Люди и животные с древних времен живут на нашей планете по соседству. Но только немногих человек «приблизил» к себе – одомашнил. Почему так произошло? Только ли из-за практической пользы, которую приносят нам животные? По мнению многих ученых, человек живет в наиболее тесном содружестве – межвидовой стае с теми видами животных, с которыми ему наиболее комфортно в достаточно замкнутом пространстве. В первую очередь это – собаки, кошки, лошади… Почему это происходит? Согласно исследованиям ученых психосоциальный контакт человека и домашних животных улучшает практически все показатели физического и психического здоровья человека. Отсюда и возникло общее направление – зоотерапия (синонимы – пет-терапия, анимало-терапия) и направления (иппотерапия – лечение с помощью лошадей, фелино-терапия – лечение с участием кошек и канис-терапия – лечение человека при прямом контакте с собаками).
Каковы возможности животных в области терапии? Чем одни животные отличаются от других?
Собаки отличаются от кошек тем, что по природе своей они являются экстравертами, а кошки, наоборот, интровертами. Канис-терапия и фелино-терапия различаются между собой по отношению, проявляемому кошками и собаками к людям, которых они лечат. Кошка «забирает» у больного человека отрицательную биоэнергию. А собака наоборот отдает энергию, и энергия эта — положительная. Есть такое мнение. Можно объяснить особенности канис-терапии и фелино-терапии и по-другому: кока-интроверт дорожит своим внутренним миром более, чем всем остальным, для нее покой в доме – превыше всего. И она всеми силами старается этого достигнуть – обеспечить покой и психическое здоровье всем людям, проживающим в доме. Экстраверт – собака работает по-другому. Ее задача – обеспечить покой и здоровье в первую очередь не себе, а тем, кто находится рядом, т.е. вожаку стаи — человеку и его семье. Этого и старается добиться собака, обеспечивая здоровье людям.
В 1982 году McNally & Reiss,с группой исследовали феномен врожденных страхов у детей. Детям в возрасте от года до 1,5 лет показывали змей, пауков, крыс, кроликов, разные предметы и собаку. В эксперименте участвовали только те дети, которые никогда не видели животных. К изумлению исследователей, из 67 детей увидевших собаку, 67 отреагировали на нее улыбкой. Такая реакция была отмечена только при демонстрации собаки. В ходе обсуждений эксперимента была высказана теория о том, что архетипический (подсознательный) образ собаки, как защитника, вполне оправданно может иметь место у человека. Возможно ли это?
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... душу, на дух, душу и тело, на животного и духовного человека. Мы Установили двойственное, тройственное и более сложное деление человека, считая основным семеричное. Для практического применения необходимо ... с пользою и извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не более нескольких дней. ...
Вспомним историю одомашнивания собаки. Современные исследователи утверждают, что совместные захоронения Homo sapiens и псовых (волк ? собака?) датируются примерно 100 000 лет. Но ведь это самое начало появления наших предков Homo sapiens. Стало быть, собака сопровождает человека практически с самого начала эволюции нашего вида.
Для человека собака была помощником в охоте, охранником, ловила мелких грызунов. Собаки охраняли территорию своей стаи, и одновременно они стали охранять территорию «совместной стаи» (человек-собака), защищая в первую очередь человеческих детей и беременных женщин. (Эта особенность, присуща и современным домашним собакам, в особенности, аборигенных пород).
И уже тогда собака была доктором. Даже сейчас, наши домашние собаки охотно зализывают раны и ссадины домочадцам. Родители маленьких детей и одновременно владельцы собак, дружно отмечают стремление животных вылизывать новорожденных , очищая их от мочи и фекалий, подобно тому как собаки моют своих детенышей. Думается что в пещерные времена, в отсутствие подгузников, пеленок и антибиотиков, собаки существенно снижали детскую смертность, вылизывая младенцев слюной, содержащей лизоцим. Да и взрослым раненым, этот метод очищения ран, явно был полезен. Можно предположить и то, что собака способствовала снижению детской смертности, еще и работая…грелкой. Голые человеческие дети, вынужденные спать на голом каменном полу, наверняка часто простужались и погибали. В отличие от тех, кто спал в куче теплых мохнатых собак. Это, конечно, предположение, но реальные современные истории спасения брошенных детей, зимой «подобранных» и опекаемых обычными уличными дворнягами, периодически встречаются в СМИ.
