Кейс № 32 Индивид, личность, индивидуальность. Понятия «Я-реального» и «Я-идеального» в контексте гуманистических представлений о личности.

Факт принадлежности живого существа к человеческому роду отражается в понятии «индивид».

Индивид— человек как единичное природное существо, представитель вида Homosapiens.

Ребенок рождается как индивид. Благодаря общению со взрослыми он постепенно усваивает социальный опыт человечества и включается в систему общественных отношений, формирующих ее потребности, интересы, мировоззрение, убеждения, т.е. развивают его как личность. 

Как индивид человек имеет такие признаки, как возраст, пол, образование, профессия, интересы. Личностью он становится в системе отношений с другими людьми. В характеристике личности  главными признаками являются общественная сущность и социальные функции.

Личность — это качество индивида. Каждая личность имеет присущий только ей набор черт и особенностей, который определяет ее индивидуальность.

Индивидуальность— неповторимое сочетание психологических особенностей и черт человека, определяет ее своеобразие и непохожесть на других людей.

Проявляется индивидуальность в чертах темперамента, характера, в способностях, особенностях и качествах психических процессов, в привычках и предпочтениях человека. Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Однако даже полный перечень индивидуальных качеств человека не характеризует его как личность, хотя индивидуальность характеризует личность конкретнее, подробнее и полнее.

В гуманистической модели личности основными концептуальными «единицами» выступают:

1) «реальное Я» — совокупность мыслей, чувств и переживаний «здесь и сейчас»;

2) «идеальное Я» — совокупность мыслей, чувств и переживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации своего личностного потенциала;

3) потребности в самоактуализации — врожденные потребности, определяющие рост и развитие личности.

Высокий показатель конгруэнтности (совпадение) свидетельствует об относительно высокой гармонии «реального Я» и «идеального Я» (о высокой самооценке).

При низких же значениях конгруэнтности (низкой самооценке) отмечается высокий уровень тревожности, признаки депрессии.

Субцепция – искаженное восприятие реальности, обусловленное расхождением между «реальным Я» и «идеальным Я».

Признаки целостной личности:

Стремление к установлению хорошего психологического контакта со своими друзьями и близкими, к раскрытию им своих скрытых эмоций и тайн;

Целостная личность четко знает, кто она есть на самом деле («реальное Я») и кем бы она хотела быть («идеальное Я»);

6 стр., 2518 слов

Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.

... Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают".   Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность. Вместе с термином "личность" употребляют понятия "индивидуальность", "индивид", "человек". Данные понятия содержательно меж собой взаимосвязаны. Человек ... , потребностей - всего, чего желает человек. Направленность - это основа главных установок поведения. Человек с ...

Максимальная открытость к новомуопыту и принятие жизни такой, как она есть «здесь и сейчас»;

Безусловное позитивное отношение ко всем людям;

Тренировка эмпатии к другим людям, т. е. попытка понять внутренний мир другого человека и смотреть на другого человека его глазами.

Описание В «реальной» жизни многие люди неудовлетворенны своими социальными ролями, и людям сравнительно нелегко расширить границы своего опыта, учитывая ограничения, налагаемые сложившимися в обществе порядками. Интернет эти общественные условности ослабляет, позволяя людям создавать новые образы Я. Заходя в какой-либо чат, женщина может решить, что будет мужчиной, а не женщиной, чернокожей, а не белой, в возрасте 40, а не 18 лет, и преуспевающим управленцем, а не второкурсницей. Интернет очень наглядно вводит понятие возможных Я в обиход многих людей. Люди могут пользоваться своей анонимностью в Интернете, чтобы заявить о новых интересах или вникнуть в новые идеи, не опасаясь последствий, которые это повлекло бы в реальном мире. Люди могут пробовать себя в разных возможных ипостасях, которые могут оказаться ближе к их идеальным представлениям о себе.

1.Что могут отражать виртуальные образы Я в Интеренете?

Создание виртуальной личности может отражать неудовлетворённость определёнными аспектами реальной идентичности, выражать стремление к реализации агрессивных и манипулятивных тенденций, желание власти и контроля, стремление к новому опыту. Отмечается также наделение виртуальной личности демонстративной негативной идентичностью с целью реализации в сети социально неодобряемого поведения, невозможного или затруднённого в реальной жизни. При этом возможности построения нового образа не просто безграничны, но и позволяют выйти из привычной системы социокультурных координат.

 2.Чем может быть полезно или вредно для развития личности ребенка создание виртуальных Я?

Острое чувство одиночества – одно из наиболее ярких переживаний детей. А социальные сети дают ребенку возможность почувствовать, что у него много друзей. В интернете он может ощущать себя частью группы, рассказывать о том, что задевает его за живое. То есть может проявлять себя так, как в жизни для него пока еще сложно.

3 стр., 1332 слов

1.человек как личность

Вопросы по § 1. Человек как личность Главное качество человека, состоящее в способности усваивать достижения культуры, осознанно включаться в жизнь общества, быть её субъектом – это: биологическое; социальное (общественное); духовное; культурное. К характеристикам человека как биологического существа относится наличие: мышления; членораздельной речи; психики; высокоорганизованного мозга. Не ...

Для ребенка, особенно в подростковом возрасте важно понять, что он собой представляет, каким хотел бы быть. Это происходит путем примерки на себя чужих ролей, присоединения к разным группам. И Интернет-ресурсы идеально позволяют ребенку реализовать эту задачу, не требуя реальных энергетических затрат. Ведь если в обычной жизни количество ролей, которые можно примерить, ограничено, то в виртуальности эти возможности расширяются до бесконечности. К примеру, можно стать человеком другого пола и возраста, можно отстаивать противоположные точки зрения. А с реальными жизненными последствиями столкнуться не придется!

Однако создание виртуального Я личности обедняет репертуар поведения ребенка в обычном мире – его активность в реальном взаимодействии с людьми заметно снижается.

Дело в том, что навык замечать другого человека и быть замеченным вырабатывается в реальном общении. В сети же малейший дискомфорт дает возможность прекратить контакт. Если в реальности подросток сталкивается с трудностями в общении, это становится поводом для быстрого прекращения контакта и ухода в жизнь виртуальную, поскольку там всё куда проще – сотни друзей, которые его очень «любят», даже если они никогда не встречались.

Исследователи тоже заметили тенденцию к тому, что современные дети порой не замечают других людей. Подросткам трудно разговаривать и с родителями, и друг с другом. Наряду с тем, что они зачастую умные и общительные, с ними сложно поддерживать диалог – им проще сказать что-то о себе, чем услышать другого. Общение же напоминает обмен монологами, когда никто никого по-настоящему не слушает и не слышит.

Эти особенности общения подростков связаны не с отсутствием интереса к другим людям, а с недостатком навыка проявления этого интереса. Поэтому им крайне необходимо реальное общение с людьми. Это является основной потребностью на данном этапе развития. Прежде, до активного распространения интернета, надо было проявлять усилия для инициативы в общении, а сегодня интернет устраняет необходимость развития навыка реального ведения беседы. Виртуальность помогает ребенку предъявлять себя миру, но не учат, как получать «обратную связь».

8 стр., 3530 слов

Дети индиго всоциологии личности

Министерство образования РФ Федеральное агентство по образованию РФ Марийский государственный технический университет Контрольная работа по дисциплине: Социология на тему: Дети индиго в контексте социологии личности Выполнила: студентка группы ЗГМУ – 11 Николаева Р.В. Проверила: Бушмелёв Андрей Аркадьевич Йошкар-Ола 2010 г. Дети Индиго Эти необычные дети стали появляться на свет, начиная с конца ...

В реальности в понимании и передаче эмоций задействованы все органы чувств, тело и голос. А в интернете восприятие тонких оттенков чувств нивелируется – основное внимание смещается на содержание, обмен информацией происходит на интеллектуальном уровне. Ведь смайлики весьма бедный арсенал для передачи сложной гаммы человеческих настроений.

3.Как педагог может помочь ребенку, увлекающемуся интернет-коммуникациями, преодолеть трудности «реального» общения? Сформулируйте несколько рекомендаций.

1) Учитель должен быть очень деликатным и не разочаровываться в таком ребёнке; 2)Не использовать авторитарные методы воспитания; 3) Стараться не создавать такие ситуации, в которых он оказывался бы объектом шуток и насмешек, помогать справиться со своими чувствами и поддерживать; 4)Учить ребёнка идти на разумный риск, уметь переносить все поражения; 5) Не критиковать вслух ум, внешность и черты характера ребёнка, не сравнивать его с другими детьми; 6) Постоянно укреплять у ребёнка уверенность в себе, собственных силах; учить, чтобы он уважал себя; 7) Привлекать ребёнка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавать ситуации, в которыхдети должны вступать в контакт с другими детьми.

 Рекомендуемая литература:  1.Психология: Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. / Под общ.ред. В. Н. Дружинина. «Питер», Санкт-Петербург, 2009 г. ISBN: 978-5-388-0049. (с.202.Проблема личности в психологии).

2. Психология: Учебник для педагогических вузов/ под ред. Б.А. Сосновского. — М.: Юрайт- Издат, 2009. — 660 с (с.57.Основы психологии личности).