Жизнеподдерживающее лечение и отказ от него

Взгляды основных религий мира на прерывание беременности

Православие

  • продолжение человеческого рода – одна из основных целей установленного Богом брачного союза
  • контрацепция допустима только в случаях, если причины предохранения церковь посчитает уважительными
  • способы контрацепции разделены на абортивные и неабортивные
  • использование противозачаточных средств, обладающих абортивным действием (например, внутриматочная спираль), считается грехом
  • неабортивные средства контрацепции, не связанные с пресечением уже зачавшейся жизни, греховными не считаются
  • намерение и совершение аборта – это грех

Католичество

  • католическая церковь разделяет контрацепцию на естественную и искусственную. К естественной относятся методы, не требующие применения каких-либо медицинских средств (например, календарный метод)
  • искусственная – с использованием медицинских средств. Естественные методы, по мнению Папы, для католиков допустимы
  • аборт осуждается

Иудаизм

  • необратимая стерилизация запрещается, однако может быть допустима только в случае абсолютной медицинской необходимости.

    Запрещается также использование презерватива

  • применение колпачка, противозачаточных таблеток допустимы и считаются наиболее приемлемыми методами контрацепции
  • также допустим календарный метод предохранения. Однако раввины рассматривают каждый конкретный случай в зависимости от размера семьи, состоянии здоровья матери, норм морали и прочее
  • предотвращение рождаемости нежелательно. Вопрос об аборте рассматривается индивидуально в каждом конкретном случае. Однако, как правило, аборты запрещены. Исключение – аборты, производимые с целью спасения жизни матери

Ислам

  • в Исламе основная цель брака — воспроизводственная. Для того, чтобы дети выросли примерными мусульманами, если в семье очень много детей, этой цели очень сложно достичь. Поэтому Ислам разрешает планирование рождаемости, но только обратимыми методами (календарный метод, прерванный половой акт, презервативы, противозачаточные таблетки, внутриматочные спирали).
  • необратимые методы контрацепции запрещены (например, вазэктомия).

    Однако есть уважительные причины к применению данного метода контрацепции — физическая слабость, болезнь, расставание пары в ближайшем будущем, неблагоприятные политические условия, желание жены сохранить красоту, фигуру для мужа, если жена — распутная женщина.

  • страх и бедность – не относятся к уважительным причинам

Буддизм

  • использование контрацепции допустимо, так как не влияет на карму или влияние незначительно
  • аборт рассматривается как нарушение кармы, равносилен уничтожению жизни

Семинар

Психология умирания.

Динамика психологических реакций умирающих.

5 стр., 2193 слов

Методы психолого-педагогической диагностики содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 1. Понятие психолого-педагогической диагностики…………………………...5 2. Основные требования и общепсихологические принципы диагностики ….7 3. Методы психолого-педагогического исследования………………………….8 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….14 ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………...…15 Введение Диагностика является теорией и практикой постановки диагноза. Данный термин ...

Пять фаз по Кюблер-Россу:

1. Фаза отрицания заболевания. Нет смысла менять эту установку, пока она не мешает лечению.

2. Фаза протеста или дисфорическая. Гнев, мысли: «Почему именно со мной это случилось?». Гнев по отношению к любому здоровому человеку. Необходимо дать человеку выговориться.

3. Фаза торга или аутосуггестивная. Резкое сужение жизненного горизонта человека. Человека выпрашивает себе поблажки. В течение этой фазы человек обращается к богу. Хороший эффект в этот период дают рассказы о спонтанном выздоровлении.

4. Фаза депрессии. Человек смиряется. Хоронит ту жизнь, которая могла бы быть. В этот период у родственников возникает чувство вины.

5. Фаза принятия смерти. Некоторое примирение с судьбой. При сильных болях человек испытывает смерть как избавление от мучений. Нужно дать человеку уверенность, что он не останется со смертью один на один. Можно вести разговоры о духовном аспекте. Помимо пациента переживают и родственники.

