МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО 4

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью учебной дисциплины «Практикум по общей и экспериментальной психологии» является формирование прикладных умений и навыков применения методов психологии для исследования индивидуально-психологических особенностей человека, развитие у студентов способности использовать полученные знания для решения проблем личностного роста и повышения эффективности профессиональной деятельности.

Основные задачи курса «Практикум по общей и экспериментальной психологии»:

1) формирование системы психологических знаний о структуре и сущности познавательных процессов, о свойствах личности и механизмах их развития;

2) ознакомление с основными методами психологического исследования индивидуальных особенностей человека;

3) ознакомление с основными приемами произвольной регуляции психической активности, поведения и деятельности человека;

4) ознакомление с основными приемами саморазвития и стимулирование потребности личности в самоанализе и самовоспитании;

5) формирование культуры межличностных отношений;

6) формирование профессиональных компетенций в области психолого-педагогического сопровождения учащихся, педагогов и родителей.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина «Практикум по общей и экспериментальной психологии» входит в раздел учебного плана «Профессиональный цикл. Вариативная часть. Модуль 2. Социально-педагогическая деятельность». ФГОС по направлению подготовки 50 400.62 Психолого-педагогическое образование профиля подготовки «Психология и социальная педагогика».

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения в вузе таких учебных дисциплин, как «Общая и экспериментальная психология», «Педагогическая антропология», «Анатомия и возрастная физиология».

14 стр., 6580 слов

1. Психология как наука, ее основные задачи и методы. Место психологии в системе наук

... планирование и организации. Метод – способ познания. 2 группы методов психологии: основные и вспомогательные. Основные: наблюдение (изучение по средствам регистрации поведения человека) и эксперимент ... поведении преобладает индивидуализм;     2)становление – сближение членов группы, формирование ядра группы, устанавливаются контакты, группа работает неравномерно;     3 ...

2.1. Из курса «Общая и экспериментальная психология»

Освоив данную дисциплину, студент должен:

Знать: предмет, задачи, методы и основные категории психологической науки; природу психики, закономерности психической регуляции жизнедеятельности человека; основные психические функции и их физиологические механизмы; соотношение биологических и социальных факторов, роль деятельности в становлении и развитии высших психических функций человека; механизмы формирования и развития личности, роль биологических и социальных факторов в формировании темперамента, характера, способностей; значений эмоций, воли и мотивации в организации поведения и деятельности человека; теории личности.

Уметь: использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4); последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5); учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1); давать психологическую характеристику личности (ее темперамента, характера, способностей, особенностей ее мотивационной сферы и т. д.); установить контакт с другим человеком; разбираться в мотивах поведения, потребностях и значении поступков других людей; понимать проблемы другого человека, содействовать его развитию.

Владеть: методами интроспекции и интерпретации собственного психического состояния; навыками эффективного взаимодействия с партнерами с учетом их индивидуально-психологических особенностей.

3 стр., 1332 слов

1. человек как личность

... способности. Отличительные биологические, психологические и социальные качества человека связаны с понятием: личность; индивид; индивидуальность; субъект. ... неверны. Направленность развития личности зависит от: А) деятельности личности; Б) отношения к другим людям и самому ... среды; 4) особенности строения и функционирования организма. К исключительным характеристикам человека относится: наличие ...

2.2. Из курса «Педагогическая антропология»

Освоив данную дисциплину, студент должен:

Знать: о человеке как существе социальном, как личности и индивидуальности; о взаимосвязях физического, психического и социального в человеке; представления о возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития человека; современные представления о социальных явлениях и процесса, механизмах саморегуляции и саморазвития общества, проблемах взаимодействия общества и природы, общества и культуры, общества и личности; особенности строения психики и закономерности ее развития в онто- и филогенезе; варианты развития личности при различных видах дезонтогенеза.

Уметь:проводить корреляцию между переменными личностными качествами человека; использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды.

2.3. Из курса «Анатомия и возрастная физиология»

По окончании изучения курса студент должен:

Знать: вопросы общей и частной анатомии и физиологии, физиологии высшей нервной деятельности человека; закономерности роста и развития детского организма; возрастные особенности строения и работы физиологических систем организма; специфические особенности высшей нервной деятельности детей и подростков; индивидуально-типологические особенности ребенка; физиологические механизмы психических процессов и состояний.

Уметь: формулировать положения о возрастных особенностях протекания физиологических функций и психофизиологических процессов; эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития учеников.

Владеть: методами изучения функционального состояния организма, оценки индивидуальных анатомо-физиологических, психофизиологических, индивидуально-типологических особенностей человека; методиками комплексной диагностики уровня функционального развития ребенка, его готовности к школе.