Собака была настолько необходима для выживания человечества, что стала прочно ассоциироваться с защитой, благодатью, спасением жизни и выживанием. Косвенным доказательством тому служат немногочисленные примеры, такой же ритуальной неприязни к собаке в культурах кочевников- захватчиков. Народы, традиционно промышлявшие набегами и грабежом, испытывали к образу собаки, такую же искреннюю неприязнь, как потомки оседлых народов – приязнь и уважение. Теория о положительном архетипическом образе собаки, кажется вполне логичной. Собака была защитником человека так долго, что это не могло не отпечататься в его подсознании. Эта неосознаваемая приязнь и доверие служат одной из основ канис-терапии.
Почему же собаки — и прекрасные диагносты, и целители внутренних болезней и замечательные психотерапевты? В первую очередь это объясняется тем, что собака — существо стайное. И (согласно эволюционному естественному отбору, а так же искусственному отбору, то есть тому, что мы сделали с собакой за десятки тысячелетий совместного общения) человек – это генетически закрепленный вожак межвидовой стаи, преданность к которому у собаки безмерна. Быть рядом с любимым хозяином — основная цель существования собаки. Эта преданность заставляет собаку лечить любимого хозяина и членов его семьи (членов стаи, по собачьим понятиям).
Сострадая больному человеку — члену своей стаи, собака воспринимает его недуг как свой собственный. Помочь выздороветь любимым людям для собаки означает выздороветь самой — от жалости, которую она испытывает, сопереживая больным.
Копия 2 распр.нарушения у детей
... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...
Вторая предпосылка к канис-терапии — это то, что согласно исследованиям психологов, собака ассоциируется человеком с членом семьи. С ребенком у взрослого человека и с братом или сестрой, у ребенка до 12-14 лет.
Третьей предпосылкойявляется тот факт, что человек не испытывает к собаке социальной агрессии, т.е. не конкурирует с ней в чьих то глазах, не ждет ее оценки и соответственно, не испытывает стресса ожидания этой оценки.
Видимо именно эти факторы и дают лабораторно подтвержденный эффект быстрого снижения уровня стрессового гормона кортизола в крови и слюне пациентов, получающих канис-терапию. Разные группы исследователей в разных странах независимо друг от друга доказали этот эффект, что нашло отражение в научных публикациях.
При общении с собакой мы получаем существо, вызывающее доверие и приязнь, воспринимаем, как близкого родственника, но не ждем от него оценок наших действий и внешности. Это образ идеального психотерапевта. От такого «доктора» не ждешь подвоха, ему точно можно поведать сокровенное, при нем можно «некрасиво» ходить, и «странно» говорить, он будет искренне радоваться любым твоим действиям. А ведь это именно то, что необходимо почувствовать пациентам с двигательными и речевыми нарушениями. Разброс в размерах собак позволяет гибкость в подборе стратегии терапии. Пациентам, нуждающимся в ощущении защиты, подойдет крупная собака. Пациентам, утратившим веру в собственную нужность, подойдет маленькая собака, позволяющая реализовать желание опекать и защищать.
Канис-терапия, как любая другая терапия невозможна без контроля врача, соответствующей специализации — невролога, психотерапевта, психолога, психиатра или реабилитолога. Собаки для такой терапии особым образом отбираются, дрессируются и тренируются, проходят тестирование и обрабатываются дезинфицирующими средствами перед контактом с пациентами.
Подготовка собак позволяет воздействовать на пациента разнообразнейшими способами, от чисто психологического влияния, до активной реабилитации, через игру и «ухаживание» за собакой. Расстегивание и застегивание ошейника, работа с игрушками разной формы и текстуры, подача команд собаке голосом и жестами и многие другие приемы используют в активной реабилитации и детей и взрослых с различными неврологическими расстройствами. Такие полезные «игры» с одной стороны не удручают обязательностью и монотонностью, с другой стороны, позволяют давать полноценную нагрузку разным органам движения и чувств. Таким образом, можно действовать при двигательных нарушениях, парезах, атаксиях, нарушениях речи и чувствительных нарушениях.
Эффективна канис-терапия и при депрессиях, само присутствие «хвостатого доктора» вызывает улыбку и улучшение самочувствия у большинства пациентов буквально через пару минут.
Если канис-терапия применяется по отношению к детям, то собака становится другом по играм, защитником, посредником в мире взрослых. Для детей с нарушениями в эмоциональной сфере, собака становится живой игрушкой, постепенно приучающей к понятиям «хорошо» и «плохо», «приятно» и «неприятно». Постепенно усложняя игру с собакой-терапевтом, врач добивается развития и закрепления необходимых навыков, от мелкой моторики до социализации. Таким образом, канис-терапия имеет самое широкое применение и все ее возможности на данный момент еще не исчерпаны.
Субъект обследования – человек (ребенок), страдающий нарушени- ем речи
... логопедического обследования– речевые и тесно связанные с ними неречевые процессы. Субъект обследования – человек (ребенок), страдающий нарушени- ем речи. На современном этапе развития педагогики доказана субъект-субъект ... обследования. Школьник относится к логопеду, прежде всего, как к человеку, который будет выискивать у «бедного» ребенка недостатки и ошибки. Кому же приятно оказаться в такой ...
При каких болезнях показаны сеансы канистерапии, как они проводятся и какие собаки могут быть канистерапевтами?
Собака может вылечить практически все.
Канистерапия показана при сердечно-сосудистых заболеваниях, болезнях дыхательных путей, пищеварительной системы, мочевыделительной системы. Собаки хорошо снимают болевой синдром при различных заболеваниях и травмах. У владельцев собак уровень холестерина в крови значительно ниже, чем у других людей. То же касается и артериальной гипертонии — у владельцев собак регистрируются более низкие показатели кровяного давления. Такие исследования в разное время, но с одним и тем же результатом проводили японские и немецкие врачи. Эксперименты убедительно доказали, что поглаживание собак по шерсти снижает и артериальное давление, и высокую напряженность мышц человека. Простое поглаживание своего любимца эффективно замедляет пульс, нормализует деятельность пищеварительной системы организма, способствует наступлению общей релаксации. С помощью специально обученных собак диагностируются различные заболевания, в том числе – онкологические.
Работа с неврозами, последствиями родовых травм у детей и прочими детскими недугами — это наиболее перспективные в 21 веке направления.
Области применения
И все же лечение каких заболеваний в настоящее время считается наиболее эффективным с использованием метода канис-терапии и наиболее часто практикуется? В научных кругах давно под пристальное внимание психологов попали особенности взаимоотношений человека и собаки. Было замечено, что даже на расстоянии, наблюдение за собаками и общение с ними помогает восстановить человеку душевный комфорт, может являться причиной исчезновения приступов мигрени и истероидного состояния. Чуткое обоняние позволяет собакам предсказывать начало различных болезней у человека, когда традиционные способы диагностики и анализа не указывают на них[7].
Нормализация состояния человека — общение с собаками может оказывать благотворное влияние на человека в момент кризисного состояния, успокаивать и расслаблять. При этом снижается чувство одиночества и улучшается процесс социализации. Животное может едва ли не единственным оказать помощь человеку, нормализуя стрессовую ситуацию, в которую он попал, особенно испытывающего недостаток в социальной поддержке.
Помощь в процессе социализации — животные могут стимулировать людей к общению друг с другом, зачастую являясь темой для беседы. Собака может быть поводом для дружественной беседы у абсолютно незнакомых людей[2].
Влияние на мотивацию людей — собаки могут вдохновлять и мотивировать людей (например, на совершение прогулок).
Это было замечено при наблюдении за людьми до и после заведения собаки. Приобретая собаку, люди резко увеличивали длительность своих прогулок, несмотря на то, что для физиологических надобностей собакам много времени не требовалось[2].
Успокоение и мобилизация внимания — эти эффекты наиболее часто применяются в работе с детьми, испытывающими трудности с концентрацией внимания или гиперактивностью. Исследования в школах показали, что животные способны захватывать и удерживать внимание детей, направляя его наружу, что уменьшало возбуждение и агрессию. Наблюдения взаимодействия собак и детей с синдромом Дауна показали, что живые собаки являлись более устойчивым объектом внимания, чем искусственные.
Речевая готовность детей к школе на занятиях по обучению грамоте
... Предположим, что специально подобранные методики, занятия, коррекционные игры окажут положительный эффект на формирование речевых умений при обучении детей грамоте. Объект исследования: речевая готовность ... важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и ...
Поддержка людей с неизлечимыми заболеваниями — стадии, через которые вынуждены пройти люди с неизлечимыми болезнями (отрицание, гнев, сделка, депрессия и принятие) протекают гораздо легче, когда окружающие способны поддержать больного, обеспечить ему эмоциональную близость. А влияние безмолвного преданного животного способно помочь людям управлять своими чувствами, справиться со страхом, отчаянием и одиночеством.
Поддержка людей с ограниченными возможностями — участие собак в нормализации социальной окружающей среды было отмечено при исследовании общения детей в инвалидных креслах с окружающими. Те, кто имел рядом с собой собак, были объектами более пристального внимания на улице. Присутствие собаки обеспечивало гораздо больший коэффициент внимания и тёплого приёма. Окружающие рассматривали ребёнка с ограничениями в большей степени как здорового.
Помощь людям, страдающим психическими заболеваниями — присутствие животных и собак в особенности может благотворно влиять и на людей с различными психическими заболеваниями, такими как детский церебральный паралич, аутизм, гиперактивность, болезнь Альцгеймера[2].
Группа психологов из США в исследовании эффекта взаимодействия слепых и собак-поводырей пришла к выводу, что слепые участники эксперимента (как имеющие собак-поводырей так и не имеющие) более предпочитали сопровождающих собак, чем сопровождающих людей.
В России в рамках доклада на московской конференции по канистерапии, проводящейся в 2009 году кинолог-исследователь собак северных пород Елена Поцелуева представила программу взаимодействия северных ездовых собак и слепых или слабовидящих детей. Программа была опробована при участии одного из московских фондов и разработана для общего развития детей с недостатками восприятия, повышения их интереса к познанию окружающего мира. Обычно у таких детей стимулом к отказу от обучения служит отсутствие связи между воспринимаемой на слух учебной информацией и окружающим миром. Программа даёт возможность получить знания без зрительной информации. Например: дети знакомятся с разнообразием климатических зон Земли при помощи тактильного восприятия разницы шерсти собак разных пород из различных областей. При ощупывании лап разных собак, можно судить об их назначении, какую работу они выполняют. Этим же способом дети могут подробнее узнать о быте северных народов, то есть хозяев этих собак. Также детям дают возможность сравнить звуки, которые издают собаки — например, лай практически не нужен ездовым собакам, а вот звонкий лай используют оленегонные собаки и пастушьи[5]. Подобные исследования проводились и среди слабослышащих людей. При использовании собак участники эксперимента обнаруживали повышение чувства безопасности, понижение чувства одиночества и повышенное социальное взаимодействие[2].
Степени квалификации специалистов по канис-терапии
Квалификация специалистов по канистерапии подразделяется на три основные степени.
Идивидуальный подход к детям в процессе занятий по развитию речи
... возникает определённая проблема педагогики по вопросу индивидуального подхода к детям на занятиях по развитию речи. Таким образом, актуальность предложенной проблемы обусловлена разработанными ... эффективности развития речи дошкольников. Гипотеза: индивидуальный подход на занятиях будет способствовать активизации речевой деятельности детей при выполнении следующих педагогических условий: - учёт ...
Волонтёр-вожатый — доброволец, участвующий в процессе лечения. Обладает только базовыми знаниями в области канистерапии и терапевтических животных. Помогает в занятиях, проводимых уполномоченными лицами, но не имеет права самостоятельно проводить терапевтические мероприятия.
Волонтер-стажер — теоретически обученный доброволец находящийся в стадии прохождения практики работы в канис-терапии.
Методист — канис-терапевт (иногда называемый «куратор») — человек с образованием не ниже среднего профессионального в области педагогики, специальной педагогики, психологии, ЛФК, АФК. Должен обязательно пройти специализированный курс или подготовку в области канис-терапии, в том числе по организации работы канис-терапевтов. Канис-терапевт может самостоятельно вести мероприятия, составлять программы и методики на основе медицинских указаний квалифицированного врача или указаний педагога, руководить работой и контролировать волонтёров, проводить первичный отбор волонтеров и собак. Канис-терапевт не имеет права ставить диагнозы или давать рекомендации по лечению.
Специалист-канистерапевт — опытный специалист с полномочиями для осуществления определённого вида терапии или занятий. Обычно это врач,-невролог, психиатр, медицинский психолог, реабилитолог, инструктор ЛФК или АФК, или специальный педагог. Специалист-канистерапевт обязан завершить специализированные курсы и пройти дополнительные занятия по канистерапии.
.
Мировое признание
С 1 июля 2010 года в Польше введена специальность «канистерапевт» в государственный список профессий, благодаря инициативе Польского Общества Канистерапии (PTK)[9].
В Германии используют домашних животных (и собак в том числе) для лечения эпилепсии. На двух специальных фермах при больнице содержатся животные от мелких (которых можно взять в руки) до крупных (например: верховых лошадей)[10].
В Норвегии подготовкой собак-помощников занимаются целые государственные учреждения и благотворительные сообщества. Щенков для этих целей зачастую бесплатно предоставляют владельцы собачьих питомников.
В США 95% животных, используемых в психотерапии, составляют собаки[1].
В Великобритании в Исследовательском Центре выявления рака и биологических опасностей с помощью собак (англ. Cancer and Bio-Detection Dogs research center) в Эйлсбери, производится целенаправленное обучение собак, направленное на распознавание опасного уровня глюкозы в крови диабетиков. По завершении обучения они будут переданы больным с сахарным диабетом 2-го типа[5].
Канистерапия в России
Несмотря на то, что в России официально метод непосредственно канистерапии появился недавно, исследования положительного терапевтического воздействия общения человека и собаки проводились давно. В настоящее время существуют целые комплексы, проводящие соответствующие занятия, проводятся научные конференции и семинары, выходит в свет литература данной тематики. Наиболее известны исследования и занятия российских психологов в сотрудничестве с кинологами. Используется накопленный в России и за рубежом опыт[8].
Коррекционное занятие детей с задержкой психического развития
... рисунок коллективно просматривается и обсуждается Включенность ребенка в процесс занятий Естественность поведения детей. В процессе выполнения коллективных занятий необходимо проследить, какая позиция у ... нуждаются в эмоциональной поддержке психолога. Активность и самостоятельность детей в процессе занятий. Проявление инициативы. Занятие 4. Цель: формирование навыков самоконтроля в процессе ...
В Санкт-Петербурге создана Ассоциация Поддержки и Развития Канистерапии, которая при поддержке СПБГУ им академика Павлова (1-й Медицинский Институт) разработала и внедрила методические руководства по использованию собак-терапевтов при различных заболеваниях, организует исследовательскую и учебно-методическую работу для волонтёров и организаторов канис-терапии. Также АПРКТ проводит бесплатные курсы для волонтёров, курсы подготовки собак-терапевтов. АПРКТ организована бесплатная сертификация собак-терапевтов, как средства реабилитации пациентов международного образца. Под контролем этой организации проводятся занятия канистерапией в 23 реабилитационных и профилактических учреждениях Санкт-Петербурга, Ленинградской области и некоторых городах России[11].
Метод канис-терапии используется общественными организациями, успешно зарекомендовавшими себя (например, «Солнечный Пес»).
В Сибирском регионе по этому методу работают волонтеры в Новосибирске, Красноярске, Барнауле.
В Барнауле ООО «Консультационный Центр «ДРУГ», основанный на базе Отдела образования МРОО СФЛС, три года, в сотрудничестве со специалистами (кинологами, психологами, врачами различных специальностей) Сибирского региона работает в направлении КАНИС-ТЕРАПИЯ.
Мы работаем по авторской программе, разработанной нами для центра социальной реабилитации «Солнышко» и апробированной в центре.
Цель программы — восстановление или формирование утраченных, несформированных или патологически сформированных функций и нормализация психики детей с неврозами, адаптация детей в новом для них месте проживания при отсутствии семьи. Занятия проводятся для формирования у детей новых звуковых, зрительных и осязательных ощущений.
Тактильная стимуляция особо необходима, в частности, аутичным детям. Недостаток осязательных стимулов вызывает гиперактивность, вспышки агрессии, аутичное и разрушительное поведение. Успешное применение канис-терапии снимает эти негативные «выплески».
У детей, страдающих ДЦП, синдромом Дауна, олигофренией, неврозами улучшается координация движений, улучшается память, практически все дети становятся более контактными и самостоятельными.
Практически все дети, по мере занятий с собаками-терапевтами, могут перенести позитивное отношение к собакам не только на других животных, но и на отношение к миру в целом, стать общительнее, легче могут идти на контакт.
Практика канис-терапии активно используется преподавателями и кинологами ООО «Консультационный Центр «ДРУГ» (по обозначенной авторской программе мы работали, начиная с Отдела образования ОО СФЛС и АНО СПО «Барнаульский гуманитарный колледж»).
Занятия, групповые или индивидуальные, проходят в игровой форме, где для каждого ребёнка индивидуально подбираются упражнения и нагрузки, соответствующие его физическим возможностям и потребностям.
Длительность занятия от 15-20 минут для тяжёлых больных или новичков и до 1,5 часов для более подготовленных детей.
Тематика практических занятий
... Проективный словарь философии. Новые понятия и термины. – №20. – 15/09/04. // http://topos.ru/article/2752 Практическое занятие № 3 художественная структура романа а. С. Пушкина “евгений онегин” (2 часа) ... нашего времени” М. Ю. Лермонтова // Зарубіжна література. – 2002. – № 12. – С. 12. Практическое занятие № 6 художественное мастерство н. В. Гоголя-реалиста в “петербургских повестях” (2 часа) ...
На занятиях мы даем возможность услышать, увидеть, почувствовать, какое удовольствие и пользу может получить человек от общения с собакой. В дальнейшем ребенок сам становится готов к положительному общению. Мы закрепляем этот эффект и тактильными ощущениями: прикосновения к мягкой, теплой шерсти, ощущение влажного носа, отслеживание весело виляющего хвоста и пр. Отзывчивость собаки при выполнении команд, ее сопровождение на поводке, так называемые «догонялки», игра «в следопыта», «в прятки» — все это, несомненно, накладывает мощный эмоционально-положительный отпечаток на психику ребенка.
Уверенность в своих силах, радость общения с живым существом, излучающим любовь и нежность — это тот эмоциональный толчок, который наши собаки дадут ребенку. И он начнет видеть в нашем мире все больше красок, получит новые знания и станет отзывчивее и добрее.
При проведении занятий используется собака породы «золотистый ретривер», обученная для работы с детьми и имеющая подобную практику.
3. Сроки проведения занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю на протяжении 6 месяцев с одной группой детей. Проводит занятия кинолог, курируют занятия руководитель отдела образования и психолог.
