Метод Серийных рисунков и рассказов (Никольская И.М., 2009)

Метод серийных рисунков и рассказов – проективная арт-терапевтическая технология, разработанная И.М. Никольской для диагностики и коррекции внутреннего мира детей от 7 лет[1]. Использование метода облегчает контакт между специалистом и ребенком; делает зримыми для взрослых значимые проблемы детей и их ресурсы; выявляет процессы адаптации к стрессу; дает ребенку опыт самораскрытия и помогает формированию самосознания; создает условия для отреагирования психотравмирующих переживаний; формирует опыт взаимодействия со специалистом.

В течение одного сеанса ребенку предлагают создать серию проективных рисунков на заданные темы, а затем составить в диалоге с психологом устные или письменные рассказы о том, что на рисунках изображено. Цель – отражение в продуктах творческой деятельности особенностей внутреннего мира и поведения ребенка: его представлений о себе и окружающих; желаний, стремлений и фантазий; внутриличностных и межличностных конфликтов; психотравмирующих переживаний; механизмов психологической защиты и копинг-стратегий; перспективы будущей жизни. Результат – осознание и отреагирование ребенком своих проблем посредством их визуализации, вербализации, обсуждения и разделения с другим человеком.

Темы для рисования задаются («навязываются») ребенку психологом. Обычно они сформулированы от первого лица (содержат местоимения «я», «мой», «мне» и пр.) и эмоционально насыщенны (указывают на переживание ряда эмоций и чувств).

После того как сделан рисунок, специалист с помощью уточняющих вопросов побуждает ребенка составить по рисунку рассказ. Он задает вопросы по типу: «Что тут на рисунке происходит?», «Где ты (этот человек) находится?», «Что ты (этот человек) делаешь (-ет)?» «Какое у тебя (у этого человека) здесь настроение?», «О чем ты (этот человек) думаешь (-ет)?» и пр. При работе с детьми психолог фиксирует свои вопросы и ответы ребенка, при работе с подростками и взрослыми клиент нередко сам дает письменные ответы на вопросы психолога. Таким образом, рассказы по рисункам создаются в диалоге с психологом.

После завершения этой процедуры специалист, ребенок и его родители совместно обсуждают и обобщают проделанную работу (подведение итогов содержания и чувствам).

6 стр., 2943 слов

Вопрос 1 Человек как биосоциальная система. Соотношение природного ...

... индивид» зачастую употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических ... бедствий). Таким уровнем десоциализации уже занимаются не психологи, а психиатры. Эти формы социализации личности проявляются ... рождения до формирования взрослого человека. Этот этап очень важен для социализации ребенка. Первые знания об обществе ...

Важнейший принцип взаимодействия психолога с ребенком в процессе серийного рисования – безусловное одобрение и принятие всех продуктов творческой деятельности, независимо от их содержания, формы и качества. Получая безусловное положительное подкрепление, дети достаточно быстро втягиваются в работу. С третьего-четвертого рисунка они обычно начинают рисовать быстро, уверенно и сами дают комментарии к своим рисункам. В какой-то момент они могут отказаться рисовать очередной рисунок и просто рассказывают или записывают рассказ на заданную тему.

Метод серийных рисунков и рассказов используется как однократная процедура (все рисунки и рассказы создаются в течение одного сеанса).

Однако затем полученные материалы могут использоваться на других сеансах, в течение длительного времени, для детальной проработки вскрытых проблем и отслеживания динамики изменений.

Технология работы на сеансе структурирована и включает три этапа. Определена примерная очередность заданий, которые предлагаются ребенку.

Этап 1. Рисунки и рассказы на тему «Мой автопортрет в полный рост», «Моя семья» («Семейная социограмма»), «Если бы у меня была волшебная палочка…». Эти рисунки и рассказы позволяют: а) познакомиться с ребенком; б) исследовать его образ-Я, представления о семейном окружении и самочувствии в семье; в) осуществить присоединение за счет обсуждения «безопасной» и насыщенной позитивными эмоциями темы желаний, стремлений и фантазий; г) ввести в работу, то есть создать определенный настрой.

Этап 2. Рисунки и рассказы на тему «Я переживаю», «Я боюсь», «Сон, который меня взволновал», «Я об этом не хочу вспоминать». Эти задания несут основную эмоциональную нагрузку и стимулируют проявление интенсивных чувств и воспоминаний. С их помощью происходит диагностика отрицательных переживаний и связанных с ними трудных жизненных ситуаций, внутриличностных и межличностных конфликтов, механизмов психологической защиты и стратегий совладающего поведения. В процессе исследования психотравмирующих переживаний за счет коррекции механизмов психологической защиты осуществляется отреагирование отрицательных эмоций либо отчуждение от них.

Этап 3. Рисунки и рассказы на тему «Я такой довольный, я такой счастливый», «Мне 25 лет, я взрослый и работаю на своей работе» (для детей)», «Светлое будущее» (для взрослых). Они направлены на снятие возникшего напряжения, дают заряд оптимизма, чувство уверенности в себе, ощущение способности справиться с трудностями, формируют образ позитивного будущего.

Список тем и их формулировки могут изменяться с учетом анамнеза, индивидуально-психологических особенностей ребенка и значимой проблематики, выявляемой в ситуации «здесь и теперь». Чаще изменения имеют место на втором этапе рисования. Однако важно, чтобы была соблюдена последовательность перечисленных выше этапов, поскольку она продуцирует у клиента определенную динамику эмоционального состояния. Задача первого этапа – присоединиться к ребенку и ввести его в работу, задача второго – «заставить переживать», задача третьего – вывести из мира переживаний, снять эмоциональное напряжение предыдущего этапа и создать позитивный настрой.

5 стр., 2237 слов

Шаг третий. Определение перспективных задач психологической работы

... с установленными ресурсами и сформулировать перспективные задачи психологической работы с автором рисунков. Шаг первый. Сравнительный анализ рисунков «Человек» и «Человек под дождем» Эстетика рисунка Может измениться как в «лучшую ...

По завершении работы осуществляется качественный анализ изображений и контент-анализ текстов.

 

Литература