Билет №29
Ранний возраст. Развитие произвольного поведения в раннем возрасте. Выполнение речевых инструкций взрослого как первая форма произвольного поведения.
Овладение речью и повышение ее роли в регуляции поведения составляет существо развития произвольности в раннем возрасте. Речь возникает и развивается в онтогенезе как средство общения со взрослым. Первые слова ребенка, адресованные взрослому, выражают элементарные просьбы и требования. Параллельно с развитием коммуникативной, активной речи происходит процесс становления ее регулятивной функции. Л.С.Выгодский представлял этот процесс так: на первых этапах ребенок воспринимает адресованные ему указания взрослого и подчиняет им свое поведение. Затем, обращаясь к взрослым за помощью, он управляет их поведением. На третьем этапе ребенок организует собственное поведение по социальному типу, применяя к самому себе те речевые высказывания, котор раньше применял к другому.
Основываясь на этих представлениях, А.Р.Лурия выдвинул положение о том, что анализ развития произвольного действия у ребенка следует начинать с исследования способности ребенка выполнять речевую инструкцию взрослого. Действие по инструкции является опосредованным речевым знаком как средством овладения своим поведением, что открывает возможность дальнейшего развития саморегуляции.
В 50-е годы были проведены исследования, которые показали, что в 1-1,5 г. ребенок не может выполнить простую речевую инструкцию, несмотря на то, что он понимает ее отдельные слова. У детей 1,5-2 лет речь не может остановить начавшееся действие или переключить ребенка с одного действия на другое. А.Р.Лурия выдвигает предположение о том, что в раннем возрасте речь является более слабым побудителем и регулятором поведения, чем непосредственно воспринимаемые раздражители и двигательные стереотипы.
В результате экспериментов выяснилось, что хорошо говорящие дети значительно успешнее выполняют речевые инструкции, они более коммуникабельны и более чувствительны к воздействиям взрослого. Эти дети лучше удерживали задачу, поставленную взрослым, были менее подвержены влиянию ситуативных факторов, их действия были более произвольными. Дети с неразвитой активной речью еще не прошли через этап осознания слова, и оно остается для них лишь условно-рефлекторным сигналом, поэтому они могут выполнить только простые одношаговые инструкции. Все это говори о том, что отставание в развитии коммуникативной речи сопровождается недоразвитием ее регулятивной функции.
Институт педагогического образования и образования взрослых РАО: ...
... образовательном пространстве современного мира», 6.4. «Методология непрерывного образования взрослых как основа развития образовательного пространства стран СНГ», 6.5. «Методология, теория и ... в инновационной экономике страны. Педагогическое образование и образование взрослых является социокультурным фактором развития и национальной безопасности страны, обеспечивает доступность качественного ...
Механизм нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Методы и средства нравственного воспитания
Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающ
Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражан взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он м. в конце концов овладеть элементар нормами жизни в челов об-ве.
Задача взрослого — определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы егоадаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.
Прочность, устойчивость нравствен. качества зависят от того, как оноформировалось, какой механизм был положен в основу педагог. Воздейс-я.
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно,чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношениек качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества.
Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – впоступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи,позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.
Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания:
(знания и представления) + (мотивы) + (чувства и отношения) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение) = нравственное качество.
Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности. Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.При этом действие механизма носит гибкий характер: послед-сть компонентов м. меняться в зависим. от особенности качества (от его сложности и т. п.) и от возраста объекта воспитания.
Формирование нравственных качеств личности детей старшего дошкольного ...
... Объект исследования – веротерпимость как средство нравственного воспитания личности. Предмет исследования – веротерпимость как средство формирования нравственных качеств личности в старшем дошкольном возрасте. В ... 3. Антилогова Л.Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности. - Новосибирск, 1999. 4. Ашиков В. «Азбука мира»: программа воспитания толерантности и основ культуры ...
В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения
Вторая группа задач нравств воспит-я отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.
Если первая группа задач носит постоянный, неизменяемый характер, то вторая — подвижна. На ее содержание оказывают влияние и исторический этап, и особенности возраста объекта воспитания, и конкретные условия жизни.