Три фазы переживания горя:

1. фаза — фаза отрицания

2. фаза — фаза гнева. Поиск виноватого.

3. фаза — фаза принятия ситуации.

Эти этапы должны пройти в течение года. Чаще бывает застревание на 2 фазе. В данном случае может возникнуть психосоматическое заболевание.

Жизнеподдерживающее лечение и отказ от него

Под влиянием научно-технического прогресса в сфере биомедицины приходится переосмысливать не только определение и критерии смерти. Немало проблем порождается в силу того, что во многих случаях современные средства и процедуры позволяют продлевать жизнь человека. Но не всегда эта жизнь бывает действительно полноценной для того, кто ее проживает. Если в прошлом с обнаружением «знаков смерти» врач мог считать свою миссию законченной, то сегодня процесс умирания проходит при участии и под контролем медицинского персонала. Данная проблема биоэтики имеет несколько подходов ее разрешения.

7 стр., 3434 слов

Лечение в психиатрии

Антидепрессанты Ингибиторы обратного захвата серотонина и норадреналина (трициклические антидепрессанты и селективные ингибиторы): Механизм действия: повышают норадренергическую и серотонинергическую активность в результате подавления обратного захвата обоих нейротрансметтеров; обладают также антихолинергическим, антигистаминным действием и антагонизмом к альфа-адренорецепторам. Амитриптилин ...

Основной подход опирается на различие ординарных (привычное лечение) иэкстраординарных (необычное, отходящее от принятой практики лечение) методов лечения. Согласно этому подходу предполагается, что если для продления жизнеподдерживающего лечения достаточно ординарных мер, то оно должно быть продолжено. Если же приходится прибегать к чрезвычайным, экстраординарным мерам, то необходимости нет.

В 1973 г. съезд Американской медицинской ассоциации счел морально оправданным прекращение лечения в случае, если пациент или его ближайшие родственники, посоветовавшись с врачом, решают не начинать или прекратить использование экстраординарных средств продления жизни тела, когда существуют неопровержимые свидетельства того, что биологическая смерть близка.

Необходимо подчеркнуть, что во всех этих случаях речь идет о выборе, который осуществляется не врачом, а пациентом и его близкими.Аналогичная норма, позволяющая пациенту отказаться от лечения, в том числе и жизнеподдерживающего, содержится в законодательстве многих стран. Согласно закону, пациент в праве выбирать соглашаться ли ему на жизнеподдерживающее лечение либо отказаться от него.

3)Проблемы Констатация факта смерти

Тут две специальные ситуации: отделение интенсивной терапии и тело вне специализированного лечебного учреждения.

Первым врачебным действием при осмотре трупа является констатация факта смерти. В случае сомнений и подозрении на нахождении потерпевшего например в состоянии клинической (т.е. обратимой) смерти эксперт должен приложить все силы для оказания необходимой медицинской помощи.

При осмотре трупа вне условий медицинского стационара (обычное место происшествия) эксперт начинает осмотр трупа с поиска достоверных признаков смерти:

1.1 Наличие повреждений не совместимых с жизнью
1.2 Ранние трупные явления (Трупные пятна, Трупное окоченение)
1.3 Поздние трупные явления (Признаки гниения)

Наряду с наиболее явными и с практической точки зрения важными признаками можно обратить внимание и на целый ряд других признаков, которые хотя и свидетельствуют достоверно о факте наступления смерти, но на практике применяются редко. Это такие признаки, как охлаждение трупа, признак «Кошачьего глаза», пятна Лярше, целый ряд биохимических параметров различных биологических жидкостей и т.д.

9 стр., 4498 слов

Этапы исследования методом наблюдения

12. Психологический эксперимент и его виды  Экспериментом называется метод психологического исследо­вания, характеризующийся более активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, чем это может быть осуществлено в наблюдении. Приведем самые общие характеристики эксперимента как отличного от наблюдения метода получения научных психологических знаний, которые выделил известный ...

При условии констатации смерти в условиях медицинского стационара, например в преддверии забора органов для трансплантации, эксперт концентрируется на клинических данных.

1.4 Нулевая линия Электроэнцефалограммы, запротоколированная в течении как минимум 2 часов. Отсутствие центральных рефлексов. Отсутствие спонтанного дыхания. Соответствие клинической документации по факту констатации смерти с подробным изложением её причины.

Установление факта смерти возможно путем подачи заявления в суд общей юрисдикции в случае, если ЗАГС отказал в регистрации смерти, например, ввиду несвоевременности обращения, отсутствия необходимых для регистрации медицинских документов. Для принятия Вашего заявления судом к производству Вам необходимо представить доказательства, подтверждающие:

а) отказ органов загса в регистрации факта смерти;

б) смерть лица в определенное время при определенных обстоятельствах (например, при пожаре).

Установление факта смерти следует отличать от факта регистрации смерти и объявления гражданина умершим.

Так, при установлении факта смерти имеются неопровержимые доказательства смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах (например, несколько свидетелей видели, как Петров Петр Петрович 2 августа 2013 г. в 13 часов дня вошел в горящий дом, который обрушился).

Необходимость судебного установления данного факта вызвана исключительно отказом органов загса в регистрации факта по мотиву непредставления медицинского заключения (например, врач отказался констатировать смерть определенного лица ввиду невозможности идентифицировать личность).

При объявлении гражданина умершим имеется лишь предположение о гибели лица, основанное на наличии обстоятельств, угрожавших смертью (кораблекрушение, землетрясение, наводнение и пр.).

При установлении факта регистрации смерти факт был зарегистрирован органами записи актов гражданского состояния, но запись об этом или книга записей утрачена.

Юристы нашей организации помогут Вам решить Ваши проблемы при установлении факта смерти: составят заявление в суд, помогут собрать необходимые доказательства для суда, при необходимости будут представлять Ваши интересы в суде. Мы гарантируем Вам оказание качественной квалифицированной юридической услуги.

15 стр., 7219 слов

Первая помощь пациентам, пережившим психотравмирующие ситуации

... является изучение первой помощи пациентам, пережившим психотравмирующие ситуации. Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи: 1.Определить ... подобные). . резкое изменение социального статуса или окружения (смерть близкого, потеря значительного части имущества и тому подобные). ... в Дагестане является русский. Сам факт присутствия врачей из Москвы показывал пациенту, что он не один ...

ПСИХОЛОГИЯ ТЕРМИНАЛЬНЫХ БОЛЬНЫХ. ХОСПИСЫ

Реакции пациентов на сообщение врача о наличии у них смертельного заболевания могут быть разнообразными. Элизабет Кюблер-Росс в книге «О смерти и умирании» описывает реакцию пациента как последовательность стадий.

Первый этап: отрицание и изоляция. «Нет, только не я, не может быть!» Такое первоначальное отрицание присуще и пациентам, которым сказали правду в самом начале развития болезни, и тем, кто догадался о печальной истине самостоятельно. Отрицание — во всяком случае, частичное — присуще почти всем пациентам не только на первых стадиях болезни, но и впоследствии, когда оно проявляется время от времени. Отрицание играет роль буфера, смягчающего неожиданное потрясение. Оно позволяет пациенту собраться с мыслями, а позже пользоваться другими, менее радикальными формами защиты. Отрицание чаще всего является временной формой защиты и вскоре сменяется частичным смирением.

Второй этап: гнев. Первой реакцией на ужасную весть становится мысль: «Неправда, со мной такого случиться не может». Но позже, когда человекнаконец-топонимает: «Да, ошибки нет, это действительно так», у него возникает другая реакция. К счастью или сожалению, очень немногие больные способны до самого конца цепляться за выдуманный мир, в котором они остаются здоровыми и счастливыми.

