Место дисциплины в структуре ООП. Негосударственное образовательное учреждение

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский университет управления и экономики»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

______________Ивлева Е.С.

«___» ______________ 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

Социальная психология

Для направления подготовки 30 300.62 ПСИХОЛОГИЯ

Профили подготовки «Психология управления» и

«Психология консультирования»

Квалификация (степень) выпускника БАКАЛАВР

Санкт-Петербург

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по направлению подготовки 30 300.62 ПСИХОЛОГИЯ (профиль «Психология консультирования») и в соответствии с рабочим учебным планом направления подготовки 30 300.62 ПСИХОЛОГИЯ, утвержденным ректором СПБУУЭ «01» марта 2011 г.

Обсуждено

на заседании кафедры психологии

«07» июня 2011 г., протокол № 10

Зав. кафедрой _________________ / В.В. Белов /

ОДОБРЕНО

методическим советом факультета социального управления

«20» июня 2011 г., протокол № 9

Председатель

методического совета _________________ / А.Г.Абызов /

СОГЛАСОВАНО

Зам проректора

по вузовскому образованию

Смешко О.Г. /____________/

Начальник методического отдела

Новик Е.В. /____________/


Цели и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины «Социальная психология» является формирование у студентов твёрдых представлений о причинах и особенностях социального поведения. В ходе изучения второй по значимости психологической учебной дисциплины, студенты должны достичь уровня отчётливого понимания специфики деятельности, поведения и общения индивида в группе.

Задачи курса:

· сформировать у себя отчётливые представления об особенностях поведения, деятельности и общения индивида как члена группы;

· научиться диагностике социально-психологических процессов, механизмов, феноменов: стереотипизации, конформизма, аттракции, каузальной атрибуции и т. д.;

6 стр., 2972 слов

Объем дисциплины и виды учебной работы. Проректор по учебной работе

... 2011 г.   РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Методика преподавания психологии     Для направления подготовки 030300.62 ПСИХОЛОГИЯ   Профили подготовки: «Психология управления» «Психология консультирования» Квалификация (степень) выпускника БАКАЛАВР ...

· выявить возможности управления поведением групп и отдельных индивидов на основе социально-психологического знания;

· овладеть культурой научного мышления, обобщением, синтезом и анализом научных фактов и теоретических положений;

· сформировать способность и готовность работать в команде, осуществлять длительное и эффективное взаимодействие с коллегами;

· выявлять специфику психического функционирования человека в зависимости от специфики группы членства и референтной группы;

· научиться способствовать оптимизации производственного процесса в реальных социальных структурах.

Место дисциплины в структуре ООП

«Социальная психология» входит в профессиональный цикл (Б.3) ООП бакалавриата, базовая часть (Б.3.13), адресована студентам второго курса. Направление подготовки 30 300.62 Психология (профили «Психология управления» и «Психологическое консультирование»).

Учебная дисциплина «Социальная психология» является второй по значимости психологической учебной дисциплиной. В ней активно используются методические и методологические принципы и инструментарий таких дисциплин как «Общая психология», «Социология», «Социальная философия», «Культурология», «Педагогика». Курс знакомит студентов с происхождением социально-психологических понятий и терминов, теорий обретения личной идентичности, показывает возможности таких важных социально-психологических явлений как аттракция, каузальная атрибуция, когнитивный диссонанс. В ходе изучения материалов данного курса студенты научаются умениям работы с представителями маргинальных групп, получают отчётливое представление о различиях между представителями разных гендерных групп и других социальных общностей.

Для освоения дисциплины студенты должны обладать следующей общекультурной компетенцией:

Код компетенции Наименование и (или) описание компетенции
ОК-2 Понимать современные концепции картины мира на основе сформированного мировоззрения, владеть достижениями естественных и общественных наук, культурологии

Студент должен:

знать основные общепсихологические понятия и категории ОК-2
характер междисциплинарных связей в психологии, а также связи психологической отрасли знания с другими науками ОК-2
специфику отечественных и зарубежных психологических парадигм ОК-2
уметь использовать общепсихологические категории и законы для анализа явлений общественной и групповой жизни ОК-2
использовать концепции современного естествознания применительно к задачам психологии ОК-2
использовать личностные и возрастные особенности индивида при решении психологических проблем ОК-2
владеть понятийным аппаратом современной психологии для более адекватного анализа явлений социальной действительности ОК-2
необходимым минимальным набором из арсенала средств психологического воздействия ОК-2

В свою очередь знания и умения по дисциплине будут востребованы при изучении курсов «Конфликтология», «Политическая психология», «Психология лидерства», «Этническая психология», «Методологические основы психологии».

Образовательные технологии. При рассмотрении используемых образовательных технологий следует учитывать то обстоятельство, что курс социальной психологии уже давно преподается для

При рассмотрении используемых образовательных технологий следует учитывать то обстоятельство, что курс социальной психологии уже давно преподается для студентов, обучающихся по направлению «психология». Кроме того, нами данный курс читается с 1994 года, все методические и методологические вопросы и принципы давно отработаны. В 2010-м году нами, совместно со старшими преподавателями СПбУУ и Э Раннала Н.В. и Васильевой С.А., было подготовлено и выпущено электронное учебное пособие, что позволяет развернуть вебинары и систему электронного тестирования студентов. Вместе с тем, продолжающееся оснащение Университета новыми мультимедийными средствами позволяет рассчитывать на проведение лекций-визуализаций и других современных образовательных технологий. При этом мы не в состоянии влиять на процесс переоснащения Университета и вынуждены приспосабливаться к изменяющимся реалиям. Поэтому, предлагаемое описание образовательных технологий следует рассматривать скорее как оптимистичный проект, полновесная реализация которого возможна лишь в некотором будущем.

В процессе изучения дисциплины комплексно используются традиционные и инновационные технологии, активные и интерактивные формы занятий: лекции-визуализации, лекции с элементами проблемного изложения, коллоквиумы, вебинары, учебные конференции, семинары, проблемные семинары, тестовые задания, форумы, консультации он-лайн, самостоятельная работа с элементами научно-исследовательской и творческой деятельности; мультимедиа и компьютерные технологии.

При прохождении курса используется проблемный и интерактивный подходы, технические и электронные средства обучения. Инновационный характер обучения — в органичном сочетании лучшего опыта традиционной методики и современной интерактивной модели обучения.

