Посттравматический стресс и его проявления
Посттравматический стресс (ПТС) – это нарушение, которое возникает вследствие перенесенного травмирующего события. ПТС может возникать в любом возрасте, включая детство. У детей, получивших травму, могут возникнуть психические, эмоциональные расстройства, фобии и нарушения в поведении. Посттравматические реакции у детей включают в себя следующие проявления:
Повторное переживание: то, как ребенок заново переживает травму:
• навязчивые или непроизвольные мысли и образы (постоянно возникающие, непроизвольные мысли или образы о травме, в случае, когда человек старается не думать о случившемся);
• постоянные ночные кошмары или плохие сны о травме (также сюда входят разговоры во сне или страшные сны, содержание которых не имеет отношения к полученной травме);
• проигрыш травматического события посредством повторяющейся игры, сильных психологических реакций, вызванных событиями или предметами, напоминающими о травме;
• физические реакции на события, которые напоминают или символизируют травмирующее событие (головные боли, боли в желудке, потоотделение, рвота).
Отрицание: то, как ребенок пытается избегать воспоминания о травме, вызванные людьми, местами или условиями, напоминающими травматическое событие:
• когнитивное отрицание – нежелание говорить или отвечать на вопросы, связанные с травмой;
• эмоциональное отрицание – посредством диссоциирующей реакции;
• физическое отрицание – старается физически избегать напоминаний или переносить страх на другие ситуации, например, нежелание ходить в школу. Фобии или навязчивый невроз могут быть, в сущности, попыткой избегать/контролировать воспоминания о травме.
Гипервозбудимость: то, как ребенок впадает в состояние возбуждения после травмы:
• нарушение сна (в случае, когда ребенок плохо засыпает, спит на полу, ходит во сне);
• раздражительность и вспышки гнева (в случае, когда ребенок швыряет вещи, бьет людей или окружающие его предметы, кричит на членов семьи или друзей, легко ввязывается в драки);
• трудности с концентраций внимания (в случае, когда ребенок легко отвлекается, не слушает то, что ему говорят или не выполняет указания; существуют проблемы с памятью и обучением);
• чрезмерная бдительность и беспокойство за свою безопасность и безопасность окружающих (например, когда ребенок испытывает чувство тревоги в толпе, ищет «островки безопасности», спит на полу);
Копия 2 распр.нарушения у детей
... на новые незнакомые вещи. Иногда у них возникают реакции неадекватного страха на обычные объекты и ситуации (ребенок боится кусочка меха, разлитого клея и др.). Основными ... клиническими признаками аутизма являются: 1. Трудности коммуникации. 2. Сильные реакции на сенсорные раздражители. 3. Нарушения ...
• чрезмерная реакция на испуг (в случае, когда ребенок, испугавшись, отпрыгивает или чрезмерно реагирует на звуки или на внезапное появление человека);
• чрезмерная привязанность (желание спать с родителями, домашними животными и т.д., нежелание оставаться одному, чрезмерно привязан к родителям).
Слово, которое лучше всего описывает травму – страх. Страх вызывает особенные поведенческие реакции, которые мы не часто можем увидеть у детей, находящихся в состоянии горя. Примерами могут выступать следующие реакции:
• боязнь спать одному или оставаться одному даже на короткие промежутки времени;
• испуг, вызванный звуками, местами, запахами, похожими на те, которые ребенок слышал, видел или чувствовал при происходящем; резкий хлопок выхлопных газов автомобиля может напоминать выстрел, убивший кого-либо; собака, с грохотом бегущая вниз по лестнице, напоминает ребенку падение отца с лестницы и его смерть;
• состояние чрезмерной бдительности в случае, когда ребенок постоянно насторожен и находится в ожидании опасности;
• ребенок постоянно ищет «островки безопасности» в своем окружении, где бы он ни находился. Дети, спящие на полу вместо постели после получения травмы, делают так, потому что они в постели бояться заснуть крепко и не почувствовать приближающейся опасности;
• ребенок становится раздражительным, агрессивным и провоцирует драки;
• ребенок озвучивает свое желание отомстить;
• ребенок ведет себя так, как будто бы он ничего и никого не боится (неадекватным образом реагирует на опасность), говоря о том, что ничто его не сможет больше напугать;
• забывает недавно приобретенные навыки;
• регрессирует, может снова начать мочиться в постель, грызть ногти, может начать заикаться;
• уходит в себя, не хочет проводить время с друзьями;
• могут возникать головные боли, проблемы с желудком, утомление и другие недомогания, ранее не возникавшие;
• часто попадает в несчастные случаи, идет на риск, чего до этого не делал, намеренно попадает в опасные ситуации, проигрывает в сознании какое-либо событие в лице жертвы или героя;
• возникают проблемы в школе, например, ухудшение успеваемости, плохая концентрация внимания;
• пессимистично смотрит в будущее, теряет надежду, способность преодолевать внезапно возникшие трудности, теряет желание жить, играть, наслаждаться жизнью.
Несмотря на то, что данные изменения не являются нормой, в приемных семьях они часто остаются незамеченными или симптомы проживания травмы принимаются замещающими родителями за другие симптомы, например, за СДВГ, и по этой причине взрослые не оказывают необходимую помощь. В случае, если ребенок не получает соответствующей помощи, изменения в поведении могут приобрести хроническую форму. Часто ребенок годами испытывает страх, до тех пор, пока одно из изменений в поведении не станет настолько очевидным и проблематичным, что кто-нибудь это заметит. Поэтому необходимо обеспечить родителей следующей информацией:
• Слово, которое лучше всего описывает горе – это грусть.
• Слово, которое лучше всего описывает травму – это страх.
• Реакции травмы отличаются от реакций горя, которые ребенок может переживать вследствие существенной потери.
• Реакции травмы могут проявиться через некоторое время, часто это происходит не ранее, чем через два года после случившегося. Часто влияние травмы на детей можно увидеть впервые через 2-6 недель, потом дети ведут себя так, будто ничего не произошло. Проблемы могут заново возникнуть по истечении одного или двух, а иногда даже пяти или десяти лет.
Памятка по профилактике боевых психических травм, оказанию психологической ...
... отдельную группу можно выделить так называемые посттравматические стрессовые реакции (ПТСР), возникающие по прошествии некоторого времени. К ... сущность, особенности, симптоматику БПТ и меры первой помощи. Акцентировать внимание командиров подразделений на более тщательном ... от БПТ приравнивается к получившим тяжелую физическую травму, огнестрельное ранение, контузию или химическое отравление. Поэтому ...
• Что дети могут быть травмированы равно также, как и взрослые.
• Что у детей и взрослых одинаковые реакции травмы.
• Что посттравматический стресс вызывает реакции подобные и отличные от реакций горя.
• Чтобы получить травму, ребенок необязательно должен быть жертвой или свидетелем происшедшего, он всего лишь может иметь какое-либо отношение к пострадавшему другу, ровеснику, взрослому или ребенку.
• Насилие не является единственной причиной, вызывающей травму у детей.
• Автомобильные аварии, пожары, серьезные хирургические вмешательства, смертельные болезни, несчастные случаи на воде, обнаружение трупа, развод, расставание с одним из родителей, авиакатастрофы, потопы, ураганы – все это может быть причиной травмы у детей.
• Убийство одного из членов семьи может травмировать всю семью.
• Каждый член семьи может по-своему реагировать на случившееся.
• Одинаковые реакции могут различаться по силе у разных людей.
• Чем дольше травмированному человеку не оказывается специализированная помощь, тем более хроническую и серьезную форму приобретают реакции.
• Реакции травмы предотвратить нельзя, но их негативное влияние на обучение, поведение, характер и эмоциональное развитие ребенка может быть ослаблено в случае предоставления своевременной помощи.
• В соответствующих условиях дети сами хотят и могут обсуждать детали происшедшего.
• Как правило, травмированные дети должны постоянно посещать специалистов в течение нескольких лет, так как некоторые реакции могут проявляться со временем.
• Посттравматическое вмешательство может помочь детям справиться с их страхом, а также вновь обрести чувство контроля над своими «монстрами», возникшими вследствие случившегося.
• Дети, которым будет оказана посттравматическая помощь, будут благодарны своим родителям за признание того, что им необходимо общение с человеком, понимающим весь ужас, который они испытывают.
Существуют специальные модели поведения, которые родители должны использовать, реагируя на определенные реакции травмированных детей.Травмированные дети очень нуждаются в терпении, чувстве безопасности и обыкновенной заботе со стороны родителей. Родителям самим бывает, необходима поддержка специалиста и окружающих его людей. Ведь травмированный ребенок может быть похож на гиперактивного, агрессивного, подавленного ребенка с пониженной концентрацией внимания. И в случае, когда его поведение неправильно истолковано, предпринятые меры, вероятно, будут не настолько эффективны, как в случае, если бы ребенку была оказана специальная помощь по преодолению последствий травмы. Именно поэтому специалисту надо понимать, что общего у приведенных ниже реакций с посттравматическими проявлениями.
Депрессия.Депрессии у малолетних детей редко, но случаются. К наиболее характерным симптомам у детей, подвергшимся насилию, можно отнести жалобы на плохое состояние, унылый вид, нарушение аппетита или изменение в весе, проблемы со сном и усталость. Также к ним относятся замедленные мыслительные процессы, слабая активность, мысли о смерти или о суициде, социальная самоизоляция, снижение самооценки. Жалобы на физическое состояние здоровья с возрастом имеют тенденцию уменьшаться, так как усиливаются перечисленные выше симптомы. Описанные выше реакции являются посттравматическими. Полученная от насилия травма ведет к дополнительным депрессивным реакциям, и все же главная проблема, на которую должно быть обращено воздействие – сама травма.
Поведение экспрессивное
... и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ... Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками ... принято, беседа надоела, что-то удивило или шокировало...; Непроизвольные реакции Эти ре
Обратная реакция.В случае, когда ребенок переживает травматическое событие, незамедлительно проявляется первичная и глубоко укоренившаяся реакция «замирание, уход, борьба». Во время данных ответных реакций активируются основные области мозга. Они реактивируются, когда ребенку что-то напоминает о травмирующем событии.
Замирание – реакция противоположная агрессивному поведению. Это первая реакция, которая возникает перед лицом опасности. У каждого из нас бывают времена, когда происходит слишком много событий, от избытка информации голова идет кругом, мы не можем ее упорядочить и принять решение. Примером может послужить следующее высказывание: «Когда нужно сделать слишком много, я ничего не делаю». Мы замираем. Такое временное замирание позволяет нам медленно начать обрабатывать и производить переоценку доступной нам информации, чтобы принять нужное решение.
Часто травмированные дети замирают, когда чувствуют тревогу. Данная реакция проявляется в определенной ситуации или условиях, например, в случае выполнения домашнего задания, с которым, по их мнению, они не в силах справиться. В этом случае ребенок чувствует свою беспомощность и поэтому психологически, а часто физически замирает. Поэтому, когда взрослый просит ребенка выполнить указание, тот отказывается. Обычно такие указания содержат угрозы со стороны взрослого: «Если ты это не сделаешь, то я…» Эти угрозы заставляют ребенка чувствовать себя еще более тревожно и беспомощно. Чем сильнее это чувство, тем быстрее оно перерастает в чувство страха, которое вызывает реакцию «замирания» и походит на поведение неприятия.
Диссоциативное поведение.Диссоциация(разрушение ассоциативных связей, отделение) – это способ изолировать себя от внешних раздражителей и уйти в свой внутренний мир. Примерами диссоциаций являются: мечтательность, фантазия, обезличивание, дереализация (расстройство восприятия окружающего), состояние потерянности. В случае, когда маленький ребенок находится в опасной ситуации, он скорее психологически отдалится, чтобы избежать болезненных и угрожающих раздражителей, чем физически уйдет от угрозы. Механизмы диссоциации обычно можно наблюдать у малолетних детей и взрослых. При сильном испуге реакция замирания у ребенка может перерасти в абсолютную диссоциацию.
Травмированные дети прибегают к использованию различных диссоциативных приемов:
• Дети рассказывают, как они «уходят в другой мир», где перевоплощаются в героев или животных, это напоминает то, «как будто ты смотришь фильм, в котором сам участвуешь» или «просто плывешь».
• Известны случаи, когда травмированные дети разговаривают так, как будто бы они принимают образ другого ребенка – плохой, хорошей девочки.
• В других случаях дети «уходят в транс», и смотрят на мир через завесу тумана.
Иногда в сознании травмированных детей нет четких воспоминаний, но они по-прежнему страдают от депрессии и физического истощения.Сталкиваясь с жестоким обращением, дети могут прибегать к диссоциативным приемам для полного осознания случившегося.Дети младшего возраста чаще всего прибегают к диссоциациям.
Природа травмы также влияет на модель поведения. Чем более беспомощным и обессиленным чувствует себя ребенок, тем выше вероятность того, что он прибегнет к диссоциативной реакции. Ребенок, скорее всего, прибегнет к данной реакции, если в ходе травмирующего происшествия он получил физические повреждения, испытывал боль и мучения.
Агрессивное поведение.Борьба часто связана с нарушениями в поведении и агрессией. В процессе взросления ребенка диссоциативное поведение заменяется агрессией и борьбой. Плач является соответствующей развитию ребенка реакцией на угрозу, которую он не может избежать. Ребенок не в состоянии физически защитить себя, поэтому плачем пытается привлечь внимание взрослых для своей защиты.
В случае, когда плачь не приносит результата, ребенок вынужден прибегнуть к реакции борьбы – приступу гнева. Часто у травмированных детей приступы гнева имеют регрессирующий характер. Поскольку в основе травмы лежит страх, то для травмированного ребенка агрессивное поведение, а не приступы гнева в большей степени является эквивалентом «борьбы». Данное поведение часто наблюдается у детей, ставших жертвами физического насилия и жестокости. Например, загнанное в угол животное будет отчаянно сражаться.
Дети, которые воспитываются с применением насилия, боятся и относятся с недоверием к угрозам окружающего их мира. У таких детей могут возникать проблемы в общении со сверстниками, они могут проявлять агрессию и неправильно воспринимают поведение других людей. Такие дети характеризуются слабой концентрацией внимания, что проявляется во время занятий в школе. Применение насилия часто лишает детей чувства контроля и личностного самоосознания. Их жизнь определяется насилием. Дети видят насилие в реальной жизни по телевизору: взрослые причиняют боль взрослым, взрослые детям, дети детям. К тому же, жестокость может исходить из социальной и экономической несправедливости, которую многие дети непосредственно ощущают у себя дома.
Понятие травмы и горя
По определению,горе – интенсивное эмоциональное состояние, сопутствующее потере кого-то (или чего-то), с кем (или с чем) у человека была глубокая эмоциональная связь.
Травма (психоэмоцианальная травма) – это внезапное, неожиданное, трагическое событие, приносящее потрясение, эмоциональный шок испутанность сознания. Также под словом «травма» понимаются шокирующие, неконтролируемые события, которые психологическивлияют на жертву, и последствия которых проявляются в виде чувства беспомощности, уязвимости, опасности, потери контроля над ситуацией.
Травмирующие события могут иметь насильственный и ненасильственный характер. Дети, подвергшиеся травме, могут быть:
1) выжившими жертвами (физического/сексуального насилия, автомобильныхаварий с летальными исходами, пожаров и т.д.);
2) свидетелями несчастных случаев и случаев насилия;
3) родственниками, друзьями, знакомыми жертвы или людьми, которые живутв той местности или ходят в ту же школу, где произошло событие, повлекшее за собой травму;
4) невольными слушателями подробностей происшедшего.
