правительство санкт-петербурга
Санкт-Петербургский Государственный Институт
Психологии и Социальной Работы
Факультет прикладной психологии
Регистрационный номер
рабочей программы учебной дисциплины:
-
-
-
-
-
-
-
-
/ /
-
-
-
-
-
-
-
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
основной образовательной программы высшего профессионального образования
«Психология»
подготовки по направлению 030300.62 – «Психология»
по профилю:
для получения квалификации (степени): бакалавр психологии
код дисциплины ЕН.Ф.04 по учебному плану ___________, форма обучения очная
виды промежуточной аттестации: зачетов — нет, экзаменов — 1
Трудоемкость учебной дисциплины: 3 зачетных единицы
Санкт-Петербург
2010
Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины
- Цели и результаты изучения дисциплины
Обучение по данной рабочей программе учебной дисциплины является составной частью основной образовательной программы (ООП) по направлению 030300 – Психология с присвоением квалификации (степени) – бакалавр психологии. Данная рабочая программа учебной дисциплины реализуется на основе требований компетентностно-ориентированного учебного плана и направлена на приобретение студентами ряда культурных, личностно-ориентированных и профессиональных компетенций, необходимых для успешной деятельности психолога при оказании помощи личности или семье с девиантным поведением.
Проблема отклоняющегося поведения представляется одной из наиболее сложных и актуальных в настоящее время. Данное обстоятельство связано с междисциплинарным характером понятия «отклоняющееся поведение», а также его сопряженностью с понятием «норма», границы которой оказываются весьма изменчивыми в условиях кардинальных социально-экономических перемен. За последнее десятилетие уровень социальных девиаций в России возрос в десятки раз. Прежние — идеологический и клинический подходы к девиантному поведению требуют серьезного переосмысления.
Исходя из этого в данной программе поставлены следующие цели и задачи.
Целью учебной дисциплины является формирование системы научно обоснованных представлений о современном состоянии проблемы девиантности и девиантного поведения, а также совокупности профессионально-важных умений и навыков, необходимых для оказания психологической помощи личности с девиантным поведением.
Задачи:
- развитие системного взгляда на сущность (факторы и механизмы) девиантности и девиантного поведения личности как социально-психологического феномена;
- формирование представлений о социально-психологической характеристике и клинической картине отдельных видов девиантного поведения;
- формирование представлений о методах изучения девиантности и девиантного поведения;
- формирование навыков диагностики девиантности и девиантного поведения личности;
- развитие представлений о современных методах превенции и интервенции отклоняющегося поведения;
- формирование профессионально-важных навыков психологического консультирования по проблемам девиантного поведения;
- развитие конструктивной профессионально-личностной позиции по отношению к проблеме девиантности и личности с девиантным поведением.
1.2. Язык обучения – русский
1.3. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины
Данный курс является важным компонентом совокупности учебных мероприятий (программ, практик, семинаров), самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов, обучающихся по направлению 030300 – психология. Дисциплина «Консультирование личностей с девиантным поведением» является обязательной в подготовке бакалавров психологии, ориентированных на оказание психологической помощи населению. Она тесно связана с такими дисциплинами, как «ГСЭ.Ф.08 — Социология», «УПР.Р.08 – Психология социальной работы», «СД.09 — Психологическое консультирование в наркологии», «ОПД.Р.03 — Юридическая психология», «СД.05 — Психологическое консультирование в кризисной службе», «ОПДФ.09 – Психодиагностика».
Студент, обучающийся по данной дисциплине, должен иметь знания, умения, навыки и компетенции, соответствующие полному среднему образованию. Для успешного изучения дисциплины «Консультирование личностей с девиантным поведением» студенты должны иметь базовые знания, умения, навыки по дисциплинам: «ГСЭ.Ф.05 — Культурология», «СД.01 — Консультативная психология», «СД.07 — Семейное консультирование», «ОПР.Ф.08 — Психология личности», «Клиническая психология», «СД.09 — Психотехнологии группового тренинга».
1.4. Перечень компетенций, формируемых при изучении дисциплины
Общекультурные компетенции:
ОК-3 — владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений;
ОК-4 — использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики
ОК-6 владение навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния;
ОК-7- восприятие личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей).
Профессиональные компетенции:
ПК-1 — реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности;
ПК-2 — отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций;
ПК-4 -осуществление стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий
ПК-5- выявление специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
ПК-7- прогнозирование изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях.
1.5. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимися при изучении дисциплины
В случае успешного освоения дисциплины студенты должны знать:
основные понятия и категории девиантологии (психологии девиантности и девиантного поведения);
основные концепции девиантности и девиантного поведения;
факторы и механизмы формирования девиантности и девиантного поведения личности;
специфику отдельных видов поведенческих девиаций;
сценарии девиантного развития личности;
внешнюю и внутреннюю мотивацию девиантного поведения личности;
современные диагностические, преветивные и коррекционные технологии психологической работы с девиантным поведением;
уметь:
проводить комплексный анализ девиантности и девиантного поведения личности;
выявлять систему взаимосвязанных факторов, детерминирующих девиантное поведение личности (социальные факторы, конституциональные предпосылки, ситуативные провокации и личностные причины девиантного поведения);
составлять программы профилактики отдельных видов девиантного поведения в для конкретных социальных групп;
устанавливать качественный психологический контакт с личностью с девиантным поведением;
проводить диагностическую и коррекционную работу с личностью с девиантным поведением;
работать с семьей;
иметь навыки:
диагностики видов и особенностей девиантного поведения;
психологического анализа девиантного поведения;
поведенческого интервью (поведенческого анализа), раскрывающего особенности и мотивацию девиантного поведения конкретной личности;
психологической коррекции девинтного поведения (эмпатического выслушивания клиента; снижения сопротивления; стимулирования мотивации позитивных изменений; угашения нежелательного поведения, подкрепления конструктивной активности)
1.6. Перечень и объем активных форм учебной работы по дисциплине
Для реализации цели и задач учебной дисциплины используется комплекс организационных форм в следующем соотношении: аудиторная работа – 50%; самостоятельная работа студентов – 50 %. Для стимулирования учебной мотивации и повышения качества подготовки студентов в ходе аудиторных (лекционных, семинарских и практических) занятий широко используются методы активного обучения: групповая дискуссия; выполнение творческого задания в малых группах; проектирование (разработка альтернативных проектов профилактических программ); моделирование (сценариев развития личности, консультативной ситуации); выступление с докладом по заданной теме; анализ литературных произведений и видеопродукции; прочее.
Особое внимание уделяется творческой самостоятельной подготовке студентов. Для этого учащимся предлагаются необходимые методические материалы, а также серия заданий, позволяющих организовать систематизацию и отработку знаний, полученных в ходе аудиторных занятий. В качестве обязательных заданий предлагаются: конспекты первоисточников; разработка и защита собственной рабочей концепции девиантного поведения (на основе существующих теорий); проведение самоанализа любой формы отклоняющегося (нежелательного поведения) на основе предложенной схемы поведенческого интервью; выбор и обоснование одной или нескольких техник работы с девиатным поведением личности в формате психологического консультирования.
1.7. Виды учебной работы
Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся
(очная форма обучения)
Код модуля |
Аудиторная учебная работа обучающихся |
Самостоятельная работа |
Объём активных форм учебной работы |
Трудоемкость |
||||||||
лекции |
семинары |
консультации |
практические занятия |
лабораторные работы |
контрольные работы |
коллоквиумы |
под руководством преподавателя |
в присутствии преподавателя |
без участия преподавателя |
|||
Очная форма обучения |
||||||||||||
часов 32
|
часов 8 |
Часов 2 |
Часов 8 |
Часов 0 |
часов 4 |
часов 0 |
часов 20 |
часов 4 |
часов 30 |
часов 76 |
зачётн. единиц 3 |
|
Распределение часов по модулям: |
||||||||||||
1) 12 2) 8 3) 12 |
1) 4 2) 0 3) 4 |
1) 2) 2 |
1) 2 2) 0 3) 10 |
|
2)8 |
|
|
|
|
|
||
студентов не огр. |
студентов 20- 30 |
студентов 15 |
студентов 20-30 |
студентов |
студентов 15 |
студентов |
студентов 20- 30 |
студентов 20-30 |
студентов не огр. |
|
|
|
ИТОГО: |
часов 54 аудиторных + 8 консультаций часов часов часов часов часов |
часов 54 часов |
зачётн. единиц 3 |
1.8. Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Код модуля |
Период по учебному графику по учебному графику |
Промежуточная аттестация |
Всего зачётов и экзаменов
|
Текущий контроль |
||
Виды |
Сроки |
Формы |
Сроки |
|||
Очная форма обучения |
||||||
По текущему контролю |
Устанавливаются деканатом |
Экзамен |
1) 2 реферата с докладом 2) контрольная работа (поведенческий анализ) 3) тест |
2 недели на каждый 2 недели 1 час |
||
Заочная форма обучения |
||||||
По текущему контролю |
Устанавливаются деканатом |
Экзамен |
1) реферат с докладом 2) контрольная работа (поведенческий анализ) 3) тест |
1 неделя 1 неделя 1 час |
1.9. Структура и содержание учебной дисциплины
Учебная дисциплина «Консультирование личностей с девиантным поведением» состоит из трех содержательно-организационных модулей: 1) теоретические основы изучения девиантного поведения (понятия и концепции); 2) психологический анализ отдельных видов девиантного поведения; 3) психологические методы и технологии работы с девиантным поведением.
Распределение часов курса по темам и видам работы:
|
Аудиторные занятия |
Сам. работа |
Всего:
|
|
|
лекции |
семинары и пр.зан. |
||
Модуль 1. Теоретические основы изучения девиантного поведения (понятия и концепции) |
||||
1. Определение понятий «поведение» и «девиантное поведение личности» |
4 |
|
4 |
8 |
2. Классификация видов отклоняющегося поведения |
|
2 |
4 |
6 |
3. Социальные и биологические предпосылки отклоняющегося поведения |
4 |
|
4 |
8 |
4. Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности (на примере ведущих психологических концепций) |
4 |
4 |
8 |
16 |
Модуль 2. Психологический анализ отдельных видов девиантного поведения |
||||
5. Краткая психологическая характеристика основных видов отклоняющегося поведения: мотивация, формы и особенности проявления, механизмы функционирования 5.1. Агрессивное поведение 5.2. Делинквентное поведение 5.3. Зависимое поведение 5.4. Суицидальное поведение |
2 2 2 2
|
|
2 2 2 2 |
4 4 4 4
|
Модуль 3. Психологические методы и технологии работы с девиантным поведением |
||||
6. Методы изучения отклоняющегося поведения |
|
4 |
8 |
12 |
7. Психопрофилактика отклоняющегося поведения |
4 |
4 |
4 |
16 |
8. Социально-психологические стратегии воздействия на девиантное поведение |
4 |
|
|
4 |
9. Поведенческое консультирование и поведенческая коррекция отклоняющегося поведения личности |
4 |
8 |
10 |
22 |
Общая трудоемкость дисциплины: |
32 |
22 |
54 |
108
|
1.9.1. Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий
Модуль 1. Теоретические основы изучения девиантного поведения (понятия и концепции)
Тема 1. Определение понятий «поведение», «девиантность», «девиантное поведение личности».
Поведение как психологическая категория. Свойства и характеристики поведения личности. Отличительные особенности основных форм поведения: патологическое, маргинальное, нормативное (нормальное), креативно-позитивное, девиантно-деструктивное. Критерии определения понятия «отклоняющееся поведение». Определение понятия «отклоняющееся/девиантное поведение». Специфические признаки девиантного поведения. Девиантность как свойство личности и латентная форма девиантного поведения.
Психологический практикум: групповой анализ отдельных видов поведения (нормативное, патологическое, маргинальное, креативно-отклоненное, девиантное).
Тема 2. Классификация видов отклоняющегося поведения.
Проблема классификации поведенческих отклонений. Единство и многообразие подходов: социологический, правовой, медицинский, психологический (критерии деления и классификации).
Медицинская классификация поведенческих расстройств. Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения. Сравнительный анализ родственных понятий: отклонение, девиация, дезадаптация, делинкветность, десоциализация.
Психологический практикум: работа с МКБ – 10 (медицинской классификацией болезней 10-го пересмотра).
Тема 3. Социальные и биологические предпосылки отклоняющегося поведения.
Единство социального и природного в детерминации отклоняющегося поведения. Биологические основы отклоняющегося поведения. Гендерная обусловленность. Воздействие средовых условий. Социальные факторы отклоняющегося поведения. Индивидуально-личностные детерминанты отклоняющегося поведения. Семейные взаимоотношения и влияние личностей родителей. Влияние стиля воспитания на поведенческие девиации. Взаимодействие со сверстниками и отклоняющееся поведение. Общественные предпосылки отклоняющегося поведения.
Тема 4. Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности (на примере ведущих психологических концепций).
Экзистенционально-гуманистический подход к девиантному поведению личности. Психодинамические аспекты отклоняющегося поведения. Отклоняющееся поведение как результат научения. Когнитивная модель девиантного поведения. Отклоняющееся поведение как результат стрессонеустойчивости и малопродуктивных копинг-стратегий (копинг-теория).
Семинарское занятие № 1. Психологические теории девиантного поведения (анализ ведущих психологических концепций).
Задание: Выбрать одно из психологических направлений (гуманистическая психология, поведенческий подход, когнитивные теории, психоанализ или другие).
Записать название направления. Назвать трех его представителей. Для каждого исследователя сформулировать: 1) ведущие идеи его концепции, 2) причины отклоняющегося поведения личности с позиций его теории. (Выполнить в форме таблицы).
Сделать вывод о ведущих психологических причинах отклоняющегося поведения личности. Назвать используемую литературу.
Литература к модулю 1:
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1993.
- Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М., 1999.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1988.
- Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений. – СПб, 2004.
- Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения).
— 1-е, 2-е, 3-е, 4-у, 5-е изд. — М., 2003-2009.
- Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе (Деструктивное поведение в современном мире).
– Новосибирск, 1990.
- Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М., 2001.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
- Фрейд А. Психология “Я” и защитные механизмы. — М. 1993.
- Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. — М., 1989.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994.
Модуль 2. Психологический анализ отдельных видов девиантного поведения.
Тема 5. Краткая психологическая характеристика основных видов отклоняющегося поведения: мотивация, формы и особенности проявления, механизмы функционирования
Определение, виды и признаки агрессивного поведения. Условия формирования агрессивного поведения личности. Агрессия и делинквентное поведение.
Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности: определение, формы и признаки. Условия формирования делтинквентного поведения. Противоправная мотивация. Психологический портрет антисоциальной (социопатической личности).
Зависимое поведение как социальная проблема (аспекты проблемы).
Опреджеление. виды и общая характеристика зависимого поведения. Концептуальные модели зависимого поведения. Факторы зависимого поведения. Химическая зависимость. Со-зависимость: определение, проявления, способы профилактики и преодоления.
Суицидальное поведение: понятие, виды и структура суицидального поведения. Понятие суицидального риска. Возрастные особенности суицидального поведения. Концепции формирования суицидальной динамики. Мотивация суицидального поведения.
Литература к модулю 2:
- Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков. – СПб., 2005.
- Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения).
— 1-е, 2-е, 3-е, 4-у, 5-е изд. — М., 2003-2009.
- Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведении е личности и группы. – СПб., 2009.
- Криминальная мотивация. / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1986.
- Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. – М., 1998.
- Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М., 2001.
- Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. – М., 2000.
- Психология деструктивных культов: профилактика и терапия культовых травм. //Специальный выпуск Журнала практического психолога. – М., 2000, № 1-2.
- Старшенбаум Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей. – М., 2006.
- Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия. – М.,
- Суицидология: прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. – М., 2001.
Модуль 3. Психологические методы и технологии работы с девиантным поведением
Тема 6. Методы изучения отклоняющегося поведения.
Экспериментальные и не-экспериментальные подходы. Методы диагностики групп риска. Выявление девиантной направленности личности. Определение эмоционального профиля личности. Диагностика агрессивности. Оценка стрессоустойчивости и риска отклоняющегося поведения. Оценка степени сформированности химической зависимости. Диагностика депрессии. Оценка суицидального риска.
Поведенческое интервью (клиническое интервью) – как специфический метод анализа девиантного поведения.
Практическое занятие «Психологический анализ конкретного случая отклоняющегося поведения»:
Провести поведенческое интервью с человеком, имеющим выраженную форму девиантного поведения. Протестировать личность с девиантным поведением.
Подготовить выступление по результатам исследования личности по плану: история жизни, поведенческий анализ, результаты тестирования, внешние условия и психологические причины девиантное поведения, программа психологической помощи.
Тема 7. Психопрофилактика отклоняющегося поведения.
Основные подходы к психопрофилактической работе. Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической работы: информирование; социальное воздействие через организацию средовых факторов или альтернативную деятельность; методы активного социального обучения эффективным способам саморегуляции и общения; психологическое консультирование, ориентированное на решение проблем и коррекцию межличностных отношений; психотерапия пограничных состояний и нервно-психических расстройств. Образовательные программы как форма психопрофилактической работы. Психопрофилактическая работа в школе. Трудности и ошибки в проведении психопрофилактической работы.
Психологический практикум: работа в малых группах по созданию программы профилактики конкретной формы девиантного поведения в определенной социальной группе.
Тема 8. Социально-психологические стратегии воздействия на отклоняющееся поведение
Примерные стратегии социально-психологического вмешательства при различных формах отклоняющегося поведения на примере зарубежного и отечественного опыта. Репрессивная модель. Стратегия минимизации риска. Реабилитационный и личностно-реконструктивный подход.
Тема 9. Поведенческое консультирование и поведенческая коррекция отклоняющегося поведения личности.
Сравнительный анализ эффективности различных форм психокоррекции и психотерапии при отклоняющемся поведении. Цели и принципы поведенческой коррекции и поведенческого консультирования. Специфика психологической работы с личностью с девиантным поведением. Типичные ошибки в работе консультанта.
Методы работы с девиантным поведением. Методы угашения (ослабления) отклоняющегося поведения. Методы формирования позитивного поведения.
Техники усиления мотивации изменения поведения. Техники повышения самоконтроля и воздержания от нежелательного поведения. Техники когнитивного переструктурирования. Методики коррекции эмоциональной сферы. Работа с самооценкой. Логотерапия.
Семинарское занятие № 2. Методы коррекции отклоняющегося поведения личности.
Задание: Выбрать одно из психологических направлений, записать его название. Перечислить основные методы интервенции отклоняющегося поведения, применяемые в рамках данного подхода. Описать конкретную методики коррекции поведения (разработанные в данной психологической школе) по плану:
- Название методики и ее автор.
- Показания (сферы применения).
- Задачи.
- Условия применения.
- Ограничения.
- Процедура (описание методики).
- Эффективность в случае коррекции отклоняющегося поведения.
(Выполнить в форме таблицы).
Варианты направлений: психодинамическая традиция (в том числе классический психоанализ), гуманистическая психология, духовная психология, позитивная психология, поведенческая психология, теория социального научения, гештальт-теория, когнитивная психология, НЛП, копинг-теория, другие.
Литература к модулю 3:
- Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения).
— 1-е, 2-е, 3-е, 4-у, 5-е изд. — М., 2003-2009.
- Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М., 2001.
- Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. – М., 2000.
- Нельсон–Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб., 2000.
- Практика телефонного консультирования. Хрестоматия. /Под общей редакцией А.Н. Моховикова. – М., 2001.
- Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. /Под ред. С.В. березина, К.С.Лисецкого, И.Б.Орешниковой. – М., 2000.
- Психотерапевтическая энциклопедия. / Под общ. ред. Б.Д. Карвасарского.- СПб., 1998.
- Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.
- Старшенбаум Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей. – М., 2006.
- Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия. – М.,
Раздел 2. Обеспечение учебной дисциплины
2.1. Методическое обеспечение учебной дисциплины
2.1.1. Методическое обеспечение аудиторной работы
Методическое обеспечение дисциплины осуществляется за счет использования современных учебников и учебных пособий по девиантологии, социальной работе, социологии, социальной психологии, криминалистике, медицинской психологии. Базовым руководством для данной учебной дисциплины является учебное пособие автора «Девиантология (психология отклоняющегося поведения).
— 1-е, 2-е, 3-е, 4-у, 5-е изд. — М., 2003-2009».
Для проведения занятий по данной дисциплине используются следующие методы и инновационные технологии обучения: презентации материалов по некоторым темам; художественные и видеофильмы (например, «Реквием по мечте»); интерактивные методы обучения (групповые дискуссии, групповые супервизии, моделирование ситуаций, тренинговые упражнения и игры).
При изложении части тем предусмотрено использование мультимедийной аппаратуры и видеоматериалов, например, учебный фильм Ф. Зимбардо «Тюремный эксперимент».
Основу обеспечения учебного процесса составляют опубликованные отечественные и зарубежные учебные материалы по проблеме девиантного поведения, а также российские и зарубежные сайты.
2.1.2. Методическое обеспечение самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов в рамках данной дисциплины является важным компонентом обучения, приобретения культурных, личностных и профессиональных компетенций, предусмотренных компетентностно-ориентированным учебным планом и рабочей программой учебной дисциплины.
Настоящей программой предусмотрены виды деятельности студента, которые направляются и корректируются преподавателем, а также виды учебной деятельности, которые осуществляются студентом самостоятельно в рамках плана изучения данной учебной дисциплины.
К группе видов и форм самостоятельной работы студентов с участием преподавателя относятся:
— подготовка конспектов первоисточников – трудов исследователей, внесших значительный вклад в развитие девиантологии (Э. Дюркгейм, Р. Мертон, А. Адлер, З. Фрейд, Э. Фромм, Э. Шнейдман и др.);
— подготовка и выступление с докладами на заданную тему;
— подготовка выступлений на семинарах, составление плана выступления и методические приемы фокусирования внимания на определенных аспектах излагаемого материала, темы, проблемы;
— подготовка выступления, презентации, научного проекта программы профилактики в составе рабочей группы студентов;
— организация и проведение публичной дискуссии;
— подготовка контрольной работы с анализом случая девиантного поведения;
— групповые супервизии — разбор случаев (феноменологии, причин и стратегий работы) с различными формами девиантного поведения.
Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя составляет 24 (14) часов.
Задания для самостоятельной работы:
Самостоятельная работа № 1 «Самоанализ отклоняющегося поведения»
- Выбрать для себя любую форму отклоняющегося поведения, имеющуюся в наличии или в потенциальной возможности.
- Провести по заданной (в учебном пособии) схеме анализ собственного поведения.
- Сделать выводы о причинах и факторах, поддерживающих девиантное поведение.
- Сформулировать гипотезу о предполагаемой психологической выгоде от девиантного поведения.
Литература:
- Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков. – СПб., 2005.
- Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения).
— 1-е, 2-е, 3-е, 4-у, 5-е изд. — М., 2003-2009.
- Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведении е личности и группы. – СПб., 2009.
- Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М., 2001.
- Старшенбаум Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей. – М., 2006.
- Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия. – М.,
Самостоятельна работа № 2 «Психологический практикум»
Сформулировать примерную стратегию диагностики и оказания психологической помощи в следующих случаях:
- Воспитатели детского сада жалуются на агрессивное поведение мальчика 5 лет – «дерется и кусает детей».
- Мальчик 11 лет дважды замечен в воровстве денег (крупных купюр) из кошелька родителей.
- Младший подросток 12 лет пропускает уроки в школе, игнорирует требования родителей, в случае их давления устраивает «истерику», общается со старшими подростками, курит, выпивает.
- Девочка подросток 13 лет в течение нескольких месяцев периодически не ночует и не бывает дома от 3- до 10 дней. В это время не посещает школу, живет в подвалах или у мало знакомых людей.
- Подросток 13 лет воспитывается в неполной семье, груб с матерью, издевается над бабушкой, бьет ее, требует или крадет у родителей деньги.
- Родители просят помочь отучить 15-летнего сына от курения (считают, что он курит около года).
- Девушка 17 лет занимается проституцией.
- Девушка 19 лет дважды совершала попытку самоубийства.
- Молодой человек 22 лет в течение года не работает, злоупотребляет спиртным.
- Мужчина 28 лет. С 22-х лет периодически принимает наркотические препараты (с его слов «все перепробовал»), последние 2 года принимает героин. Дезадаптирован (не работает, утрачены прежние социальные связи), имеются изменения личности.
- Администрация цеха по производству косметики обеспокоена резким увеличением бракованной продукции; и расценивает это как намеренное хулиганство с чьей-то стороны.
- Группа подростков «вымогает» деньги у младших школьников.
- Девушка 22 лет, первоначально с подругой, а затем одна грабила женщин, отнимая у них шапки и золотые украшения.
- Группа подростков-десятиклассников уличена в гомосексуальных контактах и промискуитете; употреблении наркотиков и спиртного.
- Супружеская пара обратилась по поводу склонности мужа к азартным играм (проигрывает крупные суммы денег в казино).
- Мужчина 35 лет систематически издевается над женой и детьми (оскорбляет, угрожает расправой).
- Женщина 42-х лет склонна к бурным аффективным вспышкам, проявлению гнева и агрессии.
- Женщина 22-х лет решила отказаться от ребенка.
Литература:
- Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения).
— 1-е, 2-е, 3-е, 4-у, 5-е изд. — М., 2003-2009.
- Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты. – Минск, 1988.
- Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе (Деструктивное поведение в современном мире).
– Новосибирск, 1990.
- Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. – М., 2000.
- Нельсон–Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб., 2000.
- Психотерапевтическая энциклопедия. / Под общ. ред. Б.Д. Карвасарского.- СПб., 1998.
- Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.
Самостоятельная работа студента без участия преподавателя:
— составление библиографии по темам курса;
— знакомство с сайтами специализированных учреждений и организаций, получение сведений, необходимых для углубленного изучения отдельных аспектов тем рабочей программы учебной дисциплины;
— чтение специальной научной литературы – монографий, журнальных статей, иных публикаций, в том числе размещенных на Интернет-сайтах;
— самостоятельный анализ содержания текста или его фрагмента, рекомендованного преподавателем;
— самостоятельное написание научного, публицистического текстов, текстов кратких презентаций научной проблемы или проблемной ситуации;
— подготовка проблемно-ориентированных записок, эссе, проектов, сценариев, стратегий исследовательской деятельности для обсуждения с преподавателем или в рабочей группе;
— чтение научной, публицистической и художественной литературы, имеющей отношение к изучаемой теме с целью последующего обсуждения с преподавателем, в рамках семинарских занятий или в рабочей группе.
Самостоятельная работа студентов без участия преподавателя составляет 30 (20)часов.
2.1.3. Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине
Основными документом регламентирующими порядок организации и проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации студентов, обучающихся в СПбГИПСР, являются: Устав СПбГИПСР, Положение об аттестации учебной работы студентов института. Текущий контроль успеваемости проводится в течение семестра и может осуществляться в следующих формах: реферата, выступления на семинаре, контрольной работы; тестирования. Обязательным требованием для объективной оценки уровня знаний и участия студента в учебных мероприятиях, предусмотренных рабочей программой является посещаемость учебных занятий в объеме 75% от общего числа занятий.
Сроки промежуточной аттестации определяются графиком учебного процесса компетентностно-ориетированного учебного плана и утверждаются приказом Ректора или уполномоченного им лица. По дисциплине «Консультирование личности с девинтным поведением» предусмотрен экзамен в 1 семестре.
Вопросы к экзамену
по дисциплине «Консультирование личностей с девиантным поведением»
- Поведение как психологическая категория и как свойство индивида.
- Критерии определения понятия «отклоняющееся поведение личности».
- Понятие «отклоняющееся поведение личности».
- Понятие социальной нормы и ее психологическое содержание.
- Проблема классификации поведенческих отклонений.
- Медицинская классификация поведенческих расстройств (взрослые).
- Медицинская классификация поведенческих расстройств (детский и подростковый возраст).
- Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения личности.
- Детерминация отклоняющегося поведения. Социальные факторы отклоняющегося поведения личности.
- Детерминация отклоняющегося поведения личности. Биологические предпосылки поведенческих девиаций.
- Семейные факторы отклоняющегося поведения личности.
- Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности: классификация факторов.
- Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности: Экзистенционально-гуманистический подход к девиантному поведению личности.
- Бессознательные механизмы отклоняющегося поведения личности: психодинамические аспекты отклоняющегося поведения.
- Психологические защиты как бессознательные механизмы отклоняющегося поведения личности.
- Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности. Индивидуальная психология Адлера.
- Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности. Отклоняющееся поведение как результат научения (бихевиоральный подход).
- Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности. Отклоняющееся поведение как результат социального научения.
- Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности. Когнитивные теории.
- Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности. Копинг-теория.
- Сравнительный анализ родственных понятий: отклонение, девиация, дезадаптация, десоциализация; делинкветность, асоциальность, антисоциальность.
- Психологическая характеристика агрессивного поведения личности.
- Факторы делинквентного поведения.
- Психологическая характеристика делинквентного поведения личности.
- Социопатическая личность.
- Зависимое поведение как многоаспектная социальная проблема.
- Общая характеристика зависимого поведения личности.
- Факторы зависимого поведения личности.
- Феномен со-зависимости.
- Химическая зависимость: общая характеристика; этапы формирования аддикции; направления оказания помощи.
- Психологическая характеристика суицидального поведения личности.
- Концепции формирования суицидального поведения личности.
- Суицидальная мотивация.
- Методы изучения отклоняющегося поведения.
- Клиническое интервью. Схема анализа отклоняющегося поведения личности.
- Современные модели психопрофилактической работы.
- Специфика работы с девиантным поведением. Цели и принципы поведенческого консультирования.
- Стратегии социально-психологического вмешательства при делинквентном поведении.
- Стратегии социально-психологического вмешательства при зависимом поведении.
- Кризисная помощь при суицидальном поведении.
- Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности. Сравнительный анализ эффективности различных форм и методов.
- Цели, формы и методы работы с семьей, члены которой имеют сформированное зависимое поведение.
- Психологическая коррекция отклоняющегося поведения личности: цели, принципы, формы и методы.
- Методы стимулирования позитивной мотивации.
- Методы коррекции эмоциональных состояний.
- Методы саморегуляции.
- Когнитивное переструктурирование.
- Методы угашения (ослабления) отклоняющегося поведения.
- Методы формирования позитивного поведения.
- Этические принципы социально-психологической работы с отклоняющимся поведением личности.
Экзамен может проводиться в устной или в форме письменного теста.
Примерные задания Тест для экзамена по дисциплине «Консультирование девиантных личностей»
- Выбрать и подчеркнуть 5 специфических признаков девиантного поведения:
агрессивность, неадекватность, деструктивность, индивидуальная избирательность, неадекватность, негативная социальная оценка, ненормальность, повторяемость, социальная дезадаптация, снижение качества жизни.
- Каждому из перечисленных понятий (1-5), подобрать подходящее определение (а-б), записав справа от него букву верного определения:
1) викарное научение
2) классическое обусловливание
3) психологические защиты
4) копинг-поведение
5) оперантное обуславливание
1) это формирование поведения посредством собственной активности и последствий своего поведения
2) это формирование поведения через наблюдение
3) это поведение, направленное на совладание со стрессом
4) это формирование поведения посредством его соединения с подкрепляющими безусловными стимулами
5) это бессознательные механизмы саморегуляции и снижения тревоги
- Продолжить схему анализа отклоняющегося поведения:
- форма девиации
- частота появления ОП
- степень выраженности ОП
- причиняемый ущерб
- ситуации, в которой впервые имело место ОП
6) ……
- Дать определение:
агрессивное поведение – это…
- Подчеркнуть виды зависимого поведения:
алкоголизм, асоциальное поведение, вовлеченность в деструктивный религиозный культ, наркомания, пищевая зависимость, химическая зависимость, гэмблинг, пищевые аддикции, сексуальные перверсии, суицид.
Вопросы государственного экзамена:
Вопрос 1. Понятие девиантности и девиантного поведения личности.
Понятие социальной девиации. Социальные нормы и нормативное поведение. Отличительные особенности основных формотклоненного поведения: патологическое, маргинальное, креативно-продуктивное, девиантно-деструктивное. Критерии определения понятия «девиантное поведение». Определение понятия «отклоняющееся/девиантное поведение». Специфические признаки девиантного поведения. Проблема классификации поведенческих отклонений. Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения. Индивидуальные и групповые девиации. Девиантность как социальная характеристика и как свойство личности.
Литература:
- Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1988.
- Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения).
— 1-е, 2-е, 3-е, 4-у, 5-е изд. — М., 2003-2009.
- Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе (Деструктивное поведение в современном мире).
– Новосибирск, 1990.
- Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М., 2001.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994.
Вопрос 2. Социальные факторы и психологические механизмы отклоняющегося поведения личности (на примере ведущих психологических концепций).
Социологические теории девиантности и девиантного поведения. Биологические предпосылки поведенческих девиаций. Экзистенционально-гуманистический подход к девиантному поведению личности. Психодинамические аспекты отклоняющегося поведения. Отклоняющееся поведение как результат научения. Когнитивная модель девиантного поведения. Отклоняющееся поведение как результат стрессо-неустойчивости и малопродуктивных копинг-стратегий (копинг-теория).
Системный подход в описании семейных факторов девиантного поведения.
Литература:
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1993.
- Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений. – СПб, 2004.
- Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведении е личности и группы. – СПб., 2009.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994.
Вопрос 3. Методы изучения девиантного поведения личности и группы
Экспериментальные и не-экспериментальные подходы. Методы диагностики групп риска. Выявление девиантной направленности личности. Определение эмоционального профиля личности. Диагностика агрессивности. Оценка стрессоустойчивости и риска отклоняющегося поведения. Оценка степени сформированности химической зависимости. Диагностика депрессии. Оценка суицидального риска. Поведенческое интервью (клиническое интервью) – как специфический метод анализа девиантного поведения.
Литература:
- Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков. – СПб., 2005.
- Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведении е личности и группы. – СПб., 2009.
- Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М., 2001.
- Практикум по девиантологии. /Под. ред. Клейберга Ю.А. – М., 2008.
Вопрос 4. Профилактика девиантного поведения личности: формы и содержание.
Основные подходы к психопрофилактической работе. Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической работы: информирование; социальное воздействие через организацию средовых факторов или альтернативную деятельность; методы активного социального обучения эффективным способам саморегуляции и общения; психологическое консультирование, ориентированное на решение проблем и коррекцию межличностных отношений; психотерапия пограничных состояний и нервно-психических расстройств. Образовательные программы как форма психопрофилактической работы.
Литература:
- Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения).
— 1-е, 2-е, 3-е, 4-у, 5-е изд. — М., 2003-2009.
- Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. /Под ред. С.В. березина, К.С.Лисецкого, И.Б.Орешниковой. – М., 2000.
Вопрос 5. Методы социального контроля и психологического воздействия на девиантное поведение личности и группы.
Стратегии социально-психологического вмешательства при различных формах отклоняющегося поведения на примере зарубежного и отечественного опыта. Репрессивная модель. Стратегия минимизации риска. Реабилитационный и личностно-реконструктивный подход. Поведенческое консультирование и поведенческая коррекция отклоняющегося поведения личности. Цели и принципы психологической работы с личностью с девиантным поведением. Методы работы с девиантным поведением.
Литература:
- Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений. – СПб, 2004.
- Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведении е личности и группы. – СПб., 2009.
- Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М., 2001.
- Нельсон–Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб., 2000.
- Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия. – М.,
2.2. Кадровое обеспечение учебной дисциплины (заполняется Учебным управлением)
2. 3. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины
Учебная аудитория, столы, стулья, доска, мел, фломастеры, флип-чарт, выход в Интернет, телевизор и видеотехника, аппаратура для видео-презентации.
2.3.1. Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий
Аудитории и помещения, предназначенные для проведения занятий по данной дисциплинe должны отвечать санитарным нормам, предусмотренным Образовательным стандартом реализации программ высшего профессионального образования Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы.
2.3.2. Требования к аудиторному оборудованию, в том числе к неспециализированному компьютерному оборудованию и программному обеспечению общего пользования.
Для реализации программы необходим доступ преподавателей к офисной технике (компьютер, копировальный аппарат, принтер, сканер), а также достаточное количество расходных материалов к ней, выделенных для использования в учебном процессе.
Минимально необходимый для реализации курса перечень материально-технического обеспечения включает:
- лекционные аудитории (с компьютерным и видеопроекционным оборудованием для презентаций с выходом в интернет, средствами звуковоспроизведения и экраном);
- копировальную технику;
- принтер и сканер;
- телевизор и видеомагнитофон.
2.3.3. Требования к специализированному оборудованию.
Отсутствуют.
2.3.4. Требования к специализированному программному обеспечению.
Отсутствуют.
2.3.5. Требования к перечню расходных материалов:
мел, бумага.
-
Информационное обеспечение дисциплины
Основная литература:
- Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений. – СПб, 2004.
- Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков. – СПб., 2005.
- Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения).
— 1-е, 2-е, 3-е, 4-у, 5-е изд. — М., 2003-2009.
- Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведении е личности и группы. – СПб., 2009.
- Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М., 2001.
- Нельсон–Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб., 2000.
- Практика телефонного консультирования. Хрестоматия. /Под общей редакцией А.Н. Моховикова. – М., 2001.
- Практикум по девиантологии. /Под. ред. Клейберга Ю.А. – М., 2008.
- Психотерапевтическая энциклопедия. / Под общ. ред. Б.Д. Карвасарского.- СПб., 1998.
- Старшенбаум Г.В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей. – М., 2006.
- Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия. – М.,
Дополнительная литература:
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1993.
- Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М., 1999.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1988.
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1997.
- Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. — СПб.: СПбГИПиСР, 2001.
- Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты. – Минск, 1988.
- Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе (Деструктивное поведение в современном мире).
– Новосибирск, 1990.
- Криминальная мотивация. / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1986.
- Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. – М., 1998.
- Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. – М., 2000.
- Нельсон–Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб., 2000.
- Предупреждение подростковой и юношеской наркомании. /Под ред. С.В. березина, К.С.Лисецкого, И.Б.Орешниковой. – М., 2000.
- Психология деструктивных культов: профилактика и терапия культовых травм. //Специальный выпуск Журнала практического психолога. – М., 2000, № 1-2.
- Психотерапевтическая энциклопедия. / Под общ. ред. Б.Д. Карвасарского.- СПб., 1998.
- Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.
- Суицидология: прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. – М., 2001.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
- Фрейд А. Психология “Я” и защитные механизмы. — М. 1993.
- Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. — М., 1989.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994.
2.4.3. Перечень иных информационных источников
Интернет-ресурсы в режиме поиска по различным аспектам девиантности и девиантного поведения (определение и виды, теории, феноменология отдельных видов ДП, диагностика, коррекция, консультирование и психотерапия)..
Глоссарий
Агрессия – тенденция (стремление), проявляющаяся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними.
Агрессивное поведение – поведение, нацеленное на подавление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Адаптация – процесс приспособления к требованиям окружающей среды.
Адекватность поведения – согласованность поведения с конкретной ситуацией, условиями.
Аддиктивное поведение – зависимое поведение.
Аддикция – зависимость.
Анозогнозия – отрицание болезни или ее тяжести.
Антисоциальное поведение – поведение, противоречащее социальным нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей.
Асоциальное поведение — поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм.
Аттитюд — социальная установка – ориентация личности на групповые или социальные ценности, готовность действовать в соответствие с ними.
Аутистическое поведение – поведение, проявляющееся в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погруженности в мир собственных фантазий.
Аутодеструктивное поведение – поведение, связанное с причинением себе вреда, разрушение своего организма и личности.
Вуайеризм (визионизм) – сексуальная девиация, связанная со стремлением к подглядыванию за обнаженными людьми или интимными отношениями.
Гендер – пол.
Геронтофилия – сексуальная девиация, связанная с половым влечением к пожилым людям и старикам.
Гомосексуализм – выбор объекта того же пола для достижения субъектом сексуального возбуждения и удовлетворения.
Гэмблинг – игровая зависимость.
Девиантология – раздел науки, изучающей девиации.
Девиация – отклонение от нормы.
Деликт – действие, нарушающее правовые нормы.
Деликвентное поведение – действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время правовых норм, угрожающие общественному порядку.
Дезадаптация — состояние, сниженной способности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях.
Деструктивное поведение – поведение, причиняющее ущерб, приводящее к разрушению.
Детерминация поведения – совокупность факторов, вызывающих, провоцирующих, усиливающих и поддерживающих определенное поведение.
Зависимое (аддиктивное) поведение — поведение, связанное с психологической или физической зависимостью от употребления какого-либо вещества или от специфической активности, с целью изменения психического состояния.
Зависимость — стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации.
Защитное поведение – действия, посредством которых люди избегают боль и фрустрацию в социальных отношениях.
Зоофилия (содомия) – сексуальная девиация, связанная с половым влечением к животным.
Интервенция – воздействие с целью позитивных изменений, например, преодоления нежелательного поведения (коррекция поведения, реабилитация личности).
Классическое обусловливание (условный или респондентный рефлекс) – это научение условной реакции (реакции на индифферентный стимул), соединенной во времени и пространстве с безусловным стимулом (вызывающим врожденные реакции организма).
Клептомания – патологическое воровство.
Конформистское поведение – поведение, лишенное индивидуальности, ориентированно исключительно на внешние авторитеты.
Копинг – поведение – совладание со стрессом.
Копинг-ресурсы – совокупность внутренних и внешних ресурсов, способствующих успешному преодолению стресса конкретной личностью.
Копинг- стратегии – индивидуальные стратегии преодоления стресса.
Маргинальность – принадлежность к крайней границе нормы, а также к пограничной субкультуре.
Мотивированность поведения — внутренняя готовность действовать, регулируемая ведущими потребностями, ценностями и целями личности.
Нарциссическое поведение – поведение, управляемое чувством собственной грандиозности, обращением либидо на себя, а также повышенной потребностью в подтверждении своей значимости извне.
Некрофилия – сексуальная девиация, связанная с половым влечением к трупам.
Научение – процесс, приобретения и сохранения определенных видов поведения на основе реакции на возникшую ситуацию.
Оперант — поведение, определенное своим последствием.
Оперантное обусловливание – выработка условной реакции (научение) благодаря последствиям поведения и самоподкреплению.
Оперантное поведение – поведение, которое оперирует в окружающей среде, производя последствия.
Отклоняющееся (девиантное) поведение — устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.
Пенитенциарная система – система содержания правонарушителей, места отбывания ими наказания.
Перверсия – сексуальная девиация, отклоняющееся сексуальное поведение.
Пиромания – патологическое влечение к поджогам.
Превенция – воздействие с целью предупреждения — профилактика.
Промискуитет – беспорядочные половые связи, представляющие угрозу для здоровья субъекта и его межличностных отношений.
Продуктивность поведения – степень реализации в поведении сознательных целей личности.
Педофилия – сексуальная девиация, связанная с сексуальным влечением к детям.
Перверсия – фиксированное стойкое сексуальное поведение, связанное с отклонениями в выборе сексуального объекта или способа сексуального удовлетворения.
Поведение — процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющий форму преимущественно внешних действий и поступков. В структуру человеческого поведения входят: мотивация и целеполагание, эмоциональные процессы, саморегуляция, когнитивная переработка информации, речь, вегето-соматические проявления, движения и действия. Основные формы поведения: вербальное и невербальное, осознаваемое и неосознаваемое, произвольное и непроизвольное.
Психологическая защита – бессознательные механизмы уменьшения или устранения любого изменения, угрожающего цельности и устойчивости индивида.
Релаксация – расслабление.
Ретризм – уход от выполнения социальных норм, от социального взаимодействия.
Садо-мазохизм – сексуальная аддикция, связанная с достижением сексуального удовлетворения путем страдания или причинения страдания партнеру.
Социальные отклонения – нарушения социальных норм, которые характеризуются массовостью, устойчивостью и распространенностью», например, преступность или пьянство.
Социопатическая личность – антисоциальная личность, испытывающая дефицит доверия и враждебность к окружающим людям, не способная устанавливать длительные близкие отношения, активно использующая силу и манипуляции для достижения своих целей.
Суицид – умышленное лишение себя жизни.
Суицидальное поведение — осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни.
Трансвестизм – перверсия, сексуальная девиация, приписываемая мужчинам, связанная с воображаемым или действительным переодеванием в женскую одежду с целью достижения психологического комфорта или возбуждения.
Транссексуализм – расстройство половой принадлежности, проявляющееся в стремлении к хирургическому изменению своего пола (вследствие идентификации с противоположным полом).
Толерантность – терпимость, переносимость чего-либо, устойчивость к воздействию.
Фанатическое поведение – поведение, выступающее в форме слепой приверженности к какой-либо идее, взглядам.
Фетишизм – сексуальная девиация, при которой личность в целях сексуального возбуждения и удовлетворения использует фетиш (неодушевленный предмет или части тела).
Фрустрация – психическое состояние, связанное с препятствием на пути достижения цели или невозможностью удовлетворить потребности.
Эвтаназия – самоубийство с помощью врача в случае, когда страдания больного невыносимы, его болезнь неизлечима, он находится в здравом уме и неоднократно просил об эвтаназии.
Эксгибиционизм – сексуальная девиация, при которой обнажение используется для сексуального удовлетворения.
Раздел 3. Процедура разработки и утверждение рабочей программы учебной дисциплины
Разработчик(и) рабочей программы учебной дисциплины
Фамилия, имя, отчество |
Учёная степень |
Учёное звание |
Должность |
Контактная информация (служебный адрес электронной почты,
служебный телефон) |
Змановская Елена Валерьевна |
доктор пс. наук |
доцент |
профессор и зав.кафедры прикладной конфликтологии и девиантологии |
89219494108 ezmanovskay@mail.ru |
Результаты экспертизы рабочей программы
Документы об оценке качества рабочей программы учебной дисциплины |
||
Документ об оценке качества |
Дата документа |
№ документа |
Утверждение рабочей программы учебной дисциплины
Уполномоченный орган (должностное лицо) |
Дата принятия решения |
Регистрационный номер программы |
|
|
|
30