Применяются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный (ОИ), репродуктивный (Р), проблемного изложения (ПБ) и эвристический (Э).

Матрица разнообразия методов и форм обучения

Форма / Метод ОИ Р ПБ Э
Лекция + + +
Лекция с элементами проблемного изложения + +
Лекция-визуализация + + + +
Учебная конференция + +
Проблемный семинар + +
Семинар + +
Вебинар + + +
Коллоквиум + +
Самостоятельная работа + + +
Тестирование он-лайн + +
Форум + +
Консультация + +

Формы организации и методы активного обучения

Виды учебной деятельности Формы организации занятий Виды учебных занятий Активные / интерактивные методы
час % к аудиторным занятия
Аудиторные учебные занятия поточно-массовые; групповые лекция проблемная
групповые коллективные семинар проблемный 12,5
коллоквиум 31,25
ВСЕГО 68,75%

Для организации изучения теоретического материала по курсу «Социальная психология», в зависимости от дидактических целей будут использоваться, по мере технического оснащения, такие формы обучения с применением мультимедийных и интерактивных средств, как:

лекция-визуализация,

вебинар.

При этих формах дополнительное качество усвоения теоретического материала достигается за счет применения принципа наглядности в обучении.

Вебинар как интерактивная форма проведения учебных занятий является инновационным инструментом, который позволяет в совокупности с традиционными методами повышать эффективность учебного процесса.

Электронные технологии позволяют с наибольшей полнотой реализовать современные требования к образованию: широкий доступ к образовательным ресурсам, использование новейших информационно-коммуникационных средств, высокий уровень интерактивности, организацию непрерывного мониторинга. Реализацию современных образовательных технологий, повышение эффективности учебной работы обеспечивает учебный Интернет-портал Университета управления и экономики — СДО «Гиперметод».

Организация самостоятельной работы студентов

Учебным планом изучения данной дисциплины предусмотрено самостоятельное изучение теоретического материала — 1,5 з. е. (76 часов).

Цель организации самостоятельной работы по дисциплине «Социальная психология» — это углубление и расширение знаний в области истории возникновения, формирования и развития социально-психологических знаний; формирование навыка и интереса к самостоятельной познавательной деятельности; овладение приемами научного познания в области интеграционного психического процесса; развитие познавательных способностей студентов, формирование общекультурных и профессиональных компетенций.

Самостоятельная работа студентов (СРС) является важнейшим видом освоения содержания дисциплины, подготовки к практическим занятиям и к экзамену. Сюда же относятся и самостоятельное углубленное изучение тем дисциплины. Самостоятельная работа студента представляет собой постоянно действующую систему, основу образовательного процесса.

Организация СРС ориентируется на активные методы овладения знаниями и развитие творческих способностей студентов. Самостоятельная работа сегодняшних студентов позволяет осуществить переход от поточного обучения к индивидуализированному обучению, скрупулезно выстроенному с учетом потребностей и возможностей личности обучаемого.

Весь учебный процесс от начала изучения и до завершения учебного курса рассчитан на самостоятельную работу студента под руководством и при помощи преподавателя.

Виды учебной деятельности Формы организации занятий Виды учебных занятий Активные / интерактивные методы
час %
Самостоятельная работа индивидуальные, коллективные творческие задания 10,5
тестирование 2,65
он-лайн тестирование 18,4
коллоквиум 13,15
консультации 5,25
ВСЕГО 50%

Самостоятельная работа реализуется:

· непосредственно в процессе аудиторных занятий — на лекциях, практических и семинарских занятиях;

· в контакте с преподавателем вне рамок расписания — на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т. д.;

· в электронной образовательной среде СПбУУЭ;

· в библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.

Постоянный поиск новых форм и методов этой работы необходим каждому обучающемуся — как начинающему, так и имеющему определенный опыт.

Самостоятельная работа студентов предполагает следующие виды отчетности:

· подготовку и написание докладов, сообщений, рефератов, эссе и других письменных работ на заданные темы,

· выполнение домашних заданий разнообразного характера;

· поиск и отбор информации по отдельным разделам курса в сети Интернет;

· работу с каноническими текстами и другими источниками, их конспектирование;

· текущее и итоговое тестирование он-лайн.

Пакет заданий для самостоятельной работы выдается в начале семестра, определяются предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы состоят из обязательной части и факультативной части. Каждой из них соответствует пороговый и продвинутый уровень.

Например, задание для самостоятельной работы по темам №№ 3−4:

Задание Обязательная часть Факультативная часть
пороговый уровень продвинутый уровень
Составить сравнительную таблицу по пониманию в социальной психологии термина «маргинальные группы» в работах Р. Парка в работах Р. Парка и К. Левина сопоставительно с современным пониманием термина по работам Д. Берри
в работах К. Левина

Одним из видов СРС является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 20 000 печатных знаков), посвященное какой-либо проблеме влияния группового членства на поведение, общение, деятельность индивида, на характер его межличностных и межгрупповых отношений. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей (Смотри 10.4.2)

Составной частью СРС является подготовка к промежуточной аттестации (экзамену).

Приступая к изучению дисциплины студенту необходимо зарегистрироваться в СДО «Гиперметод», записаться на дистанционный курс. Тем самым, перед ним открывается доступ к электронным учебным ресурсам: ЭУП, различным материалам, Глоссарию, форуму, базе тестов по данной учебной дисциплине. Обучающийся может получить оперативную консультацию он-лайн, задать организационные вопросы преподавателю и получить ответы, обсудить проблемные вопросы и темы учебного процесса. Такое обсуждение, благодаря возможностям СДО «Гиперметод», в том числе, может протекать и с однокурсниками.

Серьезную помощь в СРС будет оказывать постоянная работа с электронным учебным пособием по дисциплине, опубликованном в 2010-м году, что делает его доступным в полнотекстовом формате в Электронной библиотеке СПБУУЭ, в том числе, и с удаленного доступа. ЭУП «Социальная психология» содержит списки основной и дополнительной литературы по курсу, в том числе и имеющейся в библиотеке нашего ВУЗа, кроме того, в нем приведены ссылки на рекомендуемые ресурсы Интернет. В помощь студентам, изучающим данную дисциплину, в ЭУП включен Словарь основных терминов. К нему можно и необходимо обращаться как в процессе работы над темой, так и для обобщающего повторения всего пройденного материала.

