Общая характеристика эмоций и чувств

Тема 17

ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА

 

Общая характеристика эмоций и чувств

Виды эмоций и их общая характеристика

Высшие чувства

Общая характеристика эмоций и чувств

 

Эмоции и чувства, как и другие психические явления, представляют собой различные формы отражения реального мира. В отличие от познавательных процессов, отражающих окружающую действительность в ощущениях и образах, представлениях, понятиях, мыслях, эмоции и чувства отражают объективную реальность в переживаниях. В них выражается субъективное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности.

Эмоции – это интегральная реакция организма на воздействия факторов внешней и внутренней среды, а также на результаты собственной деятельности. Эмоции – это непосредственная форма выражения чувств.

К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

Однако врожденными являются далеко не все эмоционально-экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания.

Эмоции позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире с точки зрения его значимости. Эмоции доминируют там, где недостаточна сознательная регуляция поведения: при дефиците информации для сознательного построения действий, при недостаточности фонда сознательных способов поведения. Но это не значит, что чем сознательнее действие, тем меньшую роль имеют эмоции. Даже мыслительные действия строятся на эмоциональной основе. В сознательных действиях эмоции обеспечивают их энергетический потенциал и усиливают то направление действия, результативность которого наиболее вероятна. Допуская большую свободу сознательного выбора целей, эмоции определяют основные направления жизнедеятельности человека.

5 стр., 2251 слов

Эмоции человека 3

... в их взаимосвязи. Эмоции человека В буквальном переводе с французского языка, эмоция - это чувство, переживание (от латинского emovere — волновать, возбуждать). Считается, что эмоции возникают как выражение субъективного отношения человека к удовлетворению ...

Любая возникшая у человека эмоция выступает для него как жизненно важный внутренний сигнал, ориентирующий и направляющий его последующие мысли и действия, при этом человек может даже не осознавать их истинных причин и оснований, однако оставаться уверенным в их правомерности. При актуализации нужды в чем-либо возникают соответствующие эмоциональные переживания (голод, жажда, интерес и т.д.), которые называются потребностями. В зависимости от состояния потребности они могут усиливаться, ослабляться, исчезать.

Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются. Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение, как мы выяснили, связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.

Чувства одна из форм отражения объективного мира в сознании человека, переживание им своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, что его окружает.

Чувства носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам.

Чувства носят исторический характер. Они различны у разных народов и могут по-разному выражаться в разные исторические эпохи у людей, принадлежащих к одним и тем же нациям и культурам.

В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социа-лизирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потреб-ности и интересы человека.

Чувства продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

Человеческие эмоции имеют длительную историю филогенетического развития, в ходе которого они стали выполнять целый ряд специфических функций (рис. 1).

Основные функции эмоций
Приспособительная
Сигнальная  
Побудительная  
Подкрепляющая  
Коммуникативная    
Переключательная    

 

 

Рис. 1. Функции эмоций

 

Приспособительная функция эмоций дает человеку возможность приспособиться к окружающим условиям.

Сигнальная функция выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или организме человека.

Побудительная функция определяет направление поиска, способного удовлетворить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и пристрастное отношение к нему, что побуждает человека к действию. Чем сильнее эмоция, тем большими побудительными возможностями она обладает. Положительные эмоции побуждают к действию по направленности к эмоциональной ситуации (на овладение, сближение и т.д.).

Отрицательные эмоции обладают полярными побудительными свойствами.

Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.

Переключательная функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность.

Коммуникативная функция заключается в том, что мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.

 

Виды эмоций и их общая характеристика

 

Выделяют различные виды эмоций. Эмоции и чувства различаются в зависимости от их качества (положительные и отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности влияния на деятельность.

В качественном своеобразии эмоций и чувств выражается то, как относится человек к соответствующему явлению. В зависимости от того, насколько значима и отражаема в эмоциях и чувствах действительность, различаются глубокие и неглубокие эмоции и чувства. В зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства подразделяются на стенические (от гр. sthenos – сила) и астенические. Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека. Так, чувства радости или вдохновения стимулируют человека к энергичной деятельности. Астенические эмоции расслабляют человека, парализуют его силы.

По содержательному своеобразию эмоциивыделяют следующие виды эмоций (рис. 2).

Эмоциональный тон ощущения – наше отношение к качеству ощущения, психическое отражение потребностных свойств объекта. Различные ощущения (запахи, цвета, звуки и т.п.) являются для человека приятными, нейтральными или неприятными.

  Настроение
Длительное эмоциональное состояние, не достигающее значительной интенсивности и не имеющее существенных колебаний в течение длительного периода
Предельно выраженная, но кратковременная эмоция
Достаточно длительная и интенсивная эмоция, имеющая для человека определенную значимость
Эмоциональная реакция на опасность
Психическое состояние общего возбуждения, напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных условиях; неспецифическая реакция организма на резко изменяющиеся условия среды
Особенности переживаний и поведения в результате возникновения трудностей на пути к достижению цели
Эмоциональный отклик
Это эмоциональная оперативная реакция на текущие изменения в предметной среде
Эмоциональный тон
Отношение к качеству ощущения, психическое отражение потребностных свойств объекта
  Аффект  
  Страх  
  Страсть  
  Фрустрация  
  Стресс
Виды эмоций

 

 

Рис. 2. Виды эмоций

 

Нам приятен запах цветов, шум морского прибоя, цвет неба при закате дня, но неприятен запах гнили, скрежет тормозов. К отдельным раздражителям возникает даже болезненное органическое отвращение – идиосинкразия (например, к звукам, издаваемым скрежещущим по стеклу металлическим предметом).

Эмоциональное отношение к жизненно важным воздействиям передается по наследству. Это позволяет уже при первой встрече организма с вредоносным объектом отреагировать на него. Эмоциональный тон различных воздействий, закрепляясь в памяти, включается затем в различные восприятия и представления. Эмоциональная память, эмоциональный опыт человека играют существенную роль в тех случаях, когда надо действовать в условиях дефицита понятийной информации.

Эмоциональный отклик – это эмоциональная оперативная реакция на текущие изменения в предметной среде. Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбудимостью человека, его эмоциональным тонусом, одним из видов эмоционального отклика является синтония – сопереживание эмоциональному состоянию других людей – важнейшее социальное качество человека. Способность к эмоциональному созвучию зависит от условий воспитания. Люди, воспитывающиеся в условиях недостаточного эмоционального контакта либо пресыщения эмоциональными контактами, становятся малоспособными к эмоциональному сопереживанию.

Настроение – это общее эмоциональное состояние, окрашивающее поведение человека в течение значительного периода времени.

Настроение зависит от общего состояния здоровья, работы желез внутренней секреции, тонуса жизнедеятельности организма. Оно является эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия тех или иных событий, а на их значение в жизни человека в контексте его жизненных планов, интересов и ожиданий. Настроение, как и все другие эмоциональные состояния, может быть положительным и отрицательным, иметь определенную интенсивность, выраженность, напряженность и устойчивость.

Аффект (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) – внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания (его сужении) и крайней активизации импульсивных реакций.

Аффект – эмоциональный взрыв в условиях остроконфликтной ситуации, опасности личностного поражения. Глубокая обида от тяжкого для человека оскорбления, внезапное возникновение опасности, грубое физическое насилие – все эти обстоятельства в зависимости от индивидуальных свойств личности могут вызвать аффект.

Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением сознательной регуляции действий человека. Поведение человека при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные, подсознательные действия. В состоянии аффекта нарушается важнейший механизм деятельности – избирательность в выборе поведенческого акта, резко изменяется поведение человека, деформируются его установки, жизненные позиции, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное, представление. Это «сужение сознания» при аффекте с нейрофизиологической точки зрения связано с нарушением нормального взаимодействия возбуждения и торможения. Состояние аффекта связано с нарушениями ясности сознания, что может привести к неспособности впоследствии вспомнить эпизоды вызвавшего аффект события, а в случае исключительно сильного аффекта могут завершиться потерей сознания и полной амнезией.

Аффекты, связанные с отрицательными эмоциями (гнев, ненависть, ревность), часто приобретают разрушительный, агрессивный характер, так как человек действует рефлекторно, латентный период от восприятия раздражителя до ответной реакции свернут до минимума (несколько миллисекунд), таким образом субъект не успевает осознать значение и последствия своих действий.

Страсть– это сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и приводящее к сосредоточению всех устремлений и сил на предмете страсти.

По интенсивности эмоционального возбуждения страсть приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости напоминает настроение. Основной признак страсти – ее действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов. Страсть, обладая большой силой, выступает одним из существенных побуждений к деятельности. Единство нравственного, разумного начала и страсти нередко выступает движущей силой великих дел, подвигов, открытий.

Страх – безусловно-рефлекторная, эмоциональная реакция на опасность, проявляющаяся в резком изменении жизнедеятельности организма.

Страх возник как биологически защитный механизм. В большинстве случаев страх вызывает сильный симпатический разряд: крик, бегство, гримасы. Характерный симптом страха – дрожание мышц тела, сухость во рту (отсюда хриплость и приглушенность голоса), резкое учащение пульса, повышение сахара в крови и т.п. При этом гипоталамус начинает выделять нейросекрет, который стимулирует гипофиз на выделение адренокортикотропного гормона. Социально обусловленные причины страха – угроза общественного порицания, потеря результатов труда, унижение достоинства и т.д. – вызывают те же физиологические симптомы, что и биологические источники страха.

Наивысшая степень страха, переходящая в аффект, – ужас. Ужас сопровождается резкой дезорганизацией сознания (безумный страх), оцепенением (предполагается, что оно вызывается чрезмерно большим количеством адреналина) или беспорядочным мышечным перевозбуждением («двигательная буря»).

В состоянии ужаса человек может преувеличить опасность нападения, его оборона может быть чрезмерной, несоизмеримой с реальной опасностью. Эмоция страха, вызванная опасным насилием, побуждает к безусловно-рефлекторным ответным действиям, основанным на инстинкте самосохранения.

Страх – пассивно-оборонительная реакция на опасность, нередко исходящую от более сильного лица. Если же угроза опасности исходит от более слабого лица, то реакция может приобрести агрессивный, наступательный характер – гнев. В состоянии гнева человек предрасположен к мгновенному, часто импульсивному действию. Чрезмерно повышенное мышечное возбуждение при недостаточном самообладании легко переходит в очень сильное действие. Гнев сопровождается угрожающей мимикой, позой нападения. В состоянии гнева человек теряет объективность суждений, осуществляет малоконтролируемые действия. Страх и гнев могут достичь степени аффекта, но порой они выражаются в меньшей степени эмоционального напряжения.

Стресс(от англ. stress – напряжение) – это эмоциональное состояние, возникающее в ответ на экстремальные воздействия.

Стресс – тотальная мобилизация сил организма на поиск выхода из очень трудного, опасного положения, на приспособление к сверхсложным условиям. Сверхсильные раздражители – стрессоры вызывают вегетативные изменения (учащение пульса, повышенное содержание сахара в крови и т.п.), организм подготавливается к интенсивным действиям. В ответ на сверхтрудную обстановку человек реагирует комплексом защитных реакций.

Физиологический стресс является тотальной мобилизацией сил организма на поиск выхода из очень трудного, опасного положения, на приспособление к сверхсложным условиям. В ответ на экстремальную обстановку человек реагирует комплексом защитных реакций. При физиологическомстрессе организм человека отвечает не только защитной реакцией (изменением адаптивной активности), но и комплексной обобщенной реакцией, часто мало зависящей от специфики воздействующего раздражителя.

Психологический стресс подразделяется настресс информационный и стресс эмоциональный.

Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе.

Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и др. При этом различные его формы (импульсивная, тормозная, генерализованная) приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения.

Социогенный стресс.Социальная действительность (политическая, экономическая, семейно-бытовая и т.п.) может явиться для человека мощным стрессогенным фактором. Социальными стрессорами могут служить конфликты социального и межличностного характера, утрата работы, препятствия на пути к достижению цели и т.п.

Природообусловленный стресс связан с климатическими и географическими условиями жизнедеятельности человека (землетрясения, извержения вулканов, ураганы и т.п.).

Техногенный стресс обусловлен опасностью, идущей от техники для жизни и деятельности людей.

Аутогенный стресс. Причиной стресса, стрессорами являются те или иные черты личности (обидчивость, мнительность, чувство неполноценности и т.д.).

Травматический стресс – это переживания нетипичного характера, результат особого взаимодействия человека со средой. При травматическом стрессе возможны проявления интенсивных негативных переживаний при столкновении человека с чем-то напоминающим травматическое событие.

Рабочий стресс возникает из-за причин, связанных с работой условиями труда, местом работы.

Профессиональный стресс связан с условиями, средствами, технологией, режимом осуществления той или иной профессиональной деятельности (летчики, моряки, врачи, журналисты и т.д.).

Организационный стресс возникает вследствие негативного влияния на работника особенностей той организации, в которой он трудится.

Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но прежде всего от его психологической подготовки, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях. Стресс может оказывать как мобилизующее (австресс), так и угнетающее влияние (дистресс).

Фрустрация – специфическое эмоциональное состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями на пути к достижению цели или к решению задачи. Фрустрация сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины, отчаянием и пр. Фрустрационные переживания оказывают «давящее» влияние на психику, снижая способность к рефлексии (самоанализу), логическому анализу событий. Фрустрацию переживает человек, ощущающий враждебность группы (семейной, профессиональной, учебной и др.); подросток, не встречающий в своей семье понимания, любви и поддержки своих планов. Состояние фрустрации может привести к существенным изменениям в поведении субъекта: либо отказу от активности, замене реальной деятельности воображаемой (уход в себя, в грезы), либо к проявлению грубости, агрессивности как по отношению к тем обстоятельствам, которые непосредственно выступают в качестве препятствий, барьеров, так и в отношении всех окружающих. Последнее бывает характерно для подростков, которых фрустрационные состояния побуждают к противоправным поступкам. Иногда фрустрация приводит к самоуничтожению, ощущению полной бесцельности и бесперспективности своего существования, к нервной депрессии и суициду. Поэтому необходима определенная сила воли и активность интеллекта, чтобы человек мог преодолеть фрустрационные состояния и найти для себя компенсационные содержательные виды деятельности, которые удовлетворяли бы его условия жизни и общения.

Высшие чувства

 

Чувства – одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью. Чувства возникли и формировались в процессе культурно-исторического развития человека. Способы выражения чувств менялись в зависимости от исторической эпохи. В индивидуальном развитии человека чувства выступают как значимый фактор в формировании мотивационной сферы. Чувства – базовые эмоционально-смысловые компоненты личности. От биологически обусловленных эмоций они отличаются происхождением – формируются по мере интернализации индивидом социальных ценностей. Социализация личности и состоит в переводе социально значимых явлений в эмоциональную сферу индивида. Дефекты социализации – несформированность базовых чувств индивида, его ситуативная зависимость от стихии низших эмоций. Отклоняющееся и в особенности преступное поведение во многих случаях связано с неразвитостью чувств, с неспособностью к сопереживанию, эмоциональной тупостью. В каждом чувстве сосредоточен личный опыт соответствующих эмо- циональных переживаний. Причем чем сильнее чувство, тем больший эмоциональный заряд оно несет в себе. Поэтому чувства всегда переживаются как глубоко и интимно личные образования, составляющие сущность самого себя. Их можно определить как эмоциональную основу личности.

Чувства человека иерархически организованы – у каждого человека есть доминирующие чувства, определяющие его личностную направленность. Они регулируют различные сферы взаимодействия человека с действительностью.

Высшие чувства свойственны только человеку. Они обладают рядом особенностей (рис. 3).

Могут достигать в своих развитых формах большой степени обобщенности
Всегда связаны с более или менее отчетливым осознанием общественных норм, относящихся к той или иной стороне действительности
Выделяют явления, имеющие стабильную мотивационную значимость
 
 

 

 

Рис. 3. Особенности высших чувств

Выделяют три основных вида высших чувств в соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений, в которых они находят отражение (рис. 4).

 

Виды высших чувств  
Нравственные
Эстетические
Интеллектуальные

 

 

Рис. 4. Виды высших чувств

 

Нравственные чувства – это чувства, в которых отражается отношение человека к своему поведению и поведению других людей в зависимости от соответствия или несоответствия социальным нормам. Проявление этих чувств предполагает, что человеком усвоены нравственные нормы и правила поведения в том обществе, в котором он живет. Нравственные нормы складываются и изменяются в процессе исторического развития общества в зависимости от его традиций, обычаев, религии, господствующей идеологии и т.п. Совокупность выработанных данным обществом правил и норм поведения называется моралью. Нравственная норма является важнейшим средством социализации личности, обогащения индивида достижениями общества. Нравственные нормы – это требования общества к поведению личности. Эти нормы подразделяются на нормы-образцы, нормы-запреты и нормы-рамки.Для реализации нравственных норм необходимо соответствующее отношение к ним и здесь огромную роль играет чувство.

Нравственные чувства делятся на кратковременные, ситуативные (радость, восхищение, негодование по поводу тех или иных поступков), устойчивые интимные переживания (преданность, привязанность, любовь), и общественные переживания (патриотизм, коллективизм и др.).

Нравственные чувства образуют высший механизм человеческой саморегуляции – «нравственный закон внутри нас». Нравственные чувства организуют поведение человека в социально положительном направлении, предотвращают нежелательные действия, побуждают к оценке совершенных поступков. Эти чувства, являясь субъективными переживаниями, проявляются в повседневных поступках людей. Нравственные чувства – необходимое условие высоконравственного и правопослушного поведения. Нравственный человек – не человек, боящийся плохого поступка, а человек, испытывающий высокое наслаждение от хорошего поступка.

Справедливость и несправедливость – это моральные оценки общественных явлений, посредством которых оправдываются одни явления и осуждаются другие. Это понятия историчны, т.е. меняются с изменением общественных отношений.

Долг – это моральная необходимость выполнения обязанностей, которые определяются местом человека в системе общественных отношений. Различают такие разновидности долга, как общечеловеческий, гражданский, воинский и т.д. Чувство долга – это осознание и переживание тех обязанностей, которые человек берет на себя, вступая в определенные отношения с другими людьми. Выполнение долга вызывает наивысшее чувство удовлетворения.

Совесть – это чувство, вызывающее реакцию человека на требования общества. Эта реакция зависит от понимания данным человеком моральной ответственности за свое поведение. Чувство совести является важнейшим стимулом нравственного усовершенствования личности.

Чувство чести – повышенная эмоциональная чувствительность по отношению к тем сторонам поведения, которые наиболее значимы для данного общества в целом, для отдельной социальной группы и для самой личности.

Отрицательные нравственные качества человека (жестокость, зависть, стяжательство, властолюбие) могут явиться основой не только безнравственного, но и преступного поведения. Сама среда содержит множество противоречивых сторон, и люди по-разному оценивают эти стороны. То, что кажется благом для одних, глубоко порицается другими. Более адаптированными оказываются те, кто умеет отличить подлинные ценности от мнимых, следит за развитием социальных явлений, не падок на сиюминутные ценности, не обольщается переходящими благами.

Безнравственность характеризуется тем, что человек знает о соответствующих нормах поведения, но не считает их обязательными ни для себя, ни для других людей; бессовестность – тем, что человек знает общепринятые нормы поведения, но считает их обязательными только для других.

Эстетические чувства – это чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. Способность воспринимать и оценивать красоту, изящество предметов и явлений, художественное достоинство произведений искусства – один из основных показателей психической развитости индивида, его способности дифференцировать прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное.

Сущностная особенность человека состоит, в частности, и в его способности созидать и воспринимать мир в соответствии с эталоном прекрасного. Прекрасное как эстетическая ценность отличается от нравственных и теоретических ценностей (от добра и истины) тем, что оно связано с непосредственно чувственным отражением соответствия действительности ее высшим эталонам. Человек способен отражать меру совершенства вещей – правильность, гармоничность, целесообразность их формы, изящество в звуковых, цветосветовых и пластических отношениях, наслаждаться этой гармонией. Эстетические чувства формируются в значительной мере средствами искусства.

Интеллектуальные чувства – чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Возникновение и удовлетворение познавательной потребности обусловлены особыми психическими состояниями познавательной направленности, одним из которых является любопытство. Любопытство – это состояние направленности сознания на снятие неопределенности в той или иной проблемной ситуации. Следует отметить, что данное состояние прекращается сразу после его удовлетворения и не служит основой для дальнейшего познания. Чем выше уровень психического развития человека, его культуры, тем больше осознается им степень необходимости той или иной информации. У человека возникает состояние познавательной активности, интеллектуальной впечатлительности, устойчивой познавательной направленности на определенные объекты – любознательность. Познание связано с деятельностью в проблемной ситуации, которая всегда содержит в себе элемент рассогласования знаний и опыта, которые имеет человек с каким-то новым фактом, явлением. Отражение проблемной ситуации вызывает у человека состояние недоумения или удивления. В отличие от недоумения, удивление является более эмоционально насыщенным состоянием и активизирует познавательную деятельность человека. Сопровождаемое очень сильными эмоциональными переживаниями удивление переходит в изумление, которое возникает у человека в связи с получением очень значимой и совершенно неожиданной информации. Интеллектуальные чувства проявляются как радость от самого процесса познания и удовлетворенность от успешного решения сложных и профессиональных задач, возникающих в деятельности. Неудовлетворенность достигнутыми знаниями приводит к стремлению к постоянному познанию.

Существование интеллектуальных чувств – удивления, любопытства, любознательности, радости по поводу сделанного открытия, сомнения в правильности решения, уверенности в правильности доказательства и т.д. – является ярким свидетельством взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных моментов.

Нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства переживаются человеком в деятельности и общении. В определении этих чувств как высших подчеркивается их обобщенность, стабильность и несводимость к сиюминутным эмоциональным переживаниям.

 

Список рекомендуемой литературы

Изард К.Э. Психология эмоций [Текст] / К.Э. Изард. – СПб.: Питер, 1999. – 464 с.

Ильин Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 752 с.

Психические состояния [Текст]: Хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000. – 506 с.

Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности [Текст] /
Л.Н. Рожина. – Минск: Университетское, 1999. – 257 с.

Субботин В.Е. Мотивация и эмоции [Текст]: справ. руководство / В.Е. Субботин – М.: Инфра-М, 1999. – 687 с.