообщений, составления рекламных материалов, выпуска зеты и журнала, осваивать корректуру и стенографию, знакомится с типографским процессом и множительной техникой. В 1920 г. Константин Петрович Новицкий и другие энтузиасты развития журналистского образования подготовили проект Положения об институте журналистики. В 1921 г. школа журналистики преобразуется в Институт красных журналистов. Его открытие состоялось 15 октября. В декабре 1921 г. открылся Институт журналистики в ПетрогРаде.
Правила рациональной организации умственной деятельности студента. Методика развития внимания, воображения, памяти, мышления
! Основной предпосылкой эффективности вашего учебного процесса будет сильно ^развитая мотивация на овладение профессией, на познание и расширение кругозора, увлеченность самим процессом познания и творчества. Правило первое: дайте себе сильный, мотивированный заказ на работу. Развивайте творческую доминанту и ярко выраженную , мотивацию на творчество, на познание, на конечные цели, связанные с овладением профессией. В нашем случае профессией журналист — Составьте программу, поставьте четкую цель, постарайтесь образно представить процесс работы и результат, которого хочется достигнуть. Правило второе:делайте любое дело с интересом, развивай положительную установку на труд, будьте творцом. Интерес, вдохновение, творчество — вот что составляет основу всякой эффективной работы. Правило третье: используйте полезные стереотипы в труде, старайтесь по возможности работать всегда в одно и то же время, на одном месте, в одних условиях. Во время лекций и семинаров полезно сидеть на одном и же месте, если к тому же там хорошо видно и слышно. Не вноси излишнего разнообразия в условия работы дома. Правило четвертое: соблюдайте динамику этапов работы. Предстартовый, предрабочий период; Период врабатываемости; Период устойчивого состояния высокой работоспособности; утомление, спад работоспособности. Логично заключить, что сначала нужно делать несложные дела, на второй час планировать самую трудную работу, а затем распределять ее по мере уменьшения сложности. Правило пятое: работайте ритмично, постоянно, используя любые возможности для работы. Нужно четко представить себе, за какой временной отрезок какое количество работы нужно сделать, и стараться уложиться в срок. Правило шестое: будьте постоянны в решении сложных творческих задач, не выключайтесь надолго из трудового процесса. Правило седьмое: используйте для творческой работы подсознания или интуиции. Учитесь создавать условия для, подсознания. Важной составляющей творческого вдохновения является организация некоторого ритмического фона, при наличии которого легче идет дело. Правило восьмое: чередуйте виды работы. Правило девятое: изучите особенности своей личности: темперамента, характера, склада ума, памяти, внимания, воли. Используйте их положительные свойства, преодолевайте недостатки, учитесь активизировать свои умственные процессы, особенно внимание и память, овладейте методикой самовоспитания. Правило десятое и последнее: чередуйте труд и отдых, давайте возможность организму восстановить силы.
Опытно-экспериментальная работа по развитию памяти у детей 4-5 лет
... Он рассматривал память как действие, определенным образом формирующуюся в ... нужным себя утруждать выяснением природы памяти, она представлялась для них нечто само собой разумеющееся. Начало изучению памяти как деятельности было положено работой французского ученого П. Жане. ...
Развитие памяти: Правило первое: четко формулируйте цели, дайте установку на срок, точность и глубину запоминания. Правило второе: если хотите что-то хорошо запомнить, центрируйте внимание на предмете запоминания, включите называемое произвольное, т.е. волевое, внимание. Правило третье: попытайтесь найти в запоминаемом интересное, важное, нужное для себя, связанное с вашими жизненными целями, опытом. Правило четвертое: запоминайте материал осмысленно и системно, сначала старайтесь хорошо понять то, что предстоит запомнить, выделите главное. Правило пятое: включайте в процесс запоминания различные виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, опираясь при этом на свойственный вам тип. Правило шестое: повторяйте, воспроизводите запоминаемое с определенными перерывами. Правило седьмое:чередуйте заучивание с отдыхом или переменой вида деятельности. Правило восьмое: старайтесь использовать полученную информацию в своей практической деятельности. Правило девятое: при запоминании полезно пользоваться приемами мнемотехники, системой ассоциаций, особенно при запоминании имен, дат и т.п.
40. Современная российская журналистика : стили, методы, приемы.