В процессе изучения курса необходимо обратить внимание на самоконтроль знаний. С этой целью каждый студент после изучения каждой отдельной темы и затем всего курса по электронному учебному пособию и дополнительной литературе должен проверить уровень своих знаний с помощью контрольных вопросов, которые помещены как в конце каждой темы, так и в завершение ЭУП.

Для самостоятельного изучения отводятся темы, хорошо разработанные в учебных пособиях, научных монографиях, которые не могут представлять особенных трудностей для студентов при их изучении.

Важной составляющей самостоятельной работы является подготовка к семинарским занятиям, в том числе в формах:

· реферата (темы рефератов даются ниже);

· сообщения;

· письменного домашнего задания.

Реферат требует глубокого изучения первоисточников, умения связывать их теоретические положения с современностью, проводить глубокий анализ, делать практические выводы, наконец, учит вести дискуссии. Реферат, становится плодом коллективного творчества, когда идеи не только формулируются автором, но и обсуждаются аудиторией.

Для эффективной организации СРС необходимо:

· последовательное усложнение и увеличение объема СРС, переход от простых форм к более сложным формам (выступление на семинарском занятии, текущее тестирование, доклад по теме проблемного семинара, подготовка презентации, творческая работа, ведение вебинара).

· постоянное повышение творческого характера выполняемых работ, активное включение в них элементов научного исследования, усиления их самостоятельного характера;

· систематическое управление самостоятельной работой, осуществление продуманной системы контроля и помощи студентам на всех этапах обучения.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. История развития социальной психологии.

2. Методы социальной психологии.

3. Социальная психология малых групп.

4. Изучение лидерства и руководства в социальной психологии.

5. Основные направления зарубежной социальной психологии.

6. Проблема деструктивных социальных групп.

7. Невербальные средства общения.

8. Механизмы эмпатии, рефлексии, идентификации.

9. Психологические феномены влияния группы на личность.

10. Психологические исследования конформизма.

11. Современные теории лидерства.

12. Социализация личности.

13. Проблема агрессии в социальной психологии.

14. Теория трансактного анализа Э. Бёрна.

15. Конфликты в группе, причины и формы протекания.

16. Способы разрешения внутригрупповых конфликтов.

17. Сущность механизма идентичности.

18. Взаимодействие групп-лидеров и групп-аутсайдеров.

19. Активные групповые методы обучения общению.

20. Социально-психологические проблемы больших групп.

21. .Группы членства и референтные группы.

22. Психология межличностных взаимоотношений.

23. Социально-психологический механизм аттракции.

24. Механизм каузальной атрибуции.

25. Феномен когнитивного диссонанса.

Виды, содержание, формы и средства контроля

Для контрольного измерения результатов изучения курса «Социальная психология» вводятся три вида контроля:

· входной;

· текущий;

· промежуточный.

Входной контроль осуществляется в форме тестирования и выполняет функцию актуализации опорных знаний, необходимых для эффективного освоения данной учебной дисциплины. При этом в содержание входного контроля включаются задания общедидактического и предметно-дидактического содержания.

Текущий контроль помогает осуществить дифференциацию студентов на группы успевающих и неуспевающих, мотивирует их на обучение. Текущий контроль может быть организован с помощью устного опроса, контрольных заданий, тестов (аудиторных или дистанционных), рефератов, коллоквиумов и др. При использовании электронных технологий возможности текущего контроля расширяются. Здесь может осуществляться контроль на основе специально разработанных тестирующих программ или баз данных, содержащих тестовые задания.

Промежуточный контроль (аттестация) — экзамен по дисциплине, может включать в себя:

· итоговый тест, содержит вопросы по всему курсу, осуществляется дистанционно (посредством СДО «Гиперметод»);

· творческую работу — по выбору студента и по усмотрению преподавателя;

· собеседование по вопросам курса при необходимости (например, когда возникает спорная оценка результатов тестирования) и по усмотрению преподавателя.

Методы контроля:

· устный;

· письменный;

· с помощью технических средств и информационных систем;

· самоконтроль.

Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых лиц. Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (контрольных заданий, контрольных работ, эссе и т. п.), проверку конспектов. Компьютерный контроль осуществляется в форме тестирования. С применением компьютерных технологий может осуществляться и самоконтроль.

Формы контроля включают:

· опрос (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимный);

· собеседование, анкетирование;

· блиц — контрольные работы;

· контрольные задания и работы;

· коллоквиум;

· эссе и иные творческие работы;

· выступление на научно-практической студенческой конференции;

· тестирование;

· рейтинговое оценивание.

Контрольно-измерительные материалы по дисциплине

Контрольно-измерительные материалы по дисциплине «Социальная психология» включают:

· тестовые задания;

· контрольные задания;

· примерные темы творческих заданий;

· вопросы к экзамену (промежуточной аттестации).

На базе тестовых заданий организуются текущий и промежуточный контроль знаний.

Количество тестовых заданий, выдаваемых каждому студенту в рамках:

· входного контроля составляет от 8 до 10 тестовых заданий;

· текущего контроля составляет от 15 до 20 тестовых заданий;

· промежуточного контроля составляет от 20 до 35 тестовых заданий.

Полные комплекты оценочных средств и контрольно-измерительных материалов хранятся на кафедре «Психология» и являются учебно-методическими материалами ограниченного (конфиденциального) пользования.

Фрагмент примерного теста для входного контроля (ОК -2):

1. Сегодня считается, что выделению и становлению социальной психологии в качестве самостоятельной науки во многом способствовали работы такого социального философа и социолога, как:

· Д. Вико;

· О. Конт;

· Ф. Ницше;

· К. Маркс.

2. В работах британского этнографа и социолога Б. Малиновского впервые появляется идея, становящаяся впоследствии одной из ключевых в современной социальной психологии. Вкратце, эту идею можно охарактеризовать следующим образом:

· специфика психологических различий между индивидами обусловлена спецификой их культуры;

· специфика психологического различия между культурами — величина условная;

· различия между социальными слоями существенно значимее, чем различия между культурами;

· современная цивилизация активно уничтожает различия между культурами.

Фрагмент примерного теста для текущего контроля по темам №№ 1−4, включает 16 ТЗ, из расчета 30 минут на прохождение (ОК-3, ПК-5, ПК-12):

1. Согласно первым социально-психологическим теориям, термин «группа» часто заменялся термином:

· орда;

· скопище;

· толпа;

· публика;

· масса.

2. При анализе существующих сегодня подходов к проблематике социальной психологии используются различные парадигмы. Большинство теоретических работ указывает на три парадигмы, хотя некоторые авторы выделяют еще одну. Вкратце, позицию этих парадигм можно описать следующими императивами:

Парадигмы Императивы
Основная американская Главное — межличностное взаимодействие
Дополнительная американская Главное — ситуация социального взаимодействия
Западноевропейская Главное — культурное окружение индивида и его прошлый опыт
Советская (отечественная) Главное — практическая деятельность индивида

3. Наиболее ранней формой теоретического социально-психологического ___________ явились философские работы Платона.

4. Согласно принятому сегодня в социальной психологии подходу, личностью индивид становится:

· достигнув определенного возраста;

· совершив определенные поступки;

· пройдя определенные социальные обряды;

· приобретя определенный социальный опыт.

5) Впервые проблему конформизма в социальной психологии поставил такой американский ученый как:

· А. Бандура;

· Б. Скиннер;

· С. Аш;

· Л. Фестингер;

· А. Маслоу.

Фрагмент примерного теста для текущего контроля по темам №№ 5−8, включает 16 ТЗ, из расчета 30 минут на прохождение (ОКВ-5, ПК-12, ПК-22):

Задания закрытой формы:

1. В рамках эксперимента К. Левина, направленного на изучение влияния стиля лидерства на эффективность деятельности группы, был выявлен факт существования таких стилей лидерства как:

· нестабильный;

· директивный;

· попустительский;

· коллегиальный;

· традиционный.

2. Идея о том, что реальное поведение человека часто не соответствует его установкам на форму правильного поведения, является ключевой для такой социально-психологической концепции как:

· концепция самоактуализирующейся личности;

· концепции когнитивного диссонанса;

· концепция социометрического статуса;

· концепция единства отражения, отношения и обращения;

· концепция единства сознания и деятельности.

Задания на соответствие:

1. Рассматривая становление социальной психологии, можно выявить рубежные даты в этом процессе. Так, считается, что:

Впервые начинается обсуждение проблемы нижней границы малой группы XII-ый век
Впервые употребляется термин «социальная психология»
Впервые публикуется учебник по социальной психологии
Впервые в Советском Союзе курс социальной психологии начинают читать в Ленинградском госуниверситете

2. Нижеперечисленные ключевые термины должны соответствовать определенным социально-психологическим теориям и представлениям:

социально-психологические теории и представления ключевые термины
когнитивного диссонанса диссонанс — консонанс
аттракции привлекательность
каузальной атрибуции диспозиция, интенция, действие
огруппление мышления конформизм, умоохранители, самоцензура
массовое общество отчуждение, обезличивание, социальный триггер
референтные группы группы членства

Задания на установление правильной последовательности:

1. Психологические школы возникли в следующей последовательности:

· Рассматривая изучение социальными психологами феномена конформизма, можно предположить существование следующей последовательности экспериментального изучения этого сложного социально-психологического явления:

· эксперименты С. Аша;

· эксперименты М. Шерифа;

· эксперименты С. Милгрэма;

· эксперименты А.В. Петровского.

Задания открытой формы:

1. Когда А. Маслоу просили дать краткую характеристику самоактуализирующейся личности, он говорил, что: «Самоактуализирующаяся личность похожа на кошку, которую

«_____________».

2. Социально-психологические школы, считающие, что нижней границей малой группы является два человека, придерживаются ____________ парадигмы социальной психологии.

Контрольные задания (раздаточный материал)

Образец контрольного задания по темам № 5 — 8. Работа с источниками (ОКВ-5, ПК-12, ПК-22): прочитайте фрагменты из канонических текстов и определите, откуда они заимствованы:

Источник Фрагмент Ответ
Т. Ньюком «Социально-психологическая теория: интеграция индивидуального и социального подходов». А. Бандура, Р. Уолтерс «Социальное научение и личностное развитие». Л. Фестингер «Теория когнитивного диссонанса». М. Кун, Т. Макпартлэнд «Эмпирическое исследование установок личности на себя». «Существует интересное соответствие между психологическими процессами тех, кто осуществляет внешнее поведение и у тех, кто воспринимает его и реагирует на него… Конечно же, это не отношение идентичности, но оно настолько сходно, что повседневное общение происходит без явного непонимания. Такое соответствие можно объяснить только исходя из посылки, что взаимодействующие индивиды являются частями более широкой системы — групп или целых сообществ».
«В социальных ситуациях подкрепления обычно распределены по комбинированным схемам, с изменяющимся количеством неподкрепленных ответов и постоянно изменяющимися временными интервалами между подкреплениями. Тем не менее, социальное подкрепление не настолько хаотический процесс, как предполагалось некоторыми авторами. Преобладание смешанных схем подкрепления в социальных ситуациях связано не только с тем фактом, что живые существа менее однозначны, чем программированные машины, или неспособны длительно демонстрировать поведение, которое они хотели бы контролировать. Это связано также со сложностью социальных требований. Если бы даже социализирующиеся агенты соответствовали их поведению и даже если бы они были способны опосредовать все ответы детей, схемы подкреплений зависели бы от формы, времени, интенсивности и объектов поведения детей».
«Часто подразумевается и иногда даже отмечается, что индивид стремится к внутреннему соответствию. К примеру, его мнения и установки имеют тенденцию группироваться во внутренние последовательные единства. Несомненно, можно обнаружить исключения. …Когда обнаруживается такое несоответствие, оно может оказаться довольно резким, но оно привлекает наш интерес в основном потому, что представляет собой резкий контраст на фоне соответствия. И поныне в подавляющем большинстве случаев связанные мнения и установки согласованы друг с другом… Такое же соответствие существует между тем, что человек знает и чему он верит, и тем, что он делает… Придя к выводу, что соответствие является обычной вещью, пожалуй, в подавляющем большинстве случаев, что можно сказать о тех исключениях, которые столь легко приходят на ум? Лишь в редких случаях, если не сказать больше, они для самого человека выступают как несоответствие. Обычно делаются более или менее успешные попытки логически обосновать несоответствие».
«Объективный (более непосредственно социально-связанный) компонент „Я-концепции“ является ее более выраженным компонентом. Говоря иначе, объективные социально подкрепляемые установки находятся наверху иерархии установок на себя. Люди довольно существенно различаются по количеству объективных и субъективных компонентов, содержащихся в „Я-концепции“…Согласно социальной науке люди организуют и направляют свое поведение в соответствии с их субъективно определяемыми идентификациями. Последние, в свою очередь, рассматриваются как интериоризация занимаемых ими объективных социальных статусов, но для предсказания поведения индивида нам необходимо знать его субъективное определение своей идентичности».

Пример задания для коллоквиума по теме № 8 «Социально-психологические проблемы межличностного взаимодействия»:

Посещается занятие, проводимое на старших курсах по теме «Психологический тренинг». Задача наших студентов — определить школу и перечислить её основные методологические принципы (ПК-5; ПК-12, ПК-22).

Примерные темы творческих заданий:

Форма выполнения Темы заданий Коды компетенций
Посещение тренинга Возникновение и развитие трансактного анализа ПК-5 ПК-12
Психология невербального общения ПК-5 ПК-22
Эссе Проблема лидерства в тренинговых группах. ПК-12 ПК-22
Коммуникативные навыки профессионального психолога ПК-12

Пример вопросов к экзамену (ОК-3; ОКВ-5; ПК-5, ПК-12, ПК-22):

1. Объект и предмет социальной психологии.

2. Предпосылки выделения социальной психологии в отдельную науку.

3. Анализ категории «личность».

4. Сущность процесса социализации.

5. Стадии социализации.

6. Десоциализация как процесс.

7. Социальная установка и аттитюд.

8. Этические нормы и постулаты социально-психологического исследования.

9. Феномен Ла Пьера.

10. Функции аттитюда.

11. Структура группы и состав группы.

12. Групповые процессы.

13. Эффект конформизма.

14. Соотношение национального и социального в воспитании.

15. Маргинальность индивида и маргинальные группы.

16. Личностная идентичность.

17. Формы идентичности.

18. Взаимодействие групп-лидеров и групп-аутсайдеров.

19. Социальная роль и социальный статус.

20. Роль и место символа в групповой жизни.

21. Механизм групповых санкций.

22. Группы членства и референтные группы.

23. Аттракция как социально-психологический феномен и аттрактивность личности.

24. Механизм влияния социального меньшинства на группу.

25. Социальные стереотипы: структура, свойства, функции.

26. Механизм каузальной атрибуции.

27. Мужчины и женщины как большие социальные группы.

28. Классификация малых групп.

29. Стили лидерства по К. Левину.

30. Хоторнские эксперименты Э. Мэйо.

31. Психологические механизмы групповой дискуссии.

32. Феномен «огруппления мышления».

33. Когнитивный диссонанс: структура, причины.

34. Когнитивный диссонанс: способы выхода из этого состояния.

35. Различия между лидером и руководителем.

36. Эффекты общения.

37. Критерий высокоэффективного лидера по М. Шоу.

38. Теории лидерства в социальной психологии.

39. Теории агрессии в социальной психологии.

40. Локус контроля как личностная характеристика.

Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий

Актуальность изучения дисциплины «Социальная психология» определяется активностью социально-психологических процессов, идущих в современном постиндустриальном обществе, динамикой происходящих в России социально-экономических, политических, образовательных процессов, усложнением структуры общества и повышенными требованиями к навыкам межличностного и межгруппового общения.

Курс «Социальная психология» ориентирован на то, чтобы показать связь между базисными общепсихологическими представлениями и их реальной реализацией у индивидов как членов определенных социальных групп с различной структурой и составом. При этом особый упор делается на их практическое воплощение в современных социально-психологических доктринах, техниках и технологиях. Описание социально-психологических теорий дается в их многогранных проявлениях: история возникновения, основная доктрина, влияние на общество, практическое измерение — при одновременной иллюстрации взаимосвязи этих уровней.

Методологическая основа преподавания «Социальной психологии» — научность (объективность), мировоззренческая нейтральность, историзм. Задача преподавателя состоит в том, чтобы ознакомить студентов с различными теоретическими подходами и концепциями в изучении социальной психологии. С такими как бихевиоральный, психоаналитический, интеракционистский, когнитивистский, марксистский. В таком ключе можно раскрыть содержание первых социально-психологических представлений, их роль в развитии современной науки, в практическом решении возникающих перед социумами задач. Предлагаемый нами научный анализ делается на основе фактического материала, позволяющего осветить проблемы единства теории и практики, актуальности и востребованности социально-психологических знаний, допустимости переноса научных фактов, полученных в определенных культурах и сообществах на иные культуры и социумы.

Опыт нашего преподавания данной учебной дисциплины показывает, что преподаватель, ведущий курс, должен уже на вводной лекции чётко сформулировать концепцию курса: социально-психологические знания рассматриваются именно с точки зрения истории, культуры, политики.

При описании отдельной социально-психологической проблемы важно выделить ее основные общепсихологические базисные основания. После их описания и характеристики следует проследить эволюцию представлений ведущих исследователей данной проблемы, появление возможных вариантов отклонения от первоначальных идей, выявление основных вопросов в освещение темы и возможные способы их практического воплощения. В этой связи, рекомендуется обратить внимание на современный интерес к заявленной проблеме, имеющееся экспериментальное, методическое и методологическое воплощение. Изложение принятых в психологическом сообществе терминов, характеризующих рассматриваемый теоретический подход должно сопровождаться, с одной стороны, их объективным определением, с другой, — объяснением ассоциаций с ранее существовавшими подходами, дабы строго ограничить то научное наполнение, которое вкладывалось создателями социально-психологической теории в ее термины и понятия.

На каждом занятии рекомендуется обращать особое внимание на понятия, которые являются сквозными и общими для всего курса, привлекая студентов к составлению Глоссария по дисциплине. Например, в темах № 3 и № 4 следует выделить и внести в Глоссарий такие понятия как:

Адаптация социальная Процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды
Альтруизм Система ценностных ориентаций личности, при которой центральным мотивом и критерием нравственной оценки являются интересы другого человека или социальной общности

Глоссарий оформляется в виде конспектов и в электронном виде в системе «Гиперметод» в разделе «Материалы курса», регулярно дополняется и является доступным для зарегистрированных слушателей.

Алгоритм действий преподавателя при проектировании содержания курса

Определение диагностических целей обучения — описание в измеримых параметрах ожидаемого дидактического результата Работа с ФГОС ВПО Формулировка целей и задач курса
Обоснование содержания обучения в контексте будущей профессиональной деятельности бакалавра Работа с ФГОС ВПО
Выявление структуры содержания учебного материала, его информационной емкости, а также системы смысловых связей между его элементами Отбор дидактических единиц, определение межпредметных связей
Определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала и исходных уровней обученности слушателей Формулировка требований к входным знаниям и освоению дисциплины
Поиск специальных дидактических процедур усвоения этого опыта, выбор организационных форм, методов, средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности Образовательные технологии
Выбор процедур контроля и измерения качества усвоения программы обучения, а также способов индивидуальной коррекции учебной деятельности Виды, содержание, формы и средства контроля

При подготовке и проведении занятий по данному курсу преподаватель должен руководствоваться как общими учебно-методическими установками (научность, системность, доступность, последовательность, преемственность, наличие единой внутренней логики курса, его связь с другими предметами), так и специфическими особенностями курса «Социальная психология».

В подборе материала к занятиям следует руководствоваться рабочей программой учебной дисциплины, обращая внимание на вопросы, указанные в обязательных требованиях к содержанию курса федерального государственного образовательного стандарта. На первом занятии преподаватель обязан довести до студентов требования к текущей и итоговой аттестации, порядок работы в аудитории и нацелить на проведение самостоятельной работы с учётом количества часов, отведённых на неё учебным планом.

Рекомендуя литературу для СРС, преподаватель должен максимально использовать возможности, предлагаемые библиотекой СПБУУЭ, в том числе её электронными ресурсами.

Выбор методов и форм обучения может определяться:

-общими целями образования, воспитания, развития и психологической подготовки студентов;

-особенностями методики преподавания конкретной учебной дисциплины и спецификой ее требований к отбору дидактических методов;

-целями, задачами и содержанием материала конкретного занятия;

-временем, отведенным на изучение того или иного материала;

-уровнем подготовленности слушателей;

-уровнем материальной оснащенности, наличием оборудования, наглядных пособий, технических средств;

-уровнем подготовленности и личных качеств самого преподавателя.

Главным звеном дидактического цикла обучения в освоении курса «Социальная психология» остается лекция. Наряду с традиционной лекцией рекомендуется использовать такую форму как проблемная лекция (как по содержанию, так и по способу организации).

Задача преподавателя — создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели.

К проблемным формам относится лекция — пресс-конференция. Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся.

Действенным средством, которое позволит проблематизировать содержание лекции, явится предварительная проработка студентами материала с помощью электронного учебного пособия «Социальная психология», выпушенного в 2010-м году. Целесообразно дополнить содержание лекции вопросами и заданиями, организующими осмысление (рефлексию) прочитанного материала. Использование представленного подхода к предъявлению учебного материала позволяет перестроить познавательную деятельность студентов на лекции: от пассивно восприятия — к активному осмыслению. Такой прием особенно оправдан ограниченным временем аудиторной учебной работы.

Примерные темы для проблемных лекций:

№ темы Тема Аудиторные часы
Личность в группе как проблема социальной психологии
Общение как социально-психологический процесс

Одним из самых эффективных видов занятий по дисциплине способна стать лекция-визуализация. Актуальность применения принципа наглядности в учебном процессе по дисциплине «Социальная психология» связана, кроме дидактических преимуществ, с недостаточным уровнем психологической эрудиции студентов, находящихся на начальной стадии приобщения к системе психологических знаний. Надо учесть, что студенты обучаются данной дисциплине на втором курсе в восьмом блоке, с недостаточностью их подготовки и базовых гуманитарных знаний, с особенностями восприятия информации (незрелость ассоциативного мышления, клиповое сознание и т. п.).

Особенно нуждаются в наглядности те разделы лекции, где рассматриваются вопросы формирования основных социально-психологических феноменов и механизмов.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Виды семинаров, востребованных в процессе изучения истории формирования и развития психологического знания:

-семинар;

-коллоквиум;

-проблемный семинар;

-вебинар;

-тестирование;

-он-лайн тестирование.

В семинарской группе осуществляются такие формы индивидуальной и коллективной творческой работы студентов, как:

-диспут по проблемным темам, например: Понимание термина «личность» в общей психологии и в социальной психологии" или Соотношение категорий «деятельность» и «общение».

-выполнение творческой работы, например:

-подготовка Интернет-материалов по теме семинарского занятия;

-исследование различий между парадигмами при изучении социально-психологических проблем, соответствующих теме семинара.

-посещение тренинга общения, проводимого в строгих методологических рамках одной из существующих социально-психологических школ, сбор, обработка и оформление собранного материала как в виде мультимедийной презентации, так и доклада (реферата);

-участие в проведении вебинара.

Примерный план проблемного семинарского занятия

№ 5. Большие группы.

Время — 2 часа

ЦЕЛЬ: рассмотреть позицию ведущих современных социально-психологических школ и направлений в вопросе правомерности изучения психологии больших групп в рамках социальной психологии; особенности изучения психологии отдельных больших групп в современной отечественной социальной психологии и в ряде зарубежных школ и направлений.

Основные вопросы к семинару:

1. Сущностные характеристики психологии больших групп.

2. Методы изучения психологии больших групп.

3. Гендерные большие группы.

4. Возрастные большие группы.

5. Этносы как большие группы.

6. Проблема межгруппового взаимодействия.

Рекомендуемая литература по теме семинара:

1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Асток — Пресс, 2008.

2. Харитонов М.В., Раннала Н.В., Васильева С.А. Социальная психология. [Электронный ресурс]: электронное учебное пособие: рекомендовано методсоветом ВУЗа. СПб: Изд-во СПБУУЭ, 2011.

3. Парыгин Б.Д. Социальная психология. — СПб.: СПбГУП, 2008.

4. Бендас Т.В. Гендерная психология, СПб, Питер, 2008

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ:

ТЕМА № 1 «МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ»

1. Рассматривая интерес отечественных авторов к социально-психологической проблематике, можно установить следующую последовательность имен:

а) А. Радищев;

б) А. Герцен;

в) Н. Чернышевский;

г) Н.Михайловский.

2. Одной из предпосылок к появлению социальной психологии стали изменения в сфере религии. Прежде всего, речь идет:

а) о появлении протестантизма;

б) о появлении салафизма;

в) о падении авторитета религии;

г) о резком росте авторитета религии;

д) о появлении тоталитарных сект.

3. Французский ученый М. Фуко считал, что социальная психология:

а) самая строгая из всех психологических дисциплин;

б) самая нестрогая из всех психологических дисциплин;

в) по своему происхождению — полицейская наука;

г) по своему происхождению — индустриальная наука;

д) ближе всего стоит к педагогике.

4. В работах итальянского автора Д. Вико впервые высказывается теоретически важная мысль о том, что существует:

а) врожденная готовность к социальному аутсайдерству;

б) врожденная предрасположенность к маргинальности;

в) приоритет культуры и общественного мнения над отдельной личностью;

г) приоритет героя над общественным мнением и культурой;

д) приоритет общественного мнения над культурой.

5. С точки зрения У. Мак-Даугалла основной причиной социального поведения человека являются:

а) культура и знания;

б) материальные потребности и нажива;

в) инстинкты;

г) иррациональные страхи;

д) воспоминания младенчества.

ТЕМА № 2 «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

1. Европейская модель социально-психологического исследования включает в себя:

а) три элемента;

б) четыре элемента;

в) пять элементов;

г) шесть элементов;

д) семь элементов.

2. В том случае, если анкета распространяется по почте или публикуется в газетах, то число ответивших на нее, от числа всех анкет, достигает:

а) 25%;

б) 50%;

в) 5%;

г) 15%;

д) 75%.

3. Этический кодекс социального психолога позволяет иметь общий бизнес с клиентом:

а) всегда;

б) иногда;

в) только передав психологическое сопровождение клиента другому специалисту;

г) никогда;

д) только в том случае, если клиент является близким родственником.

4. Анкета как метод современной социальной психологии впервые был применен:

а) в 1947 году в США;

б) в 1922 году в СССР;

в) в 1847 году в Великобритании;

г) в 1812 году во Франции;

д) в 1905 году в Японии.

5. Впервые метод наблюдения в социально-психологических целях применил:

а) И. Кант;

б) Г. Гегель;

в) Аристотель;

г) И. Сеченов;

д) Ж. Пиаже.

ТЕМА № 3 «ЛИЧНОСТЬ В ГРУППЕ КАК ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

1. В социальной психологии считается, что у социализированной личности развиты такие качества как:

а) высокая социальная ригидность при способности избирательно реагировать на социальные воздействия;

б) низкая социальная ригидность при отсутствии способности избирательно реагировать на социальные воздействия;

в) низкая социальная ригидность и способность избирательно реагировать на социальные воздействия;

г) высокая социальная ригидность и способность воспринимать новые социальные требования;

д) низкая социальная ригидность и неспособность воспринимать новые социальные требования.

2. То содержание, которое мы в русской культуре сегодня вкладываем в понимание термина «личность», тесно связано с исторической эпохой:

а) феодальной раздробленности на Руси;

б) построения коммунизма;

в) приобщения к ценностям христианства;

г) господства язычества;

д) царской России после восстания декабристов.

3. Московский психолог С. Беличева считает, что отличительным признаком процесса социализации является его:

а) стихийность и бесцельность;

б) непреднамеренность и свобода;

в) стихийность, непреднамеренность и самостоятельность;

г) бесцельность, непредсказуемость и стихийность;

д) свобода, предсказуемость и вынужденность.

4. Особенностями процесса социализации, выстроенного в соответствии с нормами советской педагогики, являются:

а) коллективистская ориентированность, идея о совершенстве и бесконечности детского развития;

б) индивидуалистическая ориентированность, идея о несовершенстве и бесконечности детского развития;

в) коллективистская ориентированность, идея неполноценности маленького ребенка, преувеличенные представления о пластичности детского развития;

г) индивидуалистическая ориентированность, идея о полноценности маленького ребенка, оптимальные представления о пластичности детского развития;

д) ориентация на замкнутую группу, идея о совершенстве ребенка, представления о ригидности детского развития.

5. В процессе социализации формируются свойства личности. Список этих свойств и степень их выраженности:

а) являются неизменными;

б) скорее являются неизменными, но реагируют на требования господствующей религии;

в) варьируются в зависимости от группы;

г) варьируются в зависимости от темперамента;

д) обусловлены геномом человека.

ТЕМА № 4 «ПРОБЛЕМА ГРУПП В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

1. Для достижения стоящих перед группой целей может быть позволено отклонение от групповых норм, однако такое нарушение разрешено не всем членам группы. Оно позволено только:

а) аутсайдерам группы;

б) лидеру группы;

в) высокостатустным членам группы;

г) ведомым членам группы;

д) новичкам группы.

2. С точки зрения отечественной социальной психологии существуют:

а) только большие группы;

б) только малые группы;

в) большие и малые группы;

г) большие, малые и средние группы;

д) малые и средние группы.

3. Работами американского автора Р. Парка доказано наличие психологического феномена маргинальности. В психологическом портрете типичного представителя маргинальных групп Парк выделял определенное количество личностных черт. Их общее количество составляет:

а) девять черт;

б) десять черт;

в) одиннадцать черт;

г) двенадцать черт;

д) тринадцать черт.

4. На основании предыдущего опыта у индивида формируется:

а) социальная установка;

б) стереотип;

в) аттитюд;

г) диспозиция;

д) предубеждение.

5. Маргинальность рассматривается в социальной психологии как отсутствие связи индивида:

а) с нормами группы;

б) с лидерами группы;

в) с ценностями группы;

г) с аутсайдерами группы;

д) с новичками группы.

ТЕМА № 5 «БОЛЬШИЕ ГРУППЫ»

1. Уровень развития психологии больших социальных групп зависит от следующих факторов:

а) степень идентификации членов группы и практика совместных действий;

б) характер коммуникаций, характер санкций, система социальных запретов и степень независимости членов группы;

в) степень идентификации членов группы, характер коммуникаций, социальная мобильность, практика совместных действий;

г) практика совместных действий, социальная стабильность и система социальных запретов;

д) степень идентификации членов группы, практика совместных действий, характер санкций и система запретов.

2. Явление «огруппления мышления» характерно для групп:

а) традиционного общества;

б) современного общества;

в) любого общества;

г) социалистического общества;

д) модернизирующегося общества.

3. В работах французского автора Ж. Кондорсе впервые высказывается мысль о том, что:

а) двигателем истории является отдельная личность;

б) двигателем истории являются группы героев;

в) двигателем истории являются массы;

г) двигателем истории являются отдельные народы;

д) двигателем истории являются отдельные социально-экономические классы.

4. В концепции Г. Лебона считается, что элита:

а) является паразитическим придатком группы;

б) выполняет функцию внутреннего контроля в группе;

в) создает прогрессивные и мобилизующие массы идеи;

г) создает реакционные и деморализующие массы идеи;

д) натравливает толпу на вожаков.

5. Общая система значений, возникающая в совместной деятельности, и принимаемая всеми членами группы, называется:

а) лексикон;

б) сюжет;

в) тезаурус;

г) семантический смысл;

д) знание.

ТЕМА № 6 «МАЛЫЕ ГРУППЫ»

1. Процесс уподобления человеком себя партнеру носит в социальной психологии название:

а) эмпатии;

б) контрастного представления;

в) идентификации;

г) рефлексии;

д) вовлечения.

2. Работами психолога Л. Столяренко (Ростов-на-Дону) доказано, что скрытый страх быть отвергнутым значимой малой группой более всего характерен для индивида в таком возрасте как:

а) юношеский;

б) пожилой;

в) подростковый;

г) молодой;

д) зрелый.

3. Референтность бывает:

а) положительной (позитивной);

б) отрицательной (негативной);

в) позитивной и негативной;

г) позитивной и нейтральной;

д) негативной и нейтральной.

4. С точки зрения Э. Мэйо малые группы бывают:

а) первичными и вторичными;

б) мужского и женского типа общения;

в) формальными и неформальными;

г) статичным и динамичным;

д) стабильными и изменяющимися.

5. Оптимальность структуры малой группы определяется:

а) количеством межличностных связей в группе;

б) сбалансированностью этих связей;

в) сбалансированностью функций членов малой группы с количеством человек в ней;

г) уровнем развития группы;

д) количеством связей группы с другими группами.

ТЕМА № 7 «ОБЩЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС»

1. В процессе коммуникации один из партнеров может преследовать цели дестабилизации. Этим термином обозначается:

а) прекращение процесса коммуникации;

б) отказ от присутствия посторонних при коммуникации;

в) разрушение автономных форм поведения партнера;

г) разрушение автономных форм собственного поведения;

д) отказ от лимита на продолжительность коммуникации.

2. Отечественная социальная психология считает, что общение включено в практическую деятельность людей и обеспечивает:

а) безошибочность этой деятельности;

б) непрерывность этой деятельности;

в) планирование, осуществление и контролирование этой деятельности;

г) интегрирование этой деятельности;

д) своевременное прекращение деятельности при условии непрерывного контроля.

3. В схеме коммуникации по Г. Лассуэллу (30-ые годы прошлого столетия) присутствуют несколько элементов. Их общее число:

а) два;

б) три;

в) пять;

г) шесть;

д) семь.

4. В московской школе социальной психологии связь категорий «общение» и «деятельность» представляется как:

а) пропорциональное взаимодополнение;

б) примат общения над деятельностью;

в) единство;

г) противопоставление;

д) примат деятельности над общением.

5. В отечественной социальной психологии считается, что процесс общения порождается:

а) внутренними потребностями человека;

б) потребностями референтной для индивида группы;

в) потребностями совместной деятельности;

г) фрустрированными потребностями индивида;

д) потребностями группы членства.

ТЕМА № 8 «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

1. Экспериментами Э. Аронсона установлено, что мы склонны выше всего ценить:

а) превосходного человека, не совершающего никаких ошибок;

б) посредственного человека, не совершающего никаких ошибок;

в) превосходного человека, совершающего грубую ошибку;

г) самих себя;

д) посредственного человека, совершающего грубую ошибку.

2. Американский психолог Г. Салливен считал, что в качестве «значимых других» могут выступать:

а) все родственники индивида;

б) только родители индивида;

в) воображаемые лица, в том числе и литературные герои;

г) только известные актеры;

д) популярные политики.

3. В отечественной социальной психологии таким автором как Л. Уманский была выработана классификация различных видов внутригрупповой деятельности. В нижеследующей таблице каждый из этих видов иллюстрирован примером, проверяемым с точки зрения соответствия:

Вид деятельности Пример
Индивидуальная деятельность Ловля рыбы на удочку
Учебная деятельность студентов в аудитории Совместно-индивидуальная деятельность
Работа на конвейере Совместно-последовательная деятельность
Очередная игра футбольного клуба «Зенит» Совместно-взаимодействующая деятельность
Работа сотрудников конструкторского бюро Совместно-взаимодействующая деятельность

4. Экспериментами американских социальных психологов доказано, что наше представление о физической привлекательности партнера:

а) снижает наш уровень критичности;

б) повышает нашу готовность помочь партнеру избежать наказания;

в) подталкивает нас к тому, чтобы мы помогли партнеру раскрыть свои лучшие качества;

г) снижает у нас уровень эмоционального напряжения;

д) повышает у нас уровень эмоционального напряжения.

5. Избиратели больше всего верят в порядочность кандидата на должность:

а) в день голосования, когда идут на избирательный участок;

б) за две недели до голосования;

в) в день голосования, когда они уже проголосовали;

г) через две недели после голосования;

д) в день объявления результатов выборов.

Данная рабочая программа содержит следующие сокращения:

ВПО — высшее профессиональное образование;

ДИ — деловая игра;

ОК — общекультурная компетенция;

ОКВ — общекультурная компетенция вузовская;

ООП — основная образовательная программа;

СРС — самостоятельная работа студентов;

РФ — Российская Федерация;

ФГОС — федеральный государственный образовательный стандарт;

ЭУП — электронное учебное пособие.

Разработчики: Кафедра «Психология» профессор .Якунин В.А.
(занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
доцент Харитонов М.В.
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector