Организация работы детских лечебно-профилактических учреждений. Устройство и задачи детской больницы Структура.

Основными принципами лечебно-профилактической помощи детям являются: непрерывность в наблюдении за здоровьем ребенка с первых дней жизни; преемственность в работе врачей, оказывающих лечебно-профилактическую помощь детям; этапность в лечении — поликлиника, стационар, санаторий.
К типовым учреждениям, оказывающим лечебно-профилактическую помощь детям, относятся: детские городская и областная больницы, специализированные детские больницы (инфекционные, психиатрические, туберкулезные, ортопедо-хирургические, восстановительного лечения), диспансеры, детские городские поликлиники, учреждения по охране материнства и детства (дома ребенка, родильные дома, молочные кухни).

Амбулаторно-поликлиническая помощь детскому населению занимает ведущее место в общей системе здравоохранения и осуществляется с помощью широкой сети детских поликлиник и поликлинических отделений.

Детская поликлиника – государственное учреждение.

Детская городская поликлиника обеспечивает лечебно-профилактическую помощь детям от рождения до 14 лет включительно. Оказание медицинской помощи осуществляется непосредственно в поликлинике, на дому, в детских дошкольных учреждениях и школах.

Детская поликлиника выполняет функции организации и проведения комплекса профилактических мероприятий (динамическое медицинское наблюдение за детьми различных возрастных групп, периодичность комплексных осмотров их врачами узких специальностей); лечебно-консультативной помощи на дому и в поликлинике; реабилитации с использованием санаторного и курортного лечения на соответствующих курортах, лечебно-профилактической помощи в детских дошкольных учреждениях и школах; проведения противоэпидемических мероприятий и прививочной иммунопрофилактики.

Категорийность детской поликлиники определяется численностью обслуживаемого детского населения, которая уточняется ежегодно переписью, проводимой участковыми патронажными сестрами.

Главной фигурой, оказывающей медицинскую помощь детям в поликлинике является участковый педиатр.

Цели участкового врача-педиатра: добиваться снижения заболеваемости и смертности детей всех возрастов; проводить мероприятия, направленные на создание оптимальных условий для физического, психического, полового и иммунологического развития ребенка, осуществлять специфическую и неспецифическую профилактику.

5 стр., 2434 слов

Этапы оказания лечебно-профилактической помощи:

... больницы (детская инфекционная, детская психиатрическая, детская туберкулезная). Амбулаторно-поликлинические учреждения: Поликлиники: - детская городская - детская стоматологическая. Центры: восстановительного лечения для детей. Учреждения охраны ... занятий в "Школах матерей" - лечебно-профилактическая помощь родильницам. 2. Гинекологическая помощь: работа с гинекологическими больными и здоровыми ...

Задачи участкового врача-педиатра:

1) обеспечение контактов и преемственности в работе с врачами женской консультации для наблюдения за беременными женщинами, особенно из группы риска;

2) посещение новорожденных в первые 3 дня после выписки из родильного дома, а также контроль патронажа новорожденных участковой медсестрой;

3) прием здоровых детей в поликлинике, оценка их физического и психического развития, назначение в зависимости от возраста и состояния ребенка режима, рационального питания, рекомендаций по специфической и неспецифической профилактике рахита, гипотрофии, ожирения, анемии;

4) организация на дому и в поликлинике профилактического наблюдения за детьми, особенно раннего и дошкольного возраста; по мере необходимости направление их для лабораторного исследования и консультации других специалистов;

5) составление плана прививочной работы и контроль за его выполнением совместно с участковой медсестрой, динамическое наблюдение за здоровыми и больными детьми, осуществление вместе с другими специалистами реабилитации взятых на учет детей, анализ эффективности динамического наблюдения;

6) организация обследования и оздоровления детей перед поступлением их в детские дошкольные учреждения и школу;

7) посещение по вызовам родителей детей на дому в случае их болезни, оказание лекарственной и физиотерапевтической помощи, ЛФК, при необходимости активное наблюдение больного дома до его выздоровления, госпитализации или разрешения ему посещения поликлиники;

8) направление детей на лечение в стационар, в случае необходимости принятие всех мер для экстренной госпитализации больного;

9) информирование руководства поликлиники о случаях, когда по каким-то причинам тяжелобольной ребенок остается негоспитализированным;

10) своевременное и в установленном порядке информирование о выявлении инфекционного заболевания или подозрении на него, комплексная профилактика инфекционных заболеваний;

11) отбор и соответствующий учет детей, нуждающихся по состоянию здоровья в санаторном и курортном лечении.

Врач и медицинская сестра, работающие на педиатрическом участке, ведут плановую санитарно-просветительную работу с родителями ребенка, пропагандируют здоровый образ жизни, объясняют вред алкоголизма, курения в семьях.

В каждой поликлинике обычно организуется работа наиболее необходимых специалистов: отоларинголога, хирурга, окулиста, невропатолога, кардиоревматолога.

Врачи-специалисты должны строить свою работу в тесном контакте с педиатрами и принимать больных в основном по их направлениям.

Определенные виды специализированной медицинской помощи детям оказываются в диспансерах: психоневрологическом, дерматологическом, онкологическом, противотуберкулезном.

Структура детской городской поликлиники

В детской городской поликлинике должны быть предусмотрены: фильтр с отдельным входом, изолятор с боксом (не менее двух), регистратура, гардероб, кабинеты (педиатров, врачей узких специальностей, лечебно-диагностические, доврачебного приема, по воспитанию здорового ребенка, рентгеновский, физиотерапевтический, процедурный, прививочный, лечебной физкультуры, массажа, социально-правовой помощи, статистики), лаборатория, административная часть, другие вспомогательные помещения.

7 стр., 3397 слов

Уровень тревожности детей при госпитализации

... в целом. При этом госпитализация ребенка, как стресообразующий процесс не ... позволяет уменьшить или предотвратить детскую тревожность. Маргарита Ивановна Чистякова в ... использовали общеклинические методы. Психологические особенности ребенка оценивались при помощи: -теста тревожности (Р. Тэммл, ... Дети, которые находились в лечебных учреждениях с тяжелыми заболеваниями или проходили инвазивные лечебно ...

 

В системе детских лечебно-профилактических учреждений детская

больница играет особую роль. Именно сюда госпитализируют тяжелобольных, здесь

сконцентрировано современное диагностическое оборудование, работают высоко-квалифицированные врачи и медицинские сестры, ведется профессиональная подготовка

медицинских кадров.

Детская больница — лечебно-профилактическое учреждение для детей и подростков в

возрасте до 14 лет включительно, нуждающихся в постоянном (стационарном) врачебном

наблюдении, интенсивной терапии или специализированной помощи. Существуют

различные типы детских больниц. По профилю они делятся на многопрофильные и

специализированные, по системе организации — на объединенные с поликлиникой и

необъединенные, по объему деятельности — на больницы той или иной категории,

определяемой мощностью (количеством коек).

Кроме того, в зависимости от

административного деления различают районные, городские, клинические (если на базе

больницы работает кафедра медицинского или научно-исследовательского института),

областные, республиканские детские больницы.

Основная цель деятельности современной детской больницы — восстановление

здоровья больного ребенка. Для достижения данной цели персонал медицинского

учреждения должен оказать больному многоэтапную помощь, а именно: осуществить

диагностику заболевания, провести неотложную терапию, основной курс лечения и

восстановительное лечение, включая реабилитацию (меры социальной помощи).

На работников детского стационара возлагаются определенные обязанности, главными

из которых являются следующие:

—оказание детям высококвалифицированной лечебной помощи;

—внедрение в практику современных методов диагностики, лечения и

профилактики;

—консультативная и методическая работа.

В каждой детской больнице имеются приемное отделение (приемный покой),

стационар (лечебные отделения), лечебно-диагностическое отделение или соответствующие

кабинеты и лаборатории, патологоанатомическое отделение (морг), вспомогательные

подразделения (аптека, пищеблок, кабинет медицинской статистики, медицинский архив,

административно-хозяйственная часть, библиотека и т.д.).

3.1 Работа приемного отделения (покоя).

Первая встреча заболевшего ребенка с

медицинским персоналом происходит в приемном отделении. Главная его задача —

организация приема и госпитализации больных детей. От правильной и оперативной работы

этого отделения во многом зависит успех последующего лечения. При поступлении

больного устанавливают предварительный диагноз, оценивают обоснованность

госпитализации, если необходимо, оказывают неотложную медицинскую помощь.

Приемное отделение состоит из вестибюля-ожидальни, приемно-смотровых боксов,

изоляционных боксов на 1—2 койки, санитарного пропускника, кабинета врача,

процедурной-перевязочной, лаборатории для срочных анализов, комнаты для медицинского

персонала, туалета и других помещений.

Работники приемного отделения ведут учет движения больных (регистрация

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

поступающих, выписанных, переведенных в другие стационары, умерших), проводят

врачебный осмотр больного, оказывают экстренную медицинскую помощь, осуществляют

направление в соответствующее отделение, санитарную обработку, изоляцию инфекционных больных.

Наличие нескольких приемно-смотровых боксов позволяет отдельно вести прием

терапевтических, хирургических и инфекционных больных, детей грудного возраста и

новорожденных.

3.2 Реанимационное отделение располагают обычно рядом с приемным отделением,

поэтому при поступлении больного в крайне тяжелом состоянии его сразу же помещают в

отделение реанимации, по существу, минуя приемный покой. Вся необходимая

документация оформляется «по ходу» проведения необходимой интенсивной терапии.

Неотложная помощь ребенку, кроме того, может быть оказана в палате интенсивной

терапии, которая размещается при приемном отделении.

Дети доставляются в больницу машиной скорой медицинской помощи или родителями

по направлению врача детской поликлиники и других детских учреждений или без

направления («самотеком»).

Помимо талона (направления) на госпитализацию,

представляются и другие документы: выписка из истории развития ребенка, данные

лабораторных и инструментальных исследований, сведения о контактах с инфекционными

больными по дому от участкового педиатра и, если ребенок «организованный», то от врача

школьно-дошкольного отделения. Без документов больные могут быть приняты в больницу

только при неотложных состояниях.

Прием больного ребенка ведется в строгой

последовательности: регистрация, врачебный осмотр, необходимая лечебная помощь,

санитарная обработка, перевод (транспортировка) в соответствующее отделение.

Медицинская сестра регистрирует поступление больного в журнале, заполняет

паспортную часть «Медицинской карты стационарного больного», ф. № 003/у (истории

болезни), измеряет температуру тела, сообщает врачу полученные сведения.

После осмотра ребенка медицинская сестра получает от врача рекомендации

относительно характера санитарной обработки. Обычно санитарная обработка заключается в

проведении гигиенической ванны или душа; при выявлении педикулеза (вшивости) или

обнаружении гнид проводится соответствующая обработка волосистой части головы, белья.

Исключение составляют больные, находящиеся в крайне тяжелом состоянии. Им оказывают

первую медицинскую помощь и лишь при отсутствии противопоказаний проводят

санитарную обработку.

После санитарной обработки ребенка транспортируют в лечебное отделение. Так

называемые «плановые» больные не должны задерживаться в приемном покое более 30 мин.

При массовом поступлении больных соблюдается определенный порядок очередности

госпитализации: сначала оказывают помощь тяжелобольным, затем больным в состоянии

средней тяжести и в последнюю очередь «плановым» больным, не нуждающимся в срочном

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

лечении.

Детей с признаками инфекционного заболевания помещают в боксы-изоляторы.

Заполняют «Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром

профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку» (ф. № 058/у), которое

немедленно направляют в центр санитарно-эпидемиологического надзора.

3.3 Работа лечебного отделения. Главные задачи медицинского персонала лечебного

отделения — постановка правильного диагноза и проведение эффективного лечения. Успех

лечения зависит от четкой работы врачей, среднего и младшего медицинского персонала, а

также соблюдения лечебно-охранительного (больничного) и санитарно-

противоэпидемического режимов, слаженности работы вспомогательных служб.

Под больничным режимом понимают установленный распорядок пребывания и

лечения больного ребенка в условиях стационара.

Больничный режим определяется рядом факторов и прежде всего необходимостью

создания условий для полноценного лечения, а также быстрой социальной и

психологической адаптации ребенка к новым для него условиям.

Строгие требования предъявляются к соблюдению режима

сна и отдыха.

Распорядок дня для больных детей независимо от профиля лечебного отделения

включает следующие элементы: подъем, измерение температуры тела, выполнение

назначений врача, врачебный обход, лечебно-диагностические процедуры, прием пищи,

отдых и прогулки, посещение детей родителями, уборка и проветривание помещений, сон.

Существенное значение имеет проведение санитарно-про-тивоэпидемических мероприятий.

. Для детей первого года жизни предусматриваются

боксированные и полубоксированные палаты: от 1 до 4 коек в каждом боксе. В палатах для

детей старше 1 года допускается не более 4—6 коек.

Система боксов и отдельных секций позволяет при случайном заносе инфекции

предупредить распространение заболеваний. Последние обычно возникают, если дети

госпитализируются в инкубационном периоде заболевания, когда отсутствуют какие-либо

проявления болезни.

Палаты для больных. В каждой палате обычно находятся 2—6 больных

Койки в палатах размещают так, чтобы к ребенку можно было подойти со всех сторон.

В палатах для новорожденных, помимо кроваток, размещают пеленальный стол, весы,

детскую ванну, подводят кислород; горячую и холодную воду, обязательно устанавливают

бактерицидную лампу.

Детей грудного возраста распределяют по палатам с учетом характера заболевания и

тяжести состояния. Соблюдается последовательность заполнения палат. Новорожденных и

недоношенных детей помещают отдельно. Выделяют палаты (боксы) для новорожденных с

пневмониями, гнойно-септическими заболеваниями и др. В одну палату можно помещать

только неинфицированных детей.

3.4 Боксы детского отделения. Основное назначение бокса — изоляция

инфекционных больных и детей с подозрением на инфекционное заболевание с целью

профилактики внутрибольничных инфекций. Выделяют открытые и закрытые боксы

(полубоксы).

В открытых боксах больные разделены перегородками, которые установлены

7 стр., 3434 слов

Лечение в психиатрии

... Нарушение приемов рационального использования лекарств не всегда заметно, когда речь идет о лечении хронических заболеваний или когда трудно объективизировать динамику лечебного процесса. К таким ... мало. Целью настоящей работы стало рассмотрение основных принципов проведения рациональной терапии психически больных пациентов. Прежде всего несколько слов о значении данного вопроса. Как известно, ...

между кроватями. Изоляция в открытых боксах несовершенна и не предохраняет от

распространения капельных инфекций. Закрытые боксы — это часть палаты с дверью,

отделенная застекленной до потолка перегородкой. Каждый бокс должен иметь

естественное освещение, туалет, необходимый набор предметов медицинского и бытового

назначения для обслуживания детей.