Факторы группового поведения
Формирование сплоченной группы
Стадии развития коллектива
Понятие группы и группового поведения
Основу любой организации составляет трудовой коллектив. Эффективность деятельности организации определяется не только усилиями отдельных людей, но в большей степени результативностью их совместной деятельности. Руководителю важно знать особенности группового поведения, уметь так выстраивать политику, чтобы группа была созидательной, а не деструктивной.
Группа – относительно обособленное объединение небольшого количества людей, которые находятся в устойчивом взаимодействии для достижения конкретных целей.
Группы классифицируются по различным признакам, и разные авторы предлагают различные критерии классификации:
По размеру группы бывают большие и малые
По сфере деятельности управленческие и производственные
По уровню развития высокоразвитые и слаборазвитые
По реальности существования реальные и условные
По степень формализации формальные и неформальные
По цели существования проектные, функциональные, по интересам и дружеские
По периоду функционирования постоянные и временные
По характеру вложения индивида в группу референтные и нереферентные
Несмотря на различные классификации все группы имеют общие основные характеристики
Основные характеристики зависят от группы, определяются характером взаимоотношений и взаимодействий работающих в ней сотрудников. Они формируются в процессе развития группы.
Ситуационные характеристики зависят от условий функционирования групп, определяемы организацией. Они оказывают значительное влияние на работу групп и могут либо способствовать ее улучшению, развитию группового и межгруппового сотрудничества, либо тормозить эти процессы.
Структура группы — это схема взаимоотношений в группе между ее членами в зависимости от занимаемой должности. Члены группы определяют престиж каждой должности, ее статус и значение в группе.
Статус- положение работника в группе в соответствии с занимаемой должностью (формальный, официальный статус), а также положение в группе, которое отводят работнику другие ее члены (неформальный, неофициальный статус).
Группа и групповое поведение в организации
... процессы - образование группы, формирование, нарастание сплоченности, давление в группе, лидерство, организация совместной деятельности, принятие решений. 2. Этапы развития группы При исследовании группового поведения метафора "жизненный цикл" ... конфликты по поводу функций и ответственности. Члены группы начинают конкурировать за положение и статус. Атмосфера может стать враждебной из-за непринятия ...
Роли. Каждый член группы выполняет в ней различные роли. Роли- определенный набор действий, поведение индивида, определяющееся работой. Роли могут быть:
· Предполагаемыми (ожидаемыми) – это модель поведения, ожидаемая от членов группы и определяющаяся работой;
· Воспринимаемыми- модель поведения с точки зрения самого сотрудника, занимающего определенную должность;
· Предписанными- фактическая модель поведения члена группы.
Все эти роли можно назвать функциональными, т.к. они связаны с выполнением обязанностей в соответствии с занимаемой должностью и формально закреплены. Структура группы в зависимости от целей исследования и условий, определяемых в качестве существенных, может быть обозначена с позиций реализации отношений «власть — подчинение», предпочтений, межличностных отношений, разделения труда, коммуникаций, материальных и документальных потоков в группе в процессе совместного труда и т.п.
Групповые процессы — это процессы коммуникации, интеракции (статус, роль, положение членов группы и их изменения), перцепции (восприятие членами группы других членов и других групп), аттракции (привлекательность, влечение), а также организационные процессы: образование группы, формирование, нарастание сплоченности, давление в группе, лидерство, организация совместной деятельности, принятие решений.
Групповые нормы — это элементы групповой культуры, правила должного с точки зрения группы поведения для каждого статусного уровня, а зачастую и для каждого члена группы. Они выполняют функцию регулирования совместной деятельности членов группы. Групповые нормы оказывают сильное влияние на поведение ее членов. Это обусловлено тем, что соблюдая нормы, человек может рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание и поддержку. Они также помогают членам группы определить, какое поведение и какие результаты от них ожидаются.
Состав группы, происходящие в ней процессы и групповые нормы определяют потенциал группы.
Формирование сплоченной группы
Трудовой коллектив можно определить как организованную группу людей, объединенных социально значимой целью и системой непосредственных взаимоотношений в процессе труда.
Первичный трудовой коллектив характеризуется соответствующими структурами и выполняет определенные функции. Его развитие происходит в соответствии с социально-психологическими процессами групповой динамики, основными из которых являются:
• общение работников;
• сплоченность коллектива;
• трудовые конфликты;
• руководство и лидерство и т.д.
Трудовые коллективы могут классифицироваться по:
а) месту в общественном разделении труда: сфера материального производства, обслуживания, наука, культура и т.п.;
б) отраслевому признаку: промышленное строительство, сельское хозяйство, сфера услуг и т.п.;
в) численности работающих в коллективе: большие, средние, малые (первичные);
г) месту в системе управления: коллектив бригады отдела, цеха, предприятия.
