Этапы диагностического обследования и подходы к его организации.

Место и назначение диагностики для практической деятельности психолога.

Этапы диагностического обследования и подходы к его организации.

Условия определения диагностических средств.

Особенности применения и формы представления психодиагностических данных.

 

Место и назначение диагностики для практической деятельности психолога.

Диагностическая работа является только промежуточным звеном в деятельности практического психолога. Она предворяет основную работу практикующего психолога и служит основой для разработки рекомендаций по оптимизации психического развития человека. В социальной практике чаще всего требуют применения психодиагностики решение вопросов:

1) расстановка кадров, профессиональный отбор, профориентация;

2) оптимизация обучения и воспитания;

3) прогнозирование социального поведения (при проведении психологической экспертизы призывников, оценке психологической пригодности к несению службы кандидатов, отбираемых для работы в правоохранительных органах, в ходе аттестации степени готовности к адаптации к жизни на свободе лиц, освобождающихся из мест лишения свободы и прочие случаи);

4) судебно-психологическая экспертиза;

5) консультативная, психотерапевтическая помощь;

6) подготовка профилактических мероприятий с конкретными категориями граждан (лицами, составляющими группу риска по критерию девиации поведения – бродяжничество, пьянство, правонарушения и преступления; группами населения, планирующими работать за рубежом или вступать в брак с иностранными гражданами в целях предупреждения превращения их в жертв торговли людьми; родителями, воспитателями и учителями – во имя упреждения педагогических ошибок в процессе воспитания и обучения детей);

7) облегчение процесса адаптации к новым условиям жизни и деятельности.

Все же основное назначение диагностики в практике психолога – глубокое изучение внутреннего мира конкретного человека, которое позволяет понять скрытые от глаза причины человеческого поведения, спрогнозировать поступки и особенности деятельности. В целях развития личности направленность психодиагностической работы определяется задачами:

4 стр., 1753 слов

Диагностика психологических условий школьной образовательной ...

... высокую интенсивность нагрузки в ОУ; высокий уровень эмоционально-психологического комфорта участников образовательного процесса; достаточную (среднюю) степень ... всегда; в) нет. 10.Оцените степень своего участия в деятельности школы: а) высокая; б) средняя; в) низкая. 11 ... услуг для поступления выпускников в ВУЗы. Процедура диагностики Методика удобна для применения в группе респондентов, ...

а) обеспечить контроль за динамикой психосоциального развития личности;

б) упредить появление возможных отклонений в развитии личности;

в) определить программы работы с обследуемым с целью оптимизации условий психосоциального развития личности;

г) оценить эффективность психолого-педагогических мероприятий.

Этапы диагностического обследования и подходы к его организации.

Диагностическая работа является неотъемлемым компонентом всей деятельности психолога. Она вплетена в систему психологической практики наряду с профилактической, развивающей и коррекционной работой. Общая деятельность психолога в соответствии с этим включает несколько этапов:

1) изучение запросов;

2) выделение и формулировка психологической проблемы;

3) выдвижение гипотез о возможных причинах наблюдаемого феномена;

4) выбор подхода для изучения и дальнейшей «проработки» проблемы, соответствующих ему методов диагностики;

5) применение отобранных методов – т.е. собственно процедура диагностики, обработка полученных результатов;

6) формулировка диагноза, который обязательно должен содержать и прогноз дальнейшего развития; определение основных направлений коррекционной деятельности;

7) разработка программ психокоррекционной и развивающей работы, рекомендаций или психопрофилактических мероприятий;

8) реализация коррекционно-развивающей программы / проведение профилактических мероприятий;

9) контроль за выполнением и результативностью коррекционно-развивающих или профилактических мероприятий средствами диагностики (Н.И. Шевандрин).

Такого же подхода – рассмотрение психодиагностики в системе всей психологической работы придерживается и Й. Шванцаре. Он выделяет следующие этапы психодиагностического процесса:

1. Формулировка проблемы на основании изучения всех сведений об индивиде (анамнез, специальные медицинские заключения, сведения об индивиде с точки зрения его успеваемости в учебном заведении, информация об особенностях поведения и деятельности и прочие)

2. Формулировка гипотез и выбор диагностических методов.

3. Проведение тестирования ; анализ полученных данных.

4. Формулировка заключений (например об уровне психического развития или других особенностях).

5. Ответы на вопросы, поставленные на первом этапе.

6. Формулировка мероприятий, являющихся желательными на основании психологического заключения.

Близок к системному подходу в рассмотрении психодиагностической работы, как составной единицы психологической практики, — Каминский. Он предлагает такую схему психодиагностического процесса:

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ СБОР АНАМНЕСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ ТЕСТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ БЕСЕДА НАБЛЮДЕНИЕ ОФОРМЛЕНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО МНЕНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Несколько иной подход в выделении этапов психодиагностики отмечается у Корманна. Он определяет схему психодиагностического процесса, ограничивая ее рамками собственно психодиагностики.

Этапы психодиагностического процесса по Корманну

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ПОСТАНОВКА ВОПРОСА

_____________ПОДБОР ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

↕ ↑ (если недостаточно)

↓ ↑

↓ ПРОВЕДЕНИЕ→ ОБРАБОТКА→ ПРОВЕРКА, ПОДВЕДЕНИЕ

↓ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТА ДОСТАТОЧНО→ ИТОГОВ

↓ ↓ ЛИ ПОЛУЧЕННЫХ ЭКСПЕРТИЗЫ

↓ ↓ ДАННЫХ ДЛЯ(если достаточно)

↓ ↓ ОТВЕТА НА

↓ ↓ ПОСТАВЛЕННЫЙ

↓ ↓ ВОПРОС

↕ ↓

↔ → ПОСТАНОВКА НОВЫХ

ВАЖНЫХ ВОПРОСОВ

↓_________→ИЛИ___________→ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ

ВЫВОДЫ

Таким образом, любое психодиагностическое обследование «вытекает» из запроса и предполагает:

— предварительное изучение состояния проблемы на основании наблюдения, беседы,

— формирование гипотезы относительно причин интересующего феномена,

— определение оптимального подхода изучения проблемы, выбор соответствующих ему средств диагностики,

— проведение психодиагностической процедуры;

— обработка полученных данных и их интерпретация,

— оформление предварительных выводов и установление способов их использования в целях улучшения характеристик изучаемой переменной,

— ознакомление с ними заказчика.

Поскольку психодиагностическое обследование, проводимое в практических целях, подчиняется основным правилам организации психологического исследования, выполняемого в научных целях, то оно также предусматривает обязательное определение компонентов психодиагностического процесса:

а) наличие цели;

б) определение объекта исследования;

в) выделение предмета исследования;

г) формирование гипотезы исследования;

д) учет возможных ограничений.

Психологи выделяют несколько типов ограничений, которые существенно влияют на выбор психодиагностических средств, на ход процедуры обследования, интерпретацию полученных результатов:

1) по ресурсам (по времени, по диагностическим материалам (наличию необходимых и их разрешающим возможностям), профессиональной компетентности психолога и прочие);

2) по точности (особенно актуально данное ограничение в отношении сконструированных самим психологом методик и их степени адекватности по измерению интересующей переменной);

3) принципиальные (например, ряд переменных выступают, как дополнительные и не могут быть одновременно измерены со сколь угодной точностью).

Помимо указанных ограничений результаты исследования могут быть искажены из-за неверного выбора подхода в организации психодиагностического процесса. В практике психодиагностики известны следующие неадекватные подходы конструирования психодиагностической процедуры:

1. «Подход по рецепту». Он заключается в том, что удовлетворение тестирующего вытекает прежде всего из убеждения, что для всех случаев имеется какой-либо тест.

2. Узколабораторный подход заключается в том, что тестирующий довольствуется лишь частичными результатами.

3. Комплексный, но ригидный подход заключается в том, что тестирующий применяет наборы методов, большинство из которых не релевантны целям исследования и даже нежелательно загружают испытуемого.

Общей чертой указанных подходов являются погрешности при постановке вопросов. «Задавать правильные вопросы – это самая главная предпосылка всякой диагностики» (Й. Шванцара).

Неспособность правильно ставить вопрос и формулировать проблему может дополняться ошибками, допускаемыми психологами при выборе диагностических средств. Такие ошибки в большей мере свойственны начинающим психологам, не имеющим должного опыта в организации и проведении психодиагностики. Ошибочные действия в выборе средств диагностики проявляются:

1) в стремлении найти идеальную психодиагностическую методику, которая бы подходила для решения любой психодиагностической задачи;

2) в коллекционировании методик, то есть тенденции накапливать методические средства без учета того, что они должны оптимально соответствовать решению поставленной задачи и составлять целостную систему (неопытные психологи могут накапливать методики, не обращая внимания на то, что по сути они дублируют друг друга).

Условия определения диагностических средств.

Запрос психологу поступает от разных лиц. Преимущественно это те люди, которые так или иначе связаны с основным местом его работы. В сфере образования, к примеру, это – родители, учащиеся или воспитуемые, педагогические работники, в том числе и специалисты узкой специализации: социальные педагоги, дефектологи; в производственной сфере – руководители, члены трудового коллектива, специалисты по подбору кадров, сотрудники, чья основная деятельность — оптимизация труда и повышение его производительности, продвижение товаров на рынке и выполняющие другие важные производственные функции. Чаще всего они не владеют специальной психологической терминологией и имеют нечеткие представления о психологических явлениях и причинах их влияния на человеческое поведение и деятельность. Вместе с тем их отличает желание как можно быстрее получить ответ на вопрос: «В чем причины того или иного феномена?» а также представление о том, как можно справиться с нежелательным явлением в короткие сроки времени. Эти особенности заказчиков на выполнение психологических мероприятий и характер их требований должны учитываться психологом в организации диагностических мероприятий, и, прежде всего при выборе концептуального подхода для решения проблемы (благодаря подходу определяются переменные, подвергающиеся измерению), а также средств самой диагностики. Традиционно, при необходимости изучения личности выбираются психологические свойства, суть которых понятна неспециалистам (Этому критерию отвечают теории типов и теории черт); при потребности оценки деятельности и поведения также предпочтение отдается методикам, выявляющим характеристики, которые известны заказчикам обследования. Относительно самих диагностических средств также имеются некоторые правила, сформированные в ходе длительного опыта психологической практики. Для разрешения несложных проблем порою достаточно бывает беседы или методов наблюдения. Но в сложных случаях или ситуациях, требующих выявления типичных особенностей или причин того или иного явления, следует проводить массовые обследования, применяя специальные методики. В отношении этих методик актуально выполнение условия – процедура диагностики должна проводиться в экспресс режиме, быть предельно простой и позволять определять переменные, суть которых ясна неспециалистам. Таким образом, диагностика в практических целях предполагает использование экспресс-методик, предусматривающих доступность задач, предлагаемых испытуемым, но не отрицающих получение достоверного результата.

Для реализации диагностических задач в практических целях традиционно применяются способы:

1. Относительно длительное наблюдение за обследуемым в реальных условиях при необходимости определения основных тенденций его поведения и деятельности, установления направленности его личности и причин особенностей его поведения. Организация наблюдения требует постановки цели исследования, а также знаний о том свойстве, которое наблюдается.

2. Создание психологом ситуаций, в которых бы респондент проявился согласно цели исследования.

3. Применение методов психодиагностики (тестов, самоотчетов, проективных методик и других средств измерения интересующей переменной).

С точки зрения решения психодиагностических задач наибольшими преимуществами обладают именно психодиагностические методы, поскольку только они позволяют:

а) представить наиболее полную и точную информацию о человеке за короткий промежуток времени;

б) предоставить количественное и качественное сравнение респондента с другими людьми;

в) определить типичные особенности поведения и деятельности испытуемого, отмежевать закономерные проявления психического у обследуемого от случайно возникающих;

г) прогнозировать поведение человека и продуктивность его деятельности;

д) дать обстоятельное психологическое заключение относительно изучаемого объекта с установлением причин его вызывающих.

Особенности применения и формы представления психодиагностических данных.

В соответствии с источником, оформившим запрос на проведение психологической диагностики, и целями запроса, полученные в результате психодиагностики данные могут применяться в нескольких вариантах:

1) данные используются обследуемым в целях саморазвития или в других целях (например, в методике «Биограф» испытуемый имеет возможность самостоятельно поработать со своим опытом);

2) данные напрямую используются диагностом (например, для организации психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий);

3) данные используются заказчиком (например, администраций для принятия управленческих решений, родителями в процессе воспитания ребенка, педагогами для наиболее оптимальной организации учебно-воспитательного процесса).

В случаях, когда предполагается использование данных самим заказчиком, психологу следует с особым вниманием отнестись к оформлению заказа с тем, чтобы точно и четко определить цели и задачи психодиагностики. Потребность во внимательном отношении к этапу оформления заказа обусловливается необходимостью соблюдения правил профессиональной этики в процессе ознакомления заказчика с полученной информацией. Четкое определение того, чего хочет заказчик, нужно, чтобы не сообщить ему об обследуемом человеке лишней информации, не отвечающей напрямую на вопросы заказчика, и вместе с тем способной навредить обследуемому лицу.

Наиболее оптимальными способами предъявления информации, выявленной в результате проведения психологической диагностики, является беседа, которая должна быть предварительно тщательно продумана психологом. В случаях, если заказчик требует ответа психолога в письменном виде (чаще всего это бывает, когда запрос носит официальный характер, то есть формируется в условиях организации – школы, производственного предприятия или службы по оказанию тех или иных услуг), то результаты диагностики предоставляются в виде психологического заключения или справки. Эти документы в свою очередь также должны отвечать определенным требованиям.

Основные требования к оформлению психологического заключения по итогам психодиагностики:

1. Психологическое заключение должно соответствовать цели заказа, а также уровню подготовки заказчика к получению такого рода информации.

2. Содержание заключения должно вытекать из целей диагностики.

3. В содержание заключения должны входить конкретные рекомендации в зависимости от характера полученных данных, если таковые требовались заказчиком.

4. Заключение должно включать краткое описание процесса психодиагностики, то есть используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретация данных, выводы.

5. В заключении необходимо указывать наличие ситуационных переменных во время проведения исследования, таких, как:

а) состояние респондента/испытуемого;

б) характер контакта испытуемого с психологом;

в) нестандартные условия тестирования;

г) отношение испытуемого к выполнению предлагаемых заданий.

Психологическое заключение по результатам психодиагностики оформляется в соответствии с представленным ниже образцом.

Должность и ФИО заказчика,

оформившего запрос

 

Психологическое заключение

по результатам исследования целеполагания у учащихся

(мотивации работников ….. организации),

проведенного среди учеников 9 класса (сотрудников … отдела)

Цель исследования: изучение умений школьников четко ставить жизненно важные

цели и планировать действия по их достижению, определяя время реализации промежуточных задач

(выявление направленности личности работников и степени ее согласованности с идеями функционирования организации).

Объект исследования: целеполагание старших школьников (мотивация

сотрудников).

Предмет исследования: особенности целеполагания школьников в связи с их

готовностью реализовывать поставленные цели

(своеобразие мотивации работников, по-разному понимающих идеи развития предприятия).

Применяемые методы и методики:

Ход исследования: отражается форма проведения исследования (групповая или индивидуальная), число участников эксперимента, при необходимости дается краткая характеристика экспериментальной группы; указывается средство диагностики и суть самой процедуры исследования (для реализации цели исследования испытуемым была предложена анкета, которая предполагала ответы на 25 вопросов открытой формы)….

Результаты исследования показали / в итоге диагностики выявлено …

На основе полученных сведений были сделаны выводы: …..

Рекомендации: они должны отражать: 1) лиц, для которых они предназначаются;

2) рекомендуемые формы работы и виды психологического воздействия.

Чаще всего адресатами, получающими рекомендации, выступают:

а) заказчики исследования;

б) сами обследуемые;

в) психолог;

г) лица, которые непосредственно связаны с испытуемыми и имеют на них влияние.

 

Дата

 

Психолог (подпись) И.О. Ф.

(указывается должность,

место работы)

Кроме справки, психологического заключения по итогам диагностики может оформляться психологическая характеристика. К оформлению данного документа прибегают в случаях изучения личности. В ней обязательно указывают автобиографические сведения об испытуемом, источники, используемые для получения информации, документы, подвергшиеся изучению и сделанные на основе их исследования выводы; цель исследования личности, методы и методики исследования, особенности поведения испытуемого в ходе процедуры диагностики, полученные в процессе исследования данные об особенностях личности, причины наиболее значимых и типичных личностных проявлений и выводы по результатам диагностики, включающие отражение диагноза и прогноза дальнейшего развития.

 

Литература:

1. Анастази А. Психологическое тестирование. – Т. II. – М.: Педагогика, 1982.

2. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 10 – 13.

3. Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика / Под ред. И.Ю Беляева и др. – М.: Изд-во МГУ, 1992. – 112 с.

4. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. – 272 с.

5. Психологическая дифференциация нарушений развития у старшеклассников: методические рекомендации / Отв. ред. В.В. Ковалев. – М.: НИИ психиатрии, 1982. – 33 с.

6. Шванцара Й. Диагностика психического развития (Пер. с чешского; Общ. ред. Г.А. Овсянникова. – Прага: медицинское издательство Авиценум, 1978. – С. 46.