Педагогика и психология в системе наук о человеке

Объекты и типы связи различных наук.Связь психологии и педагогики с другими науками проявляется по-разному в зависимости от объектов и типов связей. Выделяют следующие объекты связи педагогики и психологии с другими науками.

Термины (понятия). Психолого-педагогические науки широко используют термины, заимствованные из других наук («бытие», «неравновесная система», «функция» и др.).

При этом заимствованные термины нередко приобретают новый смысл. В то же время и сами психолого-педагогические науки обогащают категориальные системы других наук.

Закономерности. Примером творческого использования психолого-педагогическими науками открытых другими науками закономерностей может служить применение в ней философских положений о закономерной связи теории и практики, формы и содержания, общенаучных положений о закономерностях развития систем и т. п.

Концепции. В своих научных построениях психолого-педагогические науки часто либо берут за основу философские или общенаучные концепции (так, философская концепция, известная под названием «необихевиоризм», послужила основой для разработки теории управления педагогическим процессом), либо используют такие концепции как инструмент анализа в психолого-педагогических исследованиях (такую роль выполняет в педагогической науке герменевтика).

Модели. Разработанные в рамках других наук модели часто служат основой при моделировании явлений и процессов в образовании. Например, структурно-функциональная модель может послужить основой при моделировании и конструировании образовательных систем разного уровня.

Эмпирические данные. Данные социологии, часто выраженные в конкретных цифрах или сформулированные в виде тенденций, нередко становятся основой для разработки конкретных проблем образования, например проблемы формирования у младших школьников произвольного внимания в процессе обучения. Результаты медицинских исследований также помогают педагогам и психологам в исследовании определенных проблем (например, в области коррекционной педагогики).

Критерии. Критерий (греч. kriterion — средство для суждения) — признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки. Наряду с собственными критериями оценки образовательных систем, явлений, процессов психолого-педагогические науки пользуются критериями, разработанными другими науками. Как правило, в рамках одного исследования часть критериев — оригинальные, часть за­имствована из философии, социологии, теории управления и других наук.

16 стр., 7830 слов

Психолого-педагогические основы использования дидактических игр ...

... игры, игровых ситуаций, игровых заданий в организации учебного процесса. Глава 1. Психолого-педагогические основы использования дидактических игр в процессе обучения 1.1 Природа игры Игра сопровождала ... как метод организации других видов деятельности. Игра, как форма организации комплексного педагогического действия. Игра, как средство эмоционального сплочения детей. Игра, как особый способ ...

Методы. Психолого-педагогические науки широко используют методы исследования, применяемые в других науках — социологии, филологии и др. Тот факт, что практически любой метод теоретического или эмпирического исследования может при условии его обязательной корректировки найти применение в психолого-педагогическом исследовании, объясняется тем, что в условиях сближения наук методы исследования очень быстро становятся общенаучными.

Можно выделить несколько типов связей педагогики и психологии с другими науками.

Заимствование. Психология и педагогика могут заимствовать из других наук термины, методы, критерии и другие объекты. Однако заимствование не может быть механическим. Оно всегда имеет творческий характер, поскольку заимствованные объекты, как правило, по-своему интерпретируются психологической или педагогической наукой.

Взаимовлияние. Этот тип связей, в отличие от предыдущего «однонаправленного», носит двусторонний характер. Примером могут служить отношения между педагогикой и философией. Не только педагогика широко использует достижения философии, но и философия пользуется научными достижениями в области педагогики — в тех случаях, когда применяет для обобщения выявленные в психолого-педагогических исследованиях закономерности.

Взаимодействие. Такой тип связей характерен для комплексных исследований, при проведении которых каждая наука рассматривает определенный аспект какого-либо образовательного объекта, явления, процесса, относительно которого нужно получить новое знание. Психолого-педагогическая наука в таких исследованиях выступает в роли объединяющего начала: задает цели и направление научного поиска, формулирует обобщающие выводы.

Взаимопроникновение. Подобные связи между психологии, педагогикой и другими науками возникают тогда, когда на основе ведущих идей, положений, выводов одной науки складываются новые концепции и парадигмы, возникают новые отрасли в рамках другой науки. Взаимопроникновение характерно, например, для отношений с философией. Каждое психолого-педагогическое исследование опирается на определенную философскую систему или концепцию. В то же время педагогические и психологические идеи органично «вплетены» практически во все философские концепции.

Комплементарностъ. Такой тип связей часто возникает между педагогикой и психологией, внутри самой системы психолого-педагогических научных дисциплин. Термин «комплементарностъ» обычно переводят как «дополнительность», «взаимное соответствие». Комплементарные связи возникают в тех случаях, когда данные одной науки дополняют данные другой, когда из данных нескольких наук, как из мозаики, складывается единая картина.

2 стр., 744 слов

Анализ проблемы креативности в современной психолого-педагогической науке

... исследования творчества дифференциально-психологического типа, направленные на выявление, описание, систематизацию личностных характеристик и способностей к творческой деятельности. Одной из наиболее актуальных проблем современной психолого-педагогической науки ... данному психолого-пе дагогическому явлению. Такой подход требует рассмотрения всего процессуального ком плекса креативности в педагогике: ...

Интеграция. Под интеграцией (от лат. integratio — восстановление, восполнение) понимают связывание отдельных частей и функций системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Результатом интегративных связей между философией и педагогикой, например, является философия образования — научно-педагогическая дисциплина, в основе которой лежит философский способ познания педагогической действительности. Примером результата интегративных связей может служить и упоминавшаяся ранее психопедагогика. Интегративные связи между педагогикой и другими науками прослеживаются во многих педагогических исследованиях, особенно выполненных на методологическом уровне.