Успешное освоение курса позволяет перейти к изучению дисциплин:

· «Психология развития»,

· «Социальная психология»,

· «Качественные и количественные методы психологических исследований»,

· «Психолого-педагогическая диагностика».

· «Клиническая психология»,

· «Социальная педагогика»,

· «Педагогическая психология».

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

По окончании изучения курса студент должен:

Знать:

· основные психические функции и их физиологические механизмы;

· закономерности формирования и развития основных познавательных процессов человека;

· механизмы формирования и развития личности, роль биологических и социальных факторов в формировании темперамента, характера, способностей;

· значений эмоций, воли и мотивации в организации поведения и деятельности человека;

· основные методы психологического исследования индивидуально-психологических особенностей человека и межличностных отношений;

· способы произвольной регуляции психической активности, поведения и деятельности человека;

· приемы саморазвития и стимулирование потребности личности в самоанализе и самовоспитании.

Уметь:

· применять стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;

· использовать методы диагностики индивидуально-психологических особенностей личности (ее темперамента, характера, способностей, особенностей ее мотивационной сферы и т. д.);

· применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях с целью диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов;

· осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики;

· выявлять интересы, трудности, проблемы, конфликтные ситуации и отклонения в поведении учащихся;

· использовать полученные знания для повышения эффективности своей профессиональной деятельности.

Владеть:

· стандартными методами и методиками, позволяющими решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;

· методами диагностики индивидуально-психологических особенностей личности (ее темперамента, характера, способностей, особенностей ее мотивационной, когнитивно-познавательной сферы и т. д.);

· качественными и количественными методами диагностики развития, общения, деятельности личности;

· навыками сбора и первичной обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики;

· методами исследования интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении и развитии детей и взрослых;

· методами интроспекции и интерпретации собственного психического состояния;

· простейшими приемами психической саморегуляции;

· навыками эффективного взаимодействия с партнерами с учетом их индивидуально-психологических особенностей.

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Виды учебной работы, перечень и сроки контрольных мероприятий Объем часов/ зачетн. единиц Форма обучения
очная Заочная с полным сроком обучения Заочная с сокращенным сроком обучения
1. Общая трудоемкость дисциплины 108/3 108/3 108/3 108/3
2. Аудиторные занятия:
2.1. Лекции - - _
2.2. Практические (семинарские) занятия
2.3. Лабораторные работы - - -
2.4. Контрольные работы -
2.5. Курсовой проект (работа) - - -
2.6. Другие формы и методы организации образовательного процесса в соответствии с требованиями современных производственных и образовательных технологий: лекция с проблемным изложением, мозговой штурм, дискуссия, решение ситуационных задач, работа в малых группах, использование средств мультимедиа - - -
3. Самостоятельная работа студента:
3.1. Курсовой проект (работа) - - -
3.2. Контрольная работа - - -
Окончание таблицы 1
3.3. Другие виды самостоятельной работы (реферирование, подготовка научного сообщения, электронных презентаций, проектная деятельность, ситуативное моделирование и др.) - - -
4. График изучения дисциплины
4.1. Курс
4.2. Семестр
4.3. Экзамен (семестр) - - -
4.4. Зачет (семестр) 2
4.5. Курсовой проект (работа) (семестр) - - -
4.6. Контрольная работа (семестр) -

Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия СРС Консультации
1. Раздел 1. Введение в общую и экспериментальную психологию 1.1. Система методов психологии. 1,2, Еженед. Творческие задания: 1,2 Контрольная работа: 2
2. Раздел 2. Познавательные процессы 2.1. Ощущения и восприятие. Память. Внимание. 3,4, Еженед. Творческие задания: 3,4 Отчет по апробации методик:4
Продолжение таблицы 2
2.2. Мышление и воображение 5,6 Еженед. Творческие задания: 5,6 Отчет по апробации методик: 6
2.3. Речь. Вербальные способности. Еженед. Творческие задания: 7 Отчет по апробации методик: 7 Коллоквиум 7.
5. Раздел 3. Психология личности 3.1. Типологические особенности личности. 8,9 Еженед. Творческие задания: 8,9 Отчет по апробации методик: 9
6. 3.2. Личностные качества и черты характера 10,11,12 Еженед. Творческие задания: 10,11,12 Отчет по апробации методик: 12
7. 3.4. Эмоционально-волевая сфера личности 15,16 Еженед. Творческие задания: 15,16 Отчет по апробации методик:16
8. 3.5. Диагностика мотивационной сферы 17,18 Еженед. Творческие задания: 17,18 Отчет по апробации методик:18
9. 3.6. Психологическое исследование межличностных отношений 19,20 Еженед. Творческие задания: 19,20 Отчет по апробации методик: 20 Тестирование: 20
Итого за 2 семестр Зачет