Специфика отбора, организации и методика проведения детских групп.
Секрет эффективности метода прост: дети взаимодействуют с животными в эмоционально позитивной и комфортной обстановке. Они просто играют, играют в хендлеров (специалист-кинолог, который выставляет собаку на выставке по экстерьеру), дрессировщиков, ветеринаров, просто общаются с собакой. Такое общение в первую очередь повышает мотивацию, т.к. движения строятся не на преодолении боли, а на эмоциональном порыве, на желании сделать что-либо для животного. Собака является достаточно активным участником взаимодействия, но при этом, как мы уже описывали выше, собака достаточно тонко чувствует настроенность ребенка, его эмоциональное состояние, угадывает его желания.
Почему же дети так охотно общаются с собаками? Ответ достаточно прост и в то же время требует огромной подготовки как от взрослых, так и от собак. Для детей младшего школьного возраста объекты природы имеют очень большое значение наряду с близкими и родителями. В этом возрасте дети склонны очеловечивать животных, разговаривать с ними как с членами семьи либо полноправными друзьями. Они легко доверяют им свои радости и свою боль. Вторым важным аспектом является то, что собака понимает то, что ей хочет сказать ребенок, и у последнего появляется возможность почувствовать себя успешным в этом взаимодействии, проявить свои лидерские качества и получить позитивную обратную связь как от животного, так и от взрослого, который в этот момент находится рядом. Перед специалистами, работающими в ключе кинологической психокоррекции, стоит достаточно сложная задача: им необходимо следить за собакой, и в то же время не препятствовать взаимодействию. Важно отметить, что дети с синдромом гиперактивности и дефицита внимания, аутисты и дети, больные ДЦП, общаются со взрослыми и со сверстниками гораздо более открыто и непосредственно, когда это взаимодействие строится вокруг собаки и вместе с собакой.
В чем же заключается специфика данной методики? Основная идея состоит в том, что организуется активное взаимодействие детей, больных ДЦП, аутизмом, имеющих синдром гиперактивности и дефицита внимания, не только со специалистами, но и с собаками. Основной акцент делается на общении детей с собаками, которое организуется определенным способом и в определенном ключе, в зависимости от специфики проблемы и желаемого результата. Специалистами внимательно учитываются психолого-медицинские особенности детей с тем или иным диагнозом, и, исходя из этой специфики прогнозируется эффект, формулируются цели и задачи и составляется программа занятий. Взрослые выступают посредниками данного взаимодействия и предлагают определенное наполнение программы и занятий. Занятия проводятся как индивидуально, так и в группах. Группы объединяются по симптоматике. На занятиях используются самые различные приемы: игры, викторины, сказкотерапия (дети сочиняют истории и сказки о собаках, наполняя их сюжетами и проблемными ситуациями из своей собственной жизни. Такое проживание чувств и эмоций, связанных либо со страхами, либо с социально не одобряемыми стереотипами, позволяет более полно развивать и корректировать эмоционально-волевую сферу ребенка), арттерапия – рисунки, стихи, лепка, изображение фигур позами и жестами и т.д. Привлечение внимания ребенка к происходящему на занятии и материалу, предлагаемому детям, строится на постоянной поддержке интереса. Можно сказать, что произвольность и повышение познавательной и поведенческой активности у детей происходит через интерес.
Семинарское занятие № 1. Введение в психологию профессиональной деятельности
... «Теппинг-теста». Проанализировать динамику работоспособности студентов во время учебного занятия; учебного дня; недели; семестра. Сформулировать психолого-педагогические рекомендации преподавателям и ... 1996 Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. М.-Воронеж, 1997 Семинарское занятие №7Психология профессионализмаВопросы для обсуждения: Понятие профессионализм в психологической литературе. ...
Начиная с декабря 2013 г. ООО КЦ «ДРУГ» сотрудничает еще и с ОО «Незабудка», ведется работа с детьми-инвалидами (диагнозы – ДЦП, гиперактивность, аутизм).