Когда пациент уже не в силах отрицать очевидное, его начинают переполнять ярость, раздражение, зависть и негодование. Возникает следующий логичный вопрос: «Почему именно я?» В противоположность этапу отрицания, с этапом гнева и ярости семье больного и сотрудникам больницы справиться очень трудно. Причина заключается в том, что возмущение пациента распространяется во всех направлениях и временами выплескивается на окружающих совершенно неожиданно. Проблема заключается в том, что лишь немногие люди пытаются поставить себя на место больного и представить, что может означать эта раздражительность. Если к больному относятся с уважением и пониманием, уделяют ему время и внимание, тон его голоса скоро станет нормальным, а раздраженные требования прекратятся. Он будет знать, что остается значимым человеком, что о нем заботятся, хотят помочь ему жить как можно дольше. Он поймет: для того, чтобы его выслушали, не обязательно прибегать к вспышкам раздражения.

7 стр., 3400 слов

Помощь пациенту, пережившему экстремальную ситуацию

Содержание Введение Глава I. Теоретическое исследование психологической помощи пациенту, пережившему психотравмирующую ситуацию 1.1 Сущность и основные виды психотравмирующих ситуаций 1.2 Особенности оказания психологической помощи пациенту, пережившему психотравмирующую ситуацию ГлаваII. Анализ исследований психологической помощи центра "Альтернатива" Москва 2010 пациенту, пережившему ...

Третий этап: торговля. Третий этап, когда пациент пытается договориться с болезнью, не так хорошо известен, но тем не менее очень полезен для больного, хотя длится совсем недолго. Если на первом этапе мы не могли открыто признать печальные факты, а на втором чувствовали обиду на окружающих и на Бога, то, возможно, нам удастся прийти к некоему соглашению, которое отсрочит неизбежное. Смертельно больной пациент прибегает к сходным приемам. По опыту прошлого он знает, что всегда существует слабая надежда на вознаграждение хорошего поведения, исполнение желаний за особые заслуги. Его желание практически всегда заключается сначала в продлении жизни, а позже сменяется надеждой на хотя бы несколько дней без болей и неудобств. По существу, подобная сделка представляет собой попытку отсрочить неизбежное. Она не только определяет награду «за примерное поведение», но и устанавливает некую «окончательную черту» (еще одно выступление, свадьба сына и т. д.).

С психологической точки зрения, обещания могут указывать на скрытое чувство вины. По этой причине очень важно, чтобы сотрудники больницы с вниманием относились к подобным заявлениям пациентов.

Четвертый этап: депрессия. Когда обреченный пациент уже не может отрицать свою болезнь, когда ему приходится идти на очередную операцию или госпитализацию, когда проявляются новые симптомы недуга, а больной слабеет и теряет вес, небрежной улыбкой грустные мысли уже не отбросишь. Оцепенение или стоическое отношение, раздражительность и обиды вскоре сменяются ощущением огромной потери. Интенсивное лечение и пребывание в больнице усугубляются денежными расходами, так как не все больные могут позволить себе в начале лечения роскошные условия, а затем и предметы первой необходимости. Причины депрессии хорошо известны любому, кто имеет дело с больными. Однако мы часто забываем о подготовительной скорби, которую переживает смертельно больной, когда готовится к окончательному прощанию с этим миром. Чуткий человек без труда выявит причину депрессии и избавит больного от неоправданного чувства вины, которое нередко сопутствует депрессии.

Пятый этап: смирение. Если в распоряжении пациента достаточно много времени (то есть речь не идет о внезапной и неожиданной смерти) и ему помогают преодолеть описанные выше этапы, он достигнет той стадии, когда депрессия и гнев на «злой рок» отступают. Он уже выплеснул все прежние чувства: зависть к здоровым людям и раздражение теми, чей конец наступит еще не скоро. Он перестал оплакивать неминуемую утрату любимых людей и вещей и теперь начинает размышлять о грядущей смерти с определенной долей спокойного ожидания. Больной чувствует усталость и, в большинстве случаев, физическую слабость. Смирение не следует считать этапом радости. Оно почти лишено чувств, как будто боль ушла, борьба закончена и наступает время «последней передышки перед дальней дорогой», как выразился один из пациентов. Кроме того, в это время помощь, понимание и поддержка больше нужны семье больного, чем самому пациенту. Большинство пациентов умирали на стадии смирения, не испытывая страха и отчаяния.

11 стр., 5259 слов

Роль старшей медицинской сестры в организации ухода за тяжелобольными и умирающими пациентами в хосписе

... и умирающими пациентами в хосписе. Исходя из целей, мы определили следующие задачи: Изучить литературу по организации паллиативной помощи. Дать характеристику деятельности отделения Хоспис за 3 ... инструментарием и изделиями медицинского назначения для осуществления надлежащего ухода за больными; осуществление контролирующих функций, организация переобучения и повышения квалификации медперсонала. ...

Как следует и как не следует вести себя с умирающим пациентом:

1. Не следует занимать жёсткую позицию, например: «В таких случаях я всегда информирую пациента». Пусть пациент будет гидом. Многие пациенты хотят узнать диагноз, а другие — нет. Следует выяснить, что пациенту уже известно о прогнозе его заболевания. Не лишайте больного надежды и не переубеждайте его в случае, если отрицание является основным механизмом защиты, до тех пор, пока он может получить и принять необходимую помощь. Если пациент отказывается принять её в результате отрицания своей болезни, в мягкой форме и постепенно дайте ему понять, что помощь необходима и будет ему оказана. Убедите больного, что забота о нём будет проявлена вне зависимости от его поведения.

2.Следует побыть с пациентом после сообщения ему информации о его состоянии или диагнозе. После этого пациент может испытать сильный психологический шок. Побудите его задавать вопросы и давайте правдивые ответы. Скажите, что вы вернётесь, чтобы ответить на вопросы пациента или его семьи. Следует по возможности вернуться к пациенту спустя несколько часов, с тем чтобы проверить его состояние.

3.Следует дать советы членам семьи пациента, касающиеся его заболевания. Порекомендуйте им чаще общаться с пациентом и позволять ему рассказывать о своих страхах и переживаниях. Членам семьи не только придется столкнуться с трагедией потери близкого человека, но также и с осознанием мысли о собственной смерти, которое может вызвать тревогу.

4.Следует облегчить боль и страдания пациента.

Хосписы

Хоспис — это медицинское(медико-социальное)учреждение/отделение, где команда профессионалов оказывает комплексную помощь больному, который нуждается в облегчении страдания — физического, психосоциального и духовного, связанного с заболеванием, излечить которое невозможно, и оно неминуемо должно привести к смерти в обозримом будущем(3–6мес.).

Хосписная служба — это вид паллиативной помощи больным в терминальной стадии любого хронического заболевания (рак, СПИД, рассеянный склероз, хронические неспецифические заболевания бронхолегочной исердечно-сосудистойсистемы и др.), когда лечение уже не дает результатов, прогноз неблагоприятный в отношении выздоровления и жизни.

Хоспис — это не только учреждение, это философия, в основе которой лежит отношение к больному как к личности до самой последней минуты его жизни и желание облегчить его страдания, учитывая его желания и предпочтения.

Больной направляется в хоспис не умирать, а для проведения мероприятий, направленных на купирование боли, уменьшение одышки или других симптомов, с которыми он и его лечащий врач не могут справиться в домашних условиях. Кроме того, больным и их родствен-

никам в хосписе предоставляется психологическая, социальная и духовная поддержка.

Так, основными показаниями для госпитализации в хоспис(меди-

цинское стационарное учреждение) являются:

–необходимость подбора и проведения адекватного лечения боли

идругих тяжелых симптомов при отсутствии эффекта от проводимой терапии на дому;

–проведение манипуляций, которые не могут быть выполнены в домашних условиях;

–отсутствие условий для оказания паллиативной помощи на дому (одинокие пациенты, сложная психологическая ситуация в семье);

–предоставление кратковременного отдыха ухаживающим за тяжелым больным родственникам.