Содержание разделов (тем) дисциплин

Раздел I. Введение в общую и экспериментальную психологию

Тема 1.1. Система методов психологии. Эмпирические методы психологического исследования. Наблюдение: его виды и этапы проведения. Эксперимент: естественный, лабораторный. Достоинства, недостатки и возможности разных видов эксперимента. Психолого-педагогический эксперимент и его функции. Этапы проведения психолого-педагогического эксперимента: констатирующий, формирующий, контрольный. Метод опроса, особенности достоинства и недостатки устного и письменного опроса. Тестирование. Социометрический метод и др.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем на основе рейтинговой системы в процессе проведения практических (семинарских) занятий и на зачете.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения:

· Словарно понятийный диктант.

· Устные ответы на вопросы.

· Выполнение контрольных работ.

· Выполнение индивидуальных заданий, проектов, исследований.

· Решение ситуационных задач.

· Тестирование.

6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

Тема 1.1. Система методов психологии.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Дайте характеристику эмпирических методов психологического исследования:

2. Наблюдение: его виды и этапы проведения.

3. Эксперимент: естественный, лабораторный. Достоинства, недостатки и возможности разных видов эксперимента. Психолого-педагогический эксперимент и его функции. Этапы проведения психолого-педагогического эксперимента: констатирующий, формирующий, контрольный.

4. Метод опроса, особенности достоинства и недостатки устного и письменного опроса.

5. Тестирование.

6. Социометрический метод и др.

Занятие 2,3. Ощущения и восприятие. Память. Внимание.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Психодиагностика и развитие сенсорных способностей. Иллюзии восприятия.

2. Психологическое тестирование особенностей внимания. Тест «Корректурная проба». Тест «Таблицы Шульте». Тест «Распределение и переключение внимания». Методика Мюнстерберга.

3. Какие приемы и методики развития внимания вы знаете?

4. Психологическое исследование и развитие мнемических способностей. Прием информации. Тест «Непроизвольная память». Тест «Объем кратковременной памяти». Методика «Память на числа». Методика «Память на образы». Различие между узнаванием и воспроизведением. Осмысленность восприятия в запоминании. Методика «Оперативная память». Тренировка и развитие памяти. Тест «Долговременная память».

5. Техники тренировки памяти.

Занятие 4,5. Мышление и воображение

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Психодиагностика индивидуальных особенностей мышления. Тест Липпмана «Логические закономерности». Тест «Логически-понятийное мышление.

2. Образование сложных аналогий. Тест «Логичность умозаключений.

3. Роль представления в решении мыслительной задачи.

4. Обобщение. Сопоставимость понятий по объему. Тест «Установление закономерностей.

5. Тест «Индивидуальные стили мышления. (А. Алексеева, Л. Громовой).

6. Исследование индивидуально-психологических особенностей мышления с помощью методики «Отгадывание загадок».

7. Определение индивидуальных особенностей мышления с помощью методики «Понимание пословиц».

8. «Особенности творческого воображения». Методика «Интеллектуальная лабильность».

Занятие 6,7. Типологические особенности личности

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Опросник Айзенка по определению темперамента. Тест «Формула темперамента» А. Белова. Опросник для изучения темперамента Я. Стреляу.

2. Тест «Темперамент и социотипы» (Хейманс).

3. Тест «Определение социотипа личности».

4. Цифровой тест «Социотип» В. Мегель и А. Овчарова.

5. Вопросник для выявления доминирующего инстинкта В. Гарбузова.

6. Ассоциативные тесты по определению доминирующего инстинкта (теппинг-тест).

Занятие 8, 9. Личностные качества и черты характера

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Опросник Шмишека «Акцентуации характера».

2. Методика многофакторноro исследования личности Р. Кеттела.

3. Психодиагностическая шкала (разработана К. Шварцладером).

4. Тест «Как совмещаются ваши характеры».

5. Тест «Психогеометрическая типология».

6. Методика определения «Типа личности» и «Вероятностных расстройств» данного типа Дж. Олдхэма и Л. Морриса.

Задания к контрольным работам

Наряду с лекциями и семинарами задания к контрольным работам нацелены на развитие психологической компетентности студентов как необходимой составляющей профессионального образования будущих социальных работников.

Для реализации этой цели студент должен овладеть существующим психодиагностическим инструментарием, развить определенные практические умения и навыки, необходимые для эффективного проведения психодиагностического обследования.

