Основными принципами лечебно-профилактической помощи детям являются: непрерывность в наблюдении за здоровьем ребенка с первых дней жизни; преемственность в работе врачей, оказывающих лечебно-профилактическую помощь детям; этапность в лечении — поликлиника, стационар, санаторий.
К типовым учреждениям, оказывающим лечебно-профилактическую помощь детям, относятся: детские городская и областная больницы, специализированные детские больницы (инфекционные, психиатрические, туберкулезные, ортопедо-хирургические, восстановительного лечения), диспансеры, детские городские поликлиники, учреждения по охране материнства и детства (дома ребенка, родильные дома, молочные кухни).
Амбулаторно-поликлиническая помощь детскому населению занимает ведущее место в общей системе здравоохранения и осуществляется с помощью широкой сети детских поликлиник и поликлинических отделений.
Детская поликлиника – государственное учреждение.
Детская городская поликлиника обеспечивает лечебно-профилактическую помощь детям от рождения до 14 лет включительно. Оказание медицинской помощи осуществляется непосредственно в поликлинике, на дому, в детских дошкольных учреждениях и школах.
Детская поликлиника выполняет функции организации и проведения комплекса профилактических мероприятий (динамическое медицинское наблюдение за детьми различных возрастных групп, периодичность комплексных осмотров их врачами узких специальностей); лечебно-консультативной помощи на дому и в поликлинике; реабилитации с использованием санаторного и курортного лечения на соответствующих курортах, лечебно-профилактической помощи в детских дошкольных учреждениях и школах; проведения противоэпидемических мероприятий и прививочной иммунопрофилактики.
Категорийность детской поликлиники определяется численностью обслуживаемого детского населения, которая уточняется ежегодно переписью, проводимой участковыми патронажными сестрами.
Главной фигурой, оказывающей медицинскую помощь детям в поликлинике является участковый педиатр.
Цели участкового врача-педиатра: добиваться снижения заболеваемости и смертности детей всех возрастов; проводить мероприятия, направленные на создание оптимальных условий для физического, психического, полового и иммунологического развития ребенка, осуществлять специфическую и неспецифическую профилактику.
Этапы оказания лечебно-профилактической помощи:
... больницы (детская инфекционная, детская психиатрическая, детская туберкулезная). Амбулаторно-поликлинические учреждения: Поликлиники: - детская городская - детская стоматологическая. Центры: восстановительного лечения для детей. Учреждения охраны ... занятий в "Школах матерей" - лечебно-профилактическая помощь родильницам. 2. Гинекологическая помощь: работа с гинекологическими больными и здоровыми ...
Задачи участкового врача-педиатра:
1) обеспечение контактов и преемственности в работе с врачами женской консультации для наблюдения за беременными женщинами, особенно из группы риска;
2) посещение новорожденных в первые 3 дня после выписки из родильного дома, а также контроль патронажа новорожденных участковой медсестрой;
3) прием здоровых детей в поликлинике, оценка их физического и психического развития, назначение в зависимости от возраста и состояния ребенка режима, рационального питания, рекомендаций по специфической и неспецифической профилактике рахита, гипотрофии, ожирения, анемии;
4) организация на дому и в поликлинике профилактического наблюдения за детьми, особенно раннего и дошкольного возраста; по мере необходимости направление их для лабораторного исследования и консультации других специалистов;
5) составление плана прививочной работы и контроль за его выполнением совместно с участковой медсестрой, динамическое наблюдение за здоровыми и больными детьми, осуществление вместе с другими специалистами реабилитации взятых на учет детей, анализ эффективности динамического наблюдения;
6) организация обследования и оздоровления детей перед поступлением их в детские дошкольные учреждения и школу;
7) посещение по вызовам родителей детей на дому в случае их болезни, оказание лекарственной и физиотерапевтической помощи, ЛФК, при необходимости активное наблюдение больного дома до его выздоровления, госпитализации или разрешения ему посещения поликлиники;
8) направление детей на лечение в стационар, в случае необходимости принятие всех мер для экстренной госпитализации больного;
9) информирование руководства поликлиники о случаях, когда по каким-то причинам тяжелобольной ребенок остается негоспитализированным;
10) своевременное и в установленном порядке информирование о выявлении инфекционного заболевания или подозрении на него, комплексная профилактика инфекционных заболеваний;
11) отбор и соответствующий учет детей, нуждающихся по состоянию здоровья в санаторном и курортном лечении.
Врач и медицинская сестра, работающие на педиатрическом участке, ведут плановую санитарно-просветительную работу с родителями ребенка, пропагандируют здоровый образ жизни, объясняют вред алкоголизма, курения в семьях.
В каждой поликлинике обычно организуется работа наиболее необходимых специалистов: отоларинголога, хирурга, окулиста, невропатолога, кардиоревматолога.
Врачи-специалисты должны строить свою работу в тесном контакте с педиатрами и принимать больных в основном по их направлениям.
Определенные виды специализированной медицинской помощи детям оказываются в диспансерах: психоневрологическом, дерматологическом, онкологическом, противотуберкулезном.
Структура детской городской поликлиники
В детской городской поликлинике должны быть предусмотрены: фильтр с отдельным входом, изолятор с боксом (не менее двух), регистратура, гардероб, кабинеты (педиатров, врачей узких специальностей, лечебно-диагностические, доврачебного приема, по воспитанию здорового ребенка, рентгеновский, физиотерапевтический, процедурный, прививочный, лечебной физкультуры, массажа, социально-правовой помощи, статистики), лаборатория, административная часть, другие вспомогательные помещения.
Уровень тревожности детей при госпитализации
... в целом. При этом госпитализация ребенка, как стресообразующий процесс не ... позволяет уменьшить или предотвратить детскую тревожность. Маргарита Ивановна Чистякова в ... использовали общеклинические методы. Психологические особенности ребенка оценивались при помощи: -теста тревожности (Р. Тэммл, ... Дети, которые находились в лечебных учреждениях с тяжелыми заболеваниями или проходили инвазивные лечебно ...
В системе детских лечебно-профилактических учреждений детская
больница играет особую роль. Именно сюда госпитализируют тяжелобольных, здесь
сконцентрировано современное диагностическое оборудование, работают высоко-квалифицированные врачи и медицинские сестры, ведется профессиональная подготовка
медицинских кадров.
Детская больница — лечебно-профилактическое учреждение для детей и подростков в
возрасте до 14 лет включительно, нуждающихся в постоянном (стационарном) врачебном
наблюдении, интенсивной терапии или специализированной помощи. Существуют
различные типы детских больниц. По профилю они делятся на многопрофильные и
специализированные, по системе организации — на объединенные с поликлиникой и
необъединенные, по объему деятельности — на больницы той или иной категории,
определяемой мощностью (количеством коек).
Кроме того, в зависимости от
административного деления различают районные, городские, клинические (если на базе
больницы работает кафедра медицинского или научно-исследовательского института),
областные, республиканские детские больницы.
Основная цель деятельности современной детской больницы — восстановление
здоровья больного ребенка. Для достижения данной цели персонал медицинского
учреждения должен оказать больному многоэтапную помощь, а именно: осуществить
диагностику заболевания, провести неотложную терапию, основной курс лечения и
восстановительное лечение, включая реабилитацию (меры социальной помощи).
На работников детского стационара возлагаются определенные обязанности, главными
из которых являются следующие:
—оказание детям высококвалифицированной лечебной помощи;
—внедрение в практику современных методов диагностики, лечения и
профилактики;
—консультативная и методическая работа.
В каждой детской больнице имеются приемное отделение (приемный покой),
стационар (лечебные отделения), лечебно-диагностическое отделение или соответствующие
кабинеты и лаборатории, патологоанатомическое отделение (морг), вспомогательные
подразделения (аптека, пищеблок, кабинет медицинской статистики, медицинский архив,
административно-хозяйственная часть, библиотека и т.д.).
3.1 Работа приемного отделения (покоя).
Первая встреча заболевшего ребенка с
медицинским персоналом происходит в приемном отделении. Главная его задача —
организация приема и госпитализации больных детей. От правильной и оперативной работы
этого отделения во многом зависит успех последующего лечения. При поступлении
больного устанавливают предварительный диагноз, оценивают обоснованность
госпитализации, если необходимо, оказывают неотложную медицинскую помощь.
Приемное отделение состоит из вестибюля-ожидальни, приемно-смотровых боксов,
изоляционных боксов на 1—2 койки, санитарного пропускника, кабинета врача,
процедурной-перевязочной, лаборатории для срочных анализов, комнаты для медицинского
персонала, туалета и других помещений.
Работники приемного отделения ведут учет движения больных (регистрация
Копия 2 распр.нарушения у детей
... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...
поступающих, выписанных, переведенных в другие стационары, умерших), проводят
врачебный осмотр больного, оказывают экстренную медицинскую помощь, осуществляют
направление в соответствующее отделение, санитарную обработку, изоляцию инфекционных больных.
Наличие нескольких приемно-смотровых боксов позволяет отдельно вести прием
терапевтических, хирургических и инфекционных больных, детей грудного возраста и
новорожденных.
3.2 Реанимационное отделение располагают обычно рядом с приемным отделением,
поэтому при поступлении больного в крайне тяжелом состоянии его сразу же помещают в
отделение реанимации, по существу, минуя приемный покой. Вся необходимая
документация оформляется «по ходу» проведения необходимой интенсивной терапии.
Неотложная помощь ребенку, кроме того, может быть оказана в палате интенсивной
терапии, которая размещается при приемном отделении.
Дети доставляются в больницу машиной скорой медицинской помощи или родителями
по направлению врача детской поликлиники и других детских учреждений или без
направления («самотеком»).
Помимо талона (направления) на госпитализацию,
представляются и другие документы: выписка из истории развития ребенка, данные
лабораторных и инструментальных исследований, сведения о контактах с инфекционными
больными по дому от участкового педиатра и, если ребенок «организованный», то от врача
школьно-дошкольного отделения. Без документов больные могут быть приняты в больницу
только при неотложных состояниях.
Прием больного ребенка ведется в строгой
последовательности: регистрация, врачебный осмотр, необходимая лечебная помощь,
санитарная обработка, перевод (транспортировка) в соответствующее отделение.
Медицинская сестра регистрирует поступление больного в журнале, заполняет
паспортную часть «Медицинской карты стационарного больного», ф. № 003/у (истории
болезни), измеряет температуру тела, сообщает врачу полученные сведения.
После осмотра ребенка медицинская сестра получает от врача рекомендации
относительно характера санитарной обработки. Обычно санитарная обработка заключается в
проведении гигиенической ванны или душа; при выявлении педикулеза (вшивости) или
обнаружении гнид проводится соответствующая обработка волосистой части головы, белья.
Исключение составляют больные, находящиеся в крайне тяжелом состоянии. Им оказывают
первую медицинскую помощь и лишь при отсутствии противопоказаний проводят
санитарную обработку.
После санитарной обработки ребенка транспортируют в лечебное отделение. Так
называемые «плановые» больные не должны задерживаться в приемном покое более 30 мин.
При массовом поступлении больных соблюдается определенный порядок очередности
госпитализации: сначала оказывают помощь тяжелобольным, затем больным в состоянии
средней тяжести и в последнюю очередь «плановым» больным, не нуждающимся в срочном
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...
лечении.
Детей с признаками инфекционного заболевания помещают в боксы-изоляторы.
Заполняют «Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром
профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку» (ф. № 058/у), которое
немедленно направляют в центр санитарно-эпидемиологического надзора.
3.3 Работа лечебного отделения. Главные задачи медицинского персонала лечебного
отделения — постановка правильного диагноза и проведение эффективного лечения. Успех
лечения зависит от четкой работы врачей, среднего и младшего медицинского персонала, а
также соблюдения лечебно-охранительного (больничного) и санитарно-
противоэпидемического режимов, слаженности работы вспомогательных служб.
Под больничным режимом понимают установленный распорядок пребывания и
лечения больного ребенка в условиях стационара.
Больничный режим определяется рядом факторов и прежде всего необходимостью
создания условий для полноценного лечения, а также быстрой социальной и
психологической адаптации ребенка к новым для него условиям.
Строгие требования предъявляются к соблюдению режима
сна и отдыха.
Распорядок дня для больных детей независимо от профиля лечебного отделения
включает следующие элементы: подъем, измерение температуры тела, выполнение
назначений врача, врачебный обход, лечебно-диагностические процедуры, прием пищи,
отдых и прогулки, посещение детей родителями, уборка и проветривание помещений, сон.
Существенное значение имеет проведение санитарно-про-тивоэпидемических мероприятий.
. Для детей первого года жизни предусматриваются
боксированные и полубоксированные палаты: от 1 до 4 коек в каждом боксе. В палатах для
детей старше 1 года допускается не более 4—6 коек.
Система боксов и отдельных секций позволяет при случайном заносе инфекции
предупредить распространение заболеваний. Последние обычно возникают, если дети
госпитализируются в инкубационном периоде заболевания, когда отсутствуют какие-либо
проявления болезни.
Палаты для больных. В каждой палате обычно находятся 2—6 больных
Койки в палатах размещают так, чтобы к ребенку можно было подойти со всех сторон.
В палатах для новорожденных, помимо кроваток, размещают пеленальный стол, весы,
детскую ванну, подводят кислород; горячую и холодную воду, обязательно устанавливают
бактерицидную лампу.
Детей грудного возраста распределяют по палатам с учетом характера заболевания и
тяжести состояния. Соблюдается последовательность заполнения палат. Новорожденных и
недоношенных детей помещают отдельно. Выделяют палаты (боксы) для новорожденных с
пневмониями, гнойно-септическими заболеваниями и др. В одну палату можно помещать
только неинфицированных детей.
3.4 Боксы детского отделения. Основное назначение бокса — изоляция
инфекционных больных и детей с подозрением на инфекционное заболевание с целью
профилактики внутрибольничных инфекций. Выделяют открытые и закрытые боксы
(полубоксы).
В открытых боксах больные разделены перегородками, которые установлены
Лечение в психиатрии
... Нарушение приемов рационального использования лекарств не всегда заметно, когда речь идет о лечении хронических заболеваний или когда трудно объективизировать динамику лечебного процесса. К таким ... мало. Целью настоящей работы стало рассмотрение основных принципов проведения рациональной терапии психически больных пациентов. Прежде всего несколько слов о значении данного вопроса. Как известно, ...
между кроватями. Изоляция в открытых боксах несовершенна и не предохраняет от
распространения капельных инфекций. Закрытые боксы — это часть палаты с дверью,
отделенная застекленной до потолка перегородкой. Каждый бокс должен иметь
естественное освещение, туалет, необходимый набор предметов медицинского и бытового
назначения для обслуживания детей.