Примерная программа наблюдения и общепедагогического анализа урока

Задание 1. Педагогическое мастерство учителя.

Во время посещения уроков у одного учителя студент изучает и анализирует индивидуальные стилевые особенности общения учителя с учащимися на уроке: общую характеристику стиля общения, речевого и невербального поведения учителя, его педагогический этикет и такт, способы воздействия на учащихся.

Задание 2. Изучение особенностей развития детской группы на основе определения специфики межличностных отношений в классе и характера доминирующей мотивации учащихся:

1. Изучение межличностных отношений проводится с помощью

метода «Социометрия» (эмоционально-личностные и учебно-познавательные мотивы выбора).

Для определения доминирующей мотивации учащихся данного класса используются методы:

− анкетирование,

− метод неоконченных предложений.

Задание 3. Психологический анализ урока

Цель: Развитие навыков психологического анализа урока с точки зрения формирования учебной деятельности и развития психических функций учащихся.

Требования к анализу урока:

1. В процессе практики необходимо подробно запротоколировать 1

урок для проведения его психологического анализа.

2. В анализе необходимо указать следующее:

− формируемые в ходе урока компоненты учебной деятельности

(мотивацию, учебную задачу, учебные действия, в том числе действия саморегуляции);

− при характеристике формируемых компонентов учебной

деятельности или психических функций указать их вид или специфику

(например: развитие мышления, операция анализа)

− каждое действие учителя на уроке, его задания действия и

высказывания детей оценить с точки зрения их психологического смысла;

3 стр., 1395 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАТЬИ

... целеполагание. Новизна работы определяется тем, что в ней: 1) осуществлен подход к психологическому анализу кризиса 3 лет в широком контексте концепции генезиса коммуникативной деятельности ребенка; 2) ... отношений (б), и протекать в достаточно высоком темпе (в). Во II главе "Психологический анализ симптомов кризиса 3 лет" излагаются материалы наблюдения, предпринятого с целью описания и ...

− в качестве вывода сделать письменное заключение о соответствии

целей и темы урока возрастным особенностям детей, уровню их знаний (по материалам урока), а также оценить адекватность выбранных форм и методов для реализации поставленных целей. В выводе необходимо

оценить развивающий эффект урока (какие развивающие технологии использовались, их адекватность целям урока и возрасту детей) и общую его направленность.

Задание 4. Диагностика психического развития учащегося.

Цель: изучение познавательных и личностных особенностей психического развития школьника с проблемами в обучении.

В процессе наблюдения за учащимися и беседы с учителем необходимо выбрать одного ученика, имеющего проблемы с освоением учебной деятельности, для изучения особенностей его психического развития. С целью установления возможного характера школьных трудностей ребёнка следует провести диагностику его личностно-познавательной сферы по следующим параметрам:

Познавательная сфера Личностная сфера

− Внимание — Мотивация

− Память — Самооценка

− Мышление — Ценностные ориентации личности

Методики для изучения этих параметров указаны в Приложении 1 и 3.

Оформление результатов исследования строится по плану:

ƒуказывается Ф. И., возраст испытуемого ученика,

ƒхарактер трудностей и проблем (по результатам беседы с учителем и

наблюдения),

ƒрезультаты проведённой диагностики:

− название методики,

− её цель,

− результаты,

− вывод о состоянии психологических функций (последовательно по

всем проведённым методикам);

ƒобщее заключение о развитии изученных психических функций в

сопоставлении с возрастной нормой с указанием психических процессов,

нуждающихся в специальном развитии или коррекции;

ƒрекомендации по формированию (коррекции) необходимых психических

процессов с целью устранения трудностей овладения учебной деятельностью.

В результате наблюдения урока должна быть получена своего рода его «фотография». При этой необходимо соблю­дать следующие требования:

  1. Записываются общие сведения: дата наблюдения, школа, класс, количество учащихся на уроке.
  2. Фамилия учителя, имя, отчество, предмет, место урока в расписании учебного дня.
  3. Записывается тема урока и выясняется место данного урока в общей системе уроков по теме.
  4. 3аписывается цель урока, которая может быть сообщена вначале урока или выясняется у учителя.
  5. Отмечаются данные готовности к уроку:

а) санитарно-гигиенические условия (состояние помещения, классной доски – чистота, рациональность, удобство);

б) наличие аудио-видео-технических средств, наглядных дидактических материалов;

в) состояние рабочего места учителя и учащихся.

В карточку наблюдения, кроме указанного выше вносятся также и другие фактографические данные урока.

  1. Протокольную запись урока можно вести по схеме:

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оценка урока

Таким образом, в процессе наблюдения уроков гуманитарного и естественнонаучного цикла студенты фиксируют в карточках наблюдения общие данные готовности к уроку и хода урока в целом в соответствии с протокольной записью.

АНАЛИЗ УРОКА проводится непосредственно после его окончания, при необходимости уточняются некоторые моменты урока с учителем и студентом практикантом. При анализе урока необходимо охарактеризовать следующие его параметры, этапы:

  1. Соответствие темы, цели и содержания урока.
  2. 0пределение типа урока и его основных этапов с указанием време­ни, использованного на каждый этап. Желательно высказать свое мнение о рациональности распределения времени.
  3. Начало урока (организационный этап):

а) установления порядка, дисциплины, приветствие;

б) проверка готовности к уроку;

в) установление связи с предыдущим уроком, постановка перед учащимися общей или ближайшей задачи.

  1. Проверка выполнения домашнего задания:

а) вид проверки (индивидуальный, фронтальный, уплотненный опрос);

б) определение типичных недостатков в результате опроса и пути их устранения;

в) содержание и методика задавания вопросов (характер вопросов: воспроизводящие, проблемные; методика опроса; приемы активизации учащихся и др.);

г) привлечение учащихся к дополнению и исправлению ответов, к постановке вопросов отвечающему, к рецензированию ответов во время опроса;

д) сочетание коллективной, фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с учащимися;

е) организация взаимодействия учителя с учащимися, учащихся друг с другом.

  1. Изучение нового материала:

а) сообщение темы;

б) подчеркивание связи настоящей темы с ранее изученной, указание значения темы для изучения последующего материала;

в) включение учащихся в деятельность по изучению нового материала.

  1. Изучение нового материала на уроке:

а) указание методов и приемов, используемых учителем их соответствие содержанию материала и возрастным особенностям учащихся (наглядность, использование предварительного опыта детей, создание проблемных ситуаций и др.);

б) рациональность использования доски;

в) роль и место самостоятельной работы учащихся, использование учебника, справочного материала и пр.;

г) формирование продуктивного мышления учащихся (подведение к самостоятельным выводам).

  1. Закрепление новых знаний:

а) указание методов закрепления нового материала (фронтальная работа и др.);

б) выбор материала для закрепления;

в) указание степени понимания и осознанности изучения новых знаний.

  1. Задание на дом:

а) указание времени, затраченного на объяснение домашнего задания;

б) что оно представляет собой по содержание (выучить параграф учебника, выполнить задание, ответить на вопросы учителя и др.);

в) степень понимания учащимися, как надо выполнить домашнее зада­ние;

г) в какой момент урока оно дано (в начале урока, после опроса, после закрепления, на перемене, совсем не дано).

  1. Общие выводы и предложения (подведение итогов урока):

а) общая характеристика стиля общения учителя с учащимися;

б) темп урока, использование приемов, снижающих утомляемость детей;

в) внешний вид учащихся, развитие речи;

д) организованность и дисциплина учащихся;

е) выводы;

ж) предложения.

  1. СХЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ, КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ
  1. Тема воспитательного занятия, мероприятия.
  2. Класс. Возраст учащихся.
  3. Цель и задачи внеклассной формы работы с учащимися. Чем было вызвано проведение данного мероприятия? Какие особенности данного коллектива были учтены при подготовке и проведении этой формы воспитательной работы?
  4. В какой степени и при помощи каких средств школьники были информированы о данном мероприятии? Как был учтен возраст учащихся? В чем выразилась их общая и индивидуальная подготовка к данному занятию, мероприятию?
  5. Как было организовано начало воспитательного мероприятия, его основная часть и концовка? Охарактеризуйте в целом культурно-воспитательный (воспитательно-развивающий) эффект мероприятия. Дайте анализ конкретной обстановки мероприятия. Как использованы наглядные и аудио-видео-технические средства?
  6. Как можно охарактеризовать познавательную сферу деятель­ности учащихся? Что нового узнали школьники в процессе проведения мероприятия? Какие оценочные отношения были выработаны у школьников на данном воспитательном занятии? Как можно обозначить общую эмоциональную обстановку во время мероприятия? Какие приемы и средства были использованы для успешного воспитательного воздействия на учащихся?
  7. 0характеризуйте степень внимания школьников к мероприятию, а также степень их участия в нем. Насколько учащиеся удовлетворены темой, а также содержанием и формой проведения занятия, мероприятия?
  8. Дайте общую оценку воспитательного занятия, культурно-досуговой формы. Укажите находки и просчеты проведенного мероприятия

Социально-педагогическая характеристика класса

  1. Состав класса (количество учащихся, демографический и возрастной состав).
  2. Сведения об особенностях класса (год формирования, стабильность состава, укажите, были ли слияния с другими ученическими коллективами, наличие традиций, смены и преемственности классного руководства, специфику формирования: лицейский, гимназический, обычный, выравнивания и др.).
  3. Уровень межличностных отношений в классе:

а) наличие лидеров и активного ядра (»инструментальные и эмоциональные звезды», характер их влияния, в какой сфере дея­тельности более всего это проявляется? Какие черты личности обеспечили выдвижение лидеров? )

б) наличие «отверженных», причины их появления, возможные пути изменения их «статуса» в классе;

в) взаимоотношения внутри класса (наличие группировок в классе, их мотивационная основа образования, отношение группировок друг к другу и делам класса; существуют ли дружеские отношения между девичьей и юношеской половиной класса и между собой, какова степень удовлетворенности этими отношениями между соклассниками? Как проявляется взаимная требовательность соклассников друг к другу, а также существует ли переживание неудач, успеха, наличествует ли взаимопомощь и взаимоуважение?)

  1. Культурно-образовательный уровень развития класса.

а) Учебная деятельность. Показатели успеваемости в прошлом и настоящем. Преобладающие мотивы учения. Степень систематичности, привлечения и аккуратности в учебном труде. Отношения к оценкам. Наличие любимых и нелюбимых предметов. Характеристика работоспособности и ответственности в учебе.

б) Дисциплина (характеристика отрицательных моментов на уроке, переменах и внеклассных мероприятиях, а также в школе и вне школы по отдельным учащимся).

в) Организованность. Могут ли учащиеся организоваться для выполнения задания, дела? Существует ли согласованность и сотрудничество школьников в учебное и свободное время?

г) Культура поведения. Знания правил этикета, навыки и привыч­ки культурного поведения учащихся в классе, в школе и вне их. Роль общественного мнения в классе при нарушениях нравственно-этических норм поведения учащимися. Характеристика обращения со сверстниками и взрослыми. Внешний вид учащихся.

Ваши выводы и предложения о состоянии и перспективах учебно-воспитательной работы в классе. (Включены ли родители в систему работы по развитию ученического коллектива и учащихся? Формы этого сотрудничества и их результативность).

Схема плана психологического анализа урока.

І. Психологическая цель урока.

  1. Место и значение данного урока в перспективном плане развития учащихся.
  2. В какой мере учтены в целевой установке урока конечная задача перспективного плана, психологические задачи изучения раздела и темы, характер изучаемого на уроке материала и результаты, достигнутые в предшествующей работе.
  3. В какой мере отдельные средства психолого-педагогического воздействия, методически приемы, стиль урока в целом отвечают поставленной психологической цели.

ІІ. Стиль урока.

  1. В какой мере содержание и структура урока отвечают принципам развивающего обучения:
  1. Соотношение нагрузки на память и мышление учащегося.
  2. Соотношение воспроизводящей и творческой деятельности.
  3. Соотношение усвоения знаний в готовом виде и самостоятельного поиска.
  4. Какие звенья проблемно-эвристического обучения выполняются учителем, какие – учащимися.
  5. Соотношение контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа.
  6. Соотношение побуждения учащихся к деятельности и принуждения.
  7. Педагогический такт учителя.
  8. Психологический климат в классе.
  1. Особенности самоорганизации учителя.
  • Подготовленность к уроку.
  • Рабочее самочувствие в начале урока и в процессе его осуществления (собранность, энергичность, оптимистический подход ко всему).

ІІІ. Организация познавательной деятельности учащихся.

  1. В какой мере обеспечивались условия для продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
    1. Как достигались осмысленность, целостность восприятия.
    2. Какие использовались установки, в какой форме (убеждение, внушение).
    3. Как достигались сосредоточенность, устойчивость внимания.
    4. Какие использовались формы работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала.
  2. Организация деятельности мышления и воображения в процессе формирования новых знаний и умений.
  • На каком уровне формировались новые знания и умения (конкретно-чувственных представлений, понятий).
  • Какие психологические закономерности учитывались при формировании представлений, понятий, новых образов.
  • Какими приемами стимулировалась активность, самостоятельность мышления.
  • Каков уровень достигнутого понимания (описательное, сравнительное, объяснительное, оценочное), как учитель руководил формированием убеждений и идеалов.
  • Какие виды творческих работ использовались на уроке, и как учитель руководил творческим воображением учащихся.
  1. Закрепление результатов работы.
  • Формирование навыков с помощью упражнений.
  • Предупреждение интерференции и обучение переносу ране усвоенных навыков на новые условия работы.

ІV. Организованность учащихся.

1. Анализ уровня умственного развития, отношения к учению и особенностей самоорганизации отдельных учащихся.

2. Какие группы учащихся по уровню обучаемости выделяет учитель и как сочетает фронтальную работу в классе с групповыми и индивидуальными формами учебных занятий.

V. Учет возрастных особенностей учащихся.

Как учитываются возрастные особенности учащихся во всех звеньях подготовки к уроку и его осуществления: в определении цели и стиля урока, в организации познавательной деятельности учащихся и при дифференцированном подходе к ним в процессе обучения.

Примерная программа изучения ученика в процессе учебной деятельности.

  1. Характеристика отношения школьника к своей учебной деятельности. Мотивы этого отношения.
  2. Отношение к различным учебным предметам и причины различного отношения. Влияние этого отношения на результаты учебной деятельности.
  3. Особенности восприятия, памяти, мышления и речи школьника, проявляющиеся в процессе учебной деятельности.
  4. Роль воображения школьника в процессе усвоения и использования знаний.
  5. Особенности внимания школьника.
  6. Степень самостоятельности школьника в учебной деятельности.
  7. Проявления творческого характера использования знаний.
  8. Проявление волевых качеств школьника в учебной деятельности.
  9. Мера владения школьником учебными навыками.
  10. Общие или специальные способности, характерные для данного школьника, конкретные примеры их проявления и возможные пути дальнейшего развития.
  11. Характеристика взаимоотношений школьника с товарищами в процессе учебной деятельности.
  12. Значение для данного ученика оценки его учебной работы со стороны учителя, классного коллектива, отдельных учеников.

Примерная схема психолого-педагогического анализа воспитательного мероприятия.

  1. Тема занятия, ее педагогическое обоснование.
  2. Цели и задачи проводимой работы.
  3. Организация подготовки учащихся; степень участия; наглядное оформление; использование технических средств.
  4. Содержание методики проведения занятия:
  • соответствие содержания поставленной цели;
  • познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;
  • эмоциональная насыщенность; интерес учащихся, их активность;
  • приемы и методы, используемые на занятии, их соответствие возрастным особенностям и уровню социального развития детей.
  1. Особенности личности воспитателя, проводящего занятие: убежденность, эмоциональность, контакт с учащимися, знание детей.
  2. Педагогическая ценность проводимого занятия.
  3. Как будет учтен опыт данного занятия в вашей дальнейшей работе?

Методические требования к организации воспитательного мероприятия.

Требования руководителя к воспитательному мероприятию.

  1. Название воспитательного мероприятия, дата проведения, место, возраст детей.
  2. Определение формы (жанра): этическая беседа, диспут, праздник, поход-экскурсия, психологический тренинг, урок самоуправления и др.
  3. Конкретные педагогические цели и воспитательные задачи, реализуемые на мероприятии. Например:
  • воспитание интереса к животным, науке, искусству, технике, спорту, своему внутреннему миру;
  • изменение характера межличностных (межгрупповых) отношений в коллективе класса (воспитание уважения друг к другу, терпимости, готовности помочь и т.д.);
  • изменение психологического климата в классе (после какой-либо неудачи, конфликта, трудной сессии);
  • изменение отношения к какому-либо члену коллектива;
  • обнаружение, пробуждение, развитие способностей кого-либо из членов коллектива (изменение отношения к себе);
  • изучение правил этикета в поведении: на вечере, танцах, банкете, в ресторане, на званом ужине;
  • общение с природой, приобретение знаний и умений, необходимых в экстремальной ситуации и др.

10. Индивидуальный подход в процессе воспитания:

  1. Наличие плана подготовки и проведения мероприятий, его продуманность, целесообразность, завершенность.
  2. Участие коллектива воспитанников в разработке целей, плана проведения мероприятия и мотивация участников.
  3. Описание и анализ хода подготовительной работы, распределение поручений, отношение участников к их выполнению.
  4. Педагогическая позиция педагога, стимулирование инициативы, активности, самостоятельности воспитанников, искусство привлечения помощников.
  5. Учет возрастных особенностей, индивидуальных и коллективных запросов и интересов детей.
  6. Позиция школьников при проведении мероприятия (активность и инициатива или безразличие и пассивность).
  7. Положительные, наиболее удачные моменты проведенного мероприятия, наличие воспитывающей ситуации. Недостатки и трудности в работе, пути их устранения.
  8. Степень достижения поставленных целей.
  9. Устремленность в будущее, наличие перспектив, развитие проблемы в следующих мероприятиях, системность воспитательной работы в классе.
  10. Ориентировочная программа изучения личности школьника
  11. (Сбор материала для психолого-педагогической характеристики)
  12. Общие сведения о школьнике: возраст, состояние здоровья, принадлежность к детским или молодежным организациям.
  13. Характеристика условий семейного воспитания школьника: культурно-бытовые условия в семье, особенности взаимоотношений в семейном коллективе, отношение в семье к ученику, забота о воспитании.
  14. Краткая характеристика классного коллектива, в котором учится ребенок.
  15. ( состав класса, успеваемость и дисциплина, межличностные отношения в коллективе, симпатии и антипатии, дружба, коллективизм, система традиций коллектива и т.д).
  16. Отношение школьника к коллективу: потребность быть членом коллектива, считаться с его мнением, общительность и понимание других людей, отношение к отрицательным явлениям в коллективе — списыванию, подсказыванию, зависти, круговой поруке и т.п.
  17. Направленность личности. Взгляды и убежедния.
  18. Особанности мотивационной сферы. Учебная , познавательная мотивация
  19. Уровень притязаний: заниженный, адекватный, завышенный. Самооценка. Соотношение самооценки и уровня притязаний, характерная для школьника оценка своих возможностей, требовательность к себе, отношение к критическим замечаниям учителей и товарищей, отношение школьника к самовоспитанию.
  20. Ученик в различных видах деятельности. Отношений школьника к учению, успеваемость и дисциплинированность, степень сформированности учебных навыков.
  21. Характеристика познавательной деятельности: особенности восприятия, наблюдательности, памяти.
  22. 11. Особенности эмоциональной сферы: характер эмоцио­нальной реакции на действия педагога, развитие моральных, интеллектуальных и эстетических чувств, преобладающее настроение, степень эмоциональной возбудимости, умение сдерживать эмоциональные переживания и изменять их.
  23. Волевые особенности: целеустремленность, самостоя­тельность, инициативность, решительность, настойчивость, самообладание, моральная воспитанность воли.
  24. Способности: общие и специальные, наиболее выде­ляющиеся способности ученика.
  25. Темперамент и его проявления.
  26. Характер (черты характера, проявляющиеся в отноше­нии к учению — прилежание, активность, дисциплинирован­ность и другие показатели этого отношения; черты характера, проявляющиеся в отношении к классу и школе, переживание успехов и неуспехов своего класса и школы, борьба за честь класса и школы, отношение к мероприятиям, проводимым в классе, школе и др.; черты характера, проявляющиеся в отно­шении к общественным обязанностям и поручениям: выпол­няемая общественная работа, чувство ответственности и долга перед коллективом за выполняемую работу; черты характера, проявляющиеся в отношении к труду: трудолюбие, добросове­стность, исполнительность и др.; черты характера, проявляю­щиеся в отношениях к товарищам, взрослым: доброта, общи­тельность, внушаемость и др.; черты характера, проявляющиеся по отношению к вещам: аккуратность или неряшливость; бе­режливость или небрежность и т.д.; черты характера, прояв­ляющиеся в отношении к самому себе: самолюбие, честолюбие, самомнение, скромность, застенчивость, гордость).
  27. Педагогические выводы. Возможные линии коррекции в воспитательной работе с данным учащимся.
  28. Примерная схема анализа урока
  29. 1.Общие сведения об уроке: дата, класс, предмет. Обору­дование и ТСО.
  30. 2. Организация урока. Начало урока. Подготовленность класса к уроку. Умение учителя мобилизовать внимание учащихся на учебную работу, создание рабочей обстановки в классе.
  31. 3.Тема и основные цели урока. Доведение до учащихся темы, образовательной, развивающей и воспитательной цеЛи урока. Место данного урока в системе уроков по теме, связь предыдущим материалом.
  32. Организационные стороны урока. Структура урока. Соответствие структуры урока его содержанию и целям. Взаимо­связь этапов урока, виды учебной деятельности. Целесооб­разность распределения времени на уроке. Занятость учащих-ся работой. Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
  33. Содержание деятельности учителя и учеников на уроке:
  34. а) эффективность использования ранее приобретенных знаний, умений и навыков;
  35. б) воспитание в процессе обучения;
  36. в) эффективность использования жизненного опыта учени­ков с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.
  37. Соответствие примененных методов изучения нового ма­териала: целям, содержанию урока и возрастным особенно­стям учащихся, а также решению задачи развития самостоя­тельности и активности учащихся в процессе усвоения знаний.
  38. Роль и место самостоятельной работы на уроке. Место учебника, использование наглядности, характер вопросов и заданий.
  39. Психологические основы урока. Развитие внимания, па­мяти, мышления, воображения, активность восприятия уча­щихся. Ритмичность урока: чередование легкого материала с трудным, письменных видов деятельности с устными. Нагруз­ка в течение урока.
  40. Целесообразность дидактических задач, поставленных перед домашним заданием учащихся. Наличие, объем, харак­тер домашних заданий.
  41. Стиль работы учителя, педагогический такт, речь, круго­зор, умение держаться и руководить классом.
  42. Оценка знаний и деятельности учащихся на уроке.
  43. Соблюдение гигиенических правил, условий поддержа­ния работоспособности учащихся на уроке.
  44. 11. Выводы и предложения.

Задание 6

Определение уровня (стадии) развития ученического коллектива учащихся и изучение деятельности учителя начальных классов по его формированию.

Цель задания: Формирование у студентов умения определять уровень (стадию) развития коллектива учащихся класса и намечать основные  направления педагогической деятельности  по его формированию.

Выполнение задания: 1. Наблюдение за ученическим классом и педагогической деятельностью коллектива.

2.  Охарактеризовать деловую (формальную) и личностную (неформальную) структуру.

3. В отчете о выполнении задания ответить на следующие вопросы.

1.   Какие педагогические требования предъявляет учитель коллективу учащихся класса? Как к этим требованиям относятся школьники?

2.   Поддерживают ли педагогические требования учителя активисты класса? Какие требова­ния они предъявляют своим одноклассникам?

3.    Предъявляет ли весь коллектив класса требования к по­ведению и деятельности отдельных учеников?

4.   Какую работу проводит учитель с активом класса? Привести примеры.

5.        Какие перспективные цели и задачи совместной деятель­ности ставит учитель перед коллек­тивом учащихся? Насколько организуемая учителем кол­лективная деятельность способствует удовлетворению интересов, склонностей и способностей школьников, позволяет им проявить себя?

6.  Какие положительные традиции совместной деятельно­сти сложились в коллективе класса? Как они влияют на воспитание учащихся?

Задание 7

Изучение характера взаимоотношений в классном коллективе.

Цель задания: Выявить степень удовлетворительности учащихся различными сторонами жизни коллектива.

Выполнение задания: 1. Выявить различные сферы взаимоотношений детей в коллективе.

2. Изучить психологическую атмосферу в коллективе.

3. Оформление результатов.

Предварительная работа

1.      Подготовка серии утверждений.

2.      Подготовка протокола состояния психологической атмосферы в коллективе.