Объем дисциплины и виды учебной работы. Проректор по учебной работе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

У П Р А В Л Е Н И Я И Э К О Н О М И К И

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра психологии

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_________________Е.С. Ивлева

«____ » _____________ 2011 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

Методика преподавания психологии

 

 

Для направления подготовки 030300.62 ПСИХОЛОГИЯ

 

Профили подготовки: «Психология управления»

«Психология консультирования»

Квалификация (степень) выпускника БАКАЛАВР

 

Санкт-Петербург

 

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по направлению подготовки 030300.62 ПСИХОЛОГИЯ (профили «Психология управления», «Психология консультирования») и в соответствии с рабочим учебным планом направления подготовки 030300.62 ПСИХОЛОГИЯ, утвержденным ректором СПБУУЭ «___» __________ 2011 г.

 

Обсуждено

на заседании кафедры психологии

«__»________ 2011 г., протокол № __

Зав. кафедрой _________________ / В.В. Белов

ОДОБРЕНО

методическим советом факультета социального управления

«__»________ 2011 г., протокол № __

 

Председатель

методического совета _________________ / А.Г.Абызов /

 

  1. Цели и задачи дисциплины:

Цель изучения дисциплины– подготовить студентов психологической специальности к практической преподавательской деятельности с учетом современных требований к методике преподавания и технологиям обучения.

Задачи дисциплины:

— сформировать у студентов систему знаний по общим вопросам методики преподавания;

— сформировать у студентов навыки проектирования образовательного процесса;

— ознакомить студентов с современными формами, методами и средствами дидактического обеспечения процесса изучения психологии;

13 стр., 6042 слов

Дисциплина: Теория управления 2

... техники и др.    Технические исполнители (служащие) - работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, хозяйственное обслуживание (делопроизводители, секретари-машинистки, табельщики, чертежники, ... Общая характеристика предприятия ОАО «ЛУКОЙЛ». Политика управления персоналом в ОАО «ЛУКОЙЛ». Организационная структура управления на предприятии ОАО «ЛУКОЙЛ». Оценка ...

— сформировать у студентов представления об основных подходах преподавания на основе предметной области психологии;

— выработать у студентов умение самостоятельно подготовить и провести занятия по выбранной теме.

  1. Место дисциплины в структуре ООП:

 

Дисциплина «Методика преподавания психологии» относится к числу дисциплин профессионального цикла (Б.3).» Она относится к общепрофессиональным дисциплинам и также связан ас такими дисциплинами, как «Педагогика», «Педагогическая психология», «Психология управления», «Общая психология», «Психологическое консультирование» и др., создавая и черпая необходимую информационную базу для их изучения.

Для освоения дисциплины студенты должны обладать следующими компетенциями:

 

Код компетенции Наименование и (или) описание компетенции
ОК – 3 владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений
ПК- 3 описанию структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала
ОК-4 использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики
ОК-7 восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей ;

 

Для освоения изучаемой учебной дисциплины студент должен:

 

Компоненты компетенции Содержание компетенции по компонентам Код компетенции
знать основные отечественные и зарубежные психологические теории учения и развития, анализировать их достоинства и недостатки; синтезировать области их применения и эффективности; ОК – 3  
 
Уметь: разбираться в психологических механизмах процесса обучения и воспитания,в психологических условиях эффективного применения различных воспитательных воздействий;иметьпредставления о современных исследованиях в области педагогической
Владеть: навыками формированияличностно-ориентированной позиции в будущей профессиональной деятельности
Знать: современные методы психолого-педагогической диагностики и прогнозирования учебно-воспитательного процесса;структуру педагогической деятельности и пути ее совершенствования; ПК-3
УМЕТЬ: анализировать сущностную основу педагогической деятельности педагога и учебной деятельности учащегося при конструировании учебно-воспитательного процесса
Владеть: . практическими навыками конструирования и диагностики учебно-воспитательного процесса.
Знать Определене понятий метод, прием, операция в педагогическом процессе ОК-4
Уметь Разбираться в средствах, методах и организационных условиях учебно-воспитательного процесса
Владеть Методами воспитательного воздействия на обучаемых
Знать Основы психологии общения, педагогического сотрудничества ОК-7
Уметь Устанавливать контакты с людьми на основе их интересов и потребностей
Владеть Методиками преодоления барьеров в общении