Грамотно проведенное психодиагностическое обследование дает возможность получить значимую информацию об индивидуально-психологических особенностях личности, о психологических проблемах, нарушающих или блокирующих процесс личностного развития, помогает оценить эффективность социальных и психолого-педагогических мероприятий. Психодиагностическая информация позволяет разрабатывать более действенные развивающие, реабилитационные и коррекционные программы, нацеленные на оптимизацию психосоциального развития личности, оперативно контролировать динамику этого развития и на ранней стадии предупреждать возможные поведенческие и личностные отклонения.

Осваивая программу практикума, студенты должны решить следующие задачи:

· Проанализировать наиболее важные в теоретическом и практическом плане проблемы психологических исследований.

· Познакомиться с основными методами и методиками и научиться использовать их на практике.

· Научиться самостоятельно разрабатывать малоформализованные методики в соответствии с целями и задачами исследования (схемы наблюдения, анкеты и т. д.).

Приступая к изучению ключевых проблем и методов психодиагностики, важно помнить, что успешное освоение данной учебной дисциплины требует актуализации знаний, полученных при изучении базовых отраслей психологической науки: общей, социальной и возрастной психологии.

Подготовка к выполнению контрольной работы предполагает:

· изучение учебной, справочной и специальной литературы;

· аннотацию статей, содержащих описание и анализ психодиагностического обследования по проблеме, близкой к теме контрольной работы;

· выполнение практических заданий, связанных с освоением, разработкой и апробацией основных методов и конкретных методик исследования психосоциальных феноменов.

Объем работы должен составлять не менее 20 страниц машинописного текста.

Темы контрольных работ

1. Этапы становление и развития методов психологического исследования.

2. Типичные ошибки наблюдения.

3. Психологические особенности поведения испытуемого и экспериментатора в процессе организации и проведения психологического эксперимента.

4. Методы психологической диагностики и развития сенсорных способностей.

5. Методы психологической диагностики и развития внимания.

6. Методы психологической диагностики и развития памяти.

7. Методы психологической диагностики и развития мышления.

8. Методы психологической диагностики и развития воображения.

9. Методы исследования и техники развития вербальных способностей человека.

10.Интеллект как общая познавательная способность. Методики диагностики интеллекта.

11. Социальный интеллект и его диагностика.

12. Методы диагностики креативности.

13.Методы диагностики коммуникативных и организаторских способностей.

14. Психодиагностические методики исследования типологических особенностей личности.

15. Методики психологической диагностики личностных особенностей и черт характера.

16.Методы диагностики профессионально-важных качеств социального педагога.

17.Методики диагностики психических состояний и дезадаптации

18.Методики диагностики волевых качеств личности.

19. Методы психологического исследования мотивационной сферы личности.

20. Методы психологического исследования самосознания.

21. Методы исследования самооценки и уровня притязаний личности.

22.Методы исследования ценностных ориентаций личности.

23.Методы исследования интересов личности.

24. Методы исследования психологических характеристик личности как субъекта общения.

25.Методы исследования межличностных отношений в малой группе.

26. Методы исследования особенностей (стратегий) поведения человека.

Вопросы для подготовки к зачету

1. Система методов психологического исследования.

2. Эмпирические методы психологического исследования.

3. Наблюдение: его виды и этапы проведения.

4. Эксперимент: естественный, лабораторный. Достоинства, недостатки и возможности разных видов эксперимента.

5. Метод опроса, особенности достоинства и недостатки устного и письменного опроса.

6. Тестирование.

7. Типичные ошибки наблюдения.

8. Психологические особенности поведения испытуемого и экспериментатора в процессе организации и проведения психологического эксперимента.

9. Методы психологической диагностики и развития сенсорных способностей.

10.Методы психологической диагностики и развития внимания.

11.Методы психологической диагностики и развития памяти.

12.Методы психологической диагностики и развития мышления.

13.Методы психологической диагностики и развития воображения.

14.Методы исследования и техники развития вербальных способностей человека.

15. Интеллект как общая познавательная способность. Методики диагностики интеллекта.

16. Социальный интеллект и его диагностика.

17. Методы диагностики креативности.

18.Методы диагностики коммуникативных и организаторских способностей.

19. Психодиагностические методики исследования типологических особенностей личности.

20. Методики психологической диагностики личностных особенностей и черт характера.

21.Методы диагностики профессионально-важных качеств социального педагога.

22.Методики диагностики психических состояний и дезадаптации

23.Методики диагностики волевых качеств личности.

24. Методы психологического исследования мотивационной сферы личности.

25. Методы психологического исследования самосознания.

26. Методы исследования самооценки и уровня притязаний личности.

27.Методы исследования ценностных ориентаций личности.

28.Методы исследования интересов личности.

29. Методы исследования психологических характеристик личности как субъекта общения.

30.Методы исследования межличностных отношений в малой группе.

31. Методы исследования особенностей (стратегий) поведения человека.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. 2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учебник для вузов [Текст] / В. Н

Основная литература

1. Глуханюк Н.С., Белова Д.Е. Психодиагностика. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 288 с.

2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учебник для вузов [Текст] / В.Н. Дружинин. — СПб.: Питер, 2007. — 320 с.

3. Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. Теории, методы, исследования, практикум. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. — 255 с.

4. Соснин В.А. Общий психологический практикум. — М.: Форум, 2010. — 416 с.

Дополнительная литература

1. Абрамова, Г. С. Практическая психология [Текст]: учеб для студ. вузов / Г. С. Абрамова. М.: Академический проект, Трикста, 2005. — 496 с.

2. Анастази, А. Психологическое тестирование [Текст] / А. Анастази, С. Урбина. СПб.: Питер, 2006. — 688 с.

3. Борщева, Н.М. Психодиагностика личности и межличностных отношений в системе социальной работы [Текст]: учеб. пособие / Н.М. Борщева. — Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.- пед. ун-т», 2007. — 120 с.

4. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. СПб.: Питер, 2005. — 528 с.

5. Выготский, Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства [Текст] / Л.С. Выготский // Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 5. — 369 с.

6. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания [Текст] / П.Я. Гальперин и др. М., 1974.

7. Глуханюк Н.С., Печеркина А.А., Семенова С.Л. Общая психология: учебное пособие [Текст] / Н.С. Глуханюк и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 288 с.

8. Дружинин В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. — СПб.: Питер, 2005. — 356 с.

9. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности [Текст] / О.П. Елисеев. СПб.: Питер, 2002. — 508 с.

10. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии [Текст] / Т.П. Зинченко. СПб.: Питер, 2002. — 320 с.

11. 1977.Куликов, Л.В. Психологическое исследование [Текст]: метод. рекомендации по проведению / Л.В. Куликов. СПб.: Речь, 2001. — 184 с.

12. Малкина-Пых, И.Г. Возрастные кризисы [Текст]: справ. практ. психолога / И.Г. Малкина-Пых. М.: ЭКСМО, 2004. — 895 с.

13. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. / Р.С. Немов. М.: ВЛАДОС, 2007. Кн. 3; Психоди­агностика. Введение в научное психологическое исследование с элемента­ми математической статистики. — 640 с.

14. Носс, И.Н. Психоднагностика. Тест, психометрия, эксперимент (информационно-методический конспект материалов к практическим занятиям по психодиагностике и экспериментальной психологии) [Текст] / И.Н. Носс. М.: КСП+, 1999. 309 с.

15. Общая психодиагностика [Текст]: учеб. для вузов / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. СПб.: Речь, 2007. — 440 с.

16. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии [Текст] / под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб.: Питер, 2003. — 539 с.

17. Практикум по психологии посттравматического стресса [Текст] / Под ред. Н. Тарабриной. — СПб.: Питер, 2002. — 272 с.

18. Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. Теории, методы, исследования, практикум. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. — 255 с.

19. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст]: в 2 кн. / Е.И. Рогов. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. Кн. 1: Система работы с детьми разного возраста. — 384 с.; Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. — 480 с.

20. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст]: Практикум / Л.Д. Столяренко, Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 704 с.

21. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л.Д. Столяренко. — М.: Проспект, 2010. — 458 с.

22. Трофимова Н.М. Общая психология [Текст]: Практикум: учеб пособие для вузов / Н.М. Трофимова и др. СПб.: Питер, 2005. — 320 с.

23. Шапарь, В.Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми [Текст]: [Практическое пособие] / В.Б. Шапарь. Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 429 с.

24. Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия [Текст]: Учеб. пособие для врачей и психологов / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская. СПб.: Речь, 2007. — 352 с.

25. Экспериментальная психология: Практикум: учеб. для вузов [Текст] / под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корнилова. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 383 с.

26. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности [Текст] / В.А. Ядов. — М.: Омега-М, 2009. — 567 с.

27. Ялом, Ирвин. Групповая психотерапия. Теория и практика [Текст] / И. Ялом. — СПб.: Питер, 2009. — 683 с.

Периодические издания

· Вестник МГУ. Серия «Психология»

· Вопросы психологии

· Журнал практического психолога

· Мир психологии

· Психологический журнал

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector