Содержание
1. Введение. 4
2. Основные представления о моделях и системах ценностей сестринского дела. 5
3. Основные положения модели сестринского ухода В. Хендерсон, основанной на фундаментальных потребностях повседневной жизни пациента. 8
4. Врачебная (медицинская) модель. 11
5. Модель Д. Орем. 13
6. Модель М. Аллен. 13
7. Модель Н. Роупер, В. Логан, А. Тайэрни. 15
8. Модель Д. Джонсон. 16
9. Адаптационная модель сестринского дела К. Рой. 18
10. Принципы выбора моделей сестринского дела. 20
Основное содержание современной концепции российского сестринского дела соответствует пониманию сестринской специальности Европейским региональным бюро ВОЗ по сестринскому делу:
«… По своей сути сестринское дело как профессия отличается от врачебной деятельности и требует специальных, отличных от врачебных, знаний и умений».
Суть сестринского дела состоит в уходе за человеком и в том, каким образом сестра осуществляет этот уход.
В основе этой работы должна лежать не интуиция, а продуманный и сформированный подход, рассчитанный на удовлетворение потребностей и решение проблем пациента … «
Другими словами, в основе должна лежать модель.
Модель — общая схема, образец, по которому что-то должно быть сделано, некая вспомогательная конструкция для достижения оптимальных результатов сестринской работы; базовые знания (представления) о сестринском деле. Если сестринский процесс организационная форма сестринской работы, то модель — её непосредственное содержание.
Первым теоретиком в области сестринского дела, автором первой в мировой практике модели сестринского дела, является английская сестра милосердия Флоренс Найтингейл. На сегодняшний день существуют десятки моделей сестринского дела, которые существенно отличаются друг от друга — например, врачебная модель сестринского дела, модель Вирджинии Хендерсон, модель Доротеи Орем, Каллисты Рой, Доротеи Джонсон. Фундамент моделей сестринского дела составляет философия сестринского дела. В каждой из этих моделей авторы по-разному видят 6 основных характеристик ухода:
1. Пациент
2. Источник проблем пациента
3. Цель ухода
4. Способы и направленность сестринских действий
5. Оценка качества и результатов ухода
6. Роль сестры.
Принципы философии сестринского дела
... объективные. Первое научное определение специальности «Сестринское дело» дала Ф. Найтингейл в «Записках об уходе» (1859). Она считала, что сестринское дело — это «действие по использованию ... личность - единство биологических, психологических, социальных и духовных компонентов. Сестринское дело - часть медицинского ухода за здоровьем, специфическая профессиональная деятельность, наука и искусство, ...
ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МОДЕЛЯХ И СИСТЕМАХ ЦЕННОСТЕЙ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА
Понятия «сестринский процесс» и «модель сестринского ухода» существенно отличаются друг от друга.
Модели сестринского ухода иногда называют концептуальными, поскольку они выстраиваются на основе различных понятий и концепций. Райхл и Рой (1980) их определяют так: «…систематически построенный, научно обоснованный и логически связанный набор понятий, которые составляют элементы сестринской практики…»
На развитие действующих сестринских моделей оказали влияние исследования и открытия в области физиологии, социологии, психологии. Ядро каждой модели — различия в понимании потребностей пациента, особенности понимания этапов сестринского процесса и роль сестры в его осуществлении.
Пациент. Различные модели по-разному определяют потребности пациента. Так, одна из них рассматривает человека как «набор» анатомических органов и физиологических систем, другая — как более совершенную систему. Модель Д. Джонсон акцентирует внимание сестринского персонала на различных типах поведения человека. В. Хендерсон рассматривает пациента в целом, считая его независимым совершенным существом, имеющим 14 фундаментальных потребностей.
Источник проблем пациента. Проблемы со здоровьем, требующие сестринского ухода, также отличаются в различных моделях. Так, в одних моделях проблемы представлены как нарушение функций анатомических органов или физиологических систем. Другие видят источник проблем и в том, что человек не может изменять свое поведение в зависимости от обстоятельств, предполагая, что это происходит из-за функциональных и структурных стрессов (модель Д. Джонсон).
В. Хендерсон считает, что проблемы пациента связаны с недостатком его силы воли или знаний.
В некоторых моделях рассматривают сестринский процесс достаточно односложно: проблема — определение характера сестринского вмешательства.
В других он более сложный: определение проблем — их исследование (изучение природы) — определение характера сестринского вмешательства. Общепринятым направлением вмешательства врача является патологический процесс пациента. По модели Д. Орэм вмешательство определяется дефицитом самоухода, по модели Д. Джонсон — измененным поведением, по модели К. Рой — стрессорами, вызывающими нарушение адаптации.
В сестринских моделях по-разному обозначены приоритеты при проведении оценки состояния пациента.
Цели ухода также различны. В XIX в. Флоренс Найтингейл полагала, что цель ухода за больными состоит в том, чтобы создать условия для комфортного самочувствия пациента, наилучшие санитарно-гигиенические условия для поддержания нарушенных функций. В некоторых моделях и сейчас цель ухода заключается в восстановлении функции отдельных органов или систем.
Согласно другой модели в результате ухода должно быть восстановлено равновесие в поведении человека. Многие считают, что необходимо улучшить психологическое или социальное состояние пациента. Большинство авторов моделей считают, что цели сестринского ухода должны быть согласованы с пациентом. Авторы практически всех моделей считают, что целями должны быть видимые стороны поведения человека и другие измеряемые параметры. Успешность достижения поставленных целей прежде всего определяется тем, как пациент оценивает прогресс в достижении цели и что ему удается сделать самостоятельно. Авторы некоторых моделей считают, что следует устанавливать поэтапные цели (краткосрочные, промежуточные и долгосрочные).
Сестринский уход за психически больными старческими людьми
... людей с ПР заставляет искать оптимальные модели оказания психиатрической помощи таким больным. Одна из таких моделей – отделение сестринского ухода (ОСУ). ОСУ широко распространены в ... [2, 3]. Медсестры – основные кураторы пациентов. Они осуществляют основной уход, сопровождают пациентов на прогулки, манипуляции, обучают пациентов навыкам самообслуживания, т.е. проводят свое рабочее время ...
Способы сестринского вмешательства. При реализации плана сестринского ухода внимание сестры должно быть сосредоточено на различных аспектах состояния пациента. Флоренс Найтингейл полагала, что сестра наблюдает за изменением окружающей среды (чистота, свет, тепло, свежий воздух, пища, вода).
Авторы одних моделей предполагают сестринское вмешательство, направленное исключительно на конкретные анатомические или физиологические системы. Авторы других моделей, предполагающих холистический подход к пациенту, отдают предпочтение восстановлению полного равновесия между человеком и окружающей средой. Некоторые модели предусматривают сестринские вмешательства, обеспечивающие пациенту возможность самоухода.
Оценка качества и результатов ухода. Авторы большинства моделей считают: чтобы оценить качество и результат ухода за пациентом, необходимо определить, достигнута ли поставленная цель. Причем сестра определяет, насколько целесообразным было то или иное вмешательство.
В одних моделях оценивают функцию анатомических и физиологических систем организма, в других — психологические и поведенческие системы, в третьих — степень достижения пациентом возможности самоухода.
Если одновременно используются несколько моделей, то определяют целесообразность использования той или иной модели для конкретного пациента.
Роль сестры — это последнее положение, по которому те или иные модели отличаются друг от друга. Авторы одной модели отводят сестре исключительно роль «помощника врача», другие — «защитника прав пациента», третьи — «постоянной сиделки», четвертые — «человека, который изменяет поведение пациента».
Авторы каждой модели приводят множество аргументов в пользу той или иной роли сестры.
В модели Д. Орэм сестре отводится роль специалиста, обеспечивающего пациенту возможность стать максимально независимым. В адаптационной модели К. Рой сестре отводится роль специалиста, помогающего пациенту адаптироваться к воздействию агрессоров.
Роль сестры должна рассматриваться обществом столь же необходимой, как и роль врача. Исторически сложилось так, что четкого описания моделей сестринского дела даже в зарубежной литературе не было до начала 70-х годов. И сегодня нет единого подхода к определению природы и структуры сестринского дела. Разработано несколько различных моделей. Содержание каждой модели зависит как от уровня экономического развития той или иной страны, ее политики, общепризнанных ценностей, системы здравоохранения, религии, так и от философии и убеждений конкретного человека или группы людей, разрабатывающих ту или иную модель. Каждая модель отражает различия в понимании авторами не только термина «сестринское дело», но и понятий «пациент», «здоровье», «окружающая среда».