Важно осознавать тот факт, что дети могут являться свидетелями травмирующих событий через телевидение. Они отожествляют себя с жертвами таких событий по причине возраста, расы, культуры, окружения.
Например, на протяжении многих дней дошкольники в Детройте, штат Мичиган, смотрели репортажи о событиях в Оклахоме. Через несколько месяцев эти дети внезапно придумали игру, в которой они спасали друг друга. Являясь свидетелями происшествия посредством телевидения, они переживали ужас и потрясение еще и потому, что они были одного возраста и находились в схожих условиях, как те дети, которые погибли в детском саду. Они становились чрезмерно возбудимыми, что является одной из посттравматических реакций.
Травмирующие события подрывают основы понимания безопасности и уничтожают представления о доверии. Травмирующие события могут провоцировать реакции, которые могут показаться странными и анормальными. Несмотря на то, что такие реакции настораживают, они являются совершенно нормальными и приемлемыми.Это совершенно естественные реакции на необычные события. Данные симптомы могут проявляться вскоре после травмирующего события или через несколько месяцев, лет. Травмирующие события могут порождать навязчивые мысли, которые влияют как на дневную деятельность, так и на сон. Они могут ухудшаться, когда человек неоднократно попадает в ситуацию, подобную той, в которой была получена травма. Последствия множественных или хронических травмирующих событий намного сложнее преодолеть, чем однократные происшествия. Если не принимать меры, то реакция ребенка на травму может иметь длительные последствия. Такого рода реакция может изменяться от чрезмерной чувствительности к подобным ситуациям в будущем, до продолжительных проблем в обучении и поведении, депрессии, психических расстройств. Хотя многие люди в основном считают, что травма вызвана насилием, необходимо понимать, что несчастные случаи, такие как несчастные случаи на воде, пожары, автомобильные аварии с летальным исходом, тяжелые увечья, операции, развод и усыновление, также влекут за собой травму. Также очень важно в работе с травмированными детьми использовать методы посттравматического восстановления. Для этого вам в первую очередь необходимо отличать травму от горя.
Отличие травмы от горя
Проявления травмы и проявления горя отличаются друг от друга. Последствиятравмы намного сильнее, чем последствия горя. Данный список поможет вамопределить, что именно, травму или горе, переживает ребенок, с которымвы работаете.
Реакции на травму включают в себя реакции горя в дополнение к вышеуказанным посттравматическим реакциям.
Горе | Травма |
1. Общая реакция – грусть | 1.Общая реакция – страх |
2. Реакции горя очень специфичны | 2.Реакции травмы, в основном, включают в себя реакции горя |
3. Реакции горя, как правило, хорошо известны как непрофессионалам, таки специалистам | 3.Реакции травмы, особенно у детей, какправило, не известны как непрофессионалам, так и специалистам |
4. В состоянии горя большинство людей обычно могут говорить о том, чтопроизошло | 4.При травме большинство людей не хотят разговаривать о случившемся |
5. В состоянии горя боль – это осознание потери | 5.При травме злость приобретает формуагрессии, даже если травма была получена вследствие несчастного случая |
6. В состоянии горя в большинстве случаев злость не несет разрушения иагрессии | 6.При травме боль провоцирует всеобъемлющий ужас, чувство беспомощности и бессилия |
7. В состоянии горя в человеке говоритчувство вины: «Жаль, что я ничего немогу изменить» | 7.При травме злость приобретает агрессивный характер, даже если это быланенасильственная травма |
8. Горе не влияет и не «уродует» представление о самом себе | 8.Чувство вины в человеке, при травме,говорит: «Это моя вина. Я мог это предотвратить» |
9. В состоянии горя человек, как правило, видит сны о покойном | 9.Обычно травма поражает, искажает, «уродует» представление о самомсебе |
10. Реакции горя не включают в себя такие реакции травмы, как яркие воспоминания о случившемся, испуг, постоянное напряжение, онемение и т.д. | 10. При травме человек видит себя во снев качестве потенциальной жертвы |