Психологический климат в семье, особенности взаимоотношений

А. Сбор анамнестических сведений

Обязательно указывается, с чьих слов ведется сбор анамнеза: родителей или самого заикающегося.

Наследственность

Наличие алкоголизма у родителей.

— Нервно-психические заболевания родителей.

— Ускоренный темп речи у родителей или близких родственников.

— Задержка речевого развития у родителей или близ­ких родственников.

— Заикание у родителей.

— Заикание у сестер и братьев.

— Заикание у деда или бабки по линии отца и матери.

— Характерологические особенности отца и матери.

— Обстановка в семье.

— Жилищно-бытовые условия.

 

Беременность и роды у матери

От какой беременности родился обследуемый (ая).

— Чем закончились предыдущие и последующие бе­ременности матери.

— Особенности внутриутробного развития.

—Токсикоз в 1-й, 2-й половине беременности; физи­ческие травмы в 1-й, 2-й половине беременности; другие заболевания и вредности.

— Особенности течения родов (срочные, преждевре­менные, со стимуляцией и пр.)

— Особенности течения послеродового периода (зак­ричал сразу— не сразу, асфиксия синяя — белая, ро­довые травмы).

— Приложен к груди (сразу; на………сутки).

— На грудном (искусственном) вскармливании до…….

Период до 1-го года

Семейные условия.

— Сон, аппетит.

— Инфекционные заболевания.

— Соматические заболевания.

— Мозговые заболевания.

— Мозговые травмы.

— Спокойный, беспокойный.

— Формирование навыка опрятности.

— Время формирования моторных навыков: сидение, стояние, ходьба.

Период дошкольного возраста

Семейные условия.

— Инфекционные заболевания.

— Соматические заболевания.

— Мозговые заболевания.

— Мозговые травмы.

— Моторное развитие: отставание, норма, опережение.

— Время выделения ведущей руки, наличие переучи­вания.

— Адаптация в дет. яслях, дет. саду.

— Основные черты характера (спокойный — возбуж­денный, подвижный — замедленный, уравновешен­ный — капризный и т.д.).

— Основные черты поведения (капризность, слезли­вость, тревожность, негативизм, истощаемость, расторможенность, трудность переключения).

17 стр., 8312 слов

Изучение особенностей общения матери и ребенка с церебральным ...

... - обусловлено патологическими родами и только у 3% детей связано с инфекционными заболеваниями, черепно-мозговой травмой или другими патологиями, развившимися уже после рождения [2]. Характерная черта детского ... детей, а также воспитательную и терапевтическую роль родителей в развитие ребенка с ДЦП. Цель исследования: изучение особенностей общения матери и ребенка с церебральным параличом раннего ...

Речевой анамнез

— Время появления гуления и лепета.

— Особенности гуления и лепета (активность, мно­гообразие звуковых комплексов, характеристика го­лосовых реакций).

— Время появления первых слов.

— Время появления простой фразы.

— Время появления развернутой фразовой речи. Какие наблюдались затруднения при переходе к фра­зовой речи.

— Наличие и выраженность итераций.

— Дефекты речи (дислалия, дизартрия, ринофония и пр.).

 

Условия воспитания ребенка

Социальная среда (где ребенок воспитывался — в доме ребенка, детских яслях или детском саду с дневным или круглосуточным пребыванием, дома с ма­терью, бабушкой).

— Особенности речевой среды: контакты с заикаю­щимися или лицами с другой речевой патологией;

при наличии двуязычия — какой язык преобладает в общении.

— Особенности речевого общения с ребенком, недо­статочность речевого общения, стимуляция речево­го развития ребенка (в каком объеме читалась детс­кая литература, соответствовала ли она возрасту; с какого возраста разучивались стихи, песни; насколь­ко быстро запоминал, в каком объеме).

— Культурно-бытовые условия в семье.

 

Развитие заикания

Возраст, в котором появилось заикание.

— Предполагаемые причины и характер возникно­вения заикания (остро, психогенно, без видимой при­чины и пр.).

— Наличие периода мутизма.

— Как протекает заикание: постоянно присутствует в речи или нет.

— В каких условиях облегчается — ухудшается речь.

— Изменилось ли поведение ребенка с момента по­явления заикания и в чем это выразилось (состояние аппетита, сна, настроения, появление капризов, не­гативизма, страхов, энуреза и пр.).