Автор одной из сестринских моделей считает, что сестринское дело должно помочь пациенту удовлетворить потребности, связанные с самоуходом, и будет оказывать ему помощь пока это будет необходимо.
По другой модели сестра помогает адаптироваться к жизненным стрессам, чтобы пациенту легче было переносить заболевания, вызванные стрессом (гипертоническая, язвенная болезнь, один из типов сахарного диабета, некоторые заболевания щитовидной железы, ишемическая болезнь сердца и др.).
Сестринский уход за больными при остеопорозе
... сестринского ухода за больными при остеопорозе являются: создание физического, социального, психологического комфорта; уменьшение выраженности клинических проявлений заболевания; улучшение качества жизни пациента; ... исследования: остеопороз. Предмет исследования: сестринский уход больным при остеопорозе. Цель исследования: изучение особенностей сестринского ухода при остеопорозе. Для достижения ...
В отличие от врачебной модели, не изменяющейся на протяжении столетий и ориентированной на то или иное заболевание (нарушение функций тех или иных систем организма и т. п.), установление диагноза и назначение адекватного лечения, модель сестринского вмешательства ориентирована не только на больных, но и на здоровых людей.
Сегодня не существует не только единой модели сестринского дела, но и единого мнения о необходимости использования одной или нескольких моделей.
В связи с вышеизложенным предлагаем обзор некоторых моделей сестринского дела.
Применение модели В. Хендерсон в сестринском процессе. На этапе первичной оценки состояния пациента сестре совместно с пациентом следует установить, какие из 14 повседневных потребностей следует удовлетворить в
На этапе первичной оценки состояния пациента сестре совместно с пациентом следует установить, какие из 14 повседневных потребностей следует удовлетворить в первую очередь. Причем сестра принимает решение за пациента только в том случае, когда он не в состоянии этого сделать. Например, если пациент отказывается есть больничную пищу, значит, его потребность в пище не удовлетворяется. Совместно с пациентом сестра определяет возможные причины этой проблемы (плохой аппетит, брезгливость и т.п.) и ставит реалистичные цели для её решения. Если у пациента нарушен сон, сестра должна установить причины этой проблемы (неудобная постель, духота, храп соседа по палате и т.д.), а затем уже определить цели сестринского ухода и вмешательства.
Планирование ухода. В. Хендерсон считает, что человек должен полностью и самостоятельно удовлетворять свои повседневные потребности, поэтому долгосрочная цель ухода заключается в том, чтобы добиться у пациента максимальной независимости. Для решения этой проблемы сестра ставит совместно с пациентом несколько промежуточных и краткосрочных целей. Так, в случае с пациентом, отказывающимся от пищи, нужно запланировать беседу с родственниками, с самим пациентом, возможно, с сотрудниками пищеблока. В случае с пациентом, имеющим проблемы со сном, следует запланировать упражнения по релаксации (расслаблению), проветривание помещения или перевод в другую палату.
Поставленные цели должны быть реалистичны и измеряемы, чтобы можно было оценить успешность или безуспешность сестринского вмешательства.
Сестринское вмешательство направлено на укрепление здоровья пациента, полное решение поставленных перед ним задач. В конечном счёте вмешательство предполагает помощь пациенту в достижении им независимости, насколько это возможно.
Оценка результатов ухода. Сестры, работающие по модели В. Хендерсон, приступая к итоговой оценке выполнения плана по уходу, начинают с оценки каждой повседневной потребности, при удовлетворении которой были выявлены проблемы. Сестра устанавливает, насколько достигнута цель при удовлетворении потребности. При недостигнутой цели планируются новые сестринские вмешательства или изменение формулировки цели.
ВРАЧЕБНАЯ (МЕДИЦИНСКАЯ) МОДЕЛЬ
Врачебная модель хорошо знакома большинству сестер, так как именно на нее была ориентирована подготовка сестринского персонала в нашей стране.
1.5. Модели сестринского дела
... сестринского ухода. Одним из непременных условий этой модели является участие самого пациента в планировании и осуществлении ухода. Пациент. Модель Хендерсон в настоящее время наиболее известна среди медицинских сестер. Согласно этой модели пациент имеет ...
Исследователи в области сестринского дела обратили внимание, что представления о хорошей врачебной подготовке в разные эпохи были неодинаковы. До XVIII в. врачебная практика носила в основном целостный характер: при постановке диагноза и при назначении лечения принимали во внимание связь между пациентом и окружающей средой. Однако при современном врачебном (лечебном) вмешательстве внимание концентрируется на установлении анатомических, физиологических и биохимических причин и проявлениях заболевания. Такой подход часто преуменьшает или даже полностью игнорирует политические, социальные и экономические факторы при установлении причины заболевания.
Основные положения модели
Согласно врачебной модели человек (пациент) представляет собой набор анатомических органов (сердце, легкие, желудок и т. д.) и физиологических систем (система дыхания, кровообращения, пищеварения и т. д.).
При этой модели социальное поведение и многие особенности психологического поведения человека являются следствием изменений, происходящих в физиологических и биохимических системах организма. При таком подходе человек рассматривается как «пассивный носитель болезни».
Источник проблем пациента Сестринское вмешательство при этой модели связано исключительно с биологическими потребностями человека, т. е. уход направлен на поддержание функции того или иного органа или системы, а не человека в целом.
Направленность сестринского вмешательства Сестра знакомится с симптомами, описанными врачом в истории болезни пациента, оценивает его состояние, нарушения деятельности определенных органов и систем и в конечном итоге констатирует факты «одышки», «сердцебиения», «поноса» и т. п.
Цель ухода направлена на то, чтобы вызвать изменения в конкретных физиологических или анатомических системах организма, восстановив их деятельность до прежнего устойчивого уровня. В данной модели интересы пациента редко находятся в центре внимания. Цель ухода, как правило, определяется врачами и направлена на быстрое и эффективное устранение нарушений деятельности того или иного органа или системы.
Способы сестринского вмешательства также направлены на «приведение того, что остро нуждается, в хорошее состояние» (Бертон, 1985).
Выбор способа, как правило, зависит от опыта врача, и «набор» сестринского вмешательства практически одинаков для различных пациентов, имеющих одно и то же заболевание.
Итоговая оценка качества и результатов ухода во врачебной модели не обязательна. Но если она все-таки проводится, определяется степень успеха при устранении (уменьшении) нарушений функций той или иной физиологической системы или анатомического органа.
Рольсестринского персонала сводится к роли «помощника» врача («при враче»).
Холл (1983) утверждала, что сестрам ни в коем случае «не следует пытаться разрушать крайне необходимую работу врачей», но в то же время им не следует рассматривать себя в качестве «ассистентов врачей». Усилия сестер, утверждает Холл, направленные на улучшение стандартов ухода, должны рассматриваться как положительные.
В работах Фолкнер (1985) говорится, что врачебную модель нужно заменить сестринским процессом. Однако сам по себе он не дает сестрам необходимых знаний о человеке, его потребностях и проблемах, связанных со здоровьем, хотя и предусматривает обследование пациента (оценка его состояния), определение целей и вмешательств (планирование), оценку результатов ухода. В то же время он не указывает, что должно быть в центре внимания такой деятельности.
МОДЕЛЬ Д.ОРЕМ
Модель предложенная Доротеей Орэм в 1971 году, рассматривает человека как единое целое. Она основана на принципах самоухода. В модели уделяется большое значение личной ответственности человека за состояние собственного здоровья.
Сестринскому вмешательству уделяется большое значение в профилактике заболеваний травм и обучению пациента и его родственников.
Пациент находится на лечении в травматологическом отделении с диагнозом перелом костей левой голени, пациенту наложен гипс.
При первичном обследовании пациента медицинская сестра может предположить, что пациент не в состоянии сразу передвигаться на костылях без посторонней помощи.
В данном случае, имеется нарушение равновесия между некоторыми универсальными потребностями пациента и его возможностями осуществлять самоуход (активно двигаться, посещать туалет, принимать душ), то есть пациент нуждается в посторонней помощи.
Планирование сестринского ухода будет в рамках частично компенсирующей и обучающей систем. Пациент сможет самостоятельно удовлетворить универсальные потребности в воздухе, пище, жидкости, но он нуждается в помощи при передвижении для удовлетворения других универсальных потребностей. Медицинская сестра планирует обучение пациента безопасным навыкам передвижения, чтобы предупредить риск повторной травмы.
Сестринское вмешательство направлено на восстановление равновесия между возможностями и потребностями в самоуходе. Медицинская сестра частично помогает одеваться и раздеваться пациенту, одновременно она обучает его безопасному перемещению на костылях, а также новым умениям и навыкам, позволяющим со временем одеваться и перемещаться самостоятельно.
МОДЕЛЬ МОЙРЫ АЛЛЕН
М.Аллен предложила свою модель в начале 1970-х гг., когда получила признание концепция первичной медико-санитарной помощи. Принципы первичной медико-санитарной помощи ориентированы больше на здоровье, чем на болезнь, на привлечение к сохранению здоровья самого человека, его семьи, общества.
Пациент.Объектом модели является семья, а не отдельный человек, поскольку именно в ней формируется поведение, ориентированное на здоровье.
Модель предлагает рассматривать человека через призму семьи, признавая как влияние семьи на личность, так и влияние отдельной личности на семью. В процессе такого взаимодействия люди и семьи в повседневных житейских ситуациях получают возможности социального, психологического и профессионального роста и развития. Пациент играет активную роль в укреплении своего здоровья.
Источники проблем пациента.М.Аллен считает источником проблем пациента неправильное поведение его семьи, наличие факторов риска возникновения заболеваний в семье, отрицательное отношение семьи к здоровью, ведение нездорового образа жизни и т.д. Пациент усваивает ту модель социального поведения, которая соответствует его образу жизни и ценностям.
Цель и задачиухода. Здоровье — это основная цель сестринской помощи. Задачей медицинской сестры является выработка в семье поведения, ориентированного на здоровый образ жизни, и обучение совокупности навыков по преодолению проблемных ситуаций. Модель М.Аллен делает акцент на потенциале людей, который можно задействовать при обучении здоровому образу жизни.
Роль медицинской сестры.Медицинская сестра организует обучение. Она создает благоприятную обстановку, которая стимулирует, привлекает и заинтересовывает семью в укреплении здоровья ее членов. При этом семья является активным участником процесса оздоровления.
Направленность сестринской помощи.По М.Аллен медицинская сестра делает акцент на получении пациентом и его семьей знаний о принципах ведения здорового образа жизни. Личность в семье выступает в качестве объекта медицинского и социального обучения медицинской сестры. Пациент обучается в процессе наблюдения за поведением других людей, которое трансформируется в его сознании в определенную модель.
Медицинская сестра рассматривает пациента как активного участника процесса обучения, способного решать проблемы и принимать решения, необходимые для улучшения его здоровья. Она стремится обеспечить здоровье пациенту и его семье повсюду—в больнице, поликлинике и дома.
Способ оказания сестринской помощи.Медицинская сестра совместно с пациентом выбирает способы вмешательства, направленные на укрепление его собственного здоровья и здоровья членов его семьи. Это может быть формирование и развитие здоровой семьи, занятие физкультурой и спортом, обеспечение необходимой поддержки и развития активного и ответственного участия членов семьи в сохранении и укреплении здоровья и т.д.
Оценка качества и результатов ухода.Критериями оценки качества и результатов ухода должно быть улучшение здоровья семьи в соответствии с поставленными целями. Сестра достигает цели, последовательно выполняя семь этапов ситуационно обусловленной сестринской помощи: выявляет проблему, изучает контекст ситуации, определяет временные границы, анализирует проблему, составляет план, выполняет план, оценивает результаты.
МОДЕЛЬ Н. РОУПЕР, В. ЛОГАН, А. ТАЙЭРНИ
Модель предложенная Н.Роупер в 1976 г, дополненная в 80 годы В.Логан и А.Тайэрни. Авторы данной модели считают, что медицинская сестра должна сосредоточить свое внимание на наблюдаемых сторонах поведения человека, оценка сестринской деятельности основывается на видимых, измеряемых и подающихся оценке результатов.
Авторы модели установили 12 видов повседневной жизнедеятельности, которые являются потребностями человека. Часть из них имеет биологическую основу, другие — культурную и социальную. Степень удовлетворения потребностей человека зависит от возраста, его социального статуса и культурного уровня.
Проявление повседневной жизнедеятельности.
1. Поддержание безопасной окружающей среды
2. Общение
3. Дыхание
4. Потребление пищи и жидкости
5. Выведение продуктов жизнедеятельности
6. Поддержание личной гигиены и опрятности в одежде
7. Регулирование температуры тела
8. Двигательная активность
9. Работа, досуг и развлечение
10. Сексуальность
11. Сон
12. Умирание
Оценка состояния пациента.
Первичная сестринская оценка проводится для сбора данных о каждой потребности, затем медицинская сестра устанавливает:
• что пациент может делать в настоящее время;
• что пациент в обычной ситуации выполняет без затруднения;
• какие действительные проблемы существуют в настоящее время;
• какие потенциальные проблемы могут развиться. При планировании ухода медицинская сестра записывает действительные и потенциальные проблемы, цели ухода и сестринские вмешательства.
Сестринские вмешательства.
Должны:
• предупредить развитие потенциальных проблем;
• уменьшить тревогу пациента;
• предоставить возможность обращаться за помощью и принимать ее для удовлетворения нарушенной потребности
• помочь решить действительные проблемы.
Оценка качества и результатов ухода.
При проведении итоговой оценки медицинская сестра устанавливает, достигнуты ли поставленные цели и насколько полезной и эффективной оказалась данная модель сестринского дела в решении действительных проблем.
Например:
Пациентка находящаяся на постельном режиме, отказывается от приема пищи из-за того, что ей приходится просить помощи при физиологических отправлениях.
При проведении первичной сестринской оценки мы выяснили:
— что пациентка может делать в настоящее время;
— какие действительные проблемы существуют в настоящее время.
При планировании сестринского вмешательства медицинская сестра должна:
— помочь решить действительные проблемы;
— предоставить пациентке возможность обращаться за помощью и принимать ее для удовлетворения нарушенной потребности.
МОДЕЛЬ Д. ДЖОНСОН
Д. Джонсон определяет действие каждой подсистемы в стремлении человека на основе прошлого опыта, достичь определенных целей
Этот результат зависит от того, как пациент воспринимает свое поведение, как он понимает свои возможности в изменении поведения.
Д.Джонсон различает два основных типа поведения человека.
• установка, создаваемая действиями и объектами непосредственно вокруг человека;
• установка, создаваемая прошлыми привычками.
Человек имеет 7 главных подсистем, которые изменяют его поведение.
Подсистема поведения | Суть поведения в рамках подсистемы |
Достижение (выполнение) | Контроль над самим собой и своим окружением |
Присоединяющая (устанавливающая) | Близкие взаимоотношения с другими людьми |
Агрессивная | Самозащита от угрозы, самоутверждение |
Зависимая | Зависимость от других |
Выделительная | Выделение продуктов жизнедеятельности |
Пищеварение | Поддержание целостности организма, состояние телесного удовольствия |
Сексуальная | Сексуальное удовольствие |
Оценка состояния пациента
На первом этапе сестринского процесса проводится первичная оценка состояния пациента. Медицинская сестра определяет, существуют ли проблемы, связанные с поведением пациента. На втором этапе сестринского процесса изучаются подсистемы, вышедшие из равновесия. Д.Джонсон предлагает выделить отдельно структурные (органические) и функциональные изменения, вызывающие проблему. Медицинская сестра решает, на что должно быть направлено сестринское вмешательство, для этого необходимо получить дополнительную информацию от родственников и лечащего врача.
Автор данной модели утверждает, нарушение равновесия в одной подсистеме оказывает влияние на взаимосвязанные подсистемы.
Планирование ухода.
Установив нарушение равновесия в конкретных подсистемах, медицинская сестра вместе с пациентом определяет цель ухода.
Если проблема пациента связана с функциональными нарушениями, медицинская сестра определяет вмешательство, направленные на изменение окружающей среды, изменение мотивации пациента.
Для осуществления плана ухода устанавливаются краткосрочные, промежуточные и долгосрочные цели восстановления равновесия в подсистемах.
Сестринские вмешательства:
— ограничение поведения;
— защита пациента от неблагоприятных факторов окружающей среды;
— подавление неадекватных реакций пациента
— сотрудничество медицинской сестры с пациентом. Пациент должен представлять свою роль, свои действия в восстановлении здоровья.
Оценка качества и результатов ухода. Медицинская сестра описывает результаты сестринских вмешательств, указывая один из двух типов поведения, заранее предвидеть возможное поведение пациента, так как оно определяет, что вмешательство было успешным и цель достигнута.
Если ожидаемые результаты не достигнуты, медицинская сестра проводит переоценку поведения пациента в пределах каждой подсистем.
Например:
Пациент находится на лечении в травматологическом отделении по поводу перелома правого бедра. После скелетного вытяжения, врач назначил пациенту, учиться ходить с помощью костылей. Ходить на костылях ему трудно, но от помощи родственников он отказывается не желая их видеть.
При первичной оценке состояния наблюдается нарушение в агрессивной и зависимой подсистемах.
При планировании сестринского вмешательства, сестре предстоит решить, на что должно быть направлено вмешательство. Для этого ей необходимо получить дополни тельную информацию от родственников.
Медицинская сестра должна определить, оказывался ли пациент в подобной ситуации прежде (чрезмерный страх за свою безопасность).
Если оказывался, то у пациента структурные (органические) изменения. Если поведение не типично для пациента можно сделать следующий вывод, что эти изменения функциональной природы.
При планировании ухода медсестра совместно с пациентом определяет цель ухода.
Если проблема пациента связана с функциональными нарушениями, медсестра определяет вмешательства, направленные на изменение окружающей среды, изменение мотивации пациента. Пациенту необходимо запланировать психологическую поддержку и консультирование, позволяющее уменьшить неоправданный страх перед ходьбой на костылях.
Сестринское вмешательство:
— защита пациента от неблагоприятных факторов окружающей среды (порекомендовать родственникам не участвовать и не настаивать на оказании помощи пациенту при ходьбе).
— подавление неадекватных реакций пациента (медицинская сестра может тормозить его неадекватное поведение, убеждая пациента, что его страх преувеличен).
АДАПТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА К. РОЙ
Модель К.Рой созданная в 1976 году использует достижения в области физиологии и социологии. К.Рой полагает, что как для физиологических, так и для психологических систем существует состояние относительного равновесия, которого стремится достичь человек, то есть какой-то диапазон состояний, в котором люди могут адекватно справляться со своими переживаниями. Для каждого человека этот диапазон уникален.
Согласно этой модели, есть определенный уровень адаптации, и все раздражители попадающие в этот диапазон, встречают более благоприятную реакцию, чем те, которые окажутся за его пределами.
К.Рой называет факторы, влияющие на уровень адаптации, раздражителями, они бывают трех типов:
• очаговые — находятся в окружении человека
• ситуационные — возникают при оказании сестринской помощи рядом с очаговыми и оказывают на них влияние.
• остаточные — результат прошлых переживаний, верований, взаимоотношений. При сочетании с очаговыми и ситуационными они влияют на уровень адаптации. Предлагается четыре способа адаптации изменяющих поведение:
• физиологический;
• Я-концепция;
• роль-функция;
• взаимозависимость.
Физиологический способ адаптации — это реакция человека на температуру, влажность, атмосферное давление, пищу, жидкость, кислород. Способность справляться с непривычными, физиологическими раздражителями зависит от возможностей физиологической системы адаптации конкретного человека.
Я-концепция — это желание человека понять самого себя: как собственное поведение, так и телесный образ. Этот способ адаптации помогает человеку справиться с изменениями его психологических и телесных «Я». Этот способ адаптации эффективен при подготовке пациента к операции, особенно при операциях изменяющих его тело; ампутация конечностей, мастоэктомия, наложение стомы.
Роль-функция предполагает изменение роли пациента в семье на работе в зависимости от тех или иных обстоятельств.
Активный, деятельный человек, занимающий определенное положение в обществе, оказывается в лечебном учреждении и вынужден адаптироваться к пассивной роли пациента.
Взаимозависимость — это стремление человека достичь состояния относительного баланса в различных взаимоотношениях. Сестринскому персоналу следует учитывать ограниченность возможностей адаптации в ситуациях, когда пациент, оказавшись полностью зависимым от персонала, испытывает чувство давления, презрения, одиночества, фамильярности.
Оценка состояния пациента.
Медицинская сестра должна определить, дает ли поведение пациента в любом из четырех способов адаптации повод для беспокойства. Если повод для беспокойства есть,
медицинская сестра должна выяснить, чем обусловлены проблемы адаптации пациента: очаговыми, ситуационными или остаточными раздражителями.
Медицинская сестра использующая эту модель, определяет пределы уровня адаптации для каждого человека, то, что является раздражителем и создает проблемы для одного, для другого благодаря его уровню адаптации не создает никаких проблем.
Планирование сестринского ухода.
Медицинская сестра выявив раздражители, вызывающие у пациента неадекватные реакции, совместно с пациентом определяет цели:
— краткосрочная цель ухода, позволяет расширить уровень адаптации или устранить раздражитель;
— долгосрочная цель ухода поможет пациенту адаптироваться к постоянно изменяющейся окружающей среде.