Задание 1. Педагогическое мастерство учителя.
Во время посещения уроков у одного учителя студент изучает и анализирует индивидуальные стилевые особенности общения учителя с учащимися на уроке: общую характеристику стиля общения, речевого и невербального поведения учителя, его педагогический этикет и такт, способы воздействия на учащихся.
Задание 2. Изучение особенностей развития детской группы на основе определения специфики межличностных отношений в классе и характера доминирующей мотивации учащихся:
1. Изучение межличностных отношений проводится с помощью
метода «Социометрия» (эмоционально-личностные и учебно-познавательные мотивы выбора).
Для определения доминирующей мотивации учащихся данного класса используются методы:
− анкетирование,
− метод неоконченных предложений.
Задание 3. Психологический анализ урока
Цель: Развитие навыков психологического анализа урока с точки зрения формирования учебной деятельности и развития психических функций учащихся.
Требования к анализу урока:
1. В процессе практики необходимо подробно запротоколировать 1
урок для проведения его психологического анализа.
2. В анализе необходимо указать следующее:
− формируемые в ходе урока компоненты учебной деятельности
(мотивацию, учебную задачу, учебные действия, в том числе действия саморегуляции);
− при характеристике формируемых компонентов учебной
деятельности или психических функций указать их вид или специфику
(например: развитие мышления, операция анализа)
− каждое действие учителя на уроке, его задания действия и
высказывания детей оценить с точки зрения их психологического смысла;
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАТЬИ
... целеполагание. Новизна работы определяется тем, что в ней: 1) осуществлен подход к психологическому анализу кризиса 3 лет в широком контексте концепции генезиса коммуникативной деятельности ребенка; 2) ... отношений (б), и протекать в достаточно высоком темпе (в). Во II главе "Психологический анализ симптомов кризиса 3 лет" излагаются материалы наблюдения, предпринятого с целью описания и ...
− в качестве вывода сделать письменное заключение о соответствии
целей и темы урока возрастным особенностям детей, уровню их знаний (по материалам урока), а также оценить адекватность выбранных форм и методов для реализации поставленных целей. В выводе необходимо
оценить развивающий эффект урока (какие развивающие технологии использовались, их адекватность целям урока и возрасту детей) и общую его направленность.
Задание 4. Диагностика психического развития учащегося.
Цель: изучение познавательных и личностных особенностей психического развития школьника с проблемами в обучении.
В процессе наблюдения за учащимися и беседы с учителем необходимо выбрать одного ученика, имеющего проблемы с освоением учебной деятельности, для изучения особенностей его психического развития. С целью установления возможного характера школьных трудностей ребёнка следует провести диагностику его личностно-познавательной сферы по следующим параметрам:
Познавательная сфера Личностная сфера
− Внимание — Мотивация
− Память — Самооценка
− Мышление — Ценностные ориентации личности
Методики для изучения этих параметров указаны в Приложении 1 и 3.
Оформление результатов исследования строится по плану:
указывается Ф. И., возраст испытуемого ученика,
характер трудностей и проблем (по результатам беседы с учителем и
наблюдения),
результаты проведённой диагностики:
− название методики,
− её цель,
− результаты,
− вывод о состоянии психологических функций (последовательно по
всем проведённым методикам);
общее заключение о развитии изученных психических функций в
сопоставлении с возрастной нормой с указанием психических процессов,
нуждающихся в специальном развитии или коррекции;
рекомендации по формированию (коррекции) необходимых психических
процессов с целью устранения трудностей овладения учебной деятельностью.
В результате наблюдения урока должна быть получена своего рода его «фотография». При этой необходимо соблюдать следующие требования:
- Записываются общие сведения: дата наблюдения, школа, класс, количество учащихся на уроке.
- Фамилия учителя, имя, отчество, предмет, место урока в расписании учебного дня.
- Записывается тема урока и выясняется место данного урока в общей системе уроков по теме.
- 3аписывается цель урока, которая может быть сообщена вначале урока или выясняется у учителя.
- Отмечаются данные готовности к уроку:
а) санитарно-гигиенические условия (состояние помещения, классной доски – чистота, рациональность, удобство);
б) наличие аудио-видео-технических средств, наглядных дидактических материалов;
в) состояние рабочего места учителя и учащихся.
В карточку наблюдения, кроме указанного выше вносятся также и другие фактографические данные урока.
- Протокольную запись урока можно вести по схеме:
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Оценка урока |
Таким образом, в процессе наблюдения уроков гуманитарного и естественнонаучного цикла студенты фиксируют в карточках наблюдения общие данные готовности к уроку и хода урока в целом в соответствии с протокольной записью.
АНАЛИЗ УРОКА проводится непосредственно после его окончания, при необходимости уточняются некоторые моменты урока с учителем и студентом практикантом. При анализе урока необходимо охарактеризовать следующие его параметры, этапы:
- Соответствие темы, цели и содержания урока.
- 0пределение типа урока и его основных этапов с указанием времени, использованного на каждый этап. Желательно высказать свое мнение о рациональности распределения времени.
- Начало урока (организационный этап):
а) установления порядка, дисциплины, приветствие;
б) проверка готовности к уроку;
в) установление связи с предыдущим уроком, постановка перед учащимися общей или ближайшей задачи.
- Проверка выполнения домашнего задания:
а) вид проверки (индивидуальный, фронтальный, уплотненный опрос);
б) определение типичных недостатков в результате опроса и пути их устранения;
в) содержание и методика задавания вопросов (характер вопросов: воспроизводящие, проблемные; методика опроса; приемы активизации учащихся и др.);
г) привлечение учащихся к дополнению и исправлению ответов, к постановке вопросов отвечающему, к рецензированию ответов во время опроса;
д) сочетание коллективной, фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с учащимися;
е) организация взаимодействия учителя с учащимися, учащихся друг с другом.
- Изучение нового материала:
а) сообщение темы;
б) подчеркивание связи настоящей темы с ранее изученной, указание значения темы для изучения последующего материала;
в) включение учащихся в деятельность по изучению нового материала.
- Изучение нового материала на уроке:
а) указание методов и приемов, используемых учителем их соответствие содержанию материала и возрастным особенностям учащихся (наглядность, использование предварительного опыта детей, создание проблемных ситуаций и др.);
б) рациональность использования доски;
в) роль и место самостоятельной работы учащихся, использование учебника, справочного материала и пр.;
г) формирование продуктивного мышления учащихся (подведение к самостоятельным выводам).
- Закрепление новых знаний:
а) указание методов закрепления нового материала (фронтальная работа и др.);
б) выбор материала для закрепления;
в) указание степени понимания и осознанности изучения новых знаний.
- Задание на дом:
а) указание времени, затраченного на объяснение домашнего задания;
б) что оно представляет собой по содержание (выучить параграф учебника, выполнить задание, ответить на вопросы учителя и др.);
в) степень понимания учащимися, как надо выполнить домашнее задание;
г) в какой момент урока оно дано (в начале урока, после опроса, после закрепления, на перемене, совсем не дано).
- Общие выводы и предложения (подведение итогов урока):
а) общая характеристика стиля общения учителя с учащимися;
б) темп урока, использование приемов, снижающих утомляемость детей;
в) внешний вид учащихся, развитие речи;
д) организованность и дисциплина учащихся;
е) выводы;
ж) предложения.
- СХЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ, КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ
- Тема воспитательного занятия, мероприятия.
- Класс. Возраст учащихся.
- Цель и задачи внеклассной формы работы с учащимися. Чем было вызвано проведение данного мероприятия? Какие особенности данного коллектива были учтены при подготовке и проведении этой формы воспитательной работы?
- В какой степени и при помощи каких средств школьники были информированы о данном мероприятии? Как был учтен возраст учащихся? В чем выразилась их общая и индивидуальная подготовка к данному занятию, мероприятию?
- Как было организовано начало воспитательного мероприятия, его основная часть и концовка? Охарактеризуйте в целом культурно-воспитательный (воспитательно-развивающий) эффект мероприятия. Дайте анализ конкретной обстановки мероприятия. Как использованы наглядные и аудио-видео-технические средства?
- Как можно охарактеризовать познавательную сферу деятельности учащихся? Что нового узнали школьники в процессе проведения мероприятия? Какие оценочные отношения были выработаны у школьников на данном воспитательном занятии? Как можно обозначить общую эмоциональную обстановку во время мероприятия? Какие приемы и средства были использованы для успешного воспитательного воздействия на учащихся?
- 0характеризуйте степень внимания школьников к мероприятию, а также степень их участия в нем. Насколько учащиеся удовлетворены темой, а также содержанием и формой проведения занятия, мероприятия?
- Дайте общую оценку воспитательного занятия, культурно-досуговой формы. Укажите находки и просчеты проведенного мероприятия
Социально-педагогическая характеристика класса
- Состав класса (количество учащихся, демографический и возрастной состав).
- Сведения об особенностях класса (год формирования, стабильность состава, укажите, были ли слияния с другими ученическими коллективами, наличие традиций, смены и преемственности классного руководства, специфику формирования: лицейский, гимназический, обычный, выравнивания и др.).
- Уровень межличностных отношений в классе:
а) наличие лидеров и активного ядра (»инструментальные и эмоциональные звезды», характер их влияния, в какой сфере деятельности более всего это проявляется? Какие черты личности обеспечили выдвижение лидеров? )
б) наличие «отверженных», причины их появления, возможные пути изменения их «статуса» в классе;
в) взаимоотношения внутри класса (наличие группировок в классе, их мотивационная основа образования, отношение группировок друг к другу и делам класса; существуют ли дружеские отношения между девичьей и юношеской половиной класса и между собой, какова степень удовлетворенности этими отношениями между соклассниками? Как проявляется взаимная требовательность соклассников друг к другу, а также существует ли переживание неудач, успеха, наличествует ли взаимопомощь и взаимоуважение?)
- Культурно-образовательный уровень развития класса.
а) Учебная деятельность. Показатели успеваемости в прошлом и настоящем. Преобладающие мотивы учения. Степень систематичности, привлечения и аккуратности в учебном труде. Отношения к оценкам. Наличие любимых и нелюбимых предметов. Характеристика работоспособности и ответственности в учебе.
б) Дисциплина (характеристика отрицательных моментов на уроке, переменах и внеклассных мероприятиях, а также в школе и вне школы по отдельным учащимся).
в) Организованность. Могут ли учащиеся организоваться для выполнения задания, дела? Существует ли согласованность и сотрудничество школьников в учебное и свободное время?
г) Культура поведения. Знания правил этикета, навыки и привычки культурного поведения учащихся в классе, в школе и вне их. Роль общественного мнения в классе при нарушениях нравственно-этических норм поведения учащимися. Характеристика обращения со сверстниками и взрослыми. Внешний вид учащихся.
Ваши выводы и предложения о состоянии и перспективах учебно-воспитательной работы в классе. (Включены ли родители в систему работы по развитию ученического коллектива и учащихся? Формы этого сотрудничества и их результативность).
Схема плана психологического анализа урока.
І. Психологическая цель урока.
- Место и значение данного урока в перспективном плане развития учащихся.
- В какой мере учтены в целевой установке урока конечная задача перспективного плана, психологические задачи изучения раздела и темы, характер изучаемого на уроке материала и результаты, достигнутые в предшествующей работе.
- В какой мере отдельные средства психолого-педагогического воздействия, методически приемы, стиль урока в целом отвечают поставленной психологической цели.
ІІ. Стиль урока.
- В какой мере содержание и структура урока отвечают принципам развивающего обучения:
- Соотношение нагрузки на память и мышление учащегося.
- Соотношение воспроизводящей и творческой деятельности.
- Соотношение усвоения знаний в готовом виде и самостоятельного поиска.
- Какие звенья проблемно-эвристического обучения выполняются учителем, какие – учащимися.
- Соотношение контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа.
- Соотношение побуждения учащихся к деятельности и принуждения.
- Педагогический такт учителя.
- Психологический климат в классе.
- Особенности самоорганизации учителя.
- Подготовленность к уроку.
- Рабочее самочувствие в начале урока и в процессе его осуществления (собранность, энергичность, оптимистический подход ко всему).
ІІІ. Организация познавательной деятельности учащихся.
- В какой мере обеспечивались условия для продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
- Как достигались осмысленность, целостность восприятия.
- Какие использовались установки, в какой форме (убеждение, внушение).
- Как достигались сосредоточенность, устойчивость внимания.
- Какие использовались формы работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала.
- Организация деятельности мышления и воображения в процессе формирования новых знаний и умений.
- На каком уровне формировались новые знания и умения (конкретно-чувственных представлений, понятий).
- Какие психологические закономерности учитывались при формировании представлений, понятий, новых образов.
- Какими приемами стимулировалась активность, самостоятельность мышления.
- Каков уровень достигнутого понимания (описательное, сравнительное, объяснительное, оценочное), как учитель руководил формированием убеждений и идеалов.
- Какие виды творческих работ использовались на уроке, и как учитель руководил творческим воображением учащихся.
- Закрепление результатов работы.
- Формирование навыков с помощью упражнений.
- Предупреждение интерференции и обучение переносу ране усвоенных навыков на новые условия работы.
ІV. Организованность учащихся.
1. Анализ уровня умственного развития, отношения к учению и особенностей самоорганизации отдельных учащихся.
2. Какие группы учащихся по уровню обучаемости выделяет учитель и как сочетает фронтальную работу в классе с групповыми и индивидуальными формами учебных занятий.
V. Учет возрастных особенностей учащихся.
Как учитываются возрастные особенности учащихся во всех звеньях подготовки к уроку и его осуществления: в определении цели и стиля урока, в организации познавательной деятельности учащихся и при дифференцированном подходе к ним в процессе обучения.
Примерная программа изучения ученика в процессе учебной деятельности.
- Характеристика отношения школьника к своей учебной деятельности. Мотивы этого отношения.
- Отношение к различным учебным предметам и причины различного отношения. Влияние этого отношения на результаты учебной деятельности.
- Особенности восприятия, памяти, мышления и речи школьника, проявляющиеся в процессе учебной деятельности.
- Роль воображения школьника в процессе усвоения и использования знаний.
- Особенности внимания школьника.
- Степень самостоятельности школьника в учебной деятельности.
- Проявления творческого характера использования знаний.
- Проявление волевых качеств школьника в учебной деятельности.
- Мера владения школьником учебными навыками.
- Общие или специальные способности, характерные для данного школьника, конкретные примеры их проявления и возможные пути дальнейшего развития.
- Характеристика взаимоотношений школьника с товарищами в процессе учебной деятельности.
- Значение для данного ученика оценки его учебной работы со стороны учителя, классного коллектива, отдельных учеников.
Примерная схема психолого-педагогического анализа воспитательного мероприятия.
- Тема занятия, ее педагогическое обоснование.
- Цели и задачи проводимой работы.
- Организация подготовки учащихся; степень участия; наглядное оформление; использование технических средств.
- Содержание методики проведения занятия:
- соответствие содержания поставленной цели;
- познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;
- эмоциональная насыщенность; интерес учащихся, их активность;
- приемы и методы, используемые на занятии, их соответствие возрастным особенностям и уровню социального развития детей.
- Особенности личности воспитателя, проводящего занятие: убежденность, эмоциональность, контакт с учащимися, знание детей.
- Педагогическая ценность проводимого занятия.
- Как будет учтен опыт данного занятия в вашей дальнейшей работе?
Методические требования к организации воспитательного мероприятия.
Требования руководителя к воспитательному мероприятию.
- Название воспитательного мероприятия, дата проведения, место, возраст детей.
- Определение формы (жанра): этическая беседа, диспут, праздник, поход-экскурсия, психологический тренинг, урок самоуправления и др.