— Отношение ребенка к своему речевому дефекту.

— Какие меры принимались для устранения речево­го дефекта (лечение у врача, посещение логопедичес­ких занятий, пребывание в специальных учреждени­ях системы здравоохранения или системы народно­го образования — детский сад, школа).

— Продолжительность и результативность лечения и обучения.

Психологический климат в семье, особенности взаимоотношений

— Имеют ли место частые конфликты в семье — чрез­мерное заласкивание и, наоборот, излишняя строгость, неровность в обращении с ребенком; перегрузки впечат­лениями (посещение кино, театра, цирка, разрешается ли подолгу смотреть телевизионные передачи и пр.).

— Отношение членов семьи к речевому дефекту заи­кающегося (безразличие, сопереживание, постоянная фиксация внимания окружающих на заикании, предъявление повышенных требований к речи заи­кающегося и др.)

Для детейдошкольного возраста необходимы следующие дополнительные сведения:

— Имеются ли черты тревожности в характере заи­кающегося ребенка.

— Отмечаются ли в поведении ребенка плаксивость, раздражительность, капризность (т.е. эмоциональная неустойчивость).

— Есть ли у ребенка черты боязливости, пугливости.

— Уровень развития игровой деятельности ребенка.

— Склонность ребенка к определенным играм.

— Комментирует ли ребенок свои действия в играх или играет молча.

— Предпочитает играть в одиночестве или в коллек­тиве детей.

4 стр., 1930 слов

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста ...

... детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности формирования само­регуляции и самоконтроля. Эти особенности в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи ... развитии ребенка; б) замедленность формирования высших уровней познавательной деятельности; в) появление нарушений ... (заикание, итерация, полтерн, тахилалия, брадилалия) и мелодико-интонационной (ринофония, дисфония, афония) стороны речи.[ ...

— Проявляется ли заикание в игре наедине с собой, со сверстниками.

— Как протекает заикание (утяжеляется ли с возрас­том или проявляется реже, чем раньше).

Для детейшкольного возраста необходимы следующие дополнительные сведения:

— Было ли утяжеление или рецидив заикания при поступлении в школу

— Адаптация в школе.

— Как проявляется заикание в учебных ситуациях (ответ с места и у доски, переход на письменный от­вет и т.п.).

Какой из способов ответа на уроке пред­почитается ребенком.

— Успеваемость.

— Характер контактов со сверстниками.

— Характер взаимоотношений с родителями.

— Наличие “трудных” звуков и страха перед речью.

Длявзрослых заикающихся

в анамнестические сведения включаются дополнительно следующие пункты:

— Наличие логофобии и возраст, в котором она по­явилась.

— Какие меры принимались для коррекции заикания.

— Какие приемы использовались в целях уменьше­ния речевых судорог и страха речи.

Б. Анализ заключения специалистов

Анализируются состояние интеллекта, слуха и зре­ния (заключение специалистов: психоневролога, отола­ринголога, офтальмолога)

Анализируются данные, представленные воспитате­лем, психологом, музыкальным руководителем детского сада.

В. Психолого-педагогическая характеристика заикающегося ребенка

Анализируются общее развитие ребенка, особенно­сти деятельности.

Сведения ребенка о себе, понимание родственных связей, круг представлений об окружающем, их точность.

Характеристика работоспособности и особенностей усвоения знаний (усидчивость, отношение к занятиям; добросовестно или нет выполняет задания логопеда и воспитателя, занимается с интересом, без интереса, не желает заниматься; справляется ли с программным мате­риалом для данной возрастной группы по всем разделам “Программы воспитания в детском саду” (отмечаются ли трудности на музыкально-ритмических занятиях, на за­нятиях по развитию речи, развитию элементарных мате­матических представлений, изобразительной деятельно­сти и конструированию, в чем они проявляются).

Характер трудовой и игровой деятельности (дружит в группе, добросовестно выполняет свои обязанности, дежурит неохотно, ленив, забывает об обязанностях де­журного); любимые игры (творчески организует игру, сте­реотипно манипулирует предметом), любимые игрушки (адекватность использования игрушек, долго играет од­ной игрушкой, бережно относится к игрушкам, игрушки быстро надоедают, часто ломает их, проявляет интерес только к новым); сопровождает игры речью (проявляется ли при этом заикание), играет молча.