Разрабатывается подробные проект с учетом специфики заболеваний и особенностей конкретных детей. Пока проводились только групповые занятия с детьми 7-12 лет (первая группа) и взрослыми (18-30 лет).
Собаки прошли предварительное тестирование, обучение и тестирование сертификационное, получив квалификацию «Собака-терапевт».В настоящий момент мы работаем с породой золотистый ретривер, но в планах отбор и обучение собак различных пород.
Для канистерапии существуют определённые противопоказания к проведению занятий. Это — аллергия на собак, открытые раны, заболевания кожи, инфекционные заболевания, заболевания верхних дыхательных путей в острой стадии, паразиты, повышенная температура. В случае обнаружения канофобии (боязни собак), первый этап занятий должен включать комплекс действий, избавляющих от страха к собаке. Только после положительного завершения этого этапа, можно приступать непосредственно к активной канистерапии.
На наш взгляд, перед участниками конференции стоит задача — объединение. Выработка единых методик, планов, подготовка и сертификация собак и волонтеров. Популяризация метода и разъяснение всем желающим, пытающимся работать по методикам канис-терапии, что метод этот сложен, требует обучения как собак, так и людей, подбора команды, состоящей из кинологов, психологов, педагогов и медиков. И обозначение сути метода – НЕ НАВРЕДИ! Сегодня стало модным благотворительное посещение больниц и детских домов с собаками. А мода, как всегда и во всем имеет и положительные , и отрицательные стороны. Не всякое общение с собакой является канис-терапией. А вред, причиненный методу по незнанию и неверной трактовке метода, несет отрицательное отношение к канис-терапии как таковой.
Использованные источники
1. «Канистерапия»: Katidog.ru. Архивировано из первоисточника 7 сентября 2012.
2. Смолова, Л. В. Ученые записки Санкт-Петербургского Института Психологии и социальной Работы. — 2008. — Т. 9. — С. 45-50.
3. «Четвероногие доктора или что такое пет-терапия». Медицинский справочный ресурс «Medinfo.ru».Архивировано из первоисточника 7 сентября 2012.
4. «КАНОН КАНИС-ТЕРАПИИ». «Польское общество канистерапии».
5. «Материалы конференции по канистерапии». Архив сайта питомника Северная Надежда. Архивировано из первоисточника 26 июля 2012.
6. Доклад по канистерапии. Санкт-Петербургская спортивная федерация ездового спорта (22 февраля 2009).
Архивировано из первоисточника 7 сентября 2012.
7. Субботин, А. В. Лечебная кинология. Теоретические подходы и практическая реализация / А. В. Субботин, Л. Л. Ращевская. — М.: «Макцентр. Издательство», 2004.
8. Нужна собака-поводырь. Учебно-кинологический центр «Собаки — помощники инвалидов» (2007).Архивировано из первоисточника 7 сентября 2012.
9. В Польше введена специальность «канистерапевт». Польское общество канистерапии/главная страница.
10. «Любимые животные вместо лекарств». Публикация «Человек и его здоровье».Архивировано из первоисточника 7 сентября 2012.
11. «Канистерапия — новое направление в лечении психических и неврологических заболеваний». Научное обозрение Санкт-Петербургского ГМУ (26-12-2011).
Архивировано из первоисточника 7 сентября 2012.
Литература
- Бурно, М.Е. Терапия творческим самовыражением / М.Е. Бурно. — М.: Медицина, 1989.
- Субботин, А.В. Лечебная кинология. Теоретические подходы и практическая реализация / А. В. Субботин, Л. Л. Ращевская . — М.: «Макцентр. Издательство», 2004.
- Animal Assisted Brief Therapy A solution-Focused Approach. — The Haworth Press, 2007.
- Levinson, Boris Mayer. The dog as a co-therapist / Boris Mayer Levinson. — М: Mental Hygiene, 1962.
- Поцелуева, Е. Ездовые собаки / Е. Поцелуева, М. Озерова, Л. Чебыкина . — Москва: Центрполиграф, 2002.