- Конкретные педагогические цели и воспитательные задачи, реализуемые на мероприятии. Например:
- воспитание интереса к животным, науке, искусству, технике, спорту, своему внутреннему миру;
- изменение характера межличностных (межгрупповых) отношений в коллективе класса (воспитание уважения друг к другу, терпимости, готовности помочь и т.д.);
- изменение психологического климата в классе (после какой-либо неудачи, конфликта, трудной сессии);
- изменение отношения к какому-либо члену коллектива;
- обнаружение, пробуждение, развитие способностей кого-либо из членов коллектива (изменение отношения к себе);
- изучение правил этикета в поведении: на вечере, танцах, банкете, в ресторане, на званом ужине;
- общение с природой, приобретение знаний и умений, необходимых в экстремальной ситуации и др.
10. Индивидуальный подход в процессе воспитания:
- Наличие плана подготовки и проведения мероприятий, его продуманность, целесообразность, завершенность.
- Участие коллектива воспитанников в разработке целей, плана проведения мероприятия и мотивация участников.
- Описание и анализ хода подготовительной работы, распределение поручений, отношение участников к их выполнению.
- Педагогическая позиция педагога, стимулирование инициативы, активности, самостоятельности воспитанников, искусство привлечения помощников.
- Учет возрастных особенностей, индивидуальных и коллективных запросов и интересов детей.
- Позиция школьников при проведении мероприятия (активность и инициатива или безразличие и пассивность).
- Положительные, наиболее удачные моменты проведенного мероприятия, наличие воспитывающей ситуации. Недостатки и трудности в работе, пути их устранения.
- Степень достижения поставленных целей.
- Устремленность в будущее, наличие перспектив, развитие проблемы в следующих мероприятиях, системность воспитательной работы в классе.
- Ориентировочная программа изучения личности школьника
- (Сбор материала для психолого-педагогической характеристики)
- Общие сведения о школьнике: возраст, состояние здоровья, принадлежность к детским или молодежным организациям.
- Характеристика условий семейного воспитания школьника: культурно-бытовые условия в семье, особенности взаимоотношений в семейном коллективе, отношение в семье к ученику, забота о воспитании.
- Краткая характеристика классного коллектива, в котором учится ребенок.
- ( состав класса, успеваемость и дисциплина, межличностные отношения в коллективе, симпатии и антипатии, дружба, коллективизм, система традиций коллектива и т.д).
- Отношение школьника к коллективу: потребность быть членом коллектива, считаться с его мнением, общительность и понимание других людей, отношение к отрицательным явлениям в коллективе — списыванию, подсказыванию, зависти, круговой поруке и т.п.
- Направленность личности. Взгляды и убежедния.
- Особанности мотивационной сферы. Учебная , познавательная мотивация
- Уровень притязаний: заниженный, адекватный, завышенный. Самооценка. Соотношение самооценки и уровня притязаний, характерная для школьника оценка своих возможностей, требовательность к себе, отношение к критическим замечаниям учителей и товарищей, отношение школьника к самовоспитанию.
- Ученик в различных видах деятельности. Отношений школьника к учению, успеваемость и дисциплинированность, степень сформированности учебных навыков.
- Характеристика познавательной деятельности: особенности восприятия, наблюдательности, памяти.
- 11. Особенности эмоциональной сферы: характер эмоциональной реакции на действия педагога, развитие моральных, интеллектуальных и эстетических чувств, преобладающее настроение, степень эмоциональной возбудимости, умение сдерживать эмоциональные переживания и изменять их.
- Волевые особенности: целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, самообладание, моральная воспитанность воли.
- Способности: общие и специальные, наиболее выделяющиеся способности ученика.
- Темперамент и его проявления.
- Характер (черты характера, проявляющиеся в отношении к учению — прилежание, активность, дисциплинированность и другие показатели этого отношения; черты характера, проявляющиеся в отношении к классу и школе, переживание успехов и неуспехов своего класса и школы, борьба за честь класса и школы, отношение к мероприятиям, проводимым в классе, школе и др.; черты характера, проявляющиеся в отношении к общественным обязанностям и поручениям: выполняемая общественная работа, чувство ответственности и долга перед коллективом за выполняемую работу; черты характера, проявляющиеся в отношении к труду: трудолюбие, добросовестность, исполнительность и др.; черты характера, проявляющиеся в отношениях к товарищам, взрослым: доброта, общительность, внушаемость и др.; черты характера, проявляющиеся по отношению к вещам: аккуратность или неряшливость; бережливость или небрежность и т.д.; черты характера, проявляющиеся в отношении к самому себе: самолюбие, честолюбие, самомнение, скромность, застенчивость, гордость).