Отмечаются также:

—повышенная возбудимость, или, наоборот, вялость, заторможенность, утомляемость, истощаемость.

— особенности развития личности и эмоциональ­но-волевой сферы (настроение ребенка: устойчивое, неустойчивое, легко меняется от незначительных причин; преобладает подавленное или хорошее, ра­достное настроение; волевые особенности: целеуст­ремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, слабость волевого напряжения и др.).

Реакция на замечания и одобрение; факторы, способ­ствующие изменению эмоционального состояния.

6 стр., 2753 слов

4073-1 Развитие связной монологической речи у детей старшего ...

... отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной монологической речи [10]. У этих детей отмечаются трудности планирования развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их ... как одно из главных средств формирования связной речи, развития речевой активности и творческой инициативы [3; 16; 34]. Отмечается влияние занятий по обучению рассказыванию сказок на ...

Характерологические особенности ребенка (спокой­ный, беспокойный; легко вступает в контакт со всеми, в незнакомой обстановке смущается; конфликтный: зади­рист, нападает на товарищей, отнимает игрушки; добрый, ласковый; аккуратный, неряшливый и др.).

Состояние психических функции:

— особенности восприятия (восприятия цвета, фор­мы, пространственных отношений; наблюдатель­ность ребенка);

— характеристика внимания (устойчивость, пере-ключаемость, распределяемость, рассеянность и др.);

— особенности памяти: скорость и объем запомина­ния, точность воспроизведения;

— особенности мышления (уровень развития логи­ческого мышления: умение выделять существенное в сюжетной картине, тексте, при определении понятий;

при сравнении, при классификации предметов; по­нимание смысла загадок, пословиц; осмысление при­чинно-следственных отношений и др.).

Для учащихся младших классов обязательно учиты­вается успеваемость, предпочтение тех или иных предме­тов, взаимоотношения с педагогами, характер ответов на уроках.

Психолого-педагогическая характеристика подро­стка и взрослого составляется с участием психолога и/ или психиатра. Это связано с тем, что хроническое тече­ние заикания существенно меняет условия формирова­ния личности.

Г. Состояние общей моторики и тонких движений пальцев рук, мимической и артикуляционной моторики

Процедура обследования общих произвольных движений у детей дошкольного возраста

Статическая координация

Определяется возможность удержания заданной позы:

а) стоять попеременно то на правой, то на левой ноге. Отмечается: удержание позы; удержание при резком балансировании, подогнутая нога касается пола; не удается сохранить позу, схождение с места.

б) стоять на “цыпочках”.

Отмечается: удержание позы, схождение с места, ба­лансирование резко выражено; опускание на стопу, частое схождение.

2. Динамическая координация

а) определяется возможность прыгать попеременно то на правой, то на левой ноге (руки на бедрах).

Отмечается: свободно прыгает на одной ноге; касается пола одной ногой; общее мышечное напряжение; силь­ные взмахи руками; не удается прыгать на одной ноге. 6) определяется возможность прыгать с места через ве­ревку, которая находится на расстоянии 20 см от пола. Отмечается: прыжок производится легко и свобод­но; прыжок неловкий, не удается оттолкнуться дву­мя ногами; прыжок не удается.

Одновременность движений

а) определяется возможность выполнения движений двумя руками одновременно; справа и слева по бокам спичечной коробки располагается по 10 спичек с каж­дой стороны (на расстоянии, равном длине спички);

ребенку предлагается уложить спички в коробку, взяв одновременно обеими руками с каждой стороны по спичке и одновременно положить их в коробку. Отмечается: одновременные движения обеими рука­ми удаются, спички берутся и кладутся одновремен­но; движения не всегда одновременные; одновремен­ные движения не удаются;

б) определяется возможность одновременных движе­ний рук и ног; ребенку предлагается катушка ниток;

10 стр., 4833 слов

КОРРЕКЦИЯ НЕДОСТАТКОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ ...

... отмечается нарушение формирования как произносительной, так и смысловой сторон речи [22]. В группу с общим недоразвитием речи ... последовательности и логичности высказываний. Наличие у детей с общим недоразвитием речи вторичных отклонений в развитии основных ... алалия, ринолалия, заикание и т.д. Для детей с общим недоразвитием речи характерно позднее появление экспрессивной речи, резко ограниченный ...