Таблица 1

 

Уровни научного исследования в образовании.

Научным исследованием в образовании называют систематическую познавательную деятельность, направленную на получение нового знания об образовательных явлениях и процессах.

Научное исследование характеризуется воспроизводимостью, доказательностью, точностью. По способу получения знания и характеру информации исследования подразделяются на два уровня -эмпирический и теоретический. На первом устанавливаются новые факты науки и на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности. На втором — выдвигаются и формулируются общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты.

Эмпирический уровень характеризуется преобладанием методов описания опыта, обнаружения в нем систематически повторяющихся закономерностей. Результаты, полученные на этом уровне познания, непосредственно применимы в практике образования. Однако они не позволяют объяснить характер наблюдаемых зависимостей, а следовательно, — разработать на их основе новые образовательные технологии. Эти результаты в значительной степени зависят от характера условий, в которых протекает образовательный процесс, и от педагога, который его организует. Эмпирический уровень научного исследования оптимален для сбора первичной информации, которая требует дальнейшего анализа, интерпретации, оценки.

Теоретический уровень исследования отличается тем, что включает в себя моделирование, разработку гипотез, эксперимент. В педагогике представляется сомнительным распространенное в других науках деление исследований на фундаментальные и прикладные. Однако на теоретическом уровне исследователь работает не столько с самим образовательным процессом или другими процессами, сколько с их моделями, которые системно воспроизводят существенные свойства оригинала. Метод моделирования позволяет получать новые знания о каком-либо объекте путем вывода по аналогии.

Результаты научного исследования в образовании оформляются в виде статьи, доклада, диссертации на соискание научной степени магистра, кандидата или доктора наук. Каждая из них имеет свои качественные отличия по решаемым исследовательским задачам, глубине проникновения в предмет исследования, обобщенности выводов.

3 стр., 1198 слов

Роль математико-статистических методов в деятельности практического психолога

... деятельности, в статистической обработке полученных результатов. Научный подход в профессиональной деятельности педагога-психолога, т.е. подход с применением качественных и количественных методов, ... что в настоящее время исследователями разрабатывается методология анализа групповой и ... Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – ...

Как уже говорилось, принципы любой деятельности основаны на выявленных объективных закономерностях и призваны повысить ее эффективность, обеспечить качественный результат.

Основные характеристики научного исследования.Научное исследование независимо от его вида должно включать в себя общие характеристики, такие как: проблема и ее актуальность, тема, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения, оценка научной новизны, теоретической значимости и практической ценности полученных результатов.

В.В.Краевский предлагает в упрощенном виде представить их в виде вопросов.

Проблема исследования: что надо изучить из того, что ранее в науке не было изучено?

Тема: как назвать аспект рассмотрения проблемы?

Актуальность: почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать и именно в выбранном автором аспекте?

Объект исследования: что рассматривается?

Предмет исследования: как рассматривается объект, какие присущие ему отношения, аспекты и функции выделяет исследователь для изучения?

Цель исследования: какое знание предполагается получить в результате исследования, каким в общих чертах видится этот результат еще до его получения?

Задачи: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?

Гипотеза и защищаемые положения: что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие?

Новизна результатов: что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые?

Значение для науки: в какие проблемы, концепции, отрасли науки вносятся изменения, направленные на развитие науки и пополняющие ее содержание?

Ценность для практики: какие конкретные недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов?

Перечисленные характеристики составляют систему, все элементы которой должны соответствовать друг другу, взаимно друг друга дополнять. По степени их согласованности можно судить о качестве самой научной работы.

Научное исследование, кроме прочего, — еще и способ творческой самореализации, самовыражения и самоутверждения исследователя, а следовательно, способ его саморазвития.

В исследовательской деятельности происходит осознание профессиональной позиции исследователя, ее оформление, проверка оптимальности. В рамках избранных методологических подходов исследователь вырабатывает индивидуальный стиль научного поиска, утверждает его в ситуациях представления и защиты результатов исследования.

 

3. Методы психолого-педагогического исследования:

Понятие метода.

Под методами понимаются разнообразные инструменты проникновения исследователя в суть явлений и процессов. Метод — это правила действия. Метод непосредственно фиксирует то, как человек должен поступить в процессе познания и практического действия, — пояснял П.В.Копнин. В понимании термина «метод» выделяются следующие трактовки: 1) способ деятельности; 2) совокупность приемов какой-либо деятельности; 3) способ или образ действия; 4) система действий и т.д. Главная мысль, основная идея, заключенная в методе как термине, — это указание на целесообразное действие, предписание, как действовать.

4 стр., 1610 слов

Исследования методом приемных детей

... о, в ранних исследованиях интеллекта полученные результаты базировались на большом количестве допущений, что вызывало сомнения в их надежности. Поэтому америк исследователь Левонтин энтузиазм, сопутствующий ... данные на популяцию в целом? Исследования методом приемных детей. Наиболее известные исследования: Бергс, Лихи, Скодак. Во всех 3 исследованиях в качестве испытуемых привлекли большое ...

Метод (от греч. тегкойоз — путь исследования, теория, учение) — способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.

В понятии «метод» выделяют две стороны: внешняя и внутренняя. Внешняя отражает то, каким способом действует исследователь, внутренняя — то, какими правилами он руководствуется. Таким образом, метод представляет собой систему действий {способов и приемов деятельности), объединенных общей целью и структурированных в соответствии с определенными требованиями {принципами и вытекающими из них правилами).