Трудовой коллектив выполняет следующие функции:
Организация творческой деятельности в школьном коллективе
... деятельность. Теоретическая основа. 1.1. Понятие творческой деятельности. Коллективная творческая деятельность. Признаки творческой деятельности. Творческая деятельность - форма деятельности человека или коллектива ... приступить к разработке общей психологической теории поведения человека. В системе творчества и ... активизировать свой творческий потенциал. Важную роль в развитии творчества у детей ...
1) целевая — основная функция, ради которой организован коллектив;
2) интегративная — процесс объединения сотрудников, их разрозненных действий в единый сплоченный коллектив;
3) функция развития личности — одна из важнейших задач коллектива, которая заключается в удовлетворении материальных и духовных потребностей преподавателей и сотрудников;
4) воспитательная — создание условий для усвоения каждым преподавателем групповых норм поведения.
Ценностная ориентация группы — социально обусловленная направленность сознания и поведения группы, имеющая общественную и групповую значимость, выражающуюся в предпочтительности отношений к тем или иным объектам.
Социальная установка — готовность коллектива к определенной оценке ситуации и способу деятельности в ней, предрасположенности к тем или иным событиям, людям, предметам.
Традиция — способ реализации устойчивых общественных отношений, поддерживаемых силой общественного мнения, коллективных привычек и убеждений.
Морально-психологический климат — преобладающий в коллективе относительно устойчивый эмоциональный настрой, в который включаются настроения людей, их эмоциональные переживания и волнения, отношения друг к другу, окружающим событиям.
Сплоченность — одно из наиболее важных качеств, определяющих эффективность групповой деятельности. Детерминантами сплоченности являются:
1)время существования группы: слишком короткий срок не позволяет достигнуть высокого уровня сплоченности, а слишком долгий может привести к снижению достигнутого уровня;
2)численность группы: увеличение количества членов группы (свыше девяти человек) может повлечь за собой снижение сплоченности;
3)возраст членов группы: более сплоченными считаются коллективы, члены которых являются ровесниками;
4)внешняя угроза: руководитель часто не учитывает, что исчезновение внешней угрозы часто приводит к нарушению сплоченности;
5)предшествующий успех: гордость за совместные достижения усиливает сплоченность, а неудачи, напротив, снижают ее. Общие установки и ценностные ориентации (например, религия и этика) также способствуют сплочению группы.
Росту сплоченности способствуют демократичность процедур, участие членов группы в принятии решений.
Эффективность совместной деятельности связана:
• с эмоциональной близостью участников совместной деятельности, которая, однако, не должна переходить определенные границы;
• с участием членов группы в установлении целей совместной деятельности;
• с взаимозависимостью, которая предполагает взаимопомощь, взаимную компенсацию недостатков, значимость каждого участника для группы и выполнения общей задачи;
• со своевременным и умелым разрешением конфликта;
• с отказом от сокрытия конфликтов, откровенным обменом мнениями при их разборе, поиском решений истинного согласия;
• с особенностями руководства группой, которые предполагают способность лидера отказаться от лишних амбиций, служить примером для других, соблюдать определенную дистанцию с подчиненными;
• со сплоченностью группы.
Эффективность работы организации во многом зависит от уровня подготовки, квалификации, специальных и профессиональных навыков менеджера, его умения формировать благоприятный морально-психологический климат, организовать производственный процесс и от многих других его качеств как руководителя.
Группа как система совместной деятельности Групповая система ...
... зависимость между стрессовыми ситуациями и эффективностью групповой деятельности, с одной стороны, и уровнем развития группы как коллектива, с другой. Было экспериментально установлено, что влияние ... зрения. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп, является точкой, в которой скрещиваются ...
Оптимальная численность коллектива должна определяться нормами управляемости, возможностью руководителя держать в поле зрения внутренние взаимосвязи между членами коллектива и управлять людьми, обеспечивая решение производственных и социальных задач.
Сплоченность и совместимость людей в коллективе, морально-психологический климат определяются и правильным подходом к формированию коллектива с учетом социально-психологических факторов: численности, возраста, пола, уровня образования, типа темперамента и др.
По возрастному признаку члены коллектива могут быть также разнообразны, и тогда они дополняют друг друга: так, молодежь более энергична, более работоспособна, но профессиональное мастерство ее явно невысокое; кадровые работники обеспечивают высокое качество работы за счет опыта и накопленных знаний, но зачастую менее инициативны.
Психологическую совместимость молодежи и кадровых работников может обеспечить наличие в организации людей промежуточных возрастов, играющих роль своеобразных психологических мостов.
Различен характер взаимоотношений в мужских и женских коллективах. В разнополом коллективе отношения товарищеской взаимопомощи развиваются благоприятней; в однополых коллективах ниже уровень дисциплины и производительность труда, выше потери рабочего времени. Руководить смешанным коллективом легче.
Объединение в организации людей с разным уровнем образования стимулирует членов коллектива повышать профессиональное мастерство, делает их контакты более привлекательными, более интересными.
Большое значение при формировании коллектива имеет учет типов темперамента людей: как правило, людьми одного типа темперамента руководить очень сложно, между ними трудно обеспечить психологическую совместимость.