маршируя, он должен сматывать с катушки нитку и наматывать ее на указательный палец. Отмечается: марширует и наматывает нитку одно­временно; движения не всегда одновременны; одно­временные движения не удаются. Отмечается также общий характер движений: ловкий, неловкий; плас­тичный, неуклюжий.

Процедура обследования тонких движений пальцев рук

Ребенку предлагается выполнить следующие упражне­ния: 1) соединить большой палец руки со всеми остальными поочередно сначала на правой, затем на левой руке; 2) заг­нуть каждый из пальцев поочередно на правой и левой руке;

3) соединить пальцы одной руки с пальцами другой, “паль­чики здороваются”; 4) застегивание и расстегивание пуго­вицы, завязывание шнурков.

Отмечается: ведущая рука — точное и четкое выполне­ние; недостаточно четкое; плохая координация, неловкость.

Процедура обследования произвольных мимических движений

Определяется выразительность мимики при выпол­нении следующих проб: а) поднять брови (“удивиться”);

б) прищурить глаза (“яркое солнце”); в) сморщить нос (“кислый лимон”); г) улыбнуться (“веселый клоун”);

д) надуть щеки “толстый помидор”); е) выпятить губы (“имитация свиста”).

Отмечается: мимика живая, выразительная, адекватная;

недостаточно выразительная; мимика вялая; амимичность.

Процедура обследования артикуляционной моторики

Определяется точность, объем, подвижность, переключаемость движений при выполнении следующих ар­тикуляционных поз под счет логопеда до 10:

а) удержание губ в позе “улыбка” (как при звуке “и”);

б) удержание губ в позе “овал” (как при звуке “о”); в) удер­жание губ в позе “трубочка” (как при звуке “у”); г) удержа­ние языка в позе “лопаточка”; д) удержание языка в позе “иголочка”; е) удержание языка в позе “парус”; ж) пере­ключение движений губ (“улыбка” — “трубочка”); з) каса­ние кончиком языка поочередно правого и левого углов рта (“часы”); и) касание кончиком языка у верхних и ниж­них зубов (“качели”); к) пощелкать языком (“лошадки”).

Отмечается: удерживает заданную позу, хорошо пе­реключается с одного движения на другое, движения точ­ные, в полном объеме; движения недостаточно точные, не в полном объеме, переключаемость нарушена незна­чительно; отсутствие удержания позы, выраженные изме­нения объема, точности и переключаемость артикуляци­онных движении.

Д. Обследование речевой функции

1. Анатомическое строение органов артикуляции (норма или патология; если патология — указать какая).

2. Характеристика движений органов артикуляции. (Характеристика пишется на основе исследования арти­куляционной моторики, см. пункт “Г”.)

3. Характеристика звукопроизношения (искажение, отсутствие, замены, смешение звуков) и фонематическо­го слуха, состояние слоговой структуры слова, анализа и синтеза звукового состава слова.

4. Лексический строй речи — количественная и ка­чественная характеристики словаря.

5. Грамматическое оформление речи (типы употреб­ляемых предложений, наличие аграмматизмов, их прояв­ления; сформированность связной речи).

11 стр., 5468 слов

Тема Речевой этикет План лекций №5 (1 час)

... в коммуникационном обще­нии с аудиторией. Экспрессивность. Предполагает эмоциональную напряженность речи, актерского мастерства, наличие лекторского «куража» за счет использования выразительности мимики, жестов), позы ... человека как социальной личности, средством влияния общества на личность. Главная цель речевой коммуникации ­обмен информацией различного рода»26. Подчеркнем, что язык - важнейшее ...

6. Особенности речевого поведения. Анализируются контактность, речевая активность, включаемость в обще­ние, сдержанность, импульсивность, характер реакции на изменение обстановки (динамичность и своевременность речевых процессов, переключаемость при изменении те­матики общения), организованность речи.

7. Темп речи (ускорен значительно; ускорен незна­чительно; умеренный; замедлен незначительно (или уло-вочно); замедлен значительно; неровный).

8. Голос (громкий; тихий; модулированный; немоду­лированный; с носовым оттенком; хриплый и пр.).

9. Дыхание (грудобрюшное, верхнегрудное; ритмич­ное, аритмичное; достаточное по глубине, поверхностное;

напряженное и пр.

