Фонд оценочных средств дисциплины
Б1.Б.8 ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ
3 курс, 5 семестр
|
|||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||
Нижневартовск
2014 г.
Перечень оценочных средств
№ п/п | Наименование оценочного средства | Краткая характеристика оценочного средства | Представление оценочного средства в ФОС |
Кейс-задача | Проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы. | Задания для решения кейс-задачи | |
Реферат | Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. | Темы рефератов | |
Доклад, сообщение | Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы | Темы докладов, сообщений | |
Творческое задание | Частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. | Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий | |
Тест | Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося. | Фонд тестовых заданий |
Технологическая карта
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
ФИО студента________________________________________________курс____группа____направление_______________________________
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ на 5 семестр
Наименование дисциплины/курса | Уровень/ступень образования (бакалавриат, магистратура) | Статус дисциплины в рабочем учебном плане Б, ОД, ДВ | Количество часов / кредитов | ||||
ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ | бакалавриат | Б1.Б.8 | 108ч./3 кредита | ||||
Смежные дисциплины по учебному плану | |||||||
Предшествующие:«Введение в специальность», «Основы теории журналистики», «Техника и технология СМИ», «Основы творческой деятельности журналиста» | |||||||
Последующие:практики«Учебная (ознакомительная)», «Производственная практика», «Производственная преддипломная» | |||||||
Входной МОДУЛЬ (проверка «остаточных» знаний по ранее изученным смежным дисциплинам) | |||||||
Форма работы | Количество баллов | ||||||
min | max | ||||||
Тестирование | |||||||
Итого | |||||||
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ | |||||||
Форма работы* | Вес видов работ | Количество баллов | |||||
min | max | ||||||
Аудиторные занятия и творческие работы | 1.
Посещение занятий |
0,25 – 0,5 | 2,5 | ||||
2. Составление библиографического списка | 1 – 2 | ||||||
3. Составление глоссария | 2,5 – 3 | 2,5 | |||||
4.Выступление на занятии | 0,5 – 1,5 | ||||||
5.Выполнение практ. работы | 0,5 – 1 | ||||||
6. Заполнение таблиц | 0,25 – 1,5 | 2,5 | |||||
7. Написание реферата на определенную тему | 5 – 8 | ||||||
8. Подготовка и защита презентаций | 1 – 1,5 | ||||||
Контрольные работы | 1. Тестирование | 0,5 – 3 | 8,5 | ||||
Итого | |||||||
ИТОГОВЫЙ МОДУЛЬ | |||||||
min | Max | ||||||
Зачёт | |||||||
ИТОГО | |||||||
Учебно-методическая карта
№ недели | Тема занятия | Ауд. занятия | Самостоятельная работа студентов | Форма контроля | Мин. кол-во баллов | Макс. кол-во баллов | Факт. баллов | |||||||||
Лек- ции | Прак (сем) | Лаб. | Содержание | Часы сам.раб. | ||||||||||||
Входной модуль | ||||||||||||||||
Пилотный тест | ||||||||||||||||
Базовый модуль (обязательные виды учебной деятельности) | ||||||||||||||||
1. | Введение. Предмет, цели и задачи, методы психологии журналистики как прикладной отрасли психологии. | 1.Посещение занятий 2. Составление библиографии 3.Выступление на занятии 4. Тестирование 5. Выполнение практической работы 6.Заполнение таблиц | 1 Посещаемость 2 Проверка 3 Анализ работы 4 Взаимопроверка 5 Анализ работы 6 Проверка | 0,25 0,5 0,5 0,25 | 0,5 1,5 1,5 | |||||||||||
2. | Массовая коммуникация в контексте теории общения отечественной и зарубежной психологии. | 1.Посещение занятий.
2. Выступление на занятии 3. Тестирование 4. Заполнение таблиц 5. Выполнение практической работы |
1. Посещаемость 2. Анализ работы 3. Взаимопроверка 4. Проверка 5. Анализ работы | 0,25 0,5 0,25 0,5 | 0,5 1,5 0,5 | |||||||||||
3. | Средства массовой информации и массовое сознание. | 1. Посещение занятий 2. Выступление на занятии 3.Тестирование 4. Заполнение таблиц 5. Защита слайдовой презентации 6. Выполнение практической работы | 1. Посещаемость 2. Анализ работы 3. Взаимопроверка 4. Проверка 5. Анализ работы 6. Анализ работы | 0,3 0,25 0,5 | 0,6 1,5 0,5 1,5 | |||||||||||
4. | Аудитория как объект воздействия и как субъект взаимодействия с СМИ. | 1.Посещение занятий 2. Выступление на занятии 3. Заполнение таблиц 4. Тестирование 5. Выполнение практической работы | 1. Посещаемость 2. Анализ работы 3. Проверка 4. Взаимопроверка 5. Анализ работы | 0,2 0,5 0,25 0.5 0,5 | 0,4 0,5 | |||||||||||
5. | Понятие, типология и функции массово- информационных текстов. | 1.Посещение занятий 2.
Выступление на занятии 3. Заполнение таблиц 4. Тестирование 5. Выполнение практической работы |
1. Посещаемость 2. Анализ работы 3. Проверка 4. Взаимопроверка 5. Анализ работы | 0,2 0,5 0,25 0,5 | 0,4 0,5 1,5 | |||||||||||
6. | Информационно- психологическая культура текста СМИ. Психологический анализ текстов СМИ. | 1.Посещение занятий. 2. Выступление на занятии 3. Заполнение таблиц 4. Тестирование 5. Защита слайдовой презентации 6. Выполнение практической работы | 1. Посещаемость 2. Анализ работы 3. Проверка 4. Взаимопроверка 5. Анализ работы 6. Анализ работы | 0,3 0,25 0,5 | 0,6 1,5 0,5 1,5 1,5 | |||||||||||
7. | Личность журналиста как создателя СМИ. | 1.Посещение занятий. 2. Выступление на занятии 3. Составление глоссария 4. Тестирование 5. Заполнение таблиц 6. Выполнение практической работы | 1. Посещаемость 2. Анализ работы 3. Проверка 4. Взаимопроверка 5. Проверка 6. Анализ работы | 0,3 0,5 0,25 0,5 | 0,6 1,5 1,5 0,5 | |||||||||||
8. | Коммуникативная компетентность журналиста.
Психология журналистского общения. |
1.Посещение занятий 2. Выступление на занятии 3. Заполнение таблиц 4. Тестирование 5. Выполнение практической работы | 1. Посещаемость 2. Анализ работы 3. Проверка 4. Взаимопроверка 5. Анализ работы | 0,2 0,5 0,25 0,5 | 0,4 0,5 1,5 | |||||||||||
9. | Этика и этикет профессионального общения журналиста. Имидж журналиста. Стрессы и стрессоустойчивость в профессиональном общении журналиста. | 1.Посещение занятий. 2. Выступление на занятии 3. Заполнение таблиц 4. Тестирование 5. Защита слайдовой презентации 6. Выполнение практической работы | 1. Посещаемость 2. Анализ работы 3. Проверка 4. Взаимопроверка 5. Анализ работы 6. Анализ работы | 0,2 0,5 0,25 0,5 | 0,4 0,5 1,5 1,5 | |||||||||||
10. | Социально-психологические аспекты проблемы творчества журналиста. Психологические особенности и проблемы функционирования редакционного коллектива. | 1.Посещение занятий. 2. Выступление на занятии 3. Заполнение таблиц 4. Тестирование 5.
Защита слайдовой презентации 6. Выполнение практической работы 7. Составление глоссария |
1. Посещаемость 2. Анализ работы 3. Проверка 4. Взаимопроверка 5. Анализ работы 6. Анализ работы 7. Проверка | 0,3 0,25 0,5 2,5 | 0,6 1,5 0,5 1,5 1,5 | |||||||||||
Итоговый модуль | ||||||||||||||||
реферат | ||||||||||||||||
зачет | ||||||||||||||||
ИТОГО: | ||||||||||||||||
Форма представления оценочного средства в ФОС
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижневартовский государственный университет» Кафедра психологии образования и развития Кейс-задача по дисциплинеБ1.Б.8 ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ (шифр и наименование дисциплины) для студентов 3 курса по направлению 42.03.02 Журналистика, профиль«Деловая журналистика» |
Кейсы предназначены для закрепления и контроля усвоения студентами содержания раздела «Психология журналистского труда и творчества». Кейсы используются как в индивидуальной работе, так и для работы в парах на семинарском и практическом занятиях.
Процедура оценивания и критерии оценивания, применяются при использовании данного оценочного средства в соответствии с БРС и технологической картой студента.
Кейс-задание 1: Проведите опрос среди студентов-журналистов и начинающих журналистов и проанализируйте ответы на вопрос: «Готовы ли Вы уклониться от освещения темы любой степени скользкости?»
Кейс-задание 2: Проанализируйте фазы синдрома «эмоционального выгорания» и проведите опрос среди журналистов г. Нижневартовска. Выясните, на какой стадии «синдрома выгорания» они находятся, объясните причины такого положения.
Кейс-задание 3: Проведите интервью, используя разные поведенческие приемы.
Шкала оценивания:
1-15 баллов ставится в том случае, если студент продемонстрировал сформированные компетенции; обнаруживает глубокие и разносторонние знания профессиональной этики журналиста, содержание ответа свидетельствует об уверенных знаниях студента и его умении успешно решать профессиональные задачи (3 балла за каждое задание).
0 баллов ставится в том случае, если студент не продемонстрировал сформированные компетенции; не обнаруживает глубокие и разносторонние знания профессиональной этики журналиста. Содержание ответа не свидетельствует об уверенных знаниях студента и его умении успешно решать профессиональные задачи.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижневартовский государственный университет» Кафедра психологии образования и развития Тест по дисциплинеБ1.Б.8 ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ (шифр и наименование дисциплины) для студентов 3 курса по направлению 42.03.02 Журналистика, профиль«Деловая журналистика» |
Тест предназначен для выявления степени освоенности изучаемых разделов дисциплины:
Раздел 5. Психология журналистского труда и творчества
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ИМИДЖА ЖУРНАЛИСТА:
1) номинативная
2) позитивная
3) негативная
4) рекреативная
ЖУРНАЛИСТСКАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ МОЖЕТ БЫТЬ:
1) эмоционально уравновешенного типа
2) радостного типа
3) радостно-гневного типа
4) все ответы верны
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ЖУРНАЛИСТА – ЭТО …
1) умение поддержать беседу на любую тему
2) умение находить возражения и контрдоводы
3) умение слушать собеседника
4) все ответы верны
К КАКОМУ МОТИВАЦИОННОМУ КОМПЛЕКСУ ОТНОСЯТСЯ ТАКИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ, КАК ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ, ЗДОРОВЬЕ, ПОТРЕБНОСТЬ В КОМФОРТЕ, ДОСТАТКЕ И ДУШЕВНОМ ПОКОЕ:
1) интериндивидный комплекс
2) метаиндивидный комплекс
3) интраиндивидный комплекс
4) ультраиндивидный комплекс
ВНУТРЕННЕ СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ БЫТЬ НЕЗАВИСИМЫМ, СВОБОДНЫМ ПРЕЖДЕ ВСЕГО:
1) от мнений кого бы то ни было
2) от принятых в обществе норм и правил
3) от «массифицированного», «усреднённого» сознания толпы
4) от всего, что мешает его индивидуальному творчеству
СРЕДИ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ОТСУТСТВУЕТ:
1) развлекательная
2) познавательная
3) художественно-образная
4) выражение и коммуникация эмоций
ОТРАЖЕНИЕ В СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА НАИБОЛЕЕ СЛОЖНЫХ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ ПРЕДМЕТОВ И ЯВЛЕНИЙ ОБЪЕКТИВНОГО МИРА НАЗЫВАЕТСЯ:
1) восприятием
2) воображением
3) мышлением
4) представлением
ВИД МЫШЛЕНИЯ, ОПИРАЮЩИЙСЯ НА НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРЕДМЕТОВ И РЕАЛЬНОЕ ИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, НАЗЫВАЕТСЯ:
1) наглядно-образным
2) наглядно-действенным
3) словесно-логическим
4) абстрактным
ОТ ПРОЦЕССА ЗАПОМИНАНИЯ ЗАВИСИТ(-ЯТ) В СОХРАНЕНИИ МАТЕРИАЛА:
1) только полнота
2) только точность
3) только прочность
4) полнота, точность и прочность
ЧУВСТВА – ЭТО…
1) непосредственные переживания чего-либо
2) устойчивые эмоциональные отношения к кому-либо или к чему-либо
3) стойкие, сильные, длительные эмоциональные состояния
4) индифферентные отношения к действительности
ТВОРЧЕСТВО – ЭТО…
1) синоним термина «креативность»
2) набор любых действий человека
3) «одухотворенное действие»
4) работа на перспективу
АДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ К ПРОДУКЦИИ СМИ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ДВУХ ФОРМАХ
1) статистическая и качественная
2) статистическая и динамическая
3) синтаксическая и стилистическая
4) совокупная и ситуационная
ПЕРВОПРИЧИНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В КОЛЛЕКТИВЕ СМИ ЧАЩЕ ВСЕГО ЯВЛЯЮТСЯ…
1) плохие климатические условия
2) условия труда (например, отсутствие личного кабинета для работы)
3) ограничения творческого характера
4) зависть коллег
Процедура оценивания и критерии оценивания, применяются при использовании данного оценочного средства в соответствии с БРС и технологической картой студента.
Шкала оценивания (0-10 баллов) «0-4 балла» – 60% и менее «5 баллов» – 61-80% «7 баллов» – 81-90% «10 баллов» – 91-100%.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижневартовский государственный университет» Кафедра психологии образования и развития Доклад по дисциплинеБ1.Б.8 ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ (шифр и наименование дисциплины) для студентов 3 курса по направлению 42.03.02 Журналистика, профиль«Деловая журналистика» |
Процедура оценивания и критерии оценивания, применяются при использовании данного оценочного средства в соответствии с БРС и технологической картой студента.
Критерии оценивания компетенций (результатов):
1 балл – доклад соответствует теме, но тема раскрыта поверхностно, прозрачна логика рассуждения, встречаются логические ошибки, чтение доклада, наглядные материалы отсутствуют. На вопросы теоретического и практического характера студент отвечает не в полной мере, затрудняется с аргументацией.
2-3 балла – доклад соответствует теме, но есть незначительные отступления, приводится 1-2 весомых аргумента, прозрачна логика рассуждения, чтение доклада, наглядные материалы присутствуют. На вопросы теоретического и практического характера студент отвечает аргументируя свою позицию, однако его аргументы требуют уточнений.
4-5 баллов – доклад полностью соответствует теме, приводится 2-3 весомых аргумента, прозрачна логика рассуждения, приводятся примеры, разъясняющие положения докладчика, доклад рассказывается, не читается, презентация доклада. На вопросы теоретического и практического характера студент отвечает аргументируя свою позицию.
Описание шкалы оценивания:
1 балл – «удовлетворительно» (пороговый балл);
2-3 балла – «хорошо»;
4-5 баллов – «отлично».
Примерная тематика докладов:
1. Журналистика как область творческой деятельности.
2. Современные технологии воздействия и суверенность личности, включенной в массовую коммуникацию.
3. Перспектива применения контент-анализа.
4. Вербальные способы манипуляции сознанием.
5. Толерантность в средствах массовой информации.
6. Функции СМИ и их психологический аспект.
7. Творческая одаренность в журналистике.
8. Модель и нравственность в СМИ.
9. Роль новостей и рекламы в победе на выборах.
10. Патопсихология журналистского творчества.
11. Понятия «бренд», «брендинг» в теории и практике журналистики.
12. Аудитория СМИ: потенциальная, реальная, базовая.
13. Факторы, препятствующие организации диалоговых отношений СМИ и аудитории.
14. «Мазохистская» зависимость от СМИ.
15. Философия новостей как определение субъективной линии поведения редакции.
16. Игрореализация как новое явление для современной отечественной массово- коммуникационной практики.
17. Роль СМИ в выявлении общественного мнения.
18. Психологические особенности представителей различных социумов как потребителей Интернет-информации.
19. Возрастающий консерватизм морали СМИ.
20. Проблема статической и динамической адаптации личности к продукции СМИ.
21. Журналистика в стиле on-line.
22. Роль массовой коммуникации в процессах психо-социальной адаптации.
23. Убеждение, внушение, заражение – основные формы воздействия на аудиторию.
24. Особенности журналистской памяти.
25. Способность журналистского предвидения и прогностическая мыслительная деятельность.
26. Принцип социальной ответственности СМИ.
27. Мотивы обращения к СМИ.
28. Влияние гендерных стереотипов на характер восприятия информации.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижневартовский государственный университет» Кафедра психологии образования и развития Реферат по дисциплинеБ1.Б.8 ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ (шифр и наименование дисциплины) для студентов 3 курса по направлению 42.03.02 Журналистика, профиль«Деловая журналистика» |
Процедура оценивания и критерии оценивания, применяются при использовании данного оценочного средства в соответствии с БРС и технологической картой студента.
Критерии оценки:
краткость изложения содержание научных трудов, литературы по определенной научной теме; объем реферата — 10-15 стр.; количество изученных источников – 15-20; соблюдение научного стиля и ГОСТа при оформлении литературы; публичная защита реферата.
Шкала оценивания (0-9 баллов):
9 баллов — студент продемонстрировал умение кратко изложить содержание научных трудов, литературы по определенной научной теме; объем реферата — 10-15 стр.; количество изученных источников – 15-20; соблюдение научного стиля и ГОСТа при оформлении литературы. При защите реферата студент отвечает на вопросы теоретического и практического характера, аргументирует свою позицию.
5 баллов — студент продемонстрировал умение кратко изложить содержание научных трудов, литературы по определенной научной теме; объем реферата – 8-9 стр.; и/или количество изученных источников – 10-14; и/или несоблюдение научного стиля и/или ГОСТа при оформлении литературы. Студент отвечает на вопросы теоретического и практического характера, аргументирует свою позицию, однако его аргументы требуют уточнений.
3 балла — студент продемонстрировал слабое умение краткого изложения содержания научных трудов, литературы по определенной научной теме; и/или объем реферата — менее 8 стр.; и/или количество изученных источников – менее 10; не соблюдение научного стиля и ГОСТа при оформлении литературы. Студент отвечает не в полной мере на вопросы теоретического и практического характера, затрудняется с аргументацией.
0 баллов — студент не продемонстрировал умение краткого изложения содержания научных трудов, литературы по определенной научной теме; и/или объем реферата — менее 8 стр.; и/или количество изученных источников – менее 10; не соблюдение научного стиля и ГОСТа при оформлении литературы. Студент не отвечает на вопросы теоретического и практического характера.
Темы рефератов:
1. Война на телеэкране: психологический контекст.
2. Имидж власти на телеэкране.
3. Насилие на телеэкране.
4. Психологические особенности аудитории региональных СМИ.
5. Мифологизация власти на страницах региональной прессы.
6. Явление имиджмейкерства в России.
7. Психопрограммирование и психорегуляция: вгзляд журналиста XXI века.
8. Психологический компонент основных функций СМИ.
9. Личностные и общественные ценности в журналистике.
10. Особенности участия СМИ в удовлетворении потребностей аудитории.
11. Модель мира журналистики. Проблема формирования медиареальности.
12. Проблема психологической информационной безопасности в современной журналистике: причины и последствия.
13. Текст СМИ в ракурсе психологии.
14. Психологические направления создания медиатекста.
15. Закономерности и сложности восприятия медиасообщения.
16. Психология журналистского текста в аспекте прагматики.
17. Особенности и закономерности воздействия массово-информационных текстов.
18. Аудиторный фактор воздействия сообщений.
19. Позитивные и негативные психологические и социально-психологические эффекты массовой информации.
20. Психология личности журналиста.
21. Долженствовательная сфера личности журналиста.
22. Создание профессионального образа журналиста.
23. Психология журналистского творчества.
24. Психология общения журналиста с аудиторией.
25. Журналист-источник информации.
Составитель:
Артемьева Г.Н. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования и развития