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

код компетенции наименование и (или) описание компетенции
ОК — 4 использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики ;
ПК-15 преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины
Пк-16 участию в учебно-методической работе в сфере общего образования

В результате изучения дисциплины студент должен:

Индекс комп. Перечень компонентов
ОК–4 Знать: общие вопросы методики преподавания; современные формы, методы и средства дидактического обеспечения процесса изучения психологии
Уметь: проектировать образова тельный процесс; иметь представления об основных подходах преподавания на основе предметной области психологии;
Владеть основными методами преподавания, основами педагогических технологий;
ПК-15 Знать: методику и технологию организации проведения лекций, семинаров, практических занятий, уроков, деловых игр; понимать особенности выбора методики преподавания в зависимости от содержания учебного материала; иметь представление о путях повышения эффективности преподавания психологии.
Уметь применять методику и технологию организации проведения лекций, семинаров, практических занятий, уроков, деловых игр; понимать особенности выбора методики преподавания в зависимости от содержания учебного материала;
Владеть навыками отбора методики преподавания в зависимости от содержания учебного материала и технологией организации проведения лекций, семинаров, практических занятий, уроков, деловых игр; основными методами преподавания, основами педагогических технологий;
П-16 Знать: основные методы и приемы обучения в общеобразовательной школе, психологические особенности старших школьников
Уметь: практически реализоватьпредставление о путях повышения эффективности преподавания психологии.
Владеть приемам обучения, и изложения, управления произвольным и непроизвольным вниманием обучаемых, проблемно-развивающими методами обучения.

 

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры
Аудиторные занятия (всего) 48\1      
В том числе:          
Лекции 24\0,5      
Практические занятия (ПЗ)          
Семинары (С) 24\0,5      
Лабораторные работы (ЛР)          
Самостоятельная работа (всего) 96\2      
В том числе:          
Курсовой проект (работа)          
Расчетно-графические работы          
Реферат 24\0,5      
Другие виды самостоятельной работы
Подготовка к семинарам( устные доклады) 24\0,5      
Вид промежуточной аттестации(, экзамен)          
Общая трудоемкость часы зачетные единицы      
       

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

 

Требования к аудиторному оборудованию, в том числе к неспециализированному компьютерному оборудованию и программному обеспечению общего пользования.

Для реализации программы необходим доступ преподавателей к офисной технике (компьютер, копировальный аппарат, принтер, сканер), а также достаточное количество расходных материалов к ней, выделенных для использования в учебном процессе.

Минимально необходимый для реализации курса перечень материально-технического обеспечения включает:

лекционные аудитории (с компьютерным и видеопроекционным оборудованием для презентаций с выходом в интернет, средствами звуковоспроизведения и экраном);

DVD проигрыватель.

Балльно-рейтинговая структура оценки

  1. Баллы, начисляемые за учебную работу студента в ходе семестра:
  2. 1. Посещение лекционных занятий – 1 балл за одно занятие, максимально 12 балловиз расчета 12 лекций.

2. Посещение семинарских занятий – 1 балл за одно занятие, максимально 12 баллов из расчета 12 занятий.

3. Активность студента на занятии и качество его ответов (выступлений) – от 1 до 3 баллов за одно занятие, до 36 балловиз расчета 12 семинаров.

4. Выполнение домашних заданий – реферат от 1 до 7 балла задание, максимально 7 баллов.

5. Прохождение рубежного контроля проводится в форме бланкового тестирования – от 1 до 3 баллов.

 

Итого максимально 70 баллов.