10. Выраженность заикания в различных видах речи:

1) в сопряженной речи;

2) в отраженной речи;

3) в шепотной речи;

4) в автоматизированных рядах;

5) при чтении стихов;

6) при чтении прозы;

7) в вопросно-ответной речи;

8) в рассказе по заданной теме;

9) при пересказе прочитанного;

10) в спонтанной речи.

11. Тип речевых судорог: тонические, клонические, смешанные.

12. Локализация судорог:

— дыхательные: инспираторные; экспираторные;

— голосовые: вокальные; смыкательные голосовые;

дрожащий гортанный спазм;

— артикуляционные: губные; язычные; судороги небной занавески.

— сложные лицевые судороги.

13. Наличие трудных звуков (звукофобия).

14. Наличие эмоционально значимых речевых ситу­аций (подробно перечислить данные ситуации).

15. Наличие речевых уловок: (замены слов; переста­новки слов; эмболофразии; произвольное ограничение ре­чевого общения).

16. Наличие насильственных содружественных дви­жений и их характер.

17. Субъективные ощущения, испытываемые заика­ющимся в момент речевых затруднений: напряжение в губах; напряжение в языке; напряжение в подбородке; напряжение в горле; напряжение в груди; напряжение в области диафрагмы; общее мышечное напряжение; скованность; трудности дыхания и т.п. (Эти данные выясня­ются только у подростков и взрослых.)

18. Факторы, усиливающие заикание: волнение; утомление; беседы с незнакомыми; шум; самоконтроль и пр. (для взрослых — алкоголизация).

19. Факторы, улучшающие речь: шум; самоконтроль; переключение внимания, сочетание речи с движением.

20. Реакция на помощь собеседника: положительная; отрицательная; безразличная.

21. Отношение к речевому дефекту: адекватное; не­адекватное; сверхценное.

22. Наличие страха речи: избирательно ситуацион­ный; генерализованный и пр.

23. Наличие периодов речи без заикания: регуляр­ность, продолжительность.

24. Влияние эмоционального состояния на проявле­ние заикания.

25. Течение заикания: прогредиентное; регредиентное; стационарное; волнообразное.

26. Сопутствующие заиканию другие дефекты речи.

27. Определение степени выраженности речевых су­дорог: легкая степень; средне-легкая; заикание средней степени тяжести; средне-тяжелая степень заикания; тяже­лая степень заикания; речь практически невозможна из-за заикания.

24 стр., 11990 слов

Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем ...

... - учебный материал воспринимается и усваивается слабо. Как было отмечено выше, общее недоразвитие речи характеризуется наличием сложных речевых расстройств, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов ...

Заключение

Результаты обследования заикающегося обобщают­ся логопедом в виде психолого-педагогического заклю­чения. В заключении необходимо отразить обобщенные данные всех аспектов изучения заикающегося, которые позволили выявить те или иные отклонения от нормы.

В заключении логопед отражает:

— наличие признаков органического поражения ЦНС (на основании медицинского заключения);

— особенности речевого и моторного онтогенеза;

— значение психогении в возникновении заикания;

— возраст появления заикания;

— тяжесть заикания;

— тип и локализация судорог;

— зависимость проявления судорог от эмоциональ­ного состояния;

— наличие страха речи;

— течение заикания;

— наличие других дефектов речи.

Таким образом, логопед имеет возможность квали­фицировать клиническую форму заикания: невротичес­кую, неврозоподобную, смешанную.

Пример 1 Ф.И.0. 2 года 8 мес.

Заикание началось остро, после испуга в 2 года 5 мес., на фоне нормального психомоторного развития ребенка. Развитие звукопроизносительной и лексико-грамматнческой сторон речи соответствует возрасту. Заикание тоно-клонического типа, артикуляторно-дыхательной формы, выраженное в средней степени тяжести. Невротическая форма заикания.

Пример 2 Ф.И.0, 4 года 1 мес.

В соответствии с медицинской документацией у ребенка отмечаются резидуальные явления органического пораже­ния ЦНС Заикание появилось постепенно на фоне неко­торой задержки психомоторного и речевого развития в 3 года 10 мес. Заикание тоно-клонического типа, дыхатель-но-артикуляторно-голосовой формы, выражено в легкой степени. Явления стертой формы дизартрии. Неврозоподобная форма заикания.