Хосписная помощь — помощь комплексная,медико-социальная.Это помощь медицинская, психологическая, социальная и духовная. Но главным компонентом все же является квалифицированная помощь врача и медицинской сестры, имеющих специальную подготовку и особые человеческие качества. В хосписе наряду с оказанием помощи проводится обучение и исследовательская работа. Сегодня хосписы являются неотъемлемой частью системы здравоохранения во всех цивилизованных странах.

Основные положения концепции хосписов:

1.Хоспис оказывает помощь преимущественно онкологическим больным с выраженным болевым синдромом в терминальной стадии заболевания.

2.Первичным объектом медико-социальнойи психологической помощи в хосписе являются больной и его семья. Уход за больными осуществляет специально подготовленный медицинский и обслуживающий персонал, а также родственники больных и добровольные помощники, прошедшие предварительное обучение в хосписе.

3.Хоспис обеспечивает амбулаторную и стационарную помощь больным. Амбулаторная помощь оказывается на дому бригадами выездной службы хосписа («хоспис на дому»).

Стационарная помощь в зависимости от нужд больного и его семьи оказывается в условиях круглосуточного, дневного или ночного пребывания больных в стационаре.

4.В хосписе может быть реализован принцип «открытости диагноза». Вопрос о сообщении больным их диагноза решается индивидуально и только в случаях, когда на этом настаивает больной.

5.Вся совокупность медико-социальнойи психологической помощи больному должна быть направлена на ликвидацию или уменьшение болевого синдрома и страха смерти при максимально возможном сохранении его сознания и интеллектуальных способностей.

6.Каждому больному в хосписе должен быть обеспечен физический

ипсихологический комфорт. Физический комфорт достигается созданием в стационаре условий, максимально приближенных к домашним. Обеспечение психологического комфорта осуществляется на основе принципа индивидуального подхода к каждому больному с учетом его состояния, духовных, религиозных и социальных нужд.

7.Источниками финансирования хосписов являются бюджетные средства, средства благотворительных обществ и добровольные пожертвования граждан и организаций.

Заповеди хосписа:

1.Хоспис — не дом смерти. Это достойная жизнь до конца. Мы работаем с живыми людьми. Только они умирают раньше нас.

2.Основная идея хосписа — облегчить боль и страдания как физические, так и душевные. Мы мало можем сами по себе и только вместе с пациентом и его близкими мы находим огромные силы и возможности.

3.Нельзя торопить смерть и нельзя тормозить смерть. Каждый человек живет свою жизнь. Время ее не знает никто. Мы лишь попутчики на этом этапе жизни пациента.

4.За смерть нельзя платить, как и за рождение.

5.Если пациента нельзя вылечить, это не значит, что для него ничего нельзя сделать. То, что кажется мелочью, пустяком в жизни здорового человека — для пациента имеет огромный смысл.

6.Пациент и его близкие — единое целое. Будь деликатен, входя в семью. Не суди, а помогай.

7.Пациент ближе к смерти, поэтому он мудр, узри его мудрость.

8.Каждый человек индивидуален. Нельзя навязывать пациенту своих убеждений. Пациент дает нам больше, чем мы можем дать ему.

9.Репутация хосписа — это твоя репутация.

10.Не спеши, приходя к пациенту. Не стой над пациентом — посиди рядом. Как бы мало времени не было, его достаточно, чтобы сделать все возможное. Если думаешь, что не все успел, то общение с близкими ушедшего успокоит тебя.

11.Ты должен принять от пациента все, вплоть до агрессии. Прежде чем что-нибудь делать — пойми человека, прежде чем понять — прими его.

12.Говори правду, если пациент этого желает и если он готов к этому. Будь всегда готов к правде и искренности, но не спеши.

13.«Незапланированный» визит не менее ценен, чем визит «по графику». Чаще заходи к пациенту. Не можешь зайти — позвони; не можешь позвонить — вспомни и все-таки…позвони.

14.Хоспис — дом для пациентов. Мы хозяева этого дома, поэтому переобуйся и вымой за собой чашку.

15.Не оставляй свою доброту, честность и искренность у пациента — всегда носи их с собой.