Понятие о системе пед наук и осн отраслях педагогики.Связь педагогики с др науками.

ЧАСТЬ 2

1. Предмет и задачи педагогики как науки и учебной дисциплины. Основные категории педагогики.Педагогика определяется как наука о воспитании. По-гречески педагог – «ведущий ребенка». Так называлось занятие раба, которому поручали водить мальчиков к учителям. По-русски воспитывать – значит кормить, насыщать. Такое же значение у старославянского понятия пестовать (белорусское песціць): от слова пест – палочка, рукоятка ложки. По-белорусски это выхаванне. Таким образом, этимологически все эти понятия восходят к древнегреческому образу детоводителя. Процесс воспитания — процесс передачи жизненного опыта. Современная педагогика трактует воспитание — процесс передачи социального опыта от старших поколений к младшим (т.е. процесс социального самовоспроизводства общества).Таким образом, педагогический процесс с точки зрения педагогики как науки является познаваемым. Для его описания педагогика использует ряд специальных терминов – категорий. Педагогические процессы изучаются с целью воспроизведения и получения заранее прогнозируемыхрезультатов.

Педагогические процессы располагаются не только в сфере науки, но и в сфере искусства. Опыт поколений накапливается не только в научной, но и в образной форме. Для продуктивной педагогической деятельности необходимы не только знания и умения, но и особый комплекс способностей, который можно назвать педагогическими. Гл задачей науки о воспитании стало накопление, систематизация научных знаний о воспитании человека. Функция педагогики — познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей. Основные категории педагогической науки:Воспитание– в широком смысле – передача жизненного опыта; в узком смысле — формирование духовной сферы личности, привычек и навыков поведения в обществе.Образование – это процесс овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и разнообразной деятельности. Обучение – процесс взаимодействия учителя и ученика. Развитие– создание благоприятных условий для актуализации природных способностей и склонностей Формирование – педагогические действия по созданию динамических стереотипов в интеллектуальной и нравственной сферах Саморазвитие и Самовоспитание – педагогические процессы, протекающие без непосредственного участия педагога (опосредованно в роли педагога выступают как реальные, так и вымышленные личности).

23 стр., 11288 слов

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Ф. КАТАНОВА» КОЛЛЕДЖ педагогического образования, информатики и права ПЦК дошкольной педагогики, психологии и частных методик специальность 050705 Специальное дошкольное образование Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего ...

Понятие о системе пед наук и осн отраслях педагогики.Связь педагогики с др науками.

Систему педагог науки, как и любую другую сложную систему, можно анализировать по различ признакам в зависимости от направленности изучения и желания получить ответы на те, или иные вопросы.Философия-фундамент педагогики,в частности та ее часть,котор специально занимается проблемами воспитания,получившая название философии воспитания.История педагогики исследует развитие воспит. как общественного явления, историю педагогических явлений.Общ педагогика-базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатыва общие основы учебно-воспита процесса в воспитате учреждениях всех типов.Дошкол и школ педагогика-подсистема возрастной педагогики. Здесь изучают закономерности воспитания человека, отражающие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп. Педагогика высшей школы занимается педагогич проблемами взрослых. Сурдопедагогика занимается вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих. Тифлопедагогика занимается вопросами обучения и воспитания слепых. Олигофренопедагогика — умственно отсталых.

Педагогика разв-ся в тесной взаимосв с др науками. Философские науки помогают педагогике определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления, снабжают оперативной информацией о происходящих в науке и обществе переменах, тем самым помогая корректировать направленность воспитания. Анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человека — развития высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, первой и второй сигнальных систем, развития и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Психология изучает закономерности развития психики человека. Специфика профессиональной деятельности преподавателей и выпускников нашего вуза позволяет говорить о таком явлении, как артпедагогика. Связь педагогики с другими науками.Человек – существо био-социальное. Педагогика тесно связана со многими отраслями знаний, она пользуется данными иных наук о человеке, рассматривая их прикладные аспекты сквозь призму своих целей.

Науки о человеке как социальном существе Науки о человеке как биологическом существе Точные науки, техника
История Философия Психология Социология Искусствоведение Этнография Экономика Политология Религиоведение и т.д. Биология Медицина (анатомия, физиология, мед. психология, радиология и т.д.) Математика Статистика ТСО Техн. средства: фиксации: кино-, фото-, звуко-, видеозапись  

 

 

Сущность,закономерности и принципы воспитания

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних. Единства взглядов в определении процесса воспитания нет.

Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечная цель – формирование личности, нужной и полезном себе и обществу. В современном понимании процесс воспитания – эффективное сотрудничество воспитателей и воспитанников, на достижение заданных целей. Воспитательный процесс имеет ряд особенностей. Это целенаправленный процесс.

Максимальная эффективность – когда цель воспитания становиться близка и понятна воспитаннику. Современный воспитательный процесс характеризуется единством целей, сотрудничеством при их достижении. Процесс воспитания динамичен, подвижен, изменчив и длителен. Он длится всю жизнь. Школьное воспитание – непрерывное взаимодействие учителя и ученика.

Если процесс воспитания прерывается или идет от случая к случаю, то приходится заново прокладывать след в сознании ученика вместо того, чтобы углублять его, вырабатывать устойчивые привычки. Это комплексный процесс, т.е. единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, с целью целостного формирования личности.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер: от воспитателя к ученику прямая связь, от ученика к учителю – обратная связь. Управление процессом строится главным образом на обратных связях. Чем больше информации от учеников, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

Среди наиболее значимых факторов воспитания детей семья всегда играла ведущую роль, которую сохранила и по сей день. Однако сегодня семейное воспитание несет значительные потери в связи с вынужденным переключением усилий родителей на создание материальной базы как условия выживания, как возможность дать собственным детям качественное образование.

Закономерности воспитания — устойчивые, повторяющиеся связи между условиями протекания процесса воспитания и его результатом. Общие закономерности процесса воспитания: Эффективность процесса воспитания зависит от: сложившихся воспитательных отношений; соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достичь; совокупного действия объективных и субъективных факторов; интенсивности воспитания и самовоспитания; активности сопутствующих процессов обучения и развития; интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» воспитанников (систему мотивов, потребностей, эмоций, воли); интенсивности и качества взаимоотношений (общение).

Принципы воспитания – основные исходящие требования, которым руководствуется педагог, формируя личность в процессе взаимодействия с воспитанником. Система принципов воспитания: усвоение ценностей национальной и мировой культуры (принцип культуросообразности) учет возрастных и индивидуальных особенностей личности воспитанника (принцип природосообразности); гуманизм и уважение к личности воспитанника в сочетании с разумной требовательностью воспитание личности в деятельности (учебной, нравственной, эстетической и т. д.) стимулирование активности личности — формирование мотивов (субъективное отношение личности к деятельности, в основе которого лежит сознательно поставленная и обоснованная цель) и интересов (окрашенная положительными эмоциями и мотивированная потребность, придающая человеческой деятельности увлекательный характер); принцип перспективных линий (ощущение радости от успеха, открытие перспективы роста); опора на положительные качества воспитанника сочетание коллективного и индивидуального воспитания; принцип единства и согласованности педагогических усилий школы, семьи и других социальных институтов воспитания; сочетание педагогического руководства и самостоятельной деятельности; единство воспитания и самовоспитания.

 

Содержание и направления процесса воспитания

Под содержание воспитания понимают систему знаний, умен и навык, взглядов, качеств и черт человека, устойчивых привычек, поведения, котор. необход. Овладеть и котор соответствуют поставлен цели и задачам. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, моральное, естетическое воспитание, объединенное в целостном педагогическом процессе, помогает достигнуть главную цель воспитания – формир всесторонне и гармонично развитой лічності.

В основе современного поніманія процесса воспітания лежат след идеи:1. Реализм цели воспитания,2 совместная деятельность детей и взрослых 3 самоопределение 4 личностная направленность воспитания 5 добровольность 6 коллектівная направленность

Хорошоорганизованное воспитание обязано подготовить человека к 3 главным ролям в жизни: 1 гражданини, 2 работника, 3 семьянина

Существенную роль вносит начальная школа в формирования необходимых качеств

НАПРАВЛЕНИЯ В воспитательном процессе можно выделить несколько направлений: физическое воспитание, умственное, нравственное, гражданское, эстетическое, трудовое и профессиональное. Целью физического воспитания является совершенствование организма человека. Оно осуществляется на основе тренировок, учебной и просветительской работы. Критерии физической воспитанности: выносливость, ловкость, двигательные качества, умения и навыки и пр. В содержание умственного воспитания входят: развитие интеллекта посредством развития всех познавательных функций человека, просвещение в области наук, деятельности, общения, формирование механизма самоорганизации умственной деятельности, развитие индивидуальных интеллектуальных способностей, развитие сознания и самосознания у учащихся, их творческого потенциала, формирование профессионального мышления. Умственное воспитание осуществляется через процессы образования и обучения. Критериями умственного воспитания являются высокоразвитый интеллект, широкий кругозор, высокий уровень самоорганизации умственной деятельности, творческие способности личности. Гражданское воспитание включает в себя патриотическое, национальное и интернациональное, политическое и правовое воспитание.

Осуществляется на основе образования, педагогического общения и вовлечения в общественную жизнь. Критериями являются проявление гражданской зрелости: желание участвовать в общественной жизни, готовность прийти на защиту Родины, отсутствие правонарушений и пр. Содержание нравственного воспитания: моральное, этическое воспитание, нравственное просвещение в вопросах морали, этики, политики, воспитание ответственности за свои поступки, развитие механизмов нравственного самовоспитания. Нравственное воспитание осуществляется через образование и в процессе педагогического общения. Критериями являются наличие и проявление у индивида глубокого нравственного чувства, его способность к эмоциональному переживанию, мукам совести, страданиям, стыду, сочувствию, а также устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, высокая культура отношений в коллективе. Понятие «эстетическое воспитание» содержит в себе следующие элементы: развитие эстетического восприятия окружающего мира, эстетических чувств, формирование эстетических отношений. Осуществляется через образование и в процессе обучения, через соприкосновение с миром прекрасного. Критерий: развитый художественно-эстетический вкус. Трудовое и профессиональное воспитание предполагает формирование общетрудовых знаний, профессиональную ориентацию и пр. Осуществляется через процесс вовлечения учащихся в различные виды общественно-полезного труда. Его критериями являются наличие трудолюбия, определенных профессиональных знаний, умений и навыков, ориентация на определенную профессию.

 

 

Методы,средства и формы воспитания

В педагогике, в частности в теории воспитания, существуют понятия средств, методов и приемов воспитания, а также форм организации воспитательного процесса.

Под средствами воспитания — виды деятельности, развив личность. К ним относ: труд,познание, общение,игра,спорт В процессе деят. создаются благоприя предпосылки для формир моральных и волевых качеств личности. Однако в любом случае деят должна удовлетворять пед требованиям.

Методы нравственного воспитания — это такие способы воспит воздействия на личность, котор применяются преподавателем и коллективом с целью разви нравственных убеждений, чувств и поведения.

Выбор этих методов зависит от задач и содержания воспит деятельности, индивидуальных особенност и степени педагоги мастерства преподавателя.

Формы организации воспитательной работы по содержанию очень близки к методам воспитания. Выделя такие формы организации воспит работы, как массовая (праздники, соревнования), групповая (кружки, факультативы), индивидуальная.

Наиболее устоявшаяся традиционная классификация методов воспитания включает четыре группы методов: Методы убеждения. Методы организации положительной деятельности воспитанников, или методы упражнения и приучения. Методы поощрения. Методы наказания.

При помощи этих методов решаются 2 осн задачи: приобретение детими положит опыта поведения и развитие их сознания.

Методы, направл на формир нравств сознания, нравстве понятий и чувств, обычно называют методами убеждения.Эти методы рассчитаны на нравстве нормы и правила поведения, на обучение умению оценивать свое собственное поведение Необходимо не только знать, учитывать и использовать, но и целенаправленно создавать в процессе воспитания такие условия, в которых студенты смогли бы заниматься значимой для них деятельностью.

Методы организации положительной деятельности тесно связаны с методами упражнения, приучения.

Упражнение — планомерно и систематически организуемое выполнение различн действий с целью приучения их к соблюдению норм и правил, выработки необходимых навыков, умений и привычек.Приучение — более узкое понятие, чем упражнение, и является как бы его начальным этапом.

Упражнения в деятельности направлены на воспитание привычек к труду, к общественным поручениям и взаимоотнош в коллективе. Специа упражнен вырабатывают и закрепляют навыки культур поведения, привычки к соблюдению правил внешней культуры.

При использовании методов упражнения, приучения необход показать ребенку образец поведения, создать у него положит отношение к воспитываемой норме поведения; необходимо предупреждать возможные нарушения, контролировать характер выполнения действий, предъявлять последоват и единые требования к поведению детей.

В след группу методов входят методы, кото оказ влияние на поведение, непосредственно воздействуя на их эмоции и мотивы. Это Методы поощрения применяютс при положител оценке действий детей. Поощрения укрепляют веру в свои силы, стимулируют положительные поступки, повышают ответственность Поощрение должно соответствовать действительным заслугам перед коллективом.При поощре необходи учитывать индивидуа особенности, положение ребенка в коллективе. Во всех случаях поощрение не должно быть слишком частым. Неумеренная похвала, противопоставление коллективу — может привести к эгоцентризму, к ложному самоутверждению. При поощре необход учитывать мнение коллектива и принимать во внимание не только успеваемость обучающегося, но и его обществен лицо, отношение к обществен поручениям, к коллективу.

Важно учитывать характер отношения ребенка, коллектива к взрослому, старшему. Даже незначительное поощрение со стороны уважаемого, любимого преподавателя может оказать большее эмоциональное воздействие, чем награда, полученная от нелюбимого и неуважаемого преподавателя.

Методы наказания выражают отрица оценку поступков и действий ребенка. Наказание может предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывая чувство вины перед коллективом. Сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им. Наказание со стороны человека, мнение которого уважается, заставляет ребенка переосмыслить свое поведение.. Методы наказания могут быть разнообразны: замечание, осуждение, выговор, разбор поступков, разбор поступков в коллективе, отстранение от занятий, предание поступка гласности и пр.

Педагогические требования к наказаниям выражаются в следующем: Наказание должно соответствовать мере вины воспитанника. Наказывая, следует учитывать мотивы поступка, его вред для коллектива, индивидуальные особенности студента; отношение студента к коллективу и к преподавателю. Недопустимо, чтобы преподаватель и коллектив расходились в оценке проступка студента. Наказание не должно причинять студенту физических и нравственных страданий, оскорблять его, унижать его достоинство. Необходимо создавать условия для понимания студентами справедливости наказания.

Все методы воспитания должны применяться с учетом условий, места и времени и во взаимодействии друг с другом.

24. Коллектив,как средство воспитания.Функции детского коллективаКоллектив – высокораз группа с такими характеристиками, как сплоченность, целеустремле, ценностно-ориентационное единство. Воспитательный коллектив – это коллектив, созданный с целью реализации задач образования. Состоит он из двух взаимосвязанных коллективов – детского и взрослого (педагогического).

На основе анализа существующих в педагогике и психологии характеристик коллектива можно сказать, что детский воспитательный коллектив –это объединение школьников, имеющих общие социально значимые цели, организующих разнообразную совместную деятельность, имеющих органы управления и связанных коллективистскими отношениями. В этом определении выделены четыре главных признака школьного воспитывающего коллектива. Более полную характеристику можно видеть ниже.

Детский коллектив имеет такие характерные черты:

· постановка и достижение общественно значимых целей и задач (увлекательных перспектив);

· включение школьников в различные виды социальной деятельности с учетом их возраста и индивидуальных особенностей, половозрастных различий;

· формирование отношений ответственной зависимости как основы равноправия и сплочение коллектива;

· выработка правильного общественного мнения;

· появление, поддержание и накопление положительных традиций в коллективе;

· организация действенной работы органов самоуправления;

· мажорный стиль жизни детского коллектива: постоянная готовность воспитанников к действию, ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности всего коллектива.

Воспитательная значимость коллектива обусловлена его функциями, которые можно условно отнести к трем основным группам:

· организационная (включение в различные виды деятельности, их координация, формирование деловых отношений, взаимодействие с членами различных коллективов в школе и вне ее: кружки, клубы, спортивные секции и т. д.);

· воспитательная (формирование нравственности школьников, их отношения к миру и к самим себе, выработка ценностей, привычек, воли, характера);

· стимулирующая (создание благоприятных условий для содержательного социально значимого общения и потребности в нем, формирование потребности в самовоспитании учащихся, корректировка их поведения).

СТАДИИПервая стадия — создание коллектива учащихся Знакомство классного руководителя с детьми, переходит в систематическое, глубокое изучение их Ознакомление учащихся с едиными требованиями, правилами внутреннего порядка и режимом д дня школы Упражнения, игровые элементы (поощрение, соревнования) для закрепления этих тремог.

Формирование органов самоуправления: избрание старосты класса, назначения или избрания активистов на все должности Выработка в избранных активистов начальных организаторских навыков: инструктирование их о фу ункции, методики их исполнениия.

Вторая стадия — распространение влияния актива на весь коллектив Актив не только поддерживает требования педагога, но и сам ставит их перед членами коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что — вред интересам коллектива Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагогга.

Третья стадия — решающее влияние общественного мнения, большинству Осознание общественного мнения в коллективе всеми учащимися Активизация каждой личности, развитие у него внутренних стимулов сознательного отношения к учебе ния, поведения, труда и других школьных обязанностей взаимозаменяемости активистов в разных ролях в классе, создание общей системы передачи функций и опыта Предоставление прав коллектива самостоятельно, без вмешательства я классного руководителя решать вопрос о поощрениях и взысканиях, планирование своей работы и иа ін.

Подготовка активных учащихся к целенаправленному самовоспитания

На этой стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов Общий опыт, одинаковые оценки событий является основным признаком и наиболее характерной чертой коллектива на т третьей стадийї.

Четвертая стадия — самовоспитание Благодаря прочно усвоенному коллективному опыту каждый ученик сам проявляет к себе определенные требования Выполнение моральных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовихова Ання Педагог корректирует самовоспитания старшеклассников помогает определить нужные для самосовершенствования качества, составить индивидуальный план самопознания и самосовершенствования качеств интеллектуально го, нравственного, эстетического саморазвития, инструктирует и консультирует по приемов и средств самосовершенствования и самоанализа, самовнушения, самоприказов, самоотказ от негативногого.

25. Семья как фактор воспитания и формирования личности: цель,задачи, принципы и содержание семейного воспитания

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья – это такое образование, которое “охватывает” человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание – сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

Задачи семьи состоят в том, чтобы:

  • создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
  • стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
  • передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
  • научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;
  • воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “я”.

Семейное воспитание имеет свои принципы. Наиболее общие из них: – гуманность и милосердие к растущему человеку;

  • вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;
  • открытость и доверительность отношений с детьми;
  • оптимистичность взаимоотношений в семье;
  • последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);
  • оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.

Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: запрещение физических наказаний, запрещение читать чужие письма и дневники; не морализировать, не говорить слишком много, не требовать немедленного повиновения, не потакать и др. все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.

Целью семейного воспитания является формиро таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей.Семейному воспитанию присущи свои методы. это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д.

Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целю демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной, семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются:

1. физическое – основывается на здоровом образе жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия спортом, закаливание организма и т.д.;

2. нравственное – стержень отношения, формирующих личность. Воспитание непреходящих моральных ценностей – любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга;

3. интеллектуальное – предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребностей их приобретения и постоянного обновления;

4. эстетическое – призвано развить таланты и дарования детей или просто дать им представление о прекрасном, существующем в жизни;

5. трудовое – закладывает основу их будущей праведной жизни. У человека, не приученного трудиться, один путь – поиск «легкой» жизни.

 

Понятие о пед системах

Система — выделенное на основе определенных признаков.упорядоченное множество взаимосвяз элементов,объединенных общ целью функционирования и единства управления и выступающих :во взаимодействии со средой как целостное явление.

Как искусственная, специально в силу объективных законов развития общества организованная, пед система находится под постоян «контролем» общества, т. е. той соц системой, частью котор она явл. Изменения пед системы, ее перестройка и адаптация находятся в зависимости от того, на какой или на какие элементы в данный момент направ воздействие общества: на укрепление материал базы, совершенствование содержания образования, заботу о материальном положении учителя и т. п. Причины многих неудачн попыток совершен-ия пед систем кроются в несистем,локальном подходе к преобразов ее элементов.

Общество, формируя соц заказ, строит и соответствующую ему систему образования как наиболее общую пед систему. Подсистемами последней выступают все соце институты, выполн образовательно-воспит функции и объединяющиеся в систему образования.Ведущей подсистемой (системообразующей) в системе образования является общеобраз школа. Для эффективного функционир пед систем, имеющих целью воспитание подраст поколения, общество создает систему подготовки воспитателей, средние специальные и высшие пед учебн заведения как пед системы. Так же общество создает разного уровня пед системы профес подготовки и повышения квалификации.

Виды педагогических систем различаются назначением следствие, особенностями организации и функционировать в системе дошкольного воспитания основной является педагогическая система «детский сад». Ее варианты: педагогическая система круглосуточных детских садов, садов для детей с ослабленным здоровьем и т. п.

В системе общеобразов подготовки основой является пед система «школа» с вариантами в зависимо режимов работы: традиционный, полуинтернатный (школа с продленным днем), интернатный (школа-интернат, детские суворовские и нахимовские училища и т.п.).

Вариантами система образования детей с задержкой психического развития">педагогической системы «школа» являются альтернативные учебные ведения: гимназии, лицеи, колледжи и др.

Любое образователь учреждение, в основе деятельн котор лежат нетрадиционные подходы, идеи, можно отнести к авторским пед системам, назвать авторской школой. К ним по праву причисляют педагогические системы Я.А.Коменского, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, А. С. Макаренко, В.Сухомлинского, В.А.Караковского и многие др системы педагогов-классиков и современных педагогов-новаторов — руководителей образовательных учреждений.

Непреходящей общей инновацией, относящейся к педагогической системе в целом, является оптимизация учебно-воспитательного процесса. Разработку этой идеи возглавил в начале 70-х гг. академик Ю.К. Бабанский. Были достигнуты определенные результаты, которые и сегодня явл значимыми для отечественной педагогики и школы.

Оптимизация — процесс наилучшего варианта из множества возможных.Под оптимизацией можно понимать и степень соответствия пед системы тем целям, для достижения кот она создана.

Решение задач оптимизации начинается с выбора критерия. Критерий оптимальности – это признак, на основании котор производится оценка возможных вариантов развития процесса и выбор наилучшего из них.Критерии оптимальности процесса обучения(Ю.К. Бабанский): содержание, структура и логика функционирования его обеспечивают эффективное и качественное решение задач обучения, воспитания и развития школьников в соответствии с требованиями государственного стандарта на уровне максимальных учебных возможностей каждого школьника; достижение поставленных целей обеспечивается без превышения расходов времени, отведенных действующим планом для классных занятий, а также без превышения максимальных норм времени, установленных школьной и трудовой гигиеной для домашних занятий учащихся и учителей одновременно должно предупредить факты переутомления учителей и учащихся.

Методологической основой оптимизации является системный подход, кото требует рассматривать все компоненты пед процесса в единстве закономерных взаимосвязей, опираться на общую теорию управления сложными динамическими системами.Основные методологические требования оптимизации педагогической системы:– целостный охват процедурой оптимизации всей системы;– опора при выборе оптимального варианта на всю систему закономерностей учебно-воспитательного процесса;– последовательный учет возможностей оптимизации всех компонентов системы;– рассмотрение оптимизации как постоянно текущего инновационного процесса со все более высокими задачами и более совершенными технологиями их разрешения.

Основные способы оптимизации:

– комплексный подход как общее требование предотвращения односторонности в проектировании, планировании, внедрении мер практической деятельности, оценке результатов;– конкретизация задач с учетом особенностей педагогической системы;– выбор оптимального варианта содержания учебно-воспитательного процесса с помощью выделения главного, межпредметной и междунаправленческой координации, построения рациональной структуры содержания;– выбор тех методов и форм учебно-воспитательного процесса, которые позволяют наиболее успешно решать поставленные задачи в установленное время;– осуществление дифференцированного и индивидуального подходов к слабоуспевающим, наиболее подготовленным и всем другим обучаемым;– рациональное сочетание управления и самоуправления учебно-воспитательной деятельностью, оперативное регулирование и корригирование ее течения. Постепенное превращение обучения в самообучение, а воспитания в самовоспитание;– анализ результатов учебно-воспитательного процесса и затрат времени на их достижение по установленным критериям оптимальности и в соотношении «затраты – продукты».

Педагогические инновации – это идеи, процессы, средства и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы.

Объектами инноваций являются следующие педагогические вопросы:– повышение мотивации учебно-воспитательной деятельности;– пути увеличения объема изучаемого на уроке материала;– как ускорить темпы обучения;– как устранить потери времени и т. д.

Главные направления инновационных преобразований в педагогике: педагогическая система в целом; учебные заведения; педагогическая теория; учитель; обучаемые; педагогическая технология; содержание; формы, методы, средства; управление; цели и результаты.