Прохождение промежуточной аттестации (зачет) – максимально 30 баллов.

Всего100 баллов.

К зачету допускаются студенты, набравшие по результатам работы в ходе семестра не менее 31 балла.

Балльная шкала оценок по дисциплине

Набранные баллы <50 51-60 61-67 68-84 85-93 94-100
Зачет\незачет Незачет Зачет
Оценка по шкале ECTS F Fx Д С В А

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

  1. Дать определение методике и технологии обучения. В чем общность и различие.
  2. Соотнести понятия знания, умения, навыки. Специфика этих понятий для курса психологии.
  3. В чем различие понятий «прием», «метод», «организационная форма обучения»?
  4. Определить основное назначение лекции, практического занятия, семинара. В чем преимущество самостоятельной работы студента?
  5. Есть ли различия в наглядном и проблемном методах обучения? Преимущества и недостатки. Особенности конструирования.
  6. Какие виды лекций существуют? Роль преподавателя, иллюстративного материала, контроля на лекции.
  7. Почему необходимы межпредметные связи в преподавании психологии.
  8. Какие виды контроля качества обучения вы знаете? Когда они применяются?
  9. Как осуществляется превращение психологических знаний учащихся в убеждение и руководство к действию в будущей деятельности практического психолога?
  10. Сформулируйте задачи преподавания и принципы построения курса психологии.
  11. Какие методы, организационной формы и средства преподавания психологии более предпочтительны?
  12. В чем суть применения демонстрационного эксперимента в психологии?
  1. Почему методы наблюдения и эксперимента являются основными методами исследования психики в психологической науке?

17. Можно ли говорить о существовании методики представления наглядности в курсе психологии?

18. Как осуществить дидактический анализ темы курса психологии В чем особенности и универсальность учебного телевидения? Где в курсе психологии его целесообразно использовать? Как составить сценарий?

19. Какова последовательность изложения темы «Предмет, задачи и методы психологии?». Какие узловые понятия темы являются спорными при изложении? Какой организационной форме Вы отдадите предпочтение?

20. Какие положения темы «Восприятие» следует раскрыть при ее изучении?

21. Как помогает восприятию интонация голоса преподавателя при объяснении нового учебного материала?

22. С какой целью нужно проводить предварительную беседу перед чтением нового для учащихся текста?

 

23. Какое значение имеет внимание в познавательной деятельности человека?

24. Почему световые рекламы устроены так, что свет в них то загорается, то гаснет? Как Вы используете этот пример при анализе темы «Внимание?».

25. Какие свойства внимания можно предложить в начале изложения соответствующей темы?

26. На какие положения темы «Мышление» следует обратить особое внимание учащихся?

27. Как работать на лекции с психологической терминологией?

28. Какие существуют приемы работы над речью преподавателя?

29. Каковы принципы установления контакта с аудиторией?

 

10. Методические рекомендации по организации изучения

дисциплины:

Организация самостоятельной работы студентов. Учебным планом изучения данной дисциплины предусмотрено самостоятельное изучение теоретического материала –2,67з

Учебным планом изучения данной дисциплины предусмотрено самостоятельное изучение теоретического материала –2,67з. е. (96часов).

Самостоятельная работа студентов в рамках дисциплины является важным компонентом обучения, приобретения профессиональных компетенций, предусмотренных учебным планом( темы1, 2, 4, 5, 6,8,9,11) и рабочей программой учебной дисциплины.

Цельорганизации самостоятельной работы по дисциплине «Методика преподавания психологии»: углубление и расширение знаний в области психологии; формирование навыка и интереса к самостоятельной познавательной деятельности; овладение приемами процесса познания в области психологических понятий и представлений; развитие познавательных способностей студентов, формирование общекультурных и профессиональных знаний.

Самостоятельная работа студентов (СРС) является важнейшим видом освоения содержания дисциплины, подготовки к практическим занятиям и зачету. Самостоятельная работа сту­дента представляет собой постоянно действующую систему, основу образовательного процесса.

Организация СРС ориентируется на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению, с учетом потребностей и возможностей личности.

Виды учебной деятельности Форма организации занятий Виды учебных занятий Активные / интерактивные методы
час %
индивидуальные, коллективные Самостоятельная работа творческие задания + +
тестирование + +
    +
консультации + +
ВСЕГО 50%

Весь учебный процесс от начала изучения и до завершения учебного курса рассчитан на самостоятельную работу студента под руководством и при помощи преподавателя.

Самостоятельная работа реализуется:

— непосредственно в процессе аудиторных занятий — на лекциях, практических и семинарских занятиях;

— в контакте с преподавателем вне рамок расписания — на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д.;

— в электронной образовательной среде СПБУУЭ;

— в библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.

Постоянный поиск новых форм и методов этой работы необходим каждому обучающемуся — как начинающему, так и имеющему определенный опыт.

Самостоятельная работа студентов предполагает следующие виды отчетности:

— подготовку и написание докладов, сообщений, рефератов, эссе и других письменных работ на заданные темы,

— изготовление презентаций,

— выполнение домашних заданий разнообразного характера;

— поиск и отбор информации по отдельным разделам курса в сети Интернет;

— работу с каноническими текстами и другими источниками, их конспектирование;

— текущее и итоговое тестирование он-лайн.

Пакет заданий для самостоятельной работы выдается в начале семестра, определяются предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы состоят из обязательной и факультативной частей, порогового и продвинутого уровня.

Например, задание для самостоятельной работы по теме № 8:

Задание Обязательная часть Факультативная часть
пороговый уровень продвинутый уровень
Подготовить методическую разработку по одной из тем программы «Общая психология» Провести занятие и указать на допушенные ошибки при проведении Подготовить занятие по одному из методов проблемно-развивающего обучения

 

 

Одним из видов СРС является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какой-либо проблеме психологии. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей .

Составной частью СРС является подготовка к промежуточной аттестации (экзамену).

Приступая к изучению дисциплины студенту необходимо зарегистрироваться в СДО «Гиперметод», записаться на дистанционный курс. Тем самым, открывается доступ к электронным учебным ресурсам: ЭУП, различным материалам, Глоссарию, форуму, базе тестов. Обучающийся может получить оперативную консультацию он-лайн, задать организационные вопросы преподавателю и получить ответы, обсудить проблемные вопросы и темы учебного процесса, в том числе с однокурсниками.

Серьезную помощь в СРС оказывает постоянная работа с электронным учебным пособием по дисциплине, доступным в полнотекстовом формате в Электронной библиотеке СПБУУЭ. ЭУП «Методика преподавания психологии» содержит списки основной и дополнительной литературы по курсу, в том числе и имеющейся в библиотеке ВУЗа, кроме того, приведены ссылки на рекомендуемые ресурсы Интернет. В помощь изучающим дисциплину составлен Словарь основных терминов. К нему можно и необходимо обращаться как в процессе работы над темой, так и для обобщающего повторения всего пройденного материала.

В процессе изучения курса необходимо обратить внимание на самоконтроль знаний. С этой целью каждый студент после изучения каждой отдельной темы и затем всего курса по учебнику и дополнительной литературе должен проверить уровень своих знаний с помощью контрольных вопросов, которые помещены как в конце каждой темы, так и в завершение ЭУП.

Для самостоятельного изучения отводятся темы, хорошо разработанные в учебных пособиях, научных монографиях и не могут представлять особенных трудностей при изучении.

Важной составляющей самостоятельной работы является подготовка к семинарским занятиям, в том числе в формах:

— реферата;

— сообщения;

— письменного домашнего задания;

— подготовки мультимедиа-презентации.

Реферат требует глубокого изучения первоисточников, умения связывать их теоретические положения с современностью, проводить глубокий анализ, делать практические выводы, наконец, учит вести дискуссии. Реферат, становится плодом коллективного творчества, когда идеи не только формулируются автором, но и обсуждаются аудиторией.