- Педагогические выводы. Возможные линии коррекции в воспитательной работе с данным учащимся.
- Примерная схема анализа урока
- 1.Общие сведения об уроке: дата, класс, предмет. Оборудование и ТСО.
- 2. Организация урока. Начало урока. Подготовленность класса к уроку. Умение учителя мобилизовать внимание учащихся на учебную работу, создание рабочей обстановки в классе.
- 3.Тема и основные цели урока. Доведение до учащихся темы, образовательной, развивающей и воспитательной цеЛи урока. Место данного урока в системе уроков по теме, связь предыдущим материалом.
- Организационные стороны урока. Структура урока. Соответствие структуры урока его содержанию и целям. Взаимосвязь этапов урока, виды учебной деятельности. Целесообразность распределения времени на уроке. Занятость учащих-ся работой. Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
- Содержание деятельности учителя и учеников на уроке:
- а) эффективность использования ранее приобретенных знаний, умений и навыков;
- б) воспитание в процессе обучения;
- в) эффективность использования жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.
- Соответствие примененных методов изучения нового материала: целям, содержанию урока и возрастным особенностям учащихся, а также решению задачи развития самостоятельности и активности учащихся в процессе усвоения знаний.
- Роль и место самостоятельной работы на уроке. Место учебника, использование наглядности, характер вопросов и заданий.
- Психологические основы урока. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, активность восприятия учащихся. Ритмичность урока: чередование легкого материала с трудным, письменных видов деятельности с устными. Нагрузка в течение урока.
- Целесообразность дидактических задач, поставленных перед домашним заданием учащихся. Наличие, объем, характер домашних заданий.
- Стиль работы учителя, педагогический такт, речь, кругозор, умение держаться и руководить классом.
- Оценка знаний и деятельности учащихся на уроке.
- Соблюдение гигиенических правил, условий поддержания работоспособности учащихся на уроке.
- 11. Выводы и предложения.
Задание 6
Определение уровня (стадии) развития ученического коллектива учащихся и изучение деятельности учителя начальных классов по его формированию.
Цель задания: Формирование у студентов умения определять уровень (стадию) развития коллектива учащихся класса и намечать основные направления педагогической деятельности по его формированию.
Выполнение задания: 1. Наблюдение за ученическим классом и педагогической деятельностью коллектива.
2. Охарактеризовать деловую (формальную) и личностную (неформальную) структуру.
3. В отчете о выполнении задания ответить на следующие вопросы.
1. Какие педагогические требования предъявляет учитель коллективу учащихся класса? Как к этим требованиям относятся школьники?
2. Поддерживают ли педагогические требования учителя активисты класса? Какие требования они предъявляют своим одноклассникам?
3. Предъявляет ли весь коллектив класса требования к поведению и деятельности отдельных учеников?
4. Какую работу проводит учитель с активом класса? Привести примеры.
5. Какие перспективные цели и задачи совместной деятельности ставит учитель перед коллективом учащихся? Насколько организуемая учителем коллективная деятельность способствует удовлетворению интересов, склонностей и способностей школьников, позволяет им проявить себя?
6. Какие положительные традиции совместной деятельности сложились в коллективе класса? Как они влияют на воспитание учащихся?
Задание 7
Изучение характера взаимоотношений в классном коллективе.
Цель задания: Выявить степень удовлетворительности учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Выполнение задания: 1. Выявить различные сферы взаимоотношений детей в коллективе.
2. Изучить психологическую атмосферу в коллективе.
3. Оформление результатов.
Предварительная работа
1. Подготовка серии утверждений.
2. Подготовка протокола состояния психологической атмосферы в коллективе.