Для эффективной организации СРС необходимо:

· последовательное усложнение и увеличение объема СРС, переход от простых к более сложным формам (выступление на семинарском занятии, текущее тестирование, доклад по теме проблемного семинара, подготовка презентации, творческая работа),

· постоянное повышение творческого характера выполняемых работ, активное включение в них элементов научного исследования, усиления их самостоятельного характера;

· систематическое управление самостоятельной работой, помощи студентам на всех этапах обучения.

 

Примерная тематика самостоятельных работ студентов.

1. Понятие «учебный предмет», его место в категориях научных понятий

2. Структура метода обучения, назначение каждого компонента структуры. Общедидактические методы обучения.

3.Методы и приемы лекционного мастерства, способы поддержания внимания аудитории

4.Виды семинара

5.Организация свободного времени студента, его режим труда и отдыха

6. Принципы организации самостоятельной работы.

7. Методика работы над книгой

8. Межпредметные связи в психологии.

9. Педагогические требования к организации контроля

10. Государственный стандарт профессионального образования

11. Основные положения, на которых строится преподавание психологии.

12. Метод игровой ситуации, сущность. Сценарий деловой игры.

13. Факты деятельности учащегося, которые подвергаются Наблюдениям

14. Учебное телевидение и его применение в преподавании психологии.

15. Методика применения таблиц, картинок, схем, фото

16. Использование кинофильмов

17. Применение диафильмов, диапозитивов (слайдов), транспарантов.

18. Применение персонального компьютера при подготовке и проведении занятий.

19. Общение и педагогическая коммуникативная компетентность

 

Виды, содержание, формы и средства контроля

Для контрольного измерения результатов изучения курса «Методика преподавания психологии» вводятся: в зависимости от времени проведения три вида контроля:

Входной

текущий;

промежуточный.

Входной контроль осуществляется в форме тестирования и выполняет функцию актуализации опорных знаний, необходимых для эффективного освоения данной учебной дисциплины. При этом в содержание входного контроля включаются задания общедидактического и предметно-дидактического содержания.

Текущий контроль помогает дифференцировать студентов на успевающих и неуспевающих, мотивирует обучение. Текущий контроль может быть организован с помощью устного опроса, контрольных заданий, тестов (аудиторных или дистанционных), рефератов, коллоквиумов и др. При использовании электронных технологий возможности текущего контроля расширяются. Здесь может осуществляться контроль на основе специально разработанных тестирующих программ или баз данных, содержащих тестовые задания.

Промежуточный контроль (аттестация) – зачет по дисциплине, может включать:

итоговый тест, содержит вопросы по всему курсу,осуществляется дистанционно (посредством СДО «Гиперметод»);

творческую работу – по выбору студента и по усмотрению преподавателя;

собеседование по вопросам курса при необходимости (например, спорная оценка результатов тестирования) и по усмотрению преподавателя.

В зависимости от способа контроля следующие его виды:

Устный

письменный;

с помощью технических средств и информационных систем;

самоконтроль.

Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых.

Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (контрольных заданий, контрольных работ, эссе и т. п.), проверку конспектов.

Компьютерный контроль осуществляется в форме тестирования. С применением компьютерных технологий может осуществляться и самоконтроль.

Формы контроля включают:

• опрос (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимный);

• собеседование, анкетирование;

• блиц-контрольные;

• контрольные задания и работы;

• коллоквиум;

• эссе и иные творческие работы;

• выступление на учебной конференции;

• презентации средствами мультимедиа;

• тестирование;

• рейтинговое оценивание;

• зачет.

Контроль и оценка знаний студентов основаны на ряде основных принципов: систематичность, объективность, аргументированность. Знакомство студентов с оценкой их компетенций производится с помощью критериев знаний и балльно-рейтинговой системы , это происходит на вводной лекции, систематически и оперативно предоставляется статистика рейтинга и успеваемости.

 

 

Разработчики:

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Эксперты:

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)